Золотарева министерство образования и науки рф. До конца года еще один директор департамента минобрнауки покинет здание на тверской

Наталия Золотарева окончила с отличием Воронежский политехнический институт по специальности "автоматика и управление в технических системах" и с 1993 по 1999 год была преподавателем Воронежского монтажного техникума.

В 1999 - 2004 годах Наталия Михайловна занимала должности преподавателя, старшего преподавателя Воронежского государственного университета, а также по совместительству - преподавателя Воронежского энергетического техникума. В 2000 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему "Информационная подготовка специалиста на основе моделирования ситуаций профессиональной деятельности (на примере среднего профессионального образования)".

С 2005 по 2009 год Наталия Золотарева была доцентом Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета), а затем, по 2012 год, возглавляла отдел и управление НИТУ "МИСиС".

В июле 2012 года, с приходом Дмитрия Ливанова в Минобрнауки РФ, Наталия Золотарева была назначена на должность директора департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования министерства. Она является кандидатом педагогических наук, доцентом, а 27 января 2014 года указом президента ей был присвоен классный чин действительного государственного советника Российской Федерации 3 класса.

Наталия Золотарева - официальный делегат от Российской Федерации в WorldSkills International. Отметим, что в период ее руководства департаментом Россия стала активным участником этой международной некоммерческой ассоциации, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. В частности, в 2012 году РФ вошла в состав WorldSkills International, а первый Всероссийский конкурс рабочих профессий WorldSkills Russia состоялся весной 2013 года в Тольятти. В 2014 году был создан союз "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия", призванный сформировать систему профессионального образования в соответствии со стандартами WSI для обеспечения экономики высококвалифицированными рабочими кадрами. В августе прошлого года, Россия выиграла право на проведение чемпионата мира WorldSkills 2019 в Казани, обойдя таких конкурентов, как Бельгия и Франция. При этом сборная России также показывает успехи на международных чемпионах WorldSkills. В частности, по итогам чемпионата мира в Бразилии, участники нашей национальной сборной стали обладателями шести престижных медалей "За высшее мастерство" Medallion of Excellence, завоевав для России 14 место в общем зачете, обойдя США, Канаду, Швецию, Италию, Бельгию, Данию и многие другие страны. В этом году сборная России заняла первое место в общем зачете на чемпионате EuroSkills 2016 в шведском Гётеборге.

По неподтвержденным данным, после ухода из Минобрнауки России Наталия Золотарева возглавит одно из федеральных агентств.

​Как известно, СМИ склонны держать в фокусе исключительно рейтинговые темы. Скажем, в официальном твиттере Минобрнауки было сказано, что интервью Ольги Васильевой «Независимой газете» будет посвящено ключевым кадровым решениям в ведомстве.

Однако материал в газете вышел с заголовком, затрагивающим намерение министра вернуться к лучшим традициям советской школы. Надо ли говорить, что практически все публикации «по мотивам» этого интервью начинаются с того, что министр образования собирается развернуть общий курс в сторону пугающего многих «совка»?

Экспертам ЦЭРС, напротив, интереснее природа управленческих решений нового министра, в том числе основные принципы кадровой политики, которых придерживается Ольга Васильева.

«Правильная» команда

С приходом в августе 2016 года нового министра в Минобрнауки началась кадровая чехарда. Почти сразу же покинули кресла замминистра Александр Климов, курировавший вопросы высшего образования и подготовки рабочих кадров, заместитель министра Екатерина Толстикова, глава департамента информационной политики Анна Усачёва, Александр Страдзе, возглавлявший департамент госполитики в сфере воспитания детей и молодёжи, Александр Харченко, руководивший департаментом имущества, глава управделами Владимир Голубовский.

При этом утверждать, что Ольга Васильева методично избавляется от команды своего предшественника Дмитрия Ливанова , было бы, пожалуй, неправильно. Судите сами: не так давно (мы писали об этом – profiok.com ) достоянием прессы стало письмо замминистра Екатерины Толстиковой тогдашнему министру Ливанову, где на восемнадцати страницах рассказывалось, как она в течение года не могла заставить своего подчинённого Александра Харченко выполнять свои распоряжения и даже решения правительства. Зачем новому министру такие коллеги? Ольга Васильева уволила обоих (разумеется, аргументов у неё было намного больше, чем у нас – profiok.com ).

Чуть позже Минобрнауки покинули замминистра Александр Повалко и первый замминистра Наталья Третьяк, глава департамента стратегии, анализа и прогноза Григорий Андрущак, Сергей Салихов, возглавлявший Департамент науки и технологий, а также трое его замов. 30 декабря уволилась Наталья Золотарёва, курировавшая подготовку рабочих кадров и ДПО.

