Значение женских образов в раскрытии характера печорина. Любовь и женщины в жизни Печорина в романе «Герой нашего времени»: отношение Печорина к женщинам

Почему М.Ю. Лермонтов рассказывает о событиях в ро­мане «Герой нашего времени» не в хронологической последо­вательности? Какова должна быть эта последовательность?

М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последователь­ность, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. В повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» он показывает противоречивые поступки героя, непонятные окружающим. Затем проясняются мотивы поступков. Кроме того, в первых четырех повестях пока­зано воздействие среды на формирование Печорина. В «Фатали­сте» ставится проблема противодействия человека судьбе. Хроно­логически повести должны были бы располагаться таким обра­зом: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина.

В чем состоит своеобразие композиции романа М.Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени»?

Своеобразие композиции: цикличность повестей - 5 повестей объединены одним персонажем; нарушение хронологии собы­тий при расположении повестей; наличие разных рассказчиков; перекрестное изображение одних и тех же ситуаций с разных точек зрения; разные формы повествования - рассказ, дневник, разговор; группировка повестей по принципу антитезы - реф­лексирующему эгоисту Печорину («Бэла») противопоставлен душевно добрый Максим Максимыч («Максим Максимыч»), «честным контрабандистам» с их свободой («Тамань») противо­поставлено «водяное общество» с его условностью и интригами («Княжна Мери»).

Какие черты романтизма сохранились в романе М.Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени»?

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова выделя­ются такие черты романтизма: действие происходит в экзотиче­ских условиях - на Кавказе; Печорин является в некотором смысле героем байроническим - загадочен, непонятен, одинок среди окружающих; сюжеты «Бэлы» и «Тамани» близки романтическим сюжетам; трагические развязки повестей «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист».

Какие черты позволяют говорить о романе М.Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени» как о реалистическом произ­ведении?

Роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова присущи следующие черты реализма: широта охвата жизненных событий; изображение социально-сословных противоречий России; типич­ность образа Печорина; отражение идейно-нравственного кризиса молодого поколения в период последекабристской реакции.

В чем состоят «несчастные противоречия» в характере Пе­чорина?

Печорин оказался жертвой и социальной среды, где господ­ствовало лицемерие и фальшь, и собственной неспособности долж­ным образом противостоять этой морали. Он «не угадал этого на­значенья, увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жиз­ни». Он «невольно разыгрывал жалкую роль палача или предателя», презирая мнение света и все же следуя его правилам.

Какую роль играют в романе женские образы?

Каждый женский образ по-своему раскрывает характер Печо­рина. Любовь могла бы стать возможностью сохранить лучшие духовные и душевные качества героя, но его эгоизм делает трагичной судьбу каждой из встреченных им женщин. Погибает Бэла, которая становится жертвой временной прихоти героя; смертельно больна Вера — единственный человек, к которому привязан Пе­чорин; на грани жизни и смерти оказывается Мери, властью над которой Печорин просто наслаждается.

Любовь и женщины в жизни Печорина

Григорий Печорин - молодой и привлекательный офицер. Он вращается в светском обществе Петербурга, покоряя сердца хорошеньких аристократок. Печорин влюбляется сам и бывает любим.

Большинство возлюбленных Печорина - это женщины его круга, светские красавицы. Однако есть одно исключение - черкешенка Бэла. Бэла далеко не светская львица. Напротив, она - настоящая "дикарка", коренная жительница Кавказа.

В романе "Герой нашего времени" описано нескольких любовных историй Печорина. Ниже представлен список любовных отношений Печорина в хронологическом порядке.

Печорин в Петербурге

1. Увлечения ранней молодости в Петербурге

Очевидно, молодость Печорина в Петербурге протекает бурно и насыщено. В тексте упоминается о нескольких женщинах в его ранней молодости:
" ...Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума..."
"...один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались врагами..."
"...я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин..." (Грушницкий о Печорине)

2. Отношения с Верой в Петербурге

За несколько лет до поездки на Кавказ Печорин встречает Веру. Вероятно, их встреча происходит на одном из светских вечеров в Петербурге. Печорин любит Веру, и она отвечает ему взаимностью. Они встречаются тайно, так как Вера замужем. В конце концов эти отношения заканчиваются разрывом.

