Зинин егэ по литературе г. Упрощены сопоставительные задания

Часть третья

Задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года

Второй тур

Уважаемые участники!

В ходе второго тура вам предстоит выполнить две работы, на которые суммарно отводятся три часа астрономического времени. Рекомендуем разделить его приблизительно поровну между двумя заданиями.

Часть первая

В 2008 году телеканал Россия, Институт российской истории РАН, фонд «Общественное мнение» подготовили проект «Имя Россия», в результате которого 12 имен россиян были названы телезрителями для выхода в финал. Это: Александр Невский, Петр I, И.В. Сталин, Д.И. Менделеев, А.В. Суворов, Ф.М. Достоевский, Екатерина II, В.И. Ленин, Александр II, Иван IV Грозный, А.С. Пушкин, П.А. Столыпин.

С 5 октября по 21 декабря 2008 г. видные политики, ученые, деятели культуры в ходе специальных телевизионных передач поочередно представляли названных выше людей, вели дискуссии об их вкладе в развитие Отечества.

По итогам голосования жюри в студии, состоявшего из людей, которые и представляли 12 имен-претендентов на звание «Имя Россия», было решено назвать победителем Александра Невского и Александра Пушкина совместно, Суворов - оказался на втором месте, Столыпин - на третьем.

Представьте себе, что вы выдвигаете кандидатуру россиянина на проект, подобный проведенному. Вам необходимо обосновать выдвижение имя человека, который, на ваш взгляд, заслуживает быть названным «Имя России». Вы можете согласиться, а может не соглашаться с результатами реально прошедшего проекта. Вы не обязаны выбирать из тех имен, которые в телевизионном проекте вышли в финал, но можете обращаться и к кому-то из них.

Выскажите свою точку зрения.

Для этого составьте о выбранном вами человеке рассказ и запишите его. Планом вашей работы могут стать ответы на следующие вопросы:

  1. Что вы понимаете под словами «Имя Россия»?
  2. Определите – какими качествами должен обладать тот (та), кто заслуживает быть так названным?
  3. Назовите имя избранное вами.
  4. В чем состоят его (ее) заслуги перед Отечеством (в какой сфере он (она) трудился, каких достижений добился, что нового им (ей) привнесено?)
  5. Насколько сообразуются с достижениями этого человека его (ее) моральные устои?
  6. В чем современно то, что сделано этим человеком?
  7. Что вам известно об отражении судьбы этого человека в музеях, литературе, художественных и документальных фильмах и т.д.

Ваш рассказ может содержать позиции, которые здесь не приведены.

ВНИМАНИЕ! Очень важно избрать форму рассказа о человеке, о котором вы пишите. Это может быть рассказ через своеобразную экскурсию по местах его (ее) жизни и деятельности или описание вашего представления о музее, посвященном этому человеку, или обоснованное перечисление основных идей монографии, рассказывающей о нем (о ней), которую бы вы хотели написать и т.д.

Критериями для оценивания вашего проекта для жюри станут (максимальная оценка за выполнение задания – 35 баллов):

  1. осознанность понимания термина «Имя Россия»;
  2. четкость аргументации в доказательстве правильности вашего выбора;
  3. грамотность использования исторической информации о выбранном вами человеке;
  4. знания об отражении деятельности избранного человека в культуре России;
  5. четкость и логичность повествования, избранная его форма;
  1. раскрытие значения для современной России деятельности выбранного вами человека, влияния его личности на взгляды людей нашего времени;
  2. проявление личностной позиции при раскрытии темы.

Часть вторая

Напишите сочинение-эссе на одну из тем, предложенных ниже. Максимальное число баллов за эту работу – 40. Жюри, оценивая вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

1) раскрытие обоснованности выбора темы (кратко объясните, с чем связан выбор именно этой темы);

2) раскрытие понимания смысла высказывания, которое вы взяли в качестве темы работы;

3) показ вашей личной позиции по отношению к избранной теме;

4) грамотность использования исторических теорий, понятий, фактов;

5) логичность изложения темы;

6) аргументированность и точность выводов;

7) знание освещения данной проблематики в научных теориях, высказываниях ученых, политиков и т.д.

(Максимальная оценка за выполнение задания – 35 баллов).

1) ознакомьтесь с предложенными темами;

2) определите смысл данных высказываний;

3) осмыслите проблему в контексте исторической науки;

4) сформулируйте свое отношения к избранному высказыванию;

5) определите исторические термины, понятия и обобщения, которые потребуются вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне;

6) отберите факты, примеры из истории, которые убедительно обоснуют вашу позицию.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ

1) «Приняв крещение из рук греков, восприняв ряд элементов византийской культуры, русские люди не подпали под иссушающее воздействие византийской церковности, а нашли свой путь культурного развития во всех областях». (Б.А. Рыбаков)

2) «... Софийский собор – палладиум древних новгородцев! Он много видал около себя происшествий, славных и позорных, радостных и плачевных. Он все их пережил, был увешиваем трофеями и омываем слезами. Такой старец достоин низкого поклона от всякого мимоходящего». (Епископ Старорусский и викарий Новгородский Е.Болховитинов)

3) «После нашествия Батыя резко падает авторитет Владимирского княжества. Последней яркой вспышкой его энергии была деятельность Александра Невского – боевая в обороне западных областей от шведов и ливонских немцев, полная политической выдержки и осторожной покорности в отношении к татарам». (А.Е. Пресняков)

4) « Иван III входил в круг наиболее значительных европейских монархов, живших на рубеже XV-XVI вв. Он оставался сыном своего времени, жестоким и подчас коварным правителем. Но когда речь шла о государственных интересах, он умел подниматься над многими предрассудками…» (А.А. Зимин)

5) «Все политические помыслы Ивана IV сводятся к одной идее, к мысли о самодержавной власти… Вся философия самодержавия свелась к одному простому заключению: «жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же». (А.Л. Янов)

6) «Смута втянула в политическую борьбу тех, кто никогда ранее не помышлял об этом, породила, по сути, первое общенациональное общественное движение. «Государево дело»…оказалось доступным для простых «мужиков», осмелившихся думать о спасении «преславного Московского государства». (И.Л. Андреев)

7) «Полтавская битва была не простое сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства, это была поверка действительности замыслов столь великих, что, вероятно, они самому Петру, в горькие минуты неудач и разочарования, казались несбыточными, как и почти всем его подданным...» (В.Г. Белинский)

8) «Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, и европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы». (А.С.Пушкин)

9) «… Не только древняя, но и новая история России немыслима без казачества» (В.В. Путин)

10) «Продвинулась ли Россия в царствование Екатерины II по пути прогресса?...На этот вопрос мы должны дать положительный ответ… Порицать же императрицу – имея в виду ее крупномасштабные недостатки – можно за ужесточение крепостного режима, распущенность и излишнюю расточительность» (Н.И. Павленко)

