Значение карасев алексей николаевич в краткой биографической энциклопедии. Значение карасев алексей николаевич в краткой биографической энциклопедии Косыгин алексей николаевич

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Алексей Николаевич (19.03.1854, г. Наровчат Пензенской губ.- 9.02.1914, Москва), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению. Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1869 г. окончил Наровчатское уездное уч-ще и поступил на должность помощника учителя в Наровчатское приходское уч-ще. С 1871 г. был учителем в с. Рамзай Пензенского у. В том же году в Пензе начал преподавать пение в 4-м муж. городском начальном уч-ще, с 1885 г.- в 1-й жен. гимназии, с 1891 г.- в 3-м муж. городском начальном уч-ще. В этот же период преподавал пение в техническом железнодорожном уч-ще (5 лет), во 2-й муж. гимназии (5 лет), в землемерном уч-ще. В кон. 80-х - 1-й пол. 90-х гг. XIX в. был регентом местных церковных хоров; также дирижировал сводными городскими хорами учащихся общей численностью до 600 чел.

В течение 25 лет читал лекции и проводил занятия с хорами на регентско-учительских и педагогических курсах в Киеве (1887, 1888, 1900), Инсаре (Пензенская губ.; 1889), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896), Чернигове (1897), Владикавказе и Туле (1898), Саратове и Обольянове (1899), Вятке (1903, 1904), Москве (1908, 1909), Херсоне (1909), Могилёве (1911), Курске (1912, 1913). На курсах К. занималось более 2 тыс. слушателей.

В сер. 1900-х гг. переехал в Москву, был одним из организаторов и преподавателей Народной консерватории (с 1906).

Заслуги К. как народного учителя были отмечены серебряной (1893) и золотой (1911) медалями, званием личного почетного гражданина г. Пензы (1895). В 1907 г. за многолетнюю педагогическую деятельность К. получил от Придворной певческой капеллы аттестат 1-го разряда на звание учителя церковного пения и теории музыки. Руководства и пособия К. по обучению пению были награждены большой золотой медалью Южнорусской областной выставки в г. Екатеринославе (1910).

Деятельность К. была направлена на повсеместное распространение муз. грамотности и поднятие пения как школьного предмета до уровня др. общеобразовательных дисциплин. Более 20 методических работ К., в к-рых затронут весь спектр постановки хорового, гл. обр. церковного, пения, получили положительные отзывы в учительской среде, переиздавались большими тиражами.

Первыми опубликованными методическими работами К. были: «Учебник пения» для различных училищ, учительских семинарий и гимназий с «Объяснением» к нему (Пенза, 1881), «Подвижные ноты» (1881), «Детское пение» (1884), «Объяснения к подвижным нотам» (1888), «Уроки пения» (1889-1890).

Для обучения пению К. использовал методические приемы общеобразовательных дисциплин - грамматики и арифметики и собственные разработки: обучение пению «по буквам», заменяющее начальное пение по слуху, использование наглядного пособия «подвижные ноты» (54 переставляющиеся карточки с примерами из церковных молитв), развитие навыков многоголосного пения. К. использовал эти приемы в своих печатных методических трудах, пропагандировал их применение в регентско-учительской практике.

В работе «Церковное пение: Руководство для организации церковных певческих хоров» с приложением «Нотные упражнения для пения и разъяснения к ним» (1886) К. сделал критический обзор состояния церковного пения в средней полосе России и предложил собственную систему муз. обучения по нотным упражнениям.

Работы по методике начального обучения пению получили продолжение в пособиях по теоретическим дисциплинам: «Нотная грамота: Опыт самоучителя пению» (1898), «Начальный курс сольфеджий» и «Русская песенная хрестоматия в связи с курсом сольфеджио» (Б. г. 3 вып.).

Фундаментальным трудом К. является «Методика пения» для народных и церковноприходских школ и церковных хоров (1891) с приложениями «Уроки пения» (1889) и «Музыкальная хрестоматия» (1893).

«Методика пения» состоит из 5 разделов. В 1-м разд. рассматриваются руководства и пособия по обучению в школе, объясняются дидактические принципы преподавания пения, при к-ром каждый этап изучается по определенной системе (ноты, интервалы, длительности). Обучение строится в порядке постепенного прибавления нот и мелодий с учетом развития голоса, слуха, музыкальности. На каждую изучаемую ноту даны примеры.

