«А. Пушкин в работе над «Историей Пугачёва

Краткая история Пугачевского бунта

Пугачевское восстание произошло в 1773 году и длилось почти два года. Предводителем яицких (уральских) казаков был Емельян Пугачев. Фактически, это был крестьянский бунт, переросший в войну против императрицы Екатерина II. Сам Е. И. Пугачев был с Дона, но участвовал во многих военных кампаниях, например, в Семилетней войне, в войне с Турцией. Ему хорошо были известны народные настроения и недовольства, поэтому, взяв на себя роль царя, он решил освободить простой люд от притеснений.

Емельян Пугачев распространял особые грамоты (манифесты), в которых представлялся Петром III и выражал свою готовность защитить народ. Всюду, где эти грамоты появлялись, вспыхивали восстания и бунты. Особо яро отреагировали яицкие (уральские) казаки. Их восстание переросло в крестьянскую войну, охватившую все Поволжье. К концу 1773 года в осаде оказался Оренбург. Посланные туда войска были разбиты пугачевскими мятежниками, что только воодушевило крестьян. С этой поры восстания происходили и на Дону, и в Поволжье, и на Урале.

Екатерина II потеряла несколько опытных генералов в попытках подавить эти восстания, и только в 1774 году регулярным войскам все-таки удалось разгромить повстанцев. Сам Пугачев бежал в Башкирию, где собрал новое войско из восставших рабочих и пополнил арсенал боеприпасов. Вскоре произошло то, что сильно напугало власти. Пугачев двинулся в район Волги, пополнил свои войска удмуртами и чувашами, а затем направился в сторону Казани. 12 июля 1774 года Казань была взята мятежниками, в городе начался жуткий хаос.

Тогда императрица прибегла к экстренным мерам. На помощь она позвала блестящего полководца Суворова, но с подавлением бунта прекрасно справился и генерал Михельсон, неотступно следовавший по следам Пугачева. Ему удалось разбить войско мятежников под Царицыным, после чего самозванец бежал за Волгу. Сами мятежники, разочаровавшись в своем предводителе, решили поймать его и выдать властям. Вскоре он был доставлен в Москву и взят под арест.

Екатерина II приказала провести тщательное расследование этого дела, так как считала, что за Пугачевым стоят люди более высокого ранга, недовольные ее правлением. Однако прямых доказательств найдено не было. В январе 1775 года Е. И. Пугачев, он же лжецарь Петр III, был казнен. С ним были казнены и его ближайшие сообщники. Этот случай оставил глубокий след в русской истории. В стране еще долго помнили о Пугачевщине и об ожесточенном народном бунте.

Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско-историческим и нравственным содержанием.
Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой «пугачевщина». Пугачевский бунт – самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране.
Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно – только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.
Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.
Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Белогорской крепости. Народ с хлебом-солью выходил навстречу Пугачеву, кланялся до земли, звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор описывает сцену расправы с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатович ни в чем не виноваты, хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту, никто не пожалел о них. О них забыли сразу, бросившись вслед за Пугачевым. Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.
Далее следует сцена попойки Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяют общая цель и уверенность в своих силах.
Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на «совете», в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа, Хлопуша – как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда «губил супротивника» лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым противником дворянства, он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами дворян.
Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как ярких личностей со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость.
Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.
Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории – на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.
Итак, А. С. Пушкин, назвав бунт «бессмысленным и беспощадным», тем не менее понимает его огромное значение. Он, прекрасно осознавая роль народа в истории, раскрыл ее и перед своими читателями. Этот роман – одно из лучших художественных произведений не только о пугачевском восстании, но и о русском национальном характере.

Александр Сергеевич Пушкин рассказывает разные примеры версий, когда и почему на реке Яик появились казаки. Позже, эту реку Екатерина II переименовала. Название реки с тех пор было Урал.

А бунт начался вот как. Калмыки, которых угнетали полицейские в Российской Империи, стали перемещаться к Китаю. Казаков, которые были на реке Яик, хотели послать в погоню. Но они отказались. Обосновывая гонением их властью.

