Зоологический музей МГУ. Зоологический музей МГУ на Большой Никитской: экскурсии, цены, отзывы

Каждое задание указывает на определенное место в районе проведения второго этапа. Адрес места может быть задан явно в виде названия улицы и номера дома, а может быть зашифрован в виде загадки, фотографии, частичного адреса (например, может быть дано только название улицы). Некоторые названия улиц даны по старой карте.

Каждое задание могло принести команде определенное количество баллов (от 1 до 4). Участникам надо было прийти по данному адресу и выполнить задание. При этом не нужно было посещать все КП (посетить все точки было невозможно!). Нужно было проложить маршрут, оптимальный по интересности, длине, количеству баллов за задания и т.п..

Карта , выданная участникам на старте
Старая карта , выданная участникам

Задания первой части (до Промежуточного финиша)

Для раскрытия ответов нажмите на задание.

Старт: Сад Эрмитаж (Каретный ряд, дом 3).
Улица Каретный ряд получила своё имя по жившим здесь в XVII-XVIII столетиях мастерам, изготовлявшим кареты и телеги.

  • КП1 Название этого места в Москве ассоциируется с очень крупным культурным местом Санкт-Петербурга. Похожи эти места еще и тем, что в обоих есть картины или репродукции картин. Чему посвящена экспозиция в московском месте? (2 балла)
    • Ответ: Сад Эрмитаж в Москве напоминает об Эрмитаже в Санкт-Петербурге. НА ограде сада с внешней стороны висят репродукции картин «Русские казаки в Париже в 1814 году». Ответ «Отечественная война 1812» также засчитывается.
  • КП5 Из зданий, стоявших на Тверской улице и изображенных на Фото 2, сейчас сохранилось только одно, хотя увидеть и найти его не так просто (фото сделано вдоль Тверской в сторону из центра от ее пересечения с Камергерским переулком). Найдите это здание и посчитайте количество круглых длинных колонн на башенках. (3 балла)
    • Ответ: Из зданий, изображенных на фотографии сохранилось только здание справой стороны - Саввинское подворье. На двух башенках этого здания есть 7 длинных колонн (раньше их было 8, но одна из них сломалась). Также засчитывается ответ 7,5 колонн.
      Саввинское подворье, жемчужина Тверской улицы, является памятником архитектуры начала XX века. Здание было построено в сказочном русском стиле с элементами модерна архитектором И. С. Кузнецовым (1867-1942 гг.). Подворье было доходным домом Саввинского монастыря, его помещения сдавались внаем жильцам и конторам. В 1934 г. над подворьем, которое к тому времени стало обычным жилым домом, нависла угроза сноса, но в 1939 г. дом просто переезжает на 50 метров вглубь квартала.Сегодня этот памятник полностью скрыт сталинскими домами и новым зданием МХАТа по Камергерскому переулку.
  • КП6 Решите кроссворд (krossword.pdf (0.16 Мб) , связанный с переименованиями улиц, и придите к концу зашифрованной улицы. Какой континент на глобусе виден полностью? (3 балла)
    • Ответ: См. Решенный кроссворд (решения.pdf (0.07 Мб)). Из выделенных в кроссворде букв складывается Газетный переулок. На углу Газетного переулка и Тверской улицы находится Центральный телеграф. Глобус на телеграфе вращается, поэтому в каждый момент времени можно увидеть определенные континенты полностью. Засчитывается каждый набор континентов, который можно увидеть на этом глобусе (каждая команда видела свой набор континентов в зависимости от времени, в которое она пришла).
  • КП7 Послушайте песню на КП 30. В песне поется про изготовление пушек и кузницу, а какое оружие ещё могли изготовлять в этом районе? Посмотрите внимательно на карту и найдите переулок, название которого подскажет ответ. Пройдите вдоль переулка и перечислите все театры, выходящие на него. Обратите внимание на красивые фонари на этом переулке (считать их не надо). (2 балла)
    • Ответ: В этом районе расположен Копьевский переулок, который напоминает про копья. На этот переулок выходят несколько зданий Большого театра и театр Оперетты. За каждый лишний названный театр вычитались 0,5 баллов (так театр РАМТ не выходит на переулок, т.к. отделен от него Новой сценой Большого театра).
  • КП12 Рядом с памятником Юрию Долгорукому на Тверской площади можно увидеть и другой памятник. Напишите, какого предмета типичного для памятника этому человеку здесь не хватает? (2 балл)
    • Ответ: На тверской площади кроме памятника Юрию Долгорукому стоит еще памятник В.Ленину, но у этого памятника нет объекта, типичного для памятников В.Ленину - кепки. Ответ «таблички» тоже засчитывался как частично правильный (0,5 балла).
  • КП13 Этот переулок почти из строчки “Молочная река, кисельные берега”, только нижний. Напишите, для кого варили кисель в этом переулке? (2 балла)
    • Ответ: Загадан Нижний Кисельный переулок. На этой улице жили кисельники, которые варили поминальное кушание - кисель для посетителей кладбищ ближайших монастырей - Сретенского и Рождественского. Именно это написано на табличке на доме в этом переулке.
  • КП21 В доме 3 по Богословскому (Петровскому) переулку в 1883 году открылся театр Корша (ныне Государственный театр Наций). Посчитайте квадратные изразцы на здании театра. (2 балла)
    • Ответ: На здании можно насчитать 27 квадратных изразцов (8+8+8+3).
  • КП23 Какие металлические животные “пасутся” напротив Зоологического музея? (2 балла)
    • Ответ: напротив Зоологического музея стоят металлические скульптуры свиньи и коровы.
  • КП24 Одна ветка метро связывает три здания этого университета: старое (несохранившееся), известное историческое и не менее известное современное. Найдите на втором из них солнечные часы (поднимите голову высоко). Кому посвящена табличка под часами? Перепишите месяц и год. (4 балла)
    • Ответ: Загадан Московский государственный университет имени М.В Ломоносова. На здании университета на Моховой улице висят солнечные часы, под которыми находится табличка, посвященная А.С.Пушкину. Переписать надо было месяц и год: сентябрь 1832 года.
  • КП25 На Российском государственном архиве социально-политической истории на бывшей Пушкинской улице в районе Тверской площади находятся барельефы. Напишите, сколько человек на них изображено и перечислите тех, чьи имена вы можете назвать?(3 балла)
    • Ответ: Здание, где сейчас располагаете архив социально-политической истории (улица Большая Дмитровка) располагался Институт марксизма и ленинизма. На барельефах на фасаде здания изображены Ф.Энгельс, К.Маркс, В.Ленин.
  • КП31 Посетите Музей “Нарышкинские палаты” (ул. Петровка, д.28). Задание на этой точке вы получите у судьи в вестибюле музея. (3 балла)
    • Ответ: Подпись судьи
