Значимость проблемы для развития региональной системы образования. Основные проблемы образования

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская система образования была почти разрушена, но на смену ей не пришло ничего относительного достойного. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и все более усиливающаяся глобализация.

Рассмотрим основные проблемы российского образования.

Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.

Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.

Массовый спрос на высшее образование

Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;

Коррупция

Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;

Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

1. Изменение целей образования.

На протяжении долгих лет основной целью образования было формирование у учащихся прочной и широкой системы знаний и связанных с ними умений и навыков. Теперь наблюдается переход от подобной знаниецентрической ориентации к ориентации на личность ученика. Новой целью становится разностороннее, гармоничное развитие личности, установка на создание условий для самореализации сущностных сил, способностей, дарований человека. Это гуманистическая личностно-ориентированная цель образования. Сегодня необходимо так строить процесс образования, чтобы выпускник школы был, прежде всего, человеком, гуманным и толерантным, способным к самоопределению и ответственному самостоятельному выбору. При этом формирование системы знаний, умений и навыков остается в качестве основы образовательного процесса и одного из средств достижения новой цели. К сожалению, изменение цели образования, продекларированное современными научными исследованиями, не подкрепляется пока образовательными стандартами и программами, поэтому слабо реализуется на практике в современной школе.

2. Расширение содержательной базы образования.

Изменение цели образования в сторону развития гармоничной личности учащихся сопряжено с изменением и расширением содержания образования.

Кроме традиционной системы разнообразный знаний и умений, в содержание образования сегодня включают также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-волевого, ценностного отношения к миру. Основой содержания образования становится вся мировая и отечественная культура: вечные человеческие ценности (жизнь, свобода, здоровье, семья, мир, Отечество, труд и др.), научно-обобщенные, осмысленные знания, знания, отраженные в искусстве и религии, традициях, творческая деятельность. Современное содержание образования должно способствовать формированию в сознании человека целостной единой картины мира, которая складывается из трех основных составляющих: взгляд на мир с позиции науки, с позиции искусства и с позиции религии. Школьное содержание образования включало, обычно, только научный взгляд на мир, позиция искусства включалась в содержание крайне слабо, и совсем не была представлена религиозная составляющая. Учитывая светский характер образования в России, все же необходимо хотя бы знакомить учащихся с разнообразием религий и верований народов Земли, формируя толерантность к людям иной веры, ведь в одном классе сегодня могут учиться вместе православные, баптисты, мусульмане, буддисты и нерелигиозные учащиеся. В то же время овладение единой картиной мира помогает формировать многомерность взглядов и учит делать жизненный выбор, выбор позиции, какой человек будет придерживаться в дальнейшем. В школах Англии в середине ХХ века преподавали и закон Божий, и эволюционную теорию Дарвина. Любой ученик, зная эти две модели возникновения и развития жизни на Земле, имеет возможность в дальнейшем придерживаться того взгляда, который ему ближе, сопоставив параллельные воззрения и будучи осведомленным по нескольким сторонам вопроса.

Изменение и расширение содержания образования ведет за собой проблему разработки новых критериев отбора необходимых сведений, которые должны входить в содержание образования.

3. Изменение сроков начала и продолжительности обучения.

Расширение содержательной базы образования неизменно ведет за собой проблему изменения сроков начала и продолжительности обучения, так как новое широкое содержание попросту не «помещается» в привычные нам 10 лет обучения. Сегодня сроки обучения в начальной школе увеличены с трех до четырех лет, прием в первый класс ведется с шести с половиной лет. Полное среднее образование, таким образом, увеличилось до 11 лет, и обсуждается вариант перехода на двенадцатилетнее образование, что, кстати, совершенно нормально для многих европейских государств-участников Болонской декларации. Болонская декларация была принята в 1999 году. Основными ее положениями являются: поступление в высшие учебные заведения после 12-13 лет общего образования, многоуровневая система высшего образования (бакалавриат, магистратура), разработка и развитие критериев и методологии оценки качества образования на всех уровнях, введение системы зачетных кредитов для дисциплин программ высшего образования. Однако переход России на 12-летнее полное образование сопряжен с рядом трудностей. Общеизвестно, что общее образование в СССР и России отличалось фундаментальностью, по количеству и качеству формируемых знаний отечественное образование до сих пор признается ЮНЕСКО лучшим в мире. Принятие условий Болонского соглашения может привести к утрате традиций фундаментальности нашего образования, что угрожает падением уровня образованности выпускников школ. Кроме того, нельзя упускать из вида тот факт, что выпускник 12-летней школы сразу же попадает под военный призыв и фактически теряет возможность поступления в высшие учебные заведения. А отмена отсрочки призыва для студентов-небюджетников вообще сведет на нет шансы на обучение в вузах для большинства юношей. Поэтому реформа продолжительности среднего образования должна быть согласована с реформированием обязательной воинской службы в вооруженных силах.

