Зинкевич евстигнеева игры. Основы сказкотерапии

Несколько слов об этой книге

Дорогие друзья!

В каждом из нас живет сказочник, потому что каждый из нас обладает Фантазией. Именно фантазия и воображение помогают нам формировать образ будущего. Для нашей жизни важно, чтобы этот образ был положительным, красивым, достойным. «Таким, как в сказке», - можете сказать вы, и будете правы. Ведь сказки не только развивают воображение, но и дисциплинируют его. Недаром говорят, что признак настоящей сказки – хороший конец. Так и с нашим образом будущего – он обязательно должен быть положительным. Ведь он – наша жизненная программа.

В каждом из нас немало жизненных программ, заложенных не нами, а другими людьми, встреченными нами на жизненном пути. Это родители, педагоги, друзья, герои книг и кинофильмов. Представляете, сколько в нашем внутреннем мире сказочных сюжетов?! И какой же из них НАШ СОБСТВЕННЫЙ?

Во всех этих хитросплетениях старается разобраться сказкотерапевт. И особенно это касается нас, взрослых. Поэтому мы утверждаем: сказкотерапия – это «взрослый метод»!

Чтобы разбираться с хитросплетениями судеб и внутренних процессов взрослых, помогать развивать таланты детям, поддерживать подростков, - сказкотерапевту нужны основания. Эти ОСНОВАНИЯ, или основы сказкотерапии, изложены здесь, в книге, которую вы держите в руках.

Некоторая часть материалов этой книги уже видела свет в издании «Практикум по креативной терапии». К сожалению, эта книга больше не будет переиздана, поэтому было принято решение о сохранении ее материалов в других изданиях.

Надеюсь, что «Основы сказкотерапии» помогут вам разобраться в существе нашего метода и стать добрым сказочником по отношению к себе и своим близким.

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева,

доктор психологии,

директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии

Раздел 1 Введение в сказкотерапию Сказкотерапия сегодня

«Сказкотерапия» – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому, еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной Школы, 15-20 лет срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории. И если они были интересны, возможно, никому не приходило в голову дознаваться, правдивы они, или нет.

Интересно, что сегодня «сказками» называют невероятные истории, которые не могли произойти в реальности. Но вот вопрос: в какой именно реальности они не могли произойти?

Вам кажется странной подобная постановка вопроса? Между тем, даже в сказках различают, два вида реальности – Мир Яви и Мир Нави. Другими словами, миры социальной и тонкой реальности. В волшебных историях герой из социальной реальности перемещается в тонкую, где и происходят основные приключения. В конце сказки герой возвращается обратно в социальную реальность, Мир Яви. Но теперь он другой – опыт путешествия по тонкой реальности Мира Нави изменил существенно его.

Поэтому происходящее в сказках реально. Но не столько для мира социальных отношений, сколько для мира внутреннего, мира нашей души. В этом контексте важно помнить, что психология – это наука о душе. И о том, что происходит в душе человека как раз и повествуют многие волшебные сказки и легенды. Потому изучение тонкой, психической душевной природы человека возможно благодаря изучению сказок, легенд, мифов, притч.

Символично, что родина сказкотерапии, как Школы – это Санкт-Петербург. Другими словами, сказкотерапия – это одно из немногих направлений практической психологии, оформившееся на российской земле.

Однако сказкотерапевтам непросто бывает выделить себя среди других психологических школ, ведь сегодня, пожалуй, мало осталось психологов и педагогов, представителей творческих профессий, которые бы не использовали в своей работе сказочную форму. Поэтому чтобы понять, что такое сказкотерапия, необходимо выделить этапы ее становления, как направления практической психологии.

Интересной особенностью сказкотерапии является то, что ни один из трех этапов, благодаря которым сформировалась ее концепция, не закончился. Все три предшествующих этапа, являясь сами по себе важнейшими процессами, продолжаются по сей день.

Мы выделяем три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии, как направления, как Школы.

    Этап спонтанного сложения и передачи историй . С древних времен люди рассказывают друг другу истории из своей жизни, пересказывают друг другу увиденное, услышанное, пережитое, прочитанное. Народные сказки и авторские, мифы, легенды, притчи, анекдоты, байки, - жанры этого этапа многообразны. Лучшие сказочники прошлого и современности продолжают традицию этого этапа. Мы прекрасно знаем их имена. И среди них имя Ганса Христиана Андерсена. Этот этап делает сказкотерапевта носителем древней традиции передачи опыта, знаний о жизни социальной и духовной посредством увлекательной истории.

    Этап научного осмысления метафорического материала . Начиная с 19 века в умах многих образованных людей появляется мысль о сохранении фольклорного материалы. С оформлением теории психоанализа наши коллеги стали говорить о скрытом смысле, символизме мифологических историй. Карл Густав Юнг первым из наших профессиональных предшественников высказался о психологическом назначении сказки, мифа, легенды. Благодаря работам последователей Юнга современные сказкотерапевты имеют идею о том, что в сказке, мифе отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, противоречия, сценарии духовных поисков. Научное осмысление метафорического материала продолжается по сей день. Многие ученые не только гуманитарных, но и точных дисциплин подключаются к этому процессу, отмечая, к примеру, тот факт, что во многих космогонических мифах зашифрованы знания о возникновении Вселенной. Однако расшифровать мы их сможем, лишь в далеком будущем, когда наука сделает еще несколько рывков вперед. В сказках содержится богатейший материал для историков, этнографов, филологов, культурологов, физиков, биологов, врачей. Материал, который требует расшифровки и осмысления. Материал, который требует, чтобы с ним работало Пробужденное Сознание. Ибо важнейшая информация о Жизни во всех ее проявлениях – биологическом, социальном, духовном, - скрыта от варварского сознания в простых сказочных историях.

    Этап использования сказки как техники, или как «упаковки» основного инструментария психолого-педагогической работы. Мы называем этот этап «психотехническим». Действительно, «упаковка» инструкции психологического задания в сказку помогает смягчить воздействие, делает психологическую интервенцию менее директивной, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы сознания. Иногда достаточно сказать: «Возьмите в руки волшебную палочку!», как вокруг человека создается иная реальность, в которой он ощущает себя творцом. Благодаря тому, что сказку, метафору можно использовать как технику, у сказкотерапевтов не возникает конфликта ни с одной современной психологической Школой. Метафора объединяет всех.

Вобрав в себя основные тенденции этих трех этапов, в 90-е годы теперь уже прошлого столетия оформляется концепция Комплексной Сказкотерапии. Здесь необходимо назвать имена Андрея Гнездилова, Владимира Проппа, Елены Романовой, Юрия Тележко, Галины Николаевой, Елены Петровой, Татьяны Грабенко, Игоря Вачкова. Благодаря этим и многим другим замечательным людям, подвижникам, постепенно оформляется концепция Комплексной сказкотерапии, вбирающая в себя гуманистические идеи развития психологов, педагогов, философов древности и нового времени.

