6 фестиваль молодежи. История о том, как расцветала фестивальная ромашка – символ Всемирного фестиваля молодежи и студентов

Отношения между Москвой и Анкарой за последние полтора года прошли путь от балансирования на грани войны до почти открытого военного союза. Все изменилось после неудавшегося военного переворота летом 2016 года, и сегодня военное сотрудничество с Москвой считается одним из приоритетов турецкой политики. В преддверии визита в Россию президента Турции взяла интервью у одного из ведущих военных экспертов, главного редактора журнала Moscow Defense Brief , соредактора книги «Турецкая военная машина: Сила и слабость», подготовленной к изданию московским (ЦАСТ).

«Лента.ру» : В 1980-х годах ВС Турции были одними из самых крупных в Европе, и сейчас по-прежнему остаются весьма многочисленными. С чем связано такое внимание Анкары к военной области? Какие угрозы для страны видит турецкое правительство?

Михаил Барабанов: Турция сама по себе крупное государство, достаточно напомнить, что численность ее населения достигла 80 миллионов человек Поэтому численность ВС Турции относительно населения - на начало 2016 года это около 443 тысяч человек, сейчас, после чисток и сокращений, после попытки военного переворота это уже около 400 тысяч (все цифры без учета гражданского персонала, без жандармерии и береговой охраны) - даже меньшая, чем относительная численность ВС России.

Причины традиционного содержания Турцией крупной армии на протяжении ХХ столетия очевидны. Это исторически конфликтные отношения с большинством соседей: Грецией, Болгарией, а самое главное, - с Россией/СССР. Причем Россия была не только наиболее могущественным противником, но и представляла своего рода «экзистенциальную» угрозу Турции в связи с традиционным стремлением к установлению контроля над Черноморскими проливами, что для Турции было бы равнозначно расчленению страны и утрате ее самых развитых районов.

Естественно, что после 1991 года, когда российская угроза и угроза со стороны Варшавского договора были практически сняты, началось сокращение ВС Турции. Но оно не могло быть радикальным, поскольку остаются враждебные отношения с Грецией, кипрский вопрос, борьба с курдским сепаратизмом, а также добавилась напряженность на южных и юго-восточных границах в связи с конфликтами в Ираке, а теперь и в Сирии.

Ну и, наконец, не стоит сбрасывать со счетов то, что армия в республиканской Турции представляла собой в значительной мере автономную силу по отношению к правительству, и сама по себе не была заинтересована в глубоких сокращениях.

Какие основные изменения произошли в турецких ВС в 1990-х годах?

После 1991 года ВС Турции сократились примерно на 200 тысяч военнослужащих, было проведено сокращение числа соединений. Армия была постепенно переведена на бригадную структуру. Дивизии, которые еще в 1980-е по своей организации находились на уровне Второй мировой войны и состояли из полков, перевели на бригадную организацию, а само их число значительно сократили.

Были сокращены силы на границах с бывшим СССР (3-я полевая армия), которые были переориентированы на борьбу с курдскими повстанцами.

Но в целом можно сказать, что Вооруженные силы Турции после 1991 года претерпели меньшие сокращения и трансформации, чем вооруженные силы других стран .

Важным фактором стали массовые передачи Турции боевой техники, высвобождаемой в ходе сокращений ВС развитых стран НАТО в Европе - в первую очередь, армий США и ФРГ. Это позволило значительно повысить уровень технического оснащения турецкой армии, до того весьма низкий, особенно в отношении парка бронетехники, артиллерии, частично - авиации.

Наконец, 1990 - 2000-е годы стали периодом активного развития турецкой оборонной промышленности, интенсивно поддерживаемой государством и опирающейся в основном на иностранные лицензии. Здесь стоит выделить организацию авиастроительным объединением TAI сборки истребителей Lockheed Martin F-16C/D, что позволило перевооружить этими самолетами большую часть ВВС Турции, налаживание компанией FNSS лицензионного выпуска боевых машин пехоты AIFV (ACV-15), позволившее повысить механизацию армии, выпуск с 2000-х годов по иностранным лицензиям дальнобойных 155-мм/52 гаубиц в буксируемом (Panter) и самоходном (Firtina) исполнениях, освоение компанией Roketsan при китайском содействии производства реактивных систем залпового огня калибра 107, 122 и 302 миллиметра (и ракет к ним) и даже оперативно-тактического ракетного комплекса J-600T Yildirim, организацию постройки подводных лодок, фрегатов и ракетных катеров по германским проектам.

В организационном плане произошли серьезные изменения. В первую очередь, следует отметить резкое понижение роли , начальник которого до того осуществлял полное руководство ВС. Теперь все командующие видами ВС переподчинены непосредственно президенту.

Президент и премьер-министр Турции получили право напрямую отдавать приказы командующим и получать информацию от них, без предварительного согласия начальника Генштаба. Повышена роль министерства национальной обороны в управлении ВС (в противовес Генштабу). Из состава ВС были выведены и переданы жандармерия и береговая охрана.

В целом происходящее в Турции после 15 июля 2016 года свидетельствует о резком сокращении автономии и роли военной верхушки в политическом процессе и о фактическом полном переходе контроля над ВС к политическим властям во главе с президентом Эрдоганом.

Что из себя представляют турецкие ВС в данный момент?

В целом они представляют собой противоречивую картину. Основная проблема военного строительства в том, что Турция остается достаточно бедной страной, вынужденной содержать при этом большие по численности ВС. Прежде это вынуждало поддерживать повышенный уровень военных расходов (еще в 2002 году - 3,5 процента ВВП).

В последние 15 лет уровень военных расходов к ВВП постоянно сокращался, упав до 1,6 процента в 2016 году (все данные официальные, но есть и неофициальные оценки, более высокого уровня). По современным меркам это немного, и такой уровень существенно тормозит качественную модернизацию ВС, затрудняя достижение ими передовых западных стандартов.

Поэтому сухопутные войска Турции до сих пор остаются относительно отсталыми. По техническому и организационному уровню они примерно соответствуют развитым странам НАТО 1970-х - 1980-х годов. Основная масса танков - машины второго (М60, Leopard 1) и даже первого (М48А5) поколений. Танков третьего поколения Leopard 2A4, полученных от Германии в немодернизированном виде, немного (менее 350). Основные бронированные машины - старые американские БТР М113 и созданные на их базе лицензионные «легкие» БМП AIFV. Артиллерия по большей части также старых американских типов (за исключением гаубиц Panter и Firtina).

Оснащение турецкой пехоты весьма невысокое, до настоящего времени она даже полностью не обеспечена современными индивидуальными средствами защиты (бронежилетами и кевларовыми касками) и использует устаревшее стрелковое оружие (лицензионные немецкие винтовки G3 и автоматы Калашникова). Невысока насыщенность противотанковыми средствами, в первую очередь противотанковыми ракетными комплексами. Основной гранатомет - полученные из запасов армии бывшей ГДР РПГ-7 со старыми выстрелами (с истекающими сроками хранения). Основа войсковой ПВО - малокалиберные зенитные пушки.

Основой комплектования остается призыв. На ноябрь 2016 года в ВС Турции насчитывалось около 193 тысяч рядовых срочной службы и всего 15,7 тысяч рядовых, набранных по контракту. Это несколько компенсируется многочисленным профессиональным унтер-офицерским корпусом, насчитывающим более 66 тысяч человек. Однако очевидно, что перед нами массовая призывная армия со всеми недостатками такой системы в современных условиях.

Опыт участия турецкой армии в интервенции в Сирии начиная с августа 2016 года (операция «Щит Евфрата») свидетельствует о невысоком уровне подготовки личного состава, особенно на низших уровнях, и о недостаточной технической оснащенности войск. Есть, видимо, и проблемы с мотивацией личного состава.