4. Переход российского образования на позиции вариативности.

Эта проблема заключается в том, что сегодня существует многообразие типов учебных заведений (школы, гимназии, лицеи), многообразие образовательных траекторий внутри школы (обычные и профильные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов), в школах используются различные программы обучения (традиционные, развивающие). Ученики и их родители сегодня имеют возможность выбора образовательного пути, наиболее подходящего для данного ребенка с учетом его психических и личностных особенностей, его образовательного уровня. Но вариативные образовательные траектории необходимо согласовывать и ограничивать рамками государственных образовательных стандартов, чтобы при необходимости обеспечить ребенку безболезненный переход с одного варианта образования на другой.

5. Ориентация на региональные и этнические особенности в сочетании с введением психолого-педагогической диагностики и активным использованием новых методов в обучении.

Ориентация на национально-региональные особенности может проявляться сегодня в возникновении национальных учебных заведений. В Брянске сейчас работают две национальные школы: еврейская и армянская. Еврейская школа работает в обычном режиме, армянская является школой воскресной. В этих школах дети изучают родной язык, культуру, историю, традиции, творчество своего народа. Возникновение национальных учебных заведений характерно для диаспорических наций, живущих за пределами своей исторической родины. Во многих зарубежных странах, например, открываются русские школы для детей русской эмиграции.

Психолого-педагогическая диагностика помогает своевременно выявлять проблемы обучения и развития школьников, организовывать адаптацию учащихся к новым ступеням обучения (например, в первом, в пятом классе), преодолевать сложные и конфликтные ситуации, возникающие в школе или в семье учащихся.

Новые цели и условия обучения требуют применения учителем новых методов обучения, таких как дискуссия и диспут, ролевые и деловые игры, моделирование, проектирование, аналогия, погружение и др.

6. Модернизация современного образования.

Модернизация образования заложена в «Концепции модернизации Российского образования». Модернизации подлежат все ступени и уровни образования, от дошкольного до высшего профессионального. Основными изменениями в средней школе является введение со второго класса иностранного языка и информатики, увеличение часов на физическую культуру до 3-х часов в неделю, создание профильных классов, начиная с 10-го, введение единого государственного экзамена в тестовой форме.

Решение названных проблем зависит как от ученых-педагогов, так и от чиновников в сфере образования, и от учителей-практиков. Изучение теории обучения дает ориентиры и помогает определять направления работы для более быстрого и качественного решения названных проблем на уровне учебного заведения или органов управления системой образования.

1

В статье рассмотрены актуальные проблемы современного профессионального образования и возможные пути их решения на примере государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России). Затронуты вопросы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения, их мотивации при поступлении и обучении в вузе. Освещены вопросы повышения квалификации специалистов – интернатура и дополнительное профессиональное образование. Рассмотрены проблемы кадрового и материально-технического обеспечения вуза, в том числе отсутствие системы подготовки молодых специалистов как преподавателей. В статье представлены различные формы обучения в ПГФА. Особое внимание уделено связям теории и практики на примере организации обучения на профильных промышленных предприятиях.

электронный ресурс

информационные технологии

дистанционное обучение

проблемы современного образования

1. Анфимова А. Ю. Актуальные проблемы современного профессионального образования // Всеросс. науч. конф. с междунар. уч. «Модернизация системы отечественного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/4858.

2. Арасланова А. А. Регионализация высшего образования в контексте повышения доступности образования и обеспечения равных возможностей // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – № 3. – С. 46-57.

3. Гуляева А. Л. Соответствие качества обучения требованиям работодателей и студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/5_SWMN_2012/Pedagogica/2_100866.doc.htm.

4. Долгова Е. Г. Россия Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/9._EISN_2007/Philosophia/21271.doc.htm.

5. Кылосова И. А. К вопросу создания электронных образовательных ресурсов / И. А. Кылосова, М. В. Чиркова, Е. А. Хволис, С. В. Пучнина // Вестник ПГФА. – Пермь, 2015. – №16. – С. 193-141.

