Значение теребенев александр иванович в краткой биографической энциклопедии. Теребенев скульптор Скульптор теребенев атланты

Прославленный русский скульптор Александр Теребенёв появился на свет в Петербурге 201 год назад - 21 января 1815 года.

Благодаря своему таланту, он смог привлечь к себе внимание царского двора, украсить Северную столицу своими творениями, но судьба заставила его погибать в одиночестве и нищете.

сайт рассказывает, как одаренный скульптор взошел на вершину профессии, откуда упал на самое дно жизни.

От Греции к естественному

В январе 1815 года в семье скульптора и карикатуриста Ивана Теребенёва в Петербурге появился сын Александр. Мальчик решил пойти по стопам отца. В 1824 году, желая развить природный дар, он поступил в Императорскую Академию художеств. Какое-то время здесь Александр Теребенёв провел в рисовальном классе, но затем избрал своей специальностью именно скульптуру. Ей он обучался у известного профессора Василия Демут-Малиновского, работавшего, в частности, над оформлением здания Главного Адмиралтейства.

Скульптура в академии в момент обучения молодого Теребенёва стала стремиться к изображению естественных, реальных форм, хотя до этого было принято подражать древней классической Греции. В то время скульптор делал успехи. В 1835 году Теребенёвым были получены награды за бюст с натуры книготорговца И.В. Оленина, являвшегося его дядей, а также медали за барельефы. За один из них - «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя», его оставили пенсионером в академии. Год спустя Теребенёв уже выставлялся на выставке художественных произведений.

Барельеф «Битва амазонок с центаврами», выполненный Теребенёвым, в зале кавалерийского караула Зимнего дворца на акварели Эдуарда Гау « Зал развода караула», (1864). Фото: Commons.wikimedia.org

Скульптора, делавшего головокружительную карьеру, ждала Европа. Теребенёву предложили выполнить работу на соискание большой золотой медали, что позволило бы отправить его за казенный счет в Италию. Поездка не состоялась, поскольку у Теребенёва была намечена свадьба с дочерью профессора Андрея Егорова Евдокией Алексеевной.

Награды перстнями

Несмотря на то, что скульптор не смог впитать в себя дух Старого света, его работы пользовались популярностью. После выхода из академии он исполнил горельеф Веры для здания Опекунского совета, а также вылепил барельеф четырех евангелистов для церкви в Петергофе.

Вскоре в Зимнем дворце произошел серьезный пожар. После него и пригодились дарования Теребенёва. Он выполнил две статуи, изображающие Мудрость и Правосудие - они расположились у парадной лестницы. Также его руке принадлежит барельеф, изображающий битву амазонок с центаврами, размещенный в кавалерийском зале, и ряд других фигур. После этого у скульптора появилось много заказов, ведь теперь он попал в число лучших.

Несостоявшаяся поездка в Италию была замещена командировкой в Крым. Здесь он в 1844 году руководил изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Теребенёв успел поработать на полуострове над бюстом керченского градоначальника Херхеулидзе, а затем, не закончив здесь же начатую статую Амфитриды, вернулся в столицу с древностями, многие из которых удачно реставрировал.

После поездки в Крым Теребенёву поручили сложнейшую задачу - для возведения Императорского музеума (Эрмитажа) требовалось создать десять огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы. Уже только за глиняные модели скульптору дали звание академика. Замысел же Теребенёва был полностью осуществлен лишь к 1849 году.

Атланты Эрмитажа Фото: www.globallookpress.com / Уже за глиняную модель атлантов Теребенёву дали звания академика.

Глиняную модель было очень сложно исполнить в камне, тем более что русские резчики с такой работой до этого никогда не сталкивались. При этом лицо каждого из атлантов скульптор оканчивал сам.

Изучение классической скульптуры и превосходное знание анатомии помогло ему создать совершенные героические образы, являющиеся сегодня символом Петербурга. После окончания работ для Эрмитажа Теребенёву дали орден Анны 3-й степени и кроме причитавшейся ему платы ещё 17 тысяч рублей награды от императора Николая I. Затем скульптор сделал несколько подобных работ, какие были выполнены для Эрмитажа, и для прусского короля. Их отвез в Берлин сам Теребенёв, за что был награжден королем - автору достался бриллиантовый перстень.

Фигуры ангелов Теребенёва, изображающие Старый и Новый заветы в Придворном соборе Спаса Нерукотворного на акварели Эдуарда Гау «Собор в Зимнем Дворце», (1866). Фото: Commons.wikimedia.org

Одиночество и смерть

К 1850 году скульптор уже числился помощником главы второго отделения Эрмитажа, в позднее заведовал всеми скульптурными произведениями в императорских садах и дворцах. Выполнял Теребенёв, в числе прочих бюсты поэта Александра Пушкина из мрамора и российского актера Василия Каратыгина из бронзы.

Доходы скульптора в период расцвета были огромными - от заказов не было отбоя. Однако слишком вольно Александр Теребенёв обходился с деньгами. Он позволял себе роскошные обстановки в квартирах, собственные выезды, балы и званые обеды. Такая расточительность привела его к финансовому краху. Когда ему нужны были деньги, он продавал имущество, чтобы хоть как-то прожить до нового крупного заказа.

Хуже всего было Теребенёву из-за покинувшего его вдохновения. Заказы начали поступать всё реже и скульптор попросту разорился. К тому же его уволили из Эрмитажа, не дав дослужить до пенсии.

В 1858 году Александр Теребенёв заболел. Его сломила свирепствовавшая в то время черная оспа. Скульптор успел заразить жену, которая в итоге умерла. Сам Тербенёв лежал в Мариинской больнице, где справился на какое-то время со смертельным недугом.