11) «Таким образом, ближайшие последствия закончившегося формально вничью Бородинского сражения дают нам возможность правильно оценить его. Если русская армия потеряла контроль над частью своей территории, пусть и чрезвычайно важной с моральной точки зрения, то французская потерпела стратегическое поражение» . (О.Р. Айрапетов)

12) «Что бы ни говорил Николай I после того, как Секретный комитет единодушно высказался против крестьянской реформы, первоначальные замыслы царя…были совершенно иными. Император сознавал неизбежность и своевременность подготовки к более радикальным мерам в крестьянском вопросе» (С.В. Мироненко)

13) «Родоначальники «западничества» были ничуть не меньшими патриотами, чем «славянофилы», просто они были другими патриотами… Их патриотизм был обращен не в прошлое и настоящее, а в будущее России» (А.И. Володин)

14) «На каждом историческом повороте в начале XX в. власть в России упускала шанс решительной и последовательной реформой укрепить, приспособить к новым временам существующий режим». (В.С. Дякин)

15) «Наследие Победы – это не просто наша память. Но и моральный ресурс развития государства». (Д.А. Медведев).

16) « Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее - он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее..

Это – Прометеево деяние…» (С.П. Королев).

Третий тур

(общие задания для 9 – 11 классов)

ДОРОГИЕ УЧАСТНИКИ ОЛИМПИАДЫ!

Третий тур представляет собой научный (на уровне возможностей участников олимпиады) семинар, в ходе которого каждый из учащихся:

1) выбирает одну из дискуссионных тем по истории России, предложенных жюри, готовит выступление по ней с изложением собственной позиции, показывает знание источников по этой теме и различных взглядов на нее в науке;

2) отвечает на вопросы жюри;

Максимальное количество баллов – 40.

Ваше участие в туре будет оцениваться по следующим критериям

Представление собственной работы

1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.

2. Знание исторических фактов.

3. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

4. Аргументированность суждений и выводов.

5. Знание историографии проблемы, мнений историков.

6. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

7. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

8. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).

Темы для обсуждения

1. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства.

2. Роль и значение христианизации Руси.

3. Роль и место Великого Новгорода в истории России.

4. Дискуссия о реформах Ивана IV Грозного, о характере опричнины.

5. Смута в России: причины, расстановка сил, уроки.

6. Характер социальных движений в России во второй половине XVII в.

7. Предпосылки преобразований в новый период русской истории.

8. Дискуссия о месте и роли петровских реформ в России.

9. Эпоха великих реформ 60-70-х гг. XIX в.: значение, уроки.

10. Дискуссия о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.

11. Вопрос о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны.

12. Роль СССР во Второй мировой войне.

13. «Холодная война»: причины, итоги, опасность повторения.

14. Россия в мировой истории начала XXI в.

Предварительный просмотр:

Часть третья

Первый тур

Ответы к заданиям 9 класса

№ иллюст.

Кто изображен

Буква, обозначающая отрывок о деятеле науки

Д.И. Менделеев

В.И. Даль

С.П. Королев

М.В. Ломоносов

Н.И. Пирогов

К.Э. Циолковский

А.Д. Сахаров

2. А) С.В. Рахманинов;

Б) С.И Шмелев;

В) Н.А. Бердяев;

Г) И.А. Ильин.

Объединяет то, что все они – представители русского зарубежья.

Ключи к загадкам Клио

3. Календарь.

Через века и годы …

4. 1) Иван Грозный, царевич Иван, Борис Годунов.

2) А.Д. Меншиков, Петр II.

3) Павел I, Великие князья Александр и Константин.

5. 1) Документ датируется второй половиной 20-х гг.

2) Аргументы: революция уже установила единое руководство и единый план; появляется понятие «идеологическая диктатура» - не позднее начала 30-х гг.; речь идет о развернутом социалистическом строительстве; планомерная организация кинематографа отсутствует; от юбилея к юбилею - наверное, после 1927 г.; нет органа, управляющего кинематографией; планового идеологического руководства пока нет; коммерческая рентабельность говорит об относительной близости по времени к нэпу.

Исторические задачки

В ответ на меморандум были построены «именные» эскадрильи «Ультиматум» и «Наш ответ Керзону». Этот факт нашел отражение в плакате с одноименным названием.

Кулак вместо пропеллера должен был демонстрировать Западу военную мощь страны Советов.

1.Б

2. З

3. М

4. Д

5. Ч

6. К

7. Б

8.Т

9. С

10.К

По вертикали должно получиться «Солженицын».

Принимаются ответ: «Архипелаг Гулаг» или название иного его особо значимого произведения.

Предварительный просмотр:

Часть третья

Ответы к заданиям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года

Первый тур

Ответы на задания 10 класса

1. 1) символистами;

2) символах;

3) акмеизм;

4)акмеизмом;

5) футуризм;

6)кубисты.

Номер отрывка

Номер, под которым стоит имя писатели

Буква, под которым стоит имя политического деятели

Правильный порядок (от меньшего к большему):

  1. векша, 2) куна, 3) ногата, 4) резана, 5) гривна.

Через века и годы …

Перевод, сделанный при дворе, искажен в пользу царя.

1. В подлиннике патриарх увенчивает Ивана Грозного по его просьбе, в переводе патриарх делает это по собственной инициативе («нас просили увенчать царя Ивана» - «мы постановили благословить и венчать его»).

2. В переводе исчезли все сомнения в законности венчания 1547 г. (Мы вознамерились, подавая и утешая царя, быть и имено ваться законно и благочинно венчанным»).

3. Абстрактные положения грамоты заменены актуальными для борьбы Ивана Грозного со знатными боярами требованиями повиновения его власти («привыкли повиноваться благочестивому царю, как началу и непоколебимому основанию» - «яко же и Небесные силы, и чины един единому повинуются, так же и земные князья в послушании бы истинно пребывали»).

1) 12 апреля 1961 г. – полет Ю.А.Гагарина в космос, (2) май 1961 г. – выход 5-го номера журнала «Молодая гвардия».

2) Направления ответа: предположения читателей об аресте или даже расстреле автора повести, о его принадлежности к антипартийной группе, о связях с иностранной разведкой и т.п. – это отголоски морального состояния советского общества недалекого прошлого. И хотя в стране «оттепель» , идет процесс десталинизации , люди продолжают в душе оставаться подозрительными, враждебно настроенными к Западу и т.п. Настроения читателей – продукт «холодной войны».

3) Направления ответа: подозрения редакции о связях автора повести с секретными космическими лабораториями, боязнь невольно выдать американцам государственную тайну (хотя повесть была, главным образом, посвящена будущим космонавтам, а не деталям космических ракет) и т.п. По сути, это тоже духовные продукты «холодной войны» и соперничества с Западом в сфере науки и техники.