6. Кылосова И. А. К вопросу организации очно-заочной формы обучения в ПГФА / И. А. Кылосова, Е. С. Лиманский, Е. А. Хволис, М. В. Чиркова // Мат. ХI Всеросс. науч.-практ. конф. «Мировая наука и образование: прошлое, настоящее и будущее». – Ростов-на-Дону, 2015. – С 48-52.

7. Мальчик А. Г. Адаптация выпускников учреждения среднего профессионального образования к условиям рынка труда / А. Г. Мальчик, Г. А. Павлючков, Т. С. Панина. – Томск: Изд-во СТТ, 2006. – 144 с.

8. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Изд-во Академия, 2008. – 176 с.

9. Формы обучения в ВУЗе, колледже или техникуме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edugid.ru/forma-obucheniya.

10. Хволис Е.А., Кылосова И.А., Чиркова М.В., Пучнина С.В., Чернопазова И.И. Использование мультимедийных и интернет технологий в подготовке высококвалифицированных фармацевтических кадров // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://www.?id=19072.

Анализ развития профессионального образования показывает, что до 1990-х гг. прошлого века существовала жесткая система профессионального образования, отвечающая социально-экономическому развитию общества и его экономике . Такая система практически исключала инициативу и творческий подход у студентов и преподавателей в плане изменения содержания образовательных программ, а также в организационных формах обучения.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решением которых являются глубокие преобразования самой системы . По нашему мнению, преобразования должны обязательно коснуться как совершенствования существующей образовательной системы, так и формирования новых подходов и условий ее развития на основе прогнозов в соответствии с современным развитием экономики и социальной политики государства.

В статье рассмотрены проблемы профессионального образования в России и возможные пути их решения на примере организации учебного процесса на кафедре промышленной технологии лекарств с курсом биотехнологии государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО ПГФА МЗ РФ).

Огромной проблемой, на наш взгляд, является низкий уровень выпускников школ, что влечет определенные трудности при обучении в вузах. Студентам часто очень сложно бывает на 1, 2 курсах, т.к. система обучения в вузе принципиально отличается от таковой в средних учебных заведениях. В процессе адаптации первокурсников к обучению в вузе обычно выделяются следующие трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями . При этом академическая задолженность накапливается как «снежный ком» и нужно приложить определенные усилия для решения этой проблемы. Одним из путей решения, на наш взгляд, является возвращение к старой (советской) модели образования - возрождению техникумов, которые давали базовое образование. Переход учащихся из школы в вуз стал бы более легким, а вузовская программа опиралась бы на ранее полученные знания и предполагала бы более углублённое изучение предметов.

Кроме вузовской системы образования в СССР была очень сильная система повышения квалификации специалистов. Перевод вузов на бакалавриат превратил их, по сути, в колледжи, что исказило саму сущность требований ко многим специалистам. Переход высшего образования на бакалавриат (на среднее техническое образование) должен базироваться на колледжах, т.к. степень бакалавра получают специалисты средней квалификации. Основу профессиональной среды должны составлять именно технические специалисты, а степень магистра (специалиста с высшим образованием) должен получать ограниченный контингент, в основном выпускники высших учебных заведений .

Выпускники школ стремятся любой ценой поступить в вуз, но по своему интеллектуальному и возрастному уровню иногда просто не готовы к тому, чтобы называться специалистами по окончании учебного заведения. Учебные программы рассчитаны на взрослых, грамотных граждан, отдающих себе отчёт в том, зачем они получают высшее образование, и что ожидают от выбранной профессии, чего хотят достичь в дальнейшем в жизни. К сожалению, большинство студентов не только не понимают - зачем они пришли в вуз, но и не осознают в целом своей будущей роли в обществе. Около 10 % студентов - в основном это молодые люди, уже работающие или работавшие на каких-либо предприятиях - понимают, что и зачем они делают в вузе . Остальные надеются, что диплом поможет найти высокооплачиваемую работу или просто хотят получить «корочку», которая, в их понимании или понимании родителей, поднимет социальный статус молодежи. Довольно часто в такой ситуации прибегают к платному образованию. С одной стороны, в платном образовании нет ничего плохого, так как это дает возможность получить образование многим желающим лицам (даже если они сами не хотят, а родители хотят), с другой стороны не все студенты имеют возможность заплатить за образование (хотя желание учиться огромное).

