Значение памятника трезини для города. Павел Игнатьев: «Насколько я знаю, никто еще шубу в скульптуре не изображал

Идея поставить памятник Доменику Трезини возникла в 1990-х годах. Скульптор - Павел Петрович Игнатьев - работал над памятником с 1995 года, это было учебным заданием молодого скульптора. Из этого учебного задания в дальнейшем появился большой проект. В 1999 году санкт-петербургский губернатор Владимир Яковлев подписал распоряжение о создании памятника Трезини. Однако долгое время на изготовление скульптуры не могли найти средств, и в конце 2000-х годов финансирование взял на себя Фонд Жорно, но всё равно до рождения памятника прошло более 17 лет. П. П. Игнатьев изобразил Трезини в виде одетой в шубу бронзовой фигуры высотой 5,5 м. Памятник был отлит на литейном заводе в Подмосковье.

Впервые памятник Трезини был показан экспертам в мае 2012 года, после чего в памятник потребовалось внести корректировки: ноги и обувь Трезини показались слишком массивными, а шуба - расползшейся. Доработка памятника потребовала ещё несколько месяцев работы. Выбор места для установки памятника тоже занял длительное время.

На постамент скульптура была установлена 17 декабря 2013 года. В торжественном открытии памятника, которое состоялось 19 февраля 2014 года , приняли участие автор памятника, члены правительства Санкт-Петербурга, чиновники районной администрации, а также представители генконсульств Швейцарии и Италии. Право снять покрывало получила ученица седьмого класса школы № 18 Ксения Александрова, ставшая победительницей конкурса «Трезини, открываемый заново».

Ссылки

  • На Васильевском острове открыли памятник Трезини (рус.) . Фонтанка (19 февраля 2014). Проверено 18 апреля 2016.
  • Памятник Доменико Трезини открыли в центре Петербурга (рус.) . РИА Новости (19 февраля 2014). Проверено 18 апреля 2016.
  • Как в Петербурге появился ироничный памятник великому Трезини (рус.) . 812"Online (13 февраля 2014). Проверено 18 апреля 2016.

У дома на Университетской набережной, 21, сегодня установили памятник Доменико Трезини. «Карповка» поинтересовалась у экспертов и простых горожан их мнением о новой скульптуре.

У дома на Университетской набережной, 21, сегодня установили памятник Доменико Трезини. «Карповка» поинтересовалась у экспертов и простых горожан их мнением о новой скульптуре.

Сегодня на площади Трезини перед домом зодчего на Университетской набережной, 21, состоялась техническая установка памятника Доменико Трезини работы скульптора Павла Игнатьева и архитектора Павла Богрянцева. Инициатором установки монумента выступил благотворительный Фонд Жорно. Торжественное открытие памятника намечено на начало следующего года.

Фотокорреспондент «Карповки» запечатлел процесс установки монумента, а сотрудники редакции поинтересовались у экспертов и неравнодушных горожан, понравился ли им бронзовый Трезини.

Скульптору Яну Нейману установленный сегодня памятник нравится. Собеседник «Карповки» рассказал, что он всегда был сторонником этого проекта, хоть у градсовета к нему и был ряд претензий. В целом господин Нейман признает, что автор памятника - талантливый скульптор. «Это событие для города», а также удачный пример того, какой проект выбирает спонсор для осуществления, уверен скульптор.

Краеведу Александру Епишову памятник понравился не так сильно, как Яну Нейману, - его смутила «несоразмерная» шуба бронзового зодчего, но все же он признал, что скульптура получилась «очень милой».

Архитектор и бывший главный художник Петербурга Иван Уралов тоже говорил о памятнике с доброй улыбкой. По его мнению, памятник интересен «чуть-чуть» шуткой, ведь он изображает то, как итальянец, приехавший в XVIII веке строить Петербург, стоит в шубе на берегу Невы и с удивлением взирает на окружающую его пустоту. Сейчас это место уже давно окружено историческими зданиями, и как приживется «удивленный» Трезини на набережной, архитектор пока сказать не может.

Петербургская певица Алена Кривилла, безусловно, рада тому, что спустя столько лет в городе появился памятник Доменико Трезини, однако само изваяние собеседнице «Карповки» кажется неудачным, главным элементом памятника, по ее мнению, является не великий зодчий, а его шуба. Госпожа Кривилла назвала установленный памятник «трехметровым коллапсом из разбросанных кривых».