Чтобы уничтожить бунт, принимались жестокие меры. Первый бой был выигран мятежниками. Из Москвы выслали Фреймана, который подавил бунтарей. Мятежники были покараны плетью и засажены в тюрьму.

Емельян Пугачев совершил побег из Казанской тюрьмы. Его объявили предводителем. Главаря разыскивали, но тщетно. Многие казаки перешли на его поддержали, некоторые просто его не признали. Пугачев овладевал целыми городами и применял казнь к тем, кто отказывался покориться ему. Главарь прозвался Петром III.

Вождь Емельян брал целые крепости, а бояре и офицеры, которые не преклонили пред ним голову, были наказаны.

Эта новость дошла и до Оренбурга. Напуганное правительство Оренбурга делало все, чтобы Петр III со своей армией не вошли в город. Тем не менее полчище Пугачева росло и набиралось могущества.

Мятежники взяли в осаду сам Оренбург, из-за оплошностей местных командующих. Борьба за город продолжалась слишком долго. Рейнсдорп выпустил преступника и злоумышленника Хлопушку. Этот преступник опустошал земли двадцать лет.

Хлопушку направили и внедрили к Пугачеву. Сам же Емельян решил, что возьмет город измором. И армия расположилась в пригороде. Они проводили кровавые казни, пускались в блуд. Главарь бунта всегда советовался с казаками, прежде чем действовать, в отличии от них самих. Казаки позволяли себе не считаться с ним.

На защиту Оренбурга прибыли генералы с войском. Не рассчитав свои силы, войско стало ретироваться. А те, кто был пленен, был жестоко казнен Пугачевым. Императрица поняла, что дела плохи. Она отправила надежного человека генерала Бификова разделаться с жестокими бунтарями.

Мятежники разбойничали и воровали. Хлопушка был направлен Пугачевым захватить Ильинскую крепость. Но он получил сопротивление, не дойдя до нее. Емельян Пугачев поспешил ему на помощь. В это время царское войско заняло позиции в крепости, в которую направлялись бунтари. Но все равно главарь взял крепость, а всех офицеров убил.

Сам Екатеринбург оказался в рискованном положении. Екатерина приказала сжечь дом Пугачева, а вся его семья была выслана в Казань.

Рассудительный и мудрый Бификов дал рациональные приказы. В следствии чего, войско мятежников прогнали из Самары и Заинска. Но сам Пугачев знал о приближении царской армии. В безвыходной ситуации готов был бежать. А яицкие казаки решили, что в случае, если не удастся победить армию, то они сдадут Пугачева. Этим они себе заслужат прощение.

Под давлением Голицина, Пугачев притих и стал усиливать свое войско. Голицин победил бунтовщиков. Правда, огромные потери понесла его армия. Многие были ранены и убиты, в ужасном кровавом сражении! Пугачеву сбежал, а Хлопушку поймали татары. Они его выдали губернатору и вскоре его казнили.

Главарь мятежников решил снова пойти на Оренбург, не рассчитав свои силы! Его повстречали войска царской армии и разбили окончательно! Главных соучастников взяли в плен.

Вопреки тому, что у яицких казаков не осталось главаря, они продолжали делать свое. Они организовали осаду Яицкого города. Солдаты голодали, чтобы не умереть с голоду, варили глину и употребляли ее вместо еды.

Внезапно, прибыла подмога, которую не ждали. Жена Пугачева и еще некоторые командующие бунтом, были отосланы под охрану в Оренбург.

Сам же Бибиков захворал и умер.

Не смотря на победы, самого Пугачева не посчастливилось взять в плен. Михельсон много раз смог разбить отряды мятежников. Но главарь все же оставался на свободе. Он подобрался близко к Казани, и выиграл там сражение. Сам захват отложил, чтобы осуществить его поутру.

Мятежники овладели Казанью. Из города направили пленных, и везли награбленное.