В то же время весьма современными и боеготовыми выглядят ВВС Турции. В боевом отношении они представляют собой однородную силу из 235 истребителей F-16C/D, постоянно дорабатывающихся и оснащающихся новым вооружением. Кроме того, в ВВС сохраняется около 47 модернизированных с израильской помощью истребителей-бомбардировщиков F-4E-2020, также с достаточно современным оборудованием. Закупается и осваивается весьма значительное количество современного управляемого и высокоточного вооружения, как американского, так и теперь уже турецкого производства, которое используется в боевых действиях в Сирии. Создана группировка из четырех только недавно закупленных современных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления 737AEW&C. И наконец, уже в 2018 году ВВС Турции должны получить первые истребители пятого поколения Lockheed Martin F-35A.

Слабой стороной турецких ВС остается недостаточная численность вертолетной авиации, однако эта ситуация должна быть выправлена с началом поставок новых боевых вертолетов Т129 АТАК (модифицированный лицензионный вариант итальянского AgustaWestland А129, уже поставлено 19 единиц) и с планируемым началом лицензионного производства многоцелевых вертолетов Т70 (Sikorsky S-70i Black Hawk).

Предпринимаются активные усилия по развитию беспилотной авиации. Ведется отработка дальнего беспилотного летательного аппарата Anka собственной конструкции, а с 2016 года в Сирии уже начали применяться турецкие ударные беспилотники Bayraktar TB2.

Серьезным изъяном остается слабость наземных средств ПВО. В Турции продолжают эксплуатироваться в относительно небольших количествах устаревшие ЗРК Hawk, Rapier и даже такая музейная архаика, как Nike Hercules. При этом закупка современных зенитных ракетных систем затягивается, как и разработка своих комплексов.

Достаточно современными и многочисленными выглядят ВМС Турции, ядро которых составляют подводные лодки, фрегаты и большие ракетные катера немецких проектов.

Каковы основные проблемы, с которыми сталкивается турецкое военное строительство?

Основной проблемой остается уже указанная нехватка ресурсов для поддержания на действительно высоком уровне столь крупных вооруженных сил. Хотя ожидается, что к 2020 году уровень военных расходов будет поднят до двух процентов ВВП (как того требуют обязательства НАТО), это не изменит ситуацию. Тем не менее рост военных расходов позволит ускорить техническую модернизацию Вооруженных сил Турции, обеспечив достаточное финансирование ключевых программ - истребителей F-35A, вертолетов Т129 и Т70, танка Altay, беспилотников, современных ЗРК, систем разведки, связи и управления, дальнобойного ракетного оружия, универсального десантного корабля, новых фрегатов, корветов и неатомных подводных лодок. Возможно, что будет продолжено сокращение численности ВС.

В политическом отношении основной угрозой остается подспудная взаимная напряженность между ВС и режимом Эрдогана, уже прорвавшаяся в событиях 15 июля 2016 года. Несмотря на масштабные чистки, репрессии и оргреформы, проводимые властями, основные причины не устранены (и вряд ли могут быть устранены). Поэтому нельзя быть уверенными в исключении новых столкновений в будущем.

Кроме того, беспрерывные чистки генералитета и офицерского корпуса по политическим мотивам, идущие в Турции уже несколько лет (напомню, что до 15 июля было известное дело «Эргенекона») неизбежно дестабилизируют ВС и подрывают профессионализм и преемственность кадрового командного состава. Это может негативно отразиться на боеготовности ВС и компетентности командования.

Как Турция видит свое место в НАТО и будущее страны в Альянсе? Есть ли среди военных дискуссия по этому вопросу, какие позиции представлены?

Это весьма интересная и сложная тема. С одной стороны, ранее турецкая военная верхушка, считавшая себя оплотом кемалистских традиций и в целом светского республиканского строя, однозначно выступала за ориентацию на США и НАТО, рассматривая это как логическое продолжение внутренней прозападной политики и как часть курса на модернизацию. Настроенные таким образом офицеры и генералы («атлантисты») составляли большинство военного руководства.

Наряду с этим среди генералов и старших офицеров были и представители других идейных направлений, среди которых турецкие обозреватели выделяют «традиционалистов» (людей, склонных к религиозным и консервативным воззрениям и стоящих на позициях традиционного докемалистского «османизма»), «националистов» или «народников» (придерживающихся крайне правых националистических и пантюркистских взглядов и апеллирующих к исконному раннему кемализму) и «интернационалистов» или «евразийцев» (придерживающихся современных, даже отчасти левых взглядов, но выступающих против односторонней ориентации на США и НАТО и желающих многовекторной политики, «сдвига на Восток/Азию» в широком смысле и т.д.)

В 2010-2014 годах по итогам дела «Эргенекона» и подобных из турецкой армии было вынуждено уволиться большое количество офицеров, относившихся к «народникам» и «интернационалистам». Можно говорить о состоявшейся в этот период зачистке условно левого (по политическим взглядам) крыла в ВС. Эта чистка стала причиной идейного скольжения турецких военных в сторону правых идей - в первую очередь «атлантизма», но также и религиозного консерватизма. По мнению турецких обозревателей, именно этот процесс попытались оседлать и возглавить члены пресловутой организации Гюлена, которые приняли активное участие в попытке переворота 15 июля 2016 года.

В ходе последовавших за провалом путча чисток основной удар пришелся, наоборот, по офицерам-сторонникам «атлантизма» и «традиционалистам». В результате сейчас в турецких ВС снова укрепились «националисты-народники» и «интернационалисты-евразийцы». Это, наряду с очевидным сочувствием руководства НАТО и ведущих западных стран блока к «атлантическому» крылу турецкого офицерства (активно участвовавшему в заговоре), привело к резкому возрастанию скепсиса по отношению к НАТО в турецком военно-политическом руководстве. Общественное мнение после 15 июля также занимает по отношению к НАТО неблагоприятную позицию.

Тем не менее не стоит переоценивать значение этих факторов и тем более ожидать разрыва Турции с НАТО. Участие в Альянсе в целом очень выгодно для Турции, как для относительно слаборазвитой страны. Оно дает туркам доступ к современному западному военному обучению, к передовым командным и управленческим процедурам, к технологиям, к новой военной технике, к многообразным формам взаимодействия и получения помощи. Турецкая военная и политическая элита это понимает. В свою очередь, геостратегическая важность Турции для США и НАТО, особенно в условиях конфликтов в Сирии и Ираке, дает возможность Анкаре активно ставить условия и выдвигать условия своего содействия Западу. Поэтому Турция, видимо, будет повышать цену своего участия в НАТО для США и других партнеров по Альянсу.

Как можно оценить динамику и приоритеты развития собственной оборонной промышленности Турции? Какие применяются методы, есть ли следы продуманной стратегии?

В последние 25 лет турецкая оборонная промышленность совершила значительный скачок в развитии. Турция не только стала способна производить многие современные виды вооружения и техники (в основном пока что по иностранным лицензиям), но и реализовала либо начала реализовывать ряд амбициозных перспективных военно-промышленных программ (танк Altay, истребитель TF-X - тоже пока что при иностранном содействии), а также вошла в круг активных экспортеров вооружения.

Это продуманная и достаточно последовательно реализуемая государственная стратегия, основывающаяся на формулируемых долгосрочных планах. Основой развития турецкой оборонной индустрии является активное привлечение иностранного опыта и содействия. Это в первую очередь создание при государственной поддержке совместных предприятий с иностранными компаниями для лицензионного производства иностранных образцов техники со значительным уровнем локализации и последующей модернизацией либо приобретение иностранных лицензий с освоением полного цикла выпуска у себя.

При реализации амбициозных перспективных национальных программ создания систем вооружений выбирается иностранный партнер для участия в разработке и передачи технологий и опыта. Так, танк Altay создавался при участии , а начатое создание перспективного турецкого легкого истребителя TF-X подкреплено соглашениями о партнерстве с BAE Systems и Saab АВ. При этом в долгосрочных планах большое место отводится локализации и «импортозамещению» изделий и систем в процессе серийного производства.

