Звезда автострады на гитаре. Звёздная автострада пурпурно-лиловых

Музыканты легендарной рок-группы из Великобритании Deep Purple (D . P .) вот уже более сорока лет не сходят со сцены. Начав выступать в 1968, к семидесятому году состав группы окончательно сформировался. Поменяв манеру игры и утяжелив свою музыку, коллектив стал одним из родоначальников классического стиля hard -rock . В рок жанре группа вошла (вместе с тучными Black Sabbath и хард-блюзовыми Led Zeppelin ) в тройку самых лучших и востребованных коллективов того времени. Виниловые пластинки Deep Purple до сих пор не потеряли своей актуальности. Свой сильнейший альбом, по мнению как критиков и почитателей, так и самих музыкантов, они издали в 1972 под названием «Machine Head” . Запись производилась в Швейцарии (г.Монтрё) с 6 по 21 декабря 1971г. в помещении пустующей в межсезонье гостиницы Grand Hotel . Здесь же были записаны самые грандиозные суперхиты группы. Это известные всем любителям коллектива песни: скоростная Highway Star (Звезда автострады) и легкоузнаваемая с первых рифов Smoke on the Water (Дым над водой). Сегодня речь пойдёт об истории создания песни Highway Star . Текст песни (в основном) был написан певцом группы Яном Гилланом. В песне поётся о машине, как о любимой девушке, за рулём которой парень чувствует себя непревзойдённой звездой автострады. К заслугам басиста группы (Гловера) можно отнести придуманное им название песни, пару фраз и пару добавленных нот в инструментальную часть. Песня была сочинена в салоне автобуса, когда D . P . ехали на гастроли в Портсмут. В автобус с рок-группой ехали журналисты. Ричи Блэкмор что-то себе наигрывал на своём банджо и один из журналистов спросил: «А как вы пишите песни?». Ричи ответил: « Да вот так» - и давай бренчать на одной ноте, всё больше и больше усиливая темп и набирая обороты. К нему подключился Гиллан и начал что-то своё подпевать. Так перед одним из выступлений, прямо на колёсах появился один из самых популярных хитов D.P. Сочинённую песню они исполнили в тот же вечер на концерте. Блэкмор был движущей силой этой мелодии. Он с нарастающей силой во вступительной части строчил как пулемёт: четко и агрессивно. Как утверждает Джон Лорд, песню написали на едином дыхании, совсем чуть-чуть подправив её в студии. А его органная вставка в стиле а-ля Бах очень понравившаяся музыкантам группы, стала достойной золотой огранкой для трека. Как позже признался Блэкмор, он часто сам не знал, что будет играть в следующую минуту. И это придавало его стилю, манере игры на соло гитаре невероятную красоту, в то же время мощь и узнаваемость исполнителя. Его гитарные пассажи очень лиричны и заставляют слушателя в экстазе уноситься вместе с музыкой. Множество своих соло король электрогитары играл сходу, без доработок. Так и в этом треке он сыграл арпеджио а-ля Моцарт на одном дыхании. В 70-е даже легенды ходили, что гитарное соло Ричи из Highway Star никто из знаменитых гитаристов не мог долгое время безошибочно повторить и так быстро сыграть. Highway Star, бесспорно, одна из самых лучших песен коллектива. Она также относится к числу наилучших рок произведений, посвящённых автостраде, как в музыкальном плане, так и в плане текста за всю историю рока.

Просмотрев все свои предыдущие «десятки», я пришел к выводу, что чего-то явно не хватает. И вот, проснувшись одним утром понял, что в некоторых песнях есть крайне важная часть, важнее риффа или даже текста — соло. Поэтому вот, ориентируясь на списки журналов Classic Rock и Guitar World, внося кое-какие свои изменения, представляю вам топовые соляки последних 50-ти лет.

1. Stairway to Heaven (Джимми Пейдж, Led Zeppelin)

«Лестница в небо» стала одной из самых знаменитых песен Led Zeppelin и рок-музыки вообще, а также самой часто проигрываемой композицией на американских радиостанциях. Такому успеху в немалой степени способствовало яркое соло гитариста Джимми Пейджа, по мнению которого, «…в песне кристаллизована самая суть группы. В ней есть всё, и всё самое лучшее нас как коллектива, как творческой единицы…Не знаю, смогу ли я создать ещё что-то подобное. Мне нужно будет ещё тяжело потрудиться, прежде чем я приближусь к такой выразительности, такому блеску…» Если Вы решите стать гитаристом, то вот ваш to-do-list на ближайший год — купить гитару, начать отращивать волосы и разучить соло на 06:15 минуте.

2. Highway Star (Ричи Блэкмор, Deep Purple)

Одна из самых громких, быстрых и известных вещей Deep Purple, раскрашенная незабываемым гитарным соло Ричи Блэкмора на пятой минуте композиции. Песня получила массовое признание после того, как попала на 19 место в списке «100 величайших гитарных соло», составленном авторитетным журналом Guitar World(на него ориентир я и взял). Хотя глупо говорить, что это было первое признание песни — это скорее ее «воскрешение» после давнего релиза.