Во 2-м разд. рассматриваются общие вопросы постановки обучения пению в школе, даются методики обучения «по слуху», «по буквам», «по цифрам», рассчитанные на 1-й год как приготовительный. Подробно с поурочными планами дается методика пения «по буквам» с примерами песнопений на 1, 2, 3 и 4 ноты: «Аминь», «Слава и ныне», «Утверди Боже» (1 нота); «Господи, помилуй» (2 ноты); «Благословен еси, Господи» (3 ноты); «Богородице Дево, радуйся» (4 ноты). Кратко рассматривается цифровая система записи музыкального текста, к-рая оценивается автором отрицательно.

Третий, центральный разд. посвящен авторской методике обучения по нотам. Принцип постепенного прибавления нот сохраняется. Усложняется муз. теория. Даются понятия гласа, строки, гаммы, трезвучия, ключей, интервалов (до сексты), изучаются ноты квадратной системы, вводится 2-, 3- и 4-голосие.

Обучение по нотам разделено на 4 круга. В 1-м круге разучиваются ноты до, ре, ми, фа, во 2-м - соль, ля, си, до. В 3-м круге изучаются интервалы до кварты. Обучение каждой ноте закрепляется на примерах («Аминь», «Пресвятая Троице» и др.). Затем при разных комбинациях нот вводятся начальные молитвы «Отче наш», «Господи, помилуй» (2 ноты); «Блажен муж», «Святый Боже» (3 ноты); «Достойно есть», «Богородице Дево» (4 ноты) и т. д.; 4-й круг предусматривает изучение интервалов квинты и сексты, развитие голоса, самостоятельное чтение нот.

Заключительные 4-й и 5-й разделы «Методики...» для учащихся старших классов посвящены вопросам организации хора, выбора и изучения церковных песнопений. Учебный материал усложняется. Даются понятия минорного лада, транспозиции, аранжировки, вводится самообучение на скрипке.

Систематический подбор церковных песнопений дан в приложении «Уроки пения»: в 1-й части - на 1 и 2 голоса, во 2-й части - на 3 и 4 голоса.

В целом обучение пению по системе К. весьма динамично. От подражания учителю школьники идут к самостоятельной деятельности. Позитивным моментом является тесная связь муз. грамоты с церковно-певч. материалом. Обучение сочетается с развитием голоса, певч. дыхания, звукообразования.

Завышенные требования по элементарной теории музыки, началам гармонии и многоголосию объясняются профессиональной позицией К. как регента, к-рого интересовала подготовка певчих - детей, а затем взрослых для церковных хоров. При этом ориентиром служил совр., довольно сложный церковно-певч. репертуар. В 1900 г. издания К. были представлены на Всемирной выставке в Париже.

В 1903 г. в Вятке, где К. занимал должность руководителя народных хоров, он организовал ок. 16 школ хорового и церковного пения (из них 4 бесплатные), по-видимому, в ответ на звучавшие со стороны критиков обвинения в излишней сложности обучения в учебных заведениях общего типа.

В последующих изданиях К. обратился к церковно-певческому исполнительскому искусству. В работах «Церковный хор» (1908), «Спутник начинающего регента» (1907, расширенное изд.: 1908), критикуя недостатки церковного пения своего времени, он предлагал ввести изучение образцов гармонизации по изданиям Придворной певческой капеллы: «Обиходу», выпущенному под рук. Н. И. Бахметева , и «Пению при всенощном бдении древних напевов» (1888), подготовленному при участии Н. А. Римского-Корсакова , Е. С. Азеева , А. А. Копылова и др. К. также рекомендовал списки песнопений для церковных служб. Для возрождения интереса к древним распевам предлагал записывать с голоса церковное пение в монастырях с последующей гармонизацией. В работах К. поднимаются актуальные вопросы муз. грамотности регентов и певчих, даются рекомендации по улучшению вокально-хорового строя; изложение теории при этом сочетается с практическими указаниями.

Большой заслугой К. является издание книги о Г. Ф. Львовском (1911), с к-рым он состоял в переписке до конца жизни композитора. В книге наряду с биографическими сведениями приводится список сочинений Львовского (66 наименований, 41 с краткими аннотациями). С 1900 г. К. издавал в Москве произведения Львовского (30 номеров).

Как регент К. придерживался гл. обр. стиля изданий Придворной певческой капеллы. В репертуар руководимых им хоров входили сочинения А. Ф. Львова , Бахметева, прот. Михаила Виноградова , Н. М. Потулова , Римского-Корсакова, А. А. Архангельского и в особенности Львовского.

Известно муз. произведение К. «На реках Вавилонских» (изд.: Пенза, 1896. М., 1896) - переложение обиходного распева для смешанного хора, выполненное в стиле Львовского.