Другим направлением является поощрение турецких оборонных предприятий к участию в международной военно-промышленной кооперации и в иностранных производственных программах. В результате, например, компании такой не самой высокоразвитой страны, как Турция, сумели получить весьма значительное место в качестве субподрядчиков в программе производства американских истребителей пятого поколения F-35. Достаточно указать, что только в 2016 году объем заключенных новых контрактов турецкой оборонной и авиационной промышленности на поставки только в США составил внушительные 587 миллионов долларов.

Большая роль в развитии ВПК в Турции отводится частному сектору. Частные компании всячески стимулируют к участию в военном производстве, и в ряде случаев закупочные тендеры специально проводятся только среди частников, без допуска государственных производителей. Так было, например, с программой постройки универсального десантного корабля. В результате многие турецкие частные оборонные фирмы добились крупных успехов, превратившись в заметных игроков не только на турецком, но и на международном рынке. Так, компания Otokar (входящая в состав частного холдинга Koç) стала не только крупнейшим турецким производителем бронетехники, но и головным подрядчиком в создании турецкого национального танка Altay, вложив в эту программу около миллиарда долларов собственных средств. Или можно вспомнить турецкую частную верфь Yonca-Onuk, за относительно короткий срок ставшую одним из ведущих в мире поставщиков скоростных военных катеров.

Какие можно привести удачные или, наоборот, неудачные примеры собственных и совместных программ, призванных развивать национальное оборонное производство и разработки?

До сих пор в Турции было реализовано лишь относительно небольшое количество непосредственно национальных программ создания видов вооружений. Упор до последнего времени делался на лицензионное либо совместное производство (истребители F-16C/D, легкие военно-транспортные самолеты CN-235, боевые машины пехоты AIFV, гаубицы Panter и Firtina, боевые корабли и подводные лодки немецких проектов).

Самостоятельные программы по созданию стали реализовываться только в последнее десятилетие, и они сталкиваются со значительными сложностями и затягиваниями сроков, понятными с учетом ограниченных возможностей турецких разработчиков и производителей. Значительные проблемы создает невозможность получить планируемое иностранное содействие. Так, проект турецкого дальнего беспилотника Anka серьезно затормозился после отказа от участия в нем израильских компаний из-за ссоры Эрдогана с Израилем. Или, например, ввиду отказа австрийского правительства по политическим причинам после событий 15 июля 2016 года выдать лицензию австрийской фирме AVL List на передачу технологий, турецкая компания Tümosan не смогла создать совместно с австрийцами дизельный двигатель для танка Altay, который в итоге будет оснащаться импортными немецкими дизельными двигателями MTU.

Как и любая недостаточно развитая в промышленном отношении страна, Турция сталкивается с серьезными проблемами и задержками при переходе от создания штучных опытных образцов к их серийному производству. Это видно на примере вертолета Т129 АТАК или того же танка Altay.

Вызывает сомнения реализуемость ряда наиболее претенциозных турецких оборонных программ последнего времени, вроде создания собственного перспективного истребителя TF-X. При этом уже заявляется готовность к самостоятельному созданию широкого спектра самых разнообразных комплексов (зенитные ракетные системы, крылатые и баллистические ракеты, спутники, пассажирские самолеты). В ряде случаев у турецких оборонщиков (а в большей степени у политического руководства) наблюдается «головокружение от успехов». Притом что, как было сказано, пока что достижения Турции в создании и доведении до серийных поставок собственных сложных систем вооружения выглядят достаточно бледно. Поэтому ближайшие годы покажут, насколько оправданными выглядят турецкие амбиции в этой сфере.

ВС Турции

Турция в настоящее время является единственным членом НАТО, реально готовящимся к войне сразу с несколькими соседними странами, причем основным потенциальным противником Турции является другой член НАТО – Греция. Турция сохраняет призывной принцип комплектования ВС, которые по численности личного состава и количеству вооружения и техники занимают второе место в НАТО после США. При этом личный состав имеет опыт боевых действий (против курдов), устойчивость к собственным потерям гораздо выше, чем у любой другой натовской армии.

Страна обладает мощным ВПК, способным выпускать боевую технику почти всех классов. При этом в военно-технической сфере Анкара сотрудничает как с основными западными странами (в первую очередь – с США и Германией), так и с Китаем, Россией, Республикой Корея, Индонезией. Наиболее слабым местом ВС Турции является очень высокая доля устаревшей техники. Кроме того, в последнее время высшее командование ВС подверглось массовым репрессиям со стороны политического руководства страны. Это проявилось в не слишком удачных боевых действиях против курдов на севере Сирии в 2016-18 гг.

Сухопутные войска имеют в своем составе четыре полевые армии (ПА) и одно командование, а также 15-ю учебную пехотную дивизию.

1-я ПА (штаб в г. Стамбул) отвечает за оборону европейской части страны и зоны черноморских проливов. Имеет в своем составе три армейских корпуса (АК) – 2-й, 3-й и 5-й.

2-й АК (Гелиболу) включает 4-ю, 8-ю, 18-ю мотопехотные бригады, 95-ю бронетанковую бригаду, 5-ю бригаду коммандос (ССО), 102-й артиллерийский полк.

3-й АК (Стамбул) считается частью СБР НАТО. Он включает 52-ю бронетанковую дивизию, 23-ю мотопехотную дивизию (6-й, 23-й, 47-й мотопехотные полки), 2-ю бронетанковую и 66-ю мотопехотную бригады.

5-й АК (Чорлу) включает 1-ю и 3-ю бронетанковые бригады, 54-ю, 55-ю, 65-ю мотопехотные бригады, 105-й артиллерийский полк, инженерный полк.

2-я ПА (Малатья) отвечает за оборону юго-востока страны, границ с Сирией и Ираком. Именно она ведет борьбу с курдами. Имеет в своем составе три АК – 4-й, 6-й, 7-й.

4-й АК (Анкара) включает 28-ю мотопехотную, 1-ю и 2-ю коммандос (ССО), 58-ю артиллерийскую бригады, полк президентской гвардии.

6-й АК (Адана) включает 5-ю бронетанковую, 39-ю мотопехотную бригады, 106-й артиллерийский полк.

7-й АК (Диярбакыр) включает 3-ю пехотную дивизию, 16-ю и 70-ю механизированные бригады, 2-ю, 6-ю мотопехотные бригады, 20-ю и 172-ю бронетанковые бригады, 34-ю пограничную бригаду, горную бригаду спецназа, 3-ю бригаду коммандос, 107-й артиллерийский полк.

3-я ПА (Эрзинджан) отвечает за оборону северо-востока страны, границ с Грузией и Арменией. Имеет в своем составе два АК – 8-й и 9-й.

8-й АК (Элазыг) включает 1-ю, 12-ю, 51-ю мотопехотные бригады, 4-ю, 10-ю, 49-ю бригады коммандос, 17-й мотопехотный полк, 108-й артиллерийский полк.

9-й АК (Эрзурум) включает 4-ю бронетанковую бригаду, 9-ю, 14-ю, 25-ю, 48-ю мотопехотные бригады, 109-й артиллерийский полк.

4-я Эгейская ПА (Измир) отвечает за оборону юго-запада страны, т.е. побережья Эгейского моря, а также северную часть Кипра (признанную только самой Турцией Турецкую республику Северного Кипра). Имеет в своем составе транспортную дивизию, 11-ю коммандос, 19-ю пехотную, 1-ю и 3-ю пехотные учебные, 57-ю артиллерийскую учебную бригады, 2-й пехотный полк. На Кипре дислоцирован 11-й АК. Он включает 28-ю и 39-ю пехотные дивизии, 14-ю бронетанковую бригаду, артиллерийский, 41-й и 49-й спецназа полки.

Командование армейской авиации имеет в своем составе 1-й, 2-й, 3-й, 4-й полки армейской авиации.

В последние годы Турция стала второй (после Болгарии) страной НАТО, имеющей на вооружении тактические ракеты. Это 72 американские ATACMS (ПУ для них являются РСЗО MLRS) и не менее 100 собственных J-600T, скопированных с китайских В-611.