Чуть ранее пришлось покинуть кресло замминистра Алексею Лопатину, назначенному на эту должность самой Васильевой. Дело в том, что в октябре 2016 года он был избран академиком РАН по направлению «общая биология». Как известно, глава государства Владимир Путин не одобряет совмещения чиновниками основной деятельности с серьёзной научной работой.

В программе «Пресс-конференция» («Россия 1», 10.06.2016 ) Ольга Васильева пояснила, что она, как и её предшественники, хотела бы собрать вокруг себя людей, с которыми можно было бы «правильно и интересно» работать. Это значит, что ничего экстраординарного не происходит. «Фактически есть два пути формирования команды на новом месте работы. Можно прийти полностью со своей командой либо присмотреться к тем, кто есть, и затем в случае необходимости начать производить замены», – рассказала она в интервью «Независимой газете». Как мы видим, была сделана попытка присмотреться. Взрослые и профессиональные люди вполне могут за несколько месяцев понять, могут они сработаться или нет. И если ясно, что не смогут, дальнейшее их пребывание в одной команде работе только вредит.

«Замечу, что никто мной не был уволен «жёстким» способом. Люди уходили со своих должностей постепенно, и эти кадровые перестановки не мешали нормальной работе министерства», – пояснила Ольга Васильева.

Добавим, что о полной «чистке рядов» речь не идёт. Так, должности заместителей министра сохранили Вениамин Каганов и Людмила Огородова . «Я считаю, большая удача – иметь таких специалистов», – говорит Ольга Васильева.

Ставка на молодых и «естественная замена»
«Я всегда возлагаю большие надежды на нашу молодёжь. С пиететом отношусь к профессионалам зрелого возраста, но обязательно даю шансы попробовать себя молодым специалистам», – рассказала Ольга Васильева «Независимой газете». Она пояснила, что пришла в Минобрнауки с «несколькими молодыми сотрудниками», которых знала по предыдущей работе. Кроме того, на часть позиций Васильева назначила сотрудников департаментов, знакомых с работой «изнутри».

Так, должность и.о. директора департамента науки и технологий занял Сергей Матвеев – по словам Васильевой, «один из самых талантливых работающих замов». Бывшим заместителям глав департаментов, получившим повышение, сейчас около 40 лет (директору департамента финансов Андрею Зарубину 32 года – profiok.com ). Ольга Васильева считает, что людям имеющим детей школьного или студенческого возраста, темы развития школ и университетов будут особенно интересны. 36-летний директор Департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодёжи Игорь Михеев пришёл в Минобрнауки из администрации президента. Но ранее, в 2012-2013 годах, он работал в этом департаменте в должности замначальника отдела. Ольга Васильева считает, что люди, которые прошли путь от обычного служащего до руководителя подразделения, знакомы со всеми тонкостями работы и хорошо в ней разбираются. Поэтому подобные кадровые перестановки министр называет «естественной заменой» и считает, что они очень укрепляют «среднее звено».

Взвешенность решений

На сегодня заняты далеко не все позиции в «управленческой верхушке» Минобрнауки. Однако с выбором кандидатов Васильева не спешит, очевидно, предпочитая правильный выбор оперативному «латанию дыр».

После ухода Лопатина вопрос о заместителе министра, который курировал бы вопросы развития науки и технологий, решается очень долго. Ольга Васильева сообщила, что кандидатура определена, и эту должность скоро займёт «очень уважаемый человек, учёный и исследователь», который укрепит команду и поможет упрочить отношения ведомства с РАН. Кстати, заметим, что Ольга Васильева опровергла назойливые слухи о грядущем разделении Минобрнауки на два ведомства: министерство науки и министерство образования.

По-прежнему остаются незанятыми должности статс-секретаря и заместителя министра, который стал бы заниматься средним образованием. Васильева рассказала, что с кандидатурой на этот пост определиться довольно сложно: нужен опыт работы в школе, и в органах власти, да и просто жизненный опыт. На сегодня есть три кандидатуры, и окончательный выбор ещё не сделан.

По всей видимости, никаких спонтанных, эмоциональных, непродуманных решений от Ольги Васильевой ждать не стоит. «Ничего случайного в руководстве не бывает», – говорит министр.

Системный подход

«Никогда ни в чём не должно быть хаоса, понимаете? – объяснила свою позицию Ольга Васильева в интервью РЕН ТВ. – Должна быть чёткая упорядоченность всего. Всего и во всём».

Этого принципа Ольга Васильева придерживается и в кадровой, и в организационной политике. Например, она переподчинила себе департаменты, работа которых связана с контрольно-ревизионной деятельностью, кадрами, управлением делами, информационной политикой и так далее. До реорганизации эти функции, по словам Васильевой, были «разбросаны по нескольким департаментам», которые к тому же были разобщены даже территориально – располагались в разных зданиях.