Для сказкотерапевтов «сказкотерапия» – это, прежде всего, ЯЗЫК, на котором можно вести беседы с душой человека. Сказкотерапевт всегда помнит, что психология – это наука о душе. Потому, сказкотерапия – это воспитательная система. При этом «воспитание» понимается как «в Ось питание», питание Оси, жизненного стержня человека; развитие его самосознания и духа на основе общечеловеческих ценностей. В этом контексте сказкотерапию можно назвать «учением об общечеловеческих ценностях».

Сказкотерапия – это учение и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры, Истины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык – потому что увлекательный сюжет легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит легко усваиваются и запоминаются основные ценности, и душа человека напитывается добром.

Каждому возрасту, каждому поколению сказкотерапевт подбирает свой язык, свой сюжет, свой образный ряд, понимая, что внутреннюю реальность человека невозможно описать сухим языком психологических терминов. Ее можно описать только языком Сказки.

У каждого сказкотерапевта свой талант. Одни пользуются сказками, легендами, мифами, притчами, пересказанными, придуманными другими. И недостатка в «инструментах» психологической и педагогической работы у них просто не бывает.

Другие обладают даром сочинения, создания новых историй. Даром переводить социальную действительность в тонкую реальность внутренних переживаний. Таким даром обладал Ганс Христиан Андерсен. В основе этого дара уникальная работа механизма интроекции: процесс переведения внешних впечатлений во внутренние образы, переживания, сопровождается появлением ярких метафор и сюжетных комбинаций. Таким образом, не всегда яркая, красивая внешняя действительность трансформируется в красочную и увлекательную действительность внутреннюю. И внутреннее переживание жизни становится самым настоящим Приключением. Приключением, в котором нет места скуке, а возникающие проблемы воспринимаются как трудности Пути, испытания на стойкость и возможность проявить себя в неожиданном качестве.

Таков взгляд сказочника, таков взгляд сказкотерапевта. А сказка – язык, посредник для того чтобы мы могли говорить друг с другом на тонкие темы, созвучные нашей душе. Язык, на котором иногда сказкотерапевт уговаривает душу человека пробудиться ото сна, навеянного социальными иллюзиями и эгоистичными ожиданиями.

Сказку нередко гонят от себя, но, отогнав, создают новые сказочные истории. Примерами «новых сказок» являются современные сериалы, многие кинофильмы, мультфильмы, женские романы и детективы.

Этот процесс не является приметой только нашего времени. Так было всегда. Восприятие человека меняется, появляются новые сказочные образы, места действий, но базовый конфликт и механизм развития сюжета остаются и многократно повторяются в жизни отдельного человека, а также этнических и социальных групп. Об этом знали сказочники. Знал об этом и Вильгельм Гауф. Поэтому предварил сборник своих сказок таким предисловием.

Вильгельм Гауф

Сказка под видом Альманаха

В далекой прекрасной стране, о которой гласит предание, будто в ее вечнозеленых садах никогда не заходит солнце, царст­ вовала, с незапамятных времен и до наших дней, королева Фан­ тазия. Щедрой рукой наделяла она с давних пор своих подданных всяческими благами и была любима и почитаема всеми, кто ее знал. Но королева обладала слишком любвеобильным сердцем., чтобы довольствоваться благодеяниями у себя в стране; она сама, в царственной красе своей вечной молодости и прелести, слетела на землю, ибо она слышала, что там обитают люди, которые про­ водят жизнь в суровой печали, среди забот и трудов. Им принесла она прекраснейшие дары из своего царства, и с тех пор, как пре­ красная королева прошла по земным долам, люди стали радост­ ней за работой, беззаботней в своей печали.

Своих детей, не менее прекрасных и приветливых, чем сама царственная мать, она тоже послала на землю дарить счастье людям. Однажды Сказка, старшая из дочерей королевы, возвра­ тилась с земли. Мать заметила, что Сказка грустна, мало того, ей даже показалось, будто у той заплаканы глаза.

    Что с тобой, душенька Сказка,- обратилась к ней коро лева,- отчего со времени путешествия на землю ты так печальна и грустна? Доверься своей матери, скажи, что с тобой?

    Ах, милая мама! - отвечала Сказка.- Конечно, я не ста­ ла бы так долго молчать, если бы не знала, что эта печаль так же и твоя.

- Нужды нет, говори, дочь моя,- сказала прекрасная ко­ ролева,- горе - это тяжесть, которая не под силу одному и с ко­ торой легко справиться вдвоем.

    Ну так слушай же,- отвечала Сказка,- ты знаешь, как охотно я провожу время среди людей, с какой радостью присаживаюсь я у хижины бедняка, чтобы после работы поболтать с ним часок; люди обычно очень радостно приветствовали меня, когда я приходила, и, весело улыбаясь, глядели мне вслед, когда я шла дальше; но в последний раз все было по-иному!

    Бедная Сказка! - сказала королева и погладила ее по мокрой от слез щеке.- Но, может быть, тебе так только показа­лось?

- Верь мне, я не заблуждаюсь,- возразила Сказка,- они меня разлюбили. Повсюду, куда я прихожу, меня встречают хо лодные взгляды; нигде мне не радуются; даже дети, которые меня ведь всегда любили, смеются надо мной и, с серьезным не по ле там видом, отворачиваются от меня.

Королева склонила голову на руку и умолкла в задумчи­ вости.

    Но чем же объяснить, Сказка,- спросила королева,- что люди там, на земле, так изменились?

    Видишь ли, они расставили повсюду мудрых сторожей, ко торые зорко следят за всем, что появляется из твоего царства, о королева Фантазия! И если тот, кто приходит, им не по душе, они поднимают громкий крик и убивают его или так порочат его перед людьми, которые верят им на слово, что у тех не остается уже ни любви, ни искорки доверия. Ах! Хорошо моим братьям, снам; не обращая никакого внимания на тех мудрецов, весело и легко слетают они на землю к спящим людям и навевают им все, что ра дует сердце и веселит взор.

    Твои братья - ветрогоны,- сказала королева,- и тебе, любимица моя, нечего им завидовать. А сторожей тех я знаю хо рошо; люди вовсе не так уже не правы, поставив их; не один бой­ кий проходимец делал вид, будто прямым путем явился из моего царства, а на самом деле он разве что заглянул к нам с какой- нибудь горы.

    Но почему же они наказывают за это меня, твою настоя­ щую дочь? - плакала Сказка.- Ах, если бы ты знала, как они со мной поступили! Они обозвали меня старой девой и пригрозили в следующий раз совсем не впустить меня.

    Как! Не впустить мою дочь? - воскликнула королева, и гнев залил краской ее щеки.- Однако мне ясно, откуда это исхо­ дит: нас оклеветала злая тетка!

    Мода? Неужели? - воскликнула Сказка.- Она ведь все­ гда такая приветливая!

- Я ее, лицемерку, хорошо знаю! - отвечала королева.- Но сделай ей назло еще одну попытку, дочь моя; кто творит доб­ ро, тому не пристало унывать.

    Ах, мама! А если они меня просто прогонят или так опо­ рочат, что люди на меня и глядеть не станут, а то еще с презре нием забросят и позабудут в углу?

