Злободневность звучания комедии А.Грибоедова "Горе от ума" в наше время. «Современность звучания комедии «Горе от ума»»

Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы.

Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького.

Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего создателя. Несмотря на то, что рукопись была подвергнута царской цензуре, народ России оценил ее по достоинству – комедией восхищались как простые люди, так и представители знати.

Комедия вскрывает все язвы и пороки, которыми страдала Российская империя, в первую очередь крепостное право.

Главным героем является Александр Чацкий – личность сколь яркая, столь же и трагичная.

Что позволило небольшому произведению войти в число бессмертных творений пера? Во-первых, живой стиль написания, острая критика всего дурного и уродливого, что было в те времена. Почти каждая фраза книги стала крылатой и прочно вошла в современный язык.

Живой язык — всего лишь одно из многочисленных достоинств книги, которых у нее много.

Борьба сердца и разума и ее влияние на протекание идейных баталий является центральным моментом в комедии. Ведь главный герой пронзен стрелой Амура, что мешает ему трезво оценивать ситуацию. Его эрудиция и блестящий интеллект оказались не в силах заметить изменений, произошедших в его возлюбленной Софье. Эмоции ослепили Чацкого, заставив его выглядеть умалишенным в глазах общества.

Прочитав комедию, читатель сочувствует Чацкому, разделяя его душевные муки.

Прошло почти два века, а воз и не двинулся. Современные Молчалины, Скалозубы и иже подобные по прежнему на вершине власти. А достойные люди вынуждены упорно бороться за место под солнцем.

Златой телец правит балом сегодня – власть и наличие миллионов в банке ценятся выше, чем духовое развитие. Быть сегодня интеллигентом означает обречь себя на трудности.

Последний крик души героя пронзает читателя до глубины сердца и можно лишь восхищаться пророческим даром Грибоедова, предвидевшего будущее. Больно видеть, что за 174 года общество не поменяло своих приоритетов.

В чем причина такой инерции, сохраняющейся веками? Один из героев – Фамусов видит ответ в том, безумцев стало больше, чем когда либо. Безумны и они сами, и дела что они творят, и убеждения, которым следуют.

Эта комедия будет актуальной всегда, пока в России не поменяется отношение к культуре и образованию – двум столпам морального развития.

Скрытый смысл «Горя от ума» призывает людей бороться с тьмою – невежеством, равнодушием к проблемам и косностью мышления.

Для нынешней молодежи важней всего следовать принципам Чацкого в отношении образования и своей деятельности. Чацкий умел веселиться, когда отдыхал, а вот в делах был серьезен и призывал никогда не смешивать веселье и работу.

    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    1. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не теряет своей актуальности вот уже второй век. Время другое, а люди все те же. Современному обществу характерны все проблемы, которые были так близки и тому времени.
      В наше время, нам так же, как и героям пьесы, не чужда проблема «отцов и детей». Она звучит крайне злободневно в то нестабильное время, в котором мы живем. Сейчас все более усиливается непонимание между поколениями, отношения родителей и детей становятся все более агрессивными, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад. Точно так же, как Фамусов, любой современный родитель готов сделать все возможное для хорошей жизни своего дитя, иногда полностью игнорируя мечты и желания самого ребенка. Фамусов стремится удачно выдать Софью замуж. Не кто иной, как Скалозуб, успешный военный, по мнению заботливого отца, подходит на роль будущего супруга Софьи. Но самой Софье нужен совсем другой человек, в Молчалине нашла она идеал мужчины. Похожую ситуацию мы наблюдаем в современной повести Галины Щербаковой «Дверь в чужую жизнь».
      Нередко два поколения сталкиваются в своих политических и идейных взглядах. В нашей стране все так же остаются в почете кумовство, чинопочитание и низкопоклонничество. Что Фамусов признает за ум, Чацкому кажется безумием. В фамусовском обществе «тот славился, чья чаще гнулась шея», Чацкому же мерзка выслуга и протекция, и на резонный совет Фамусова послужить он отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ничего не изменилось, служение Отечеству все так же неоднозначно. Балом правят все те же чиновники, для которых родственник важнее любого профессионального работника, а льстец стоит первым в списке служащих. Из-за всей этой чиновничьей волокиты и бюрократизма страна теряет умы – все больше людей стремится уехать за границу, потому что только там они будут оценены по заслугам. Возможно, так же поступил и Чацкий, уехав из Москвы со словами: «Сюда я больше не ездок!»
      Проблема воспитания и образования, поднятая в комедии, остается ключевой и в современности. Общество всегда будет нуждаться в просвещении, потому что оно не стоит на месте, оно всегда развивается. Как и тогда Фамусов читал газеты «времен Очаковских и покоренья Крыма», так и сейчас основным источником суждений для старшего поколения является советская идеология.
      Мы не должны стоять на месте – мы должны расти и развиваться, поэтому нам не нужны «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», надо искоренять кумовство и давать путь новому поколению целеустремленных и образованных людей. Таким образом, читая комедию «Горе от ума», мы чувствуем те настроения, которые так близки современному человеку, именно потому что пьеса не потеряла своей актуальности и в наше время.


