Александр Островский. Комедия «Без вины виноватые»


Мы предлагаем билеты на Без вины виноватые в Вахтангова , в малый зал. Веселая комедия Петра Фоменко в двух действиях еще никого не оставила равнодушным. События спектакля разворачиваются в скромной семье, где благородная девица, не лишенная хороших манер - Любовь Отрадина, зарабатывает шитьем, чтобы прокормить себя и своего ребенка. Она мечтает, чтобы отец ее малыша сыграл с ней свадьбу. Фактически, Без вины виноватые в Вахтангова - это мелодрама, основанная на повести Островского.

Муров, отец ребенка Отрадиной никак не может рассказать матери о своем намерении жениться на скромной девушке, бесприданнице. Во время очередного визита к Любови, Муров рассказывает ей об этом, а, узнав, что к ней приезжает подруга Шелавина - прячется от нее. Такое странное для Отрадиной поведение впоследствии объясняется тем, что на свадебном фото подруги она узнает своего несостоявшегося мужа. А ребенок умирает. Это первое действие спектакля Без вины виноватые .

Во втором действии события разворачиваются спустя семнадцать лет. Барин Дудукин покровительствует актерам, среди которых немало хорошеньких актрис. Во время его ожидания возвращения талантливой актрисы Кручининой, ему рассказывают о скандале, который устроил Незнамов, и о том, что теперь просят губернатора не выгонять его из города.

На этом моменте в Без вины виноватых раскрываются тайны истории. Кручинина рассказывает, как заболела, узнав, что ее ребенок умирает. Потеряв сознание, она долго не приходила в себя, а когда очнулась, ей сказали, что ее сына больше нет. Интриги, ложь и лицемерие, о которых идет речь в спектакле Без вины виноватые , ярко обозначены в

Сути постановки. А Незнамов, признанный незаконнорожденным ребенком, провел тяжелое детство и молодость, скитавшись и терпев изгнания. И характер у него выработался скверный.

Незнамов, встретившись с Кручининой, ругает ее за то, что она заступилась за него, мотивируя тем, что его теперь засмеют. Но она говорит ему, что он просто привык чувствовать себя виноватым, а, на самом деле, просто не встречал в своей жизни добрых и бескорыстных людей. Трогательные моменты есть в комедии Без вины виноватые . Если покупать билеты на спектакль Без вины виноватые , то можно это сделать у нас заранее.

Далее Кручинина все пытается разыскать своего сына. Она не верит, что он умер, ведь она не видела мальчика мертвым. И вот однажды Дудукин собирает гостей в своей усадьбе. Все собираются и предупреждают гостей, что речей о детях при Кручиниой лучше не вести.

Однако, когда все шло хорошо, Незнамов встает и говорит тост, посвященный матерям, бросивших своих детей. Он зло добавляет, что такие матери легко откупаются золотом, которое всю жизнь напоминает ребенку о том, что его бросили. И тут Кручинина понимает, что перед ней ее сын. Она бросается к нему, видит на его шее медальон, который она одела, когда он был еще младенцем.

Все поражены, а Незнамов сразу поинтересовался, где его отец. На что Кручинина ответила, что она не знает. И добавляет, что молодой человек является умным и талантливым, и его отец недостоин знать его, а она даст ему свою фамилию и возможность получить достойное образование.

Кухарешин и Унтилова - главные звезды этого спектакля, но и другие артисты - не на второстепенных ролях Фото с сайта Молодежного театра на Фонтанке. Автор фото - Юлия Кудряшова

«Без вины виноватые» в Молодежном театре на Фонтанке: Каждому - по бенефису

В новой постановке пьесы Островского нет маленьких ролей и маленьких актеров

05.01.18 театр

Постановка пьесы Островского «Без вины виноватые» в Молодежном театре на Фонтанке задумывалась как подарок к юбилею актрисы Екатерины Унтиловой. Бенефис то есть должен был быть. Таковой и получился. Только не один - каждый занятый в новом спектакле актер может с уверенностью считать его и своим бенефисом.