Похороны скульптора организовал рабочий, трудившийся с ним при создании атлантов. Фото: www.globallookpress.com

Уход из жизни супруги Евдокии Алексеевны он пережить уже не смог. Он то и дело беспокоился о своём здоровье, но в итоге серьезно простудился весной 1859 года, попав в Обуховскую больницу, где пролежал до 31 июля 1859 года. Ко дню своей кончины он был нищ и совершенно забыт всеми.

Похороны были устроены за счет знакомого ему мраморщика, помогавшему Теребенёву во время работ в Эрмитаже. За гробом прославленного скульптора шли лишь пара товарищей.

А.И. Теребенев. Атланты.

Александр Иванович Теребенев (1815-1859). В 1815 году в семье известного скульптора и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенева родился сын, названный Александром. Ему суждено было впоследствии стать создателем одного из интереснейших скульптурных ансамблей России середины XIX столетия.

Иван Иванович Теребенев умер в том же 1815 году, оставив вдову с четырьмя малолетними детьми фактически без средств к существованию. Вслед за двумя старшими братьями Александр Теребенев в возрасте девяти лет был определен в училище при Академии художеств. Окончив его в 1832 году, он пробыл в Академии до 1836 года в числе «штатных академистов». Руководил им в годы обучения В. И. Демут-Малиновский.

Уже ученические работы скульптора, получившие награду за «экспрессию», «за выражение чувств», носили на себе, как, считали современники, «отпечаток замечательного самобытного таланта, не стесняющегося научной рутиной».

Среди первых самостоятельных произведений Теребенева небольшой бюст и статуэтка А. С. Пушкина, выполненные вскоре после гибели поэта. Хорошо зная Пушкина по его посещениям книжной лавки на Невском проспекте, владельцем которой был отчим Александра Теребенева И. В. Оленин-издатель альманахов «Полярная звезда» и «Северные цветы», друг поэта,-молодой скульптор сумел воссоздать правдивый, отмеченный портретным сходством образ погибшего. «Поразительное сходство» отличало, по мнению критики тех лет, и другие портретные работы мастера-бюсты Н. М. Карамзина, Н. В. Кукольника, графа Д. В. Хвостова.

Много работал Александр Теребенев как скульптор-декоратор. В его барельефах, группах, украшающих ряд архитектурных сооружений Петербурга,-таких как здание Опекунского совета, Воспитательного дома, Александровского и Николаевского сиротских институтов - можно найти и элементы классицизма, и следы живого наблюдения действительности.

Теребенев участвовал в восстановлении после пожара 1837 года Зимнего дворца. Ему принадлежат две декоративные аллегорические статуи для Иорданской лестницы- «Мудрость» и «Правосудие» и фигурки детей над окнами этой лестницы. Для расширенной архитектором В. П. Стасовым галереи 1812 года и для Фельдмаршальского зала Дворца Теребенев выполнил лепные украшения с изображением военных трофеев, лавровых венков. Строгим и тонким вкусом отмечены эти работы скульптора.

В 1842 году Теребенев едет в Керчь, где работает около двух лет как реставратор в местном музее. Непосредственное знакомство с античными памятниками помогло окончательному формированию таланта мастера.

Мечте скульптора о создании значительного монументального произведения суждено было осуществиться по возвращении его из Керчи. В 1844 году Строительная комиссия по возведению Императорского музеума (Эрмитажа) поручает ему выполнение сложнейшей задачи-создание десяти огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы (ныне ул. Халтурина).

Уже 18 ноября 1845 года Александр Теребенев был удостоен за глиняную модель атланта звания академика. Однако лишь в 1849 году замысел скульптора был полностью воплощен в действительность. Перевод глиняной модели в гранит оказался делом необычайной сложности. С подобными работами русские резчики никогда не сталкивались. «Я занят колоссальными моделями ваятельных работ и в первый раз вводимом в России производством оных из сердобольского гранита»,- пишет Теребенев в октябре 1845 года. Серый сердобольский гранит добывался у берегов Онежского озера. С трудом находимые гранитные глыбы с неменьшим трудом доставлялись в Петербург. Здесь, в нижнем этаже Малого Эрмитажа, были устроены мастерские, где в течение года Теребенев обучал более сотни помощников-мастеровых, набранных им среди каменотесов. Затем эти резчики принялись за исполнение фигур атлантов из гранита по отлитой из алебастра модели. Каждому «было назначено свое дело к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». Лицо каждого атланта Теребенев оканчивал сам. На трех из десяти статуй выбито: «работ: Александр Теребенев 1849 г.».

Образы мифологических героев трактованы скульптором достаточно своеобычно. Ни придавленности и покорности, ни тени физического страдания, вызванного непосильным бременем, не заметим мы в исполинах Теребенева. Спокойная уверенная поза их лишена оцепенелости, в ней ощутима потенциальная динамика. Согнутые в локтях руки, кажется, готовы разогнуться, склоненные головы-подняться, сомкнутые ноги-зашагать. Гиганты полны огромной внутренней силы-их ноша им по плечу.

Изучение классической скульптуры и превосходное знание анатомии помогло скульптору создать поистине совершенные героические образы. Теребенев проявил себя в этой работе великолепным мастером, умеющим использовать контрасты фактур: отполированных до зеркального блеска тел атлантов и как бы взрыхленной ударами резца поверхности медвежьих шкур на их бедрах.

Поставленные на специальные пьедесталы возле колонн портика Эрмитажа огромные серые гранитные фигуры атлантов стали смысловым центром архитектурного сооружения.