Другой немаловажной проблемой является халатность преподавателей, которая обязательно влечет за собой такое же отношение к учебе у студентов, что в итоге сказывается на уровне и качестве образования. Можно контролировать так называемые «знания» с помощью тестов, контрольных и курсовых, которые благополучно скачиваются из Интернета, можно пытаться искусственно повысить качественный показатель экзаменов, заставив вызубрить наизусть теоретические определения, но если человек не понимает сути явления, не имеет практических навыков работы, специалистом его вряд ли можно назвать. К сожалению, можно констатировать, что сейчас преподавателями работают люди не по призванию, а по необходимости, зачастую относящиеся к процессу преподавания как к повинности. Студенты, какие бы они ни были, чувствуют отношение преподавателей к ним самим и к предмету, что также негативно сказывается на получении знаний. С развитием новых информационных технологий преподавателю постоянно приходится совершенствоваться и изучать новые технологии и методологии обучения. Однако не все преподаватели стремятся к этому, из-за чего страдает образовательный процесс.

Следующей проблемой является недостаточное привлечение выпускников учебных заведений в науку и преподавание. Выпускники вузов не стремятся остаться в стенах высших учебных заведений. Низкие стипендии не являются стимулом к поступлению в аспирантуру, не говоря уже о низком уровне оплаты труда профессорско-преподавательского состава, по крайней мере, ассистентов и старших преподавателей. Нет системы подготовки молодых преподавателей, все постигается методом проб и ошибок. Отсутствие элементарных навыков преподавания у молодых сотрудников, отсутствие какой-либо системы подготовки перед «выходом» на занятия (курсы по педагогике, риторике, психологии и т.д.) лежат в основе определенных психологических трудностей при работе с аудиторией, что также не способствует повышению качества образования. Возможным решением этой проблемы является организация педагогической практики аспирантов.

Следует отметить недостаточное финансирование учебных заведений, что препятствует их нормальному функционированию. Старая материально-техническая база не позволяет совершенствовать учебный процесс, иногда возникают трудности даже в проведении занятий на должном уровне. Следствием является консервативность образования - не только технологии, но и сам образовательный процесс часто отстает от современности. Преподавание дисциплин не адаптируют к современным условиям жизни, но частично компенсируют за счет первичной специализации и дальнейшего повышения квалификации и курсов переподготовки. Недостаточно развито дистанционное образование, зачастую у вуза нет технической возможности осуществлять этот вид образовательного процесса. Хотя дистанционное обучение позволяет решить проблемы внедрения новых информационных технологий в учебный процесс и осуществить личностно-ориентированный подход к обучению студентов.

Выпускники вузов оказываются мало востребованными, даже при наличии диплома с отличием, потому что работодатель заинтересован принять на работу опытного специалиста. Большое количество студентов находят подработку во время учебы по будущей специальности, но работа в дневное и особенно в ночное время обязательно сказывается на качестве усвоения знаний. Молодым людям бывает просто тяжело физически работать и учиться одновременно. Решением данной проблемы может явиться заочная форма, когда отрыв от основной работы происходит во время сессии, или очно-заочная форма обучения, являющаяся новым и, несомненно, актуальным направлением развития вузов России . Такой вид обучения представляет собой форму подготовки специалистов без отрыва от основной трудовой деятельности. Учебный процесс, по сути, не отличается от очной формы. Студенты также посещают лекции, семинары, мастер-классы, пишут курсовые и контрольные работы, сдают зачеты и экзамены, проходят производственную практику. Очно-заочная форма обучения предполагает достаточно большое количество аудиторных занятий, но меньше, чем очная. Аудиторная работа проводится в виде регулярных лекций и занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время, часто в вечерние часы на протяжении всего учебного года, с последующей сдачей зачетной и экзаменационной сессий. Предполагается, что, регулярно посещая занятия и лекции, студенты смогут благополучно совмещать трудовую деятельность и получение знаний и навыков в рамках программы высшего профессионального образования. Это благоприятно сказывается на качестве образования. Как и в заочной форме обучения, большая часть учебного материала рассчитана на самостоятельное освоение учащимися. Таким образом, студент имеет возможность получать необходимый материал, обсуждать его с преподавателем и использовать в работе. Это сочетание способствует быстрому получению полезного опыта и развитию специалиста.