    Если взрослые, обольщенные Модой, пренебрегут тобой, обратись к детям,- вот поистине мои любимцы; твои братья, сны, приносят им от меня самые светлые видения; да и сама я часто слетала к ним, ласкала и целовала их, затевала с ними веселые игры; они хорошо меня знают, хотя имя мое им не знакомо, но я часто замечала, как по ночам они улыбаются моим звездам, а утром, когда сияющие барашки тянутся по небу, они от радости хлопают в ладоши. И, подрастая, они все еще любят меня; я по могаю милым девушкам плести пестрые венки, а резвые юноши задумываются, когда я подсаживаюсь к ним на высокой вершине скалы, воздвигаю из туманного мира далеких синих гор высокие замки и блистательные дворцы и создаю из пурпурных вечерних облаков отряды отважных всадников и причудливые шествия пилигримов.

    О милые детки! - растроганно воскликнула Сказка.- Будь по-твоему, попытаюсь обратиться к ним.

    Да, дорогая моя дочка,- сказала королева,- пойди к ним; только я тебя как следует приодену, чтобы ты понравилась малют кам и чтобы взрослые тебя не прогнали; знаешь, я наряжу тебя альманахом.

    Альманахом, мама? "Ах! Мне стыдно в таком виде щего­ лять перед людьми.

Королева кивнула, и служанки принесли изящный яркий наряд альманаха , затканный прекрасными узорами. Прислужни­ цы заплели в косы чудные волосы девочки; они подвязали ей к ногам золотые сандалии, а затем набросили на нее прекрасное одеяние. Скромная Сказка не смела поднять глаза, но мать огля­дела ее с удовлетворением и заключила в объятия.

- Ступай,- сказала она дочке,- благословляю тебя. А если они станут глумиться и насмехаться над тобой, вернись ко мне; может быть, позднейшие поколения, более близкие к природе, снова обратятся сердцем к тебе.

Так говорила королева Фантазия.

И Сказка спустилась на землю. Сердце колотилось у нее, когда она подходила к месту, где распоряжались мудрые стражи; она низко склонила головку, плотнее запахнулась в свой прекрас­ ный наряд и робкими шагами приблизилась к воротам.

- Стой! - крикнул хриплый грубый голос.- Стража, сюда! Явился новый альманах!

Услышав это, Сказка задрожала; навстречу ей, потрясая остро отточенными перьями, ринулась толпа пожилых мужчин мрачного вида. Один из них подошел к Сказке и схватил ее за под­ бородок.

- Голову кверху, господин альманах! - закричал он.- Мы по глазам прочтем, чего ты стоишь.

Покраснев, подняла Сказка голову кверху и раскрыла тем­ ные глаза.

    Сказка! - закричали стражи и громко расхохотались.- Сказка! А мы-то думали, невесть какое чудо явилось. Откуда на тебе этот костюм?

    Его надела на меня мать,- отвечала Сказка.

    Вот как? Она хочет протащить тебя к нам контрабандой? Нет, шалишь, убирайся отсюда! - закричали стражи и подняли острые перья.

    Я хочу только к детям,- умоляюще произнесла Сказка,- ведь к ним вы можете меня пустить?

Этой книгой открывается серия практикумов по сказкотерапии Издание посвящено актуальным вопросам профилактики и терапии зависимостей на основе метода сказкотерапии.
Для широкого круга читателей.

РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ».................
Глава 1. Зависимость как форма нравственного кризиса..
Глава 2. Сказочно о «несказочном» ...............................
Глава 3. Как пользоваться книгой.................................
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ
ЗАВИСИМОСТЕЙ....................................................
Глава 1. Поддержка клиента........................................
Глава 2. Усугубление проблемы....................................
Глава 3. Переосмысление жизненного опыта..................
Глава 4. Актуализация и поддержание
личностного ресурса.......................................
Глава 5. Формирование конструктивного созидательного альтруизма.............................................................
Глава 6. Профилактика срыва.......................................
Глава 7. Формирование созидательной жизненной
программы...........................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................
Рекомендуемая литература...........................................
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................
Билль о личных правах................................................
РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ»
Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.
Абуль-Фарадж
ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА
Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочетание... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.
В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.
В США с начала сороковых годов оформилась система, содействующая формированию среди алкоголиков и наркоманов мировоззрения трезвости. В дальнейшем она распространилась в Европе и России. Речь идет о психотерапевтической Программе «Двенадцать шагов».
Содержание Программы «Двенадцати шагов* Первый шаг: «Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признались в том, что потеряли контроль над своей жизнью».
Этот шаг - начало всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Осознание зависимости и бессилия перед ней мотивирует алкоголика обратиться за помощью.
Второй шаг: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здоровье».
Этот шаг подразумевает определенное умаление собственного «Я» зависимого человека, и признание существования Бога или иной Высшей Силы. Как говорится в Программе: «Второй шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра мироздания" и связанных с ним гнетущих обязательств».
Третий шаг: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем».
Согласно Программе это «шаг начала действий, ибо он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные минуты используется молитва Марка Аврелия:
Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить, Мужество изменить то, что могу, И Мудрость отличить одно от другого».
Четвертый шаг: «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».
На этом шаге зависимый человек учится смотреть на себя честно, без обмана, отмечая свои недостатки и достоинства. В этот период клиент осознает причины происшедшего. «Добросовестный и честный анализ с нравственной точки зрения дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений».
Пятый шаг: «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений». Этот шаг понимается как исповедь, освобождающая человека от чувства одиночества и позволяющая надеяться на прощение со стороны ближнего. Предполагается, что таким образом зависимый человек может простить самого себя и приобрести
чувство покоя.
Шестой шаг: «Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков».
Этот шаг предполагает формирование внутренней готовности к самосовершенствованию.
Седьмой шаг: «Мы смиренно просили Его исправить все наши недостатки».
Здесь особо подчеркивается необходимость смирения в противовес унижению, и анализируется его применение в жизненной практике. «Многолетний опыт подсказывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая про чувство смирения*.
Восьмой шаг: «Мы составили список тех, кому причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». Девятый шаг: «Мы лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».
«Составление списка людей, кому было причинено зло, и возмещение им причиненного ущерба конкретными делами позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями совершенной ранее несправедливости». Этот шаг позволяет человеку упорядочить свои взаимоотношения с людьми.
Десятый шаг: «Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу их признавали».
Этот шаг учит человека самоанализу и объективной оценке событий. Важно «ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признавать ошибки, исправляя их "на ходу". Это предохраняет от возврата к старым представлениям и образу поведения, которые могут затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возвращение к употреблению алкоголя».
Одиннадцатый шаг: «Стремясь путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам следует исполнить, и о даровании силы для этого».
Двенадцатый шаг: «После духовного пробуждения мы постараемся донести смысл наших идей до других зависимых людей и применять эти принципы во всех наших делах».
Для предупреждения рецидива необходимо делиться своим опытом с другими. Таким образом поддерживается чувство самоуважения и распространяется мировоззрение трезвости.

ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ О СЕБЕ?