  • КП33 На бывшей улице Герцена найдите Большой зал Консерватории. Перед ним стоит памятник. Перепишите года, написанные на скамейках, являющихся частями памятника. (2 балла)
    • Ответ: Бывшая улица Герцена - это современная улица Большая Никитская. Перед здание Большого зала Консерватории стоит памятник П.И.Чайковскому. Года на скамейках: 1840 и 1893 (году жизни Чайковского).
  • КП35 Столешников переулок, дом 11. Посчитайте количество окон с округлым сводом.(1 балл)
    • Ответ: 32 окна
  • КП36 Прогуляйтесь по бульвару, не входящему в кольцо бульваров. Какое животное упоминается в “Рассказах о старой Москве” на одной из информационных табличек? (2 балла)
    • Ответ: на информационной табличке, где написаны «Рассказы о старой Москве» упоминается обезьяна (мартышка).
  • КП40 Найдите в здании театра у Никитских ворот организацию, название которой ассоциируется с палиндромом. Напишите это название. Знаете ли вы какие-то еще палиндромы или можете придумать свои? Запишите их в поле для заметок (за каждый палиндром даётся дополнительные 0,5 балла). (1 балл)
    • Ответ: Театрально-художественная гостиная театра «У Никитских ворот» называется «Роза Азора». Она ассоциируется с палиндромом «А роза упала на лапу Азора».
  • КП44 На площади Никитских Ворот на углу театра расположено панно. Чему оно посвящено? (1 балл)
    • Ответ: Панно на стене театра «У Никитских ворот» посвящено октябрьской революции 1917 года
  • КП45 На площади Петровских Ворот расположен памятник Высоцкому. Сколько струн на его гитаре? (1 балл)
    • Ответ: На гитаре В. Высоцкого 4 струны
  • КП46 На Кузнецком мосту на доме 3, под крышей, есть мозаика с птицей. Напишите, кто был владельцем этого дома. Какую птицу было бы логично на нём изобразить? (1 балл)
    • Ответ: Загаданный дом - это доходный дом М.В.Сокол. С фамилией владельца ассоциируется птица сокол, поэтому именно эту птицу и было бы логично изображать на мозаике на этом доме.
  • КП48 На Фото 1 вы видите две картинки, изображающие примерно одно и то же место в конце 17 и начале 21 века. Какая река изображена на более старом рисунке? Найдите улицу, названную в честь этой реки (улицу можно увидеть на современной карте Москвы). Придите к месту, где мылись на этой реке. Как называется ресторан, который находится в доме 14 (строение 4) на этой улице? (3 балла)
    • Ответ: На картине И.Васнецова нарисована река Неглинка, а на современной фотографии Александровского сада реки нет. В честь этой реки названа улица Неглинная. На этой улице располагаются Сандуновские бани (отмечены на карте, выданной участникам). В доме 14 стр. 4 на этой улице располагается ресторан «Сандуны». За указание только улицы Неглинной дается 1 балл.
      Река Неглинка впервые упоминается в летописи от 1401 года как река Неглимна. Трудно сегодня в это поверить, но в древности Неглинная (Неглинка) была полноводной рекой, которая использовалась не только для рыболовства, устройства плотин для водяных мельниц и как средство сообщения, но и как важное сооружение, защищавшее стены Кремля с западного и северо-западного направления.В период с 1817 по 1819 годы трёхкилометровый участок реки заключили в трубу, которая представляла собой кирпичный свод.
      В 1997 году на территории между Александровским садом и Манежной площадью соорудили искусственное русло Неглинной (Неглинки), где оно некогда проходило. Здесь были оборудованы фонтаны и установлены скульптуры.
      Сандуновские бани - одни из старейших и наиболее популярных бань Москвы. Внутри располагаются огромные залы, украшенные лепниной, золотой росписью и мраморными лестницами, которые делают Сандуны более похожими на дворец, чем на баню. Сандуны вошли в число немногих построек, переживших московский пожар 1812 года. Кстати, именно здесь парились под новый год герои легендарного фильма «Ирония судьбы или с легким паром»
  • КП49 На доме 6 Глинищевского переулка находится барельеф, посвященный двум поэтам. Перепишите последнее слово на табличке, написанное латинскими буквами.(1 балл)
    • Ответ: На доме располагается барельеф А.Пушкину и А.Мицкевич. Переписать надо было последнее слово латинскими буквами: Mickiewicz.
  • КП50 Вероятно, вы пройдете мимо дома, изображенного на фото 6. Сколько скульптур под крышей у этого здания? (3 балла)
    • Ответ: На фотографии виден фрагмент здания, расположенного по адресу Кузнецкий мост, дом 7. Под крышей этого здания насчитывается 30 скульптур (8+8+10+4).
  • КП52 Дойдите до Гостиницы Националь. Что расположено справа от входа?(1 балл)
    • Ответ: Рядом со входом в гостиницу Националь висит термометр. Также в этом здании справа от входа в гостиницу расположен ресторан Композитор, поэтому этот ответ тоже засчитывался.
  • КП53 Название какого магазина написано на люке около дома 9 стр.2 по Моховой улице? (2 балла)
    • Ответ: на люке написано название магазина «МЮРЪ и МЕРИЛИЗЪ»
  • КП54 Что изображает памятник, находящийся на площади напротив церкви в Брюсовом переулке? (1 балл)
    • Ответ: на площади располагается скульптура «Весть».
  • КП56 Перерисуйте гербы с ворот Англиканского собора, находящегося напротив Театра “Около дома Станиславского”, находящегося по адресу Вознесенский переулок дом 9А. (1 балл)
  • КП60 Найдите дом, изображённый на Фото 8, и напишите его номер. Что в нем находится? (2 балла)
    • Ответ: На фотографии изображен дом номер 4 в Крапивенском переулке. Там располагается ансамбль жилых домов Константинопольского патриаршего подворья.
  • КП69 Возможно, что вы, гуляя сегодня, увидите дом с Фото 5. Что находится в этом доме с Георгием Победоносцем на крыше? (3 балла)
    • Ответ: На фотографии виден фрагмент крыши здания, расположенного по адресу Никитские переулок, дом 5. Там располагается Департамент градостроительства г. Москвы
  • КП79 Какая церковь расположена в 130 метрах на восток от места, откуда сделано Фото 7? (3 балла)
    • Ответ: На фотографии изображено здание ГУВД г. Москвы по адресу улица Петровка, дом 38. В 130 метрах на восток от того места, откуда сделана фотография, находится церковь Иконы Божьей матери «Знамение» за Петровскими воротами.
      Петровка у каждого москвича и гостя столицы, как правило, ассоциируется с легендарным зданием на Петровке, 38 и Петровским монастырем, основанном еще в XIV веке, благодаря которому она получила своё название.Петровка — одна из старейших московских улиц. В далекие времена она представляла собой пустынную дорогу, ведущую из монастыря к Кремлю. С XVIII века эту улицу облюбовала московская знать, а в XIX веке Петровка становится одним из популярных мест среди купцов, торговцев и местных ремесленников: здесь открываются многочисленные магазины, мануфактуры, галантереи, ювелирные лавки.