Исторические задачки

  1. Угождать, льстить, заискивать.
  2. Жаловаться на свою судьбу, прикидываться несчастным.
  3. Отсутствие кого-либо где-либо.
  4. Очень большое количество, великое множество.
  5. Болтовня, неправдоподобные выдумки, явная ложь.
  6. Время второго завтрака или раннего обеда. Начинался с 11 часов утра.
  7. В конце XVIII - начале XIX в. разряд граждан, куда входили наиболее общественно активные и богатые горожане.
  8. Своекорыстный человек, думающий лишь о своем интересе.
  9. Место, где можно было очень дешево получить обед из трех блюд. Питались там извозчики, разнорабочие и т.п.
  10. Полицейский участок.

1 П

2 Х

3 В

4 П

5 С

6 С

7 С

8 З

9 Д

Предварительный просмотр:

Часть третья

Ответы к заданиям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года

Первый тур

Ответы на задания 11 класса

Из истории российской культуры

1. А) А.А. Бахрушин;

Б) С.Т. Морозов;

В) Ф. И. Шаляпин;

Г) А.Н. Скрябин;

Д) М.А. Врубель;

Е) М.В. Нестеров;

Ж) В.А. Серов;

З) К.С. Малевич;

И) И.П. Павлов;

К) И.И. Мечников;

Л) К.Э Циолковский;

М) В.И. Вернадский.

Номер отрывка

Имя писателя (порядковый номер)

Имя политического деятели

(соответствующая буква)

  1. М.А. Алданов (определяется по словам «писатель, автор научных работ по химии, свои главные произведения написал в эмиграции») об Азефе (определяется по описанию мук, которые претерпевает дьявол).
  2. Ф.И. Тютчев (определяется по указанию на службу поэта в Министерстве иностранных дел) о А.М. Горчакове.
  3. Л.Н. Толстой (определяется по названию письма «Не могу молчать») о П.А. Столыпине.
  4. А.И. Солженицын (определяется по указанию на жанр произведения – «повествование в отмеренные сроки») о М.В. Родзянко (определяется по словам «глава всенародного представительства»).

Через века и годы …

3. 1. О преобразованиях, осуществленных Владимиром Мономахом после восшествия на киевский престол в 1113 г. Князь упорядочил взимание процентов ростовщиками. Событие определяется по словам «зашла речь о резании» и описанию процедуры исчисления суммы долга.

2. Об избрании Бориса Годунова царем. Ключевые слева - о том, что в России «доселе властвовал непрерывно, у тавом наследия, род князей варяжских» (так Н.М. Карамзин называет династию Рюриковичей).

3. О церковном расколе середины XVII в. Событие определяется по ключевым словам об исправлении ошибок в богослужебных книгах и о том, что «люди восстали за этот аз».

4. О дворцовом перевороте, приведшем на престол Елизавету Петровну (ключевые слова - «вы знаете, чья я дочь»).

5. О тарутинском маневре. Определяется по подробному описанию военного замысла.

4. 1) К большевикам. Аргументы: критика эсеров и меньшевиков, поддержка призыва к немедленному прекращению войны, критика деятельности Думы.

2) К умеренному крылу думской оппозиции, правее кадетов, Прогрессивный блок. Аргументы: резкое осуждение всех социалистов как ставленников немецкого штаба, поддержка идеи конституционной монархии, сохранения династии.

3) К умеренному крылу эсеров. Аргументы: поддержка революционных перемен, республиканские убеждения, требование поддержки Временного правительства и продолжения войны, участие в организации Всероссийского съезда крестьян. Принимается ответ - к социалистам, к меньшевикам.

5. 1) Враждебное отношение к советской действительности и антисоветские настроения Л.Д.Ландау, по данным КГБ, выражались в критических заявлениях ученого:

О положении науки в СССР (низкий уровень руководства, политизация научной деятельности, отставание от Запада, необъективные оценки научных достижений советских ученых)

Об антисоветском и антисоциалистическом характер системы

2) «Агенты из окружения и данные оперативной техники».

Развернутая характеристика моральных устоев общества, включая круг научных соратников Л.Д.Ландау; объяснение причин нравственного разложения людей, поднадзорного положения ученых.

3) «Идеальная наука», по мнению Л.Д.Ландау, это – (1) пространство для научного творчества и индивидуальной свободы ученых, (2) для сотрудничества с учеными других стран, (3) независимое от политической конъюнктуры, (4) интернациональное, (5) объективное и критическое в оценке научных достижений «своих» и «других». Эти взгляды в 1940 – 1950-е гг. носили оппозиционный официальной идеологии характер, были результатом критического восприятия действительности, серьезно угрожали их носителям самыми суровыми карами со стороны системы.

4) Аргументы Л.Д.Ландау:

Основы социалистической системы не действуют: «диктатура чиновников», «класса бюрократов»; им, а не народу, принадлежат средства производства;

Эта система не несет ничего хорошего для человека (отсюда, ее аналогия с фашистской); внутри системы нет ресурсов для улучшения.

5) В объяснении этого противоречия может быть указано на значение научных трудов Л.Д. Ландау в теоретической физике (…), на мировую известность ученого, что укрепляло имидж СССР. Но вместе с тем широкий круг знакомств и авторитет Л.Д.Ландау, его постоянные и свободные высказывания способствовали распространению в обществе «крамольных мыслей».

Исторические задачки

Повествование о том, что узнано, исследовано

История

Преобразование, изменение

Реформа

Продаю один

Монополия

Заявление, объявление

Декларация

Написание рукой, рукопись

Манускрипт

Не соглашающийся

Диссидент

Действующий сообща

Синдикат

Часть группы

Партия

Сидящий впереди

Президент

Находящийся на краю

Маргинал

7. 1) «От каждого по способностям, каждому – по труду».

2) «Всенародный сталинский закон».

3) Право на образование, на труд, на отдых.

8. 1. П, Г.

2. Человек, не знающий элементарного, других укоряет в незнании тонкостей.

3. Огромные усилия ни к чему не привели.

4. Стоять подбоченясь, уперев обе руки в бока.

5. Слово «псалом» пишется через пси, а слово «пес» через покой.

6. Идут, взявшись за руки, держась друг за друга.

5 П

6 О

7 К

8 С

Из истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1. Маршал И.С.Конев говорит о Берлинской операции.

Доказательства: использованы все известные оперативные формы; взят крупный объект; операция продолжалась в течение 10 суток; накоплен большой опыт взятия ряда крупных объектов, в том числе Будапешта.

