Зинкевич-Евстигнеевой. Схема анализа сказки по Т.Д

Зинкевич Татьяна - доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии. Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии. Автор ряда монографий по сказкотерапии.

Автор тренинговых программ по деловым коммуникациям, командообразованию, инновационному менеджменту. Является научным руководителем проектов Минобразования РФ, ведет большую научно-практическую, преподавательскую, консалтинговую и общественную работу.

Автор научно-популярной серии книг по практической психологии «Ценность каждого дня».Научный руководитель и разработчик комплексной модели реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в специальных учебно-воспитательных учреждениях системы образования. Член-корреспондент Международной Академии наук экологии, безопасности природы и человека. Эксперт Международной Федерации независимых экспертов.

Отзывы об авторе "Зинкевич-Евстигнеева Т.Д."

В книге «Практикум по креативной терапии» описаны современные методы и техники терапии творчеством (или креативной терапии).

Авторы раскрывают секреты использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, телесно-ориентированной терапии, игротерапии и других креативных методов. Книга поможет в практике психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.

скачать Арт-терапия

В этой книге представлена технология формирования и управления специально созданным коллективом сотрудников - командой, которая способна успешно решать производственные задачи в любой сфере бизнеса и управления.

Теоретическая часть содержит последовательное описание всех этапов формирования команды: от определения целей до сопровождения деятельности команды.

В практической части отрабатываются приемы организации работы в команде, даются новые технологии взаимодействия, ситуационного анализа, приводятся практические упражнения. Особое внимание уделяется изучению техник формирования командного духа и созданию имиджа команды.

Книга предназначена для руководителей, менеджеров, психологов и всех, кто профессионально интересуется вопросами управления.

скачать Практическая психология скачать Арт-терапия

Методики исследования эмоционально – личностного развития дошкольника

1.Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)

Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Возраст_________________

Волшебная страна чувств

Рис. 1.

Рис.1.Волшебная страна чувств

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1 : «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри - вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это - человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

Голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

Туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

Руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

Тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

Ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

    Когда останешься дома один;

    Нападения, бандитов;

    Заболеть, заразиться;

  1. Того, что умрут твои родители;

    Каких – то людей;

    Маму или папу;

    Того, что они тебя накажут;

    Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

    Опоздать в детский сад;

    Перед тем как заснуть;

    Страшных снов;

  2. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

    Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

    Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

    Когда очень высоко (страхи высоты);

    Когда очень глубоко (страх глубины);

    В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

  3. Больших улиц, площадей;

    Врачей (кроме зубных);

    Крови (когда идет кровь);

  4. Боли (когда больно);

    Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).

Возраст

Число страхов

Возраст

Число страхов

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев – боязнь незнакомых людей.

1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.

У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.

Протокол тестирования

Тест «Страхи в домиках»

Фамилия, имя ребенка

Страхи «черного домика»

Страхи «красного домика»

Всего страхов

«черном домике»

«красном домике»

3.Тест «Сказка» (Л. Дюсс)

Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)

Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)

    Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.

    Полетит к маме, потому что испугался.

    Полетит к папе, потому что он сильней.

    Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать

На помощь, и папа (или мама)

прилетит и заберет его.

    Не умеет летать, потому останется на земле.

    Попытается лететь, но не сумеет.

    Умрет во время падения.

    Умрет от голода, дождя, холода.

    О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх».

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    Вел себя плохо и теперь боится наказания.

    Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.

    Боится темноты.

    Боится какого – то животного.

    Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.

    Боится, что его украдут.

    Чудовище хочет украсть его и съесть.

    Боится остаться один.

    Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.

    Боится, что придет вор и ударит его ножом.

    Боится, что умрет папа, мама.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

Сказка «Новость».

Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    К обеду придет гость.

    Придут гости.

    Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).

    Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.

    Кто – то в семье умер.

    Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.

    Мама хочет что – то запретить мальчику.

    Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.

Сказка «Дурной сон».

Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Протокол тестирования

Тест «Сказка»

Ф.И.________________________________

Возраст_________________

Дата проведения обследования_______________________

Наименование

Параметры

Ответ ребенка

Норма

Патология

«Птенец»

Степень зависимости от родителей

Скрытая агрессивность(к родителям),чувство вины

«Новость»

Зинкевич -Евстигнеевой . Особое внимание уделите програм­ме «Волшебная страна внутри нас». ... из плас­тилина, глины, теста , вырезать из бумаги. ...

  • Программы: Формирование и укрепление антинаркотических установок у детей

    Программа

    Вариант описан в программе Т. Грабенко, Т. Зинкевич -Евстигнеевой и Д Фролова «Волшебная страна внутри нас» (Тренинг по сказкотерапии... при помощи методики «Волшебная страна чувств » (при групповом обследовании) или тест Люшера (при индивидуальном...

  • Образовательная программа моу куминская сош принята на заседании педагогического совета

    Образовательная программа

    Карта отслеживания Наблюдение, интерактивные тесты , практики, трехуровневые проверочные... этой поляной есть волшебная страна чувств . Мы сможем... Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - Санкт-Петербург, Речь, 2005. Зинкевич -Евстигнеева ...

