Значение коптяева антонина дмитриевна в большой советской энциклопедии, бсэ. Произведения А

Предисловие к русскому изданию
Предисловие автора
Глава 1. Новое
Особенности кибернетики
Применения кибернетики
Сложная система
Часть I. Механизм
Глава 2. Изменения
Преобразования
Повторные изменения
Глава 3. Детерминированные машины
Векторы
Глава 4. Машины со входом
Соединение систем
Обратная связь
Независимость внутри целого
Очень большая система
Глава 5. Устойчивость
Возмущения
Равновесие в части и в целом
Глава 6. Черный ящик
Изоморфные машины
Гомоморфные машины
Очень большой "ящик"
Неполностью наблюдаемый "ящик"
Часть II. Разнообразие
Глава 7. Количество разнообразия
Разнообразие
Ограничения разнообразия
Значение ограничений разнообразия
Разнообразие в машинах
Глава 8. Передача разнообразия
Обращение кодированного сообщения
Передача от системы к системе
Глава 9. Непрекращающаяся передача
Цепь Маркова
Энтропия
Шумы
Часть III. Регулирование и управление
Глава 10. Регулирование в биологических системах
Выживание
Оглавление
Глава 11. Необходимое разнообразие
Закон необходимого разнообразия
Управление
Некоторые вариации темы
Глава 12. Регулятор, управляемый ошибками
Марковская машина
Марковское регулирование
Детерминированное регулирование
Усилитель мощности
Игры и стратегии
Глава 13. Регулирование очень большой системы
Повторяющиеся возмущения
Проектирование регулятора
Количество выбора
Выбор и машины
Глава 14. Усиление регулирования
Что такое усилитель?
Регулирование и выбор
Усиление в мозгу
Усиление умственных способностей
Приложение I
Приложение II
Литература
Литература, добавленная при переводе
Ответы к упражнениям
Алфавитный указатель

С давних пор известны аналогии между:

а) сознательной целесообразной деятельностью человека;

б) работой созданных человеком машин;

в) различнейшими видами деятельности живых организмов, которые воспринимаются как целесообразные, несмотря на отсутствие управляющего ими сознания.

Человеческая мысль искала веками объяснения этих аналогий как на путях положительного знания, так и на путях религиозных и философских спекуляций. Твердая основа для научного их изучения и рационального философского уяснения была создана, когда:

1) Дарвин предложил последовательно разработанную теорию естественного происхождения целесообразного устройства живых организмов и, в частности, происхождения сложного аппарата, позволяющего живым организмам передавать свое целесообразное устройство по наследству потомкам;

2) Павлов установил возможность объективного изучения поведения животных и человека и регулирующих это поведение мозговых процессов без всяких субъективных гипотез, выраженных в психологических терминах.

В течение последних десятилетий быстрое развитие техники связи (радио, телевидение), автоматики и вычислительной техники привело к значительному расширению самого фактического материала для сопоставлений работы машин с деятельностью живых организмов и с сознательной деятельностью человека. При этом в мышление инженеров все более стало проникать использование аналогий между работой создаваемых ими машин и работой человеческого сознания. Например, средства связи воспринимают "информацию" и передают ее точно или с "ошибками"; на автоматы возлагается задача следовать той или иной "стратегии" или "тактике" и даже "обучаться" у противника усвоенной им тактике, с тем чтобы выработать целесообразную ответную тактику; вычислительные машины имеют "запоминающие устройства" ("память"); программирующие машины сами "разрабатывают программу " сложных вычислений, пользуясь более или менее совершенной "логикой", и т.д. В этой практике инженеров трудно усмотреть какую-либо философски окрашенную преднамеренность: просто указанные аналогии слишком естественны и явным образом помогают инженерам думать и изобретать.

Вполне понятно, что "целесообразная" работа машин не имеет никакой самостоятельности и является лишь техническим придатком к целесообразной деятельности человека. Однако богатый опыт, накопленный при конструировании автоматов и вычислительных машин, в настоящее время уже представляет большой интерес в качестве запаса моделей, помогающих представить себе возможные естественные управляющие и регулирующие механизмы. Процессы формирования условных рефлексов успешно изучаются при помощи моделирующих эти процессы машин. Существенно опираются на аналогии со сложными электронными машинами современные работы, анализирующие деятельность мозга. В современных работах по теории наследственности значительное применение находят представления о способах "кодирования " информации, разработанные в технической теории связи.