В последующие годы Теребенев много трудился, однако столь значительных произведений, как атланты, не создал. Им начата была монументальная фигура Прометея, завершить работу он не успел.

Трагически закончилась жизнь этого большого мастера. Уволенный от должности, не имея пенсии, больной, лишенный крова, он умер в нищете 31 июля 1859 года. Похоронил скульптора за свой счет один из обученных им каменотесов.

Т. ВОЛОДИНА

Использованы материалы статьи Т.Володиной в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.

Литература:

А. Н. Самойлов. Александр Иванович Теребенев. - В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. М., 1954

Александр Иванович Теребенев родился 9 января 1815 г. в Петербурге. Его отцом был известный скульптор И. И. Теребенев. В том же году Иван Иванович скоропостижно скончался, оставив вдову с четырьмя малолетними детьми фактически без средств к существованию. Через девять лет вслед за двумя старшими братьями Александр был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств, где сначала обучался в рисовальном классе. Но очень скоро его призванием стала скульптура. Способствовало этому и то, что учителем мальчика был В. И. Демут-Малиновский .

С 1832 г. Теребенев стал учиться в Академии. Он быстро обнаружил большие способности. Педагоги сразу отметили его блестящие успехи в скульптуре. Уже в первые годы обучения он получил две Малые серебряные медали за лепку с натуры. В 1835 г. молодого человека наградили двумя Большими серебряными медалями. В том же году он был удостоен Малой золотой медали за выполнение барельефа «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя». Малую золотую медаль ему вручили и за барельеф «Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона».

В 1836 г. на выставке художественных произведений был выставлен барельеф Теребенева «Построение ковчега Ноем с сыновьями», который сразу обратил на себя всеобщее внимание и даже был приобретен Академией художеств. В этом же году молодой скульптор окончил курс Академии и, получив звание художника 14-го класса, был оставлен при ней пенсионером.

Достигнутые успехи позволяли Александру отправиться для продолжения образования за границу, но поездка в Италию не состоялась из-за женитьбы молодого человека на дочери профессора Академии А. Е. Егорова. Содержание семьи требовало денег, и Теребенев с головой окунулся в работу. Он принимал деятельное участие в оформлении интерьеров здания Опекунского совета и вылепил барельефы четырех евангелистов для городской церкви в Петергофе. Талант молодого скульптора был замечен, и его пригласили в Зимний дворец для восстановления интерьеров после пожара 1837 г. Так он создал две аллегорические статуи - «Мудрость» и «Правосудие» для парадной Иорданской лестницы, огромный барельеф, сюжетом которого стала битва амазонок с кентаврами, для Кавалерского зала, барельеф с изображением богинь Флоры и Гебы для покоев императрицы и две фигуры ангелов для дворцовой церкви. Для Галереи 1812 г. и Фельдмаршальского зала скульптор выполнил лепные украшения с изображением военных трофеев и лавровых венков.

Эти творения сразу поставили Теребенева в ряд известнейших скульпторов. На мастера посыпались заказы. Следующими его крупными работами стали два больших горельефа для здания Опекунского совета, горельеф с изображением Богородицы и св. Феоктиста для Юрьевского монастыря, выполненный по заказу графини А. А. Орловой-Чесменской, целый ряд произведений для Александровского сиротского дома и Екатерининского института.

В 1842 г. Теребенев отправился в Керчь, где почти два года руководил поисками пантикапейских древностей. Там он проявил себя и как талантливый скульптор-реставратор. Непосредственная работа с античными памятниками завершила окончательное формирование таланта мастера.

По возвращении в Петербург Теребенев сразу приступил к работе над созданием своего самого значительного произведения - десяти огромных фигур атлантов для портика здания Нового Эрмитажа, построенного по проекту архитектора Л. Кленце. В 1844 г. Строительная комиссия по возведению «Императорского музеума» (Эрмитажа) поручила скульптору выполнение этой сложнейшей задачи.

18 ноября 1845 г. за вылепленную из глины фигуру атланта Теребенев был удостоен звания академика. Но только через четыре года замысел скульптора начал воплощаться в камне. Для гигантских статуй был выбран сердобольский гранит, добываемый на берегах Онежского озера. Гранитные глыбы с большим трудом доставляли в Петербург, в специально устроенные мастерские на нижнем этаже Малого Эрмитажа. В течение года Теребенев обучал более сотни помощников - мастеровых, набранных им из каменотесов. Затем они принялись за выполнение гранитных фигур по отлитой из алебастра модели. «Каждому было назначено свое дело, к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги», - писал позднее Теребенев. Лицо каждого атланта он делал сам. На трех из десяти статуй было выбито: «Александр Теребенев. 1849 г.» Поставленные на специальные пьедесталы возле колонн портика Эрмитажа, фигуры атлантов стали смысловым центром архитектурного сооружения.

Фигуры очень понравились императору Николаю I. За выполнение первой статуи скульптор получил от него бриллиантовый перстень. По окончании всех работ для Эрмитажа Теребеневу был пожалован орден Св. Анны III степени и значительная сумма сверх установленной платы. По велению императора такие же фигуры атлантов скульптор изготовил для подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму. Мастер сам сопровождал статуи в Берлин, где также был награжден бриллиантовым перстнем.

В 1850 г. Теребенева назначили помощником начальника 2-го отделения Эрмитажа, а позднее он стал заведующим всеми скульптурными произведениями в императорских дворцах и парках. За время службы он создал скульптуру «Февраль» для фронтона здания Адмиралтейства. В этот же период он выполнил копию античной статуи «Атлет, снимающий ножом пот со своей руки».