  • Учебно-методическое пособие для студентов психологических специальностей и практикующих психологов Балашов

    Учебно-методическое пособие

    Получится Настоящая Волшебная страна ... А теперь... чувствами . Эти чувства ... теста является вопрос о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева ... методика «Карта сказочной страны » Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева и Д. Б. ...

  • Общие рекомендации по организации коррекционных сказкотерапевтических занятий 12

    Документ

    Например, изготовление из соленого теста сказочных героев, разыгрывание сказок... . Занятие 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУВСТВ (в основе идея Т. Д. Зинкевич -Евстигнеевой ) Цель: Развитие и гармонизация... перенесет вас сейчас в волшебную страну , где вам будет...

  • Использование сказки в личностном развитии воспитанника ДОО

    1. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2006.- 320с.

    2. Зинкевич-Евстгнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2008.- 240с.

    Материалы для самостоятельного изучения:

    Общие принципы работы со сказками (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

    принцип Основной акцент комментарий
    осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было нужно? Задача - показать клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
    множественность Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
    Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача- кропотливо и терпеливо проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

    Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

    этап назначение содержание
    1. Ритуал « входа» в сказку
    Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнении. Например, взявшись за руки в круг, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.
    2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; каким им помогало в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.
    3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать. Помочь какому-либо существу из сказки и пр.
    4.Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
    5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня
    6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт
    7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

    Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой

    · Тема (какова наиболее значимая сфера жизни для героев).

    · Герой (особенности его самосознания - образ Я, самоотношение, понимание своего места среди других людей).

    · Персонажи (круг основных действующих лиц, их характеристики).

    · Отношения между персонажами и героем (отношения со значимыми людьми).

    · Типичные события (символическое отражение событий в жизни человека данного общества).

    · Трудности (наиболее важные, эмоционально заряженные проблема, которые тревожат персонажа).

    · Средства совладания с возникающими трудностями (способы, приемы, ухищрения, которые использует человек).

    · Недостающие ресурсы (внутренние ресурсы в виде качеств и способностей героя, или внешние в виде физических условий, материальных возможностей).

    · Имеющиеся ресурсы (то, что есть в распоряжении человека).

    Из интервью журналу «Космополитен»

    Зорко одно лишь сердце…

    Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, директор Международного Института Комплексной Сказкотерапии, автор метода Комплексной Сказкотерапии .

    Дорогие друзья, позвольте познакомиться с вами. Меня зовут Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Мое имя в профессиональной среде ассоциируется со сказками. И это для меня почетно и ценно. Более 20 лет назад я начала поиск инструментов для действенной психологической помощи и взрослому, и ребенку. И пришла к сказкам. Так родился метод Комплексной Сказкотерапии .

    Об этом методе существуют разные представления. Кто-то считает себя сказкотерапевтом на том основании, что в детстве читал сказки. А кто-то предпочитает изучить этот метод серьезно и совершенствоваться в нем. Конечно, я, как автор, сторонница второго подхода. Чтобы сориентировать вас в методе, я немного расскажу о нем. «Из первых уст», так сказать…

    1. Сказкотерапия - что это такое?

    Определений у Комплексной Сказкотерапиинемало. Это и система развития эмоционального интеллекта, и способ перевода с языка подсознания на язык сознания, и метод расшифровки древних (архетипических) сюжетов, действующих в жизни современного человека… Человеку, пришедшему первый раз на консультацию я бы сказала так: «Сказкотерапия - это процесс пробуждения сердца. Помните, как Лис открыл Маленькому Принцу самый главный секрет жизни и счастья? «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Человеку с пробужденным сердцем жить гораздо веселее и понятнее. Да, иногда ему бывает грустно, оттого, что он замечает вокруг; но эта грусть помогает ему развивать собственный творческий потенциал и укрепляться на жизненном пути. Благодаря добрый сказке может состояться самая главная встреча в Вашей жизни - Встреча с самим собой».

    2. Что конкретно делает сказкотерапевт, чтобы достичь результата.

    Нередко человек приносит сказкотерапевту совсем не ту проблему, которая его, на самом деле беспокоит. Поэтому, первым делом, мы внесем в ситуацию ясность и определим в какой точке своего жизненного пути находится человек, какие задачи решает, какими инструментами пользуется. И главное - постараемся установить - какой он жизненный урок проходит. Далее сказкотерапевт расскажет человеку о смысле жизненного урока, приведет примеры из сказок и жизни, чтобы было понятно, как этот урок «работает». Затем сказкотерапевт расскажет историю, в которой содержится «шифр» жизненной ситуации человека, предупреждения об ошибочных действиях и рекомендации по разрешению возникших трудностей. Благодаря рассказанной сказке, человек посмотрит на свою жизненную ситуацию со стороны и получит конкретные рекомендации для изменений к лучшему. В результате у него будет ощущение, что в его голове стало больше ясности и понимания, что делать. Такой эффект достигается даже после одной консультации. Сила метафоры, доброй сказки велика. Если человек будет работать со сказкотерапевтом длительное время, он сам станет сочинять сказки, которые достойным образом постепенно изменят его жизнь.