По мнению Васильевой, прежде чем переходить к тактическим шагам, необходимо определиться с целями. «Без целеполагания и смысла того, что ты делаешь, делать вообще ничего нельзя», – уверена министр. Похоже, именно этими соображениями было назначение Сергея Богданова на должность и.о. ректора Санкт-Петербургского РГПУ имени А.И. Герцена. «У него имеется чёткая и, что не менее важно, работающая концепция развития университета. Надеюсь, ему многое удастся осуществить» – комментирует Ольга Васильева.

Дипломатия

Отвечая на вопрос о кадровых решениях, Ольга Васильева цитирует Грибоедова: «Ах! Злые языки страшнее пистолета». Даже с теми, с кем совместная работа, как выяснилось, невозможна, Васильева стремится расстаться по-хорошему.

Вряд ли кто-то из чиновников может быть рад собственному увольнению, и наверняка происходящее на все лады обсуждалось в кулуарах. Но надо отдать должное Ольге Васильевой: никаких публичных скандалов за чередой отставок не последовало. «Моя работа в качестве первого заместителя министра образования была исключительно важным и интересным вызовом, надеюсь, мне удалось быть полезной на этом ответственном посту. Теперь настало время применить силы, опыт и знания на новом поприще», – написала Наталья Третьяк в Facebook. – Желаю больших успехов в работе Ольге Юрьевне Васильевой и коллегам, которые остаются работать на благо идеи просвещения, воспитания и образования и посвящают свою деятельность Министерству образования и науки Российской Федерации».

Не было и никаких комментариев об отставках со стороны самой Ольги Васильевой. Никаких оценок профессиональных и человеческих качеств уволенных чиновников, только заверения в том, что работа министерства продолжается в штатном порядке.

Очень осторожно Ольга Васильева даёт оценку деятельности скандального «Диссернета». Точнее, совсем не даёт оценки: говорит, что не очень близко знакома с деятельностью этой организации, и замечает, что научная экспертиза должна быть полностью лишена политических и экономических интересов и проводиться в правовом поле.

1 Золотарева Н.М., директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Московская область, Домодедово 15 сентября 2015 г. О ЗАДАЧАХ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СПО В УЧЕБНОМ ГОДУ


Образовательные организации, реализующие программы СПО Тыс. единиц 2 общий контингент обучающихся 2,9 % сокращение сети организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, по срав нению с 2014 годом 2,8 млн. человек 2015 г. Контингент обучающихся (в том числе 0,5 млн. человек в вузах) Характеристика системы среднего профессионального образования (далее - СПО) В 40 % ПОО обучается 14,25 тыс. чел. из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличение количества обучающихся данной категории по срав нению с предыдущим учебным годом 6%6% Млн. рублей Консолидированный бюджет системы СПО Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения Тыс. рублей


3 Прием в разрезе источников финансирования Прием в разрезе уров ней образования выпускников школ Прием в разрезе источников бюджетного финансирования 78 субъектов Российской Федерации увеличили объемы КЦП в 2015 году 7 субъектов Российской Федерации уменьшили объемы КЦП в 2015 году КЦП 2015 года по программам СПО КЦП 2014 года по программам СПО % СПО: характеристика приемной кампании 2015 года Тыс. человек 729,3 тыс. человек прогнозный прием в 2015 году


П/п Наименование субъекта Российской Федерации п/п Наименование субъекта Российской Федерации 1Амурская область 14 Республика Дагестан 2Астраханская область 15 Республика Ингушетия 3Белгородская область 16 Республика Крым 4Брянская область 17 Республика Мордовия 5Воронежская область 18 Республика Северная Осетия - Алания 6 г. Москва 19 Республика Татарстан 7Кемеровская область 20 Республика Тыва 8Красноярский край 21 Саратовская область 9Нижегородская область 22 Свердловская область 10Новосибирская область 23 Ставропольский край 11Омская область 24 Удмуртская Республика 12Приморский край 25 Челябинская область 13Республика Бурятия 26 Ямало-Ненецкий автономный округ 4 СПО: мониторинг результатов приемной кампании 2015 года по состоянию на 01 сентября 2015 года 59 субъектов Российской Федерации представили информацию Ситуация с мониторингом результатов приема 2015 года в субъектах Российской Федерации из них 10 субъектов Российской Федерации представили некорректную информацию Перечень субъектов Российской Федерации, не представивших информацию о мониторинге результатов приема


5 Тенденции формирования объемов и структуры КЦП по программам СПО в образовательных организациях высшего образования 2016 год 2017 год 2018 год НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ КЦП Сохранение в прежнем объеме КЦП по специальностям: - входящим в Госплан подготовки кадров для ОПК; - определенным Стратегией развития отрасли информационных технологий Сохранение подготовки: - только по крайне необходимым, обоснованным потребностью субъектов РФ, специальностям, в том числе для наукоемких и высокотехнологичных производств - по узкопрофильным уникальным специальностям (например, УГС Изобразительное и прикладные виды искусств) Тыс. мест Перспектива формирования КЦП


