Золотой век из какого мифа. Что такое золотой век? Что такое Золотой Век

Золотой век — это метафора, т. к., во-первых, обозначает промежуток времени совсем не обязательно равный ста годам, а во-вторых, благородный металл здесь является лишь поэтической фигурой, показывающей особо высокую ценность, качество, выделенность чего-либо (как золотые руки, золотая молодёжь, золотая середина, золотое сечение, золотая свадьба).

С античных времён в культурах многих народов присутствует миф о существовании в далёком прошлом периода, когда люди жили в гармонии с природой и друг с другом, не было ни войн, ни болезней, ни тяжёлого труда, земля сама давала человеку всё необходимое, не было необходимости в законах, наказаниях, т. к. не совершались никакие преступления и был всеобщий достаток. Это незапамятное блаженное время получило название золотого века.

Представление о золотом веке культурологически прослеживается от поэмы «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода (примерно 700 год до нашей эры), хотя самого термина «золотой век» ещё не было. Гесиод говорит о «золотом роде» или «золотом поколении» человечества, после которого пришёл серебряный род, потом бронзовый (или медный) и, наконец, железный. Сменам поколений соотвествует смена эпох в порядке ухудшения. Историю Гесиод интерптретирует как регрессивный процесс.

Термин «золотой век» впервые встречается во второй половине первого века до н. э. в поэме «Энеида» древнеримского поэта Вергилия.

В христианстве и других авраамических религиях существует то же самое понятие о золотом веке — потерянном рае, жизни до грехопадения.

По всей видимости, представление о золотом веке не чисто мифологическое, а имеет под собой некоторые реальные основания. Как полагают историки, первобытное общество было бесклассовым, не было ни государства, ни частной собственности, люди занимались собирательством и охотой, потребности людей были таковыми, что всё необходимое можно было получать минимальными усилиями. Не зря классики обществоведения назвали экономическое устройство того общества первобытным коммунизмом. Лишь в эпоху неолитической революции не позднее 10 тыс. лет назад произошёл переход к производящей экономике — возникли земледелие и животноводство, разделение труда, социальное неравенство.

Вряд ли историческая память человечества могла донести о том далёком времени хоть какие-то воспоминания, которые якобы дополнились впоследствии утопическими представлениями людей о счастливом идеальном обществе и художественно выразились в понятии «золотого века». Скорее всего, возникновение (и существование до сих пор) понятия золотого века объясняется образом «мышления» большой части людей — констатирующе-описательным, чувственно-интуитивным, для которого характерны догматизм, метафизичность, бездоказательность, отсутствие диалектического подхода, вера в незыблемость давным-давно установленного порядка, изначально сообщённую людям истину в какой-либо священной книге или учениях пророков, консерватизм (в отличие от противоположного типа мышления - рационального, критического, сомневающегося, самостоятельно и упорно эту истину ищущего, не верящего ни в какие авторитеты, священные книги и тайные эзотерические знания). Вместо видения истории как последовательного совершенствования общества, т. е. прогресса, в головах таких людей присутствует представление о существовании идеала в прошлом, а история для них есть регресс — последовательный отход от совершенства, скатывание в пропасть. Из философов, исповедующих данный взгляд, можно назвать Ж. Ж. Руссо, который видел историю, как процесс уклонения от естественного блаженного и непорочного состояния. Противоположный пример — Анри Сен-Симон, который считал, что золотой век не в прошлом, а в будущем.

Появлению представления о золотом веке способствовало, по всей видимости, отношение каждого человека к своему детству, как самому беззаботному периоду жизни. Человечество в представлении людей с чувственно-эмоциональным взглядом на действительность метафорически уподобляется человеку, проходящему разные периоды своего развития. Золотой век, таким образом, есть детство человечества.