Задания второй части (от Промежуточного финиша до финиша)

  • КП4 Посмотрите внимательно на карту и найдите переулок, подсказывающий, сколько изначально было Патриарших прудов. Дойдите до дома 9 по этому переулку. Что написано над входом с аркой? (3 балла)
    • Ответ: Загадан Трехпрудный переулок. Над входом с аркой в этом доме написано «ПОСТАВЩИКЪ ДВОРА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА»
  • КП10 Посмотрите на Фото 3. Какие автобусы можно увидеть сейчас в том месте, где на старой фотографии едет троллейбус? Перепишите их номера. (2 балла)
    • Ответ: Автобусы, которые можно увидеть в этом месте Триумфальной площади - это те автобусы, которые идут прямо по Тверской, никуда не сворачивая, и останавливаются на остановке сразу после того, как проезжают Садовое кольцо по Тверской в центр. На этой остановке можно увидеть автобусы Н1 и 12Ц.
  • КП14 Центральный дом Архитектора находится в доме 7 в переулке, названном по имени двора, где в XVI веке делали разрывные артиллерийские снаряды. Напишите, какие инструменты для черчения изображены на карте. (3 балла)
    • Ответ: Загадан Гранатный переулок (снаряды, о который говорится в задании, - гранаты). На карте изображен циркуль и козья ножка (аналогичные чертежные инструменты тоже засчитывались)
  • КП15 По адресу Большая Садовая, дом 10 находится музей известного писателя. Какие птицы “летают” над входом в музей? (1 балл)
    • Ответ: Над входом в музей Булгакова летают 2 совы / филина
  • КП16 На бывшей улице Алексея Толстого в доме 17 находится особняк известного мецената Саввы Морозова. Посчитайте шпили на крыше здания. (2 балла)
    • Ответ: 4 шпиля
  • КП26 Посмотрите на Фото 4 на карте и найдите то, что сейчас стоит на месте солнца. Перечислите народности. (3 балла)
    • Ответ: на месте солнца (ворота с солнцем) сейчас стоит памятник А.Пушикину, который в то время, когда была сделана фотография еще не был перенесен на эту сторону Тверской улицы. На памятнике написан отрывок из стихотворения А.Пушкина:
      …Слух обо мне пройдет по всей Руси великой
      И назовет меня всяк сущий в ней язык,
      И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой.
      Тунгус, и друг степей калмык…
      Народности, упомянутые в отрывке: финн, славян, тунгус, калмык
  • КП28 Посетите Сад Аквариум у Триумфальной площади. На каких музыкальных инструментах играют фигуры в фонтанах? (1 балл)
    • Ответ: скульптуры в фонтанах играют на панфлейте и на лире (кифара и арфа также засчитывались).
  • КП30 Зайдите в музей Ермоловой по адресу: Тверской бульвар, 11. Задание на этой точке вы получите у судьи в вестибюле музея. (2 балла) Задание, которое выдавалось на точке: «Из чего сделан пол, на котором вы стоите?»
    • Ответ: пол сделан из чугуна
  • КП38 Напишите, чей музей расположен в особняке Рябушинского. Укажите часы работы, написанные на табличке на особняке. (3 балла)
    • Ответ: В особняке Рябушинского расположен музей Горького; Часы работы: среда-воскресенье 11-17.30
  • КП42 Прогуляйтесь по Леонтьевскому переулку и найдите табличку, где написано старое название этого переулка. Перепишите все года, которые есть на табличке.(2 балла)
    • Ответ: На табличке в этом переулке написано про то, что переулок в 1938 году переулок был переименован в переулок Станиславского, а в 1994 году переименован обратно. То есть надо было написать два года: 1938, 1994.
  • КП43 Большой Гнездниковский переулок, дом 10. Что было на крыше, согласно табличке на доме? (1 балл)
    • Ответ: На крыше дома, согласно табличке на нем, был зимний съемочный павильон кинофирмы «Товарищество В.Венгеров, В.Гордин». Этот дом в Б.Гнездниковском переулке является первым небоскребом в Москве
  • КП47