Муз. изд.: Подвижные ноты: Пособие при обучении пению. Коллекция нот круглой системы и коллекция нот квадратной системы. Пенза, 1881; Детское пение: Опыт подготовительного пения при помощи звуков и букв. М., 1884; Церковное пение: Рук-во для организации церк. певч. хоров: Для регентов, народных учителей и всех учебных заведений, имеющих церковные хоры. Пенза, 1886. К., 1887 2; Нотные упражнения для пения и разъяснения к ним. Пенза, 1886. [Т. 1:] Дискант; [Т. 2:] Альт; [Т. 3:] Скрипичный ключ; Объяснение к подвижным нотам и начальные занятия по пению в школе: Для учащих. Пенза, 1888. М., 1915 4; Уроки пения: Необходимое прилож. к изд. ... «Методика пения». Пенза, 1889. Ч. 1: К классному употреблению в низших учебных заведениях и первых 3 классах средних учебных заведений; 1890. Ч. 2: Для учительских семинарий, церковно-приходских школ; То же. М., 1902 10; Методика пения: Руководство к постановке и преподаванию хорового пения в народных, церковно-приходских школах и прочих учебных заведениях и к организации церковных певч. хоров. Пенза, 1891. М., 1896-1897 2, 1912-1914 8. Ч. 1: [То же]; Ч. 2: Руководство для теоретического и практического изучения хорового пения: [Обзор духовно-муз. лит-ры, беседы об исполнении песнопений Обихода]; Музыкальная хрестоматия: Доб. к «Методике» и «Урокам пения». Пенза, 1893. М., 1914-1915. 2 ч.; Нотная грамота: Опыт самообучения пению. СПб., 1898. М., 1910 4; Церковный хор: Продолжение «Уроков пения»: Пособие при организации церковного хора: Для учительских ин-тов, учительских и духовных семинарий, жен. ин-тов... школ и учебных заведений. М., 1908. Вып. 1: Однородный хор: изучение гамм, тональностей, аккордов, церковного пения и регентского дела (в сб. вошли переложения Г. Ф. Львовского, С. В. Смоленского, А. А. Архангельского); 1911. Вып. 2. Отд. 1: Смешанный хор: Изучение Литургии простого напева, а также др. песнопений в этом роде, в тональностях до и фа мажор (в сб. вошли соч. Д. С. Бортнянского и Н. А. Римского-Корсакова); Дополнение к «Церковному хору»: Ритмический отд.: Извлеч. ритмических упражнений из «Русской песенной хрестоматии, вып. 1 и 2». М., б. г.; Начальный курс сольфеджий: Доб. к «Урокам пения» и «Музыкальной хрестоматии». М., [б. г.], 1912. Ч. 1: Для учащихся среднего возраста и народных хоров. 3 вып.; Начальные уроки пения: Пособие для обучения пению в народных церковно-приходских школах и первых классах всех учебных заведений. М., 1916. Ч. 1.

Лит.: С[оловьев] Д. Сведения о новых книгах А. Карасёва // ПрибЦВед. 1888. № 37. С. 1028-1031; он же. [Рец. на изд.:] Методика пения. Сост. А. Карасёв. Пенза, 1891 // Там же. 1891. № 41. С. 1440-1441; А. Н. Карасёв: Биогр. очерк // РМГ. 1896. № 11. Стб. 1417-1421; Рыбаков С. Г. Учебные руководства к преподаванию пения: [Рец. на «Методику пения» и «Уроки пения» А. Н. Карасёва] // Народное образование. СПб., 1896. Март. С. 128-129; Издания по обучению пению, сост. А. Н. Карасёвым, и Краткий очерк его музыкально-педагогической и издательской деятельности: К экспонатам на Парижской всемирной выставке. К., 1900; Лисицын. Обзор. С. 192; он же (Лисицын М., свящ.). [Рец. на изд.:] Львовский Г. Ф. Духовно-муз. перелож. с древних расп. и соч. Изд. А. Карасёв. Пенза, 1901, Карасёв А. Нотная грамота. Ч. 2: Опыт самоучителя пения // Народное образование. 1901. Библиогр. отд. Т. 1: Янв.-июнь. С. 48-49; Руководства и пособия по обучению пению А. Н. Карасёва. М., 1905; [Выступления в прениях и информация] // Тр. 1-го Всерос. съезда регентов церк. хоров и деятелей по церк. пению. М., 1908. С. 10-11, 31-32, 36-37, 38, 40, 45, 61-62, 69; До-ре-ми-соль [Лебедев В. В., псевд.]. Библиография: Новые издания А. Н. Карасёва // РМГ. 1908. № 32/33. Стб. 669-672; Открытие двухгодичных регентских курсов в Москве // Там же. № 43. Стб. 953-954; Энгель Ю. Д. Народная консерватория // Муз. труженик. 1908. № 20. С. 3-6 (переизд. в сб.: Глазами современника: Избр. ст. о рус. музыке, 1898-1918. М., 1971. С. 166-168); Регентские летние курсы А. Н. Карасёва // Народное образование. 1909. Т. 1: Май-июнь. С. 612; [О регентских курсах в Москве] // РМГ. 1909. № 34/35. Стб. 751; Хроника: [О награждении медалью на Южно-Русской обл. выставке в Екатеринославе] // Там же. 1911. № 28/29. Стб. 591; Энгель Р. [О летних певческо-регентcких курсах в Могилёве] // Там же. 1911. № 46. Стб. 973-974; Лебедев В., свящ. А. Н. Карасёв, муз. педагог // Гусельки яровчаты. 1912. № 5/6. С. 18-22; [Регентские курсы в Курске] // РМГ. 1912. № 15. Стб. 375-376; [Извещение о смерти К.] // ХРД. 1914. № 2. С. 36; Руководства и пособия А. Н. Карасёва (1881-1914) для постановки пения в связи с изучением теории музыки в низших школах и средних учебных заведениях. М., 1915.

