Значение паизиелло, джованни в словаре кольера. итальянский оперный композитор, много работавший в России

итальянский оперный композитор, много работавший в России

Биография

Начальное музыкальное образование Джованни Паизиелло получил в школе иезуитов в Таранто, в 1754-1763 годах учился в Неаполе , в консерватории «Сант-Онофрио а Капуана», где одним из его учителей был Франческо Дуранте . Успех оперы-буффа «Болтун» (Il сiarlone), поставленной в 1764 году в Болонье , вдохновил Паизиелло на продолжение работы преимущественно в этом жанре. В следующие годы его оперы после премьеры в Неаполе, где композитор жил с 1766 года, с неизменным успехом ставились и в других городах Италии. Заказы приходили из Милане , Венеции , Модены ; наиболее известные оперы этого периода - «Китайский идол» (L"idolo cinese, 1766), «Дон Кихот» (Don Chisciotte della Mancia, 1769), «Артаксеркс» (1771), «Александр в Индии» (Alessandro nelle Indie, 1773), «Андромеда» (1774).

В Петербурге

К середине 70-х годов слава композитора вышла за пределы Италии. В 1776 году Паизиелло был приглашён Екатериной II в Петербург и стал, после Б. Галуппи и Т. Траэтты, третьим выдающимся итальянским композитором, возглавлявшим музыкальную жизнь столицы Российской империи. Придворным композитором Паизиелло оставался до 1784 года; здесь он написал не менее 10 опер и интермедий, дебютной стала опера «Ниттети», написанная на либретто Пьетро Метастазио (1777), а наиболее известные из написанных в России «Служанка-госпожа» на либретто Дж. Федерико (La Serva padrona, 1781) и «Севильский цирюльник» по комедии П. Бомарше (Il Barbiere di Siviglia, 1782). Оперы Паизиелло исполнялись как в придворном, так и в городском общедоступном театре - Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле); представлением оперы «Лунный мир» на либретто К. Гольдони в 1783 году был открыт Каменный театр в Петербурге.

Паизиелло писал также музыку для придворных празднеств - дивертисменты для духовых инструметов; он давал уроки музыки великой княгине Марии Фёдоровне, для которой сочинял клавирные пьесы и инструментальные ансамбли; для своей ученицы Паизиелло написал учебное пособие «Правила хорошего аккомпанемента на клавесине» (Regole per bene accompagnare il partimento: о sia il basso fondamentale sopra il Cembalo, 1782).

Как придворный капельмейстер, Паизиелло участвовал и в петербургских духовных концертах, для которых были написаны, в частности, «Страсти Иисуса Христа» на либретто П. Метастазио (Passione di Gesu Cristo, 1783).

После Петербурга

В 1784 году Паизиелло вернулся на родину и стал придворным капельмейстером и композитором короля Неаполя. К этому времени Паизиелло уже получил признание и в Вене, для которой в 1784 году написал оперу «Король Теодор в Венеции» (Il re Teodoro in Venezia, 1784); во этот период, наряду с оперой-буффа («Пещера Трофония», «Мельничиха» и др.), композитор всё чаще обращается к жанру опере-сериа, в Неаполе рождаются «Антигон» (Antigono, 1785), «Федра» (1788), «Покинутая Дидона» (Didone abbandonata, 1794), «Андромаха» (1797) и др.

В 1799 году французские войска при поддержке итальянский повстанцев свергли неаполитанского Бурбона и Паизиелло получил пост директора национальной музыки в созданной Наполеоном Партенопейской республике. Через полгода, когда французские войска ушли, Республика пала; вернувшийся король обвинил Паизиелло в измене за переход на сторону мятежников и отстранил от должности.

Дж. Паизиелло принадлежит к тем итальянским композиторам, дарование которых ярче всего раскрылось в жанре оперы-buffa. С творчеством Паизиелло и его современников - Б. Галуппи, Н. Пиччинни, Д. Чимарозы - связан период блестящего расцвета этого жанра во второй половине XVIII в. Начальное образование и первые музыкальные навыки Паизиелло получил в коллегии иезуитов. Большая часть его жизни прошла в Неаполе, где он учился в консерватории San Onofrio у Ф. Дуранте - известного оперного композитора, наставника Дж. Перголези и Пиччинни (1754-63).