2,1% 15,3%19,5%36,0% 15,5% 11,6% Доля обучающихся от общего количества обучающихся в системе СПО 586 ПОО 1037 ПОО659 ПОО 173 ПОО 690 ПОО 75 ПОО Смоленская область СПО: оптимизация сети ПОО 1321 тыс. чел. – контингент обучающихся, приведенный к очной форме обучения в 3,3 тыс. ПОО, из них: 63,1% обучающихся в 938 ПОО, имеющих контингент более 500 человек; 36,9% обучающихся в 3025 ПОО, имеющих контингент менее 500 человек Приведенный контингент 410 чел. (2015 г.) 1000 чел. (оптимальный показатель) Средняя численность обучающихся ПОО Российской Федерации


Минфин России Органы исполнительной власти субъектов РФ Минэкономразвития России ТПП РФ 7 Основ ные направления совершенствования системы среднего профессионального образования СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (одобрена Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июля 2013 г. ПК-5 в н) СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (одобрена Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июля 2013 г. ПК-5 в н) КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ГОДЫ (утвержден респоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. 349-р) КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ГОДЫ (утвержден респоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. 349-р) I. Обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики II. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования III. Мониторинг качества подготовки кадров


Доля ПОО, в которых осуществляется подготовка кадров по наиболее востребованным и перспектив ным профессиям и специальностям СПО Доля субъектов Российской Федерации, чьи команды участвуют в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе национальном чемпионате WSR Количество руководителей и педагогических работников ПОО, прошедших дополнительное профессиональное образование по вопросам подготовки кадров по наиболее востребованным и перспектив ным профессиям и специальностям СПО Доля студентов ПОО, обучающихся по наиболее востребованным и перспектив ным профессиям и специальностям СПО, участвующих в региональных чемпионатах профмастерства WSR, региональных этапах всероссийских олимпиад профмастерства, отраслевых чемпионатах Доля выпускников ПОО, завершивших обучение по наиболее востребованным и перспектив ным профессиям и специальностям СПО, получивших сертификат в независимых центрах оценки и сертификации квалификаций или получивших «медаль профессионализма» в соответствии со стандартами WorldSkills 2015 г г. Целевые индикаторы и показатели реализации Комплекса мер, направленных на совершенствование системы СПО, на гг. Нет данных 50% 70% 90% 50% 10% 40% 0% Нет данных


9 Список перспектив ных профессий и специальностей, требующих СПО, востребованных на рынке труда, с выделением 50 наиболее востребованных (Минтруд России, октябрь 2015 года) 2015 г. 1 Компетенции WorldSkills Russia Перспектив ные профессии СПО (АСИ, Сколково, эксперты) Предложения субъектов РФ с учетом направлений модернизации и технологического развития (респ. Правительства РФ от 5 мая 2014 г. 755-р) Предложения РСПП и объединений работодателей Перечень профессий по которым проводится эксперимент по дуальному обучению (АСИ, Минобрнауки России) Перечень из 50 наиболее востребованных и перспектив ных профессий и специальностей СПО 2 Минтруд России Минобрнауки России 3 Субъекты Российской Федерации учебный год не менее чем в 20 % профессиональных образовательных организациях должна осуществляться подготовка по данным профессиям и специальностям Издание норматив ного акта, определяющего перечень профессий и специальностей из списка ТОП-50, по которым будет осуществляться подготовка в региональной системе СПО 2016 г. Формирование перечня 50 наиболее востребованных и перспектив ных профессий и специальностей СПО


Мониторинг экономики образования: взгляд работодателей Важность работы по профессиональной ориентации молодежи За последние 5 лет число компаний, нанимавших выпускников, уменьшилось В 2014 году 25% компаний принимали выпускников СПО Снижение компетентности педагогических работников, незнание ими современных производств/технологий Отсутствие базовых практических навыков у студентов У выпускников СПО уровень профессиональных знаний оценивается на 3,7 баллов, интерес учиться новому - на 4 балла 2% участвовали в наблюдательных советах, коллегиальных органах ПОО 3% участвовали в финансировании инфраструктуры ПОО 4% вели преподавание в ПОО Преимущественно принимали участие в организации производственных практик и в ярмарках вакансий В 2014 году 36% предприятий сотрудничали с ПОО 36% – реализация производственных практики студентов 32% – обучение сотрудников в МЦПК 10% – участие в организации «прикладного бакалавриата» 13% – организация стажировок преподавателей Наиболее интересные для предприятий направления сотрудничества Условие дальнейшего развития: получения бизнесом налоговых льгот, другой господдержки!