Для понимания причин возникновения новой науки -- кибернетики -- более существенно другое следствие новейшего развития указанных выше разделов техники. Их развитие не только дает новый материал для философского анализа понятий "управления", "регулирования", "целесообразности" в применении к машинам и живым организмам, но, кроме того, привело к возникновению некоторых вспомогательных специальных дисциплин нефилософского характера.

Эти дисциплины возникли непосредственно из практических потребностей под названиями "теория информации ", "теория алгоритмов", "теория автоматов". Конкретные результаты, полученные в их пределах, сейчас уже довольно многочисленны. Например, они позволяют: 1) оценить "количество информации", которое может быть надежно передано данным передающим устройством или сохранено данным запоминающим устройством; 2) оценить наименьшее количество простых звеньев с заданной схемой действия, которое необходимо, чтобы из них могло быть составлено управляющее устройство, выполняющее те или иные заданные функции. В обоих примерах результаты выражаются некоторыми математическими формулами, применимы же эти результаты совершенно одинаково и при конструировании машин, и при анализе деятельности живых организмов.

Заслугой Н.Винера является установление того факта, что совокупность этих дисциплин (в создании некоторых из них Винер принимал значительное участие) естественно объединяется в новую науку с достаточно определенным собственным предметом исследования. Сейчас уже поздно спорить о степени удачи Винера, когда он в своей известной книге в 1948 году выбрал для новой науки название "кибернетика". Это название достаточно установилось и воспринимается как новый термин, мало связанный со своей греческой этимологией. Кибернетика занимается изучением систем любой природы, способных воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления и регулирования. При этом кибернетика широко пользуется математическим методом и стремится к получению конкретных специальных результатов, позволяющих как анализировать такого рода системы (восстанавливать их устройство на основании опыта обращения с ними), так и синтезировать их (рассчитывать схемы систем, способных осуществлять заданные действия), Благодаря этому своему конкретному характеру кибернетика ни в какой мере не сводится к философскому обсуждению природы "целесообразности" в машинах и в живых организмах, не заменяя также собой общего философского анализа изучаемого ею круга явлений.

Положение автора книги -- У.Р.Эшби -- как биолога, достаточно основательно изучившего отвлеченную, математическую сторону дела, весьма выигрышно для популяризации общих идей кибернетики среди лиц, для которых математический аппарат представляет большие трудности, а чрезмерно детальное вхождение в вопросы технической кибернетики тоже было бы затруднительно, При этом У.Р.Эшби достаточно осторожен в своих выводах и далек от нередко встречающегося рекламного стиля прославления кибернетики. Однако читатель должен критически относиться к высказываниям автора методологического и философского характера. Следует также иметь в виду, что некоторые выводы автора являются дискуссионными.

А.Колмогоров

Многие работники биологических наук -- физиологи, психологи, социологи -- интересуются кибернетикой и хотели бы применять ее методы и аппарат в своей собственной специальности. Однако многим из них мешает убеждение, что этому должно предшествовать длительное изучение электроники и высших разделов чистой математики; у них сложилось впечатление, что кибернетика неотделима от этих предметов.

Автор, однако, убежден, что это впечатление ложно. Основные идеи кибернетики по существу просты и не требуют ссылок на электронику. Для более сложных приложений может потребоваться более сложный аппарат, однако многое можно сделать, особенно в биологических науках, с помощью весьма простого аппарата; надо только применять его с ясным и глубоким пониманием затрагиваемых принципов. Если обосновать предмет общепринятыми, легко доступными положениями и затем излагать его постепенно, шаг за шагом, то, по мнению автора, нет никаких оснований ожидать, что даже работник с элементарными математическими знаниями не сможет достичь полного понимания основных принципов предмета. А такое понимание позволит ему точно решить, каким аппаратом он должен еще овладеть для дальнейшей работы и -- что особенно важно -- каким аппаратом он может спокойно пренебречь, как не имеющим отношения к его задачам.