Весенней порой родилась в Ленинграде. Еще в школьные годы интерес к психологии выразился в исследовании «Влияние классической музыки на психическую сферу человека». Сейчас называть эту работу «исследованием» мне немного странно, однако для моей мамы первая проба научного пера является предметом особой гордости. Собственно, с ее слов я и знаю об этом малопримечательном событии… Дальше, вместо Консерватории я закончила факультет психологии Ленинградского Государственного Университета, где застала в добром здравии удивительных преподавателей «старой гвардии». Собственно, о себе я постоянно говорю и в книгах, и в лекциях, и на консультациях (хотя мои клиенты полагают, что я рассказываю о них самих) поэтому, наверное, это единственно новое, что можно добавить к уже сказанному…

Как я пришла к созданию метода?

Все происходило естественно. Очень сложно выделить этот путь из общего жизненного пути. В детстве мы с папой часто сочиняли разные истории, и я очень много читала. Соединении этой тяги с музыкой привело меня к психологии. Сориентировавшись в текущем положении дел, я стала искать способ наиболее действенной практической помощи людям. Те методы, что имелись, не устраивали меня вполне. Один казался мне слишком жестким, другой – слишком «мужским», третий – пригодным лишь для психиатрии, четвертый… Словом, мне, как «разборчивой невесте» было трудно угодить. Позже я поняла, что в силу особенностей характера, мне просто сложно говорить с чужих слов. И стало ясным, что придется идти более трудным путем поиска СВОЕГО МЕТОДА.

В притчах я нашла особую стилистику общения с человеком. А когда жизненного опыта стало больше, старые сказки, и авторские истории стали открываться для меня иначе. Как говорится в сказках, «не только по-писанному, но и по-неписанному». Я видела в характерах героев и коллизиях их судеб отражение закономерностей, существующих рядом с нами, в нашей жизни. Постепенно стала очевидной давно известная истина – что сказки это «шифровки». В сказках зашифровано множество важных ответов, за которыми обычно люди обращаются к психологу, близкому другу или духовнику. Также открылось и практически подтвердилось, что если «упаковать» в сказку любое психологическое упражнение, оно станет работать значительно глубже, тоньше, и сможет привести к немалым переменам внутри человека. А потом и в его жизни. Сказки и истории человеческих судеб постоянно открывали мне новые пути и грани будущего Метода. Сначала он складывался как набор возможностей работы со сказками. Потом открылись и более глубинные закономерности, получившие имена «архетипов» и «архетипических сюжетов». Но об этом уже другая история…

Что я могу теперь сказать людям?

Дорогие друзья, не думайте, что сказки – это детская забава. Они – для зрелых и внимательных сердец. Если задаться целью научиться читать сказки не только по-писанному, но и по «неписанному», откроются кладовые жизненных закономерностей. А они, в свою очередь, уберут многие пустые неурядицы из жизни. Оставят только те трудности, которые необходимы нам для развития.

Дорогие друзья, описывайте свою жизнь как сказку! И вы увидите ее ценность и уникальность. Каждое жизненное приключение найдет свое место в повествовании и откроет вам свое истинное назначение в вашей жизни. Зашифровывайте в сказки золотые зерна вашего жизненного опыта. Ведь именно они оплачены вами по самой высокой цене. Относитесь бережно к отношениям с близкими и далекими людьми. Старайтесь постичь индивидуальную природу каждого прежде, чем разочароваться, обидеться или осудить. Боритесь с унынием и пустыми сомнениями, страхами и обидами, - ибо именно они являются вашими истинными врагами, засевшими внутри. Смело описывайте свое будущее с добром и надеждой в красивых сказках, и увидите, как начнет меняться ваша жизнь.

Самый интересный вопрос, который мне задавали.

Мне нравятся вопросы, которые ставят под сомнение основные положения моего Метода. Такие вопросы дают мне возможность взглянуть на него чужими глазами, выйти из него и посмотреть со стороны. Ведь даже если ты живешь во дворце и поддерживаешь в нем порядок, это не означает, что само здание не подвергается воздействию внешнего мира, и не нуждается в поддерживающем ремонте снаружи! Вот такие «каверзные» вопросы помогают начинать «наружные работы» в здании Метода. А бывает, что задают вопрос в самую суть, и отвечая на него, удается углубить Метод. Ведь он – живой. Он не стоит на месте, постоянно обновляется. Но самые ценные вопросы – что идут от сердца. И я благодарна людям за них.

Кто может стать моим учеником?

Прежде всего, человек искренний. Не желающий жить «в-пол-житья-в –пол-бытья». Желающий узнавать себя, любящий своих близких. У меня можно учиться только в том случае, если наши ценности совпадают. Неверующим в Бога людям учиться у меня будет крайне сложно, просто невозможно. Учиться у меня трудно. Плотность информации высокая. За пару часов мы можем освоить такой объем информации, на который обычно уходит несколько дней или даже месяцев. Это свойства сказки – она многоуровневая, многоаспектная. «Плосткостным мышлением» ее не постичь, приходится «включать» «Объемное мышление». И поначалу, когда оно только еще начинает работать, многим кажется, что «голова распухает». А потом все становится на свои места. Но первое время трудно. Хотя, и в любом деле так.

Обучение у меня всегда сопряжено с терапевтической работой. Она запускается сама по себе. Как уборщики в пустом вечернем здании. Они не влияют на основную работу учреждения, но поддерживают его в чистоте. Их не видит основной персонал – но без их труда, учреждение бы «заросло грязью» и не смогло бы качественно работать.

Словом, учиться у меня непросто. Но многие утверждают, что полезно и интересно. Я с ними согласна!

Кто может стать моим клиентом?

Человек, прочитавший хотя бы пару моих книг и доверяющий моему слову. Чем лучше человек знаком со мною и с Методом, тем быстрее мы сможем перейти непосредственно к качественной психологической помощи. Также важно, чтобы человек был верующим.

Мои пожелания посетителям сайта?

Многие полагают, что жить с открытым сердцем небезопасно. Но жить с прикрытым сердцем – значит, жить «с ленцой», в пол-силы и с тщеславными амбициями. От такой позиции в жизнь приходят множество недовольств и неудовлетворенностей. Зачем?! Открывайте свое сердце постепенно, изучайте себя, людей, окружающий мир. Ищите людей, близких вам по духу, а найдя, берегите отношения с ними. Старайтесь, когда берете что-то полезное, благодарить от сердца. Пишите добрые сказки и дарите их людям.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Издательство «Речь»

Санкт-Петербург

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь»,

2000. - 310с. ISBN 5-9268-0022-6

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам,

психотерапевтам, врачам, филологам, родителям и всем тем, кто

чувствует близость к сказочному жанру. В популярной форме

рассказывается о том, какие виды сказок существуют, каким образом

их можно использовать в процессе психологической, педагогической и

воспитательной работы; обсуждаются приемы создания

специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих

неадекватные эмоциональные проявления, коррегирующих поведение и

способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях. Издание

носит хрестоматийный характер: приводятся сказки для практической

ОТ РЕДАКТОРА

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из

нас, кто незаинтересован классическими вариантами сказочных

историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы,

любовные романы и фэнтези. Но что это, если не современные

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы

их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным

столом, смотрим шоу по телевизору.

Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,

естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому мы

считаем сказкотерапию - естественной формой общения и

передачи опыта, органичной системой воспитания новых

поколений.

На семинарах по сказкотерапии мы исследуем сказочные

образы, стараемся раскрыть секреты сказкосложения. И часто, в

первый день занятий, приходится слышать просьбу участников:

«Дайте нам сказки для работы!» Обычно мы отвечаем: «Самые

лучшие сказки вы напишите и подберете сами». «Но дайте нам,

хотя бы ориентиры!» - просят участники семинара. В ответ на

эту просьбу Вы держите в руках наше руководство. Эта книга

будет полезна и тем, кто предпочитает работать с готовым

материалом, и тем, кто любит писать сказки сам.

Итак, нам предстоит увлекательное путешествие по

разнообразным сказкам. Что-то может вызвать у Вас улыбку, что-

то подтолкнет к размышлениям, а что-то побудит к творчеству.

Многие из приведенных здесь сказок написаны людьми,

которые никогда раньше этого не делали, и тем не менее, на

одном дыхании создали неповторимую сказочную историю. Быть

может и Вы, уважаемый читатель, вдохновитесь этим опытом и

доверите бумаге сказку Вашей Души?..

Вы узнаете как работать с художественными сказками; как

самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и

гармонично изменять поведение; как использовать сказки в

работе с такими ситуациями, в которых, на первый взгляд,

психолог бессилен... Но, самое главное, Сказка, живущая внутри

Вас, развернет перед Вами сокровища Вашей души.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА,

ОРГАНИЧНАЯ ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

В последнее время термин «сказкотерапия» все чаще посе,-

щает специальные и популярные издания. Правда, есть еще и

«сказкокоррекция»(термин, который по каким-то причинам

любят употреблять педагоги), но неизвестно есть ли между этими

терминами принципиальная разница. «Сказкотерапия», пожалуй

звучит красивее.

Вспоминается один случай. В банке мы были остановлены

вооруженными охранниками. Они внимательно рассмотрели наши

документы и вдруг удивленно спросили: «Из какого вы института?.,

сказкотерапии? А что это такое?» Я приготовилась объяснять,

набрала побольше воздуху в легкие, но охранники не дожидаясь

ответа, попросили: «А нас полечите, пожалуйста, сказками».

Да, наверное, в нашем урбанизированном мире, насыщенном

информацией и стрессами, Душа просит Сказки...

Душа просит сказки или того особого состояния, которое одни

называют Счастьем, другие - ожиданием Чуда, третьи -

Ощущением детства, четвертые - ...

Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в

голову - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось

через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь

лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На

этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание

сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем

мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце

тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и

интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках,

легендах и мифах, мо-жет быть еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине

души давно известно?.. Поэтому, когда мы говорим о том, что

сказкотерапия - это лечение сказками, мы имеем в виду

совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в

душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Некоторые думают, что сказкотерапия - это «детский»

метод. И да, и нет. «Детский» в том смысле, что он адресован

живому творческому созидательному открытому «детскому

началу» в человеке - да. «Детский» в том смысле, что он

ограничен по возрасту - нет. «Да вы назвали бы свой метод

байкотераии-ей, - язвительно заметил нам, не разобравшись в

сути, председатель правления одного крупного латвийского вуза.

Сказки ведь только для детей!» Позвольте, так что же такое

сказки? Если - плод воображения, то чем не сказки

современные детективы, триллеры, фэнтези, любовные и

приключенческие романы? Но их читают взрослые! Если

древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и

интригующих ситуациях, то разве это информация только для

детей? Мы полагаем, что сказка - это «слоёный пирог». В

каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за

увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже

«обнюхивает» «слоёный пирог смыслов» и выбирает самый

«вкусный» для себя. То есть тот «слой», тот смысл, который

наиболее созвучен мироощущению на данный момент, тот,

который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет

«вечной молодости» сказок - в любом возрасте в них можно

открыть нечто сокровенное и волнующее.

Поэтому сказкотерапия - это процесс поиска смысла,

расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в

нем. Процесс расшифровки знаний... Действительно, когда

начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных

уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат

информацию о динамике жизненных процессов. В сказках

можно найти полный перечень человеческих проблем и образные

способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек

накапливает в бессознательном некий символический «банк

жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в

случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в

пассиве. В процессе психологического консультирования мы

обращаемся как к жизненному опыту пациента, так и к его

сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет

найти нужное решение.

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как

будет разворачиваться ситуация. Но всегда ли у нас есть уши, чтобы

его услышать? Как правило, смысл событий понятен лишь задним

числом и то «продвинутым» взрослым. Поэтому сказкотерапия для

детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных

событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если

ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки»,

отвечать на-вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить

ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем

своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более

мудрым и созидательным. Кстати, это ответ тем, кто критиковал

нас за то, что мы «уводим» детей от реальности в сказки.

Наоборот, сказкотерапия - это процесс образования связи

между сказочными событиями и поведением в реальной

жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в

реальность.

Например. Мы с ребятами читаем и анализируем сказку

Р.Киплинга про Кита. Фабула ее такова. В океане жил-был Кит

и у него была большая глотка. И без разбора он съедал всякую

разную рыбу, открывая каждый раз свою большую пасть. Он ел и

селедку, и селедкину тетку, и белугу, и севрюгу, каждый раз

делая AM, AM, Ам. Наконец, настал момент, когда он съел всю

рыбу. И некоторое время голодал. Однако, оказалось, что еще

осталась в живых маленькая колючая Рыбка. Она плавала рядом

с ухом Кита. Она ему и сказала: «Послушай, а ты ел когда-

нибудь человека?» Кит не знал кто это, поэтому попросил

привести к нему парочку. Но Рыбка объяснила ему, что человек

большой, и достаточно съесть одного, чтобы долго оставаться

сытым. Она взялась показать Киту место кораблекрушения. Тем

временем потерпевший кораблекрушение Моряк сидел на плоту,

свесив ноги в воду и покуривая трубку. Кит, как всегда, не думая,

проглотил Моряка вместе с плотом, трубкой и подтяжками.

Моряк в брюхе у Кита начал плясать, чем вызвал у последнего

страшную икоту. Кит спросил совета у Рыбки, как избавиться от

икоты. И получил ответ - выпустить Моряка. «Но тогда я

останусь голодным!» - возмутился Кит. «Ты выбирай, что лучше

Икать или быть голодным», - ответила Рыбка. Кит выбрал

последнее и открыл пасть. Но Моряк отказался выходить. Только

если Кит отвезет его к берегам Англии, Моряк оставит беднягу в

покое. У Кита не было выбора и он отвез Моряка в Англию. А

Моряк расщепил плот, связал щепки подтяжками - получилась

решет-ка. Выходя из брюха Кита, Моряк засунул решетку в глотку

Киту. С тех пор Кит может есть только мелкую пищу. А Рыбка,

подумав, что Кит на нее обидится, уплыла глубоко на дно и

зарылась в ил... Вот такая поучительная история.