Печорин на Кавказе

1. "Ундина" в Тамани

По пути на Кавказ Печорин оказывается в Тамани. Здесь он останавливается в доме бедняков, среди которых он замечает загадочную девушку-"ундину". Печорин выясняет, что красавица является контрабандисткой. Тем не менее он отправляется с ней на свидание. Оказавшись вдвоем в лодке с Печориными, девушка пытается его утопить. К счастью, ему удается спастись. В ту же ночь "ундина" покидает дом со своим возлюбленным-контрабандистом. На этом история Печорина и "ундины" заканчивается.
Смотрите: Отношения Печорина и "ундины"

2. Княжна Мери

Приехав в Пятигорск, Печорин знакомится здесь с юной княжной Мери. Печорин решает "волочиться" за Мери, чтобы развеять свою скуку. Княжна Мери в свою очередь всерьез влюбляется в Печорина. В конце концов он признается, что не собирается на ней жениться. На этом их отношения прекращаются.

3. Встречи с Верой на Кавказе

На Кавказе в Пятигорске Печорин снова встречает свою возлюбленную Веру, с которой у него были отношения в Петербурге. В Пятигорске Печорин и Вера снова тайно встречаются. В это же самое время Печорин ухаживает за княжной Мери.

4. Бэла

После знакомства с княжной Мери и дуэли с Грушницким Печорин попадает на службу в крепость N. Здесь на местной свадьбе Печорин встречает молодую черкешенку Бэлу. Печорин влюбляется в нее и крадет ее из дома. 4 месяца Бэла и Печорин живут счастливо, но со временем Печорин остывает к любимой и ему становится скучно. Внезапно Бэлу похищает разбойник Казбич и смертельно ранит ее. Вскоре Бэла умирает.

Сочинение на тему «Печорин и его женщины» 3.67 /5 (73.33%) 3 votes

Сколько посвящено стихов, рассказов, романов, повестей русской женщине! Для нее пишут музыку, во имя нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются на дуэли, сходят с ума, о ней поют, на ней держится земля. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, таким образом, выражали свою жизненную философию. И роль женщины в обществе одна из важнейших. О женских образах 19 столетия принято говорить – «пленительные», и это правда. Ведь женщина – источник радости, силы и вдохновения.
Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. В романе «Герой нашего времени» три образа женщины: Бэла, княжна Мери и Вера.


Бэла – юная черкешенка, о которой читатель узнает из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидел ее на свадьбе, был пленен ее необычной красотой. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены, и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут…У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она по традициям Кавказа.
Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное общество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о Мери Печорин позволяет себе ироничный, даже насмешливый тон в отношении княжны. Мери Лиговская – очень молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, конечно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарса Грушницкого, не понимает игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском.
Мери становится предметом соперничества Грушницкого и Печорина. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру. Конечно, в такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.
Почему Печорину так скучно и одиноко? Печорин – неординарная личность, поэтому он искал особенную женщину, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но такой не было. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это всего лишь больное прошлое Печорина, временный порыв души.
Лермонтов составляет портрет героя из пороков общества. Однако, возможно, что отношения Печорина и Веры – это отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Лермонтова любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой. Благодаря женским образам в романе писателю удалось раскрыть основные черты характера главного героя и придать роману неповторимость, свежесть, четкость восприятия.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

М. Ю. Лермонтов

Белинский назвал "Герой нашего времени" "воплем страданий" и "грустной думой" о 30-х годах XIX века. Эту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Мрачное время порождало мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет его во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

Женские образы в романе оттеняют холодность, противоречивость характера главного героя.

Гордая черноокая красавица , "дочь горных ущелий", горячо и сильно полюбила Печорина. Она молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его подаркам. "Я не раба его", - гордо говорит она. Но, полюбив его, она жертвует всем: родным домом, отцом, честью: "У меня нет родных". Вся ее жизнь сосредоточилась на любви. Ее чуткая, искренняя натура не могла мириться с холодностью Печорина. А он скоро охладел к ней, в сравнении с ее страстной любовью увлечение Печорина оказалось неглубоким и несерьезным. "Любовь дикарки", ее простосердечие и невежество ему так же надоели, как и кокетство знатной барышни: "Я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно".