Функционирующий при МГУ зоологический музей считается старейшим и самым крупным в столице. Здесь можно познакомиться с огромным разнообразием всех современных животных, обитающих на нашей планете.

История создания

Сегодня существующий при МГУ зоологический музей является не только самым крупным по занимаемой им территории, но и самым богатым по объему фондов после аналогичного заведения подобного профиля, функционирующего при РАН. Здесь собраны поистине уникальные экземпляры и богатейшие научные коллекции. Зоологический музей МГУ на Большой Никитской улице входит в десятку самых крупных в мире.

В 1755 году, согласно указу Елизаветы Петровны, был основан Московский императорский университет. Сегодня он известен как МГУ. Зоологический музей был открыт спустя тридцать шесть лет. Однако это не мешает считать его одним из старейших российских естественнонаучных центров.

История его берет начало с 1791 года. Именно в это время был основан кабинет натуральной истории при МГУ. Зоологический музей был открыт позже на его базе. Первоначально коллекция пополнялась путем частных пожертвований. Самым значимым было собрание из Семятического кабинета и музея П. Демидова. Здесь были собраны весьма редкие экземпляры животных и растений, минералов, монет и т. д. К сожалению, практически все музейные экспонаты Императорского университета были уничтожены во время пожара 1812 года.

Чудом сохранились только несколько редких раковин моллюсков и кораллов.

Отделение

В двадцатые годы из частично восстановленного кабинета было отделено зоологическое собрание. Оно и составило базовую основу одноименного музея. Последний был размещен в бывшем доме Пашкова, который был реконструирован под аудиторный корпус МГУ. Зоологический музей организовали по систематическому принципу. Это, по мнению организаторов, давало возможность максимально объемно иллюстрировать всю естественную эволюцию животных.

Руководители

С 1804 по 1832 год организацию возглавлял Г. И. Фишер. Это был выдающийся зоолог, ученик самого К. Линнея, перу которого принадлежат самые первые научные труды о российской фауне. В 1832 году первый директор зоологического музея МГУ разработал проект, по которому предлагал организовать вверенное ему заведение по образцу классических французских, английских и немецких аналогов. Однако его предложение не было принято.

С 1837 по 1858 гг. зоологическим музеем руководил К. Ф. Рулье. Будучи основателем российской экологической школы, он основное внимание уделял отечественной фауне - ее изучению. Рулье придавал огромное значение не только сбору серийных материалов по современным животным, но и ископаемым. Благодаря такой концепции уже к концу пятидесятых годов девятнадцатого века музей накопил более шестидесяти пяти тысяч экспонатов.

Неоценимую роль в развитии этого заведения сыграл профессор А. П. Богданов, который руководил им с 1863 по 1896 год. Именно им были разделены имеющиеся фонды, отделены экспозиционные, научные и учебные, систематизирована учетная работа. В 1866 г. экспозиция зоологического музея МГУ была открыта для просмотра, и к концу девятнадцатого столетия, по статистике, ее ежегодно посещало до восьми тысяч человек.

Переезд в новое здание

В начале двадцатого века специально для музея, который в те годы возглавлял профессор А. Тихомиров, построили новое здание. Проект был сделан академиком Быховским. Новое здание располагалось на углу Долгоруковского (бывшего Никитского) переулка и Большой Никитской улицы. Оно и по сей день сохранилось в прежнем виде, без каких-либо конструкционных изменений.

В 1911 году в верхнем зале для посещения открыли новую систематическую экспозицию. В двадцатых годах прошлого столетия в здании на Большой Никитской находились также помещения для работы сотрудников научно-исследовательского института зоологии, а с 1930 г. - некоторые подразделения биологического факультета МГУ. Зоологический музей тоже был введен в его структуру.

Военные годы

В июле 1941 года зоологический музей МГУ на Большой Никитской по понятной причине закрыли. Часть его научных коллекций эвакуировали в Ашхабад, а остальные разместили в нижнем зале. С марта 1942 года для посещения снова открыли два зала на втором этаже, а после окончания войны и нижний уровень. Эвакуированные фонды возвратились в родные пенаты в 1943 году. Пятидесятые годы прошлого столетия ознаменовались освобождением музейного здания от биологического факультета.

Залы зоологического музея МГУ

Сегодня посетителям представлено более десяти тысяч экспонатов, иллюстрирующих огромное многообразие животного мира нашей планеты. В просторных залах музея экспозиции построены систематично, согласно эволюционным критериям и международной зоологической классификации. Это дает возможность посетителям легко ориентироваться в разделах богатой коллекции. Миниатюрные жизненные формы, к примеру одноклеточные организмы, в музее представлены муляжами.

Зал первого этажа содержит большую часть экспонатов — начиная от насекомых и раковин и заканчивая высшими существами. Представленные в виде оригинальных диорам, экспозиции дают возможность посетителям увидеть представителей животного мира - рептилий, земноводных, млекопитающих, птиц и т. д. в естественной их среде обитания. В одном из помещений представлены глубоководные формы жизни, а также экосистемы океанского дна.