Каждое уходящее поколение (некоторые, хотя и многочисленные его представители) ругает новые времена, говоря, что раньше было лучше. Это объясняется психологически субъективным изменением восприятия мира с возрастом, когда детская беззаботность, юношеские надежды, вера в лучшее будущее сменяются болезнями, разочарованием, боязнью приближающейся смерти. Люди с недиалектическим мышлением склонны своим чувствам придавать большое значение, распространять свои внутренние переживания на объективный мир, считая что это весь мир становится хуже, а не их психологическое его восприятие. Кроме того, для таких людей характерен консерватизм, неприятие всего нового. Всё новое им кажется плохим только потому, что оно отличается от старого.

Необходимо заметить, что религиозная вера является идеальной иллюстрацией догматического, метафизического взгляда на жизнь: мир сразу был создан идеальным (Бог не может создать несовершенный мир), потом произошло грехопадение, в дальнейшем не стоит ждать ничего хорошего, будет только хуже и неизбежен конец света, Армагеддон («Откровение Иооанна Богослова» или «Апокалипсис»). Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о необходимости адекватного представления о реальности вообще и вреде подобных воззрений в частности, из которых логически следует смирение с существующим положением вещей и бесполезность любых действий по изменению жизни человечества к лучшему.

С течением времени выражение «золотой век» приобрело ещё один смысл. Золотым веком стали называть вообще любой период истории, в течение которого в искусстве, науке, культуре, других видах человеческой деятельности были достигнуты наивысшие результаты: золотой век русской поэзии, золотой век голландской живописи и т. д.

Золотой век, мифологическое представление, существовавшее в античном мире, о счастливом и беспечном состоянии первобытного человечества; о беззаботной, полной всяких благ и невинной жизни первых людей. Обыкновенно в чертах, характеризующих это "блаженство", отсутствуют элементы высшего интеллектуального порядка и "блаженство" сводится к животному благосостоянию, что доказывает глубокую древность легенд. В греческой литературе легенда о Золотом веке нашла себе развитие в Гесиодовском повествовании о четырех поколениях: золотом, серебряном, медном и железном. Между двумя последними у него еще вставлено поколение героев, нарушающее прогрессивное ухудшение человеческого рода (Труды и Дни, 104-201). В римской литературе тот же сюжет, и весьма близко к Гесиоду, обработан Овидием (Метаморфозы, I, 89-160). По Гесиоду, первое поколение людей в правление верховного бога Кроноса наслаждалось полным блаженством.

"Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов.
И печальная старость к ним приближаться не смела...
А умирали как будто объятые сном...
Большой урожай и обильный сами давали собой хлебодарные земли...".

«Золотой век», Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Картина Иоахима Эйтевала, 1605 год

Умершие люди Золотого века существуют и теперь в виде добрых "демонов", охраняющих порядок на земле. Но за Золотым веком наступил серебряный, затем медный, причем каждый тяжелее и бедственнее предыдущего. Четвертым был век героев (воевавших под Фивами и под Троей) и, наконец, наступил теперешний – железный век, испорченный и жестокий, когда "ни днём не прекращаются труды и печали, ни ночью".

Но наряду с мифом о Золотом веке народы античности знали и более реалистическое, хотя и облеченное в мифологическую форму, представление о "ранних временах" творения, когда первобытные люди влачили жалкое существование, пока их не наделили благами культуры Афина, Деметра, Прометей. По другим верованиям греков, земля сама приносила все необходимое, без всякой обработки; обильные стада дополняли довольство первых людей. Сойдя, по воле Зевса, под землю, Золотое поколение живет там на островах блаженных, под державой Кроноса, почитаемое людьми, как поколение демонов, дарователей всяких благ. Выражение: "жизнь при Кроносе" вошло в поговорку, как в просторечии, так и в литературном языке. Платон в труде "Горгий" и в особенности Дикеарх, в сочинении "О Элладе", говорят про эти первобытные времена, возвышая, конечно, древнее понятие о "блаженстве". Дикеарх, между прочим, видит одну из основных причин блаженства в сознательном воздержании от всяких излишеств, чистоте душевной и вегетарианском питании.