Настоящая книга должна служить такого рода введением. Она начинает с общих, легко доступных понятий и шаг за шагом показывает, каким образом эти понятия могут быть уточнены и развиты, пока они не приведут к таким вопросам кибернетики, как обратная связь, устойчивость, регулирование, ультраустойчивость, информация, кодирование, шум и т.д. Нигде в книге не требуется знания математики сверх элементарной алгебры. В частности, доказательства нигде не основаны на исчислении бесконечно малых (немногими ссылками на него можно безо всякого вреда пренебречь; они приведены лишь с целью показать, каким образом исчисление бесконечно малых может применяться к рассматриваемым вопросам). Иллюстрации и примеры берутся в основном из биологических, реже из физических наук. Совпадение с книгой "Устройство мозга" невелико, так что эти две книги почти не зависят друг от друга. Однако они тесно связаны между собой, и лучше всего рассматривать их как взаимно дополнительные: одна помогает понять другую.

Книга делится на три части.

В части I рассматриваются основные черты механизмов; в ней обсуждаются такие вопросы, как представление механизмов посредством преобразований, понятие "устойчивости", понятие "обратной связи", различные формы независимости, которые могут существовать внутри механизмов, и соединение механизмов друг с другом. В этой части излагаются принципы, которыми следует руководствоваться, когда система столь велика и сложна (например, мозг или общество), что может рассматриваться лишь статистически. В ней обсуждается также случай системы, не вполне доступной непосредственному наблюдению, -- так называемая "теория черного ящика".

В части II методы, развитые в части I, применяются к исследованию понятия "информации" и к исследованию кодирования информации при ее прохождении через механизмы. В этой части рассматривается применение указанных методов к различным проблемам биологии и делается попытка показать хотя бы часть всего обилия их возможных применений. Это приводит к теории Шеннона, так что, прочитав эту часть, читатель сможет без затруднений перейти к изучению работ самого Шеннона.

В части III понятия механизма и информации применяются к биологическим системам регулирования и управления -- как к врожденным, изучаемым физиологией, так и к приобретенным, изучаемым психологией. В ней показывается, как могут строиться иерархии таких систем регулирования и управления и как посредством этого становится возможным усиление регулирования. В ней дается новое и в общем более простое изложение принципа ультраустойчивости, Эта часть закладывает основы общей теории сложных систем регулирования, развивая дальше идеи книги "Устройство мозга". Таким образом, она дает, с одной стороны, объяснение исключительной способности регулирования, присущей мозгу, а с другой стороны -- принципы, на основе которых проектировщик может строить машины, обладающие подобной способностью.

Хотя книга задумана как легкое введение, она не является просто болтовней о кибернетике -- она написана для тех, кто хочет путем самостоятельной работы войти в эту область, для тех, кто хочет на деле, практически овладеть предметом. Поэтому она содержит много легких упражнений, тщательно подобранных по степени сложности, с указаниями и подробными ответами, так что читатель по мере продвижения может проверять усвоение прочитанного и упражнять свои новые интеллектуальные мускулы. Немногие упражнения, требующие специального аппарата, отмечены звездочкой: "*Упр.". Их пропуск не затруднит продвижения читателя.

Для удобства ссылок материал разделен на параграфы; при всех ссылках приводятся номера параграфов, и поскольку эти номера стоят на каждой странице сверху, найти параграф так же легко и просто, как найти страницу. Параграфы обозначаются так: "§9/14", что указывает на §14 гл.9. Рисунки, таблицы и упражнения нумеруются внутри каждого параграфа; так, рис.9/14/2 есть второй рисунок в §9/14. Простые ссылки, например "Упр. 4", обозначают ссылку на материал внутри данного параграфа. Там, где слово формально определяется, оно напечатано полужирным шрифтом.

Я хотел бы выразить мою признательность Майклу Б.Спорну, проверившему все ответы к упражнениям. Я хотел бы также воспользоваться случаем, чтобы выразить глубокую благодарность управляющим больницы "Барнвуд Хаус" и д-ру Дж. У.Т.Х.Флемингу за широкую поддержку, которая сделала возможными эти исследования. Хотя книга затрагивает многие вопросы, они служат лишь средством; целью всей книги было выяснить, каким принципам нужно следовать, пытаясь восстановить нормальную деятельность больного организма, потрясающе сложного, если речь идет о человеке. Я верю, что новое понимание может привести к новым и действенным методам, ибо потребность в них велика.