Т. М. Зацепина

Алексей Николаевич Карасёв (19.03.1854, г. Наровчат Пензенской губ.- 9.02.1914, Москва), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению.

В 1903 г. в Вятке, где он занимал должность руководителя народных хоров, он организовал ок. 16 школ хорового и церковного пения (из них 4 бесплатные). Давал в Вятке 1903 и 1904 годах читал лекции и проводил занятия с хорами на регентско-учительских и педагогических курсах.

Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1869 г. окончил Наровчатское уездное уч-ще и поступил на должность помощника учителя в Наровчатское приходское уч-ще. С 1871 г. был учителем в с. Рамзай Пензенского у. В том же году в Пензе начал преподавать пение в 4-м муж. городском начальном уч-ще, с 1885 г.- в 1-й жен. гимназии, с 1891 г.- в 3-м муж. городском начальном уч-ще. В этот же период преподавал пение в техническом железнодорожном уч-ще (5 лет), во 2-й муж. гимназии (5 лет), в землемерном уч-ще. В кон. 80-х — 1-й пол. 90-х гг. XIX в. был регентом местных церковных хоров; также дирижировал сводными городскими хорами учащихся общей численностью до 600 чел.

В течение 25 лет читал лекции и проводил занятия с хорами на регентско-учительских и педагогических курсах в Киеве (1887, 1888, 1900), Инсаре (Пензенская губ.; 1889), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896), Чернигове (1897), Владикавказе и Туле (1898), Саратове и Обольянове (1899), Вятке (1903, 1904), Москве (1908, 1909), Херсоне (1909), Могилёве (1911), Курске (1912, 1913). На курсах К. занималось более 2 тыс. слушателей.

В сер. 1900-х гг. переехал в Москву, был одним из организаторов и преподавателей Народной консерватории (с 1906).

Заслуги К. как народного учителя были отмечены серебряной (1893) и золотой (1911) медалями, званием личного почетного гражданина г. Пензы (1895). В 1907 г. за многолетнюю педагогическую деятельность К. получил от Придворной певческой капеллы аттестат 1-го разряда на звание учителя церковного пения и теории музыки. Руководства и пособия К. по обучению пению были награждены большой золотой медалью Южнорусской областной выставки в г. Екатеринославе (1910).

Деятельность К. была направлена на повсеместное распространение муз. грамотности и поднятие пения как школьного предмета до уровня др. общеобразовательных дисциплин. Более 20 методических работ К., в к-рых затронут весь спектр постановки хорового, гл. обр. церковного, пения, получили положительные отзывы в учительской среде, переиздавались большими тиражами.

Первыми опубликованными методическими работами К. были: «Учебник пения» для различных училищ, учительских семинарий и гимназий с «Объяснением» к нему (Пенза, 1881), «Подвижные ноты» (1881), «Детское пение» (1884), «Объяснения к подвижным нотам» (1888), «Уроки пения» (1889-1890).

Для обучения пению К. использовал методические приемы общеобразовательных дисциплин — грамматики и арифметики и собственные разработки: обучение пению «по буквам», заменяющее начальное пение по слуху, использование наглядного пособия «подвижные ноты» (54 переставляющиеся карточки с примерами из церковных молитв), развитие навыков многоголосного пения. К. использовал эти приемы в своих печатных методических трудах, пропагандировал их применение в регентско-учительской практике.

В работе «Церковное пение: Руководство для организации церковных певческих хоров» с приложением «Нотные упражнения для пения и разъяснения к ним» (1886) К. сделал критический обзор состояния церковного пения в средней полосе России и предложил собственную систему муз. обучения по нотным упражнениям.