Обычно мы начинаем обсуждение с ответов на вопрос: «О

зашифровано много важной для нас информации и начинаем игру

«Сказочные уроки». Суть ее в следующем. На примере героев

сказка хочет нас научить чему-то важному и мы должны

догадаться - чему именно. Возьмем, к примеру, Кита. Кстати,

как вы считаете, хорошо ли для него закончилась история?

Многие дети (и даже взрослые) говорят, что Моряк плохо

обошелся с Китом: разве это по-человечески вставлять в глотку

решетку? «Скажите пожалуйста, - спрашиваем мы ребят, - что

было бы с Китом, если бы Моряк не вставил ему в глотку

решетку?» «Ел бы, как и раньше, рыбу», - отвечают они. «Но в

сказке сказано, что он съел всю рыбу, ведь именно поэтому ему и

пришлось „попробовать человека"». Ребята задумываются и

отвечают: «тогда Кит умер бы с голоду». «То есть получается, что

если бы Моряк не вставил Киту решетку в глотку, бедняга Кит

умер бы с голоду, - задумчиво повторяем мы. - Странно, как

же так, на первый взгляд неприятное событие, оказалось жизненно

важным для Кита? Чему же нас сказка хотела научить?»

Самое важное для нас - создать ситуацию, в которой

ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью

ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет

однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может

через некоторое время обернуться благом. Некоторые, читая сейчас

эти строки, могут сказать, а не рано ли ребенку задумываться над

такими вешами, понимает ли он это? Может быть и не понимает,

поэтому нам важно объяснить детям в каких конкретных

жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный

урок. «Ребята, наверное, в вашей жизни были случаи, когда вы

чувствовали, что вас обидели; вы, может быть, злились на

обидчика, продумывали, как бы ему отплатить. Вспомнили

такие ситуации? А теперь давайте попробуем воспользоваться

нашим сказочным уроком: обиженный Моряком Кит получил

новую для себя возможность добывать пищу. Подумайте, а какую

возможность получили вы от своего обидчика. Ответить на этот

вопрос не просто, особенно, если было очень больно. Но

сказка нас

учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые

обидчики помогают нам задуматься над тем, что у нас не

получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем

дружим, или...»

Так сказочный урок пришел в реальную жизнь и направил

ребенка по пути к осознанию происходящих с ним событий.

«Интересно, а зачем Моряк сделал и вставил эту решетку, ведь он и

так оказался дома?» Если мы не поговорили с детьми о

последствиях для Кита этого действия Моряка, то многие дети

могут ответить, что Моряк вставил решетку в глотку Киту, чтобы

его наказать. В нашей ситуации выходит, что за наказанием

скрывается забота.

Теперь мы можем вспоминать, были ли в нашей жизни

ситуации, когда за наказанием скрывалась забота. Так

постепенно, мы выйдем на объяснение тех действий родителей,

которые непонятны или обижают ребенка. И он получит

возможность непросто проговорить свою обиду или гнев, но и

осмыслить ситуацию по-новому, используя сказочные уроки. С

другой стороны, Моряк совершил анализируемое нами действие,

потому что думал о будущем. В будущем он мог снова

отправиться в море и встретиться с Китом-людоедом. Это,

естественно, не входило в его планы. Кроме того, Моряк был

заинтересован в разведении рыбы, а это было бы затруднительно,

при наличии Кита-рыбоеда. И, наконец, он думал и о будущем

Кита. «Ребята, а как мы с вами назвали бы человека, который

думает о последствиях своих поступков?» Умный, хороший,

мудрый - обычно говорят дети. А мы можем ввести новое

понятие - «ДАЛЬНОВИДНЫЙ». Это тот, кто видит не только

то, что рядом, но и то, что в дали. «Теперь ребята давайте

вспомним ситуации, когда вы были дальновидными, а когда были

дальновидными родители, педагоги». Это непростое задание и

для взрослого, но оно очень важно для формирования Я-

концепции ребенка. «Если есть дальновидный человек, значит,

есть и НЕДАЛЬНОВИДНЫЙ. Кто у нас из героев сказки был

недальновидным и когда?.. К чему это привело?» Наверное, наша

основная задача - поставить вопрос так, чтобы он подталкивал к

размышлению, а не просто был тестом на запоминание. В

дальнейшем, если мы заметим негативные проявления поведения у

ребенка, то всегда сможем обратиться к сказочным героям:

«Помнишь Кита (Рыбку и пр.) из нашей истории? Ты не

находишь ничего общего между тем, что происходит сейчас и тем,

о чем нас предупреждала и учила сказка?.. Подумай, пожалуйста».

Конечно, это далеко не все смыслы истории про Кита,Моряка и Рыбку. Это лишь один пример того, как «работает»

принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и

реальной жизни. Хочется верить, что многие родители, педагога и

психологи не просто читают своим детям сказки, но и совместно

размышляют над ними. Ведь «человек не осознающий» часто

становится игрушкой в руках обстоятельств... Итак, сказкотерапия

Это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.

Объективизация проблемных ситуаций... Что стоит за этим, на

первый взгляд, сложным словосочетанием? Что происходит внутри

человека? И все ли можно «объективизировать»? Наверное, доро-

гае коллега, в Вашей практике было немало случаев, когда к Вам

обращались с острой душевной болью. Как объективизировать

потерю близкого, свалившиеся «непонятно откуда» напасти.

Таких вопросов в условиях нашей жизни становится больше и

больше. Однако анализа раннего детского опыта оказывается явно

недостаточно, когда человек навязчиво задает себе и Вам вопрос -

за что? Обратимся к волшебным сказкам. Почему именно на

главного героя «сыпется» так много испытаний? А что

происходит в результате всех приключений и злоключений? Как

правило, пациенты отвечают на этот вопрос: «Он становится

крепче». «А он хотел стать крепче? Ведь он просто действовал по

ситуации!» - можете сказать Вы. «Так жизнь сложилась», -

может ответить пациент. В этом высказывании уже содержится

ключ к принятию травматической ситуации, и этот ключ пациент

подсказал себе сам. Вот удивительный сказкотерапевтический

парадокс! Человек, обратившийся к психологу за помощью, на

первый взгляд, находится в более слабой позиции. Однако, сказка

учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто

может их выдержать, осознать, использовать во благо.

Испытание дается по силам. Так кто же здесь слаб? Понимание

этой простой истины часто производит психотерапевтический

эффект: «израненный» человек вдруг осознаёт у себя внутри

источник силы. Еще неизвестно, что и как делать, но уже ясно

Я МОГУ. И в этом случае, сказкотерапия - процесс

активизации ресурсов, потенциала личности. Для многих

сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот

вопрос задавал себе и Парацельс. Волшебный мир, согласно

Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой Природы,

населенный сонмами любопытных существ, называемых

природными духами. Парацельс разделил их на четыре группы в

соответствии со стихиями, которыми они порождены и

в которых они обитают. Духи земли - гномы, духи воды -

ундины, духи огня - саламандры, духи воздуха - сильфы.