    3. Как работает метод: случай-иллюстрация.

    Когда приходят родители и рассказывают о том, как им трудно справиться с характером ребенка, результат понятен. Они получают индивидуальный маршрут развития своего наследника. Гораздо интересней увидеть, как меняется представление человека о себе самом или конфликтной ситуации.

    Как то раз на прием пришла женщина (назовем ее Катя) и рассказала, что длительное время она пребывает в угнетенном состоянии духа. Выяснилось, что более всего тяготит ее чувство вины. Сестра и мать постоянно обижаются на нее по самым пустым поводам. Сама женщина убеждена, что должна исполнять любые капризы своих родственниц на том простом основании, что ее жизнь сложилась лучше, чем у них. Сестра часто ей говорит: «Конечно, тебе-то хорошо, ты удачно вышла замуж, у тебя все есть, все счастье из нашей семьи тебе досталось, а мне - ничего». Мать также постоянно говорит нашей героине, что она своим семейным и социальным счастьем обязана несчастьям сестры. Со стороны ситуация кажется смешной, но нашу героиню она мучает уже не первый год. Из-за ее терзаний страдают муж и дети.

    Я рассказала Кате о древнем (архетипическом) сюжете, который мы называем «Женское коварство». Чтобы понять его достаточно вспомнить «Сказку о царе Салтане», где героиня сталкивается с завистью родственниц. Я предупредила Катю о всех ловушках этого древнего сюжета и уроках, которые проходит героиня. А потом рассказала ей сказку о том, как появилась Вина. Я придумала ее прямо на консультации специально для Кати. Потом она помогла многим моим клиентам. Так часто бывает - что-то придумываешь для одного человека, а потом это помогает многим. Позвольте расскажу ее и вам.

    «Давным-давно, в одном королевстве оказался на престоле малолетний король-сирота. Править ему помогал верный советник по имени Совесть. Государство процветало, несмотря на юный возраст правителя. Все шло своим чередом, юный король рос, у него появлялись другие советники. Он чтил и любил своего Первого Советника, но тому почему-то стало казаться, что он больше не нужен. И вот однажды, советник забыл о своем долге и покинул дворец, чтобы пойти куда глаза глядят. Сколько времени он шел, то нам неведомо. Ноги привели его в одну придорожную таверну. Он попросил себе еды и первый раз в жизни заказал к обеду вино. Эффект, который оно на него произвело, понравился советнику. Он спрашивал хозяина еще и еще вина. Это продолжалось много времени. Так много, что советник позабыл самого себя: кто он, откуда, чем занимается и как его имя. Поскольку он постоянно требовал вина, его так и стали звать - Вина. Ведь никто не знал в этой таверне, что у короля пропал Первый Советник по имени Совесть…

    Надо сказать, король быстро хватился своего советника и разыскивал его по всей стране. Так был обнаружен заросший и опустившийся государственный деятель в придорожной таверне. Даже когда его уводили во дворец, он шел и кричал: «Вина мне, вина!». Увидев своего советника в таком состоянии, мог ли король довериться ему в делах государственной важности?!

    Король был мудр. Он велел отмыть и привести в порядок своего придворного, чтобы он вспомнил, что имя ему не Вина, а Совесть.

    Этот урок оба запомнили навсегда. Король понял, что все важные решения можно принимать только соотнеся их с внутренним голосом Совести. Вина же способна сбить с пути даже самую светлую голову в государстве. А мастерство жизни и управления государством заключается в том, чтобы четко различать голоса Совести и вины».

    Что касается Кати, она поняла, что ее путь сейчас: противостоять зависти и не поддаваться чувству вины. Ведь на ней лежит важная жизненная задача - приобрести опыт женского счастья и оставить его в наследство своим дочерям.

    4. Меня часто спрашивают: «Почему Вы в свое время выбрали именно этот метод? За что?». Отвечаю честно!

    Я искала способ мягкой деликатной помощи человеку и не нашла его в практической психологии. Поэтому пришлось переучиваться у сказочников и создать собственный метод Комплексной Сказкотерапии . J Ведь во все времена люди передавали друг другу знания о жизни с помощью разных историй и поддерживали друг дружку, рассказывая сказки.

    5. Как человеку понять, что это именно его метод? или метод для него?

    Для личной психологической помощи наш метод подойдет человеку тонко чувствующему и творческому. Понимающему, что такое Добро, а что такое зло. Ощущающему, что он пришел в этот мир неслучайно.

    Также Комплексная Сказкотерапия - универсальный метод для помощи родителям в воспитании достойных наследников, и деликатного разрешения всех внутрисемейных уроков.

    6. Чем Комплексная Сказкотерапия отличается от других методов?