У.Росс Эшби

"Барнвуд Хаус" Глостер

КОПТЯЕВА АНТОНИНА ДМИТРИЕВНА

Антонина Дмитриевна [р. 25.10(7.11).1909, прииск Южный, ныне Зейского района Амурской области], русская советская писательница. Начала печататься в 1935. Окончила Литературный институт имени М. Горького (1947). Автор повести "Колымское золото" (1936, под фамилией А. Зейтэ), сборник очерков "Были Алдана" (1937), романов "Фарт" (1940), "Товарищ Анна" (1946), "Дар земли" (1963), трилогии "Иван Иванович" (1949; Государственная премия СССР, 1950), "Дружба" (1954) и "Дерзание" (1958), в центре которой - образ талантливого врача-гуманиста. Большое внимание писательница уделяет в своих книгах вопросам любви, семьи и брака, общественного назначения человека. Книги К. переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран. Награждена 2 орденами, а также медалями.

Соч.: На Урале-реке. [Вступ. ст. С. Васильева], кн. 1, М., 1971; По следам Ермака. Из дневника писателя, Свердловск, 1972.

Лит.: Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 2, Л., 1964.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОПТЯЕВА АНТОНИНА ДМИТРИЕВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОПТЯЕВА АНТОНИНА ДМИТРИЕВНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (1909-91) писательница. В романе "Товарищ Анна" (1946), трилогии: "Иван Иванович" (1949; Государственная премия СССР, 1950) - темы любви, семьи, общественного …
  • АНТОНИНА в Словаре Русского железнодорожного сленга:
    локомотивный скоростомер, установленый на электро- и дизель-поездах …
  • АНТОНИНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    прекрасная, но хитрая дочь наездника византийского цирка, влиятельная придворная дама и подруга Феодоры, жены императора Юстиниана I, известна как жена …
  • КОПТЯЕВА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОПТ́ЯЕВА Ант. Дм. (1909-91), рус. писательница. В ром. "Товарищ Анна" (1946), трил.: "Иван Иванович" (1949; Гос. пр. СССР, 1950) на …
  • АНТОНИНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? прекрасная, но хитрая дочь наездника византийского цирка, влиятельная придворная дама и подруга Феодоры, жены императора Юстиниана I, известна как …
  • АНТОНИНА в словаре Синонимов русского языка:
    антонида, …
  • АНТОНИНА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • КОПТЯЕВА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Антонина Дмитриевна (1909-91) , писательница. В романе «Товарищ Анна» (1946), трилогии: «Иван Иванович» (1949; Государственная премия СССР, 1950) - темы …
  • АНТОНИНА НИКЕЙСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антонина Никейская (+ 302 - 305), мученица. Память 1 марта, 13 июня. …
  • АНТОНИНА (СТЕПАНОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антонина (Степанова) (1886 - 1937), монахиня, преподобномученица. В миру Степанова Анна Ивановна. …
  • АНТОНИНА (НОВИКОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антонина (Новикова) (1880 - 1938), послушница, преподобномученица. В миру Новикова Антонина Андреевна. …
  • ХВОЩИНСКАЯ СОФИЯ ДМИТРИЕВНА
    Хвощинская (София Дмитриевна) - сестра Н.Д. Хвощинской-Заиончковской. Родилась в Рязани в 1828 г. Училась сначала дома вместе с сестрой …
  • ХВОЩИНСКАЯ ПРАСКОВЬЯ ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Хвощинская (Прасковья Дмитриевна) - младшая сестра Н. Д. и С. Д. Хвощинских. Родилась в Рязани в 1832 г. Писала под …
  • ХВОЩИНСКАЯ-ЗАИОНЧКОВСКАЯ НАДЕЖДА ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Хвощинская-Заиончковская (Надежда Дмитриевна, В. Крестовский - псевдоним) - известная русская писательница. Родилась 20 мая 1825 г. в Рязанской губернии, в …
  • УЛЫБЫШЕВА ЕЛИЗАВЕТА ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Улыбышева (Елизавета Дмитриевна) - писательница. Сочинения ее: "Etincelles et cendres" (Москва, 1842), "Pensees et soucis, suivies de la Sylphide-poete" (Москва, …
  • СИНЕЦКАЯ-ЛЬВОВА МАРИЯ ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Синецкая-Львова (Мария Дмитриевна) - см. Львова-Синецкая (XVIII, …
  • РАЕВСКАЯ МАРЬЯ ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Раевская (Марья Дмитриевна) - художница, родилась в 1840 году. Получив солидное общее образование в доме своих родителей, землевладельцев Харьковской губернии, …
  • ПОНОМАРЕВА СОФЬЯ ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Пономарева (Софья Дмитриевна, урожденная Позняк, 1800 - 1824) - представительница одного из Петербургских литературных салонов 20-х годов. Хорошо образованная, она …
  • ПОЛЕНОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Поленова (Елена Дмитриевна, 1850 - 1898) - художница, сестра живописца В.Д. Поленова (см. XXIV, стр. 454), ученица П.П. Чистякова и …
  • ЛЬВОВА-СИНЕЦКАЯ МАРИЯ ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Львова-Синецкая, Мария Дмитриевна - известная актриса (1795 - 1875). С 1823 г. играла первые роли в Московском театре; создала роль …
  • КУСКОВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Кускова, Екатерина Дмитриевна - писательница. Родилась в 1869 г. Образование получила на высших женских курсах в Москве. В 1890 - …