В последующие годы Теребенев много трудился, однако превзойти самого себя после создания атлантов ему было не суждено. Монументальная фигура Прометея, которую начал создавать скульптор, так и осталась незавершенной.

Тем не менее Александр Иванович проявил себя и как талантливый создатель скульптурных портретов. В разное время он выполнил бюсты писателя и историка Н. М. Карамзина, графа Д. В. Хвостова, керченского градоначальника князя 3. С. Херхеулидзе, артиста В. М. Самойлова, графини С. А. Голенищевой-Кутузовой, трагика В. А. Каратыгина, А. С. Пушкина (это было первое скульптурное изображение поэта), императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны, а также многих других.

Выполнял мастер и надгробные памятники - пастору Муральду, генералу П. И. Кононову, герцогу М. Лейхтенбергскому и другим.

В период расцвета своей творческой деятельности скульптор получал многочисленные заказы, и его доходы были весьма значительны. Но он быстро проживал все, что зарабатывал, тратясь на богатую обстановку, званые обеды и балы. При нужде в деньгах он легко расставался с нажитым, продавая роскошную мебель и другое имущество и влезая в долги до получения следующего заказа. Так скульптор продал даже собственный дом. Вместе с тем Александр Иванович всегда работал на вдохновении и не имел склонности к усидчивому труду. С годами он перестал получать выгодные заказы и разорился. Усугубило положение скульптора и его увлечение алкоголем. Он был уволен из Эрмитажа без пенсии.

В 1858 г. Теребенев заболел оспой. Жена, ухаживавшая за ним, заразилась и умерла. Это окончательно подорвало силы Александра Ивановича. Весной 1859 г. он простудился и был положен в Обуховскую больницу, где умер 31 июля, в нищете и всеми забытый. После него не осталось средств даже на похороны. Их устроил за свой счет мраморщик Г. А. Балушкин - один из тех, кого Теребенев обучал во время работы над статуями атлантов. К могиле на Волковское кладбище за гробом скульптора шли только Балушкин и художник К. А. Ухтомский.

ТЕРЕБЕНЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Теребенев (Александр Иванович, 1812 - 1859) - скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т. , двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств, где вскоре выказал блестящие успехи в ваянии, занимаясь им под руководством профессора В. Демута-Малиновского. Окончив академический курс в 1835 году с званием художника XIV класса и с малой золотой медалью, полученной за вылепленный по программе барельеф "Иоанн Креститель проповедует в пустыне", оставлен при академии пенсионером для дальнейшего своего усовершенствования, но отказался от этого звания, так как женитьба на дочери профессора А. Егорова лишила его права быть посланным на казенный счет в Италию. С этого времени он принялся работать исключительно для добывания денег. Первый случай выказать свой талант в значительном труде представился ему при возобновлении Зимнего дворца после пожара. Им исполнены, кроме того, круглые фигуры для фронтона и парадной лестницы здания опекунского совета и колоссальные атланты и термы из сердобольского гранита, украшающие собой подъезд Императорского Эрмитажа. Эти изваяния так понравились императору Николаю I , что он наградил за них художника бриллиантовым перстнем (в 1846 году) и приказал сделать их вторично, для подарка прусскому королю. Они же доставили Т. звание академика, в 1845 году. С 1850 года он служил при Эрмитаже в качестве помощника 2-го отделения по скульптурной части. К сожалению, легкомысленный образ его жизни нередко мешал ему трудиться усидчиво. Пока у него были заказы, он жил открытым домом, на широкую ногу: званые обеды и веселые ужины следовали один за другим; когда же работы не было, он занимал деньги или распродавал свою роскошную мебель и с получением нового заказа снова обзаводился щегольской утварью. Но вскоре явились другие талантливые, более аккуратные скульпторы, и блестящая пора деятельности сменилась для Т. лишениями и нуждой. Одержимый "delirium tremens", он нашел свой плачевный конец в Санкт-Петербургской Обуховской больнице. Важнейшие произведения Т., сверх вышеупомянутых: бюсты актера В.А. Каратыгина (отлитый из бронзы и поставленный на надгробном памятнике этого артиста, на Санкт-Петербургском Смоленском кладбище), гр. Д.И. Хвостова, Сленина, художника Василенко, Н.В. Кукольника, императора Николая I и его супруги (отправленные к великой княгине Ольге Николаевне) и памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, в виде саркофага (в католической капелле пажеского корпуса).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТЕРЕБЕНЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТЕРЕБЕНЁВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
    Александр Иванович , русский скульптор. Сын И. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ (1824-36) …
  • ТЕРЕБЕНЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
    (1812—59) — скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т., двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Имп. академии …
  • ТЕРЕБЕНЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
    (1812?59) ? скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т., двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Имп. академии …
  • АЛЕКСАНДР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Жеан, мастер арбалетов. Бельгия. …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, …
  • АЛЕКСАНДР в Библейской энциклопедии Никифора:
    1Мак 1:1 - Македонский царь, сын Филиппа 11-го, величайший из завоевателей. Его славная история без сомнения известна каждому читателю всемирной …
  • АЛЕКСАНДР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) имя Париса, когда он жил с пастухами и не знал о своем происхождении. 2) сын Еврисфея, царя Микен, и …
  • АЛЕКСАНДР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Alexander, ??????????), называемый Великим, царь Македонии и победитель Азии, родился в Пелле в 356 г. до Р. X. Он был …
  • АЛЕКСАНДР
    Alexander, АЛЕКСАНДР1) см. Paris; 2) племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. …
  • АЛЕКСАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912-913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г.Александр царствовал с Константином, сыном …
  • АЛЕКСАНДР в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 912—913 гг. Сын Василия I. Умер 6 июня 913 г. Александр царствовал с Константином, …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • АЛЕКСАНДР в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Alexander) (в миру Пьетро Оттобони Pietro Ottoboni) (1610-1691), папа Римский с 1689. Кардинал (1652) и епископ Брешии (1654). Добился …
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Александр Ярославич Невский. - 2-й сын великого князя ЯрославаВсеволодовича, правнука Мономахова, род. 30 мая 1220 г., на великомкняжении Владимирском был …
  • АЛЕКСАНДР в Современном энциклопедическом словаре:
  • АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словарике:
    I (1777 - 1825), российский император с 1801. Старший сын императора Павла I. В начале царствования провел реформы, подготовленные Негласным …
  • ИВАНОВИЧ
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР СЕВЕР (Alexander Severus) (208- 235), рим. император с 222, из династии Северов. В 231-232 вёл успешную войну с …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР НЕВСКИЙ (1220 или 1221-1263), князь новгородский в 1236-51, вел. князь владимирский с 1252. Сын кн. Ярослава Всеволодовича. Победами над …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933), рус. вел. князь, внук имп. Николая I, адм. и ген.-адъютант (1909). В 1901-05 главноуправляющий торг. мореплаванием и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МИХАЙЛОВИЧ (1301-39), вел. князь владимирский (1325-27) и тверской (1325-27 и с 1337). Сын кн. Михаила Ярославича. Соперничал с Иваном …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР МАКЕДОНСКИЙ, Александр Великий (356-323 до н.э.), один из величайших полководцев древности, царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II; …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ (1888-1934), с 1921 король Югославии (до 1929 Кор-во сербов, хорватов и словенцев). Участник Балканских войн 1912-13, в …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР КАЗИМИРОВИЧ, Ягеллон (1461- 1506), вел. князь литовский с 1492, король польский с 1501. Сын Казимира IV. При нём усилилась …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР ДОБРЫЙ (?-1432), молд. господарь с 1400. Содействовал укреплению независимости молд. гос-ва, успешно боролся против османской агрессии, поощрял торговлю и …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР БАТТЕНБЕРГ, см. Баттенберг …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР АФРОДИСИЙСКИЙ, др.-греч. философ перипатетич. школы (кон. 2 - нач. 3 вв.). Комментатор Аристотеля, оказал влияние на падуанскую школу, П. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР VI (1431-1503), папа Римский с 1492. В 1493 издал буллы о разделе сфер влияния в Зап. полушарии между Испанией …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (?-1181), папа Римский с 1159. Стремился к верх. власти папства над светскими государями. В борьбе с Фридрихом I …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (?-1605), царь Кахети с 1574. Боролся с иран. агрессией. В 1587 присягнул на верность рус. царю Фёдору Ивановичу. …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I Георгиевич (?-1511), царь Кахети с 1476. Боролся с ирано-тур. агрессией, в 1491-92 направил дружеств. посольство в Россию. В …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР III (1845-94), рос. император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР II (1818-81), рос. император с 1855. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провёл ряд реформ (земская, …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР I (1777-1825), рос. император c 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР (1603-78), церк. деятель, епископ Вятский в 1657-74. Противник церк. реформ патриарха Никона, покровительствовал старообрядцам. После церк. Собора 1666 принёс …
  • АЛЕКСАНДР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́АНДР из Гэльса (Alexander Halensis) (ок. 1170 или ок. 1185-1245), философ, предст. августиновского платонизма, францисканец. Преподавал в Париже. В его …
  • АЛЕКСАНДР в словаре Синонимов русского языка.
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ТЕРЕБЕНЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Теребенев (Иван Иванович, 1780 - 1815) - скульптор и рисовальщик, поступил в воспитанники Императорской Академии Художеств и готовился в ней …
  • ТЕРЕБЕНЁВ ИВАН ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Иванович , русский скульптор-монументалист и график. Отец А. И. Теребенёва. Учился в петербургской …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • ТЕРЕБЕНЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1780—1815) — скульптор и рисовальщик, поступил в воспитанники Имп. академии худож. и готовился в ней быть живописцем, но вскоре занялся …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный страстной, …
  • ТЕРЕБЕНЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1780?1815) ? скульптор и рисовальщик, поступил в воспитанники Имп. академии худож. и готовился в ней быть живописцем, но вскоре занялся …