В основе дошедшей до нас античной версии мифа о Золотом веке лежат народные мифологические представления. Раннюю, зародышевую форму таких представлений можно найти у наиболее отсталых народов в виде поверий о "предках", живших лучше, чем теперешние люди, и наделенных особыми чудесными способностями. Например, у аборигенов Австралии, в их тотемических мифах отразилось двойственное представление о "предках": с одной стороны, они изображаются как бесформенные и беспомощные, "недоделанные" существа, а с другой – некоторые из "предков" обладают особыми способностями: опускаться под землю, восходить на небо и пр. В такого рода поверьях и мифах сказывается обычный мифологический мотив – "от противного" (прежде всё было не так, как сейчас, притом, как правило, – лучше), который и лег в основу развития мифологемы Золотого века.

Этот мотив, видимо, с особой силой сказался в эпоху разложения первобытнообщинного строя, в эпоху постоянных междоусобных войн, когда прошлое, более мирное время должно было, по контрасту с жестокой действительностью "железного века", казаться людям беззаботной, счастливой порой. Как своего рода Золотой век характеризуется заря мироздания в скандинавской мифологии (только что сотворенный мир гармоничен, асы радостны, все из золота и т.д.); конец ему кладет "первая война" (асов и ванов). В китайской мифологии говорится о привольной жизни древних людей во времена мифических государей Яо и Шуня. В египетской мифологии счастливая пора – это время, когда на земле царствовали Осирис и Исида. В Шумере верили в существование райской страны Тильмун, "страны живых", не знающей ни болезней, ни смерти. У древних майя первые люди были разумны, проницательны, красивы, т.е. обладали качествами, которых позже их лишили ревнивые боги-создатели.

Представления о Золотом веке можно встретить и в развитых религиозно-мифологических системах. Так, парсы описывают счастливое правление царя Джамшида, когда люди и скот были бессмертны, источники и деревья никогда не высыхали, и пища не истощалась, не было ни холода, ни жары, ни зависти, ни старости. Буддисты вспоминают век реявших в беспредельности прекрасных воздушных существ, не имевших ни пола, ни нужды в пище до той несчастной минуты, когда они, отведав сладкой пены, образовавшейся на поверхности земли, впали в зло и затем осуждены были питаться рисом, рожать детей, строить жилища, делить собственность и устанавливать касты. Последующая история, согласно буддийскому преданию, представляла собой непрерывный процесс вырождения людей. Первую ложь, например, сказал царь Четья, а люди, услышав об этом и не зная, что такое ложь, спрашивали, какая она – белая, чёрная или голубая. Человеческая жизнь становилась короче и короче.

Представление о Золотом веке имеется также в вавилонской, ацтекской и некоторых других мифологиях. Своеобразный вариант мифа о Золотом веке составляет библейский рассказ о жизни первых людей в раю, откуда они позже были изгнаны богом за ослушание (Бытие, 1-3). Перейдя позже в христианское вероучение, этот библейский миф получил в нем совершенно исключительное значение, превратившись в один из важнейших догматов всей христианской религии: "грехопадение" первых людей, как основная причина греховности всего человечества, – отсюда и потеря рая, и все мировое зло. Изображения жизни первых людей в раю очень часты в средневековой христианской иконографии.

Продолженный в христианском учении о земном рае, утерянном первыми людьми, миф о Золотом веке оказал сильнейшее влияние и на европейскую науку нового времени. Когда европейские мореплаватели в эпоху Великих географических открытий столкнулись с жителями внеевропейских стран, жившими первобытнообщинным строем, не знавшими классового гнета, они зачастую воспринимали их быт как подтверждение знакомой картины библейского рая – Золотого века. Отсюда идея о "добром дикаре", живущем по разумным законам природы. Эта идея часто встречается в литературе 16 века (Мартир, Монтень и др.), в 17 и 18 столетиях (Тертр, Руссо, Дидро, Гердер) и даже у ученых 19 века, склонных идеализировать "естественное" состояние древнего человечества (Морган, Зибер и др.). В противовес этой идеализации, Владимир Ильич Ленин писал: "Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой".