Парацельс учил, что духи на самом деле являются живыми

созданиями, по форме напоминающие человеческие существа.

Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу

недоразвитости наших чувств, неспособных проникнуть за

пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея

одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают,

что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они

ощущают себя счастливыми. Не об общении ли с природными

духами идет здесь речь?.. Так, или иначе, идея Живой Природы

дает нам богатый инструментарий для развития личности. Если

мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых

существах, живущих в каждом деревце, кусте, цветке, травинке,

разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? С

другой стороны, мир растений (относящийся к духам земли)

создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают

ему свои плоды, а невидимые духи могут перейти в другое

растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере,

реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в

грязной воде не могут жить духи и она станет мертвой. Если

ребенок будет знать, что даже в маленьком огоньке живет

саламандра, захочется ему играть со спичками, бездумно

разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет

знать, что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды,

приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в

будущем загрязнять воздух удушливыми газами?

В этом аспекте сказкотерапия - процесс экологического

образования и воспитания ребенка.

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного

мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые

силы и новыми возможностями. Однако, надо помнить, что

волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем...

Маленькая девочка получила в подарок волшебный платок,

который может превращать ее в кого она пожелает. Она тут же

хочет превратиться в лошадь. «Это прекрасно, что ты хочешь

превратиться в лошадь, но ты помнишь о том, что если после

превращения посмотришься в зеркало, ты увидишь там не лошадь, а

себя?» «Почему?» - разочарованно тянет ребенок. «Представь, если

в виде лошади ты войдешь в кухню, что будет с бабушкой?» «Она в

обмо-рок упадет». «Теперь ты понимаешь, почему волшебство

невидимо?.. Конечно, чтобы не пугать близких тебе людей. Но

внутри себя; превратившись в лошадь, ты приобретешь ее силу,

красоту, выносливость. А как тебе в жизни пригодятся эти

качества?»

Итак, волшебство - это еще и превращение. В сказке -

реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство

происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.

В этом смысле сказкотерапия - процесс улучшения

внутренней природы и мира вокруг.

Конечно, сказкотерапия - это еще и терапия средой,

особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться

потенциальные части личности, нечто нереализованное,

может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется

чувство защищенности и аромат Тайны...

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли

это иначе. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказко-

терапии. Примечательно, что ни один из выделяемых нами

этапов не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый

этап ознаменовывал начало определенного процесса.

Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество.

Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а

позднее и письменного) творчества продолжается по сей день.

Второй этап сказкотерапии - собирание и исследование

сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в

психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга,

М.-Л. фон Франц, Б. Бегтельхейма, В. Проппа и других. Приятно

отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах...

Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов

продолжается по сей день.

Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной пе-

дагогаческой, психологической и психотерапевтической техноло-"

гаи, в которой бы ни использовался прием «Сочини сказку».

Современные практические подходы применяют сказку как

технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития

личности.

Четвертый этап - интегративный. Этот этап связан с

формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с

духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии

как при-родосообразной, органичной человеческому

восприятию воспитательной системы, проверенной многими

поколениями наших предков.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения

психологии, педагогики, психотерапии и философии разных

культур - все это «упаковано» в сказочную форму, в форму

метафоры. «Что только не придумаешь, чтобы вернуться к себе!» -

шутят сказкоте-рапевты. Можно было бы назвать сказкотерапию

«метафоротерапи-ей», но, согласитесь, это не так красиво и

близко звучит.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент

используется пять видов сказок, которые конструируются в

соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными

«соусами»: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание,

кукло-терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические

медитации, постановка сказок в песочнице и многое другое (и

это не сама сказкотерапия, а увлекательный ее контекст).

Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие

внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого,

моделирование будущего, процесс подбора каждому клиенту

своей особенной сказки... Процесс Познания в наиболее

созвучной нашей Душе образной форме. Может быть, именно

для этого многовековой мудростью человечества послана нам

КАК СКАЗКА ВРАЧЕВАТЬ НАУЧИЛАСЬ

Татьяна Большакова

Жила-была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом

всегда добрые и верные друзья были. Вместе они могли и

посмеяться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось,

но всегда все хорошо заканчивалось.

И вот однажды встретила Сказка Человека.

Ты любишь людей? - спросил он.

Да, - ответила она. Она ведь и, правда, всех любила.

Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям,

избавлять их от болезней.

А подружек можно с собой взять?

Можно, - разрешил Человек. И тогда она согласилась:

ведь с друзьями нигде не страшно.

Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было

много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории,

анекдоты, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не

очень понятном, и стали разные ученые слова произносить. Поняла только Сказка, что странные люди собираются из нее

с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства

Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом - стыдно,

и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям

помочь хотелось, чтобы не болели они, бедные. Ведь когда самой

хорошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо.

И началась жизнь Сказки в Институте Сказкотерапии.

Поначалу, действительно, многое странным казалось. Ведь она

привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали

серьезно, потом долго-долго спорили, порою даже хмурились,

но, уходя от нее, все ровно говорили: «Спасибо!» И то, что

извлекали из нее, тоже чужим казалось, будто и не из нее

Но потом поняла Сказка, что открыли в ней люди новый

талант, и теперь она не только радовать, но и лечить может.

Лечить то, что всего нужнее - Душу человеческую!

А научившись лечить, сказки снова пошли по белу свету,

продолжая рассказывать свои истории, только теперь у них для

каждого есть своя, особенная...

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд

на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает

общие закономерности работы со сказочным материалом.

ем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие веши, существа,

явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему

сознанию было свойственно находить персоналии человеческим

чувствам и отношениям Любовь, Горе, Кручина и пр. Это явление

мы также используем в психолого-педагогической практике

Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас

1. Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может

заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и

осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от

людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действо

вать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь.

Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для

поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось

даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования

механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на

помощь только в том случае, если мы не можем справиться с

ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования

чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими

воспитанниками и клиентами.

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок

многообразны:

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и живот

ных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, ста

раются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных луч

ше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;

Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все закан

чивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошиба

ются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной

жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций,

формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора

по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных

хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном кон

сультировании и при работе с подростками, направленной на

формирование образа семейных отношений;

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упы

рей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре

различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем

дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и

проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от

напряжения и приобретают новые способы реагирования;

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для

тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессозна

тельное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости

и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда

сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными

жизненными ситуациями, можно использовать и другие

формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация,

рисование.

Примеры ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ работы

С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

«Курочка Ряба»

Интересно, что чем короче сказка, тем более

концентрированным смыслом она обладает. Попробуем

размышлять вместе с нашими воспитанниками и клиентами:

1. О чем эта сказка?

О подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с

ним неподготовленные люди;

О стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по

нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);

О случайностях, которые обычно случаются закономерно

(«мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);

Любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу

вам другое яичко, не золотое, а простое»);

О разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о

многом другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше

она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками

философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы

извлекаем.