Состояние и ключевые направления строительства вооруженных сил Турции на современном этапе определяются сложностью воен­но-политической обстановки на Ближнем Востоке и наличием серьезных вызовов и угроз безопасности государству. К ним, в частности, относятся: широкомасштабная гражданская война в Сирии; возможность создания Курдского государства в Север­ном Ираке и Сирии; террористическая деятельность Рабочей партии Курдистана; неразрешенность кипрской проблемы и споров с Грецией за контроль над остро­вами в бассейне Эгейского моря.

В сложившейся обстановке в республике реализуется комплекс военно-промышленных программ и мероприятий по стро­ительству и развитию вооруженных сил, направленных на нейтрализацию угроз внешней безопасности государству.

Основные положения нормативно-право­вой базы строительства и применения ВС Турции изложены в конституции государ­ства, принятой в 1982 году с внесенными в нее в 2013-м поправками, а также в «Концепции национальной безопасности», вступившей в силу в марте 2006-го. В них определены ключевые задачи ВС: защита страны от внешних угроз и реализация национальных интересов в регионе.

Исходя из этого, разрабо­тан и реализуется Долго­срочный план развития ВС Турции на период до 2016 года, конкретизирующий программы их строительства. Документ нацелен на совершенствова­ние национального ВПК с тем, чтобы он был способен конкурировать с мировыми экспортерами продукции военного назначения, повы­шение оперативных и боевых возможностей форми­рований ВС, а также уровня технической совместимости национальных вооруженных сил с ОВС НАТО.

Совершенствование ВПК Турции осуществляется за счет ре­ализации программ по соз­данию новых образцов вооружений и военной техники, а также по модернизации состоящей на вооружении техники. Ос­новными путями повышения боевых воз­можностей формирований ВС в настоящее время являются оснащение войск новым вооружением и его модернизация, измене­ние оргштатной структуры подразделений и повышения их мобильности.

На проведение этих мероприятий, по предварительным оценкам, потребуется около 60 млрд. долларов. До 2017 года на совершенствование ВС Турции предполагается израсходовать до 10 млрд. долларов. Основ­ные работы предусматривается выполнить на предприятиях ВПК страны. Источни­ками финансирования являются военный бюджет, национальные и международные фонды, а также средства, поступающие от граждан в виде компенсации за освобожде­ние от военной службы.

Расходная часть бюджета на 2013 год составила 24,64 млрд. долларов. Ассигнова­ния, выделяемые силовым министерствам и ведомствам, распределяются следующим образом: министерство национальной обороны (MHO) - 11,3 млрд. долларов; МВД – 1,6 млрд; главное управление безопасности - 8,2 млрд; командование жандармских войск – 3,3 млрд; командо­вание береговой охраны (БОХР) – 240 млн долларов. Доля выделенных MHO средств по отношению к общей расходной сумме законопроекта государственного бюджета на 2013 год составила 10,9 %, что на 0,2 % ниже по сравнению с 2012-м, - 11,1 %

СТРУКТУРА И ЧИСЛЕННОСТЬ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ТУРЦИИ

Турецкие вооруженные силы включают сухопутные вой­ска, военно-воздушные и военно-морские силы. В военное время в соответствии с конституцией страны предусматривается в состав сухопутных войск вводить части и подразделе­ния жандармских войск (в мирное время подчинены министру внутренних дел), а в ВМС - подразделения командования БОХР.

По оценкам западных военных специа­листов, на начало 2013 года общая численность личного состава ВС в мирное время достигала около 480 тыс. человек (СВ –370 тыс., ВВС - 60 тыс. и ВМС - 50 тыс.), а жандармских войск - 150 тыс.

Согласно законодательству страны вер­ховным главнокомандующим вооруженны­ми силами является президент. В мирное время вопросы военной политики и обо­роны ТР, применения ВС и проведения всеобщей мобилизации решает совет на­циональной безопасности, возглавляемый главой Турецкой Республики, а вопросы назначения высшего руководящего и ко­мандного состава – высший военный совет во главе с председателем - премьер-министром страны. Руководство строительством вооруженных сил осуществляет министр национальной обороны (гражданское лицо) через MHO.

Высшим органом оперативного управле­ния вооруженными силами Турции являет­ся генеральный штаб, которым руководит начальник ГШ, являющийся главнокоман­дующим ВС. Он назначается президентом по рекомендации высшего военного совета. Ему подчинены командующие видами ВС и жандармскими войсками. Согласно турецкому табелю о рангах начальник ГШ занимает четвертую строчку среди выс­ших должностных лиц государства после президента, председателя парламента и премьер-министра страны.

ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ

Порядок прохождения службы в ВС Турции и система их комплектования определены законом о всеобщей воин­ской повинности. Служба в вооруженных силах страны является обязательной для всех граждан мужского пола в возрасте от 20 до 41 года, не имеющих медицинских противопоказаний. Ее срок во всех видах ВС составляет 12 месяцев. Гражданин Турции может быть освобожден от службы после внесения в госбюджет денежной суммы в размере 16-17 тыс. турецких лир (8-8,5 тыс. долларов). Учет и призыв воен­нообязанных на действительную военную службу, а также проведение мобилизаци­онных мероприятий - это функции воен­но-мобилизационных отделов. Ежегодно численность призывного контингента составляет около 300 тыс. человек.

Рядовые и сержанты срочной службы после увольнения в запас в течение года находятся в резерве 1-й очереди, который именуется «специальным призывом», за­тем переводятся в резерв 2-й (до 41 года) и 3-й (до 60 лет) очереди. Контингент «специального призыва» и резервисты последующих очередей при объявлении мобилизации направляются для доукомплектовывания имеющихся, а также для формирования новых соеди­нений и частей.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА ВС ТУРЦИИ

Сухопутные войска явля­ются основным видом воору­женных сил (около 80% общей численности всех ВС). Непосредственное ру­ководство ими осуществляет командующий сухопутными войсками через свой штаб. В подчинении командования СВ находятся: штаб, четыре полевые армии (ПА), девять армейских корпусов (в том числе семь в составе ПА), а также три командования (учебное и доктрин, армейской авиации и тыла).

В составе турецких сухопутных войск имеются три ме­ханизированные (одна выделена в состав ОВС НАТО) и две пехотные (в составе миротворческих сил Турции на о. Кипр) дивизии, 39 отдельных бригад (в том числе восемь бронетанковых, 14 механизирован­ных, 10 мотопехотных, две артиллерийских и пять коммандос), два полка коммандос и пять пограничных полков, учебная бронетанковая дивизия, четыре учебные пехотные и две учебные артиллерийские бригады, учебные центры, силы специ­ального назначения, учебные заведения и подразделения МТО. В боевом составе сухопутных войск Турции в настоящее время имеются три вер­толетных полка, один батальон ударных вертолетов и одна транспортная вертолет­ная группа. За один вылет вертолетные подразделения способны перебросить по воздуху до одного полка личного состава с легким вооружением.

В результате проведенной модернизации на вооружении этих соединений и частей сейчас насчитывается: около 30 пусковых установок оперативно-тактических ракет; более 3500 боевых танков, в том числе: «Леопард-1» - 400 единиц, «Леопард-2» - 300, М60 - 1000, М47 и М48 - 1800 еди­ниц; орудий полевой артиллерии, миноме­тов и РСЗО - около 6000; противотанковых средств – более 3800 (ПТРК - свыше 1400, орудий ПТА - более 2400); ПЗРК - свыше 1450; боевых бронированных машин - бо­лее 5000; самолетов и вертолетов армей­ской авиации - около 400 единиц.

Основная задача сухопутных войск – вести боевые действия на нескольких направлениях; проводить операции и обеспечивать общественный порядок и безопасность страны при возникновении местных конфликтов; принимать участие в операциях ОВС НАТО; выполнять миротворческие миссии под эгидой ООН, а также вести борьбу с контрабандой оружия и наркотиков. В случае открытой агрессии СВ обязаны защищать территориальную целост­ность Турции.