Также одной из основных проблем является недостаточное количество программ дополнительного профессионального образования. Практика показывает, что этот сегмент на сегодняшний момент развит слабо. Человек не должен стоять на месте, он должен постоянно развиваться, любому специалисту необходимо периодически проходить курсы повышения квалификации, повышая не только свой профессиональный, но и интеллектуальный уровень. В современном мире, где идет постоянное обновление производства, технологий, подходов и т.д., просто необходимо получать новые знания и навыки. Все это говорит об огромной востребованности дополнительного профессионального образования. Важно при этом понимать, что нужен новый подход к образованию, в том числе дополнительному профессиональному, совершенно другое качество разработки образовательных программ, а также нужны современно мыслящие преподаватели, которые должны уметь работать с взрослыми людьми, что еще раз подчеркивает востребованность и актуальность вечернего образования.

Сейчас в России наблюдается тенденция слияния вузов, но, по нашему мнению, она не является гарантией качественного образования. Преподаватели не должны страдать из-за нерадивости студентов. Государственная аккредитация также не даёт ощутимых улучшений. Судить о качестве образования могут только работодатели, нельзя судить о качестве полученных знаний по контрольным, тестам или экзаменам . Поэтому весьма актуальным является привлечение к образовательному процессу руководителей предприятий, заключение договоров с профильными предприятиями не только на период прохождения производственной или учебной практики, а на весь период обучения. Особо следует отметить необходимость мониторинга будущего спроса на кадры. Набор и программы специальностей пересматриваются редко и медленно, они иногда просто не успевают за меняющейся потребностью предприятий, что вызывает необходимость активного развития связей вузов с работодателями.

Приоритетной задачей государственной программы «Стратегия 2020» по развитию химико-фармацевтической промышленности является подготовка специалистов для разработки и производства фармацевтической продукции в соответствии с международными стандартами. В ПГФА обучение студентов проходит по очной, заочной и очно-заочной формам. Для укрепления связей с работодателями в ПГФА лекции и занятия по курсам промышленной технологии и биотехнологии проводят преподаватели, имеющие практический опыт работы на фармацевтических предприятиях. Одним из этапов обучения является учебная практика студентов, носящая ознакомительный характер. Практика организована на базе фармацевтических предприятий г. Перми: филиала ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России г. Пермь, Пермское НПО «Биомед», ЗАО «Медисорб», НПК «Апифитогрупп» и компании «Тенториум-Пермь». В соответствии с программой подготовки специалистов на кафедре проходит обучение провизоров-интернов трех специальностей: «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Управление и экономика фармации». Для фармацевтов и провизоров предусмотрены курсы повышения квалификации и переподготовки. Практически весь учебный процесс интернатуры и дополнительного профессионального образования проводится на базе Пермского НПО «Биомед», что позволяет максимально приблизиться к реальным условиям современного производства и стандартизации препаратов, в ходе которых закрепляются полученные теоретические знания, навыки и умения.

Обучение провизоров-интернов и слушателей факультета дополнительно образования также осуществляется по очной и очно-заочной формам с использованием дистанционных образовательных технологий. В последние годы приоритет отдается дистанционному обучению. Дистанционный способ подачи информации нацелен на оптимизацию учебного процесса и дополняет сложившуюся традиционную методологию преподавания фармацевтических дисциплин. Интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий накладывает определенные требования к современной организации образовательного процесса . Обеспеченность информационными ресурсами является одним из важнейших условий качественного обучения студентов. Применение информационных компьютерных технологий позволяет сформулировать новые умения и навыки у студентов и слушателей, что повышает качество подготовки современных специалистов в области образования за счет подготовки грамотных пользователей компьютерными технологиями, способствует формированию у будущих выпускников современного научного мировоззрения. На современном этапе информационная среда из средства предоставления доступа к необходимой информации превратилась в обязательный компонент инфраструктуры академии.

Для проведения учебного процесса на кафедре промышленной технологии лекарств с курсом биотехнологии ПГФА для студентов факультета заочного обучения разработан электронный учебник по дисциплине промышленная технология лекарств, который включает вопросы производства и оценки качества готовых лекарственных форм, а также общие технологические вопросы. Кроме того, разработан и зарегистрирован в ОФЭРНиО электронный ресурс «Курс лекций по промышленной технологии лекарств». При разработке комплекта учебно-методических материалов использовалась методология проектирования сайтов. Выполнение контрольных работ по дисциплине предполагает использование дистанционных образовательных ресурсов .