  1. блокады;
  2. 900;
  3. 8 сентября 1941 г.; (принимается ответ без точного числа);
  4. 27 января 1944 г.;
  5. Ладожскому;
  6. Дорога жизни;
  7. Пискаревское;
  8. О. Ф. Берггольц;
  9. Д.Д. Шостаковичем.

Из истории Великого Новгорода

5. 1. Памятник «Тысячелетие России» был установлен при императоре Александре II.

2. Он просил скульптора М.О. Микешина изобразить на памятнике своего отца Николая I.

3. Обращался он к скульптору М.О. Микешину

6. Жителей юга Древней Руси называли русинами, а северной (Новгород, Псков) – словенами. Таким образом, обычай париться в бане пришел к нам с севера, в том числе и из Великого Новгорода.

7. 1) «Низовыми землями» в Новгороде называли земли Владимира, Ростова, Суздаля, Мурома, а их жителей – «низовыми».

2) «Править долги» – требовать с должника взятое им. По новгородским законам во время войн этого делать было нельзя.

3) «Любские купцы» – купцы города Любека, входившего в Ганзейский союз.

4) В 10-30-х гг. XI в. Ярослав Мудрый дал Новгороду ряд грамот, в которых указывался размер податей, платившихся Новгородом вел. князю Киевскому. В них же устанавливалось, что новгородцы могли приглашать угодного им князя на правление и изгонять его.

8. 1)

  1. Церковь Спаса на Ильине улице
  2. Церковь Покрова на Нерли

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

История

11 класс

(120 минут) 1 вариант

1. Какой из русских городов был основан в XVIII ?

А) Тобольск

Б) Белгород

В) Ростов - на - Дону

Г) Царицин

2. Реформа местного управления, проведенная Екатериной II во второй половине XVIII в., имела целью

а) ликвидировать кормления

б) создать земства

в) укрепить государственную власть на местах

г) ликвидировать губернии и уезды

3. Расставьте в соответствии с численностью (начиная с самого многочисленного) народы, населявшие Российскую империю в конце XIX - начале XX в .:

а) белорусы б) евреи в) русские г) украинцы д) поляки

4. Какие мероприятия относятся к экономической и социальной политике советской власти в ноябре 1917- начале 1918 гг.?

А) национализация банков

Б) создание концессий с участием иностранного капитала

В) проведение в Петрограде Всероссийского демократического совещания

Г) создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ)

Д) введение трудовой повинности

Е) принятие Декрета о гражданском брак и семье

5. Расположите в хронологической последовательности:

А. Принятие плана ГОЭЛРО.

Б. Решение о замене продразверстки продналогом.

В. Роспуск Учредительного собрания.

Г. Роспуск комитетов бедноты.

Д. Принятие Конституции РСФСР

Ответ_________________________

Ответ: _____________________________

7. По какому принципу образованы ряды?

А) Летний дворец, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Зимний дворец

Б) И.И. Вацетис, М.В.Фрунзе, А.И.Егоров, М.Н. Тухачевский

________________________________________________________________________________________________

В) «Кризис назрел», «Марксизм и восстание», «Большевики должны взять власть», «Советы постороннего»

________________________________________________________________________________________________

8. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы:

«Статья I

Его В-во Император Всероссийский и его Величество император французов, король Италийский обязуются действовать сообща как на суше, так и на море, либо одновременно на суше и на море во всякой войне, которую Франция или Россия была бы в необходимости предпринять или вести против любой европейской державы.

Все общие военные операции будут исполняться, но ни та, ни другая договаривающаяся сторона не может ни в коем случае вступать в переговоры о мире без участия или согласия другой стороны.

Статья III

Если Англия не примет посредничества России или, приняв таковое, не согласится до 1-го будущего ноября заключить мир, признав, что флаги всех держав должны пользоваться на морях одинаковою полною независимостью, и возратив завоевания, сделанные ею на счет Франции и ее союзников с 1805 года, когда Россия стала действовать сообща с нею, но в течение сказанного месяца ноября будет передана сент-джеймскому кабинету послом Его Величества Императора Всероссийского нота. В сей ноте будет заключаться... ясное объявление о том, что в случае отказа Англии заключить мир... Его Величество Император Всероссийский будет действовать заодно с Францией...»

1. Как называется наступательный и оборонительный союз, включающий эти статьи?

________________________________________________________________________________________________

2. Когда был заключен этот союз?

3. К каким последствиям для Российской империи привело заключение этого союза?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.

Из записок И.С. Конева

«Это было третье за период Великой Отечественной войны крупное контрнаступление. Переход наших войск в контрнаступление был для Гитлера полной неожиданностью, поскольку немецкое командование так и не раскрыло нашего плана преднамеренной обороны. Тем более немцы, как уже отмечалось, имели незначительный успех, сумев лишь вклиниться в нашу оборону на брянском направлении на глубину до 35 км. Начавшееся 12 июля наступление войск Западного и Брянского фронтов нарушило всю оборону врага на орловском плацдарме. Уже к исходу 13 июля 11-я гвардейская армия вклинилась в оборону противника на 25 км, а через неделю после начала наступления она продвинулась в глубину до 70 км, создав угрозу основным коммуникациям орловской группировки врага с северо-запада. Значительных успехов добились и войска Брянского фронта».

1.Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке.

2. Используя текст, укажите особенности этой битвы.

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

курсивом.

гривенъ .

2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже и сынове его оуставиша.

ОТВЕТ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трагический день наступил ____________________, когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда. Непосредственно оборону города осуществляли 62- я (командующий генерал ________________________________и 64 – я (командующий генерал ______________________) армии.

13.

1) их фамилии

2) сферу их деятельности

1. 2.
3.

Ответ: Ответ: Ответ:

14. О ком идет речь?

а) Родился в 1656г, но только в 1702 г. грамотой Петра I пожалована фамилия … вместо прозвища Антуфьев. Главный поставщик оружия для русской армии. Пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Санкт-Петербурга. Построил четыре завода на Урале и один на Оке. В 1720 году получил дворянское звание. Умер в год смерти Петра I.

Ответ______________

15. Историческое эссе

Критерии оценки эссе:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2015/16

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

История

11 класс

(120 минут) 2 вариант

1. Кому принадлежат эти слова?

«Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием»

А) Н.С. Хрущев

Б) Г.М. Маленков

В) М.С. Горбачев

Г) Б.Н. Ельцин

2. В битве на реке Калке участвовали

А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович

Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян

В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,

Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

Г) Витовт,Ягайло, Темир-Кутлуг, Едигей

3. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала войн, которые вела Россия?

    1556 г., 1648 г., 1812 г., 1884 г.

    1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

    1499 г., 1590 г., 1812 г., 1893 г.

4) 1558 г., 1812 г., 1876 г., 1890 г.