Запасы вооружения, военной техники, снаряжения и средств МТО создаются для ведения действий на нескольких направлениях и на сроки, предусмотренные стандартами НАТО.

С учетом опыта, полученного в составе МССБ в Афганистане, а также в ходе учений в рамках НАТО, Турция может выделить значитель­ный контингент войск для участия в многонациональных объединенных операциях альянса. Так, входящий в составе МССБ в Афганистане турецкий контингент насчитывает около 2 тыс. военнослужащих.

Дальнейшее совершенствование СВ предусматривает:

  • повышение огне­вой мощи, маневренности и живучести соединений и частей;
  • создание возмож­ностей для организации и ведения раз­ведки противника на большую глубину;
  • обеспечение ведения оборонительных и наступательных операций в любое время суток и в любых метеоусловиях;
  • форми­рование аэромобильных (вертолетных) подразделений и частей, обеспечивающих быструю переброску войск в другой район и эффективное применение их в бою.

Будет продолжаться оптимизация оргштатной структуры войск с целью повышения их мобильности, ударной и огневой мощи соединений и частей, усиления войсковой ПВО при поэтапном сокращении числен­ности личного состава.

Для решения этих задач предусматри­вается осуществить широкомасштабное перевооружение сухопутных формирова­ний в первую очередь за счет поставок в войска прошедших глубокую модерниза­цию образцов ВВТ, в том числе состоящих на вооружении бронированной техники различного типа, полевой артиллерии и ми­нометов, средств войсковой ПВО, а также аппаратуры и автоматизированных систем управления войсками и оружием.

После проведения запланированных преобразований в сухопутных войсках по штатам мирного времени будет на­считываться: четыре армейских и семь корпусных командований, а также около 40 отдельных бригад; численность личного состава сухопутных войск превысит 300 тыс. человек; на вооружении будут находиться более 4000 основных боевых танков, около 6000 БМП и БТР, до 100 ударных вертолетов, свыше 6300 орудий полевой артиллерии и минометов. Предусма­тривается также: принять на вооружение реактивные системы залпового огня раз­личного калибра; заменить устаревшие танки более современными типа «Леопард-2»; разработать и ввести в строй бое­вой танк «Алтай»; оснастить все пехотные подразделения современными БТР, БМП и самоходными минометами; перевооружить противотанковые роты бри­гад противотанковыми ракет­ными комплексами «Тоу-2» на базе бронетранспортеров; принять на вооружение са­моходные артиллерийские системы калибров 155, 175 и 203,2 мм и 120-мм мино­меты; оснастить части армей­ской авиации современными разведывательно-ударными вертолетами Т-129 АТАК (разрабатывается на базе итальянского А.129 «Мангу­ста»); наладить производство самоходных паромно-мостовых машин.

Повышению боевой вы­учки личного состава сухо­путных войск способствует проведение оперативной и боевой подготовки в полном объеме, в частности войсковых учений соединений, подразделений и частей всех уровней. Сое­динения и части, дислоцируемые в восточ­ной части Турции (2 и 3 ПА, 4 АК), прини­мают участие в боевых действиях против вооруженных формирований Рабочей партии Курдистана (РПК) в юго-восточных провинциях страны и северных районах Ирака. В последние годы наблюдается смещение акцента в подготовке личного состава к совместным операциям видов ВС по защите национальной территории, а также к отработке действий в составе многонациональных сил в миротворческих операциях. По оценкам западных военных экспертов, современная турецкая армия способна провести оборонительную опера­цию армейского уровня в случае внешнего нападения с одновременным ведением антитеррористической деятельности против вооруженных отрядов РПК.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ВС ТУРЦИИ

Военно-воздушные силы Турции, созданные в 1911 году, яв­ляются самостоятельным видом национальных ВС. С 1951 года, после вступления Турции в НАТО, на их вооружение начали посту­пать реактивные самолеты производства США, личный состав проходил обучение в военных заведениях или под руководством препода­вателей и инструкторов из этой страны. ВВС Турции постоянно совершенствовались и осна­щались в соответствии с со­временными требованиями, в результате чего в настоящее время они достаточно хорошо подготовлены к военным действиям и являются важной частью авиагруппировки блока на Южно-Европейском ТВД.

ВВС предназначены для завоевания и удержания превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и поля боя, оказания непосредственной авиаци­онной поддержки сухопутным войскам и корабельным формированиям в море, ведения воздушной разведки в интересах всех видов вооруженных сил, осуществле­ния транспортных воздушных перебросок войск и военных грузов.

В мирное время основными задачами ВВС Турции являются несение боевого дежурства в объединенной системе ПВО НАТО в Европе, осуществление военных транспортных воздушных перебросок и ведение воздушной разведки (в том числе с целью контроля за выполнением между­народных соглашений). Кроме того, части и подразделения ВВС Турции совместно с ВМС контролируют Черноморскую про­ливную зону и морские коммуникации в восточной части Средиземного моря. Они также оказывают помощь в случае стихий­ных бедствий и участвуют в операциях по спасению и эвакуации в разных регионах мира.

Основой ВВС является боевая авиация, которая во взаимодействии с другими видами вооруженных сил способна сыграть решающую роль в разгроме противосто­ящей стороны. В их состав входят также силы и средства ПВО, включающие истребительную авиацию, зенитные ракетные комплексы, зенитную артиллерию и радиотехнические средства. Для обеспечения боевых действий всех видов вооруженных сил в составе ВВС имеется вспомогательная авиация.

Руководство ВВС Турции осуществляет командую­щий через свой штаб. Организационно этот вид ВС включает: два тактических авиационных командования (ТАК), две от­дельные транспортные авиабазы, учебное командование и командование тыла.

В боевом составе ВВС насчитывается 21 авиационная эскадрилья (аэ):

  • восемь истребительно-бомбардировочных,
  • семь ис­требительных ПВО,
  • две разведывательные,
  • четыре учебно-боевые.

Вспомогательная авиация включает 11 аэ (пять транспорт­ных, пять учебных и одна транспортно-заправочных самолетов).

Наиболее мощная авиагруппировка ВВС Турции - ТАК в Западной Анатолии - объединяет пять авиационных и одну зенитную ракетную базу. На пяти аэродромах этого командования дислоцируются четыре истребительно-бомбардировочные (на во­оружении имеются 54 F-16C/D и 26 F-4E), четыре истребительные (60 F-16C и 22 F-4E), одна разведывательная (20 RF-4E) и три учебно-боевые (77 учебно-боевых самолетов, УБС) авиационные эскадрильи, а также 90 самолетов резерва различного типа.

В составе двух дивизионов ЗУР зенитной ракетной базы насчитывается 30 ПУ ЗУР «Найк-Геркулес» и 20 - «Усовершенство­ванный Хок». Задача дивизионов - обеспе­чить прикрытие Черноморской проливной зоны, а также важного административно-политического центра страны и воен­но-морской базы Стамбул.

На территории страны имеется 34 аэро­дрома с искусственной взлетно-посадоч­ной полосой (ВПП), в том числе один с ВПП длиной более 3000 м, один - 2500 м, восемь - от 900 до 1500 м и один - до 900 м.

В настоящее время на вооружении истребительно-бомбардировочной и истребительной авиации ВВС находятся более 200 самолетов F-16C и D, а также около 200 F-4E, F-4F и F-5 американского произ­водства, срок службы которых превышает 20 лет. В соответствии с перспективным планом стратегического развития ВВС на период до 2015 года основное внимание турецкое командование будет уделять мо­дернизации самолетного парка, развитию средств ПВО, повышению боевой выучки летного и технического состава, совер­шенствованию аэродромной сети, а также систем управления и связи.

Со временем командование ВВС плани­рует заменить устаревшие F-4E тактиче­скими истребителями F-35 «Лайтнинг-2» (проект JSF) производства США. Контракт на участие в проектировании и частичном производстве нового самолета на пред­приятиях корпорации «Туркиш аэроспейс индастриз» (ТАИ), а также компаний «Аселсан», «Рокетсан» и «Хавелсан» был подписан турецкой стороной в январе 2005 года. Поставки данной машины в ВВС предположительно начнутся не ранее 2015 года. Кроме того, Анкара рассматривает возможность приобретения европейского истребителя «Тайфун».