44 из 85 субъектов Российской Федерации участвуют в движении 2015 год WS COMPETITION 2019 KAZAN Мировое первенство 2019 г. в России Развитие движения WorldSkills в Российской Федерации 6 медалей «За высшее мастерство» Участие национальной сборной России: 32 конкурсанта и 39 экспертов из 16 субъектов Российской Федерации 30 компетенций из 50; 14 -е место из субъектов Российской Федерации являются ассоциированными членами Союза «Ворлдскиллс Россия»


Каменщики Столяры Автомеханики Электрики Сварщики Трактористы Штукатуры Воспитатели Парикмахеры Повара-кондитеры РАЗРЫВЫ Логика оценки результатов обучения: Наличие или качество? Профессиональная и социально- психологическая адаптация По окончании обучения или во время учебы? Потребность в ресурсах: МТБ, ИКТ, кадры Планировать или довольствоваться имеющимся? РЕШЕНИЯ Внедрение подходов СМК - качество процесса - качество результата - верификация Использование новых подходов к формированию и оценке результатов обучения Важно не просто освоить, а ЧТО, КАК и НАСКОЛЬКО Конкретизация требований: - по уров ням квалификации - по уров ню оснащения МТБ - по уров ню подготовки педагогических кадров РЕЗУЛЬТАТЫ 10 ПООП, коррелированных с WSR и ПС Алгоритм разработки образовательных программ СПО в контексте регламентов WSR и ПС Переходные таблицы по уров ням квалификации ЕТКС – ПС - WSR Комплекс УМ материалов: ~ 120 примерных программ УД и ПМ ~ 100 УМ пособий и МР по выполнению ЛР/ПР, организации СР студентов и пр. > 50 демонстрационных презентаций лекционных курсов Министерство образования Московской области Профессиональные образовательные организации Московской области, Свердловской области Развитие региональных систем профессионального образования и базовых учреждений СПО Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом международных стандартов Разработка образовательных программ СПО по выбранным профессиям WSR требования к подготовке содержание ОП поиск и подбор способов ее освоения формирование результатов обучения Цели проекта ожидаемые результаты способ их формирования и становления содержание ОП Доступность – РЕЕСТР ПООП Объектив ность – оценочные материалы Бизнес- ориентирован- ность – участие работодателей, ПС Профес- сиональная мобильность – учет WSI/WSR Проект ГИНФО о разработке примерных образовательных программ СПО Участники проекта 50 демонстрационных презентаций лекционных курсов Министерство образования Московской области Профессиональные образовательные организации Московской области, Свердловской области Развитие региональных систем профессионального образования и базовых учреждений СПО Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом международных стандартов Разработка образовательных программ СПО по выбранным профессиям WSR требования к подготовке содержание ОП поиск и подбор способов ее освоения формирование результатов обучения Цели проекта ожидаемые результаты способ их формирования и становления содержание ОП Доступность – РЕЕСТР ПООП Объектив ность – оценочные материалы Бизнес- ориентирован- ность – участие работодателей, ПС Профес- сиональная мобильность – учет WSI/WSR Проект ГИНФО о разработке примерных образовательных программ СПО Участники проекта">


13 Концепция кадрового обеспечения системы СПО на период до 2020 года ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ: обеспечение системы среднего профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами! Основ ные направления модернизации системы кадрового обеспечения ПРИВЛЕЧЕНИЕ (работников реального сектора экономики, выпускников образовательных организаций ВО, ПОО, работников вузов) УДЕРЖАНИЕ КАДРОВ (социальные льготы, «эффектив ный контракт», формирование экспертного сообщества) ПОДГОТОВКА (разработка, апробация и в недрение: ФГОС и ОПОП высшего образования («прикладной» бакалавриат (по отраслям), магистратура (профессионально- педагогическая, методика и управление)) ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ОЦЕНКА И ПРИЗНАНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Характеристика педагогических работников 158 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональных образовательных организациях Наличие педагогического образования Средний возраст педагогических работников 45 лет


Август СентябрьОктябрь Ноябрь Этапы реализации Концепции кадрового обеспечения системы СПО на период до 2020 года гг гг. Реализация пилотных проектов в 3-5 субъектах Российской Федерации: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии Разработка предложений по масштабированию результатов, достигнутых при реализации пилотных проектов, на другие субъекты Российской Федерации Создание в субъектах Российской Федерации инфраструктуры для подготовки и переподготовки педагогических работников СПО Подготовка и переподготовка работников базовых организаций в субъектах Российской Федерации, обеспечивающих подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров для региональных систем профессионального образования Внедрение новых моделей подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров СПО во всех субъектах Российской Федерации План мероприятий на 2015 год Разработка Концепции кадрового обеспечения системы СПО Разработка «Дорожной карты» Разработка Плана мероприятий Концепции Обсуждение и доработка плана мероприятий Концепции Утверждение Плана мероприятий Концепции


