Знакомство с мамонтом в музее на большой никитской. История На фасаде здания зоологического музея

Музеями) находится в самом центре Москвы. Его адрес ул. Большая Никитская, д. 6, на пересечении с Никитским переулком. Добраться сюда с учетом вечных московских пробок лучше всего на метро, от станций Охотный ряд или Библиотека имени В.И.Ленина идти минут пять, не больше.

Музей расположился в историческом здании, которое было построено специально для него в 1902 году. В 70-80-х годах прошлого столетия здание реконструировали (внешнего вида это не коснулось), залы стали просторнее, увеличилась площадь музея.

Изначально Зоологический музей формировался как Естественнонаучный кабинет при Московском Государственном Университете. Затем из него выделилась зоологическая часть, которая на тот момент и составила основную коллекцию музея, которая постоянно пополнялась и пополняется до сих пор. На сегодняшний день она насчитывает 4,5 млн. экспонатов.

Весь музей условно разделен на три большие составляющие, которым соответствуют отдельные залы музея. В так называемом Нижнем зале сосредоточено большинство животных – от одноклеточных инфузорий до пресмыкающихся. В Верхнем зале можно увидеть птиц и млекопитающих. Также на втором этаже находится Костный зал, название которого говорит само за себя.

Перед посещением лучше выбрать себе какую-то определенную цель – например, сегодня вы осмотрите морских обитателей, в следующий раз млекопитающих, в третий – насекомых. К тому же цена билета достаточно демократичная и располагает к многократным визитам. Еще лучше – заказать экскурсию. Зоологический музей предлагает более 30 различных тематический экскурсий; выбор зависит только от того, кто вам больше нравится – звери и птицы, к примеру, или пресмыкающиеся. Правда, экскурсоводы здесь попадаются разные: бывает так, что заслушаешься, но встречаются и довольно-таки унылые, от рассказа которых хочется зевать. Тематическая экскурсия для группы школьников стоит 1500 рублей, столько же будет стоить индивидуальная экскурсия. Для группы взрослых стоимость экскурсии составит 2500 руб.

Конечно, если вы уже вышли из детского возраста и не являетесь фанатом Discovery и Animal Planet, то подумайте, прежде чем сюда ходить, музей может разочаровать – кроме собственно чучел животных и их скелетов, засушенных насекомых, останков моллюсков тут ничего нет. Дети, как правило, пребывают в восторге от музея. Еще бы, ведь тут им можно показать и панду с детенышем, и семейство белых медведей, и лошадь Пржевальского, и ярких бабочек, и огромных жуков. Дети обычно пристают с вопросом: «А они настоящие?» Да, тут все самое настоящее. Нельзя не отметить высокое мастерство художников-таксидермистов (это такие люди, которые изготавливают чучела животных). В голове не укладывается, каким образом тушку мертвого животного можно превратить во вполне себе живенького зверька с блестящими глазками. Смотришь на волка – как будто он сейчас на тебя набросится.

Связанная с обилием чучел особенность музея – устойчивый запах нафталина, как из бабушкиного сундука. Коробочки с нафталином (а может быть это еще какой-то химикат, но пахнет именно как нафталин) стоят рядом с каждым чучелом. Все чучела, кстати, под стеклом, поэтому фотографировать их не очень удобно из-за бликов.

Вообще в целом Зоологический музей МГУ оставляет какое-то странное впечатление. Такая академическая атмосфера мало где осталась в Москве, разве что в Ленинской библиотеке, да и то там нынче все электронное, а тут кажется, что попал в 80-е годы прошлого века. Единственное, что напоминает о настоящем – всюду торговые лотки со всякой сувенирной всячиной на зоологическую тему.

В заключение хотелось бы сказать, что в Зоологическом музее на Большой Никитской незаслуженно мало посетителей. А ведь музеев сугубо познавательного, а не развлекательного характера становится все меньше. Зоологическйи музей - один из них, при чем он входит в десятку самых крупных музеев мира в своей тематике и является вторым по величине зоологическим музеем России после Петербургского.

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012

История музея.

Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова ведет свою родословную от Кабинета натуральной истории, основанного при Московском императорском университете в 1791 г. Первоначально Кабинет пополнялся в основном за счет частных пожертвований: среди наиболее значимых - собрание Семятического кабинета натуральной истории и Музей П.Г. Демидова.

Почти все музейные собрания университета погибли в Московском пожаре 1812 г; сохранилась лишь небольшая часть кораллов и раковин моллюсков. В 20-е г. из восстановленного Кабинета было выделено зоологическое собрание, которое составило основу одноименного музея, размещенного в новом аудиторном университетском корпусе (бывший дом Пашкова). Принцип организации был систематическим, долженствующий иллюстрировать естественную систему животных. В 1822 г. была опубликована первая опись коллекций музея, включавших более 1 тыс. экземпляров позвоночных и около 20 тыс. экземпляров беспозвоночных животных.

С 1804 по 1832 гг. музей возглавлял выдающийся ученый-зоолог Г.И. Фишер - ученик К. Линнея, автор первых научных трудов по фауне России. В 1832 г. он разработал проект организации Отечественного музея естественной истории в Москве по образцу классических национальных музеев Франции, Англии и Германии. Однако этот проект не был принят (музея такого типа в России нет и до сих пор).

В 1837-1858 гг музей возглавлял К.Ф. Рулье - основатель российской школы экологов. Главное внимание он уделял изучению отечественной фауны, придавал большое значение сбору серийных материалов, причем не только по современным, но и по ископаемым животным. Благодаря следованию такой концепции к концу 50-х гг. в музее было накоплено уже более 65 тыс. экз.

Большую роль в развитии Зоологического музея сыграл проф. А.П. Богданов, руководивший им с 1863 по 1896 гг. В этот период фонды были разделены на экспозиционные, учебные и научные, начата систематическая учетная работа с ними. В 1866 г. музей был открыт как публичный, к концу столетия его экспозицию посещали до 8000 человек в год.

В 1898-1901 гг специально для Зоологического музея, который возглавил проф. А.А.Тихомиров, по проекту акад. Быховского было возведено здание на углу Большой Никитской ул. и Долгоруковского (Никитского) пер., сохранившееся без конструкционных изменений по сей день. В 1911 г. в Верхнем зале была открыта для посещения новая систематическая экспозиция.

В 20-е гг., в здании были размещены рабочие помещения Научно-исследовательского ин-та зоологии, Плавморнина, с 1930 г. - службы и подразделения вновь организованного Биологического факультета Московского университета, в структуру которого был введен сам музей. В эти годы (с 1904 по 1930) музей возглавлял проф. Г.А.Кожевников. При нем в стенах музее сформировались ученые-зоологи, труды которых впоследствие получили всемирное признание: специалисты по беспозвоночным животным акад. Л.А.Зенкевич, проф. Боруцкий; энтомологи проф. Б.Б.Роддендорф, проф. Е.С.Смирнов; ихтиолог акад. Л.С.Берг; орнитологи проф. Г.П.Дементьев, проф. Н.А.Бобринской, проф. Н.А.Гладков; териологи проф. С.И.Огнев, проф. В.Г.Гептнер. В 1931 г. Зоологический музей был передан в ведение Музейного отдела Наркомпроса (до 1939 г.) и получил название "Центральный государственный зоологический музей". Объем научных фондов кначалу 40-г. достиг 1,2 млн. экз.

В июле 1941 г. все залы музея были закрыты. Часть научных коллекций была эвакуирована в Ашхабад, остальные были размещены в Нижнем зале. В марте 1942 г. были открыты для посещения оба зала второго этажа, в 1945 г. - также нижний. Эвакуированные фонды были возвращены в 1943 г. В 50-е гг. основным событием стало освобождение здания музея от служб Биологического ф-та в связи с его переездом в новое здание МГУ на Ленинских горах, что позволило существенно улучшить размещение научных коллекций.

В 70-80-х гг. (директор О.Л.Россолимо) музей претерпел полную реконструкцию. За счет освобождения "крыльев" здания, занятых под жилые помещения, была увеличена площадь фондохранилищ, разгружены экспозиционные залы.