В соответствии с контрактом, подписан­ным в 1998 году с Израилем, к настоящему времени на заводах консорциума «Израэль аэроспейс индастриз» (ТАИ) уже завер­шена модернизация 54 самолетов F-4E. Следующая партия из 48 единиц пройдет аналогичный этап уже на предприятиях национального ВПК. Данные работы по­зволят продлить сроки эксплуатации этих машин до 2020 года.

Модернизация 117 самолетов F-16C и D Block 30,40 и 50 будет проведена в рамках проекта «Пис Оникс - III». Контракт стои­мостью 1,1 млрд долларов, подписанный с американской компанией «Локхид-Мартин», предусматривает совершенство­вание основных систем этой машины. В марте 2009 года был заключен контракт в размере 1,8 млрд. долларов на закупку 30 новых тактических истребителей F-16 Block 50, окончательная сборка которых будет осуществляться на предприятиях национальной компании ТАИ.

Помимо этого, с корпорацией ТАИ заключен контракт на модернизацию транспортных самолетов С-130 «Герку­лес», предусматривающую установку на него навигационного оборудования для полетов в Европейской, Атлантической и Американской зонах.

Разработан прототип национального УБС «Хюркуш». Его официальная пре­зентация состоялась в июле 2013 года. В соответствии с планами компании ТУСАШ/ТАИ, предполагается наладить производство этого самолета в четырех модификациях: для гражданского рынка, для обучения военных летчиков, в каче­стве самолета штурмовика и патрульного самолета береговой охраны.

С целью выполнения работ по модерни­зации учебных самолетов Т-37С, Т-38С и CF-260D, предназначенных для начальной и базовой летной подготовки курсантов, на предприятиях турецкого ВПК был утвержден проект соответствующего кон­тракта. Одновременно сделан запрос на проведение тендера по закупке 55 учебных самолетов (36 в базовой комплектации и 19 с различными опциями), которые должны заменить Т-37С и CF-260D. Условиями бу­дущего контракта оговаривается обязатель­ное участие турецких фирм в производстве этих самолетов. Участниками предстояще­го тендера могут стать компании «Рейтеон» (США), «Эмбрайер» (Бразилия), «Кореа эркрафт индастриз» (Республика Корея) и «Пилатус» (Швейцария).

Для дальнейшего наращивания боевых возможностей ПВО в ближайшей перспек­тиве намечается провести мероприятия по реорганизации и усовершенствованию системы управления. В рамках концепции, разработанной генштабом, в единую систе­му противовоздушной обороны наряду с соответствующими силами и средствами предложено включить на первом этапе силы и средства ПВО сухопутных войск, а затем и ВМС страны.

В качестве одного из основных ком­понентов перспективной объединенной системы ПВО Турции рассматривается подсистема раннего радиолокационного предупреждения (проект «Пис Игл»), которая будет создана на базе четырех самолетов ДРЛО и управления авиацией Боинг 737-700 («Авакс»). Согласно под­писанному в 2002 году с американской корпорацией «Боинг» контракту на общую сумму 1,55 млрд. долларов эти машины подготовлены и переданы Турции в сере­дине 2010 года.

В настоящее время завершается процесс установки на них специального электронного оборудования на турецком авиаци­онном заводе компании ТУСАШ/ТАИ. Ввод в строй самолетов ДРЛО и У намечен на конец 2014 года. В данном проекте с турецкой стороны участвуют следующие военно-промышленные фирмы и компа­нии: ТАИ (разработка РЛС дальнего обна­ружения воздушных и наземных целей на основе американских технологий), «Асел­сан» (спутниковой системы навигации и связи на основе американских технологий), МИКЕС (бортового электронного оборудо­вания) и «Хавелсан». Кроме того, проект предусматривает подготовку американской стороной девяти турецких экипажей для этих машин. После выполнения контракта планируется все четыре самолета ввести в боевой состав ВВС, а в дальнейшем заку­пить еще два таких же для ВМС.

Эффективность воздушной разведки планируется повысить путем модерниза­ции специального оборудования самоле­тов-разведчиков и принятия на вооружение разведывательных БЛА нового поколения. В январе этого года руководство компании ТАИ сообщило об успешном завершении цикла летных испытаний двух модифика­ций средневысотного беспилотного летательного аппарата ANKA. До конца года предусмотрено принять на вооружение ВВС около десяти этих БЛА.

По оценкам турецких военных специа­листов, использование БЛА для ведения воздушной разведки представляется весь­ма перспективным, так как это позволит высвободить часть самолетов для решения других боевых задач.

Командование вооруженных сил стра­ны серьезное внимание уделяет также совершенствованию системы ПВО войск, которая является составной частью объ­единенной системы ПВО и НАТО, Для обеспечения ее высокой эффективности предусматривается оснащение войсковых подразделений ПВО новыми высокомо­бильными огневыми средствами нацио­нального производства.

В 2001 году MHO подписало с компанией «Аселсан» соглашение на общую сумму 256 млн долларов на поставку вооружен­ным силам Турции средств войсковой ПВО - 70 боевых машин ЗРК «Атылган» и 78 «Зыпкын» (из них 11 для ВВС), которые начали поступать в войска с 2004 года. Это позволило существенно повысить воз­можности по противовоздушной обороне объектов, таких как районы дислокации воинских частей, баз ВВС, плотин, промышленных предприятий, а также зон Черноморских проливов.

Важное значение придается оперативной и боевой подготовке (ОБП) соединений, частей и подразделений ВВС всех уровней. Перспективными планами предусматрива­ется готовить органы управления и форми­рования военно-воздушных сил к ведению боевых действий как самостоятельно, так и в составе ОВВС НАТО. Основными формами ОБП штабов и авиационных под­разделений остаются командно-штабные учения и тренировки, летно-тактические и специальные учения, инспекторские проверки и учения-соревнования.

Большое внимание командование ВВС Турции уделяет поддержанию высокой боеготовно­сти системы противовоздушной обороны. В ходе ежегодных учений «Мавиок» и «Сарп» проверяется уровень готовности частей и подразделений ВВС и ПВО к отражению возможных авиаударов вероят­ного противника с западного, южного или восточного направления.

В последнее время значительное внима­ние стало уделяться подготовке личного состава авиационных подразделений по­исково-спасательной службы. ОБП ВВС Турции носит комплексный характер и отличается достаточной интенсивностью, что обеспечивает поддержание высокого уровня обучения личного состава авиации, а также зенитных ракет­ных и радиотехнических частей и подразделений.

ВМС ТУРЦИИ

Военно-морские силы организационно вклю­чают четыре командова­ния - военно-морского флота, Северной и Юж­ной военно-морских зон (ВМЗ) и учебное. Воз­главляет этот вид ВС ко­мандующий (армейский адмирал), который подчи­няется непосредственно начальнику генерального штаба ВС. Командую­щему ВМС оперативно подчиняется командование БОХР, в мирное время находящееся в ведении министерства внутренних дел. Руководство военно-морскими силами командующий осуществляет через штаб, расположенный в г. Анкара.

ВМС страны предназначены для выпол­нения следующих основных задач:

  • ведение боевых действий на морских ТВД с целью уничтожения группировок надводных кораблей и подводных лодок противника в море и в базах (пунктах базирования), а также нарушения его морских коммуника­ций;
  • обеспечение безопасности перевозок по морю, осуществляемых в национальных интересах;
  • оказание содействия сухопут­ным войскам в проведении операций на приморских направлениях; проведение морских десантных операций и участие в отражении десантов противника;
  • обеспе­чение охраны и защиты морских портов;
  • участие в операциях по противодействию терроризму, незаконному обороту оружия, наркотиков и контрабандных товаров, а также борьба с браконьерством и неза­конной миграцией;
  • участие в операциях НАТО, ООН и других международных организаций.