Работы по методике начального обучения пению получили продолжение в пособиях по теоретическим дисциплинам: «Нотная грамота: Опыт самоучителя пению» (1898), «Начальный курс сольфеджий» и «Русская песенная хрестоматия в связи с курсом сольфеджио» (Б. г. 3 вып.).

Фундаментальным трудом К. является «Методика пения» для народных и церковноприходских школ и церковных хоров (1891) с приложениями «Уроки пения» (1889) и «Музыкальная хрестоматия» (1893).

«Методика пения» состоит из 5 разделов. В 1-м разд. рассматриваются руководства и пособия по обучению в школе, объясняются дидактические принципы преподавания пения, при к-ром каждый этап изучается по определенной системе (ноты, интервалы, длительности). Обучение строится в порядке постепенного прибавления нот и мелодий с учетом развития голоса, слуха, музыкальности. На каждую изучаемую ноту даны примеры.

Во 2-м разд. рассматриваются общие вопросы постановки обучения пению в школе, даются методики обучения «по слуху», «по буквам», «по цифрам», рассчитанные на 1-й год как приготовительный. Подробно с поурочными планами дается методика пения «по буквам» с примерами песнопений на 1, 2, 3 и 4 ноты: «Аминь», «Слава и ныне», «Утверди Боже» (1 нота); «Господи, помилуй» (2 ноты); «Благословен еси, Господи» (3 ноты); «Богородице Дево, радуйся» (4 ноты). Кратко рассматривается цифровая система записи музыкального текста, к-рая оценивается автором отрицательно.

Третий, центральный разд. посвящен авторской методике обучения по нотам. Принцип постепенного прибавления нот сохраняется. Усложняется муз. теория. Даются понятия гласа, строки, гаммы, трезвучия, ключей, интервалов (до сексты), изучаются ноты квадратной системы, вводится 2-, 3- и 4-голосие.

Обучение по нотам разделено на 4 круга. В 1-м круге разучиваются ноты до, ре, ми, фа, во 2-м — соль, ля, си, до. В 3-м круге изучаются интервалы до кварты. Обучение каждой ноте закрепляется на примерах («Аминь», «Пресвятая Троице» и др.). Затем при разных комбинациях нот вводятся начальные молитвы «Отче наш», «Господи, помилуй» (2 ноты); «Блажен муж», «Святый Боже» (3 ноты); «Достойно есть», «Богородице Дево» (4 ноты) и т. д.; 4-й круг предусматривает изучение интервалов квинты и сексты, развитие голоса, самостоятельное чтение нот.

Заключительные 4-й и 5-й разделы «Методики…» для учащихся старших классов посвящены вопросам организации хора, выбора и изучения церковных песнопений. Учебный материал усложняется. Даются понятия минорного лада, транспозиции, аранжировки, вводится самообучение на скрипке.

Систематический подбор церковных песнопений дан в приложении «Уроки пения»: в 1-й части — на 1 и 2 голоса, во 2-й части — на 3 и 4 голоса.

В целом обучение пению по системе К. весьма динамично. От подражания учителю школьники идут к самостоятельной деятельности. Позитивным моментом является тесная связь муз. грамоты с церковно-певч. материалом. Обучение сочетается с развитием голоса, певч. дыхания, звукообразования.

Завышенные требования по элементарной теории музыки, началам гармонии и многоголосию объясняются профессиональной позицией К. как регента, к-рого интересовала подготовка певчих — детей, а затем взрослых для церковных хоров. При этом ориентиром служил совр., довольно сложный церковно-певч. репертуар. В 1900 г. издания К. были представлены на Всемирной выставке в Париже.

В 1903 г. в Вятке, где К. занимал должность руководителя народных хоров, он организовал ок. 16 школ хорового и церковного пения (из них 4 бесплатные), по-видимому, в ответ на звучавшие со стороны критиков обвинения в излишней сложности обучения в учебных заведениях общего типа.

В последующих изданиях К. обратился к церковно-певческому исполнительскому искусству. В работах «Церковный хор» (1908), «Спутник начинающего регента» (1907, расширенное изд.: 1908), критикуя недостатки церковного пения своего времени, он предлагал ввести изучение образцов гармонизации по изданиям Придворной певческой капеллы: «Обиходу», выпущенному под рук. Н. И. Бахметева , и «Пению при всенощном бдении древних напевов» (1888), подготовленному при участии Н. А. Римского-Корсакова , Е. С. Азеева , А. А. Копылова и др. К. также рекомендовал списки песнопений для церковных служб. Для возрождения интереса к древним распевам предлагал записывать с голоса церковное пение в монастырях с последующей гармонизацией. В работах К. поднимаются актуальные вопросы муз. грамотности регентов и певчих, даются рекомендации по улучшению вокально-хорового строя; изложение теории при этом сочетается с практическими указаниями.