В своей неоконченной повести «История села Горюхина» Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мысль о золотом веке сродна всем народам и доказывает только, что люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения».Конечно, классик в чем-то прав: любому народу свойственно идеализировать прошлое. И все же, находясь в Настоящем, мало кто усомнится, что у России были и лучшие времена. Вопрос - когда? Когда был Русский золотой век? И был ли вообще?

В таких случаях принято слушать историков, которые осведомлены куда лучше в нюансах «биографии» Родины, чем обычные люди. Однако едва ли здесь мы можем рассчитывать на единое мнение. Часть историков будет говорить об эпохе Петра Великого, как золотом веке, другие - будет называть это самым черным временем, идеализируя «допетровскую» Московию. Кто-то вспомнит об «урожайном», столыпинском 1913-м годе. А кто-то - о Киевской Руси до монгольского нашествия.

Конечно, золотой век - понятие относительное. Относительно низкой «драгоценности» других времен. И все же...

Вооружившись обычной логикой, попробуем разобраться сами. Золотой век - по идее - должен характеризоваться максимальным уровнем инертности людей в отношении любых перемен, даже мало значимых. От добра добра не ищут! Это время высшего уровня самодостаточности народа. Меняются только правители, а все остальное - Вера, традиции, язык, архитектура, быт, одежда, темп жизни и т.д. - остается константой и консервируется. Общество плотно закрывается от всевозможным влияний, «сквозняков» извне, которые наряду с правителями несут угрозу перевода «постоянной» в «переменную». Исходя из этого, мы можем уверенно предполагать, что золотой век должен иметь, куда большую протяженность во времени, нежели «серебряные», «бронзовые» и «железные» периоды. В золотой век время течет значительно медленнее либо вообще останавливается.

Теперь давайте попробуем определить такую эпоху «постоянства». Собственно, искать долго и не придется - это «доромановская» Русь.

Оказавшись сразу в двух веках, скажем, в XIV и XVI столетии - вы бы с трудом обнаружили какие-то мало-мальские отличия: в архитектуре, одежде, языке, еде, в поведении людей. И дело здесь, конечно, не в общей отсталости, а в максимальной самодостаточности. Едва ли московский обыватель XVI века был менее развитым и просвещенным, чем парижский буржуа. Он просто был Другим.

Что являлась основным фундаментом для русского золотого века? Конечно, вера, народная традиция и наличие законного царя. От соблюдения последнего условия, вероятно, зависело постоянство первых двух. Так, в нашей истории переход в «серебряность» начался после смерти Федора Иоанновича. Фундамент с утратой шестисотлетней константы в виде династии Рюриковичей резко просел, и Россия открылась для «сквозняков» извне. Очень быстро мы перешли в «бронзовую» фазу, которую открыл первый избранный царь - Михаил Федорович Романов. Однако возвратиться в «золотое» состояние не удалось. Спустя менее полстолетия мы уже проводили ревизию собственной веры и надевали польские платья.

А потом был Петр, который помог нарастающему «сквозняку» превратиться в вихрь, прорубив окно в Европу. Тогда и снесло оставшуюся «позолоту» в русскую деревню. Туда «сквозняк» в виде смерча добрался спустя несколько столетий и буквально похоронил ее.

«ЗОЛОТОЙ ВЕК»