Классика как сюжет для сериала

Это вообще отличительная черта всех постановок Молодежного - в них нет маленьких ролей и маленьких актеров. У каждого, даже эпизодического, персонажа есть своя история, свои характерные, запоминающиеся черты. Так что потенциальным бенефициантам можно задуматься, хотят ли они делиться славой. А это непростая актерская задача - не потянуть одеяло на себя, тем более если спектакль задумывался как бенефис. В случае с пьесой Островского ничего подобного не произошло - «виновница торжества» щедро поделилась «одеялом», и в результате получился спектакль, в котором каждый актер - премьер.

Опять же надо вспомнить о драматурге - пьесы Островского тем и хороши и потому, наверное, так востребованы в любую эпоху, что в них каждому артисту есть что играть. Причем играть с блеском, со вкусом. Кто-то, конечно, может сказать: старьё. Где злоба дня, где актуальность? Как выясняется при ближайшем рассмотрении, всё - на месте. Политики, к счастью, действительно никакой нет, а вот насчет «злобы дня» - очень даже.

Взять, например, пьесу «Без вины виноватые» - это же просто сериальный сюжет. Коварный возлюбленный, меняющий чувства на выгодный брак, потерянный в младенчестве ребенок, несчастная мать, неожиданного обретшая богатство, успех и в конце концов через семнадцать лет нашедшая своего сына. История на все времена - из нее можно сделать хоть мексиканский сериал, хоть индийский, хоть российский. Ну все и делают, просто действие переносится в наше время. В результате выходит многосерийное телемыло, рассчитанное на непритязательного зрителя. Оттого и снимают его кое-как, и играют в нем так же. Потому что интересы у создателей таких сериалов далеко не творческие, а сугубо материальные. Ну и пусть «ваяют» - деньги, как сказала когда-то Раневская, закончатся, а позор останется.

Что же касается театра, то тут совсем другой расклад.

Вперед, к Станиславскому!

Вот и режиссер Андрей Андреев, поставивший пьесу Островского в Молодежном театре на Фонтанке, не стал ее осовременивать, заигрывать с публикой и опускаться до «сериального» уровня, а создал спектакль абсолютно классический. В этом ему помог художник-постановщик Александр Орлов, создавший сдержанный мир, в котором летает черный занавес и играет настоящий рояль. Эта классическая картинка поддерживает общую атмосферу. Где на первом месте стоят уважение к зрителю и уважение к занятым в спектакле актерам.

Отдача в результате есть и от тех и от других. Актеры играют непритязательную историю, которая вряд ли у кого-то сегодня вызвала бы сопереживание, с такой самоотдачей, что не найти отклик в зрительном зале она просто не может. Но отклик, конечно, не на все эти страсти с изменами и потерянным ребенком, а именно на актерскую игру.

Причем не надо забывать, что Островский писал комедию, а рассмешить зрителя гораздо сложнее, чем заставить плакать. И вот скачет стрекозлом коварный изменщик Муров (Валерий Кухарешин), втихаря отдавший собственного сына приемным родителям. Трется за кулисами с «благородными намерениями» любитель театра и особенно актрис богач Дудукин (Константин Воробьев). Не смущаясь, строит козни конкурентке актриса Коринкина (Регина Щукина). «Звездит» герой-любовник Миловзоров (Юрий Сташин), пропивает последнее актер Шмага (Александр Черкашин) с его коронной фразой: «Место актера - в буфете». Каждый здесь бенефициант со своим комедийным амплуа.

За мелодраматическую же составляющую отвечают собственно Екатерина Унтилова в роли Отрадиной/Кручининой и Андрей Некрасов, играющий ее потерянного сына Незнамова. И Унтилова в своей роли - само достоинство. А Некрасов в своей - почти Гамлет.

Ну а все вместе составляют единый ансамбль больших мастеров, создающих спектакль, где всё просто, понятно, не загромождено новомодными сценическими эффектами, и в то же время не опускающихся до антрепризного уровня, когда зрителя любыми силами стараются развлечь. И если вы хотите увидеть театр таким, каким его видели во времена Островского и Станиславского, - то «Без вины виноватые» как раз тот самый случай.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

Сюжет пьесы можно назвать мелодраматическим. Известная провинциальная актриса Елена Кручинина (в прошлом Отрадина) спустя семнадцать лет приезжает в родной город, с которым у нее связаны горькие воспоминания: крушение любви, потеря сына. В городе юности она дает несколько спектаклей и принимает активное участие в судьбе молодого актера Григория Незнамова, не подозревая о том, кто он...