Верхний этаж

Зоологический музей МГУ имени М. В. Ломоносова - это трехэтажное здание. Его залы находятся на первых двух. На втором этаже находится «Костный зал». Такое название ему дали по причине того, что в нем собраны скелеты многих животных, относящихся к различным зоологическим отрядам. Верхний зал сегодня полностью отведен под рассказывающую об огромном разнообразии млекопитающих и птиц экспозицию. Почти все объекты этой выставки — это чучела, которые выполнены лучшими российскими таксидермистами, работающими в конце девятнадцатого и в течение двадцатого столетия. В обоих залах экспонаты в основном размещены в точном соответствии со своими систематическими положениями.

Символ зоологического музея МГУ - небольшой зверек выхухоль. Именно он изображен на эмблеме. В музее так много интересного, что увидеть все за один день невозможно. Одной из самых последних экспозиций является сообщество гидротермальных источников. На фоне остальных разделов музея оно смотрится весьма необычно. Основным объектом этой экспозиции является не конкретная систематическая группа, а разные животные, вместе составляющие общую экосистему, которая «погружена» в океан. Это единственная в своем роде земная система, которая своим существованием непосредственно обязана планетарного масштаба процессам, происходящим в недрах земли.

Экспонаты

Вдоль центральной линии верхнего зала смонтировано небольшое количество чучел. Там же тематические витрины, посвященные птицам, — «Охота с ловчими птицами», «Птичий базар», «Птицы Подмосковья».

Зоологический музей МГУ осуществляет серьезную работу, изучая и систематизируя знания о животных. Из имеющихся десяти миллионов экспонатов выставлено только восемьдесят процентов. Среди них есть и уникальные представители фауны, к примеру, самый тяжелый жук-голиаф и т. д.

Самые крупные и интересные экспонаты музея из-за солидных размеров представлены в вестибюле. Одним из них является чучело слонихи, которая в послевоенные годы обитала в Московском зоопарке. Второй экспонат — это скелет редкого шерстистого мамонта - последнего вида, жившего на планете. У него есть интересная особенность - след серьезного перелома кости черепа. Помимо биологических экспонатов, зоологический музей МГУ располагает неплохим собранием картин художников-анималистов.

Дополнительная информация

В учреждении проводится активная научная работа. С музеем сотрудничают многие известные ученые, в том числе и зарубежные. У него неплохая библиотека, в которой хранится более двухсот тысяч томов литературы и исследований, касающихся биологической тематики. В музее организуются не только экскурсии для посетителей разных возрастов, но и интерактивные занятия для ребят от четырех до пятнадцати лет. Уроки проводятся по типу активного общения. В музее постоянно проводятся тематические детские праздники: «День птицы», «Русская выхухоль» и т. д. Кстати, последнее животное - это, как уже упоминалось, символ зоологического музея МГУ.

По выходным здесь функционирует научный террариум. В музее собраны многочисленные живые рептилии. Посетителям разрешено кормить хамелеонов, держать в руках агаму, а сотрудники террариума увлекательно расскажут о привычках своих подопечных. Стоимость билета для посещения музея взрослым - двести, а школьникам, студентам и пенсионерам нужно платить пятьдесят рублей.

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012

Наверное, бывают трусливые летчики или веселые ростовщики. Но у людей иное представление об их характерах. И как правило, оно оправдывается. Не совсем ясно, то ли профессия лепит человека, то ли дело нравится только при определенном душевном складе, а может быть, сказывается и то и другое, но между работой и характером людей, как утверждал поэт, «есть тонкие властительные связи».

Любимый и традиционный жюль-верновский герой, самозабвенно охотящийся за бабочками, добрый и чудаковатый, смелый и наивный, набитый всевозможными знаниями, бескорыстный и увлеченный, дает точное представление о типаже систематика. Чем больше знакомишься с людьми этой профессии, тем чаще кажется, что систематик — это не просто профессия, а и черта личности, и что нельзя работать систематиком, им можно только быть.

Вклад отечественных систематиков в классификационную систему огромен. Отличительной чертой труда наших ученых является коллективный стиль. Трудно выделить кого-то персонально в замечательной армии таксономистов, но легко назвать учреждение, с которым связана мировая слава русской зоологической систематики,— это ЗИН. Научным институтом он стал только в годы Советской власти. До того он был просто Зоологическим музеем, а еще раньше — частью знаменитой петровской Кунсткамеры. Сейчас они, предок и потомок, расположены рядом в самой прелестной части Васильевского острова, у ростральных колонн, откуда так живописно просматриваются невские ансамбли, к красоте которых невозможно привыкнуть.

Сюда, к первому дому Университетской набережной, тянутся с утра два совершенно разных людских потока. Один, многочисленный и звонкоголосый, растекается по музейному этажу. Обходя костяк гигантского кита, школьники застывают перед цветовым великолепием коллекции тропических бабочек или чучелом огромной анаконды. Другой же поток, людей взрослых и целеустремленных, равнодушно минуя музейное великолепие, исчезает в бесконечном коридоре Зоологического института. Это научные сотрудники.

Наука «Систематика» имеет вполне определенный запах. Острый нафталинно-формалиновый дух пропитал навечно стены зоокоридора, плотно заставленные шкафами. В них хранятся коллекции, входящие в пятерку самых богатых в мире, и книги.

Вторая чисто внешняя особенность систематики — обилие старинных книг. Роскошные фолианты, в коже и марокене, с золотым тиснением и мраморным обрезом, делают учрежденческий коридор похожим на кабинет библиофила или музейное собрание раритетов. Дело в том, что книги по систематике не стареют. Бесконечно обновляясь и расширяясь, дисциплина эта хранит как рабочий материал все то полезное, что сделано предшественниками. В отличие от других наук, классические работы здесь не окаменевают, а сами являются сырьем для следующих этапов. Систематическое древо вечно зеленеет!