Получив звание помощника учителя, Паизиелло преподавал в консерватории, а свободное от занятий время посвящал сочинению. К концу 1760-х гг. Паизиелло - уже известнейший в Италии композитор; его оперы (преимущ. buffa) с успехом ставятся в театрах Милана, Рима, Венеции, Болоньи и др., отвечая вкусам достаточно широкой, в том числе и самой просвещенной публики.

Так, известный английский музыкальный писатель Ч. Берни (автор знаменитых «Музыкальных путешествий») высоко отзывался об услышанной в Неаполе опере-buffa «Козни любви»: «...Музыка мне очень понравилась; она была полна огня и фантазии, ритурнели изобиловали новыми пассажами, а вокальные партии - такими изящными и простыми мелодиями, которые запоминаются и уносятся с собой после первого же прослушивания или могут быть исполнены в домашнем кругу маленьким оркестром и даже, за неимением другого инструмента, клавесином».

В 1776 г. Паизиелло отправляется в Петербург, где без малого 10 лет служит придворным композитором. (Практика приглашения итальянских композиторов давно сложилась при императорском дворе, предшественниками Паизиелло в Петербурге были прославленные маэстро - Б. Галуппи и Т. Траэтта.) Среди многочисленных опер «петербургского» периода - «Служанка-госпожа» (1781), новая интерпретация сюжета, полвека назад использованного в знаменитой опере Перголези - родоначальнице жанра buffa; а также «Севильский цирюльник» по комедии П. Бомарше (1782), на протяжении нескольких десятилетий пользовавшийся огромным успехом у европейской публики. (Когда молодой Дж. Россини в 1816 г. вновь обратился к этому сюжету, многие расценили это как величайшую дерзость.)

Оперы Паизиелло ставились и при дворе, и в театрах для более демократической аудитории - Большом (Каменном) в Коломне, Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле). В обязанности придворного композитора входило также и создание инструментальной музыки для придворных празднеств и концертов: в творческом наследии Паизиелло 24 дивертисмента для духовых инструментов (некоторые имеют программные названия - «Диана», «Полдень», «Заход солнца» и т. п.), клавирные пьесы, камерные ансамбли. В петербургских духовных концертах исполнялась оратория Паизиелло «Страсти Христовы» (1783).

Вернувшись в Италию (1784), Паизиелло получил место композитора и капельмейстера при дворе короля Неаполитанского. В 1799 г., когда войска Наполеона при поддержке революционно настроенных итальянцев свергли в Неаполе монархию Бурбонов и провозгласили Партенопейскую республику, Паизиелло занимает пост директора национальной музыки. Но уже через полгода композитор отстранен от должности. (Республика пала, король вернулся к власти, капельмейстеру предъявлено обвинение в измене - вместо того, чтобы во время беспорядков последовать за королем в Сицилию, он перешел на сторону мятежников.)

Тем временем из Парижа пришло заманчивое приглашение - возглавить придворную капеллу Наполеона. В 1802 г. Паизиелло приехал в Париж. Однако его пребывание во Франции не было продолжительным. Равнодушно встреченный французской публикой (написанные в Париже опера-seria «Прозерпина» и интермедия «Камилетта» не имели успеха), он уже в 1803 г. вернулся на родину. Последние годы композитор жил замкнуто, уединенно, сохраняя связи лишь с самыми близкими друзьями.

Более чем сорокалетний творческий путь Паизиелло был наполнен чрезвычайно интенсивной и многообразной деятельностью - он оставил более 100 опер, оратории, кантаты, мессы, многочисленные произведения для оркестра (напр., 12 симфоний - 1784) и камерные ансамбли. Крупнейший мастер оперы-buffa, Паизиелло поднял этот жанр на новую ступень развития, обогатил приемы комедийной (нередко с элементом острой сатиры) музыкальной характеристики персонажей, усилил роль оркестра.