Скульптор, академик, сын скульптора же и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенева, родился в Петербурге 24 января 1812 г. На 12-м году поступил в академию художеств, где учился сначала в рисовальном классе, но потом избрал специальностью скульптуру, которой обучался у профессора Демут-Малиновского. В это время скульптура в академии переживала переходное время: вместо подражания формам древней классической Греции стали стремиться к изображению естественных, реальных форм. В числе приверженцев нового направления был и Т. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: еще в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры же книгопродавца И. Оленина (его дяди), в 1835 г. две большие серебряные медали (одну за лепку группы с натуры, другую за исполненный по программе барельеф) и малую золотую за барельеф "Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя", за который он оставлен был при академии пенсионером (хранится в академической церкви); малую же золотую медаль получил и за другой исполненный по заданной программе барельеф "Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона". В 1836 г. был выставлен на выставке художественных произведений его барельеф "Построение ковчега Ноем с сыновьями", который обратил на себя всеобщее внимание и был приобретен академией художеств; барельеф этот не сохранился. Окончив в 1836 г. курс академии со званием художника XIV класса и будучи оставлен при академии пенсионером, Т. получил право поехать на казенный счет в Италию, для чего ему нужно было исполнить работу на соискание большой золотой медали; но этой работе помешала его женитьба (на дочери профессора А. Е. Егорова); он стал работать для заработка и должен был отказаться от мысли о поездке за границу. В ближайшие годы по выходе из академии Т. исполнил горельеф, изображающий Веру, для здания Опекунского совета и там же круглые статуи и горельефы, украшающие арки, ниши и паруса парадной лестницы, и вылепил в виде барельефа четырех евангелистов для городской церкви в Петергофе. Вскоре ему удалось проявить свои дарования при работах в Зимнем дворце после пожара; им сделаны следующие работы: две колоссальные статуи, изображающие Мудрость и Правосудие, для парадной лестницы; огромный барельеф, длиной в семь сажен, изображающий битву амазонок с центаврами, находящийся в кавалерийском зале; две фигуры - Флору и Гебу в виде барельефа - в покоях государыни; две фигуры ангелов из papier mache, изображающие Старый и Новый заветы - для дворцовой церкви. Эти работы выдвинули Т. в ряд лучших скульпторов и доставили ему многочисленные заказы. Им было исполнено два больших горельефа, в 4 саж. каждый, для залы Опекунского совета (вызвавшие много толков и в значительной мере способствовавшие его известности), по заказу графини Орловой-Чесменской горельеф для Юрьевского монастыря, изображающий Богородицу и св. Феоктиста, памятники пастору Муральду и генералу Кононову, целый ряд работ для Александровского сиротского дома, Екатерининского института и др. Затем Т. в звании скульптора командирован был в Крым для руководства изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Здесь он вылепил бюст керченского градоначальника князя Херхеулидзе и начал лепить круглую статую Амфитриды, но не успел закончить ее, так как вскоре возвратился в Петербург с керченскими древностями; многие из этих древностей он удачно реставрировал. Самыми замечательными и выдающимися из его работ являются кариатиды и термы, сделанные им для Эрмитажа. Фигуры эти высечены были из сердобольского гранита. Кариатиды сделаны колоссальных размеров, в 7 аршин вышины, и украшают собой подъезд Эрмитажа; за глиняную модель кариатида, представленного им на конкурс, он удостоен был звания академика, а за первую сделанную фигуру Император Николай I, которому она очень понравилась, наградил его бриллиантовым перстнем. Всего им было высечено 10 кариатид. Термесов им было сделано 80 больших, из которых 17 отправлено было в Петергоф для Нового павильона, и 40 меньших размеров; термы помещены между окон Эрмитажа. Для Эрмитажа же им был сделан плафон в Аполлоновой зале и некоторые работы для галерей, прилегающих к зале. Для производства всех этих работ T., по повелению государя, отведен был под мастерскую манеж рядом с Зимним дворцом. По окончании работ для Эрмитажа он пожалован был орденом Анны 3-й степени и получил кроме причитавшейся ему платы еще 17 тыс. рублей награды от государя. Такие же термы, как и для Эрмитажа, были им сделаны по повелению государя для подарка прусскому королю. Термы эти отвезены были в Берлин самим T.; за них он награжден был от короля бриллиантовым перстнем. В 1850 г. он назначен был на службу в качестве помощника начальника 2-го отделения Эрмитажа, а позднее - также заведующим всеми скульптурными произведениями, находящимися в императорских дворцах и садах. За время его службы им была сделана на фронтон здания Адмиралтейства статуя, изображающая месяц Февраль, затем иссечены из мрамора копия с античной статуи Атлета, снимающего ножом пот со своей руки, памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага, находящийся в католической капелле пажеского корпуса, бюсты императора Николая І и императрицы Александры Феодоровны, отправленные к великой княгине Ольге Николаевне. Из остальных его работ, сделанных в разное время, наиболее замечательны: отлитый из бронзы бюст артиста В. A. Каратыгина, который поставлен на памятнике артиста на Смоленском кладбище в Петербурге, бюст A. С. Пушкина, сделанный из мрамора, и бюсты Голенищевой-Кутузовой, Куницына, Косиковского, Яковлева, артиста B. M. Самойлова, графа Д. И. Хвостова, H. В. Кукольника, художника Василенко.

В период расцвета своего таланта Т. получал многочисленные заказы, и доходы его были значительны. Но он вел широкий образ жизни и быстро проживал все, что зарабатывал, тратясь на роскошную обстановку, собственные выезды, званые обеды и балы. При нужде же в деньгах он продавал что только мог, с трудом перебиваясь до нового крупного заработка; однажды он продал даже дом с мраморными колон нами, подоконниками и фронтонами, только что им отделанный. К тому T. не был способен к усидчивому труду, а когда с годами его стало покидать вдохновение, он перестал получать выгодные заказы и разорился. Из Эрмитажа он был уволен, не дослужив до пенсии. В 1858 г. T. заболел черной оспой и лег в Мариинскую больницу. Его жена заразилась от него и умерла. Смерть жены окончательно подорвала его силы, и он сделался ипохондриком. Весною 1859 г. он простудился и лег в Обуховскую больницу, где и умер 31 июля 1859 г., в нищете и всеми забытый. После него не осталось средств даже на похороны, которые были устроены за свой счет мраморщиком Балушкиным, помогавшим Т. во время его работ для Эрмитажа. На кладбище за его гробом шли только Балушкин и К. A. Ухтомский.