  • КАРАТЫГИНА АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Каратыгина (Александра Дмитриевна), по сцене К. Старшая, урожденная Полыгалова (И.А. Дмитревским переименована в Перлову - по белизне кожи) - трагическая …
  • ЕВДОКИЯ ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Евдокия Дмитриевна - жена великого князя Дмитрия Донского (с 1366 г.), дочь великого князя суздальского Дмитрия Константиновича; умерла в …
  • ДЮР МАРИЯ ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Дюр, Мария Дмитриевна, урожденная Новицкая - драматическая артистка (1815 - 68). Поступив в петербургское театральное училище, готовилась для балетной труппы. …
  • ВАСИЛИССА ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Василисса Дмитриевна - см. в статье Василисса (имя русских княгинь) …
  • БЛУДОВА АНТОНИНА ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Блудова, Антонина Дмитриевна (1812 - 1891), графиня, дочь гр. Д.Н. Блудова. Получив прекрасное воспитание, была близка к литературному кружку …
  • БЕЗОБРАЗОВА ЕЛИЗАВЕТА ДМИТРИЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Безобразова, Елизавета Дмитриевна (1834 - 81), дочь директора неокладных сборов Маслова, жена (с 1852 года) экономиста Влад. П. Б. , …
  • ХВОЩИНСКАЯ-ЗАЙОНЧКОВСКАЯ НАДЕЖДА ДМИТРИЕВНА
    Надежда Дмитриевна (1824-1889), русская писательница; см. Крестовский …
  • ФОРШ ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (урождённая v Комарова) Ольга Дмитриевна , русская советская писательница. Дочь генерала. Печаталась …
  • ТУРЧАНИНОВА ЕВДОКИЯ ДМИТРИЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Евдокия Дмитриевна , русская советская актриса, народная артистка СССР (1943). В 1891 окончила драматические курсы …
  • ТАКАИШВИЛИ СЕСИЛЬ ДМИТРИЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сесиль Дмитриевна [р. 30.9(13.10).1906, Батуми], грузинская советская актриса, народная артистка СССР (1966). С 1926, по окончании драматической студии под руководством …
  • СТАСОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Елена Дмитриевна , деятель российского и международного коммунистического движения, Герой Социалистического Труда (1960). Член Коммунистической партии …
  • ПОЛЕНОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Елена Дмитриевна , русский живописец и график. Дочь Д. В. Поленова, сестра В. Д. Поленова …
  • НИФОНТОВА РУФИНА ДМИТРИЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Руфина Дмитриевна (р. 15.9.1931, Москва), русская советская актриса, народный артист РСФСР (1966). В 1955 окончила актёрский факультет ВГИКа. С 1958 …
  • НЕЖДАНОВА АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антонина Васильевна , русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная …
  • ЛЕБЕДЕВА САРРА ДМИТРИЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сарра Дмитриевна , советский скульптор-портретист. Член-корреспондент АХ СССР (1958), заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). В …
  • КУСКОВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Екатерина Дмитриевна (1869 - 22.12.1958, Женева), русская общественная деятельница. Дочь чиновника. В 1892 участвовала в народническом кружке в Саратове. В …
  • КРУГЛИКОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Елена Дмитриевна [р. 3(16).6.1907, Подольск, ныне Московская область], русская советская певица (сопрано), народная артистка РСФСР (1947). В 1933 окончила Московскую …
  • КРИВОПОЛЕНОВА МАРИЯ ДМИТРИЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Мария Дмитриевна , русская сказительница. Первые записи были сделаны от …
  • АХВЛЕДИАНИ ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Елена Дмитриевна [р. 5(18).4.1901, Телав], советский живописец, график, театральный художник, народный художник Грузинской ССР (1960). Училась в тбилисской АХ у …
  • БУБНОВА в Энциклопедии Япония от А до Я:
    Варвара Дмитриевна (1886-1983) - русская художница приехавшая в Японию в 1922 г. с советским паспортом, думала провести здесь год-два. Но …
  • ФЕОФАН (АЛЕКСАНДРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Александров) (1785 - 1852), архимандрит, церковный композитор. Создал много прекрасных сочинений, одно из …
  • СОБОР БУТОВСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор новомучеников в Бутово пострадавших, переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе. Празднование внесено …
  • НИКОДИМ (КОНОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никодим (Кононов) (1871 - 1919), епископ Белгородский, священномученик. Память 28 декабря, …
  • КРУГЛОВА НАДЕЖДА ГЕОРГИЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Круглова Надежда Георгиевна (1887 - 1938), послушница, преподобномученица. Память 7 марта, …
  • ИОАНН СИРАКУЗСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Сиракузский (+ 886 ), мученик. Память 23 сентября Мученически пострадал во времена правления …
  • ИОАНН (ПАШИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн (Пашин) (1881 - 1938), епископ Рыльский, викарий Курской епархии, священномученик. …