В мирное время на командование ВМС возлагаются задачи по организации оперативной и боевой подготовки частей и подразделений военно-морских сил. С переходом на военное время оно осущест­вляет мобилизационное и оперативное развертывание сообразно складывающейся обстановке, перебазирует в соответству­ющий район корабельный состав и вы­полняет боевые задачи по распоряжению генерального штаба.

В боевом составе ВМС насчитывается свыше 85 боевых кораблей (в том числе 14 подводных лодок, восемь фрегатов УРО, шесть корветов, 19 минно-тральных и 29 десантных кораблей), более 60 боевых катеров, около 110 вспомогательных су­дов, шесть самолетов базовой патрульной авиации (БПА) и 21 вертолет.

Ядром корабельного состава турецкого флота являются преимущественно корабли иностранных проектов. Подводные лодки представлены проектом 209 нескольких модификаций германской разработки. Американские фрегаты типов «Нокс» и «О.X. Перри» переданы Турции по про­грамме оказания военной помощи.

ВМС базируются на разветвленной сети военно-морских баз и пунктов базирования в Черном море (Эрегли, Бартын, Самсун, Трабзон), проливной зоне (Гёльджюк, Стамбул, Эрдек, Чанаккале), Эгейском и Средиземном морях (Измир, Аксаз-Кара-агач, Фоча, Анталья, Искендерун).

Основу ВМС составляет командование военно-морских сил (штаб в Аксаз-Караагач), включающее четыре флотилии - бо­евую, подводных лодок, ракетных катеров, минную, а также дивизион вспомогатель­ных судов, группы разведывательных кораблей, авиабазу морской авиации и кораблестроительный завод.

Боевая флотилия предназначена глав­ным образом для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, морски­ми десантами противника и постановки активных минных заграждений в районах ВМБ, на фарватерах и вероятных марш­рутах движения конвоев противника. В ее состав включены пять дивизионов фрега­тов (21 корабль).

На флотилию подводных лодок (Гёльд­жюк) возлагаются следующие задачи:

  • уничтожение амфибийных сил противника в момент выхода их из баз и на переходе морем;
  • нарушение морских коммуникаций и постановка минных заграждений на выходах из баз и вероятных маршрутах переходов десантных кораблей противника;
  • обеспечение действий разведывательно-диверсионных групп боевых подводных пловцов-диверсантов.

Организационно она состоит из трех дивизионов ПЛ (14 единиц) и группы торпедоловов (два корабля).

Флотилия ракетных катеров (Гёльджюк) призвана вести борьбу с надводными кора­блями и десантными силами противника на ближних подступах к десантно-доступным участкам побережья Турции, а также осу­ществлять постановку активных минных заграждений на входах в военно-морские базы. В состав флотилии входят три диви­зиона ракетных катеров (12 единиц).

Минная флотилия (Эрдек) в военное вре­мя переходит в подчинение командования Северной ВМЗ. Основными ее задачами являются постановка минных заграждений и траление мин в районах проливов Босфор и Дарданеллы и Мраморном море. В состав флотилии включены два дивизиона траль­щиков (30 единиц).

Дивизион вспомогательных судов (Гёльджюк) предназначен для всестороннего снабжения боевых кораблей, находящихся на рейде и в передовых пунктах базирова­ния. В его составе имеется более 70 судов различных типов.

Авиабаза морской авиации (Топель) имеет на вооружении самолеты базовой патрульной авиации и противолодочные вертолеты, которые предназначены для борьбы с ПЛ, уничтожения легких надво­дных целей, ведения разведки корабельных группировок, соединений десантных кора­блей и конвоев противника, а также для по­становки активных минных заграждений и обеспечения действий групп боевых под­водных пловцов-диверсантов. В составе авиабазы находятся 301-я эскадрилья базовой патрульной авиации (13 CN-235MP, из которых семь учебных) и 351-я эскадрилья противолодочных вертолетов (девять AB-212/ASW, семь S-70B «Си Хок», пять вертолетов боевого обеспечения АВ-212/EW).

Командование Северной ВМЗ (Стамбул) решает задачи по обеспечению базирования, боевой подготовки и организации несения боевого дежурства корабельных соединений с зоной ответственности в Мраморном и Черном морях. В его состав входят пять командований: района пролива Босфор (Стамбул), района пролива Дарда­неллы (Чанаккале), района Черного моря (Эрегли), подводных и спасательных работ (Бейкоз), а также подводных диверсионных сил и средств (Бейкоз).

Командование Южной ВМЗ (Измир) в мирное время призвано обеспечивать базирование, боевую подготовку и несение боевого дежурства корабельных соеди­нений в Эгейском и Средиземном морях.

Организационно в его состав входят командование района Эгейского моря (Измир) и командование района Средиземного моря (Мерсин).

Командование БОХР (Ан­кара) насчитывает 91 пат­рульный катер (ПКА) различного класса, три самоле­та CN-235, оборудованных аппаратурой для ведения разведки на море, а также восемь транспортных верто­летов АВ-412ЕР. Командование БОХР в мирное время находится в составе министерства внутрен­них дел и переподчиняется командующему ВМС в кризисной ситуации.

Морская пехота ВМС Турции предназначена для участия в самостоятельных десантных операциях по захвату и удержанию пла­цдармов на берегу, а также в боевых действиях на примор­ских направлениях совместно с подразде­лениями сухопутных войск при поддержке военно-воздушных и военно-морских сил. Всего ВМС включают одну бригаду и шесть батальонов общей численностью 6,6 тыс. военнослужащих, на вооружении которых состоят танки М-48, БТР М113, минометное и стрелковое оружие.

Береговая артиллерия и ракетные вой­ска ВМС представлены девятью дивизионами и отдельной батареей береговой артиллерии, семью зенитно-артиллерийскими дивизионами, тремя батареями противокорабельных комплексов «Пингвин» (две в г. Чанаккале и одна в г. Фоч и одной - «Гарпун» (Кечилик). Численность личного состава данных подразделений составляет 6 300 человек.

Программой развития и модернизации ВМС, рассчитанной до 2017 года, предусматривается выполнение следующих ме­роприятий:

  • реализация проекта MILGEM, в рамках которого запланировано строительство шести дизель-электрических подводных лодок типа U-214;
  • завершение программы постройки 16 противолодочных ПКА типа «Тузла»;
  • строительство двух танкодесант-ных кораблей проекта LST (Landing Ship Tank) и закупка вертолетов для подразде­лений БОХР.

Кроме того, предполагается модернизация надводных кораблей, под­водных лодок и катеров различного назна­чения, а также увеличение парка морской патрульной и противолодочной авиации.

Выполнение плана позволит иметь в составе ВМС 165 боевых кораблей и кате­ров (подводные лодки - 14, фрегаты - 16, корветы - 14, тральщики - 23, десантные корабли - 38, ракетные катера - 27, па­трульные катера - 33), 16 самолетов БПА и 38 вертолетов. Для решения этих задач должны быть максимально задействованы потенциальные возможности турецких судостроительных заводов с применени­ем лицензий или на основе собственных разработок. В то же время серьезные финансовые проблемы могут осложнить реализацию столь масштабной программы обновления и усиления ВМС Турции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом вооруженные силы Турции обладают высоким уровнем боеспособно­сти, значительной численностью, профессиональным офицерским корпусом и удовлетворительным техническим оснащением. Они способны решать задачи обеспечения обороны от широкомасштабного внешнего нападения и одновремен­но проводить локальную антитеррористическую операцию внутри страны, а также участвовать в коалиционных операциях с привлечением всех видов воору­женных сил. Выполнение национальных и международных оборонных программ модернизации и производства ВВТ должно значительно повысить ударную мощь вооруженных сил Турции до уровня, обеспечивающего выполнение коалиционных обязательств и решение задач безопасности в условиях существующих и будущих вызовов и угроз государству.