    Прежде всего, деликатностью. Основная область работы сказкотерапевта - система ценностей человека. Воздействие глубинно и устойчиво. Жизненный путь понимается как Приключение, а внутренняя организация человека объясняется через метафору Государства. Внутри нас имеется целое богатое государство в котором важно навести порядок. Семья, род - также государство. Поэтому так разрушительны внутри семейные конфликты. Ведь они ни что иное как гражданские войны.

    И еще одна отличительная особенность метода - сказкотерапевт описывает жизнь человека в специальных сказках, дает рекомендации, предваряя это историей, - а это большой подарок для пробуждающегося сердца.

    7. Анекдотическое о методе.

    Для меня самым анекдотическим является само выражение: «как в сказке». Обычно оно произносится с мечтательной интонацией и подтекстом «Жаль, что такого в жизни не бывает!». Меня удивляет, что люди воспринимают сказку как «нечто нереалистическое со счастливым концом». Перечитайте сказки внимательно! Там герои проходят нешуточные испытания. О них интересно читать, слушать, смотреть. Но попробуйте оказаться на месте героев!

    Для меня «как в сказке» - это то, что требует большого труда и мужества. Будь это путь любви, или приобретение нового социального качества.

    8. Информация к сведению.

    Санкт-Петербургский институт сказкотерапии открыт в 1998 году. Самому методу более 20 лет, он российского происхождения, сейчас распространяется в разных странах, в основном, среди русскоязычного населения.

    Региональные центры есть в Вологде, Череповце, Казани, Краснодаре, Волгограде, Нарьян-Маре, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, на Кипре.

    В настоящий момент у Санкт-Петербургского Института сказкотерапии естьдва правопреемника: Российский Институт Комплексной Сказкотерапии и Международный Институт Комплексной Сказкотерапии.

    Оба института проводят учебные программы, индивидуальные консультации, групповые тренинги для всех (детей, подростков, взрослых, семей), фестивали, социальные акции.

    Те, кто хотят специализироваться в этом методе должны пройти Базовый курс подготовки сказкотерапевтов.

    Информация об учебных программах

    В портфеле учебных программ есть шесть пролонгированные и ряд краткосрочных. К пролонгированным учебным программам относятся:

    1. «Базовый Курс подготовки сказкотерапевтов по методу Комплексной Сказкотерапии », вАйаНапе (Кипр) объем курса составляет 120 часов, 4 сессии; в регионах, где Базовый Курс ведут Мастера-преподаватели, объем основного учебного курса составляет 120 часов и 20-40 часов мастерских, личных консультаций и супервизий. По окончанию курса слушатель защищает авторскую работу, а Мастер-преподаватель составляет его характеристику и Представление на получение свидетельства. В конце аттестационного цикла, при условии соблюдения всех требований, выпускник получает Свидетельство сказкотерапевта. После прохождения Базового курса, специалист может называть себя «сказкотерапевтом»-практиком.
    2. «Мастерская консультирования методом Комплексной Сказкотерапии », объем курса 160 часов, 4 сессии, продолжительность обучения 2 года. По окончанию обучения выпускник защищает авторскую работу, и после завершения аттестационного цикла, получает Свидетельство сказкотерапевта-консультанта. На эту программу приглашаются те, кто твердо решил заниматься частной практикой, консультированием взрослых, семейным консультированием. Предварительное прохождение Базового Курса желательно, но не является обязательным условием участия в программе. После прохождения Мастерской, специалист может именовать себя «сказкотерапевтом-консультантом».
    3. «Основы воспитания здорового характера»: программа подготовки семейных сказкотерапевтов, специалистов-сказкотерапевтов, сопровождающих развитие ребенка и семью. Объем курса 300 ак.часов, 6 сессий, продолжительность обучения 3 года. Программа открыта для сказкотерапевтов и родителей. По окончании программы слушатель защищает авторскую работу, и после завершения аттестационного цикла получает Свидетельство семейного сказкотерапевта.
    4. Программа подготовки специалистов по работе с Родом. Объем курса 300 ак.часов, 6 сессий, продолжительность обучения 3 года. Программа открыта для сказкотерапевтов. По окончании программы слушатель защищает авторскую работу, и после завершения аттестационного цикла получает Свидетельство сказкотерапевта-экогенолога.
    5. Программа подготовки специалистов по работе с психологической песочницей в системе Комплексной Сказкотерапии «Чудеса на песке». Полная программа состоит из 4 циклов. В каждом цикле 3 сессии. В каждой сессии 3 учебных дня. 1 цикл посвящен работе с песочницей, как коррекционно-развивающей средой для детей. 2, 3 и 4 циклы посвящены терапевтической работе с помощью психологической песочницы. По окончании 1-го цикла выдается Свидетельство специалиста по работе с психологической песочницей в области развития детей. По окончании 4-ех циклов выдается Свидетельство специалиста по работе с психологической песочницей широкого профиля.
    6. Программа подготовки инструкторов по работе с женщинами. Полный цикл подготовки 120 часов, 4 сессии. Программа открыта для психологов и специалистов индустрии красоты. Участники программы приобретают навыки экспресс-помощи женщинам в различных жизненных и личных ситуациях. По окончании программы выпускники получают Свидетельство инструктора по работе с женщинами. В данной программе предусмотрено пролонгированное постдипломное сопровождение.