Антонина Коптяева

Собрание сочинений в шести томах

Том первый


Вступительная статья

Одно из самых высоких предназначений литературы состоит в том, чтобы возбуждать в людях неугасимое стремление сделать жизнь прекраснее и счастливее. Мечтой о счастье, сочувствием к людским страданиям, утверждением добра, восстающего против злобы и несправедливости, одухотворены лучшие произведения мировой классической литературы. Некоторые из них вошли в наше сегодня через толщу веков и даже тысячелетий. Казалось бы, герои этих произведений, рожденных в столь далекие времена, их мысли и чувства, могут представлять интерес разве что для историков. А между тем они предстают перед нами как живые, возбуждая умы и сердца миллионов читателей.

Конечно, духовный мир нашего современника резко отличается от духовного мира современников Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина и даже Толстого. Учение Маркса и Ленина, ставшее знаменем нашей эпохи, подняло массы людей к сознательному творчеству нового мира, а это значит, что мечта о всечеловеческом счастье еще более приблизилась к нам, стала еще реальнее. И побудительное, воспитательное значение искусства слова поднялось еще выше.

Советская литература, унаследовавшая от литературы минувших веков ее самые лучшие, гуманистические традиции, развивала их с новой силой вдохновения. Она, по выражению А. М. Горького, «утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он сообразно непрерывному росту его потребностей хочет обработать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью».


Труд художников слова нелегок. Писатель отдает литературе все свои силы и способности. Творчество не терпит лености ума и холодного равнодушия, не терпит и эпигонства, ибо творчество - это постоянный, непрерывный поиск нового, оно требует от писателя глубокого знания жизни и вторжения в жизнь.

«Литература имеет примечательное свойство, - говорил на I съезде писателей РСФСР Л. Соболев, - она, как зеркало, отражает жизнь, и она же, словно прожектор, освещает ее пути. Литература органически связана с жизнью общества, она питается ею и, в свою очередь, питает ее…»

Среди современных писателей, творчество которых нерасторжимо связано с жизнью, «питается ею и, в свою очередь, питает ее», безусловно, следует назвать Антонину Коптяеву. Книги, написанные ею, вызывают горячий отклик в сердцах читателей. Они рождают глубокие раздумья, споры, пылкие, восторженные признания, а порой возражения, но не оставляют читателя равнодушным. Объясняется это, очевидно, не только литературным талантом писательницы, но и глубиною познания народной жизни, которая открывалась ей не как стороннему наблюдателю, а как человеку, поднявшемуся из народа, полной мерой испытавшему его печали и радости и связанному с народом крепчайшими связями.

Антонина Дмитриевна Коптяева родилась в 1909 году на прииске Южном в амурской тайге, в семье золотоискателя. Отец ее, Дмитрий Степанович, пришел в эти края из Тобольска, увлеченный надеждой найти счастливую золотоносную жилу и разбогатеть. Но жажда такого богатства почти всегда соседствует с кровью.

Однажды на стан, где жила семья Дмитрия Коптяева, забрели китайцы-хунхузы якобы за тем, чтобы запастись продуктами, но, когда Дмитрий Степанович пошел с ними в амбар, они зверски убили его. Антонине тогда было всего два года. Кроме нее, на руках у матери осталось еще двое детей. После гибели мужа вдова Анастасия Коптяева с детьми переехала к родне в город Зею. Там и прошло детство будущей писательницы. Мать всю себя отдавала детям, чтобы прокормить семью, она вынуждена была ходить на поденку, где зарабатывала гроши. То были трудные, суровые годы.