Тяжело страдает от встречи с Печориным и княжна Мери. Княжна принадлежит к тому же кругу, что и . Она полная противоположность Бэле. Если Бэла скупа в своих высказываниях, то княжна Мери "шутила очень мило, ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен, ее замечания иногда глубоки". Она не глупа, романтически настроена. Ее интересует все загадочное и таинственное. Вначале ее воображение пленил Грушницкий своими мнимыми несчастьями и эффектными фразами. Но она отдает сердце загадочному, разочарованному, дерзкому Печорину. Странность Печорина, непохожесть на окружающих ее поклонников заинтересовывают ее. Его рассказ о себе, о том, как свет его не понял и исковеркал его характер, глубоко трогает ее добрую и доверчивую душу. Она полюбила его, но не поняла его мятежной, противоречивой души. Мери живет законами светского общества, подходит к нему с нравственными мерками воспитавшей ее аристократической среды.

Печорин не может найти забвения в женской любви. "Я все это знаю уже наизусть - вот что скучно!" В то же время душа его хочет любви. Ему свойственны живые порывы сердца, человечность. Острое сострадание вызывает у него оскорбленная его ответом "безмолвно страдающая" Мери. Но тихое семейное счастье не для него. "Нет, я не ужился бы с этой долей", признается он. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: "Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия". Именно так любил Печорин Веру - единственную женщину, к которой он испытывал сильное чувство.

Вера любит беззаветно, самозабвенно, ее любовь не знает границ, она преступает через запреты среды. Ради него она готова на любую жертву. Вера понимает не только достоинства, но и недостатки Печорина. Только такая любовь, беспредельная, покорная, жертвенная, и может раскрыть ожесточенное сердце Печорина. В отношениях с Верой он хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа, - глубоко чувствующим и переживающим человеком.

Холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который смеется над всем на свете, особенно над чувствами, становится искренним, когда дело касается Веры. "Воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей... Она единственная женщина, которую я не в силах обмануть", - признается себе он. Только она своим внезапным и вынужденным отъездом вызывает у него горячие слезы. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть собственного существа. Загнав коня, он прижимается к мокрой траве, рыдает исступленно и беспомощно. Утрата Веры - это, пожалуй, самая большая потеря, но его личность с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, рассудочным эгоистом. Однако под этой маской эгоиста проступает существенная черта "героя нашего времени" - глубина человеческого чувства.

Встречи с Печориным не прошли бесследно. Бэла погибла, но она узнала любовь и счастье, которых в ее жизни могло не оказаться совсем. Княжна Мери испытала страдания, но зато навсегда утратила симпатию к "разочарованным героям" вроде Грушницкого. Но сам Печорин не нашел счастья ни в чем. Ему не хватило "жажды бытия" Лермонтова, способности и желания идти к людям. "Под ношей бытия" охладела и устала его душа, и ему уже не оставалось ничего, кроме надежды: "Авось где-нибудь умру на дороге!"

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Женские образы в романе «Герой нашего времени» и их роль в раскрытии характера Печорина уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери? На первый взгляд это кажется странным. Но присмотримся внимательнее к тому, как Лермонтов изображает княжну Лиговскую, кратко проследим ее взаимоотношения с Печориным. Мери обаятельна. Печорин сразу же выделяет княжну из толпы светских красавиц. "Эта княжна Мери прехорошенькая... У нее такие бархатные глаза... Нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска, они так
    Конфликт Печорина и Грушницкого - один из главных в романе. (Личность Печорина вырисовывается во взаимоотношениях с окружающими, и в частности с Грушницким. Противопоставление Печорина и Грушницкого - это противопоставление истинного и ложного; Грушницкий воплощает мир, против которого восстает Печорин.) Грушницкий - пародия на Печорина. Ум Печорина и ограниченность Грушницкого. (Печорину свойственно анализировать как собственные поступки, так и действия других людей, Грушницкий же не может разобраться в простых ситуациях.) Разочарование в
    На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе, на его пути встречаются четыре женщины: девушка-контрабандистка ("Тамань"), Бэла ("Бэла"), Мери и Вера ("Княжна Мери"). Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для нее характерна причудливая изменчивость настроений, "быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности": "Она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню". Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни,
    История создания романа. (Начало работы - 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. "Бэла" и "Тамань" опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как роман (сборник повестей). Но в 1840 году "Герой нашего времени" увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа - личность и время.) Первый в русской литературе психологический роман.(Последовательность событий, сюжетное повествование специально изменены. Цель автора - раскрыть характер
    Во взаимоотношениях с Грушницким Печорин проявляет такие черты характера, как скучающее пренебрежение и страсть, впрочем, довольно вялую, к психологическим играм. То же можно сказать и о его отношении к княжне Мери, прибавив огромное самолюбие, направляемое произвольно. При этом он не удержался на грани холодного анализа стороннего наблюдателя и сам сильно увлёкся немалой внутренней силой княжны. Можно даже сказать - влюбился. Но как человек, привыкший отдавать себе подробный отчёт во всех движениях
    1. Почему М. Ю. Лермонтов рассказывает о событиях в романе "Герой нашего времени" не в хронологической последовательности? Какова должна быть эта последовательность? М. Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. В повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" он показывает противоречивые поступки героя, непонятные окружающим. Затем проясняются мотивы поступков. Кроме того, в первых четырех повестях показано воздействие среды на формирование Печорина. В "Фаталисте" ставится проблема противодействия человека судьбе. Хронологически повести
    Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение. Итак, Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое

Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
играют женские образы?

«Герой нашего времени» - первый социально-психологический и философский роман девятнадцатого века, который, несомненно, стал началом развития данного жанра в русской литературе. Текст молодого поэта-романтика М.Ю. Лермонтова, написанный в традициях такого литературного течения как реализм, интересен многим фигурой главного героя, Григория Александровича Печорина, характеризующего интересным и нестандартным, циничным и острым взглядом на все его окружающее: людей, эмоции, человеческие чувства и поступки, моральные ценности и ориентиры.
Особенно интересна модель поведения офицера Печорина с женщинами, так образно и ярко запечатленными в данном произведении. И действительно, на страницах романа обнаруживается галерея женских образов, отличающихся разнообразием. Можно предположить, что они помогают дать более четкую характеристику самому Печорину, натуре поистине непонятной и загадочной, чья «история души» не так проста. Данные образы дают возможность рассмотреть Печорина с разных граней, ведь в художественном тексте персонаж раскрывается и за счет взаимодействия с другими действующими лицами.
Во-первых, отношения Печорина с Бэлой дают читателю понять, что Григорий Александрович – человек целеустремленный, стремящийся к достижению установленных высот. Он захотел, чтобы Бэла стала его женой, чтобы она его полюбила, и он сделал все, чтобы воплотить свою мечту в жизнь: похитил её, заточил в своей комнате, одаривал дорогими подарками. Однако он, словно опытный охотник, потерял интерес к цели, как только её достиг (глава «Бэла»).
Во-вторых, отношения Печорина с княжной Мери характеризуют Григория Александровича как эгоиста, реалиста, самовлюбленного охотника «за дичью», желающего, чтобы весь мир кружился вокруг него. Он осознает разумом, что Мери не нужна ему, но все равно стремится обратить её внимание, притянуть её взгляд к себе. Он дышит тем цветком, чтобы «потом выбросить на дорогу»: он насыщает только себя, не давая ничего взамен. Он пользуется ей для удовлетворения собственного самолюбия и гордости, осознавая свое превосходство, он играет бедной девушкой, чтобы отвлечь себя от гнетущей и страшной скуки (глава «Княжна Мери»).
В-третьих, отношения с Верой показывают настоящего Печорина: она приняла его таким, каков он есть: с его пороками, страстями и его мизантропической натурой. И с ней он предельно честен и искренен, Григорий Александрович не может ей лгать. Так читатель понимает, что Печорин все еще способен чувствовать, любить и испытывать хоть какие-то человеческие эмоции, что в нем есть то чуткое сердце, хоть оно и тщательно скрыто под пеленами ненависти и цинизма (глава «Княжна Мери»).
Таким образом, галерея женских образов романа помогает детально рассмотреть характер главного героя, Григория Александровича Печорина, раскрыть его со всех сторон в акте взаимодействия с второстепенными действующими лицами.

Рецензии

Прекрасный анализ женских образов Лермонтова!.. Да, Вера - самый сильный образ, хотя и не лишён изъянов - она его ревнует к Мери, хотя он не ревнует её к мужу..))) Что касается Бэлы (да и Мери тоже), то любовь к ним Печорина - это самые сильные по эмоциях чувства, которые эти девушки когда-нибудь знали!!!
Ведь любовь Героя нашего времени - это утверждение понятия, что любовное чувство - это небесный дар, поэтому не важно, сколько оно длится, важнео лишь то, что оно БЫЛО!!! Некоторые люди и всю жизнь проживут, но ТАКОГО чувства любви не испытают...

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.




Top