3. Comfortably Numb (Дэвид Гилмор, Pink Floyd)

Шикарное соло Дэвида Гилмора в песне « Comfortably Numb » . Соло делится на две части — на 02:35 минуте и на 04:32 минуте. Эти две части можно назвать « светлая » и « мрачная » , ибо по характеру исполнения они именно такими и являются. У Дэвида всегда получалось передать необходимое настроение своей гитарой. У него всегда был самый уникальный звук и самые мелодичные соло.

4. All Along The Watchtower, Little Wing (Джимми Хендрикс, The Jimi Hendrix Experience)

Сколько раз я упоминал Джимми, сколько его песен и альбомов было затронуто, сколько о его личности я рассказывал — и опять я попал в этот круг. Так или иначе, одну песню выбрать мне нереально, да и журналы делят эти песни по разному. Поэтому просто скажу, что столь необычных песен в психоделическом роке, возможно, и нету. «All Along» — эталонный кавер, о котором даже автор Боб Дилан с детской восхищенностью отзывался, соло в песне разделено на 4 или 5 частей(кто как выделяет), каждая из которых полностью независима; «Little Wing» — это вообще что-то невообразимое. И без того красивая песня становится еще краше на 01:40 минуте, когда Джимми начинает солировать. Отголоски соло доносятся из 1960-х, когда многотысячная толпа хиппи, закатывая глаза, билась в экстазе под открытым небом на фестивале «Вудсток». Сюда можно было бы добавить еще и «Purple Haze», но три песне на одно место, даже как по мне, слишком жирно.

5. Hotel California (Дон Фелдер, Джо Уолш, The Eagles)

Самая популярная группа Штатов стала еще популярнее в 1976 году, когда вышел альбом «Hotel California», одноименный трек которого просто сносил всем башни. Ей-богу, по сей день слушаю и играю регулярно. Сама песня рассказывает нам о неком отеле, который носит название Калифорния. И если с текстом миллионы заморочек и версий происхождения, то с соло все крайне просто — сыгранное в два «ствола» Уолшем и Фелдером, оно полностью передает настроение песни и не надоедает. Длится две минуты и исполняется по канону только гитарой Gibson EDS-1275(точно так же, как это делает Пейдж в композиции №1 в списке)

6. Freebird (Аллен Коллинз, Гари Россингтон, Lynyrd Skynyrd)

«Свободная птица» заняла 3 строчку в списке «100 лучших гитарных соло» по версии журнала Guitar World, а журналист Amazon.com Лорри Флеминг назвал её «наиболее востребованной песней в истории рок-музыки». Гари Россингтон играл слайд-соло на Gibson SG, используя стеклянную бутылку в качестве в подражание своему кумиру – американскому гитаристу Дуэйну Оллману.

7. Master of Puppets (Кирк Хэммет, Metallica)

Люди, показавшие всему миру, как с помощью «митолла» можно стать мультимиллионерами, всегда умели делать хорошую музыку. А играть божественные соло у них умели все – от гитаристов до басистов. А то, что вытворял господин Бёртон, вообще достойно отдельного описания. Ты скажешь, что всё, что было написано после после 86-го, позорит «металл». Ну, или что они скатились после 91-го. Или даже 96-го. Одна из лучших хеви-метал песен в истории человечества начинается, как и подобает подобным песням, бодро, резко и цепляюще, но мы ведь говорим про соло. А какая хеви-метал песня без славного соло? Тем более, безбожно лажающий нынче Кирк Хеммет тогда на живых выступлениях грешил поменьше. Тем, кто не переносит 8 минут тяжёлой музыки, советуем перемотать на 3:32, когда начинается инструментальная партия, а там уже и соло. Хотя как можно не любить мелодичную, несмотря на свою «тяжесть», основную часть? Если тебе не нравится, то у тебя явно проблемы со слухом.

8. Eruption (Эдди Ван Хален, Van Halen)

Инструментал с дебютного студийного альбома стадионных рокеров Van Halen заложил новые стандарты игры на электрогитаре и положил начало целому поколению гитаристов, использующих уникальный стиль и подход виртуозного Эдди Ван Халена. «Eruption» отлично иллюстрирует мастерство гитариста в тэппинге (техника игры, когда звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе с использованием правой руки).

9. November Rain (Слэш, Guns N’ Roses)

Цилиндр, солнцезащитные очки, закрывающие лицо волосы, резкая, мелодичная и раскрепощённая манера игры – речь идёт, конечно же, о Слэше, соло которого стало одной из главных изюминок всем известного хита Guns N’Roses. Соло в сей композиции, скорее, дополнение к основной части — это больше пиано-баллада от Эксла.

10. Bohemian Rhapsody (Брайан Мэй, Queen)

Сэр Брайан Мэй и его легендарное соло на 02:35 минуте, служащее своеобразным мостом между «балладной» и «оперной» частями песни. Через два года после выпуска, в 1977 году, песня получила титул «Лучший сингл за последние 25 лет». В 2000 году,по результатам опроса 190 тысяч человек, «Bohemian Rhapsody» была признана лучшей песней тысячелетия.