Михельсон и армия Потемкина все же освободили Казань. За небольшое время они выиграли сражение. Так же они освободили своих пленных. Михельсон вошел в город, как победитель. Но город был полностью опустошен и разграблен. А самого Пугачева преследовали.

Пугачев спрятался в лесу, а потом двинулся к Волге. Вся западная сторона повиновалась самозванцу, ведь он наобещал людям вольности и многое другое. Главарь желал сбежать на Кубань, либо в Персию. А его люди готовы были выдать вождя.

Михельсон, после долгого преследования, догнал Пугачева. Выстрелы распугали бунтарей и они решили выдать самозванца. Его отправили в Москву, где и казнили его.

Екатерина пожелала забыть все происходящее. Дала реке Яик новое название – Урал.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Материал по истории о Емельяне Пугачеве, принадлежащий А. С. Пушкину, собирался на протяжении длительного времени. Его интересовал вопрос о самом...

Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско историческим и нравственным содержанием.

Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой «пугачевщина». Пугачевский бунт – самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране.

Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно – только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.

Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.

Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Белогорской крепости. Народ с хлебом солью выходил навстречу Пугачеву, кланялся до земли, звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор описывает сцену расправы с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатович ни в чем не виноваты, хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту, никто не пожалел о них. О них забыли сразу, бросившись вслед за Пугачевым. Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.

Далее следует сцена попойки Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяют общая цель и уверенность в своих силах.

Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на «совете», в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа, Хлопуша – как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда «губил супротивника» лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым противником дворянства, он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами дворян.

Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как ярких личностей со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость.

Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.

Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории – на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.

Итак, А. С. Пушкин, назвав бунт «бессмысленным и беспощадным», тем не менее понимает его огромное значение. Он, прекрасно осознавая роль народа в истории, раскрыл ее и перед своими читателями. Этот роман – одно из лучших художественных произведений не только о пугачевском восстании, но и о русском национальном характере.

«История Пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка» посвящены одному и тому же событию – восстанию Пугачева, но два этих произведения очень различаются между собой.

«История Пугачевского бунта» – это документальное произведение, основанное на точных данных. Автор подробно исследует появление Пугачева в уральских степях, развитие движения восставших, точный его маршрут. Сведения из документов изложены точно, сухо, без эмоций. Так же рассказывает Пушкин и о пленении и казни Пугачева. Роман «Капитанская дочка» написан иначе. В нем в центре повест-вования – история вымышленных героев: Гринева, Швабрина, Маши Мироновой. Но их личные события происходят на фоне событий исторических, к которым ни автор, ни герои не остаются равнодушными.

Встреча Гринева и Пугачева происходит случайно, во время бурана в степи. Пугачев много странствовал, и такая встреча героев вполне была бы возможна. Но портрет героя в «Истории…» и в романе совсем различный. В «Истории Пугачевского бунта» дан стандартный словесный портрет: «сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином». А в романе портрет героя психологический, то есть по нему можно определить характер героя: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч… живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Ум и лукавство видны в этом портрете в отличие от документального изложения.

Автор также художественно обыгрывает в романе разные детали. Пугачев много скитался, подбивая казаков к восстанию. Пушкин изображает иносказательный разговор с хозяином постоялого двора, где идет речь об этой подготовке. Известно, что Пугачев был неграмотен. Это также рисуется Пушкиным в комической сцене подачи челобитной Савельичем. Пугачев вертит бумагу в руках «с видом значительным» и отдает ее своему «секретарю»: «Что ты так мудрено пишешь? Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать». Наконец, автор показывает характер Пугачева в самых разных ситуациях: при взятии крепости, на пиру со своими «генералами», в беседе с Гриневым и Швабриным.

Всюду Пугачев показан как живой человек, иногда жестокий, иногда благородный, иногда авантюрист. И автор не остается бесстрастным наблюдателем. Глазами Гринева он показывает разорение русских деревень после бунта, смерть людей, их страдания и как бы от его лица говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» В эмоциональности авторской позиции и есть главное отличие романа от «Истории Пугачевского бунта», документального произведения.

(2 votes, average: 5.00 out of 5)




Top