4. Особенностями древнерусского иконописания являются:

А) обратная перспектива

Б) пейзажный фон

В) лики святых, написанные с реальных людей

Г) ирреальный фон

Д) плоскостное, статичное изображение

5. Восстановите хронологическую последовательность:

А) основание Риги крестоносцами

Б) избрание нойона Темучина Чингисханом

В) взятие ханом Батыем Киева

Г) поход новгород-северского князя Игоря в половецкую степь

Д) восстание в Твери против баскаков

Ответ: ____________________________

6. Соотнесите храмы и историческую личность, в годы жизни которой они были построены:

Ответ: ________________

7. По какому принципу образованы ряды? Что и почему является лишним?

А) Л.Б. Каменев, Я.М. Свердлов, М.И. Калинин, А.И.Рыков

________________________________________________________________________________________________

Б) Ништадский мир, Абоский мир, Ясский мир, Фридрихсгамский мир

_________________________________________________________________________________________________

В) Окольничий, стольник, наместник, стряпчий

_________________________________________________________________________________________________

8. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

«О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А которой христианин поживает за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре годы поживет и он весь двор платит».

1. Как называется документ, из которого взят отрывок? В годы правления какого князя документ был создан?

3. О каком социальном процессе в документе идет речь?

4. Назовите основные причины этого социального процесса.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).

Личность императора (1, имя императора), правившего в (2, годы правления) неоднозначно оценивалась современниками. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». При нем роль (3, название учреждения) как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств, созданная в (4, год), была подменена разросшейся (5, название учреждения). Она разделялась на несколько отделений, вмешивавшихся в политическую, общественную и духовную жизнь страны. Среди них особое место занимало (6, название учреждения) и приданный ему (7, название подразделения), осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами. Император твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки (8, фамилия). Под его руководством были обобщены законы, принятые после (9, название свода законов) (10, год) г. Их опубликовали в (11, название публикации). Довольно остро во внутренней политике стоял крестьянский вопрос. В (12, год) был издан указ об (13, название социальной категории), который имел еще более ограниченный эффект, чем указ (14, год) о (15, название социальной категории).

10. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных прожекторов. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая их темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…»

1. О каком сражении вспоминает маршал?

2. В каком году оно произошло?

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Перед вами фрагмент древнерусского источника, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного фрагмента, исторические обстоятельства его появления. Для этого:

10.1. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.

10.2. Укажите, как называется данный исторический источник.

10.3. Дайте комментарий к словам, выделенным курсивом.

10.4. Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие.

10.5. Охарактеризуйте смысл проводившейся меры.

1. Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, ли братню сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривенъ .

2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже и сынове его оставиша.

ОТВЕТ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Заполните пробелы в тексте.

В самом начале ______________года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и___________ Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила, отец которого________________. был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

13. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

1) их фамилии

2) сферу их деятельности

3) примерное время их деятельности.

(до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл – 9).

1. 2.
3.

Ответ: Ответ: Ответ:

14. Определение названия исторического источника

Определите источник, из которого взят данный фрагмент: « А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену»:

    Судебник 1497 г.

    «Великие Четьи - Минеи»

    «Домострой»

    «Юности честное зерцало»

15. Историческое эссе

1. «Святослав не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и характером своим пленяя стихотворца, заслуживает укоризну историка» (Н.М. Карамзин»

2. «Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам многострадального русского народа» (Н.И. Костомаров).

3. «...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить недолго судьбу народов: он есть герой не только российский, но и всемирной истории» (Н.М. Карамзин).

4. В своих политических оценках Иван Грозный следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть.» (Р.Г. Скрынников).

5. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).

6. «Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерения верховников огранчить самодержавие потерпело неудачу., почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? (Н.И. Павленко).

7. «Искусство классицизма сформировало новый тип героя - гражданина, патриота, человека, стойко переносящего все испытания судьбы» (Ю.С. Рябцев).

8. «Мы сдались не перед внешними силами Западного союза, а перед нашим внутренним бессилием» (Ю.Ф. Самарин о Крымской войне)

9. «Находились ли они, союзники [ страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно нет. Но... (У. Черчиль).

10. «В составе послесталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы выступить с докладом о культе личности. Хрущев, и только Хрущев, на мой взгляд, мог сделать это. (Ф.Бурлацкий).

Критерии оценки эссе:

    Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему).

    Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

    Точность и аргументированность выводов.

    Логичность изложения материала.

Олимпиада по истории. Ответы 11 класс 15-16 гг.

п/п

1 вариант

2вариант

баллы

А) Перечислены архитектурные памятники Петербурга XVIII века.

Б) Перечислены полководцы Красной Армии времен Гражданской войны.

В) Перечислены статьи В.И. Ленина, посвященные подготовке и проведению вооруженного восстания.

А) А.И. Рыков – председатель СНК СССР (глава правительства). Остальные – председатели ВЦИК, ЦИК СССР (главы государства).

Б) Ясский мир- подписан с Турцией. Остальные со Швецией.

В) Наместник – должностное лицо, возглавлявшее местное управление.

Остальные – придворные чины.

1. Русско-французский договор о наступательном и оборонительном союзе.

3. Оформление русско-французского союза и раздел сфер влияния: Франция - Западная и Центральная Европа, Россия - Северная и Южная Европа; присоединение России к континентальной блокаде Англии; согласие России на создание герцогства Варшавского; ограничение присутствия России в Средиземном море и передача Франции Ионических островов, занятых русским флотом.

1) Судебник 1497 года. Иван III.

2) закрепощение крестьян

3) 1. Низкая производительность крестьянских хозяйств; 2. Постоянно увеличивающиеся расходя на поддержание обороноспособности страны; и как следствие: необходимость укрепления служилого дворянства; 3. Необходимость обеспечения господствующих слоев населения бесплатной рабочей силой, путем прикрепления крестьян к земле и феодалам и т. п.

1 Николай I

3 Государственный совет

6 Третье отделение

7 Корпус жандармов

8 М.М. Сперанский

9 Соборное Уложение

13 Обязанные крестьяне

15 Вольные хлебопашцы

1 Николай I

3 Государственный совет

5 Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

6 Третье отделение

7 Корпус жандармов

8 М.М. Сперанский

9 Соборное Уложение

11 Полное собрание законов Российской империи

13 Обязанные крестьяне

15 Вольные хлебопашцы

1) Курская битва, 1943 г.;

2) советские войска перешли в наступление, предварительно измотав противника в оборонительных боях

1) Битва за Берлин

4. Вторая половина XI в.

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого. 2. После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.

2. Русская Правда (Принимаются ответы – Пространная Правда, Правда Ярославичей.)

3. Ярослав – великий князь Киевский (1019 – 1054). Гривна – денежно-счетная единица в Древней Руси.

4. Вторая половина XI в.

5. Окончательное изживание обычая кровной мести. Свидетельствует о распаде родовых отношений в процессе развития Древнерусского государства.