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.сайт по статье О.Ткаченко, В.Черкова, «ЗВО». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Одним из наиболее значительных результатов революции «младотурков» 1908-1909 годов стала реформа униформы в Османской армии, растянувшаяся на несколько лет.
В течение предыдущих ста лет в Османской империи часто пытались модернизировать военную форму армии, а также ее организационно-штатную структуру. Так, во время Крымской войны было заметно сильное французское влияние, однако к концу XIX-го века турецкая армия была модернизирована, в основном, по немецкой моде.
Униформа цвета хаки (реально ее оттенки варьировались от зеленоватого до коричневатого) была введена в 1909 году, чтобы заменить старую темно-синию, хотя темно-синей осталась полная парадная офицерская форма.

Красный тарбуш или «феска» с его темно-синей кисточкой, бывший отличительной чертой турецкого солдата на протяжении почти столетия, был заменен на kabalak. Этот уникальный военный головной убор состоял из длинной полоски ткани, которая наматывалась на плетеную основу, и напоминал собой солнечный тропический шлем.
Есть сведения, что kabalak был разработан самим Энвер-пашой и часто его называют как Enveriye.

Офицеры зачастую носили меховую папаху, предписанную для кавалерии, - калпак из овчины, однако уже во время Первой мировой войны упрощенная форма kabalak была введена и для офицеров. Эти kabalak были из простой ткани цвета хаки.

Капитан инженерных войск, 1913 год. К началу боевых действий в 1912 году османские офицеры прифронтовых частей носили новую униформу образца M1909 серо-зеленого цвета. Этот капитан инженеров одет в стандартную офицерскую форму с синим воротником гимнастерки, что свидетельствует о принадлежности к инженерному корпусу. Синий цвет повторяется и на верхней поверхности его головного убора из шерсти каракуля, с золотой оплеткой крест - накрест, идущей от края в центр, чтобы сформировать форму шестиконечной звезды. Офицеры, как правило, приобретали предметы обмундирования сами. Этот капитан, скорее всего, купил пару кожаных краг для своих офицерских ботинок и пару кожаных перчаток.
Информация: Jowett, Walsh «Armies of the Balkan Wars 1912-13»

Части Османской армии арабского происхождения обычно носили свои традиционные куфьи.

Рядовой велосипедного подразделения, Аравия. В начале Первой мировой войны большая часть османских армий в Сирии и Ираке были набраны из местного арабского населения. Они сражались с отличием в Галлиполи, но многие позже присоединились к арабскому восстанию и воевали в качестве союзников англичан. Другие же остались верны Османской империи до конца войны. Большинство из них были одеты в турецкую униформу и оснащены таким же образом, как турецкий пехотинец, кроме того, что они носили головной арабский платок kufiya с кольцом из верблюжьей шерсти вместо турецкой шапки kabalak. Но некоторые из них носили белые мундиры, как показанный на этом рисунке велосипедист.
Информация: Nicolle, Ruggeri «The Ottoman Army 1914-18»

Качество униформы офицеров и других категорий военнослужащих в Османской армии различалось больше, чем в других армиях. Многие офицеры, особенно старшего ранга, шили свою униформу, а также приобретали личное оружие в Германии.
Обмундирование некоторых солдат, которое поступало от союзников Османской империи, было также производства Центральной Европы, но основная часть униформы, была изготовлена в самой Турции.
К концу Первой мировой войны качество такой униформы варьировались от умеренно хорошего - до просто ужасного. Цвета, а также качество ткани значительно различались.
То же самое касается сапог и других изделий из кожи.

Во время ужасной погоды в ноябре 1915 года османские войска в Галлиполи получали ассортимент теплой одежды, пожертвованный населением Стамбула, в том числе неподобающее модное нижнее белье и легкую обувь.
Обувь стала острой проблемой для османской армии и к лету 1917 года, когда даже некоторые офицеры не получили надлежащие ботинки...

Родам войск турецкой армии были присвоены войсковые цвета, которые использовались в цвете воротников для офицеров и петлиц на воротниках для других рангов, а также в кайме головных уборов kabalak.

Воротники офицеров сухопутных войск турецкой армии: 1 - генералы; 2 - штабные офицеры; 3 - пехота; 4 - крепостная артиллерия; 5 - полевая артиллерия; 6 - пулеметчики; 7 - кавалерия; 8 - инженеры; 9 - воздухоплавательные подразделения (воздушные шары); 10 - пожарники; 11 - редифы (резервники); 12- железнодорожники; 13 - ветеринары; 14 - фармацевты; 15 - медики; 16 - транспортники; 17 - рядовые пехоты; 18 - кадеты; 19 - альтернативный вариант; 20 - рядовые пехоты; 21 - военные клерки; 22 - офицер Setre Yakası; 23 - генерал Setre Yakası; 24 - рядовой резерва (редифы); 25 - пожарники; 26 - редифы; 27 - Subay Setre Yakası; 28 - Cerrah, Baytar Setre Yakası; 29 - Ezcacı Setre Yakası; 30 - Tabip Setre Yakası; 31 - Sanayi Eri Makinist Yakası; 32 - Askeri Kâtip Setre Yakası; 33 - Askeri Öğrenci Setre Yakası; 34 - офицер резерва; 35 - расположение знаков на воротнике; 36 - альтернативное расположение знаков на воротнике; 37 - рядовой пехоты

Звания генералов, офицеров и унтер-офицеров обохначались на погонах на немецкий манер. На погонах унтер-офицеров, кроме этого, был кант красного (пехота) или синего (пулеметчики) цвета..

Погоны турецкой армии, 1914-1918 годы: 1 - генерал (MÜŞIR); 2 - генерал-лейтенант (BIRINCI FERIK); 3 - генерал-майор (FERIK); 4 - бригадный генерал (MIRLIVA); 5 - полковник (MIRALAY); 6 - подполковник (KAYMAKAM); 7 - майор (BINBAŞI); 8 - штабс-капитан (отменено); 9 - капитан (YUZBAŞI); 10 - лейтенант (MÜLAZIM-I EVVEL); 11 - младший лейтенант (MÜLAZIM-I SANI); 12 - младший офицер-музыкант; 13 - султан; 14 - генерал медслужбы: 15 - старший офицер; 16 - старший офицер медслужбы; 17 - офицер; 18 - офицер медслужбы; 19 - погоны на куртку курсанта пехотной школы; 20 - эполет курсанта пехотной школы; 21 - курсантские погоны; 22 - офицерские погоны стрелковых частей; 23 - офицерские погоны инженерных частей; 24 - генеральский эполет; 25 - офицерский эполет; 26 - офицерский эполет; 27 - капрал (ER-ONBAŞİ): 28 - сержант (CAVUŞ); 29 - сержант-майор (BAŞÇAVUŞ MUAVINI); 30 - сержант (BAŞÇAVUŞ).
Информация: Orses, Ozcelik «1.Dunya savasinda. Turk askeri kiyafetleri (1914-1918)»

Генералы и штабные офицеры имели широкие двойные лампасы на брюках. а кавалерийские и артиллерийские офицеры - широкие одинарные.

В Османской армии была современная солдатская двубортная шинель, пошитая из серой шерсти, с большим воротником, который затягивался плотно вокруг шеи с помощью шнура, и оборудованная капюшоном для дополнительной защиты.
Офицеры носили серо-зеленое двубортное пальто с воротником войскового цвета или шерстяную мантию или плащ с капюшоном.

Источники информации:
1. Nicolle, Ruggeri «The Ottoman Army 1914-18»
2. Thomas, Babac «Armies in the Balkans 1914-18»
3. Jowett, Walsh «Armies of the Balkan Wars 1912-13»
4. Haselgrove, Radovic «Helmets of the First World War. Germany, Britain & their allies»
5. Канник «Униформа армий мира 1880-1970»
6. Функен «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Первая мировая война 1914-1918»
7. Nicolle, Hook «Ottoman infantryman 1914-18»
8. Orses, Ozcelik «1.Dunya savasinda. Turk askeri kiyafetleri (1914-1918)»




Top