- согласно представлениям древних, период, когда люди вели счастливую жизнь - без раздоров, войн и тяжелого труда. Легенда возникла в Элладе в период становления классового общества, когда жизнь части общинников ухудшилась: они должны были трудиться для знати, испытывая унижения. Как рассказывает Гесиод в поэме «Труды и дни» (109 - 201), людей «з.в.» создали боги, когда правил Крон (Кронос). Они не знали ни горя, ни забот, ни старости, проводя дни в застольях. Земля сама приносила плоды, и на ней паслись многочисленные стада.
Пришедший на смену «з.в.» серебряный век наделил людей всяческими благами. Однако Зевс истребил людей за то, что они не пожелали приносить богам жертвы. Затем, по Гесиоду, наступил медный век: люди создавали медные орудия труда и оружие, они существовали за счет войн и грабежей, чем уничтожили самих себя.
После них пришло воинственное, но справедливое и благородное поколение героев. Они погибли во время похода семерых против Фив и Троянской войны. Свой век Гесиод называет железным: люди вынуждены постоянно трудиться, горе и заботы не оставляют их, а сама жизнь стала краткой. Вместо законов на земле правит сила; исчез стыд, и человечество идет к гибели - Зевс погубит и это поколение.
Легенда о «з.в.» была популярной и в римской литературе (см., напр., «Метаморфозы» Овидия).
Гесиод. Работы и дни // Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. М., 1963; Овидий. Метаморфозы / Пер. С. Шервинского. М., 1977; Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод / Пер. с венг. М., 1956; Burn A .R . The world of Hesiod . New York , 1966.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ЗОЛОТОЙ ВЕК

- мифологическое представление, существовавшее в античном мире, - счастливые времена, когда люди вели беззаботную жизнь, не омрачаемую раздорами, войнами и тяжелым подневольным трудом. По Гесиоду, З.в. царил на земле, когда на небе еще властвовал Кронос . Земли в те времена были изобильными, а люди жили как боги, не зная ни горя, ни трудов, ни старости. Они проводили жизнь в пирах и довольстве, а умирали, словно бы засыпая. Люди этого поколения после смерти превратились в добрых духов, охраняющих порядок на земле. Римский поэт Овидий так описывает З.в., видимо, заимствовав этот миф у греков: «Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья, Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду, и верность, Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная, Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой, Плугом не ранена, все земля им сама приносила... Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем, Ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева. Боле того, урожай без распашки земля приносила; Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях, Реки текли молока, струились и нектара реки, Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба...» За З.в. следовали в порядке ухудшения серебряный, медный и, наконец, железный век, самый тяжелый из всех. Представления о З.в. существовали во многих мифологиях - скандинавской, китайской, египетской, вавилонской, ацтекской и т.д. В христианской мифологии они отразились в виде жизни прародителей человечества в Эдеме.

ЗОЛОТОЙ ВЕК

Золотой век, наряду с серебряным, бронзовым и железным, - один из четырех периодов развития человечества. Именно так, в виде последовательного чередования этих четырех эпох, описывает греческий поэт Гесиод в своей поэме "Труды и дни" современные ему взгляды на происхождение человека и на смену веков. Впрочем, Гесиод вносит некоторое дополнение - между медным и железным веками он располагает век героев-полубогов. Именно тогда, по его представлению, жили герои Гомера и другие персонажи древнегреческой мифологии. Его собственная жизнь, полная труда и лишений, пришлась на тревожные, безрадостные времена, названные Гесиодом железным веком. Мирной и идиллической была жизнь в золотой век (см. В мир возвращается великий век,
Приходят золотые годы...

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Пророчества про Золотой век

Удивительно, но существует огромное количество пророчеств из самых разных источников, которые указывают на особое положение времени, в которое мы с вами живем. И хотя предсказания порой вещь не вполне надежная, но все же их можно принять как «информацию к размышлению»…

Нострадамус

Начнем с самого «популярного» пророка — Мишеля Нострадамуса. В своей нашумевшей книге «Расшифрованный Нострадамус» Дмитрий и Надежда Зима, похоже, правильно смогли подобрать ключи к зашифрованной хронологии его пророчеств. И каков же их основной вывод? После целой череды войн и потрясений на Земле должен установиться Золотой век, примерно к 2035 году. Это будет связано с возвратом в этот мир некоего древнего духовного учения, забытого людьми.

События в Ираке упоминаются Нострадамусом с обескураживающей ясностью:

«На Междуречье (территория Ирака) укажет левая воинственная рука…» (9.76).

«Пять и сорок градусов небо будет гореть. Огонь приблизится из великого города нового…» (6.97).