Региональных программы развития образования 45 Подмероприятие ФЦПРО 3.2. «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования, с учетом опыта их реализации» годы Распределение субъектов РФ, реализующих программы Распределение программ по приоритетным отраслям экономики Средства региональных бюджетов Средства федерального бюджета млн. руб млн. руб. Финансирование проекта в 2015 году Региональные программы развития профессионального образования 15


16 Российская Федерация 332 МЦПК создано на 1 июля 2015 года 12 п/п Виды программ Количество обученных уч.год (факт) уч.год (план) 1 Программы дополнительного профессионального образования Программы переподготовки рабочих и служащих Программы повышения квалификации рабочих и служащих Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих Программы профессиональных и иных практико-ориентированных модулей в составе основ ных программ среднего профессионального образования ВСЕГО Доля обучающихся в МЦПК (УЦПК) по заявкам работодателей в общем количестве обучающихся по программам, реализуемым МЦПК (УЦПК) Доля обучающихся в МЦПК (УЦПК) по заявкам центров занятости населения в общем количестве обучающихся МЦПК (УЦПК) Многофункциональные центры прикладных квалификаций 1


Поручение Президента Российской Федерации от Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, на годы 17 КАЧЕСТВО ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО Результаты участия в чемпионатах профмастерства, национальном чемпионате WSR Результаты государственной итоговой аттестации на основе стандартов WSI (демонстрационный экзамен) Результаты участия в процедуре независимой оценки квалификаций ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО Трудоустройство выпускников образовательных программ СПО ПОКАЗАТЕЛИ Мониторинг качества подготовки кадров ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА Данные Сompetition Information system Реестр НОК


Мониторинг занятости выпускников по программам среднего профессионального образования: ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ Пилотный проект Всероссийский проект Процедура мониторинга занятости* Охват Цели пилотного проекта Планируемые результаты *В соответствии с успешным опытом проекта оценки трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования (2015 г.) – Формирование перечня востребованных профессий, стандартов профессиональной подготовки и квалификации Мониторинг региональных программ развития профобразования Прогнозирование востребованных профессий Формирование и согласование объёма и профиля приёма Распределение КЦП с учётом занятости выпускников и эффектив ности ОО СПО Оптимизация образовательной сети, территориальное планирование Организации СПО Заполнение шаблона сведениями о выпускниках (ФИО, дата рождения и др.) Субъект РФ Сбор с ОО СПО заполненных шаблонов и загрузка их в ФРДО Рособрнадзор Формирование и отправка запроса в Пенсионный фонд России Пенсионный фонд России Определение наличия СНИЛС и формирование статистики Республика Башкортостан Тамбовская область Тульский государственный университет – Более организаций, обучающих по программам СПО (в том числе 400 вузов) Около выпускников по программам СПО ежегодно (2013 и 2014 годы) Формирование системы мониторинга занятости выпускников Апробация модели мониторинга занятости выпускников Определение организационных и технологических требований к реализации всероссийского проекта мониторинга занятости выпускников Развитие системы СПО Мониторинг занятости выпускников СПО Созданы и апробированы организационные и технологические возможности для проведения ежегодного мониторинга занятости Получены достоверные сведения о занятости и заработной плате выпускников образовательных организаций СПО (в обобщённом виде) Проведена аналитическая обработка полученных результатов мониторинга занятости выпускников Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. 349-р

Фото пресс-службы WorldSkills Russia

В системе среднего профессионального образования грядут изменения. На вопросы обозревателя «НГ» Натальи САВИЦКОЙ , связанные с грядущими преобразованиями, отвечает директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ Наталья ЗОЛОТАРЕВА .

Наталья Михайловна, в течение многих лет министерство занимается реабилитацией системы среднего профессионального образования. Сегодня спасти СПО пытаются с помощью международного соревнования высококвалифицированных рабочих – WorldSkills. Два года назад Россия вступила в это движение. Что это дает?

– WorldSkills – это мощное международное движение, современный инструмент развития сферы рабочих профессий и профориентации, который сегодня используется уже в 80 странах мира. Центральным событием является международный чемпионат профессионального мастерства. Он проходит раз в два года, и национальные сборные публично доказывают свое профессиональное мастерство и соревнуются в абсолютно равных условиях.

По форме это такой демонстрационный экзамен, где сразу видно, кто как работает, какая у него техника, какая скорость, какая организация труда. Итоги чемпионата позволяют сравнить, как подготовлены студенты из разных стран мира. В 2013 году по общему зачету наша национальная сборная заняла 41-е место (из 50), а в 2015-м уже переместилась на 14-е место и стала обладательницей шести медалей за высшее мастерство.