Поздние оперы отличает разнообразие ансамблевых форм - от простейших «дуэтов согласия» до больших финалов, в которых музыка отражает все сложнейшие перипетии сценического действия. Свобода в выборе сюжетов, литературных источников отличает творчество Паизиелло от многих его современников, работавших в жанре buffa. Так, в знаменитой « » (1788-89) - одной из лучших комических опер XVIII в. - черты пасторали, идиллии переплетаются с остроумной пародией и сатирой. (Темы из этой оперы легли в основу фортепианных вариаций Л. Бетховена.) Традиционные приемы серьезной мифологической оперы высмеиваются в «Воображаемом философе». Непревзойденный мастер пародийных характеристик, Паизиелло не обошел вниманием даже глюковского «Орфея» (оперы-buffa «Обманутое дерево» и «Мнимый Сократ»). Композитора привлекают и модные в то время экзотические восточные сюжеты («Вежливый араб», «Китайский идол»), а «Нина, или Безумная от любви» носит характер лирической сентиментальной драмы. Творческие принципы Паизиелло во многом были восприняты В. А. Моцартом, оказали сильнейшее воздействие на Дж. Россини. В 1868 г., уже на склоне лет, прославленный автор «Севильского Цирюльника» писал: «В одном парижском театре как-то был представлен „Цирюльник“ Паизиелло: жемчужина безыскусных мелодий и театральности. Он завоевал огромный и вполне заслуженный успех».

И. Охалова

Сочинения:

оперы - Болтун (Il сiarlone 1764, Болонья), Китайский идол (L’idolo cinese, 1766, пост. 1767, т-р «Нуово», Неаполь), Дон Кихот (Don Chisciotte della Mancia, 1769, т-р «Фьорентини», Неаполь), Артаксеркс (1771, Модена), Александр в Индии (Alessandro nelle Indie, 1773, там же), Андромеда (1774, Милан), Демофонт (1775, Венеция), Мнимый Сократ (Socrate immaginario, 1775, Неаполь), Ниттети (1777, Петербург), Ахилл на Скиросе (Achille in Sciro, 1778, там же), Алкид на распутье (Alcide al bivio, 1780, там же), Служанка-госпожа (La serva padrona, 1781, Царское село), Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность (Il barbiere di Siviglia ovvero La precauzione inutile, 1782, Петербург), Лунный мир (Il mondo della luna, 1783, Каменный т-р, Петербург), Король Теодор в Венеции (Il re Teodoro in Venezia, 1784, Вена), Антигон (Antigono, 1785, Неаполь), Пещера Трофония (La grotta di Trofonio, 1785, там же), Федра (1788, там же),

Джованни Грегорио Котальдо Паизиелло pодился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Музыкальное образование получил в школе иезуитов и продолжил его в консерватории «Сант-Онофрио» вначале под руководством Дуранте, а затем – Котумаччи. Как композитор Паизиелло был популярен не только в Италии, но и в Германии, где его произведения исполнялись с немецким текстом.

Начал он свою блестящую карьеру двумя комическими операми для театра в Болонье – «La pupilla» и «Il mondo al rovercio», которые имели огромный успех и принесли ему известность. Этот первый успех побудил Паэзиелло главным образом работать над созданием опер. В течение своей жизни он написал их около ста. Им были написаны оперы различных жанров для театров Неаполя, Милана, Флоренции, Рима и Петербурга.

В 1776 году Паизиелло был приглашен в Россию в качестве композитора и капельмейстера итальянской придворной оперы. Восемь лет он находился в России, написав за это время около десяти опер и множество кантат. Несколько фортепианных пьес были написаны для великой княгини Марии Федоровны, жены наследника престола Павла. Княгиня брала у Паэзуэлло уроки, и для нее он сочинил учебное пособие - «Правила хорошего аккомпанемента на клавесине».

Дебютировал Паизиелло в Петербурге оперой «Ниттетти». Затем были поставлены «Ахилл на Скиросе» и «Алкид на распутье». В 1781 году в Царском селе состоялась премьера его оперы «Служанка – госпожа», а годом позже в Петербурге был поставлен «Севильский цирюльник». Некоторые из ранее созданных произведений были переработаны Паизиелло для русской сцены. Опера «Лунный мир» исполнялась на открытии Каменного театра в Петербурге в 1783 году. Композитор много писал инструментальной музыки для придворных празднеств, принимал участие в «домашних» концертах во дворце, где аккомпанировал замечательно певшей фрейлине Екатерины II Синявиной. Покровительствовало итальянскому композитору семейство Воронцовых.