Итого макс. 10б.

Трагический день наступил 23 АВГУСТА 1942 ГОДА когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда. Непосредственно оборону города осуществляли 62- я (командующий генерал ЧУЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ и 64 – я (командующий генерал ШУМИЛОВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ армии.

В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и ПОЖАРСКИЙ. Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила, отец которого ФЁДОР РОМАНОВ (ФИЛАРЕТ), был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

1) Анна Иоанновна (Романова),

2) императрица

3) первая половина XVIII в.

1) Г.К. Жуков

2) военачальник, маршал СССР

3) первая половина XХ в.

1) В.О. Ключевский

2) историк

1) Анна Иоанновна (Романова),

2) императрица

3) первая половина XVIII в.

1) Г.К. Жуков

2) военачальник, маршал СССР

3) первая половина XХ в.

1) В.О. Ключевский

2) историк

3) вторая половина XIХ – начало ХХ в.

Никита Демидов

Домострой

Критерии оценки эссе:

1. Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему).

2. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

3. Точность и аргументированность выводов.

4. Логичность изложения материала.

Итого 14б.

Максимальный балл - 69

Наш педагогический всероссийский портал Солнечный свет рад приветствовать всех школьников и любителей истории в данном разделе. Мы приглашаем Вас принять участие в бесплатных онлайн олимпиадах по истории 2016-2017 года. Все тесты основаны на разделах изучаемых в школе. Наш портал обладает широким списком различных развлекательных и познавательных тестов. Каждый желающий попробовать себя в данном поприще может зарегистрироваться на нашем портале, пройти тест и по возможности может заказать диплом по пройденному заданию. Основным нашим отличием является, выдача дипломов сразу же после завершения вашего теста. Вам не придется ждать месяцами или годами диплома, вы его получите сразу после окончания теста.

Основной задачей проведения онлайн олимпиад по истории для учеников - поиск ребят, которые увлечены историей, неординарно мыслящих ребят и грамотно строящих свои мысли на исторические темы. Данные онлайн тесты позволяют выявить тех, кто проявляет особые способности к занятиям по истории. Олимпиады также выявляют тех претендентов, в которых могут быть заинтересованы различные университета страны. Наш портал не выдает бесплатный билет в будущее, это значит, что мы не являемся государственными учредителями олимпиад, посредством которых, ребенок сможет поступить в любой ВУЗ. С нами вы получаете определенный багаж знаний и опыта, который сможете предъявить на всероссийской олимпиаде по истории. В задачу нашего педагогического портала входит развить у учащегося желание изучать историю, а также мы показываем какие знания, навыки нужны участникам, для хорошего написания теста. На нашем сайте каждый может пройти олимпиады по истории. Онлайн тесты разработаны для проверки знаний, полученных в школе. Онлайн тесты предоставляются для учеников, учителей, абитуриентам, воспитателям, а также тем, кто готовиться к сдаче экзаменов по истории или тех, кто хочет проверить свои знания. На нашем педагогическом портале представлены задания собранные по всем курсам средней и старшей школы.

Особенности получения диплома на сайте педагогического портала

На нашем сайте представлены различные, интересные и развлекательные тесты, а также творческие конкурсы связанные с разделами истории, которые изучаются в средних и старших классах. Хотите ли вы попробовать свои силы, способны ли справиться с вопросами по истории? Пока не попробуете не узнаете. Бесплатные онлайн тесты по истории для учеников предоставляют возможность проявить свои знания на практике. После каждого задания вы сможете проверить правильность ответа. Чтобы справиться с заданиями необходимо внимательно вчитываться в текст задания. Даже мелкие детали в истории довольно важны, поэтому не пропустите их. Решить школьную олимпиаду по истории 2016-2017 год не сложно, главное знать основные разделы исторической науки и со всей серьезностью подходить к каждому заданию. Педагогический портал Солнечный свет представляет также возможность попробовать себя и свои умения учителям, решив несколько заданий и поучаствовав в творческих конкурсах. К тому же это большой опыт и обмен знаниями между педагогами. Получить диплом можно по завершению теста. Вы оплачиваете только заказ на изготовление диплома, а после завершения можете скачать свой персональный диплом, вложив его в портфолио наград.

1. Запишите, что изображено

_______________


Олимпиадное задание. 5 класс. ФИ _______________________________

1. Запишите, что изображено

__________________________________ ___________________________

__________________________________ ___________________________


__________________________________ ____________________________

__________________________________ ____________________________

2. Заполните пропуски в предложениях.

Охота, человеческое стадо, собирательство, родовая, орудия труда, огнем.

Первый коллектив людей – это __________________, затем появилась __________ община. Главным занятием первобытных людей были ____________ и ___________. Овладев _________ и научившись изготавливать разнообразные __________________, первобытные люди заселили значительные территории Азии, Африки и Европы.

3. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

2.Изображение бога.

6.Первобытный слон.

7.Первый коллектив людей.

11.Союз нескольких родов.

По вертикали:

    «ГИЛИЯРЕ»

    «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» - __________________________

    «ЯРИИСТО» - ________________________

3. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1.Первое занятие древних людей.

2.Изображение бога.

3.Одно из первых орудий труда.

4.Занятие первобытных людей, появившееся приблизительно 10 тыс. лет назад из вопроса № I.

5.Период времени, равный 100 годам.

6.Первобытный слон.

7.Первый коллектив людей.

8.Наука, изучающая прошлое человечества с древнейших времен и до наших дней.

9.Объединение людей, пришедшее на смену первому коллективу людей.

10.Наука, изучающая прошлое по вещественным остаткам.

11.Союз нескольких родов.

По вертикали:

12. Тип хозяйства, при котором люди научились сами создавать продукты питания.

4. Переставьте буквы в словах, и у вас получится:

    Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога «ГИЛИЯРЕ» - ___________________________

    Возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» - __________________________

    Название науки, которая изучает прошлое человечества «ЯРИИСТО» - ________________________


«6 Олимпиада ИСТ 1314»

1. Запишите, что изображено


________________________________ ____________________________

_______________________________ _____________________________

B. Завоевание Рима Аларихом.

5. Ответьте ДА или НЕТ.

Олимпиадное задание по истории. 6 класс.

ФИ ___________________________________________

1. Запишите, что изображено


А_______________________________ Б___________________________

________________________________ ____________________________

В _____________________________ Г ___________________________

_______________________________ _____________________________

3. Исправьте ошибки в словах:

феадал, борщина, деситина, донжан, мозайка, импиратор, васал.

4. Расположите события в хронологическом порядке:

A. Падение Западной Римской империи.

Б. Создание Франкского королевства.

B. Завоевание Рима Аларихом.

Г.Принятие Хлодвигом христианства.