Научная часть музея.

Научная часть музея в настоящее время включает 7 секторов: зоологии беспозвоночных животных, энтомологии, ихтиологии, герпетологии, орнитологии, териологии, эволюционной морфологии. Численность научных штатов - 26 чел. Среди них - ведущие в мире специалисты по систематике отдельных таксонов безраковинных и раковинных моллюсков, ракообразных, клещей, жесткокрылых и двукрылых насекомых, бычковых рыб, пустынных грызунов. Основное направление исследований - анализ структуры таксономического разнообразия, включая систематику, филогенетику, фаунистику. Ведутся разработки в области теоретической таксономии. Ежегодно издаются труды музея под общим названием "Исследования по фауне" (вышло 34 тома), публикуются научные монографии (за последние годы не менее 20, среди них фундаментальная сводка "Млекопитающие Евразии"), каталоги коллекций (в первую очередь типовых, также Демидовской коллекции моллюсков), методические пособия по их хранению. При поддержке музея издаются 4 научных журнала в области зоологии.

Фонды музея.

По объему фондов Зоологический музей МГУ входит в число первых десяти крупнейших музеев мира по данному профилю, занимает второе место в России (после Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге). Его научные фонды в настоящее время включают более 4,5 млн. единиц хранения. Ежегодный прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хр, причем значительный вклад вносят отраслевые институты Российской Академии Наук Проблем эволюции и экологии, Океанологии, Географии и др. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн., из них жуков - свыше 1 млн.); весьма значительны собрания по млекопитающим (200 тыс.), птицам (140 тыс.). Из регионов наиболее полно представлена Палеарктика.

Особое научное значение имеет коллекция типовых экземпляров (около 7 тыс. ед.хр.), документирующих открытия новых для науки таксонов животных - видов и подвидов, которых на основе коллекций музея за всю его историю описано более 5 тысяч.

Большую историческую ценность имеют: коллекция раковин моллюсков, принадлежавшая П.Г. Демидову, с которой начался Кабинет естественной истории; собрание насекомых Г. Фишера, послужившее основой для написания им знаменитой "Энтомографии"; немногочисленные экспонаты птиц и млекопитающих, во времена Г. Фишера и К. Рулье демонстрировавшиеся на занятиях со студентами и публичных лекциях (например, череп горной гориллы, имеющий инвентарный No 1); сборы Н.А. Северцова и А.П. Федченко второй половины прошлого столетия, организовавших первые систематические исследования горных территорий Средней Азии.

Среди более поздних поступлений большое значение для исследований по систематике имеют: всемирно известные коллекции жуков В.И. Мочульского и бабочек А.В. Цветаева; коллекция наземных и морских беспозвоночных, собранная Семпером в конце прошлого столетия на Филиппинах и до недавнего времени считавшаяся утраченной; сборы млекопитающих и птиц из Перуанской Амазонии, Вьетнама, Монголии; оологическая коллекция птиц Палеарктики.

Библиотека.

Научная библиотека музея насчитывает около 200 тыс. ед.хр. преимущественно специализированных изданий по зоологии. Среди особо ценных - прижизненные издания конца XVIII - начала XIX вв К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Г. Фишера. Достопримечательность библиотеки - книги и оттиски из личных собраний ученых-зоологов С.И. Огнева, Н.И. Плавильщикова, Г.П. Дементьева и др.

Экспозиция.

В современной экспозиции выставлено около 7,5 тыс. экспонатов. Общий принцип ее построения сохранен прежним: два зала отведены под систематическую часть, один эволюционно-морфологический. В Нижнем зале размещены беспозвоночные, рыбы, амфибии и рептилии. В Верхнем зале птицы и млекопитающие. Ключевая концепция систематической экспозиции - демонстрация таксономического разнообразия животных мировой фауны. Задача эволюционной экспозиции - демонстрация действия основных законов и правил макро- эволюционных преобразований морфологических структур.