Еще один важный момент – подготовка кадров. Участвуя в качестве экспертов, наши преподаватели, мастера производственного обучения становятся носителями новейших технологий, современных требований мастерства по конкретной профессии. И возвращаясь к себе в регион, они становятся источниками этих знаний.

Еще это привязка к определенному типу оборудования, ввозимому из-за рубежа?

– Грамотный специалист гибко адаптируется к любому оборудованию. Например, на чемпионате HiTech, что только что прошел в Екатеринбурге (он проводится для молодых рабочих высокотехнологичных предприятий), конкурсант из Тайваня впервые работал на станке с панелью Siemens и тем не менее выполнил свою работу на высочайшем уровне. У наших же конкурсантов все еще присутствует сильная привязка к конкретному оборудованию. Но это вопрос к методистам – как нужно учить, чтобы была гибкость в адаптации к различным типам оборудования, потому что оно постоянно совершенствуется.

Россия действительно сильно отстает по профессиональной подготовке рабочих специальностей?

– Наша национальная сборная в этому году выступила уже хорошо. Но при проведении соревнований в регионах в этом году введена система электронного судейства. Это позволило собрать единую базу результатов соревнований, сопоставимую с международным уровнем. И, к сожалению, по ряду профессий отставание сохраняется. А по некоторым разрыв бросается в глаза. И здесь замыкается порочный круг: если молодого человека учат по старым методикам, он выходит из стен училища и становится невостребованным. Эти ребята, конечно, не останутся без работы, но их подготовка влияет на качество нашей с вами жизни, на нашу безопасность и качество технологических процессов. А конкурс задает единую рамку требований к сварщику, плиточнику, каменщику, электрику, бармену, парикмахеру и т.д.

Вот эти бесконечные списки востребованных профессий – тоже оттуда?

– Министерство труда составило список из 50 наиболее востребованных и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. И теперь перед системой СПО стоит задача вывести подготовку по этим профессиям на международный уровень. Кстати, многие из тех профессий, которые представлены в этом списке, также представлены и в конкурсе WorldSkills. Министерство образования сейчас организует разработку новых образовательных стандартов по этим профессиям, а также планирует начиная со следующего года создать шесть межрегиональных центров компетенции, которые станут базой для отработки самых современных образовательных технологий по этим профессиям и потом масштабного тиражирования полученных практик, методических материалов в колледжи других регионов. Также в этих центрах будут созданы площадки для тренировки национальной сборной к следующим чемпионатам. И один из важных ориентиров для нашей сборной – это международный чемпионат профессионального мастерства 2019 года, который пройдет в Казани.

Какие страны являются лидерами подготовки квалифицированных рабочих кадров?

– По результатам международного чемпионата, который прошел в Бразилии в этом году, сегодня в общекомандном зачете лидируют азиатские страны: Корея, Китай, Япония. Мы уже начали изучать их опыт подготовки, а также договорились о сотрудничестве по обмену экспертами по конкретным профессиям, стажировкам и пр.

Как изменится система подготовки кадров на местах?

– Если говорить про изменения, которые связаны с подготовкой по наиболее востребованным профессиям и специальностям СПО, то нам видится, что в каждом регионе должны быть определены ведущие колледжи, перед которыми будут поставлены задачи вывести подготовку на уровень международных требований. Соответственно это предполагает и усиление квалификации руководителей и преподавателей, модернизацию оборудования.

То есть объединение колледжей не за горами?

– Процессы оптимизации уже идут. Региональные сети колледжей выстраиваются в соответствии со структурой региональной экономики. И, как показывает практика, мелкие колледжи – это нецелесообразно. Средняя наполняемость этих заведений постепенно увеличивается до 500–1000 человек. Это позволяет организации быть более устойчивой в предоставлении образовательных услуг. Кроме того, практика, в том числе международная, показывает, что еще очень эффективно для повышения качества подготовки привлечение представителей предприятий в колледж. И мы имеем уже много положительных практик.

Вы рассчитываете на помощь работодателей. Но возможно ли это в больших масштабах?

– Без участия предприятий невозможно подготовить кадры, которые могли бы максимально быстро адаптироваться при выходе на работу. Опыт успешных регионов показывает, что важно наличие координатора этой совместной деятельности. Это могут быть советы региональных отраслевых кластеров (например, сельскохозяйственного кластера), в который входят предприятия отрасли, колледжи, вузы. И они вместе договариваются, сколько каких специалистов готовить и как. Или единую позицию может представлять торгово-промышленная палата региона, она, например, может давать работодателям информацию, с какой образовательной организацией им целесообразнее работать. Важно, чтобы работодатели знали о такой точке входа и новых возможностях для подготовки специалистов.

Вот уже несколько месяцев каждую субботу в книжном магазине «Грифель» мы создаем волшебство под названием «Почитай мне сказку». «Крестной феей» проекта стала проректор по дополнительному образованию Наталия Золотарева. Как зародилась идея, чем отличается Дюймовочка от Золушки, и что рисуют дети после чтения - об этом и многом другом в нашем интервью.