Постановочная группа:

  • Режиссер-постановщик - народный артист РФ Александр Зыков (г. Новосибирск)
  • Художник-постановщик - заслуженный художник РФ Михаил Мокров (г. Санкт-Петербург)
  • Художник по костюмам - Ника Велегжанинова (г. Санкт-Петербург)
  • Балетмейстер - Марина Штаркер (г. Красноярск)
  • Художник по свету - Денис Солнцев (г. Санкт-Петербург)
  • Музыкальное оформление - Виктор Стрибук
  • Помощники режиссера - Ольга Назаренко, Марина Томиловская


СОВРЕМЕННОСТЬ КЛАССИКИ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ВЕКА.

Режиссер, народный артист России Александр Зыков
(«Два ангела, четыре человека» , «...Чума на оба ваши дома!» ,
«А этот выпал из гнезда...»), не стал осовременивать пьесу
А.Н. Островского. Он поставил свой новый спектакль в традициях автора.

Чем актуальна пьеса «Без вины виноватые» по мнению создателя спектакля и артистов, исполняющих главные роли?

Александр Зыков, режиссер:
- Да, мелодрама «Без вины виноватые» рассказывает историю, случившуюся давным-давно, но чувства, которые переживают ее герои, по-прежнему волнуют зрителей. Вылепленные Островским характеры подлинные, живые, ничуть не устаревшие и для нас. Одним словом, характеры эти современны всегда,
как современны во все времена жестокие романсы.

Галина Зорина (в спектакле - Елена Ивановна Кручинина):
- В пьесе пронзительно звучит тема материнства, которая волнует каждую женщину. Все мамы переживают за своих детей, желают им счастья. Эти чувства были актуальны как в конце XIX века - когда была написана пьеса Островским, - так и сейчас.
Поэтому все, что испытывает моя героиня, наверняка найдет отклик в сердцах матерей. Хотя любовь, милосердие и сострадание свойственны каждой женщине.

Анна Бекчанова (в спектакле - Любовь Ивановна Отрадина):
- Думаю, моя героиня мало напоминает современных молодых девушек. В отличие от нее, они сами строят свое счастье. А Отрадина, в силу своего мягкого характера и бескорыстного сердца, обладает огромным слепым терпением и верой в людей. При этом бездействует и живет ожиданиями. Единственное в чем есть похожесть, так это в том, что все мы в той или иной степени зависим от обстоятельств. И в этом нет нашей вины...

Островский, наряду с Чеховым, признан одним из самых востребованных русских драматургов на мировой сцене. И для Молодежного театра «Без вины виноватые» - не первое обращение к наследию классика - долгие годы с аншлагами идут спектакли «Поздняя любовь» и «Любовные кружева». Многие помнят и поставленный четверть века назад спектакль Семена Спивака «Гроза», имевший большой успех.

Над постановкой спектакля «Без вины виноватые» работает известный петербургский режиссер Андрей Андреев. Главную роль - Любови Ивановны Отрадиной/Елены Ивановны Кручининой - прославленный образ русского репертуара - исполняет заслуженная артистка России, ведущая актриса Молодежного театра на Фонтанке Екатерина Унтилова. В 1992 году именно с Островского - с роли Катерины в «Грозе» - начался творческий путь Унтиловой в Молодежном театре и ее сценическая жизнь в Петербурге.

«Конечно, этот спектакль делается, что называется, "на актрису" », — комментирует постановщик. — «Актрису замечательную, которая будто создана для ролей «про любовь». Это Екатерина Павловна Унтилова, чьим исполнением роли Катерины в «Грозе» я был некогда сильно впечатлен. И теперь, предлагая ей новую встречу с Островским в роли Отрадиной/Кручининой, я хотел бы продолжить ту тему (как я ее понял), которая прозвучала для меня в ее роли времен начала работы в Молодежном театре. В целом же мы пробуем реализовать художественный замысел Островского и сделать, как он и задумывал, мелодраму смешной

Сам Островский пишет о пьесе «Без вины виноватые»: «Это чуть ли не пятидесятое моё оригинальное произведение и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии; оно писано после поездки на Кавказ, под впечатлениями восторженного приёма, какой оказывала мне тифлисская публика. Мне хотелось показать русской публике, что чтимый ею автор не успокоился на лаврах, что он хочет ещё работать и давать ей художественные наслаждения . <…> Это произведение создавалось необыкновенно удачно: мне неожиданно приходили в голову художественные соображения, доступные только молодым силам, на которые я в мои лета не смел рассчитывать ».