В экспозиции выставлены преимущественно представители массовых видов. Наряду с этим, имеются и уникальные объекты: например, полный скелет стеллеровой коровы, чучело странствующего голубя (оба эти вида были истреблены человеком 200 лет назад). Среди экспонатов, особо привлекающих посетителей, можно отметить два чучела большой панды - одного из редчайших животных, коллекции очень ярких и крупных тропических бабочек и жуков; наконец, изготовленные около 100 лет назад ажурные скелеты позвоночных животных.

Основу экспозиции составляют натурные объекты: чучела и скелеты наземных позвоночных животных, фиксированные в спирте тотальные экземпляры рыб, амфибий и водных беспозвоночных, высушенные и расправленные насекомые. Также используются элементы ландшафтного принципа: некоторые объекты смонтированы на имитациях естественного субстрата. Натурные объекты сопровождаются схемами и текстами, несущими информацию о таксономическом положении, распространении, особенностях биологии и морфологии, принципах действия отдельных морфологических структур.

Многим чучелам и препаратам - десятки лет. Они изготовлены такими выдающимися мастерами-таксидермистами, как Ф.Лоренц, позднее - В. Федулов, Н. Назьмов, В. Радин.

В музее имеется художественный фонд, включающий более 400 рисунков и картин выдающихся отечественных художников-анималистов: В.А. Ватагина, А.Н. Комарова,Н.Н. Кондакова, Г.Е. Никольского и др. Часть картин выставлена в постоянной экспозиции.

Работа с посетителями. Музей - детям.

Научно-просветительная работа на базе экспозиции ведется силами экскурсионно-экспозиционного отдела с 10 сотрудниками. Ежегодно экспозицию музея посещают 190-200 тыс. человек, организуется около 1700 экскурсий по 15-18 темам.

На базе лекционного зала действует образовательный центр "Планетариум". Лекции разрабатываются и читаются учеными специалистами в соответствующих областях знания. Их тематика охватывает биологию, историю, искусство, архитектуру.

При музее работает зоологический кружок для старших классов. Проводятся занятия на базе фондовых коллекций музея, лекции по эволюции и биологии животных, выезды на природу.

Музей открыт ежедневно кроме понедельников с 10 до 18 час.

Адрес: 103009 Москва К-9, ул. Большая Никитская, д. 6.
Контактный телефон: 203-89-23.

А вы знаете, что в Москве есть дом, на котором "наше всё" - Пушкин, Гоголь и Толстой - изображены в двусмысленном и...м-м-м... фривольном окружении? Этот дом знают многие, кто ходит Арбатскими переулками, но мало кто вглядывается в разрушающиеся барельефы. Не вглядывалась и я, пока не узнала любопытные подробности.
Дом 4/5 в Плотниковом переулке был построен для домовладельца Г.Е.Бройдо по проекту архитектора Н.И. Жерихова, в 1907 году. Автором скульптур предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн.
Согласно одной из версий, скульптору был заказан фриз "Парнас" для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии из 50 фигур, среди которых были писатели, художники и ученые из разных стран. Они направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Среди них были и русские писатели, изображенные в античных одеждах, в объятиях муз (к примеру, на верхнем фото - по-видимому, Пушкин и осуждающе глядящий на него Гоголь). Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал ее излишне фривольной, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.
Согласно другой версии, до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения.
Достоверным фактом является то, что сегодня барельефы находятся в ужасном состоянии, постепенно разрушаются, и на некоторые фигуры так грустно смотреть, что фото я не стала размещать.
Так что давайте посмотрим, пока еще есть что. А заодно - еще одно не совсем обычное здание напротив "дома с барельефами" и несколько атмосферных осенних фото из Гагаринского переулка.

Ах, эти Арбатские переулки... На подходе к дому в Плотниковом

Общий вид со стороны Плотникова переулка

Общий вид фигур со стороны Малого Могильцевского переулка

Обычный дом, над Львом Толстым (кстати, считается, что это его первое прижизненное скульптурное изображение) - обычный балкон.

Лев Толстой обнимается с Пушкиным

Фигуры повторяются, вот еще один Гоголь

Кто там справа от Толстого??