    Также в портфеле учебных программ есть немало тематических учебных, учебно-терапевтических курсов. Объем тематических курсов: от 10 до 30 академических часов.

    9. Мои пожелания вам, дорогие друзья

    Желаю и призываю больше сочинять сказок со счастливым концом - они способны реально изменить жизнь в лучшую сторону. Добрая сказка - это новая жизненная программа. Будьте смелее, меняйте свою жизнь в воображении, записывайте это в виде сказки, - и придут новые возможности. Такой труд и есть самое настоящее Волшебство.

    Из интервью проекту EstiaPeople

    Несколько общих слов

    Человек развивается по разным траекториям. Первая траектория, Божественная, в основе которой лежит постижение и реализация его предназначения. Вторая - Житейская линия с представлениями обывателя о жизненном успехе и результативности. Многие вычеркивают из своего развития первую линию и следуют только второй, имея все, чему радуются обыватели, кроме глубинной внутренней удовлетворенности. Моя задача объяснить человеку механизм его внутреннего поиска и помочь ему гибко и тонко вплести в свою жизнь первую линию развития. Только она возвратит ему его индивидуальность и свободу. За немалые годы своей практики я убедилась в том, что такой подход дает человеку смысл и достойно перестраивает его жизнь. Каждый способен добиться всего, к чему он предназначен, и первый шаг - это смелость.

    Почему люди думают, что они несчастны?

    Очень верно подмечено то, что люди именно думают, что они несчастны, хотя на самом деле каждый имеет собственный Сад Возможностей - источник счастья. Свой Сад Возможностей многие люди намерено превращают в склад камней преткновения. Бог послал человека в мир для возделывания Сада, в котором можно посадить огромное количество семян. Но человек не знает, что с этим делать. Часто причина в том, что ему просто не рассказали, как ухаживать за своим Садом Возможностей. Камни обид, разочарований, иллюзий, ложных ожиданий, которые накапливаются людьми в течении жизни, занимают все пространство Сада. Но в один момент человек понимает, что жить так нельзя. Камни ему мешают, и тогда он просыпается и начинает искать путь очищения своего Сада Возможностей.

    Скорее всего, это очень нелегко?

    Да, но обслуживание камней стоит много дороже возделывания Сада Возможностей. Энергетически мы очень дорого платим за все те преткновения, которыми полон наш Сад.

    С чего начинается очищение Сада?

    С понимания того, что он ЕСТЬ. Препятствие страха, ложные препятствия, личностные препятствия, темные препятствия - все они мешают нам начать путь очищения. В этом деле необходимо главное - смелость.

    Но разве страх не способен помочь?

    Светлый страх не реализовать собственное предназначение, действительно, может помочь. Страхи имеют различные источники происхождения и действуют по-разному. Есть страхи темные, серые, светлые. С ними не все так однозначно, и зачастую они действительно могут являться двигателями. Страх живет на границе нашего внутреннего государства, изначально являясь здоровой осторожностью, которая помогает человеку предвидеть опасность. Важно не терять меру, не превращать страх в панику, следить за границей своего государства.

    Насколько при этом важна связь с Божественным?

    Связь эта является ключевой. Тонкий мир он очень разный, очень многослойный. Есть мир светлый, а есть и темный. Безусловно, такая связь является первоочередной для человека. Еще с детства людей готовят к осознанию этой идеи. Через рассказы о сказочных героях и их приключениях.

    В конечном итоге все люди стремятся к счастью, а существует ли оно?

    Безусловно, причем, у каждого свое. В этом и прелесть - за счастье не надо конкурировать - оно ИНДИВИДУАЛЬНО. В каждого из нас божественном образом проинсталлировано неповторимое индивидуальное ощущение счастья. Именно этот иррациональный эталон ведет нас по жизни. Являясь ориентиром, счастье безошибочно выводит нас к цели. Если потерять этот ориентир, или поменять на чужой, то уйдет и смысл жизни.

    Но сегодня многие сводят понятие счастья к материальным благам. Как нужно правильно относиться к деньгам?

    Сегодня, увы, многие хотят владеть деньгами в огромном количестве, не понимая, что тем самым они становятся рабами бумажных купюр. А ведь на самом деле деньги - очень миролюбивые существа, они вовсе не рабовладельцы. Я, как сказкотерапевт, воспринимаю деньги в виде некоего этноса, пришедшего в наш человеческий мир по зову людей. Людям была нужна помощь в реализации принципа справедливого обмена материальными ценностями и деньги пришли на помощь.За одно это деньги достойны любви и благодарности. Обязательно стоит любить деньги! А любовь начинается с изучения. Многие даже не знают, как выглядят деньги, что на них изображено, как их зовут, откуда они родом. И при этом все хотят их иметь… Это странно! Деньги приходят к трудолюбивым и скромным, они очень не любят лентяев и выскочек. Деньгами нужно уметь управлять и благодарить их за сделанную работу.