2. Чему нас сказка учит?

Конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до

появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яич

ко не будет разбитым;

Гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если

бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не

стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ приме

нения. Кстати, какой?

Не дарить ближнему того, что он не готов получить (во

прос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие

желаем получить сами); и многому другому.

Все это может стать темой для обсуждения.

3. Объясните, пожалуйста, почему Дед и Баба плачут, когда

яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло,

когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны?

Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней

помощи? Может быть, они плачут от того, что увидели внутри

яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели,

чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача - подвести

ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни

неоднозначны. Для этого мы «поворачиваем» сказочную

ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

«Колобок»

Может показаться, что это трагическая сказка - ведь в

конце главный ее герой погибает. Однако, подождем с

преждевременной интерпретацией.

Кто такой Колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он

появился на свет? Для того, чтобы Дед и Баба смогли его съесть.

Колобок рожден быть съеденным. В конце сказки так и

случилось. Он выполнил свое предназначение.

Часто говорят о том, что эта сказка показывает ребенку

последствия нарушения запрета. Но, наверное, более корректно

было бы говорить о потере бдительности и стереотипности

поведения. Колобок наивно полагает, что модель поведения,

успешная в большинстве случаев, эффективна всегда. Жизнь учит

нас гибкости, разнообразию способов решения проблем, поиску.

Колобок «почивал на лаврах», поэтому и потерял бдительность.

Еще одна тема для обсуждения (в особенности с

подростками) - это стремление испытать себя. Узнать свои

ресурсные возможности. Прочувствовать до какой черты можно

доходить. Колобок постоянно повышает уровень сложности

задачи, и эта игра его затягивает, он не смог во время

остановиться. Для кого эта тема обсуждения станет актуальной?

Так чему же нас учит сказка «Колобок»? Принятию своего

предназначения; умению во время остановится в процессе

испытания себя; осознанию последствий нарушения запрета;

творческому подходу к решению проблем?..

«По щучьему велению»

Сказка про Емелю неоднозначна. На самом поверхностном

уровне эта сказка может быть поверхностно раскритикована

Михаилом Задорновым. Действительно, кто же такой Емеля, как

не «халявщик»?! Он настолько ленив, что сам ничего не делает.

Всем известен афоризм: «Лень - двигатель прогресса».

Стремление к комфорту рождает удивительные инженерные

решения. Так, быть может, самоходная печь и сани отразили

мечту наших предков об автомобиле?

Если рассматривать более глубокий смысл сказки, то можно

вспомнить изречение «мы делаем не делая, и все оказывается

сделанным». Но разве возможно «делать не делая»? Оказывается

Да, если производить действие мысленное.

Емеля - мыслитель, а сказка показывает нам, как оживают

мысли и идеи, желаемое становится реальным.

Для того чтобы создать мыслеобраз, человеку необходимо

сосредоточиться, отключиться от повседневных дел и забот,

остаться одному. Но такой человек производит впечатление

лентяя. К сожалению, на уровне событий и поведения не

всегда можно отличить мыслителя от лентяя...

Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не

делает «лишних движений», не суетится, лежит на печи (копит

силы для главного), но когда чувствует свой шанс, становится

активным в его удержании.

Так чему же нас может научит сказка про Емелю, дорогой

читатель?

Работа с волшебной сказкой:

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

(Русская народная сказка)

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь,

и было у него три сына: старшего звали Федором, второго -

Василием, а младшего - Иваном. Царь очень устарел и

глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в

тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и

колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко -

помолодеет, а водой этой умыть глаза слепому - будет

Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр

да и говорит им:

Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался

из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царст

во, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о две

надцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут больший стал хорониться за середнего, а середний за

меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит царевич Федор и

Неохота нам в люди царство отдавать. Я поеду в дорож

ку, привезу тебе, царю-батюшке, молодильных яблок и воды

кувшинец о двенадцати рылец.

Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает коня не-

езженного, уздаетузду неузданную, берет плетку нехлестанную,

кладет двенадцать подпруг с подпругою не ради красы, а ради

крепости... Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что

садился, а не видели, в кою сторону отправился.

Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал до

вечеру - красна солнышка до закату. И доезжал он до распутья

трех дорог. Лежит на распутьи плита каменная, а ней надпись

написана:

женатому быть».

И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал, и

доезжает до терема под золотой крышей. Тут выбегает красная

девица и говорит ему:

Царский сын, я тебя из седла выну, иди со мной хлеба

откушать и спать-почивать.

Нет, девица, хлеба-соли я не хочу, а сном мне недосуг

время коротать. Мне надо вперед двигаться.

тебе любо-дорого.

Тут прекрасная девица его из седла вынула и в терем

повела. Накормила его, напоила и спать на кровать положила.

Только лег Федор-царевич к стенке, эта девица живо

повернула, он и полетел в подполье, в яму глубокую.

Долго ли, коротко ли - царь опять собирает пир, князей и

бояр и говорит им:

Вот, ребятушки, кто бы выбрался из охотников мне моло

дильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я

бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять больший хоронится за середнего, а середний за

меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит второй сын,

Василий-царевич:

Батюшка, неохота мне царство в чужие руки отдавать. Я

поеду в дорожку, привезу эти вещи, сдам тебе в руки.

Идет Василий-царевич на конюший двор, выбирает коня не-

езженного, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную;

кладет двенадцать подпруг с подпругою.

Поехал Василий-царевич. Видели, как садился, а не видели,

в какую сторону укатился... Вот он доезжает до распутья, где

лежит плита-камень, и видит:

«Направо поедешь - себя спасать, коня потерять. Налево

едешь - коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь -

женатому быть».

Думал, думал Василий-царевич и поехал прямо дорогою, где

женатому быть. Доехал до терема с золотой крышей. Вышла к

нему прекрасная девица и просит его откушать хлеба, да лечь

опочивать.

Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что

тебе любо-дорого...

Тут она его из седла вынула, в терем повела, накормила,

напоила и спать положила.

Только Василий-царевич лег к стенке, она опять повернула

кровать, и он полетел в подполье.

А там спрашивают:

Кто летит?

Василий-царевич. А кто сидит?

Федор-царевич.

Вот, братан, попали!

Долго ли, коротко ли - в третий раз царь собирает на совет

князей и бояр:

Скачать весь текст:

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консультирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить ♦ особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обучать ребенка основам грамоты в песочнице.

Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».

Несколько слов об игре

Ее Величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непостижима...

К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие века литературоведы, фольклористы, философы, психологи, педагоги, юристы.

Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век».

По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех этапов - детства, взрослости и старости. Издавна в русской культуре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмятежности. Детство - это время подготовки к жизни и... игры. Доказательством этому служит множество русских пословиц и поговорок: «Старый спать, а молодой - играть», «Молод с игрушками, а стар с подушками», «Детям не порча игрушки», «Игрушки да смешки, шутки да потешки», не токмо главное, но и важное занятие для дитяти», - говаривали русские люди.

Интересно, оказывается, слово «играть», применительно к ребенку, означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось в языке и современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.




Top