В 1786 году Паизиелло возвратился, наконец, на родину в Неаполь. Здесь он становится капельмейстером придворной капеллы и остается на этом месте в течение шести лет. После своего отъезда из России, Паизиелло не только не ослабил дружеских связей с представителями российской знати, но и был для них за границей своего рода «музыкальным агентом», пересылал ноты, сообщал последние музыкальные новости, всячески старался помочь.

В 1792 Паизиелло был приглашен Наполеоном в Париж в качестве директора капеллы Тюльери. Здесь была поставлена его опера «Прозерпина», не имевшая успеха и холодно принятая французским музыкантами. Неприемлемые условия службы, и, отчасти, реакция на поставленную оперу, заставляют композитора возвратиться в Неаполь, на прежнее место капельмейстера придворной капеллы. Политические события в Италии 1815 года становятся причиной его отставки со службы, хотя ему и было сохранено капельмейстерское жалование. 74-летний композитор не смог справиться с таким ударом судьбы и в 1816 году умер.

Необходимо напомнить здесь о том, что Паизиелло известен и как композитор церковной музыки. Он написал ораторию на страсти Господни, Рождественскую пастораль, два реквиема, три большие оркестровые мессы и около тридцати небольших четырехголосных месс.

Виктор Каширников

PAISIELLO Giovanni

ПАИЗИЕЛЛО Джованни

Don Chisciotte della Mancia (commedia per musica in 3 atti)

Дон Кихот Ламанчский (комич. опера в 3 актах)

Либретто Джованни Баттисты Лоренци по роману "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" Мигеля де Сервантеса Сааведры

Премьера: лето 1769, т-р "Фьорентини", Неаполь


Джованни Грегорио Катальдо Паизиелло (ит .- Giovanni Gregorio Cataldo Paisiello; 9.5.1740, Роккафорцата, близ Таранто – 5.6.1816, Неаполь) – итальянский композитор. Начальное музыкальное образование получил в школе иезуитов в Таранто, в 1754-63 гг. учился в консерватории "Сант-Онофрио а Капуана" в Неаполе (среди его учителей - Ф. Дуранте). В 1764 г. в Болонье была поставлена опера "Болтун", успех которой побудил Паизиелло работать гл. обр. в области оперного жанра. С 1766 г. жил в Неаполе, с которым в основном связана вся дальнейшая деятельность Паизиелло.


В 1776-84 гг. он работал в Петербурге (придворный композитор). Паизиелло – третий (после Бальдассаре Галуппи и Томмазо Траэтты) из великих итальянских мастеров, возглавлявших музыкальную жизнь Петербургского двора в 18 в. Он дебютировал здесь оперой "Ниттети" (либр. П. Метастазио, 1777). В России им написано не менее 10 опер и интермедий, в т.ч. "Служанка-госпожа" (на перераб. и расширенное либр. Дж. Федерико, послужившее основой для одноим. интермедии Дж. Б. Перголези; 1781), "Севильский цирюльник" (по комедии П. Бомарше, 1782). Некоторые из ранее созданных произведений были переработаны Паизиелло для русской сцены. Его оперы шли в придворном, а также в гор. общедоступном т-рах. Опера "Лунный мир" (либр. К. Гольдони) исполнялась на открытии Каменного т-ра в Петербурге (1783). Паизиелло писал также инструментальную музыку для придворных празднеств (сохранилось 24 дивертисмента для 2 флейт, 2 кларнетов, 2 валторн и фагота, некоторые из них имеют программные подзаголовки – "Диана", "Полдень", "Заход солнца", "Отход ко сну"), клавирные пьесы (известны 2 концерта для клавесина с оркестром) и инстр. ансамбли (изд. в Париже в кон. 18 в.), предназначенные для великой княгини Марии Фёдоровны (жены наследника Павла), которая брала у Паизиелло уроки. Ей же посвящено его учебное пособие "Правила хорошего аккомпанемента на клавесине" ("Regole per bene accompagnare il partimento: о sia il basso fondamentale sopra il Cembalo", изд. на итал. яз. в Петербурге, 1782). Для исполнения в петербургских духовных концертах Паизиелло написал ораторию "Страсти Христовы" ("Passione di Gesu Cristo", 1783). По возвращении на родину Паизиелло был назначен придворным капельмейстером и композитором короля неаполитанского. В 1799 г. стал директором музыки в революционном правительстве Неаполя, но после восстановления власти Бурбонов был отстранён от всех должностей. В 1802-03 гг. находился в Париже в качестве руководителя личной капеллы Наполеона. Здесь была поставлена его опера "Прозерпина" (на франц. либр. Ф. Кино, 1803), не имевшая, однако, успеха. После постановки в Неаполе оперы "Пифагорейцы" (1808) П. отошёл от творческой деятельности.