Большой заслугой К. является издание книги о Г. Ф. Львовском (1911), с к-рым он состоял в переписке до конца жизни композитора. В книге наряду с биографическими сведениями приводится список сочинений Львовского (66 наименований, 41 с краткими аннотациями). С 1900 г. К. издавал в Москве произведения Львовского (30 номеров).

Как регент К. придерживался гл. обр. стиля изданий Придворной певческой капеллы. В репертуар руководимых им хоров входили сочинения А. Ф. Львова , Бахметева, прот. Михаила Виноградова , Н. М. Потулова , Римского-Корсакова, А. А. Архангельского и в особенности Львовского.

Известно муз. произведение К. «На реках Вавилонских» (изд.: Пенза, 1896. М., 1896) — переложение обиходного распева для смешанного хора, выполненное в стиле Львовского.

Муз. изд.: Подвижные ноты: Пособие при обучении пению. Коллекция нот круглой системы и коллекция нот квадратной системы. Пенза, 1881; Детское пение: Опыт подготовительного пения при помощи звуков и букв. М., 1884; Церковное пение: Рук-во для организации церк. певч. хоров: Для регентов, народных учителей и всех учебных заведений, имеющих церковные хоры. Пенза, 1886. К., 1887 2; Нотные упражнения для пения и разъяснения к ним. Пенза, 1886. [Т. 1:] Дискант; [Т. 2:] Альт; [Т. 3:] Скрипичный ключ; Объяснение к подвижным нотам и начальные занятия по пению в школе: Для учащих. Пенза, 1888. М., 1915 4; Уроки пения: Необходимое прилож. к изд. … «Методика пения». Пенза, 1889. Ч. 1: К классному употреблению в низших учебных заведениях и первых 3 классах средних учебных заведений; 1890. Ч. 2: Для учительских семинарий, церковно-приходских школ; То же. М., 1902 10; Методика пения: Руководство к постановке и преподаванию хорового пения в народных, церковно-приходских школах и прочих учебных заведениях и к организации церковных певч. хоров. Пенза, 1891. М., 1896-1897 2, 1912-1914 8. Ч. 1: [То же]; Ч. 2: Руководство для теоретического и практического изучения хорового пения: [Обзор духовно-муз. лит-ры, беседы об исполнении песнопений Обихода]; Музыкальная хрестоматия: Доб. к «Методике» и «Урокам пения». Пенза, 1893. М., 1914-1915. 2 ч.; Нотная грамота: Опыт самообучения пению. СПб., 1898. М., 1910 4; Церковный хор: Продолжение «Уроков пения»: Пособие при организации церковного хора: Для учительских ин-тов, учительских и духовных семинарий, жен. ин-тов… школ и учебных заведений. М., 1908. Вып. 1: Однородный хор: изучение гамм, тональностей, аккордов, церковного пения и регентского дела (в сб. вошли переложения Г. Ф. Львовского, С. В. Смоленского, А. А. Архангельского); 1911. Вып. 2. Отд. 1: Смешанный хор: Изучение Литургии простого напева, а также др. песнопений в этом роде, в тональностях до и фа мажор (в сб. вошли соч. Д. С. Бортнянского и Н. А. Римского-Корсакова); Дополнение к «Церковному хору»: Ритмический отд.: Извлеч. ритмических упражнений из «Русской песенной хрестоматии, вып. 1 и 2». М., б. г.; Начальный курс сольфеджий: Доб. к «Урокам пения» и «Музыкальной хрестоматии». М., [б. г.], 1912. Ч. 1: Для учащихся среднего возраста и народных хоров. 3 вып.; Начальные уроки пения: Пособие для обучения пению в народных церковно-приходских школах и первых классах всех учебных заведений. М., 1916. Ч. 1.

КАРАСЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Карасев, Алексей Николаевич - музыкальный педагог (1854 - 1914). Был народным учителем, потом преподавал пение в Пензе. Один из первых у нас стал применять общие приемы методики и педагогики в преподавании хорового пения, введя подвижные ноты как наглядное пособие при обучении чтению нот. Был первым устроителем летних певческих курсов в разных городах России. Им изданы: "Учебник пения" с "объяснением" к нему (1881), "Детское пение" (1884), "Церковное пение" (1880), "Уроки пения" (1888, больше 10 изданий), "Методика пения" (1891, 3-е дополненное издание, 1897), "Курс церковного пения", "Подвижные ноты" с "Объяснениями" (8-е издание) и другие. - См. "Русская Музыкальная Газета" (1896, ¦ 11, и 1914, ¦ 9).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАРАСЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАРАСЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
    (род. в 1854 г.) — один из первых организаторов у нас правильного преподавания хорового пения. Его труды: "Учебник пения", "Церковное …
  • КАРАСЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
    (род. в 1854 г.) ? один из первых организаторов у нас правильного пpeподaвaния хорового пения. Его труды: "Учебник пения", "Церковное …
  • КАРАСЕВ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    мастер серебряного дела. Россия. Вторая половина XIX …
  • АЛЕКСЕЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ (V век) один из самых популярных святых в Византии и на Руси, по происхождению римлянин. Сын богатых и …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Алексий) (90-е гг. 13 в. - 1378) русский митрополит с 1354. Поддерживал объединительную политику московских князей. Фактически глава московского правительства …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Юрий) — сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • АЛЕКСЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Алексей Петрович, царевич - старший сын Петра Великого от первого егобрака с Е. Ф. Лопухиной, род. 18 февр. 1690 г., …
  • АЛЕКСЕЙ
    АЛЕКС́ЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690-1718), рус. царевич, ст. сын Петра I и его первой жены Е.Ф. Лопухиной. Стал участником оппозиции реформам Петра …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1904-18), вел. князь, сын имп. Николая II, наследник рос. престола. Страдал врождённой наследств. гемофилией. После Февр. рев-ции 1917 …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-76), рус. царь с 1645. Сын царя Михаила Фёдоровича. В правление А.М. усилилась центр. власть и оформилось крепостное …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1850-1908), вел. князь, ген.-адмирал (1883), ген.-адъютант (1880), сын Александра II, брат Александра III. Участник ряда дальних мор. походов. …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ I Комнин (ок. 1048-1118), визант. император с 1081. Основатель династии Комнинов. Захватил престол, опираясь на воен. знать. Отразил натиск …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Юрий) ? сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • АЛЕКСЕЙ
    Венецианов, Леонов, …
  • АЛЕКСЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • АЛЕКСЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    алексий, …
  • АЛЕКСЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Алексей, (Алексеевич, …
  • АЛЕКСЕЙ
    (Алексий) (90-е гг. 13 в. - 1378), русский митрополит с 1354. Поддерживал объединительную политику московских князей. Фактически глава московского правительства …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • ТОВТ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексей Товт (1854 - 1909), протопресвитер, "отец американского Православия", святой. Память 24 апреля …
  • СКАБАЛЛАНОВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скабалланович Михаил Николаевич (1871 - 1931), профессор Киевской духовной академии, доктор церковной истории. …
  • СЕРЕБРЕННИКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серебренников Алексей Николаевич (1882 - 1937), псаломщик, мученик. Память 30 сентября, в …
  • ПОРФИРЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Порфирьев Алексей Александрович (1856 - 1918), протоиерей, священномученик. Память 24 октября и в …
  • ПОГОЖЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Погожев Евгений Николаевич (1870 - 1931), русский публицист и религиозный писатель, литературный псевдоним - …
  • ГЛАГОЛЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Глаголев Алексей Александрович (1901 - 1972), священник. Родился 2 июня 1901 года в …
  • ВАСИЛЕВСКИЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • АЛЕКСЕЙ IV
    АНГЕЛ - Византийский император в 1203- 1204 гг. Сын Исаака II. Род. ок. 1183 г. Умер 1204 г.После низложения и …
  • АЛЕКСЕЙ III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АНГЕЛ - Византийский император в 1195- 1203 гг.Алексей принадлежал к богатому и влиятельному роду Ангелов. В 1183 г. вместе с …
  • АЛЕКСЕЙ IV АНГЕЛ в биографиях Монархов:
    Византийский император в 1203— 1204 гг. Сын Исаака II. Род. ок. 1183 г. Умер 1204 г. После низложения и ослепления …
  • АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ в биографиях Монархов:
    Византийский император в 1195— 1203 гг. Алексей принадлежал к богатому и влиятельному роду Ангелов. В 1183 г. вместе с братьями …
  • АЛЕКСЕЙ I КОМНИН в биографиях Монархов:
    Византийский император в 1081 — 1118 гг. Род. ок. 1057 г. Умер 15 авг. 1118 г. Алексей происходил из богатого …
  • ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ)
    Николай Николаевич (в отличие от одноименного сына своего, именовавшийся Старшим) - великий князь, третий сын императора Николая I . Родился …
  • КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Константин Николаевич - великий князь, второй сын императора Николая Павловича (1827 - 1892). Император Николай с детства предназначил его для …
  • СЕВЕРЦОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
    Алексей Николаевич , советский биолог, академик АН СССР (1920) и АН УССР (1925). Сын Н. …
  • ЛЕБЕДЕВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Петр Николаевич , русский физик. Родился в купеческой семье. В 1887-91 работал в Страсбурге и …
  • КРЫЛОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Алексей Николаевич , советский кораблестроитель, механик и математик, академик АН СССР (1916; член-корреспондент …
  • КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Николаевич , русский живописец, рисовальщик и художественный критик. Идейный вождь русского демократического …
  • ЗИНИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Николаевич , русский химик-органик, академик Петербургской АН (1865; адъюнкт с 1855, …
  • БАХ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Алексей Николаевич , советский учёный и революционный деятель, академик АН СССР (1929), Герой …
  • НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ СТАРШИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    великий князь, 3-й сын императора Николая II, род. 27 июля 1831 г. скончался 13 апреля 1891 г. В 1846 г. …
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ, ЦАРЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    старший сын Петра Великого от первого его брака с Е. Ф. Лопухиной, род. 18 февр. 1690 г., † 26 июня …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    второй царь из дома Романовых: род. 19 марта 1629 г., царствовал с 14-го июля 1645 по 28 января 1676 год. …
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? царевич, старший сын Петра Великого от первого его брака с Е. Ф. Лопухиной, род. 18 февраля 1690 г., + …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? второй царь из дома Романовых; род. 19 марта 1629 г., царствовал с 14-го июля 1645 по 28 января 1676 …
  • АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (1690-1718) , русский царевич, сын Петра I. Безвольный и нерешительный, он стал участником оппозиции реформам Петра I. Бежал за границу, …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (1629-76) , русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное …

