Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость.

Во многих своих рассказах А.П. Чехов обращается к проблеме перерождения личности, духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение человеческой души.

В начале рассказа доктор Старцев – молодой, думающий, образованный человек, не потерявший свою индивидуальность среди скучных и пустых жителей провинциального городка. Доктор еще не богат, ходит пешком, так как не имеет лошадей. Зато он способен мыслить, мечтать, разбираться в людях, любить, наконец. Мы наблюдаем, как сила любви возвышает героя над серой, однообразной действительностью. Однако, одновременно, видим мы и другое, как бы обратную сторону души чеховского героя, у которого «в голове какой-то холодный тяжелый кусочек». Это заставляет Старцева, наряду с возвышенными мечтами и надеждами сомневаться, «к лицу ли ему, земскому доктору… вздыхать, получать записочки…, делать глупости?» Тот же «холодный кусочек» в голове заставляет Старцева думать о приданом невесты в тот момент, когда он делает брачное предложение.

Однако пока над героем властвует любовь, эта темная – приземленная, циничная, прагматическая – часть его души слабо проявляет себя. Но вот его любовь отвергнута, и что же мы видим?

Все светлое и молодое вытесняется в душе доктора мелочным, суетным, ничтожным: «у Старцева перестало биться сердце». Уже через три дня после отказа его жизнь входит в привычную колею, и эпизод со сватовством оценивается героем с некоторым раздражением и даже облегчением: «Сколько хлопот, однако!»

Между тем настоящие «хлопоты» – мирские, обыденные, пошлые – захватывают Старцева именно с того момента, когда любовь утрачивает над ним свою власть. И вот перед нами чеховский герой четыре годя спустя: усиливаются его расчетливость, раздражительность, появляются откровенная неприязнь и неприкрытое высокомерие по отношению к людям. Он навсегда потерял свежесть мысли, романтизм, веселость, естественность, зато завел тройку лошадей с кучером и большую практику в городе.

«Тяжелый холодный кусочек» в голове героя разросся до размеров сердца, заполнил всю душу Старцева. Только единственный раз «в душе затеплился огонек» – при встрече с прежней возлюбленной. Возникли сожаление и боль за свою пустую жизнь, которая «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Однако, вспомнив о деньгах. Старцев вновь почувствовал, что этот огонек в душе погас…

Таким образом, доктор Старцев исчез навсегда. Остался Ионыч, который «пополнел, ожирел», «стал тяжелым, раздражительным», которого «жадность одолела», который «в винт играл каждый вечер с наслаждением» и «любил вынимать из карманов бумажки, добытые практикой».

Что сделало героя таким? Среда? Действительно, город был серым и скучным, люди, с которыми общался Старцев, – в основном пустыми и ограниченными. Однако герой в молодости противостоял им, презирая обывателей, отвергая житейскую пошлость, духовную никчемность существования. Но через несколько лет доктор сам незаметно уподобился тем, над кем тайно иронизировал в душе, став заурядной личностью, обывателем в духовном смысле этого слова.

Поэтому можно утверждать, что окружающая действительность не может так изменить человека, как это делают особенности его личности, склад характера, внутренняя духовная установка. Серая среда, замкнутость в мире обыденности. На мой взгляд, лишь способствовали деградации чеховского героя, но не были первопричиной этого. Неустойчивость убеждений, слабость натуры, отсутствие внутреннего стержня – вот что не позволило ему сохранить все светлое и прекрасное в своей душе, противостоять пошлости, уничтожить в себе «холодный кусочек» равнодушия.

Беспрерывный всепоглощающий, но подчеркнуто не бескорыстный и не приносящий истинного удовольствия труд и, как следствие его, деньги, известность, достаток поглотили доктора Старцева целиком, сделав из него банального скучного Ионыча.

Чехов не обвиняет своего героя в стремлении иметь хороший дом, жить в достатке, предаваться развлечениям – все это естественные и законные человеческие желания. Страшно то, что Старцев утрачивает интерес к своей работе и то, что прежде всего необходимо врачу – человечность, любовь к людям. Таким образом, на примере Ионыча писатель доказывает также идею о том, что любой труд обесценивается и опошляется, если человек не вкладывает в него частичку своей души.

Итак, Чехов показывает нам, как легко и незаметно может духовно деградировать человек; как свободная, мыслящая натура может стать никчемной и заурядной. По справедливому мнению писателя, ничто не может быть страшнее гибели человеческой души!

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч», «Человек в футляре». Герои Чехова - «люди в футлярах», «довольные собой люди», привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами. Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет «на тройке с бубенчиками пухлый, красный» Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, «тоже пухлый и красный», кричит: «Прррава держи!» «Прррава держи» - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском «как бы чего не вышло» мы видим только равнодушное отношение к проблемам других людей. Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обыватели, возомнившие себя «хозяевами жизни».