Антонина Коптяева, вспоминая о матери, в очерке «Края родные» пишет: «…рослая, сильная, красивая. Язвительно-умная, она была, богатая памятью и пониманием прекрасного, но по-таежному недоверчиво-колючая к людям, а к нам, своим детям, часто жестоко несправедливая. Я все-таки привлекала к себе редкостным трудолюбием, неподкупной честностью, горением природного, неразвитого образованием, но острого ума. Мы, никогда необласканные, безотчетно гордились ею».

От матери Антонина Коптяева унаследовала остроту ума, редкостное трудолюбие, неподкупную честность, а советская действительность, новый уклад жизни воспитали в душе ее не «недоверчиво-колючее», как у матери, а сердечно открытое отношение к людям. И эти черты характера нашли свое выражение в ее книгах.

В детстве была она диковатой, застенчивой, вероятно, от бедности, оттого, что слишком рано узнала нужду и неравенство с теми, кто был обеспечен хотя бы скромным благополучием. В тринадцать лет она сама стала поденщицей на маковых полях у китайцев, занимавшихся добычей опиума. Тяжелый, мучительный труд. И - «тридцать копеек оплаты - уже счастье, а барышни зейские косились: считали зазорным для девчонки такую работу», - вспоминает она. Потом, много лет спустя, все это откликнется, отзовется в сочинениях советской писательницы Антонины Коптяевой. Тогда же, летней порой, босоногая сероглазая девочка с копной рыжеватых волос бегала на работу, а зимой в старом пальтишке и подшитых валенках - в школу, где удивляла способностью к учению, и писала стихи.

В шестнадцать лет после седьмого класса на свой страх и риск она ушла в тайгу к искателям золота. Прииски в то время были иными, нежели теперь. Хотя была уже введена государственная монополия на драгоценный металл, там, в тайге, еще копались старатели-хищники, жадно выискивая золотые крупицы и дрожа над блеснувшим зерном самородка. «Фартовые», празднуя удачу, гуляли и пили спирт, а обезумев, хватались за нож, и желтое золотишко мешалось с красной горячей кровью. Но советская новь все более властно утверждалась в далекой тайге. Изменялся уклад жизни. Изменялись человеческие характеры.

Работая в приисковой конторе, Антонина Коптяева продолжала писать стихи и в 1930 году с небольшой тетрадкой, в которую были переписаны эти первые опыты словесного творчества, явилась в Москву. Столица холодно приняла ее сочинения. В литературной консультации Коптяевой объяснили, что стихи ее очень слабы, а чтобы как-то утешить юную сочинительницу, посоветовали испытать свои силы в прозе. И снова она поехала на Дальний Восток работать на Колыму.

В середине тридцатых годов Антонина Коптяева написала свою первую повесть «Колымское золото» и сборник рассказов золотоискателей «Были Алдана». Обе книжки появились в печати, но началом своей писательской работы Коптяева считает все же свой первый роман «Фарт», также посвященный жизни золотоискателей. Писала она его уже на Южном Урале, в небольшом городке Миассе. Работала с упоением. Впоследствии, вспоминая то время, в автобиографическом очерке «О самом дорогом» она рассказывает:

«День строго распределен: с утра до часу дня пишу. В час - постная похлебка или каша без масла. С двух часов до пяти - чтение книг и журналов. В пять - в библиотеку… В восемь часов вечера ужин: дежурное блюдо - холодная или горячая картошка, кусочек соленой кеты и чеснок… В девять часов снова сажусь писать. До трех-четырех часов ночи. И так каждый день».

Ей тогда было всего двадцать шесть лет. Счастливая пора молодости. Но жажда творчества звала к упорному, подвижническому труду. И вот наконец роман закончен. Коптяева отправила рукопись в Москву, в редакцию журнала «Новый мир». Ответ пришел через несколько месяцев: «Прочитали рукопись. Заинтересованы. Приезжайте для переговоров».

Как на крыльях полетела она в Москву. Но переговоры с редактором журнала закончились тем, что рукопись ей вернули, сказали, что надо еще очень много работать. И снова возвращается она на Урал. И опять упорная работа изо дня в день.