    Александр Сергеевич Грибоедов был талантливым, разносторонним человеком, писал стихи, сочинял музыку, знал много иностранных языков. в 1828 году Грибоедов написал"Горе от ума".

    "Горе от ума" было написано раскрыв пороки того времени. Грибоедову удалось передать проблемы той поры: отсутствие воспитания, проблема "отцов и детей", необразованность, низкопоклонство. В образе любого героя произведения мы можем увидеть окружающих нас людей.

    Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

    Эксперты сайта Критика24.ру
    Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


    Например в Молчалине автор изобразил человека, который всеми возможными способами пытается достигнуть "степеней известных". Ради этого он готов угождать даже "собачке дворника, чтобы ласкова была". А свои отношения с Софьей он строит на лести, ведь девушку он считает очередным способом подняться по карьерной лестнице. Такие люди как Молчалин до сих пор встречаются в современной обществе.

    Проблемы "отцов и детей" Грибоедов выражает в Фамусове и Софье. Отец желает своей дочери лишь добра: хочет выдать её замуж за достойного, по его мнению, человека. Однако, за всем этим он не уделяет внимание мечтам Софьи, желая все сделать самому. От этого девушка не хочет прислушиваться к мнению отца, делая всё по-своему.

    Также писатель в комедии уделяет внимание проблеме образованию и учению, создавая образ Чацкого, который часто поддавался критике. И вовсе не спроста, ведь он является единственным положительным героем, не считая Лизы. Чацкий на протяжении всей комедии пытается отстоять и доказать своё мнение. Он считает, что образование и ученье должны развиваться, тем временем как Фамусов говорит:"Забрать все книги бы да сжечь".

    Итак, актуальность звучания комедии Грибоедова в том, что проблемы, поднятые в ней, остаются актуальны по сей день, поэтому "не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия".

    Обновлено: 2017-06-16

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Политическая комедия «Горе от ума», крылатые фразы которой сегодня часто используют в своей речи люди, была актуальной во времена Грибоедова и осталась такой и в 21-м веке. Автор с помощью ярких высказываний, которые вложил в уста главных героев, передает описание приспособленцев, карьеристов, беспринципных людей, которые составляли большинство в российском обществе, и тех, кто им противостоит.

    Образ Чацкого

    Представителем прогрессивной молодежи, стремящейся к переменам, знаниям и реформам является главный герой того времени - Чацкий. Именно ему принадлежат в драме «Горе от ума» крылатые фразы, разоблачающие косность царского строя.

    «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - это позиция умного, образованного, имеющего стремление приносить пользу, но не востребованного в ретроградном обществе молодого человека.

    В одной этой фразе раскрыт смысл жизни современников Грибоедова. Люди не могут сделать карьеру своим умом и достижениями на службе. Чтобы получать новые звания, необходимо прислуживать высшим чинам и быть подхалимом. В современном обществе происходит то же самое - кумовство, коррупция, покупка чинов, как будто автор только вчера написал свое произведение.

    Для Чацкого свобода личности - это главный критерий, к которому должны стремиться люди, но, приехав из-за границы в Россию, он видит, что «дома новы, а предрассудки стары». Это очень свойственно было современникам Грибоедова, актуально и сегодня.

    Под прикрытием красивых фасадов в самом обществе нет видимых перемен, нет желания меняться, расти профессионально и духовно. Во главе всего стоят деньги и власть.

    Образ приспособленцев

    В пьесе «Горе от ума» крылатые фразы и выражения характеризуют не только Чацкого, но и его антипода Молчалина.

    Грибоедов замечательно передал его «рост» от безродного тверского мещанина до секретаря Фамусова в чине асессора: «...он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», - так описывает Молчалина Грибоедов.