В рассказе А. Чехова «Ионыч» изображено превращение человека с хорошими задатками в эгоиста, показана гибель души, её творческих начал. Произошла деградация, превращение доктора Старцева в Ионыча – человека «без мыслей, без впечатлений», без мечты.

В. Шукшин. «Чудик». Чудики Шукшина - люди, стремящиеся создать «праздник души», живущие просто, естественно, не делая другим зла. Таковы герои рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Мастер». Но их стремления сделать «людям как лучше» постоянно наталкиваются на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность.

В атмосферу равнодушия и черствости попадаешь, читая рассказ А. Геласимова «Жанна». Юная мама, сама оставшаяся сиротой, ежедневно, как умеет, борется за свою жизнь и за жизнь своего ребенка и ежедневно, словно в стену. Упирается в людское безразличие. Отказ взять на работу – плохой пример для школьниц, упреки врача, обвинения в смерти матери, жестокость… Попытка откупиться от собственного ребенка. Но с каждым днем Жанна становится сильнее, она знает, что без нее Сережке не выжить. Поняв это, она в свои 17 лет взрослее и мудрее всех, кто пытается учить жизни.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека)

Тезисы

Любить человека – вот главный принцип гуманизма.

Цитаты

- «Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием» (В.Г. Белинский)

- «Для человека нет и не может быть ничего ближе человека» (М. Горький).

- «Самопожертвование всего себя в пользу всех есть признак высочайшего развития личности» (Ф.М. Достоевский).

- «Человека не уважаете – себя обижаете» (слова Разумихина, «Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский).

- «Человек вообще очень любит быть оскорблённым» (слова Свидригайлова, «Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский).

- «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть» (А. П. Чехов).

- «Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием» (В.Г. Белинский).

- «Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства» (В. Г. Белинский).

- «Гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть.» (Ф.М. Достоевский).

Направление «Равнодушие и отзывчивость».

Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?

Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.

Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.

Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.

Очень часто, люди стремятся быть в центре внимания, хотят, чтобы другие им помогли, чтобы не были равнодушны к ним в определённой ситуации. Однако, требуя от других заинтересованности, люди не хотят отдавать взамен своё внимание. Большая часть человечества попросту равнодушна к судьбе окружающих. Но что же значит быть равнодушным? По-моему, быть равнодушным, значит не проявлять заинтересованности в чём-либо, не испытывать никаких эмоций по отношению к другим. Я считаю, что человек, равнодушный к близким ему людям - тоже грешен. Ведь равнодушие - вершина бесчеловечности.

Вспомним рассказ Антона Павловича Чехова "Ионыч". В самом начале Дмитрий Ионыч Старцев предстаёт перед нами самовлюблённым, способным на искренние чувства человеком. Познакомившись с семьёй Туркиных, Дмитрий Ионыч влюбляется в их единственную дочь - Екатерину.

Испытывая к Туркиной самое прекрасное чувство, которое только способен чувствовать человек - любовь, Старцев признаётся ей в своих чувствах. Получив отказ, потрясенный Старцев падает духом, его самолюбие пропадает. Несколько позже Екатерина уезжает учиться в Москву, а Дмитрий Ионыч успокаивается и начинает меняться в худшую сторону. Он становится более богатым, имеет свой взгляд на вещи, ему ничего уже не нравится. Прежняя отзывчивость пропадает и на её место заступает равнодушие. Желание нажить побольше денег, вот, что теперь движет им. Всё, что было для него дорого раньше, теперь уже не имеет значения. Я осуждаю Старцева ведь, как никак, он врач, а врач это одна из тех профессий, где человек в принципе не должен оставаться равнодушным по отношению к другим.

Никогда не следует становиться равнодушным ко всему из-за определённых душевных потрясений.

Тем не менее, человек не всегда становится равнодушным из-за неудач в любви. Обратимся к ещё одному рассказу А.П. Чехова "Крыжовник". Николай Иванович Чимша-Гималайский мечтает о собственном участке с крыжовником. Поставив себе эту цель, он упорно идёт к ней и это заслуживает похвалы. Но чрезмерно увлекшись достижением своей цели он становится равнодушным. Его перестает волновать судьба, окружающих его людей. Ради собственной выгоды он женится на богатой вдове. Взяв её в жёны и забрав приданное, он живёт так как он уже привык, практически впроголодь. И если он способен так жить, то его жена - нет. Он был равнодушен к её состоянию, его не волновала её судьба. Вскоре его жена умирает. Николай Иванович в свою очередь, не чувствует за собой никакой вины. Я просто не могу вообразить, насколько нужно быть равнодушным, чтобы не чувствовать своей вины за смерть человека и не жалеть об этом. Быть равнодушным до такой степени - это вершина бесчеловечности.

В заключении хочу сказать, что равнодушие в любых проявлениях - губительно. Потому что равнодушный человек - мертв в душе. Именно поэтому, будьте отзывчивыми!




Top