Копия композиции с верхнего фото - но уже на другой стене здания

А на другой стороне Плотникова переулка - вот такой очаровательный особнячок (это его сторона, обращенная в Глазовский переулок). Я думала, что это хорошо отреставрированный модерн, а оказалось, что дата постройки - второе десятилетие XXI века. Это пятиквартирный клубный дом ПлотникоFF, строительство которого завершено недавно. Что ж, мне кажется, стилизация неплохая...

И просто несколько осенних фото из Гагаринского переулка. Успела заснять последние хорошие дни...

Государственный Зоологический музей МГУ на Большой Никитской является самым большим выставочным центром в столице.

В нем есть возможность оценить, насколько разнообразен мир животных — даже на барельефах,что на фасаде изображения животных, да и логотип музея — зверек выхухоль. Это удивительное здание, полное самых удивительных образцов представителей фауны нашей планеты. Каково оказаться в подобно месте — даже не описать… Лучше увидеть собственными глазами.

Здание расположено в центре города. С официальной информацией можно ознакомиться на сайте музея .

Вконтакте

История возникновения

Его основали в 1791 г. Сначала при столичном университете был небольшой кабинет, где изучалась натуральная история. Фактически небольшую выставку здесь образовали еще треть века спустя, и она носила название «кабинет минералогии».

Но, когда среди выставочных экземпляров представили биологические, то из них создали кабинет натуральной истории. Заведующим кафедрой был Иван Андреевич Сибирский.

Важно знать : большую лепту в формирование экспонатов внес П.Г. Демидов, который в начале 19 века передал центру великолепные экспонаты и библиотеку.

Первая опись уже нового имущества датируется 1806-1807 гг. Но, пожар в 1812 г. нанес комплексу большой вред, его имущество было почти уничтожено.

Активным восстановлением занялся Г.И.Фишер, он привлек большое количество коллекционеров и естествоиспытателей, и спустя некоторое время фонд насчитывал шесть тысяч экспонатов. А через шесть лет имущество центра увеличилось вдвое.

К началу 30-х гг. 19 века коллекционный объем состоял из 25 тысяч предметов. Здание на улице Большая Никитская построили в начале 20-го века. Проект для него разработал К.М. Быковский. А к 30-м гг. прошлого века заведение перевели в состав Биологического факультета МГУ.

Экспозиции

Выставка в данном случае представляет без малого десять тысяч экземпляров. Ее начинают одноклеточные организмы, показанные посредством искусственного моделирования, и завершают большие рептилии и зубры.

Главная выставка дает возможность ознакомиться с животными со всего мира и выстраивается по классовому способу (начинается от простейших, и постепенно переходит к отряду позвоночных животных).

В нижнем зале, расположенном на 1-м этаже, представлено большое разнообразие мира животных. Посетители могут здесь увидеть и одноклеточный организм, и большую рептилию.

Количество экспонатов такое огромное, что можно несколько дней потратить на изучение. 2-ой этаж занят верхним залом, который полностью «заселили» птицы и млекопитающие. Есть здесь и Костный зал. Выставка в данном случае предоставляет устройство животных изнутри. Посетители здесь могут увидеть:

  • скелет мамонта;
  • муляж носорога;
  • муляж слона;
  • муляж бегемота;
  • чучело крокодила и удава.

Для посетителей, желающих больше узнать о животных, сотрудниками заведения организованы лекции. Их проводят, принимая во внимание детские возрастные особенности.

По выходным увлекательные лекции для детей и родителей читает «Биолекторий». В вестибюле и выставочных помещениях размещены картины известных мастеров-анималистов. Здесь есть работы:

  • В.А. Ватагина;
  • Н.Н. Кондакова и др.