(На сорок пятом градусе восточной долготы находится Багдад, «новый город» — разумеется, Нью-Йорк)

А вот немного о том, что нас ожидает, когда все беспокойства закончатся:

«После этого начнется Золотой век. Между Богом и людьми будет заключен мир. Духовная власть возвратит себе высочайшие полномочия» (Из «Послания к Генриху»).

Явится «новая секта философов, Презирающих смерть, золото, почести, богатства, Родными горами не будут ограничены, В них последователи получат поддержку и сплоченность» (3.67).

Ванга

Вангелия Пандева Гуштерова, ставшая известной всему миру как слепая баба Ванга, не раз поражала своих современников удивительно точными предсказаниями. Произносила иногда бабушка Ванга и поразительные пророчества, касающиеся будущего всего человечества. Что самое удивительное, — там тоже упоминалась война в Ираке и древнейшее учение. Так, однажды она сказала: «Скоро придет в мир древнейшее учение. Меня спрашивают: «Скоро ли придет это время?» Нет, не скоро. Еще Сирия не пала!» (Сирия — это совсем рядом с Ираком, кроме того, Ванга говорила невнятно и потому, возможно, что она сказала «Ассирия». Это древнее государство находилось как раз на территории современного Ирака.)

А вот еще некоторые пророчества бабушки Ванги: «Земля вступает в новый отрезок времени, который можно назвать время добродетелей… Будущее принадлежит добрым людям, они будут жить в прекрасном мире, который нам сейчас трудно представить… Все спрятанное золото выйдет на поверхность, но вода скроется. Так предопределено. (Под «золотом» здесь имеется в виду истинная мудрость.) … В мир вернется самое древнее учение. Существует древнее индийское учение. Оно распространится по всему миру. О нем напечатают новые книги, и их будут читать повсюду на Земле».

Библейские пророчества

Среди всех книг Библии есть две, содержащие пророчества, обращенные к нашим дням. Это «Книга пророка Даниила» («Ветхий Завет») и «Апокалипсис (Откровение)» Иоанна Богослова («Новый Завет»).

Пророк Даниил говорит о времени, когда «Царство и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан., 7.27).

Иоанн Богослов говорит: «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и сам Бог с ними будет Богом их» (Иоанн, 21.3). А сатана будет «скован на тысячу лет, дабы не прельщал уже народы».

Те же Дмитрий и Надежда Зима, которые расшифровали хронологии Нострадамуса, похоже, нашли верный ключ и к расчетам времени, которые приводятся у Даниила и Иоанна Богослова. И, как это ни удивительно, но «конец времен», или начало нового времени, по пророчествам обеих книг попадает на 2038 год, почти рядом с датой, указанной Нострадамусом.

Седьмой любавичский ребе

Хасидизм — это направление в иудаизме, возникшее в восемнадцатом веке. Хасиды исповедуют радостное прославление Бога пением и танцами (чем очень напоминают движение санкиртаны, основанное Шри Чайтаньей в шестнадцатом веке в Бенгалии). Во главе хасидов всего мира стоит Любавичский ребе, учитель и духовный наставник. Седьмым по счету Любавичским ребе был Менахем-Мендл Шнеерсон (1902-1994), добившийся огромных успехов в возрождении иудаизма после Второй мировой войны. Последние годы своей жизни он постоянно говорил о скором приходе Мошиаха (Мессии, который должен принести духовное освобождение всему человечеству). Например, весной 1991 года: «Живите теперь в Новом Веке. Изучайте его. Говорите о нем. Внимательно смотрите на каждую деталь нашего мира и представляйте себе, какова она будет в эти времена. Будьте здесь. Не только ускоряйте его прибытие, но и готовьтесь принять его добро».

Свитки Мертвого моря

Зимой 1947 года три бедуинских пастуха обнаружили в Кумранских пещерах на берегу Мертвого моря древние свитки, спрятанные там сектой ессеев еще в 68 году до н.э. В этих свитках было множество предсказаний, некоторые из которых уже сбылись.