И может быть, чувство истории, преемственности особенно глубоко осознается в старом здании Петербургской таможни, приспособленном под Зоологический музей, именно потому, что ученые мужи прошлого и сегодня остаются соперниками в науке. С портретов, висящих в вестибюле, они внимательно следят за баталиями современных биологов, словно подзадоривают: «Вы, нынешние, ну-тка!». Среди них и Петр Паллас, хранитель коллекций Кунсткамеры, положившей начало Зоологическому музею.

Сын немца и француженки, свою настоящую родину Паллас обрел в России, куда был приглашен Екатериной II. Сразу после приезда новый член академии отправляется в длительное путешествие. Исследуя берега Волги и Яика, склоны Уральских гор и Алтай, отважный исследователь доходит до китайской границы. Вернувшись обратно через Кавказ, Паллас привез в столицу такое количество материалов, что для обработки их ему не хватило всей жизни. Он впервые описал кабаргу, росомаху, соболя... Новые виды птиц, пресмыкающихся, рыб, моллюсков, червей, зоофитов стали известны ученым Европы благодаря его трудам. Одни только грызуны доставили материала на целый том. Академик выпускает «Русскую флору» в двух толстенных томах и сразу принимается за «Русскую фауну». А ведь зоологические работы составляли не самую весомую часть его исследований. Статьи по географии, климатологии, этнографии выходят одна за другой. Паллас сотрудничает в топографическом отделе, утвержден историографом адмиралтейств-коллегий, занят изучением Крымского полуострова...

Слово о Палласе многоопытный Кювье закончил так: «Он жил всегда как настоящий ученый, занятый единственно изысканием истины, а на все остальное не обращавший большого внимания... Чем больше приобретаешь опытности, тем более убеждаешься, что это единственное средство сохранить и чистоту совести и спокойствие!»

Можно, пожалуй, утверждать, что неподдельный научный интерес и бескорыстие — профессиональные черты систематиков. Что заставляет человека, согнувшись над бинокуляром, изо дня в день изучать генитальные органы наколотых на булавочку бесчисленных жуков? Не предвидится ни шумного успеха, ни славы.

Заваленный работой Паллас так и не успел создать Зоологического музея, и в подвале Кунсткамеры, разрушаемые сыростью и молью, гибли коллекции, собранные экспедициями Лепехина и многих других землепроходцев.

В августе 1828 г. Академия наук назначает директором музея Карла Максимовича Бэра. В «Автобиографии» он так описывает свои впечатления об этом учреждении:

«Зоологический музей, расположенный в двух больших залах в здании старой Кунсткамеры, как ее называли, все еще производил впечатление прежнего кабинета редкостей. Огромные змеи и другие твари, прикрепленные к стенам и потолку, как будто бы ползли по ним, поражая посетителей... Моя первая мысль при осмотре Кунсткамеры была такова: убрать отсюда зоологические коллекции, так как здесь слишком глубоко укоренился тип старинного учреждения. Я еще более укрепился в этой мысли, увидев, что систематические названия млекопитающих, которые были прикреплены на подвижных подставках, были частью перепутаны. Расставив их как следует, я через два дня нашел их опять на прежних местах. Это было дело рук так называемого «смотрителя» музея, бывшего слуги Палласа, который имел некоторое представление о набивке чучел, но о зоологической систематике не имел понятия».

Прошло два года. Академик Бэр, так и не создав музея, покинул Петербург, а в кладовых гнили теперь и его собственные коллекции, собранные на севере России.

Официально Зоологический музей был открыт 4 июля 1832 г. Его основателем и первым директором был Федор Федорович Брандт. Почти год он занимался устройством музея, отдавая ему все силы и знания. Когда вновь назначенный директор впервые пришел в Кунсткамеру, налицо был явный прогресс музейного дела: вместо одного смотрителя в штате числились четверо служащих...

Экспонаты Кунсткамеры дали много полезного. Правда, были редкости, например ископаемый носорог, описанный Палласом, и мамонт, описанный самим Брандтом, но зато отсутствовали совершенно не экзотические, но необходимые виды.

В 1875 г., когда Н. М. Пржевальский обрабатывал орнитологический материал, полученный во время своего первого путешествия в Центральную Азию, ему для сравнения потребовался обычный воробей. Оказалось, что в коллекции Зоологического музея нет ни одного экземпляра воробья. Пришлось специально приготовить несколько воробьев, добытых в окрестностях Петербурга.

Для молодого музея трудно было подыскать лучшего директора, нежели Брандт. Он был ученым бескрайней эрудиции. Свою научную деятельность Федор Федорович начинал как медик, причем вполне успешно: он стал доктором медицинских и хирургических наук. Но потом его внимание привлекли поочередно ботаника, анатомия, зоология. Причем он не менял профессии, а расширял круг своей деятельности. Свои директорские хлопоты он совмещал с чтением лекций по зоологии в Главном педагогическом институте, курсом по анатомии при Медико-хирургической академии, инспекторской работой в Мариинском институте и президентскими обязанностями в Русском энтомологическом обществе.

Круг его интересов очертить довольно затруднительно, так как Брандт являлся членом свыше 70 научных учреждений, как русских, так и иностранных. За три года до смерти, когда отмечался 50-летний докторский юбилей, ему преподнесли печатный список его научных трудов. Он занял 52 страницы. Там было описание коллекций, собранных Ф. П. Литке, работы, о бобрах, монография об осетровых рыбах, труды по ботанике, палеонтологии, сравнительной анатомии, филологии и, конечно же, систематике.

Почти полвека, до самой смерти возглавлял Бранд Зоологический музей, пополняя и систематизируя его коллекции.