    Приспособленчество, угождение высшим чинам - ничего не поменялось со времен написания комедии. В произведении «Горе от ума» крылатые фразы (2 действие) очень ясно передают характеристику того На словах все хотят перемен, но при этом осуждают тех, кто к ним стремится. «Свежо предание, а верится с трудом», - так говорят и сегодня, когда слышат рассуждения о необходимости в реформах при полном бездействии власть имущих.

    Грибоедов в своей комедии в образе Молчалина раскрыл категорию людей, которые готовы унижаться сами ради почестей, а добившись их, унижать и уничтожать других на своем пути.

    Современные карьеристы мало чем отличаются от Скалозуба, Молчалина и Фамусова. «Чины людьми даются» - так в «Горе от ума» крылатые фразы (3 действие) передают возможность получения званий, чинов и привилегий.

    Фамусовское общество

    Отдельным объектом в комедии «Горе от ума» считается которое, как на подбор, состоит из карьеристов, приспособленцев, лицемеров и воров.

    Такие яркие образы, как Скалозуб, Фамусов, Молчалин и князь Тугоуховский, являются представителями окружения, в котором жил Грибоедов. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родовписывает и современную общественную элиту.

    В пьесе «Горе от ума», крылатые фразы которой актуальны и сегодня, Грибоедов столкнул в одном доме разных представителей общества, вскрыв его «нарыв». Чацкий оказывается в одиночестве со своим пламенным желанием общества к лучшему. Он имеет последователей, о которых косвенно упоминается в комедии, например, кузен Скалозуба, который бросил военную карьеру и уехал в имение, чтобы обустраивать жизнь

    Но таких людей слишком мало, чтобы повлиять на общественное мнение. То же происходит и в современном обществе. «Вольнодумцы» считаются изгоями и преследуются как общественностью, так и властью.

    Герой времени

    В своей комедии Грибоедов первым из писателей создал образ «лишнего» человека в закостенелом обществе. Много позже появятся Печорин, Базаров, Онегин. Поэтому впервые в «Горе от ума» крылатые фразы характеризуют душевное состояние человека, который не может применить свои таланты для блага страны и общества.

    Понимать, что никому не нужны изменения, а лишь власть и деньги, сложно умному и просвещенному человеку, готовому на самопожертвование ради Родины.

    «А судьи кто? Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» В этой, ставшей крылатой, фразе Чацкий пытается найти своих единомышленников, но их нет. Не с кого брать пример и продолжать начатые реформы. Все общество застыло в своем желании ничего не менять.

    Это так же актуально в современном обществе. Личные интересы в вопросах процветания, наживы и власти ставятся впереди потребностей страны и общества.

    Современные герои

    К сожалению, в материальном мире, где большое влияние на людей оказывают деньги, в любом обществе будут появляться те, кто стремится «взобраться» к верхам власти любой ценой, и те, кто им противостоит.

    Именно количественный перевес прогрессивных членов общества его развивает. Без «чацких» не было бы изменений в социальной, культурной и личностной сфере общественности. Они толкают других людей сделать шаг в сторону изменений жизни к лучшему.

    Современна ли комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума"

    Как посравнить да посмотреть

    А.С.Грибоедов

    Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них.

    Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот - Отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто?...

    Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет.

    Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй, как учили в школе. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!..." - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев." Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен.

    Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи - перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени.

    Неисчерпаемость "Горе от ума" открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове...

    Как посравнить да посмотреть

    Век нынешний и век минувший...

    Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: "Ужасный век! Не знаешь, что начать..," - говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: "Ужасный век, ужасные сердца!"

    Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по принадлежности: наше оно или не наше.

    Сюжетную основу "Горе от ума" составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, что зарождалось в его пределах.

    Чацкий - человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, противопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: "угождать всем людям без изъятья." Молчалин - "низкопоклонник и делец", как характеризует его Чацкий.

    Фамусов - высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, тупой солдафон Скалозуб - вот те люди, которых встречает Чацкий. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", но ему "прислуживаться тошно." Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:

    Где, укажите нам, отечества отцы,

    Которых мы должны принять за образцы?

    Не эти ли, грабительством богаты?

    Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

    Великолепные соорудя палаты,

    Где разливаются в пирах и мотовстве...

    Боже мой, будто сейчас написано! А мы еще спорим, современна ли комедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в отдельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой, он заслуживал свободы и счастья.

    Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет своей комедией "Горе от ума" в нас. Он возвращается к нам, как свет счастья.



    
    Top