    А что необходимо в любви к людям?

    Самое главное в любви - ее адресность. Мы не можем одинаково любить кошку или сына, маму или работу. Каждому человеку надо дарить особый урок Любви, предназначенный исключительно ему. Когда человек говорит, что он не умеет любить, он лжет. Не бывает такого! Любовь хоть к одному живому существу его сердце вырабатывать способно.

    Зачастую люди живут образами и идеалами, влюбляясь не в ту или не в того, кого себе представляли. Как сделать выбор и не запутаться в себе?

    Путает человека заблуждающийся разум, но не сердце. В выборе наших спутников нам мешают общечеловеческие, родовые, личностные стереотипы. Из-за этого в отношениях участвуют не только Он и Она, но и его и ее стереотипы и ожидания друг от друга. Это уже не интимная связь двоих, а «могучая кучка»: в «паре» людей живет минимум шестеро: я, он (она), мое представление о нем (о ней), ее (его) представление обо мне, мое представление о том, каким (какой) я должна быть для него (нее), ее (его) представление о том, какой (каким) он должен быть для меня. Отношение мужчины и женщины - вещь глубоко интимная очень сакральная, там не место толпе, пусть и виртуальной, но сильно влияющей на отношения. Чтобы сделать выбор и не запутаться, нужно научиться слушать свое сердце. Его голос обычно очень деликатный. Тем не менее, есть технология, как научиться его слушать, она выделена путем анализа многочисленных сказок.

    Но муки любви бывают так сладки…

    Да, вы правы. Для некоторых - это призрачное, ложное счастье! Больной разум часто тешит себя, мучая своего носителя. К любви это не имеет никакого отношения!

    Для вдохновения…

    Говоря о вдохновении, хочется упомянуть архетип Сезонности, именно в нем заложен принцип смены времен года. Вдохновение - примета весны. Это особая энергия, которая двигает прогресс. А прогресс требует труда. Труд - это уже не весна, а лето. Использовать влюбленность только для вдохновения - это неэкономично. Влюбленность - это энергия многоотраслевого применения, зачем пускать ее только по одному каналу? Эксплуатация влюбленности для вдохновения может привести к выгоранию, пресыщенности. Я это называю «зависанием в весне». Чтобы этого не произошло, нужно помнить, что влюбленность дается как благословение для Труда Отношений.

    Расскажите подробнее о своих тренингах?

    Мои мастерские помогают людям восстановить или укрепить контакт с самим собой, осознать что корень жизненных трудностей в заблуждениях ума, нейтрализовать вредоносные заблуждения полезными убеждениями. Людям важно снять бесполезные заношенные маски, увидеть свой уникальный жизненный путь и место в мире, воспитать достойных детей, добиться успеха, быть счастливыми. Семейные и индивидуальные тренинги для мужчин, женщин и детей помогают разобраться в себе, выстроить отношения с близкими. Все тренинги направлены на исцеление сознания и самоощущения.

    Из интервью Феликсу Польскому

    И по сей день встречаются люди, которые ошибочно считают, что сказки рассказывать просто. А еще проще сказки слушать. Если бы это, действительно, было так, то отпала бы всякая необходимость в изучении жанра сказки, как самостоятельной научной отрасли. С просьбой детально прояснить ситуации в «сказочном» деле наша газета обратилась к доктору психологии, директору Международного Института Комплексной Сказкотерапии Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой.

    Татьяна Дмитриевна, почему сказка, являясь поистине вечным жанром, так упорно сопротивляется попыткам ученых подогнать ее под строгий научный ранжир?

    На мой взгляд, это происходит потому, что сказка - это уникальный "формат" хранения и передачи жизненно важной информации. Прежде всего, о законах Мироздания, о правилах взаимоотношений человека с миром, с самим собой и с другими людьми. И, конечно же, об укреплении связи с Божественным. Вся необходимая для жизни человека информация передана нам посредством сказок. И продолжает передаваться именно таким образом. Сказки - именно формат упаковки знаний для длительного хранения и передачи. Получив информацию, ребенок или взрослый может не сразу начать ей пользоваться. Такая информация будет ждать своего часа. И непременно дождется.

    При этом хочу отметить, что информация в сказках шифруется так, что каждый уровень сознания выделит свой блок информации. Кстати сказать, сказкотерапевт, с одной стороны, расшифровывает информацию, доставая ее из сказок таким образом, чтобы она стала пригодной для оперативного использования конкретным человеком или возрастной группой. А, с другой стороны, он помогает зашифровать (упаковать) личную информацию этого конкретного человека в форму сказки. С тем, чтобы другие поколения смогли воспользоваться этим сохраненным опытом. Добавлю, что сказка может научить и методам выживания, если грамотно сконструировать эти методы применительно к пожилым людям. Для этого существуют специальные "рабочие фабулы" сказок.

    Почему, на Ваш взгляд, многие киностудия мира, в том числе и самые известные, так грубо обращаются с авторским материалом, что даже от сказок Андерсена порой остаются одни названия?