Французский лингвист Феликс Бонжан был одним из ученых, допущенных к этим свиткам. Он утверждает, что в них говорится следующее: «С 2025 года для людей начнутся счастливые столетия без экономических кризисов, нищеты, войн до 11191 года».

Елена Рерих

Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи много писали и говорили о том, что вскоре на земле наступит новая эпоха, эпоха более высокого сознания. Людям откроются сокровенные знания древних мудрецов. Этому будет предшествовать период больших потрясений.

В одном из своих последних писем (18 февраля 1955 года) Елена Рерих пишет о неблагоприятных событиях, которые будут происходить в конце двадцатого — начале двадцать первого века: «События сложатся неожиданно… Страшное время пронесется очищающим вихрем. Трудность в том, что многие еще не понимают причину и смысл совершаемого на планете… Мировой войны не будет — лишь некоторые столкновения».

Веды

А что же говорят по этому поводу ведические писания? Веды — это наиболее древние и при этом наиболее полные священные писания на Земле. Они содержат удивительно точную и исчерпывающую информацию об устройстве Вселенной, о циклах времени, о прошлом и будущем. В числе прочего в Ведах можно найти предсказания прихода Будды, Иисуса Христа, Магомета и даже английской королевы Виктории…

Веды подробно описывают цикл из четырех эпох, постоянно повторяющихся на Земле (и во всей Вселенной): Золотой век (Сатья-юга), Серебряный век (Трета-юга), Бронзовый век (Двапара-юга) и Железный век (Кали-юга). Мы с вами имеем удовольствие жить в Железном веке. Он начался примерно 5 тысяч лет назад (это как раз то время, когда начинают разворачиваться основные события, описанные в Библии) и продлится еще 427 тысяч лет. Однако этот Железный век необычный (такое происходит лишь один раз в 8 миллионов 640 тысяч лет). Через 5 тысяч лет после его начала (как раз сейчас!) должно начаться вкрапление Сатья-юги — малый Золотой век.

В «Брахма-вайварта-пуране» Всевышний Господь Кришна («Кришна» на санскрите означает «Всепривлекающий») говорит, что через 5 тысяч лет после начала Кали-юги в этом мире явится Его великий преданный, который распространит повсюду пение святых имен Бога: «Не только в Индии, но и по всей Земле люди будут петь Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Благодаря этому весь мир станет единым. Он будет состоять из преданных Всевышнего Господа. И поскольку преданные Господа очень чисты, то любой, соприкасаясь с ними, будет очищаться от последствий своих грехов. Эта эпоха продлится 10 тысяч лет».

Шрила Прабхупада, основавший в 1966 году в Нью-Йорке Международное общество сознания Кришны с целью распространения ведических знаний по всему миру, часто говорил о том, что мы находимся на пороге Золотого века, который продлится 10 тысяч лет. Вот фрагменты из его беседы с Алленом Гинзбергом, знаменитым американским поэтом и композитором того времени, состоявшейся в мае 1969 года:

Гинзберг: Как вы думаете: людей, повторяющих мантру Харе Кришна, будет становиться больше или меньше?

Прабхупада: Больше, конечно больше. Теперь их число будет расти. Люди будут пользоваться этой возможностью на протяжении десяти тысяч лет.

Гинзберг: А потом?

Прабхупада: А потом они постепенно перестанут это делать.

Гинзберг: Значит, это последняя надежда, последний глоток воздуха?

Прабхупада (смеется): Да. Поэтому, чем скорее мы станем на путь сознания Кришны, тем лучше.

А вот слова, сказанные в беседе с д-ром Арнольдом Тойнби в июле 1973 года:
«Это Движение будет расти. В течение десяти тысяч лет Движение сознания Кришны будет расти и шириться: это предсказано в священных писаниях. Но протяжении десяти тысяч лет у каждого будет возможность обрести сознание Кришны и таким образом достичь цели человеческой жизни. А когда эти десять тысяч лет закончатся, наступят мрачные дни Кали-юги. Но время есть. Десять тысяч лет — это немало».




Top