Впервые пьеса была поставлена в 1884 году в Малом театре, для которого и предназначалась автором. Роль Отрадиной в разные года играли великие актрисы русской сцены - Мария Ермолова, Мария Савина, Алиса Коонен. И сегодня блестящая бенефисная роль привлекает самых талантливых актрис известных театров. С 2014 года спектакль «Без вины виноватые» с н.а.России Ларисой Луппиан в главной роли идет на сцене петербургского Театра им. Ленсовета.

По сюжету, знаменитая актриса Кручинина соглашается гастролировать в небольшом городе, с которым у нее связаны тяжелые воспоминания молодости. Несломленная предательством любимого и потерей сына, достигшая огромной известности, Кручинина возвращается в родной город, где ее ждет много непредвиденных поворотов судьбы.

Мелодраматический сюжет написан в жанре комедии, природу которой подчеркивает и игра говорящих фамилий: Кручинина - печальная, Отрадина - радостная, Незнамов - безродный и т.д. Однако в этой замечательной пьесе достаточно воздуха для фантазии постановщиков, и трактовка Молодежного театра, безусловно, способна удивить даже искушенного зрителя.

Воплотить художественные идеи режиссеру помогает знаменитый творческий дуэт театральных художников: сценографию к спектаклю сочинил Александр Орлов, костюмы - Ирина Чередникова.

В ансамбле с Екатериной Унтиловой - замечательные артисты: н.а.России Валерий Кухарешин (Муромов), Андрей Некрасов (Григорий Незнамов, сын Кручининой), Константин Воробьев (Дудукин), Регина Щукина (Коринкина), Александр Черкашин (Шмага), Юрий Сташин/Александр Конев (Миловзоров), з.а.России Наталия Дмитриева (Галчиха), Анастасия Тюнина (Шелавина), Ярослав Соколов, Антон Свит, Илья Соколов и студенты РГИСИ.

Спектакль идет в живом музыкальном сопровождении. У рояля - Андрей Пирог.

Постановщик спектакля - известный российский режиссер, профессор РГИСИ, з.д.и. Республики Карелия Андрей Андреев. Выпускник ГИТИСа (1973 г.), класса блистательного педагога М.О.Кнебель.

С 1986 по 1996 годы был художественным руководителем Санкт-Петербургского ТЮЗа А.А.Брянцева. В этот период поставил на сцене театра такие знаковые спектакли, как «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Ундина» по пьесе Жана Жироду, «Маленький принц» по повести Антуана Де-Сент Экзюпери, «Эквус» по драме Питера Шеффера, «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера.

Осуществлял постановки в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, Ташкента, Карелии, Самары, Челябинска, Новосибирска, Красноярска, Норильска и других городов России и зарубежья. Среди заметных работ - спектакли: «Кабала святош» в Норильском Заполярном театре, «Плутни Скапена» в Пушкинском центре, «Мастер и Маргарита» в Петрозаводском республиканском театре драмы, «Турандот» в Национальном финском театре.

С 1981 года преподает в РГИСИ (бывший ЛГИТМИК). С 1987-го руководит курсами на актерской и режиссерской кафедрах.
Для Молодежного театра это не первое сотрудничество с Андреем Андреевым - в театре с большим успехом на протяжении семи лет идет его спектакль «Тартюф» по пьесе Жана Батиста Мольера.

Режиссер-постановщик: заслуженный деятель искусств Республики Карелия Андрей Андреев
Сценическое движение: Игорь Качаев
Художник-постановщик: заслуженный художник России, лауреат Государственной премии России Александр Орлов
Художник по костюмам: Ирина Чередникова
Художник по свету: Денис Дьяченко
Музыкальное оформление: Андрей Пирог




Top