Ричи Блэкмор гитарист Дип Перпл, такая формулировка в названии дана не спроста, так как она будет наиболее правильной для формата нашего сайта посвященному урокам гитары. Давайте разберемся, почему Ричи Блэкмор гитарист Дип Перпл, а не Рейнбоу или допустим Блэкморс найт? Играть то он хуже не стал в своих последующих проектах. Правильно?

Ответ на этот вопрос достаточно прост. Все таки именно играя в Deep Purple, Блэкмор стал идейным вдохновителем для многих гитаристов, ставших в последствии следующим поколением виртуозов гитаристов. Но даже если не брать в расчет таких известных мастеров гитары, как Мальмстин, на которого Блэкмор оказал немалое влияние, а даже просто любителей гитары. То выясняется, что наверное каждый второй знает известный рифф из Smoke on the Water и даже умеет его играть. А таких запоминающихся гитарных риффов во времена раннего Deep Purple было не мало. Из тех которые на слух запоминаются и заучиваются быстро, когда сыграв один их числа, многие гитаристы сразу скажут. Что это за гитарный рифф и откуда он. А это уже хорошая мотивация для начинающих гитаристов, которые с гордостью могут похвалиться перед своими друзьями новой разученной гитарной фишкой.

Дип Перпл, концерт в Париже 1975. Играют всем известную «Звезду Автострады» (Highway Star). Выступления некоторых виртуозов гитаристов, таких как Ричи Блэкмор, стоит смотреть на то, как они сами интерпретируют свои соло в песнях.

Конечно, не следует говорить, что все так просто у Блэкмора в его гитарных партиях. Если бы все было так просто, то вряд ли он стал тем самым гитаристом виртуозом, чье творчество повлияло на многих музыкантов.

Если анализировать его партии более внимательно, то мы обнаружим у него достаточно большое влияние классической музыки, которой он учился в самом начале своей карьеры гитариста. Точнее говоря, это были его первые уроки, когда он был еще ребенком. В это время он научился не просто играть на гитаре, а именно правильной технике игры на гитаре, что не так часто бывало у многих известных гитаристов. Стоит добавить, что как и в случае с Моцартом или Пако де Лусии, ему так же помогал его отец. Который достаточно ревностно контролировал процесс учебы у юного Блэкмора. Даже будучи не музыкантом, отец внес большой вклад в становлении Блэкмора, как музыканта. Его помощь больше заключалась не в том, чтобы показать как играется та или иная песня или классический этюд на гитаре, а в самом подходе к обучающему процессу. В своих занятиях музыкой, Блэкмор намало времени уделял прослушиванию пластинок отца с гитаристами, который подбирал ему исходя из того того, что звучание их было нестандартным для тех времен. Тем самым он прививал определенный вкус к музыке развивая творческое начало у юного гитариста. В последствии Блэкмор еще не раз удивит поклонников своим достаточно нестандартным подходом к музыке. Что скорее всего и является следствием его занятий музыкой, где отец с его пластинками гитаристов оказали немалое влияние на самого Блэкмора.

К моменту начала карьеры в Дип Перпл, у Блэкмора уже сложился его стиль игры на гитаре. Который можно описать как некая смесь классики с блюзом. В его партиях мы можем услышать блюзовые фразы, вертушки, лики наравне с классическими. Это и характеризует его стиль игры. Ярким примером может быть все тот же «Дым над водой» или песня «Lazy». Собственно любая другая тоже будет в тему. Естественно это не осталось без внимания у гитаристов, которые нашли в этом звучании новаторский подход и развили его дальше. Многие соло из песен раннего Deep Purple могут служить хорошим материалом для обучению импровизации на гитаре. Откуда каждый гитарист сможет взять для себя много интересного материала для использования в личных нуждах. Фирменные лики, пассажи, последовательности из арпеджио, которые можно играть как упражнения или мини этюды в своих ежедневных занятиях гитарой или использовать уже в своих импровизациях.

Конечно все это можно найти и более позднем творчестве Блэкмора. Но если рассматривать ранний Deep Purple времен Fireball, Machine Head, Burn, Stormbringer с точки зрения доступности для широких масс, то соло Блэкмора тех времен больше подойдут в качестве учебного материала. Здесь и известность хитов, которые у многих уже давно на слуху, и сами партии во многих вещах не такие сложные по сравнению с его более поздним творчеством. Обольщаться конечно не стоит, попотеть над разучиванием все равно придется, но это стоит того. Ваш музыкальный багаж знаний станет намного больше.

Клип на котором Ричи Блэкмор с группой Рэйнбоу исполняют песню Black Masquerade. это последний альбом записанный Блэкмором с группой Рэйнбоу, далее наступает эпоха Блэкморс Найт. Именно песня Black Masquerade дала название этому альбому своей строкой из песни. Но данный альбом, на тот момент успеха у публики или у критиков не нашел. на фоне популярности в то время гранжа, он попросту провалился в чартах. Естественно поклонники творчества Блэкмора остались верны его творчеству как и прежде, но этого для успеха альбома оказалось мало.




Top