В лучах этой славы незаслуженно померкло скромное имя препаратора Зоологического музея Ильи Гавриловича Вознесенского. Отправленный Брандтом для сбора коллекций в Русской Америке, он в течение почти десяти лет исходил всю Аляску. Курильские острова, Камчатку. Вознесенский не был первопроходцем, но собранный им материал, как стало ясно позднее, явился подлинным открытием тех мест, куда приходил дотошный и трудолюбивый исследователь. Академик Брандт утверждал, что «нет зоологического труда о Восточной Сибири и наших бывших северо-американских колониях, в которых с благодарностью не упоминалось бы имя Вознесенского».

Собранные им коллекции становятся ценнее год от года. Сегодня на него ссылаются не только зоологи, но и историки, этнографы, ботаники, антропологи, геологи, демографы. Присланные в Академию сто пятьдесят ящиков этнографических материалов, около четырех тысяч животных, препарированных Вознесенским, новые четыреста видов, обнаруженные им,— это богатство, которое «превосходит всякое вероятие», как писал академик А. А. Штраух, сменивший Брандта на посту.

Летом лаборатории ЗИНа полупустынны: биологи отправляются в поле. Среди них и систематики, собирающие материалы по своей группе. Даже сегодня поле означает порой нелегкое путешествие, а в прошлом это было довольно опасное предприятие, и систематик часто шел с сачком в одной руке и с винтовкой в другой. Собирая коллекцию для музея, П. П. Семенов-Тян-Шанский проник удачливо в сердце Азии, но вот его предшественник Шлагинтвейн был казнен в Кашгаре, а Северцов попал в плен к юокандцам. Труд систематика нередко оказывался сродни работе геолога, топографа, охотника.

Когда в бесконечном коридоре ЗИНа раздавался резкий скрипучий голос Григория Ефимовича Грум-Гржимайло, известного специалиста по бабочкам, зоологи отрывались от своих бинокуляров и определителей и шли послушать рассказы о Бухаре, Памире или Западном Китае, по которым он бродил с 1885 по 1890 г. Знаменитый путешественник носил шутливое прозвище Нога европейца, так как он добирался в такую глухомань, куда до него не попадал ни один исследователь.

Не меньший переполох вызывало и появление тихого и скромного Григория Николаевича Потанина, всегда приходившего со своей маленькой и худенькой женой Александрой Викторовной, верной спутницей в его тяжелых походах. Она скончалась на руках мужа во время его четвертой экспедиции в Китай в 1892 г.

Многолетним сотрудником Зоологического музея был и Иван Дементьсвич Черский. Сосланный за участие в польском восстании в Сибирь, он полюбил этот суровый край и посвятил ему всю свою жизнь. Высокий, стройный, носивший неизменный старый пиджак и стоптанные залатанные сапоги, этот человек вызывал невольное уважение у всех и своим мужеством, и огромными знаниями в геологии, палеонтологии и географии, добытыми самостоятельно.

Быть может, существует Муза Систематики, близкая своим более знаменитым подругам. Иначе как объяснить, что среди людей, посвятивших себя этому делу, так много художественно одаренных личностей? Первым напечатанным в России произведением Карла Бэра была кантата в честь окончания Отечественной войны 1812 года. Н. Полежаев переводил Гейне, великолепно играл на рояле и писал популярные в свое время романсы. Профессор зоологии, член-корреспондент АН СССР Н. Холодковский, наверное, более известен как переводчик Мильтона, Байрона, Гёте. Его перевод «Фауста» остается непревзойденным. Сын знаменитого путешественника, многолетний сотрудник ЗИНа, описавший 800 видов и 100 родов, А. П. Семенов-Тян-Шанский писал стихи, перевел Горация, выпустил несколько статей о Пушкине. Он использовал свои специальные знания для анализа поэтических текстов, ведь многие мастера допускают ботанические ошибки. Например, у Лермонтова одновременно «волнуется желтеющая нива» и цветет ландыш. Старший брат ведущего энтомолога ЗИНа, сам крупный энтомолог, Алексей. Николаевич Кириченко был страстным фотографом, увлекался археологией и архитектурой. Он сделал обмеры и фотографии руин термезских памятников XI века до н. э. Число подобных примеров легко можно приумножить. Один из директоров ЗИНа академик Е. Н. Павловский даже написал на эту тему специальную книгу «Поэзия, наука и ученые».

Каждую неделю на длинный стол ЗИН"овской библиотеки вываливается цветная россыпь биологических журналов, и научные сотрудники роются в них, отыскивая свежие публикации «соперников».

Профессия систематика принадлежит к числу тех, с которыми трудно расстаться. Поэтому в ЗИНе всегда было много патриархов. Среди них следует назвать человека, отдавшего всю жизнь институту и скончавшегося в его стенах, ихтиолога Петра Юльевича Шмидта. Его именовали «средним» в отличие от «большого» — академика-палеонтолога Ф. Б. Шмидта, очень крупного и басовитого, и «малого» — библиотекаря Зоологического музея.

К ветеранам института относится и предшественник Шмидта по ихтиологическому отделу С. М. Герценштейн. Его эрудиция была неистощима. Предельно скромный, необыкновенно добрый, всегда готовый помочь каждому, кто обращался к нему с вопросом, он был общим любимцем. А вот внешность его была неказистая: сутулый, с огромным крючковатым носом. Профессор Никольский вспоминает, что однажды, когда Герценштейн в азарте переворачивал камни на берегу Белого моря в поисках прибрежных животных, проезжавшие рыбаки приняли его за черта и закричали: «Провались ты, нечистая сила!»