    Отвечу прямо: так случается потому, что это выгодно неким силам, стремящимся управлять массовым сознанием. Смотрите: в сказках всегда действуют две силы - это добро и зло. Сначала, нам кажется, что побеждает зло, и нашим героям нет от него спасения. Но, вот, на помощь приходят зримые друзья, не считая способов, с помощью которых герои сами могут измениться в лучшую сторону. И в итоге зло бывает побеждено. Но зло, как известно многолико и никогда не оставит своих попыток внести коррективы и "информационные вирусы" во все то, что было создано Добром. Этот процесс можно заметить и в современных мультфильмах. Давайте возьмем для примера мультфильм «Русалочка» постдиснеевского разлива. У Г.Х. Андерсена эта сказка имеет ярко выраженный духовный аспект. Чего хотела добиться Русалочка в своей жизни? Оказывается, она активно интересовалась вопросами существования души, и выяснила, что сможет и сама обрести бессмертную душу, если ее полюбит человек. То есть тот, кто уже имеет бессмертную душу. Русалочка была готова пожертвовать своими тремястами годами жизни, чтобы не превращаться на четвертой сотне в морскую пену, а обрести бессмертную душу. Она пошла на большие жертвы, отринула свою прежнюю жизнь. Она лишилась голоса, и каждый шаг ее по земле был мучителен. Но, казалось бы, все жертвы напрасны. Сердце Принца не откликнулось на призыв Русалочки. Принц полюбил другую. И что же Русалочка? Русалочка отказывается убить Принца и окропить свои ноги его кровью, чтобы вновь стать русалкой. И это едва ли не ее основная жертва. Она принимает решение стать морской пеной, но не лишать жизни своего возлюбленного. Такое решение под силу принять только существу любящему. А значит, и достойному обрести бессмертную душу. И вот Русалочка вместо того, чтобы превратиться в морскую пену, становится одной из дочерей воздуха. Через триста лет она сможет обрести бессмертную душу, если послужит добру, будучи невидимой для людей. У Андерсена в его сказке нет даже намека на то, что Русалочка - это женщина с трагической историей неразделенной любви. Хотя есть немало психологов, которые трактуют эту историю именно так. Забывая при этом, что Русалочка - не женщина. Она русалка. Парацельс называл таких существ "элементалами" - это духи стихий, так как все на Земле живое. В том числе и вода. И, вот, история любви привела элементала, на путь обретения бессмертия. То есть, по логике Андерсена, эта сказка имеет счастливый конец. Людям показывается ценность души. Сморите люди, говорит Андерсен, как борется русалка за честь иметь бессмертную душу, а вы, уже имея бессмертную душу, почему-то не бережете ее. Но рядовой обыватель не станет покупать сериал с духовным подтекстом. Поэтому создатели постдиснеевской "Русалочки" убирают духовный мотив из сюжета, и превращают маленькую русалочку в симпатичного сквозного персонажа, который познает мир. Конечно, в этом тоже есть польза. К счастью, из сказки невозможно удалить всю пользу. Польза для ребенка в том, что он путешествует вместе с героиней, участвует в ее приключениях и приобретает тем самым символический жизненный опыт. Смотрит, как героиня выстраивает свои отношения с другими персонажами, какие решения принимает в трудных ситуациях и как борется со своими страхами. Все это имеет развивающий и коррекционный смысл. Но духовного развития ребенок при этом не получает. А бездуховным силам только этого и надо. Они говорят: пусть маленький человек учится адаптации в мире людей, а вопросы духовные оставит "на потом", а еще лучше оставит их вовсе. Между тем, с ребенком крайне важно говорить на духовные темы. Рассказывать о том, что есть Добро и зло, и это не метафорические силы, а реально действующие в мире внешнем и внутреннем.

    Но, если и дальше все духовное будет убираться из сказок, то однажды мы увидим, как Курочка-Ряба снесет не яйцо, а осколочную гранату. Дед ударит по такой гранате, и полетят по закоулочкам клочки от Избушки на курьих ножках, которую Баба-Яга, якобы, сдавала деду с бабкой в аренду.

    Да, такая опасность, действительно, существует. И это, вовсе, не смешно. Это заведомое глумление над сказочным материалом. Процесс "наведение порчи" на сказки, отчего они становятся "порченными". И таких сказок немало. Поэтому я всегда прошу родителей внимательно отбирать для детей и сказки, и мультфильмы. А сам механизм глумления над сказками таков: любимые персонажи, носители древних смыслов, наделяются чертами далеко не лучших представителей современной жизни. Тем самым для массового зрителя они перестают быть носителями чистой информации. Этим одним напрочь перекрывается доступ к сакральной информации. Зрители хохочут над поворотами воображения авторов мультфильмов. И автоматически попадают под действия машины, управляющей коллективным сознанием. Кому-то выгодно делать из людей слепых потребителей. Поэтому так важно, чтобы люди, достигшие возраста старейшин, передавали своим внукам собственный отфильтрованный жизненный опыт, "упаковывая" его в добрую сказку. Учили своих внуков тому, что есть еще одна особая жизнь у человека - жизнь его сердца, жизнь его доброго разума, жизнь его души...