Любая форма обучения включает, кроме самостоятельной, аудиторную работу, в которой немаловажное значение имеет яркость, наглядность и образность подачи материала. До 80 % информации об окружающем мире человек получает через зрение. На кафедре промышленной технологии лекарств с курсом биотехнологии лекции для студентов факультета очного и заочного обучения, интернов и слушателей ФДПО читаются с использованием мультимедийных установок. Ряд лекций и занятий сопровождается видеофрагментами по определенной тематике. Видеосопровождение дисциплины способствует развитию предметно-образного мышления, позволяет показать в записи производственные процессы, повысить информационную емкость лекции, сократить сроки освоения новых знаний, сделать процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным . За счет применения технических средств и оформления визуального материала мультимедийная форма позволяет усвоить больший объем информации по сравнению с традиционными методиками преподавания из-за вовлечения как зрительной, так и слуховой составляющих. Следует отметить, что использование мультимедийных технологий позволяет подготовить выпускников не только как высококвалифицированных специалистов, но и как разносторонне развитую личность.

Таким образом, в ПГФА реализуется новый подход к профессиональному образованию. Созданы условия развития и становления личности профессионала в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями. При подготовке современных, мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов учитываются потребности работодателей в профессиональных кадрах. Можно с уверенностью сказать, что в ПГФА внедрен принцип развития свободы в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.

Библиографическая ссылка

Кылосова И.А., Орлова Е.В., Хволис Е.А., Чиркова М.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://?id=24161 (дата обращения: 08.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Основные проблемы образования

3.3 Проблемы исходящие от учителя

Но в образовании проблемы исходят не только от среды, порой учителю проблемы создает сам учитель. Эти проблемы можно разделить на несколько групп.

Проблемы бытовые - Проблемы вызванные условиями быта учителя. Перенагрузка, плохи условия жизни, семейные проблемы, недостаток материальных возможностей. Многие учителя в 90-х годах остро столкнулись с этими проблемами. Невыплата зарплат - было нормальным явлением. Это аукалось ученикам в виде плохого качества подачи материала, порой учителя банально теряли мотивацию к обр. деятельности и бросали их работу.

Проблемы субъектное-объективные - проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.

Проблемы субъективные - вызванные качествами самого педагога. Например неразвитость каких-либо личных качеств. Или профессиональные деформации.

Пример: Педагог имеет очень сильные знания по своему предмету. Блещет эрудицией и в принципе гениален, но вот незадача он абсолютный ноль в общение с людьми. Не имеет коммуникабельности. Очень частое явление в современных школах. Педагоги зацикленные на своем предмете. Им абсолютно плевать на учеников. Порой попадаются кадры, которые получают психологическое удовлетворение от более высокого уровня знаний, нежели их ученики. Вот такие проблемы явно субъективны и их нужно лечить.

4. Исследование (социологический опрос преподавателей)

В процессе проведения исследования я решил использовать короткий социологические опрос, с развернутыми ответами опрашиваемых, среди учителей начальных классов. Аудитория исследований разнообразна по уровню опыта и возрасту.

Вопросы:

Каковы основные проблемы образования?

Какие проблемы вы ощущаете на себе?

Каковы возможные решения этих проблем?

Анализ.

Вопрос 1.

4 человека отметили, что основные проблемы главные проблемы образования - это плохое обеспечение и недостаток качественных молодых специалистов.

1 человек ответил, что основной проблемой является - отсутствие мотивации к развитию и некачественная программа обучения.

Вопрос 2.

2 человека ответили, что ощущают явные проблемы с жильем и материальным обеспечением, хотя добавили, что ситуация начинает улучшаться.

3 человека ответили, что ощущают плохо составленную программу обучения и чрезмерная бюрократизация.

Вопрос 3.

3 ответили, что необходима кардинальная реформа с привлечением практикующих педагогов

2 человека отметили, что необходимо улучшить существующую систему.

Вывод исследования:

Согласно результатам исследования становится ясно, что большинство педагогов недовольны существующей образовательной системой и отмечают, что необходимы изменения, другие считают, что изменения не нужны, нужно лишь улучшить существующую систему.

5. Заключение

В ходе реферата мы рассмотрели проблемы и причины возникновения отдельных видов проблем встающих на пути и педагога, так же мы попытались классифицировать их используя данные полученные в живом общении с практикующими педагогами.