Д. Завоевание Галлии франками.

5. Ответьте ДА или НЕТ.

Сначала главным занятием германцев было разведение скота._______

Вторжения германцев способствовали возрождению Западной Римской империи. ________

Слово «феод» в переводе с латинского языка означает «земельное владение». _______

Вассал - это военный слуга сеньора. _______

    Оброк, барщина, феод, надел.

    Серп, коса, меч, цеп.

6. Вставьте в текст пропущенные слова из списка (в списке есть лишние слова):

Власть, христианство, дружина, галлы, ополчение, королевский, королевство,собрание, графы, 500, 800, барщину, церкви, королем.

Около ____ года возникло франкское ________________. Хлодвиг стал ___________. Укрепляя свою ___________, он принял _________________ и получил поддержку ___________. Центром управления страной стал __________________ двор. Для управления областями назначались ___________. В случае войны, по-прежнему собирали народное _______________, но постоянной военной силой стала _______________.

7. Допишите понятие, о котором идёт речь:

    Лицо, получившее земельный надел за военную службу - _____________.

    Большие группы людей, которые отличаются друг от друга закрепленными за ними правами и обязанностями, передающимися по наследству - _________________________.

    Обязанности крестьян по отношению к феодалу - _____________________.

    Служители церкви, одна из главных сословных групп средневековой Европы - __________________________.

8. Исключите лишнее слово из логического ряда (аккуратно подчеркните).

    Оброк, барщина, феод, надел.

    Сев, жатва, обмолот, проповедь.

    Серп, коса, меч, цеп.

9. Вставьте пропущенные буквы:

Варв__ры, земл__делие, римл__не, ва___ал, Га___ия,

квадр__ум, пергам__н, м__нарх, дружи___ик, К__ролинги.

10.Переставьте буквы в словах и запишите, что у вас получится.

ЩАБИРАН - _____________ ВОСЕЛИОС - ______________

РЬСОНЕ - _______________ ГДИЛОХВ - ________________

Просмотр содержимого документа
«7 Олимпиада ИСТ»

ФИ ___________________________________________


________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Вставьте пропущенные буквы:

Олимпиадное задание по истории. 7 класс.

ФИ ___________________________________________

1. Запишите, с какими событиями Нового времени связаны эти изображения


________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Исправьте ошибки в словах:

Капетал, абсалютизм, манофактура, деситина, риформация.

3. Запишите, о ком в начале Нового времени могли сказать «Смотрите, идёт мешок с перцем» _________________________________

________________________________________________________________

4. Запишите имя человека, о котором Виктор Гюго писал:

«Есть несчастные люди: ___________________________ не может написать своего имени на открытии».

5. По какому принципу образованы логические ряды:

    Бомбарда, пушка, мушкет, карабин, пистолет. _____________________

________________________________________________________________

    Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей _____________

________________________________________________________________

    Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин _____________________

________________________________________________________________

6. Вставьте пропущенные буквы:

Астр__лябия, к__мпас, пр__тестант, инд__льг__нция, лют__ранство, инд__йцы (в Америке), книгоп__ч__тание, караве___а, кальв__низм, г__ография.

8. Запишите кто, когда, где

О торге отпущеньями, грехе

Лжеверия, налогов непосильи

Открыто было сказано в листке

То самое, что дома говорили.

1 Исаак Ньютон

А) закон всемирного тяготения

2 Галилео Галилей

3 Джон Локк

В) Вселенная не имеет края

4 Уильям Гарвей

Г) «И всё-таки она вертится!»

5 Николай Коперник

7. Среди перечисленных ниже изобретений и усовершенствований подчеркните те, которые позволили совершить Великие географические открытия: порох, шёлк, каравелла, фарфор, винт, новые источники энергии – ветряные мельницы и каменный уголь, компас, огнестрельное оружие, бумага, книгопечатание.

8. Запишите кто, когда, где сделал описанное, в стихотворении. Как назывался этот листок? Какой процесс начинается в Европе после этого? Монах шагнул на паперть и прибил

Лист тезисов к церковному порталу.

Был день торговый. Гуще люд ходил.

Подняв глаза, толпа листок читала.

О торге отпущеньями, грехе

Лжеверия, налогов непосильи

Открыто было сказано в листке

То самое, что дома говорили.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Допишите понятие, о котором идёт речь:

    Форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу (монарху) - _____________________________

    Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли - ______________________

    Общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве - ____________________________

    Предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции ____________________________

10. Соотнесите учёного и открытие, изобретение, деятельность.

1 Исаак Ньютон

А) закон всемирного тяготения

2 Галилео Галилей

Б) открыл секрет кровообращения

3 Джон Локк

В) Вселенная не имеет края

4 Уильям Гарвей

Г) «И всё-таки она вертится!»

5 Николай Коперник

Д) учение о естественных (прирождённых) правах человека – на жизнь, свободу, собственность

Просмотр содержимого документа
«8 Олимпиада ИСТ»

ШИФР:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________


ШИФР: ___________ Олимпиадное задание. История. 8 класс.

1. Запишите, кто изображён, историей каких государств связаны эти люди, как закончилась их карьера:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

2. Выберите из списка и подпишите, кому принадлежат изобретения:

А. Белл, Г. Маркони, Т. Эдисон, И. Зингер, Ч. Дарвин

________________ _____________________ ____________________


3. История какого государства представлена на карте (время, процесс, личность, итог)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Ответьте ДА или НЕТ.

4. Допишите понятие, о котором идёт речь:

    Идейно-политическое течение, опирающееся на идею сохранения традиционных ценностей и старого порядка в обществе ______________

    Политический или военный союз государств для совместных действий _____________________

    Общественно-политическое течение, провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод __________________

    Тип социально-экономической системы, признаками которой считаются частная собственность на средства производства, конкуренция, свободный рынок, наемный труд - ________________________________

5. Вставьте пропущенные буквы:

Инд__стр__ализация, карб__нарии, компр__ми__, нат__рализм, с__нтиментализм, р__ализм, м__трополия, о___озиция, пр__тект__рат, __лигархия.

6. Выберите из списка и запишите о ком идёт речь:

Д. Мадзини, Г.Форд, Д.Байрон, М. Фарадей, Д. Стефенсон.

    Открыл явление электромагнитной индукции, получил от современников прозвище «повелитель молний» _________________________

    Одновременно с российским учёным изобрёл радио, но он успел запатентовать это изобретение раньше _____________________________

    Построил первую железную дорогу в Англии в 1825 году, соединившую города Стоктон и Дарлингтон. ____________________________

    Создал общество «Молодая Италия», ставившее целью объединение страны. Единственным путём достижения этой цели считал революцию _____________________________

    Первым начал массовое производство недорогих автомобилей, применив систему сборки на конвейере _____________________________

7. Ответьте ДА или НЕТ.