"Северный Цветок", 1859, № 38. - "Русское Слово", 1859, № 10, отдел III, стр. 78-82. - "Архитектурный Вестник", 1860, № 2. - "Энциклопед. словарь" Брокгауза-Ефрона, 1-е изд., т. 32, СПб. 1901, стр. 948, - "Настольный словарь" Ф. Толля, СПб. 1864, т. III, стр. 645. - "Справочный энциклопед. словарь" К. Крайя, т. X, СПб. 1848, стр. 223. - Н. Рамазанов, "А. И. Теребенев", "Современная Летопись", 1866, № 15, стр. 14. - Д. Карейша, "Скульптор А. И. Теребенев", "Одесский Вестник", 1843, № 8, стр. 35-36. - "Иллюстрированная Газета", 1868, т. 21. стр. 166, статья "Кариатиды". - П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Импер. Академии Художеств", СПб. 1870, т. II, стр. 197, 293, 295, 304, 309, 318, 325, 328, 345, 346. - П. и Б. Ламбины, "Русская историческая библиография за 1859 г.", СПб. 1868, стр. 110, № 1996 и 1998; то же за 1860 год, СПб. 1869, стр. 119, № 2030.

{Половцов}

(1812-1859) - скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т., двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Имп. академии худ., где вскоре выказал блестящие успехи в ваянии, занимаясь им под руководством проф. В. Демута-Малиновского. Окончив академический курс в 1835 г. с званием художника XIV кл. и с мал. золот. медалью, полученною за вылепленный по программе барельеф "Иоанн Креститель проповедует в пустыне", оставлен при Академии пенсионером для дальнейшего своего усовершенствования, но отказался от этого звания, так как женитьба на дочери проф. А. Егорова лишила его права быть посланным на казенный счет в Италию. С этого времени он принялся работать исключительно для добывания денег. Первый случай выказать свой талант в значительном труде представился ему при возобновлении Зимнего дворца после пожара. Им исполнены, кроме того, круглые фигуры для фронтона и парадной лестницы здания Опекунского совета и колоссальные атланты и термы из сердобольского гранита, украшающие собою подъезд Имп. Эрмитажа. Эти изваяния так понравились имп. Николаю I, что он наградил за них художника бриллиантовым перстнем (в 1846 г.) и приказал сделать их вторично, для подарка прусскому королю. Они же доставили Т. звание академика, в 1845 г. С 1850 г. он служил при Эрмитаже в качестве помощника 2-го отделения по скульптурной части. К сожалению, легкомысленный образ его жизни нередко мешал ему трудиться усидчиво. Пока у него были заказы, он жил открытым домом, на широкую ногу: званые обеды и веселые ужины следовали один за другим; когда же работы не было, он занимал деньги или распродавал свою роскошную мебель и с получением нового заказа снова обзаводился щегольскою утварью. Но вскоре явились другие талантливые, более аккуратные скульпторы, и блестящая пора деятельности сменилась для Т. лишениями и нуждою. Одержимый "delirium tremens", он нашел свой плачевный конец в спб. Обуховской больнице. Важнейшие произведения Т., сверх вышеупомянутых: бюсты актера В. А. Каратыгина (отлитый из бронзы и поставленный на надгробном памятнике этого артиста на спб. Смоленском кладбище), гр. Д. И. Хвостова, Сленина, художника Василенко, Н. В. Кукольника, имп. Николая I и его супруги (отправленные к вел. княг. Ольге Николаевне) и памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага (в католич. капелле Пажеского корпуса).

{Брокгауз}

Теребенев, Александр Иванович

скульптор академик из воспитанников И. А. Х., 1846 г.; р. 1814 г. 25 янв., † 1859 г. 31 июля.

  • - 1) Воевода московский, который в 1340 году, по приказанию хана, послан был князем Иваном Даниловичем с баскаком Товлубием под Смоленск, но осада не привела ни к каким результатам. "П. С. Р. Л.", IV, 55; V, 222; VII, 206...
  • - летчик-бомбардировщик, младший лейтенант...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - В 1890 окончил ПИГИ со званием гражд. инж. Работал в управлении Моск.-Нижегородской жел. дор., сооружал пристанционные зд., в 1892-95 построил в Н. Новгороде императорский павильон на вокзале...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - скульптор, академик, сын скульптора же и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенева, родился в Петербурге 24 января 1812 г. На 12-м году поступил в академию художеств, где учился сначала в рисовальном классе, но потом...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Им налитографирован погрудной портрет, с подписью: "О. Иакинф Бичурин. - Рис. с натуры и на камне - Владимир Теребенев"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воспитанник И. А. X. с 1764 по 1779 г., живописец...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - рисовальщик, скульптор и гравер, родился в 1780 г., воспитывался в Петербургской академии художеств и шел сначала по классу живописи, но затем занялся скульптурою...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - гравер пунктиром; его работы 19 таблиц к Атласу: "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - портретист и исторический живописец, академик, сын художника, родился в 1795 г. Обучался в академии художеств по классу портретной живописи на казенный счет. Будучи еще учеником академии T. награжден в 1810 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - акварельн. портр. живоп., акад. И. А. X. 1855 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Теребенев - скульптор и рисовальщик, поступил в воспитанники Императорской Академии Художеств и готовился в ней быть живописцем, но вскоре занялся скульптурой...

    Биографический словарь

  • - скульптор, сын скульптора и рисовальщика-карикатуриста Ивана Ивановича Т., двенадцати лет от роду был принят в воспитанники Имп. академии худ., где вскоре выказал блестящие успехи в ваянии, занимаясь им под...
  • - скульптор и рисовальщик, поступил в воспитанники Имп. академии худож. и готовился в ней быть живописцем, но вскоре занялся скульптурою...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Александр Иванович, русский скульптор. Сын И. И. а. Учился в петербургской АХ у В. И. Демут-Малиновского...
  • - русский скульптор. Сын И. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ у В. И. Демут-Малиновского. Представитель позднего классицизма. Работал преимущественно в области монументально-декоративной скульптуры...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский скульптор-монументалист и график. Отец А. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ у М. И. Козловского...