Возможно, схожего мнения придерживаются и в отеле «Дворец Трезини», расположившемся в доме 21. При упоминании новой скульптуры там бросили трубку и больше не отвечали на звонки.

Заведующий же отделом мемориальной скульптуры Музея городской скульптуры Юрий Пирютко еще не знаком с новым памятником, но он рассказал, что в 2003 году музею была подарена скульптурная композиция швейцарского архитектора Арнольди «Рука Трезини», которую предполагалось установить на том же месте, у дома 21 на Университетской набережной. Однако эта задумка не осуществилась, рука до сих пор хранится в фондах музея.

Памятник Трезини в вашей жизни оказался многолетней историей. Чем вас занимает этот петербургский персонаж?

Мои дедушка и бабушка - скульпторы, представители школы, пожалуй, лучшего отечественного ваятеля ХХ века Александра Матвеева. Почти все родственники - художники, я вырос в мастерской, во мне воспитывали строгий стиль, любовь к Египту, к греческой архаике, к Лисицкому и Малевичу. И вдруг неожиданно, учась в Академии художеств (Институт имени Репина), я открыл для себя барокко, увлекся петровским временем. А дальше все как-то само собой пришло к памятнику Трезини. Возможно, в жизни он и не был таким жизнерадостным, как у меня, наверное, только хотел бы таким быть.

Как отреагировал на этот проект ваш профессор, Михаил Аникушин?

Михаил Константинович отнесся к нему не как к учебному заданию, а как к эскизу настоящего монумента и принял его серьезно, подсказывал, где лучше поставить, - ему нравилось место перед главным входом в здание Двенадцати коллегий, построенное Трезини. Увидев, что мне интересно все касающееся Петровской эпохи, как-то забрал меня прямо с лекции и повез на открытие памятника «Первостроителям Санкт-Петербурга» работы Михаила Шемякина.

Не будем ходить вокруг да около. Скажите, почему архитектор у вас смотрит в небо, так что с земли не разглядеть его лица?

Все просто. Сначала я задумал этот памятник для Троицкой площади, и Трезини должен был глядеть на шпиль построенного по его проекту Петропавловского собора. А потом городские власти назвали именем Трезини площадь по соседству с Академией художеств, на которой до сих пор стоит построенный им для себя дом, - стало понятно, что монумент нужно ставить именно здесь. Кроме того, изображений архитектора не сохранилось, и устремленный вверх взгляд скульптуры позволяет зрителям пофантазировать снизу о его внешности.

Самый важный элемент памятника - шуба. Зачем она?

Во-первых, насколько я знаю, никто еще шубу в скульптуре не изображал. Попробовать слепить тулуп из гривы льва - чем не вызов? Во-вторых, мотив шубы логично связан с русскими морозами, от которых так страдают иностранцы. То, что надето на моем Трезини, - «французская» шуба, мехом наружу. И потом есть в ней что-то барочное, это «скульптура про скульп туру».

Новаторство еще и в отсутствии традиционного постамента?

Да, я придумал поставить архитектора на волюту - деталь колонны. Было очень сложно рассчитать удачное место для размещения скульптуры: мы с архитектором Павлом Богрянцевым долго возили по площади пятиметровую модель памятника на колесиках перед членами Градостроительного совета.

Теперь вы собираетесь установить памятник Трезини на его родине, в Тичино? Как там относятся к этой затее?

Да, возможно, такой же монумент будет установлен в Швейцарии. Только представьте, Трезини был одним из нескольких сотен архитекторов, выехавших из этого маленького горного кантона во все европейские столицы! Это и создатели римского барокко Борромини и Фонтана, и строитель Грановитой палаты и башен Московского Кремля Пьетро Антонио Солари, и классицисты Жилярди, Кваренги, Руска. Но Трезини особый: редко кому из архитекторов удавалось построить новый город, а тем более новую столицу. Все италошвейцарцы знают первого архитектора Петербурга. Уже после открытия памятника, в марте, я ездил делать выставку на его родину, в Тичино, и встретил там троих прапраправнуков Доменико Трезини. Уехав триста лет назад в Россию, архитектор оставил в Швейцарии троих детей от первого брака. Впрочем, здесь у него родилось еще шестеро, и их потомки до сих пор живут в Петербурге и Москве.