Карасев, Алексей Николаевич

(род. в 1854 г.) - один из первых организаторов у нас правильного пpeподaвaния хорового пения. Его труды: "Учебник пения", "Церковное пение" с упражнениями, "Детское пение", "Уроки пения" (больше 10 изд.), "Методика пения", "Курс церк. пения", "Подвижные ноты с объяснениями" (8 изд.) и др.

{Брокгауз}

Карасев, Алексей Николаевич

Род. 19 марта 1854 в с. Наровчате, Пензенской губ.; с 1871 преподает пение в различных пензенских учебных заведениях. К. один из первых в России стал применять общие приемы методики и педагогики к преподаванию хорового пения; им введены между прочим с этой целью подвижные ноты. К., кроме Пензенской губ., руководил также летними и другими курсами пения: в Киеве (первые в России курсы церковного пения 1884, затем 1887, 1888), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896) и других городах. Им изданы: "Учебник пения" с "Объяснением" к нему (1881), "Детское пение" (1884), "Церковное пение" с "Упражнениями" (1880), "Уроки пения" (2 части, 1888; больше 10 изданий), "Методика пения "(1891; 3-е доп. изд. 1897), "Курс церковного пения", "Подвижные ноты" с "Объяснениями" (8 изданий) и др.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Карасев, Алексей Николаевич" в других словарях:

    Карасев, Алексей Николаевич музыкальный педагог (1854 1914). Был народным учителем, потом преподавал пение в Пензе. Один из первых у нас стал применять общие приемы методики и педагогики в преподавании хорового пения, введя подвижные ноты как… … Биографический словарь

    - (род. в 1854 г.) один из первых организаторов у нас правильного преподавания хорового пения. Его труды: Учебник пения, Церковное пение с упражнениями, Детское пение, Уроки пения (больше 10 изд.), Методика пения, Курс церк. пения, Подвижные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Алексей Николаевич Карасёв (31 марта 1854 22 февраля 1914) один из первых организаторов в России правильного преподавания хорового пения. Его труды: «Учебник пения», «Церковное пение» с упражнениями, «Детское пение», «Уроки пения» (больше 10… … Википедия

    Спортивные награды Баскетбол Чемпионаты мира Серебро Канада 1994 Серебро Греция 1998 Чемпионаты Европы Серебро … Википедия

    - … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/23 октября 2012. Дата постановки к улучшению 23 октября 2012 … Википедия

    КАРАСЕВ - Алексей Николаевич, род. 19 мар. 1854 в с. Наровчате, пензен. губ.; с 1871 преподает пение в различных пензенск. учебных заведениях. К. один из первых в России стал применять общие приемы методики и педагогики к преподаванию хорового пения; им… … Музыкальный словарь Римана

    Спортивные награды Баскетбол Чемпионаты мира Серебро Канада 1994 Серебро Греция 1998 Чемпионаты Европы Серебро … Википедия




Top