Что интересного следует знать о зоомузее:

  • Символом музея является русская выхухоль, занесенная в Красную Книгу России. Она изображена на эмблеме;
  • В отделе энтомологии собрана коллекция из 4 миллионов экземпляров насекомых;

  • Кроме лекционных бесед, сотрудники заведения проводят интерактивные занятия для деток разных возрастных групп и организовывают детские праздники по случаю дня рождения;
  • Каждую субботу и воскресенье «Биолекторий» проводит лекции для родителей с детками от пяти лет. Особенности и секреты биологии здесь преподносят в легкой, непринужденной форме;
  • В музее работает «Научный террариум», который знакомит посетителей с особенностями жизни рептилий. Режим работы «Научного террариума» — с 11.00 до 17.00 часов по выходным дням. На его посещение понадобится отдельный билет. В стоимость такого билета включено не только захватывающее повествование, но и возможность взять в руки редких животных;

Интересный факт : в конце прошлого столетия за заведением закрепили название Научно-исследовательский зоологический музей МГУ имени Ломоносова. После многочисленных смен статуса, это название действует и сейчас.

  • Для учащихся в старших классах и студентам организовали кружек юннатов, он работает по авторской разработке научного сотрудника Е. Дунаева.

Адрес

Выставочный комплекс расположен по адресу: г. Москва, улица Большая Никитская, дом 6. Найти его несложно. Он размещен непосредственно в центре столицы.

Трудно ли добраться на общественном транспорте? Совсем нет — доехав на метро до «Библиотеки им. Ленина» или «Охотного ряда», нужно направиться к дому №6 на улице Большая Никитская (это бывшая ул. Герцена). Искомое место располагается недалеко, к нему добираются меньше, чем за десять минут.

Режим работы

Начиная с 10 часов утра и до 17 часов вечера — открыт для посетителей. Только по понедельникам - выходные дни. Также нерабочим является последний вторник месяца.

Стоимость билетов

Для взрослых посетителей цена билета составляет 200 руб. Для детей школьного возраста, студентов и пенсионеров действует льготная цена, это 50 рублей.

Детки до семилетнего возраста имеют возможность посещать экспозиции без билетов. Также эта разрешено лицам, принадлежащим к льготным категориям.

Если приехать всей семьёй или группой, то можно заказать экскурсию. На группу из 7-ми человек это будет стоить 1500 рублей.

Если вы приедете без группы, но хотите попросить сопровождение экскурсовода, то достаточно приобрести билет за 250 руб. для взрослого и 100 руб. для ребенка и присоединиться к любой большой экскурсионной группе.

Отзывы посетителей

О том, что это место действительно очень интересное, свидетельствуют многочисленные положительные отзывы посетителей. Вот некоторые из них:

  • «В Москве живу почти 50 лет, но зоомузей посетил впервые. И был приятно удивлен. Все оказалось очень познавательным. Рекомендую посетить, это не будет напрасно потраченное время» Александр, 48 лет, г. Москва;
  • «На выставку пошла по совету знакомых, и совсем не пожалела об этом. Экспозиция оказалась просто уникальной. Разрешили сделать бесплатные фото» Анастасия, 45 лет, г. Реутов;

  • «Привела в Зоологический дочку семи лет. Чтобы экскурсия была более интересной, взяли гида. Ребенок получил массу впечатлений, особенно впечатлила выставка скелетов животных» Лидия, 36 лет, г. Балашиха;
  • «Приехали знакомиться с зоологией с тремя своими детьми (9, 7 и 5 лет), автомобиль оставили на парковке. Заведение порадовало отличными экспонатами и чистотою. Вся семья получила громадное удовольствие, детки были в восторге от морской звезды, от волчицы с волчатами, от белочки и большой морской черепахи» Евгений и Светлана, г. Егорьевск, Московская область;
  • «В зоомузее находится экспозиция морских моллюсков, а мой сын очень ими увлекается. Ради этой экспозиции можно сказать мы и приехали. Тут же на месте заинтересовались другими экспонатами и приятно провели время. Вся информация оказалась познавательной и интересной. Здесь очень воспитанный и вежливый персонал. Оказывается по воскресеньям здесь проводят специальные занятия для школьников, надо обязательно посетить эти лекции» Ангелина, 36 лет, г. Москва.

Какие экскурсии проходят в Зоологическом музее, смотрите в следующем видео.




Top