Вы создали в Петербурге несколько памятников и мемориальных досок самым разным людям. С ними у вас тоже некие особые отношения?

Я делаю памятники на заказ, и выбор персонажей не всегда зависит от меня. С другой стороны, с некоторыми из них меня связывает и что-то личное. Так, я работал над памятной доской на Лесотехнической академии в честь ландшафтного архитектора Татьяны Дубяго, а она разработала проект реконструкции Летнего сада, в котором я несколько лет трудился реставратором скульптур. Все в Петербурге оказывается тесно переплетено.

Необходимы ли городу не только памятники, но и уличная скульптура?

Во Франции еще в 1960-е приняли закон, по которому определенный процент от бюджета строительства зданий должен отдаваться на публичные произведения искусства. При наличии такого закона у нас Петербург мог бы наполниться огромным количеством произведений, а количество постепенно перешло бы в качество. Кстати, у нас с Денисом Прасоловым, моим другом и постоянным соавтором, есть удачный пример городской скульптуры - «Памятник менеджеру» на Аптекарской набережной.

Уже придумали, кто будет вашим следующим персонажем?

Мы с Денисом закончили работу над памятником королеве Пруссии Луизе. Он был открыт в городе Тильзите в 1900 году, разрушен в 1945-м, а мы сделали проект восстановления по старым фотографиям. Известно, что, когда Наполеон завоевал Пруссию, королева вела с ним переговоры и вошла в историю как исключительно положительный персонаж - в Германии до сих пор царит ее культ. Летом памятник установят на прежнем месте, теперь это город Советск Калининградской области. Мы уже воссоздавали прежде несколько больших утраченных скульптур. Это невероятно интересно и сложно, ведь нужно отбросить все свои собственные творческие представления. Такое своеобразное упражнение в послушании.

СПРАВКА

Павел Игнатьев - продолжатель творческой династии: его отец - живописецмонументалист, мать - художникприкладник, дед и бабушка со стороны отца - скульпторы, а дед со стороны матери - художник-график. Игнатьев является автором статуи академика Лихачева в здании Двенадцати коллегий, бюста профессора Максима Ковалевского на факультете социологии СПбГУ, мемориальных досок писателю Евгению Шварцу и балерине Галине Улановой. Реставрировал статуи на фасаде дворцаусадьбы Бобринских и фигуры на здании Адмиралтейства. В мае 2014 года на здании Театра музыкальной комедии была открыта памятная доска его работы, посвященная блокадному подвигу труппы театра.

Текст: Мария Элькина
Фото: Евгений Петрушанский

Открытие памятника Фото 19 февраля 2014 года.

Сергей ЛЕБЕДЕВ

ПАМЯТНИК ПЕРВОМУ АРХИТЕКТОРУ НА ПЛОЩАДИ ТРЕЗИНИ


Общаясь в течение многих лет с бывшим главным архитектором Санкт-Петербурга Олегом Андреевичем Харченко - и тогда, когда он был главным архитектором, и позже, когда он возглавил свою архитектурную мастерскую, - я неизменно мог видеть в центре его рабочего стола в Комитете по градостроительству и архитектуре небольшую бронзовую модель замечательного памятника первому в истории нашего города зодчему Доменико Трезини, созданную скульптором Павлом Игнатьевым. Я всегда спрашивал, когда же он будет установлен на берегах Невы?..

Бывший главный архитектор Санкт-Петербурга Олег Андреевич Харченко в своей петербургской мастерской. На этой фотографии мы видим модель памятника архитектору Доменико Трезини.


И вот в понедельник, 17 февраля 2014 года, мне прислали приглашение посетить торжественное открытие нового памятника в Санкт-Петербурге, увековечившего великого петербургского зодчего Доменико Трезини, приехавшего в начале XVIII столетия по приглашению Петра Великого в Россию строить новый русский город - Санкт-Петербург.