Паизиелло – крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. Им создано около 100 опер (сериа и буффа; некоторые существуют в разных редакциях). Его оперы-сериа, не имевшие большого значения, в целом не отходят от свойственных этому жанру традиционных форм. Многие оперы написаны на многократно использовавшиеся разными композиторами либретто Пьетро Метастазио ("Артаксеркс", 1771; "Александр в Индии", 1773; "Демофонт", 1775; "Ахилл на Скиросе", 1778; "Антигон", 1785; "Дидона", 1794, и др.). Лучшее в них связано с употреблением приёмов и мелодических оборотов, типичных для оперы-буффа. Наряду с Никколо Пиччинни Паизиелло был крупнейшим мастером итальянской комической оперы в пору её наивысшего расцвета во 2-й пол. 18 в. Он развил и расширил её формы, обогатил выразительные средства. Оперы-буффа Паизиелло отличаются свежестью и разнообразием мелодики, впитавшей элементы неаполитанской народной песни, ритмической остротой и изобретательностью, возросшей ролью оркестра как средства обрисовки драматургических ситуаций. Присущий композитору дар метких и броских характеристик позволял ему создавать выпуклые, запоминающиеся музыкально-сценические образы. Умело используя контрасты, он достигал стремительности действия и ярких комедийных эффектов. Наряду с чисто комедийной тематикой Паизиелло обращался к сюжетам и образам экзотического ("Китайский идол", 1766), чувствительно-пасторального ("Мельничиха", 1789) характера. В опере "Нина, или Безумная от любви" (1789), одной из вершин творчества Паизиелло, он приближается к типу сентиментальной буржуазной драмы.

Сочинения: оперы – Болтун (Il сiarlone 1764, Болонья), Китайский идол (L"idolo cinese, 1766, пост. 1767, т-р "Нуово", Неаполь), Дон Кихот (Don Chisciotte della Mancia, 1769, т-р "Фьорентини", Неаполь), Артаксеркс (1771, Модена), Александр в Индии (Alessandro nelle Indie, 1773, там же), Андромеда (1774, Милан), Демофонт (1775, Венеция), Мнимый Сократ (Socrate immaginario, 1775, Неаполь), Ниттети (1777, Петербург), Ахилл на Скиросе (Achille in Sciro, 1778, там же), Алкид на распутье (Alcide al bivio, 1780, там же), Служанка-госпожа (La serva padrona, 1781, Царское село), Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность (Il barbiere di Siviglia ovvero La precauzione inutile, 1782, Петербург), Лунный мир (Il mondo della luna, 1783, Каменный т-р, Петербург), Король Теодор в Венеции (Il re Teodoro in Venezia, 1784, Вена), Антигон (Antigono, 1785, Неаполь), Пещера Трофония (La grotta di Trofonio, 1785, там же), Федра (1788, там же), Мельничиха (La molinara, 1789, там же, первонач. ред. - Любовь с препятствиями, или Маленькая мельничиха, L"arnor contrastato о sia La molinara, 1788), Цыгане на ярмарке (I zingari in fiera, 1789, там же), Нина, или Безумная от любви (Nina о sia La pazza per amore, 1789, Казерта), Покинутая Дидона (Di-done abbandonata, 1794, Неаполь), Андромаха (1797, там же), Прозерпина (1803, Париж), Пифагорейцы (I pittagorici, 1808, Неаполь) и др.; оратории, кантаты, мессы, Те Deum; дл я орк. - 12 симфоний (12 sinfonie concertante, 1784) и др.; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. посв. великой кн. Марии Фёдоровне Raccolte di vari Rondeau e capricci con L"accompagnamento di violino per il p. fte, composte espressamente per S. A. I. La Granduchessa di tutte le Russie, и др.