Наталия Михайловна, расскажите, пожалуйста, как у вас возникла такая интересная идея - читать хорошие книжки детям?

Как ко мне пришла эта идея? Меня вдохновил на нее необычный книжный магазин Грифель. Он объединяет книги и образование. И все ориентировано на развитие и саморазвитие. Сначала Грифель появился в Ярославле, а теперь пришел и в Москву, в Центральный детский магазин. И я когда увидела его образовательное пространство, такое светлое, солнечное и уютное, а вокруг играет детская музыка, ездит паровозик, играют дети… и так захотелось волшебства…вспомнилось детство. Я так любила слушать, как папа читает мне сказки. Я устраивалась рядом с ним и говорила: «Почитай мне сказку». «Давай, дочик, что читаем сегодня?» - отвечал он... Папа любил мне читать. Он, как истинный педагог, читал по-особенному, так, что образы оживали, и потом всегда обсуждал прочитанное со мной. Сейчас, уже воспитав дочь, я знаю, что именно чтение сказок детям запускает у них процесс мышления образами, развивает их воображение… Вот так и родился этот проект «Почитай мне сказку».

Вы просто читаете сказки, да?

Ооо, у нас целое сказочное пространство для детей от 5 до 8 лет. Каждую субботу мы читаем, обсуждаем и рисуем волшебные сказки в удивительном книжном «Грифель».

-Как проходит чтение сказок?

Сказочный час включает в себя несколько этапов. Мы начинаем в 13 часов. Первые пятнадцать минут мы собираемся, знакомимся, играем в тихие игры. Затем читаем сказку. Сначала один сказочник начинает, затем второй продолжает. Они читают с выражением, голосом или мимикой привлекая внимания ребят к особым моментам, порой останавливаясь и задавая вопросы, показывая примеры (например, какого размера была Дюймовочка и сколько же это пол-зернышка). По окончании сказки мы ее все вместе обсуждаем, рисуем понравившихся персонажей, играем в различные тихие игры. Рисовать сказочных героев деткам особенно нравится.Они обычно не хотят расходиться. Так что раньше половины третьего мы еще ни разу не заканчивали.

А дети в зале находятся с родителями или они должны самостоятельно погружаться в этот процесс?

Родители могут остаться и тоже послушать сказку. При желании взрослые могут удалиться на час-полтора, а потом вернуться. Детки находятся под присмотром, всем хватает внимания.

Вы читаете сами?

Мне хотелось, чтобы этот проект был устойчивый. Поэтому пригласила участвовать в нем студентов нашего университета. Основной костяк команды моего проекта - это студенты РГСУ. Студентки Высшей школы музыки имени Шнитке, - будущие руководители творческих коллективов, - читают сказки. Девочки прекрасно поют, играют на музыкальных инструментах, поэтому порой наши сказки наполняются музыкой. Студентки колледжа, - будущие педагоги, - организуют погружение в сказочную атмосферу, играют, рисуют и обсуждают сказки вместе с детьми.

То есть получается, что для студентов нашего университета это еще и практика?

Да, получается так. Кстати, дополнительно еще и студенты факультета коммуникативного менеджмента, - члены молодежной редакции, - снимают фото- и видеорепортажи про проект и интересных людей, которые к нам приходят. Так что этот проект позволил раскрыть еще одну грань творческого потенциала нашего университета.Кстати, как только проект стартовал, то мне в фейсбуке стали регулярно приходить запросы, что тоже хотят почитать сказки детям. И сейчас у нас уже каждую сказки читают взрослый и студент. Так, у нас уже была в гостях талантливая актриса Алла Козлова, генеральный директор «Кемппи Россия» Евгения Дмитриева, в апреле планируют прийти в гости актер театра и кино Антон Михайленко, журналистка и мама двоих деток Евгения Кор, а также стилист Ольга Ефанова. И такие пожелания приходят и приходят. Я и сама почитала самую первую сказку, чтобы почувствовать, как это. Я думаю, у нас, - взрослых, - есть потребность делиться с другими добротой. И этот проект помогает в этом, даря взамен состояние радости и счастья.

То есть ваш проект растет?

Да, причем как содержательно, так и территориально. Так в этом месяце у нас дополнительно к чтению сказок будут проходить небольшие лекции для взрослых: по семейному стилю, по развитию эмоционального интеллекта у детей.Приятно, что у нашего «начинания» уже появились последователи. Проект «Почитай мне сказки» уже стартовал в Ульяновске, готовимся к запуску в Иваново, также уже заявили о своем желании коллеги из Московской области, Астаны. В каждом городе конечно есть свои особенности, но мы стараемся выстроить единую рамку проекта.













Top