Но пожалуй, дольше всех поработал для ЗИНа Александр Александрович Штакельберг, более шестидесяти лет собиравший и систематизировавший мух, глава малярийной комиссии. Долгие годы он был редактором томов «Фауны СССР» и «Определителей», выпускаемых институтом. На его глазах изменился не только Зоологический музей, но и вся биологическая наука. В начале века все научные сотрудники музея собирались в перерыв «попить чайку». Было их около десятка. Да и всех зоологов в стране, как утверждает статистика, насчитывалось 406.

Сейчас /1990/ их больше только в одном ЗИНе. А всего зоологов в Союзе около пяти тысяч. И вот что любопытно. Несмотря на такой бурный рост, зоологи в общем числе научных работников биологического направления составляют долю, в десять раз меньшую, чем до революции. Значит, другие биологические дисциплины развиваются еще стремительней.

С 1907 по 1971 г. проработал в ЗИНе Александр Николаевич Кириченко. Ничто не мешало ему каждый день выполнять норму: определять 80-200 насекомых. В осажденном Ленинграде он оставался во главе ЗИНа. Кириченко описал 34 новых рода и 223 вида, один род и около 30 видов были названы в его честь. Его перу принадлежит около ста тридцати научных работ, среди которых фундаментальные — два тома «Фауна России» и настольная книга всех гемиптерологов «Определитель полужесткокрылых», продолжающий дело Ошанина. Благодаря стараниям Александра Николаевича фондовая коллекция клопов в ЗИНе является лучшей в мире. Чего только не делал Кириченко для ее пополнения! Он выменивал насекомых на марки, упрашивал дипкурьеров собирать их в экзотических странах, списывался с русскими людьми, волею судьбы заброшенными в разные уголки мира. Ф. Г. Добржанский собирал для Кириченко клопов в Северной Америке, А. Оглоблин — в Аргентине, Г. Олсуфьев — на Мадагаскаре. О его памяти в ЗИНе до сих пор ходят легенды...

Чеховская Т.П., Щербаков Р.Л. 1990 Ошеломляющее разнообразие жизни, 64-77

Музеями) находится в самом центре Москвы. Его адрес ул. Большая Никитская, д. 6, на пересечении с Никитским переулком. Добраться сюда с учетом вечных московских пробок лучше всего на метро, от станций Охотный ряд или Библиотека имени В.И.Ленина идти минут пять, не больше.

Музей расположился в историческом здании, которое было построено специально для него в 1902 году. В 70-80-х годах прошлого столетия здание реконструировали (внешнего вида это не коснулось), залы стали просторнее, увеличилась площадь музея.

Изначально Зоологический музей формировался как Естественнонаучный кабинет при Московском Государственном Университете. Затем из него выделилась зоологическая часть, которая на тот момент и составила основную коллекцию музея, которая постоянно пополнялась и пополняется до сих пор. На сегодняшний день она насчитывает 4,5 млн. экспонатов.

Весь музей условно разделен на три большие составляющие, которым соответствуют отдельные залы музея. В так называемом Нижнем зале сосредоточено большинство животных – от одноклеточных инфузорий до пресмыкающихся. В Верхнем зале можно увидеть птиц и млекопитающих. Также на втором этаже находится Костный зал, название которого говорит само за себя.

Перед посещением лучше выбрать себе какую-то определенную цель – например, сегодня вы осмотрите морских обитателей, в следующий раз млекопитающих, в третий – насекомых. К тому же цена билета достаточно демократичная и располагает к многократным визитам. Еще лучше – заказать экскурсию. Зоологический музей предлагает более 30 различных тематический экскурсий; выбор зависит только от того, кто вам больше нравится – звери и птицы, к примеру, или пресмыкающиеся. Правда, экскурсоводы здесь попадаются разные: бывает так, что заслушаешься, но встречаются и довольно-таки унылые, от рассказа которых хочется зевать. Тематическая экскурсия для группы школьников стоит 1500 рублей, столько же будет стоить индивидуальная экскурсия. Для группы взрослых стоимость экскурсии составит 2500 руб.

Конечно, если вы уже вышли из детского возраста и не являетесь фанатом Discovery и Animal Planet, то подумайте, прежде чем сюда ходить, музей может разочаровать – кроме собственно чучел животных и их скелетов, засушенных насекомых, останков моллюсков тут ничего нет. Дети, как правило, пребывают в восторге от музея. Еще бы, ведь тут им можно показать и панду с детенышем, и семейство белых медведей, и лошадь Пржевальского, и ярких бабочек, и огромных жуков. Дети обычно пристают с вопросом: «А они настоящие?» Да, тут все самое настоящее. Нельзя не отметить высокое мастерство художников-таксидермистов (это такие люди, которые изготавливают чучела животных). В голове не укладывается, каким образом тушку мертвого животного можно превратить во вполне себе живенького зверька с блестящими глазками. Смотришь на волка – как будто он сейчас на тебя набросится.

Связанная с обилием чучел особенность музея – устойчивый запах нафталина, как из бабушкиного сундука. Коробочки с нафталином (а может быть это еще какой-то химикат, но пахнет именно как нафталин) стоят рядом с каждым чучелом. Все чучела, кстати, под стеклом, поэтому фотографировать их не очень удобно из-за бликов.

Вообще в целом Зоологический музей МГУ оставляет какое-то странное впечатление. Такая академическая атмосфера мало где осталась в Москве, разве что в Ленинской библиотеке, да и то там нынче все электронное, а тут кажется, что попал в 80-е годы прошлого века. Единственное, что напоминает о настоящем – всюду торговые лотки со всякой сувенирной всячиной на зоологическую тему.

В заключение хотелось бы сказать, что в Зоологическом музее на Большой Никитской незаслуженно мало посетителей. А ведь музеев сугубо познавательного, а не развлекательного характера становится все меньше. Зоологическйи музей - один из них, при чем он входит в десятку самых крупных музеев мира в своей тематике и является вторым по величине зоологическим музеем России после Петербургского.




Top