Действующие лица и исполнители:

Don Chisciotte / Дон Кихот

Paolo Barbacini

Sancio Pancia / Санчо Панса

Romano Franceschetto

La Contessa / Графиня

Maria Angeles Peters

La Duchessa / Герцогиня

Elena Zilio

Don Calafrone / Дон Калафроне

Mario Bolognesi

Don Platone / Дон Платоне

Bruno Praticò

Carmosina / Кармосина

Bernadette Lucarini

Cardolella / Кардолелла

Francesca Arnone

Ricciardetta / Риччардетта

Annabella Rossi

Coro e Orchestra del Teatro dell"Opera di Roma

Pier Giorgio Morandi

Запись: 1990

Длительность: 113 мин. 07 сек.

Формат: МР3 170,5 МВ

И педагог. Мастер комической оперы, он оказал значительное влияние на формирование стиля Моцарта и Россини .

Джованни Паизиелло
Giovanni Paisiello

Портрет кисти Виже-Лебрен ,
Основная информация
Имя при рождении итал. Giovanni Gregorio Cataldo Paisiello
Дата рождения 9 мая (1741-05-09 )
Место рождения Роккафорцата
Дата смерти 5 июня (1816-06-05 ) (75 лет)
Место смерти
Профессии
Годы активности Неаполь
Жанры опера , симфоническая музыка
Аудио, фото, видео на Викискладе

Биография

Начальное музыкальное образование Джованни Паизиелло получил в школе иезуитов в Таранто, в -1763 годах учился в Неаполе , в консерватории «Сант-Онофрио а Капуана», где одним из его учителей был Франческо Дуранте . Успех оперы-буффа «Болтун» (Il сiarlone), поставленной в 1764 году в Болонье , вдохновил Паизиелло на продолжение работы преимущественно в этом жанре . В следующие годы его оперы после премьеры в Неаполе, где композитор жил с 1766 года, с неизменным успехом ставились и в других городах Италии. Заказы приходили из Милана , Венеции , Модены ; наиболее известные оперы этого периода - «Китайский идол» (L’idolo cinese, 1766), «Дон Кихот» (Don Chisciotte della Mancia, 1769), «Артаксеркс» (1771), «Александр в Индии» (Alessandro nelle Indie, 1773), «Андромеда» (1774).

В Петербурге

К середине 70-х годов слава композитора вышла за пределы Италии. В 1776 году Паизиелло был приглашён Екатериной II в Петербург и стал, после Б. Галуппи и Т. Траэтты , третьим выдающимся итальянским композитором, возглавлявшим музыкальную жизнь столицы Российской империи. Придворным композитором Паизиелло оставался до 1784 года .

В Петербурге написал не менее 10 опер и интермедий, дебютной стала опера «Ниттети», написанная на либретто Пьетро Метастазио (1777), а наиболее известные из написанных в России «Служанка-госпожа» на либретто Дж. Федерико (La Serva padrona, 1781) и «Севильский цирюльник» по комедии П. Бомарше (Il Barbiere di Siviglia, 1782). Оперы Паизиелло исполнялись как в придворном, так и в городском общедоступном театре - Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле).

Паизиелло писал также музыку для придворных празднеств - дивертисменты для духовых инструментов. Он давал уроки музыки великой княгине Марии Фёдоровне , для которой сочинял клавирные пьесы и инструментальные ансамбли. В 1782 году опубликовал учебное пособие «Правила хорошей игры партимента , или фундаментального баса , на клавесине» (Regole per bene accompagnare il partimento о sia il basso fondamentale sopra il cembalo ), обобщившее широко распространённую на его родине дидактическую практику реализации цифрованного баса в рамках типовых (для мажорно-минорной тональности) моделей.

Как придворный капельмейстер, Паизиелло участвовал и в петербургских духовных концертах, для которых были написаны, в частности, «Страсти Иисуса Христа» на либретто П. Метастазио (Passione di Gesu Cristo, 1783).

После Петербурга

Но среди многочисленных поклонников композитора был и Наполеон, который в 1802 году пригласил Паизиелло в Париж . Здесь в 1803 году Паизиелло написал на французское либретто Ф. Кино «Прозерпину», выдержанную в традициях старой итальянской оперы-сериа; после




Top