    В течение XIX века шёл процесс перехода от традиционного общества к индустриальному в процессе милитаризации ____________

    Главная угроза революционных событий в Европе XIX века исходила от Франции ________

    Проблема национального объединения в XIX веке стояла перед Италией, Германией, Россией __________

Просмотр содержимого документа
«9 Олимпиада ИСТ»

[партия] стремится опереться... на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства...»

13. Прочтите утверждение и запишите, согласны вы с ним или нет

(ДА, НЕТ)

А. Главным методом борьбы кадетов была революция.

Б. Интересы крестьян были наиболее учтены в программах партий эсеров и ПСР.

В. Главным методом борьбы монархических партий было проведение реформ.

Г. Программа монархических партий отражала интересы буржуазии, дворян.

Д. ПСР из-за разногласий распалась на партии большевиков и меньшевиков.

Е. Целью либералов являлось сохранение.

Ж. Николай II был почётным членом партии эсдеков.

14. Запишите названия партий:

А. Либерального направления.

Б. Социалистического направления.

15. Ответьте на вопросы:

    Когда и в какой стране появилась эта карикатура?

    С какими событиями связано появление этой карикатуры?

    Опишите действующих лиц карикатуры, их действия – какой в ней заложен смысл.

    Дайте карикатуре название.

Олимпиадное задание. История. 9 класс.

1. Перед вами имена русских военачальников. Выделите имена участников русско-японской войны (запишите цифрами).

    Капитан I ранга В. Руднев.

    Генерал П. Ранненкампф.

    Адмирал С. Макаров.

    Генерал А. Самсонов.

    Генерал А. Куропаткин.

    Генерал Р. Кондратенко.

    Генерал М. Алексеев.

    Вице-адмирал 3. Рожественский.

    Генерал А. Брусилов.

2. Запишите заголовок, отражающий содержание предложенных характеристик:

1. Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии;

2. Стремление к военному разрешению политических и экономических противоречий с помощью сложившихся военных союзов;

3. Стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе.

3. Запишите заголовок, отражающий содержание предложенных характеристик:

1. Недостаточные возможности Лиги наций для выполнения возложенных на нее функций.

2.Стремление побежденных государств к возвращению утраченных территорий; формирование реваншистских настроений; появление политических сил, проповедующих тоталитарные идеи (фашизм).

3.Недовольство держав-победительниц условиями договоров, усилением их бывших союзников.

4.Фактическое пренебрежение интересами колониальных и зависимых стран.

5.Недооценка экономических проблем послевоенного устройства мира, желание ограбить побежденных, а не способствовать восстановлению их экономики.

4. Запишите имена исторических личностей, о которых идёт речь:

А. после некоторых событий получил в обществе прозвище «граф Полусахалинский».

Б. в декабре 1904 года преподнёс японскому императору неожиданный и очень приятный сюрприз.

В. Возглавил наиболее радикальную партийную группу после распада РСДРП.

Г. был главой Русской православной церкви, «первенствующей и господствующей».

Д. считал, что России может помочь сохранить самодержавие именно «маленькая победоносная война»

5. Запишите, что объединяет приведённые понятия:

А. «Продвагон», «Нобель-Мазут», «Гвоздь», «Продуголь».

Б. картели, синдикаты, тресты, концерны.

В. Кадеты, эсеры, большевики, октябристы.

6. Запишите, о чём идёт речь (событие; дата; страна; действующие лица; к чему привело данное событие).

Покушение было тщательно подготовлено. Но террорист был схвачен и брошен в тюрьму, где умер в 1918 г. Его труп тайно захоронили на тюремном дворе. Он осознавал последствия террористического акта для себя, но члены организации не думали о последствиях покушения для всей Европы и мира.»

7. Запишите, о чём идёт речь (событие или процесс; дата или период времени; страна или страны).

«Катастрофа, в сущности, уже разразилась в ….. ; и первый ее признак - безработица, охватившая сейчас миллионы людей. Те, кто потерял работу, терпят жестокую нужду и страдают от голода. А те, у кого еще есть работа, живут под постоянной угрозой снижения заработной платы... А произвол корпораций в области цен на продукты!....»

8. Запишите, о чём идёт речь (событие, дата, страны – где происходит, кто виноват в происходящем).

«В 5 часов начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над …. и над многими деревнями... Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции. Те, кто стоял ближе к северным окопам впереди …. , увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывавшихся, пока не слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако... Вскоре офицеры за фронтом британских войск были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей, стремившихся и тыл... Беглецы оставили за собой на фронте прорыв шириной более 4 миль, заполненный лишь мертвыми и полумертвыми»

9. Ознакомьтесь с текстом и запишите: какие государства воевали+ когда; о каком сражении идет речь +дата; каковы итоги войны.

Это нападение оказалось неожиданным для русской эскадры: корабли плохо охранялись. Некоторые из них были освещены. При первой же атаке были выведены из строя три крупных российских корабля. Противник, не сумев сразу уничтожить русскую эскадру, заблокировал ее в гавани, затопив брандеры. Это было началом осады.

В то время когда основная эскадра вела бой с противником, два судна - крейсер и канонерская лодка - приняли неравный бой в другом заливе. Понимая безвыходность положения, командующие дали приказ взорвать и затопить корабли. Этот подвиг стал сюжетом одной очень популярной песни.

10. Ознакомьтесь с текстом и запишите: о каком сражении идет речь +дата.

Это сражение называют последним аккордом в войне, которая должна была стать победоносной. В бой вступила эскадра, проделавшая до этого путь вокруг Африки. Когда эскадра только проходила мимо Мадагаскара, стало известно о гибели флота, которому она шла на выручку. Силы были неравны. Бой состоялся в Корейском проливе. Большинство боевых единиц эскадры в результате боя были потоплены, три корабля прорвались во Владивосток, четыре броненосца сдались в плен, сдался в плен и раненый главнокомандующий.

11. Запишите, какой партии принадлежит данная программа? «...Постановляет себе неуклонною целью развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества - России единой и неделимой... Благо родины - в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и народности...

Русской народности, собирательнице земли Русской, ...принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и государственном строительстве.

Государственная дума, чуждая всех ограничений верховной царской власти, должна быть национально-русской.

12. Запишите, какой партии принадлежит данная программа? Партия...рассматривает себя как один из отрядов армии международного социализма и ведет свою деятельность в духе общих интересов ее борьбы, в формах, соответствующих русской действительности...

Будет отстаивать... признание неотъемлемыми следующих прав человека и гражданина: полная свобода совести, слова, печати, союзов, свобода передвижения и выбора занятий... всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина...

… установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей, как городских, так и сельских; возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение... В вопросах переустройства земельных отношений...




Top