Размещено на Allbest.ru

Аннотация. В статье рассматривается перспектива систематизации новых методов обучения, поиска научно-педагогическими коллективами новых путей решения задач, поставленных требованиями времени. Отмечено, что необходимо обеспечение интеграции науки и практики, внедрение инновационных образовательных технологий на всех уровнях системы образования; развитие материально-технической, информационной и научно-методической базы учреждений образования; оптимизация сети учебных заведений регионов на основе мониторинговых исследований, перспектив его социально-экономического развития.
Ключевые слова: образование, научно-педагогические коллективы, интеграция науки и практики.

Нет в мире человека, которому было бы незнакомо слово «образование». Получение качественного образования - это успешная, достойная жизнь завтра не только самих детей, и общества в целом. Успехи обучения и воспитания в современном мире всецело зависят от умения педагогов использовать в практической деятельности передовые педагогические идеи, технологии, достижения современной педагогической науки. В современных условиях информационная среда образования на всех этапах развивается в условиях единых стандартов. Однако современная система образования переживает свои трудности.

Мы живем в век свершений, новых открытий, информационных технологий. Время идет вперед, и современный этап развития образования требует новых методов обучения, нестандартных форм воспитания, индивидуального подхода к каждому студенту. Это побуждает научно-педагогические коллективы искать новые пути решения поставленных задач, так как именно образование является фундаментом развития и становления личности, фундаментом, который завтра обеспечит студенту стабильную жизнь. Остается актуальной известная фраза философа Сенеки: «Мы учимся не для школы, а для жизни».

Сегодня перед научно-педагогическими работниками стоит ответственная и непростая задача — воспитать гражданина, способного нести добро людям, работать на благо своей страны. Они должны не только улучшить качество образования, но и поднять его на новый уровень, привести в соответствие со стандартами, предъявляемыми современной жизнью. Вся деятельность учреждений образования должна быть направлена на повышение эффективности обучения, помощи студентам в овладении навыками, позволяющими адаптироваться к требованиям жизни в современном обществе, решать жизненные проблемы, развивать способности к принятию самостоятельных решений.

Старая система разрушается, на смену приходят новые информационные тенденции. Порой внедрение новшества происходит на сырую почву, или инновации не адаптированы под региональный менталитет. Таким образом мы выделили «репертуар» проблемных мест и определили их более чем достаточное количество. Предлагаем намеченные в первом приближении подходы к их решению.

Первое - необходимо учить студентов добывать информацию не только из гаджетов, но и понимать возможности в применении новой научной литературы, пособий, статей и участия в конференциях для своего роста.

Второе - в погоне за инновациями мы забываем, что, воспитывая учёного-теоретика, создается огромная нехватка узких специалистов-практиков. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить получение знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, молодые специалисты сталкиваются с проблемой адаптации и применения своих знаний в практической деятельности.

Третье - это, конечно, недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвертое - это практическое отсутствие связи между этапами образования. Сильное отличие требований, которые предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Вследствие чего за первый год обучения в вузах процент отчислений самый высокий.

Пятое -- снижение престижа инженерных направлений ведет к переизбытку специалистов гуманитарного, юридического и других так называемых «престижных» специальностей.

В настоящее время система образования ориентирована на поиск иных путей, инновационного развития современного образования. Именно поэтому сейчас актуальным видится именно понимание проблем современного образования, чтобы пути их решения были бы толчком развития и движения в сторону вечно нового. Но для этого необходимо объективно смотреть в сегодняшний день, на состояние проблем в современном обществе, в современной цивилизации. Реализация грандиозных задач требует совместных решений и действий. Необходимо обеспечение интеграции науки и практики, внедрение инновационных образовательных технологий на всех уровнях системы образования; развитие материально-технической, информационной и научно-методической базы учреждений образования; оптимизация сети учебных заведений регионов на основе мониторинговых исследований, перспектив его социально-экономического развития.

Список использованных источников:

  1. Верескун В.Д. История инженерного образования в России [Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»]: учебное пособие - М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012.— 227 c.
  2. Громцев С.А. Педагогические проблемы системы подготовки специалистов с высшим образованием в Российской Федерации [Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»]: монография - Саратов: Вузовское образование, 2014.— 65 c.
  3. Сборник магистерских программ «Социальная психология и педагогика», «Технологии здоровьесбережения в образовании»[Электронный ресурс] — М. : Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011.- 247с



Top