    Большая Советская энциклопедия

"Теребенев, Александр Иванович" в книгах

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

автора

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (род. в 1812 г. – ум. в 1870 г.) Знаменитый русский революционер-демократ, публицист и писатель. Внебрачный сын богатого помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг Александр Герцен родился 25 марта 1812 году в Москве. Мальчик получил фамилию,

ГУЧКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

ГУЧКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (род. в 1862 г. – ум. в 1936 г.) Лидер партии октябристов в России, один из организаторов Февральской революции 1917 г., министр Временного правительства. Родился Александр Иванович Гучков в московской старообрядческой (беспоповского направления)

КОСОРОТОВ Александр Иванович

автора Фокин Павел Евгеньевич

КОСОРОТОВ Александр Иванович псевд. Сторонний;24.2(7.3).1868 – 13(26).4.1912Драматург, прозаик, публицист. Сотрудник журналов «Новое время», «Театр и искусство». Пьесы «Княжна Зоренька (Зеркало)» (1903), «Весенний поток» (1905), «Божий цветник» (1905), «Коринфское чудо» (1906), «Мечта любви» (1912)

КУПРИН Александр Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КУПРИН Александр Иванович 26.8(7.9).1870 – 25.8.1938Прозаик. Публикации в журналах «Русское богатство», «Мир Божий», «Современный мир» и др., газетах «Киевлянин», «Страна», «Жизнь и искусство», «Киевское слово» и др., в сборниках и альманахах «Знание», «Земля», «Зарницы», «Жатва».

ДОГАДОВ Александр Иванович

автора

ДОГАДОВ Александр Иванович (08.08.1888 - 26.10.1937). Член Оргбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) с 02.06.1924 г. по 26.06.1930 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 13.07.1930 г. по 26.01.1932 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1924 - 1930 гг. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1930 - 1934 гг. Кандидат в члены ЦКК РКП(б) в 1921 - 1922 гг. Член

КРИНИЦКИЙ Александр Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КРИНИЦКИЙ Александр Иванович (28.08.1894 - 30.10.1937). Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 10.02.1934 г. по 20.07.1937 г. Член ЦК ВКП(б) в 1934 - 1937 гг. Кандидат в члены ЦК партии в 1924 - 1934 гг. Член КПСС с 1915 г.Родился в г. Твери, в семье мелкого чиновника. Русский. Учился в Московском университете,

ТЕПЛЕНИЧЕВ Александр Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

ТЕПЛЕНИЧЕВ Александр Иванович (03.02.1937). Член Секретариата ЦК КПСС с 13.07.1990 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с 1990 г. Член КПСС с 1964 г.Родился в деревне 2-й Большой Двор Череповецкого района Вологодской области в семье колхозника. Русский. В 1956 г. окончил Моздокский элеваторный

ЧУХАРЕВ Александр Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ЧУХАРЕВ Александр Иванович Александр Иванович Чухарев родился в 1915 году в селе Лемазы Дуванского района Башкирской АССР, в крестьянской семье. Русский. В 1928 году приехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Окончил ФЗУ (ныне ГПТУ-19), стал

Александр Иванович Герцен

Из книги автора

Александр Иванович Герцен Не один Тургенев, находясь в опале, был согрет дружеским участием Щепкина. Подобные вояжи артист совершил и к Герцену, и к Шевченко, но в биографической литературе эти факты либо обходятся молчанием, либо упоминаются вскользь, а то и

КУТЕПОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

автора Ваганов Иван Максимович

КУТЕПОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ С 1942 года и до конца войны А. И. Кутепов служил в разведке. Его ратные подвиги начались в Белоруссии, ходил он за «языками» на Украине и в Молдавии, в Венгрии и Румынии. Истреблял захватчиков в их собственном логове, разоружал дивизии

МИНИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Из книги Солдатская доблесть автора Ваганов Иван Максимович

МИНИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Было это на Курско-Орловской дуге. Взводу автоматчиков, которому придали расчет сержанта Минина, приказали выдвинуться на окраину станции Поныри, овладеть возвышенностью, закрепиться на ней и своим огнем способствовать продвижению батальона.

СПИЦЫН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Из книги Солдатская доблесть автора Ваганов Иван Максимович

СПИЦЫН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Дивизия, в которой воевал Александр Спицын, освободила свыше 40 городов, тысячи сел и рабочих поселков. Более двадцати рек форсировал Спицын, 18 «языков» сдал он в штаб батальона. 12 уничтоженных пулеметов, три дота, десять укрепленных блиндажей на

Башкин Александр Иванович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Башкин Александр Иванович Родился в 1922 году в семье крестьянина деревни Пряхино Веневского района Тульской области. Окончив восемь классов средней школы, работал в Мордвесском отделении Госбанка. В первые дни Великой Отечественной войны пошел на фронт. В боях с

Теребенёв Александр Иванович

БСЭ

Теребенёв Александр Иванович Теребенёв Александр Иванович , русский скульптор. Сын И. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ (1824-36) у В. И. Демут-Малиновского. Представитель позднего классицизма. Работал преимущественно в области

Теребенёв Иван Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Теребенёв Иван Иванович Теребенёв Иван Иванович , русский скульптор-монументалист и график. Отец А. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Работам Т., воплотившим патриотические идеи в характерных для




Top