    Уважаемый профессор, в Ваших многочисленных трудах часто звучит термин «банк жизненных ситуаций». Понятно, что это не финансовая структура, призванная помочь людям управлять своими материальными ценностями. Но тогда что же это такое, и чем такой банк может людям помочь?

    Да, "Банк Жизненных Ситуаций" - не финансовая структура. Это структура духовно-эмоциональная. Читая, рассказывая детям сказки, мы как будто открываем им счет в Банке Доброго Сердца. Некоторые бабушки и дедушки открывают своим внучкам счета в финансовых банках и постепенно кладут туда деньги. Чтобы, став совершеннолетними, их внуки смогли получить накопления и сделать важную инвестицию в свою жизнь. В то же образование. Не менее важно открыть своим внукам счет в Банке Доброго Сердца. Первая сказка, рассказанная бабушкой или дедушкой, есть символический акт открытия такого счета. Но чтобы "сумма вклада" росла, нужно не просто читать сказки, нужно еще умело обсуждать с ребенком древние истории. Это особое искусство, доступное умудренному человеку. Такой вклад поможет в социальной адаптации.

    Мы длительное время работали с несовершеннолетними правонарушителями. Многие из этих детей были лишены родительского и бабушкиного тепла. Немало ребят услышали свою первую сказку, оказавшись в специальном учебно-воспитательном учреждении. И все эти дети имели "комплекс социального бессилия". Они говорили: "А что я могу вообще? Я вообще ничего не могу изменить. Вот если бы родиться заново!" В их картине мира надежде, добру, целеустремленности отводилось весьма незначительное место. Они не верили, что многое в их жизни зависит от их решений, знаний, умений. Мы начали работу с того, что стали просто начитывать им сказки и обсуждать их. За три года многие ребята внутренне укрепились. Структуры "комплекса социального бессилия" оказались не такими прочными. У ребят поселилась в сердце надежда, им захотелось учиться, работать, жить. А почему? Да потому только, что внутри каждого ребенка появился свой собственный "банк жизненных ситуаций". И такой банк - один из элементов того, что мудрые люди именуют "внутренней опорой". В Банке Доброго Сердца хранятся подлинные ценности, не подверженные экономическим и нравственным кризисам.

    Татьяна Дмитриевна, знакомясь с Вашими книжками, удивляешься тому, как прост Ваш метод. Но все мы и знаем, что именно простое чаще всего и оказывается гениальным. В чем гениальность Вашего метода?

    Действительно, все гениальное просто. Но я не являюсь изобретателем телеграфа или самолета. Комплексная Сказкотерапия это далеко не новый метод. Обучение через истории, лечение разума и души посредством сказок, практиковалось в человеческой цивилизации всегда. У людей есть готовность к тому, чтобы их вразумляли и наставляли по-доброму. Но главное - именно в сказках шифруются основные жизненные ценности. А в каждой жизненной ценности спрятана огромная сила. Я и мои коллеги просто возвращаем человека к силе общечеловеческих ценностей. А ребенка учим распознавать ценности и постепенно ими пользоваться. Особенно в борьбе со злом. Ведь маленькому человеку приходится выдерживать немалые атаки зла на свой разум и настроение. С помощью сказочных инструментов, он учится с ними справляться и одерживать победу. Через эту битву становясь сильнее и взрослее.

    Но есть еще один интересный аспект в нашем методе. Мы стараемся научить людей писать добрые сказки. Для этого мы изучаем общие конструкции сказочных сюжетов. В этих конструкциях (мы их называем архетипами и архетипическими сюжетами) зашифрованы общие законы процветания. Когда человек овладевает этой "сказочной азбукой", он уже может самостоятельно создавать достойные сказки. И это уже не просто красивые истории - это новые жизненные программы, которые деликатно перестраивают привычный ход мыслей. Благодаря собственной сказке человек вырывается из плена собственных жизненных стереотипов, и его жизнь меняется.

    Многие мои клиенты и ученики рассказывают, как их сказки "сбываются в жизни". Это не волшебство. Это феномен самостоятельного конструирования жизненных программ. Мы немало работаем с пожилыми людьми. Мой коллега Игорь Приходкин в Челябинске несколько лет посвятил работе с пенсионерами. Он научил их писать такие сказки, благодаря которым они становились здоровее, причем, без лекарств и докторов. В каждом из нас есть немалые способности к управлению своим здоровьем, своим социальным положением, своим характером. И эти способности не просто развиваются, но и оттачиваются в процессе сказкотворчества. И еще один момент. Для зрелого человека крайне важно осмыслить прожитые им годы. Увидеть собственный путь цельным, пусть иногда и весьма запутанным. Увидеть действие Промысла в поворотах своей судьбы. Для этого мы помогаем людям создавать автобиографические сказки. Такие истории меняют отношение человека к собственной жизни. Если хотите, делают его мудрецом.

    Спасибо.
    Беседовал Феликс Польский



    
    Top