Приглашение на открытие памятника первому архитектору Санкт-Петербурга Доменико Трезини 19 февраля 2014 года.
Я много лет отслеживал сюжет, связанный с созданием и установкой этого петербургского памятника, вся история которого превратилась в грандиозную эпопею. В ней принимали участие не только инициаторы и создатели нового монумента, но и многочисленные чиновные лица, которые, как в калейдоскопе, сменяли друг друга, посидев в своих начальственных креслах. По разным причинам установка монумента Доменико Трезини в Санкт-Петербурге растянулась на целых пятнадцать лет. Я был несказанно рад приглашению на открытие памятника и позвонил бывшему главному художнику Санкт-Петербурга Ивану Григорьевичу Уралову, который вместе с бывшим главным архитектором города Олегом Андреевичем Харченко стал продвигать во властных структурах решение увековечить память Трезини - создателя таких знаменитых построек Северной столицы, как здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I в Летнем саду, Петропавловский собор Петропавловской крепости. Первого архитектора Санкт-Петербурга помнят Кронштадт и Александро-Невская лавра. Доменико Трезини - автор дворцов, особняков, домов, сооружений, в том числе и фортификационных. Многое сделал этот выдающийся зодчий на заре петербургской истории…
Бывший главный художник города профессор Иван Григорьевич Уралов, который стоял у истоков создания памятника Доменико Трезини.
Иван Григорьевич Уралов подтвердил мне, что он также получил приглашение на открытие памятника, добавив при этом:
- Мы начинали его с Олегом Андреевичем Харченко. Как он будет рад!
Я позвонил и Олегу Андреевичу Харченко, сообщив ему о том, что 19 февраля 2014 года на площади Трезини в Санкт-Петербурге открывается памятник первому зодчему Петрополя Доменико Трезини. Лет пятнадцать назад О.А.Харченко первому принесли на рассмотрение проект этого памятника, созданного молодым скульптором Павлом Игнатьевым - это была его дипломная работа. Сегодня О.А.Харченко является главным архитектором зимней Олимпиады в Сочи.
- Я вас поздравляю, - сказал мне Олег Андреевич, - но, как вы понимаете, я буду более свободен после окончания Олимпиады в Сочи. И как только приеду в Санкт-Петербург, первым делом посещу бронзового Трезини, который был моим своеобразным предшественником в кресле главного архитектора Санкт-Петербурга. А ведь мы с вами, Сергей Борисович, - добавил Харченко, - установили на Одесской улице на фасаде дома № 2 первую мемориальную доску, увековечившую в Санкт-Петербурге имя главного архитектора города - Геннадия Никаноровича Булдакова. А теперь уже и памятник первому петербургскому архитектору будет открыт!
Скульптор Павел Игнатьев.
И вот 19 февраля 2014 года на площади Трезини состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, созданной Павлом Игнатьевым.
Перед открытием памятника первому архитектору Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Фото 19 февраля 2014 года.
Архитектором, вписавшим памятник в окружающее пространство старинной Университетской набережной, частью которой является площадь Трезини, стал Павел Богрянцев - сын архитектора Александра Богрянцева, спроектировавшего первую мемориальную доску, посвященную главному архитектору города Г.Н.Булдакову.
Монумент отлит и установлен на средства петербургского мецената Юрия Юрьевича Жорно.
Надпись на постаменте, увековечившая создателей памятника первому архитектору Санкт-Петербурга Доменико Трезини.

На празднике присутствовало человек триста. Среди знакомых мне лиц были скульптор академик Григорий Ястребенецкий, бывший главный художник города Феликс Романовский, ведущие петербургские архитекторы и скульпторы. Вместе с преподавателями Академии художеств и Санкт-Петербургского университета здесь можно было увидеть множество молодых лиц - учащихся Академии и Университета.

Сергей ЛЕБЕДЕВ

ФОТОФИКСАЦИЯ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 19 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА ПАМЯТНИКА ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ В ожидании начала торжественной церемонии открытия памятника Доменико Трезини. Почетный караул. Ректор Академии художеств Семен Михайловский и директор архитектурного бюро «Аура» Александр Владимирович Уралов. Начало церемонии открытия памятника первому архитектору Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Фото 19 февраля 2014 года.
Торжества по случаю открытия памятника архитектору Доменико Трезини посетили сам император Петр и зодчий Трезини. Фото 19 февраля 2014 года.


Top