Только в 1939 году, перепечатав новый вариант романа на машинке, Коптяева посылает его на этот раз в редакцию журнала «Октябрь». Через полгода пришла телеграмма: «Приезжайте. Будем редактировать и печатать».

Редактором «Октября» был Ф. И. Панферов. Встреча с ним была решающей в судьбе писательницы. Чуткий, внимательный к людям, Панферов помог стать на ноги многим молодым литераторам. И в несовершенной еще рукописи первого романа Антонины Коптяевой он увидел золотое зерно таланта, ободрил начинающую писательницу, помог этому зерну прорасти и утвердиться. В 1940 году «Фарт» появился на страницах журнала. Публикация его не прошла незамеченной. Литературная критика отмечала, что автору удалось убедительно показать влияние коллектива на формирование новых черт характера рабочих-золотоискателей, что роман Антонины Коптяевой открыл для читателя правдивые картины жизни далекого таежного края.

(псевдоним А. Зейтэ, Антонина Зейтэ; 25.10(7.11).1909, прииск «Южный» Дальневосточного края, ныне Зейский район Амурской обл. -12.11.1991, Москва) - прозаик, публицист. Работать пришлось рано, уже в 1926 г. была секретарем приискового управления. Творческая биография началась на Колыме (повесть «Колымское золото, 1936). Разрабатывала жанр производственного романа. Окончила Литинститут (1947). Центральное произведение Коптяевой - трилогия о враче «Иван Иванович», за которую Коптяева удостоена Сталинской (Государственной) премии. Во время ВОВ работала в военном госпитале на Урале. Награждена орденами. Член СП СССР с 1944 г. Лауреат Государственной премии СССР (1950). Работая над романом «На Урале-реке», Коптяева для сбора материала приезжала в 1965 г. в Оренбург и Орск, изучала архивные документы по обороне Оренбурга от белоказаков А. Дутова. По словам самой Коптяевой, ее «обожгла, увлекла и увела» совершенно новая тема - историческая. В романе выведены исторические лица - П. Кобозев, А. и Г. Коростелевы, А. Джангильдин, С. Цвиллинг, А. Дутов; изображен Оренбург. За этот роман Коптяевой присудили поощрительную премию конкурса ВЦСПС и Союза писателей СССР. Коптяева принимала активное участие в международном движении женщин в защиту мира. Произведения Коптяевой переведены на многие иностранные языки, пользовались, особенно в 1940 - 1950-е гг., широчайшим спросом и выходили огромными тиражами.

Произведения А. Д. Коптяевой


    1. Иван Иванович: роман / А. Д. Коптяева. - М. : Современник, 1984. - 398 с

      Главный герой книги, талантливый хирург, работает в глубинке. Время действия предвоенные годы.

      Держатели документа:
    2. Коптяева, Антонина Дмитриевна.
      На Урале-реке: роман / А. Д. Коптяева. - М. : Мол. гвардия. - 1971
      Кн. 1 / ред. И. Гнездилова. - 1971. - 509, с
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
      МУ "ЦБС МО г. Новотроицк", ЦДБ: Новотроицк, ул. Советская, 53
    3. Коптяева, Антонина Дмитриевна.
      На Урале-реке: роман / А. Д. Коптяева. - М. : Сов. писатель. - 1971
      Кн. 2 / ред. Г. Э. Винникова. - 1979. - 576 с
      Держатели документа:
      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    4. Коптяева, Антонина Дмитриевна.

      Кн. 1 / ред. Г. Э. Винникова. - 1980. - 495, с

      В романе изображается борьба оренбургских рабочих против белоказачьего атамана Дутова на Южном Урале в 1917 году.

      Держатели документа:

      ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15
    5. Коптяева, Антонина Дмитриевна.
      На Урале-реке: роман / А. Д. Коптяева; ред. Г. Э. Винникова. - М. : Сов. писатель. - 1980
      Кн. 2. - 1980. - 591, с
      Держатели документа:
      Красногвардейская ЦРДБ: Плешаново, ул. Советская, 6, 461150

Периодические издания

  1. Слово об Урале: очерки советских писателей и журналистов / сост. А. А. Золотов. - Челябинск: Южн.-Урал. кн. изд-во, 1984. - 532 с. - Библиогр.: с.418-430
    Держатели документа:
    ГБУК "Областная детская библиотека": Оренбург, ул. Терешковой, 15



Top