Банджо музыкальный инструмент. Что такое банджо? Традиционный американский инструмент

Система упражнений по теме

«Однородные и неоднородные определения»

Наибольшую трудность в предложениях с однородными членами вызывает пунктуация при однородных и неоднородных определениях. Чтобы решить, ставить или не ставить запятую между двумя определениями, следует прежде всего установить, однородные они или нет. Казалось бы, всё просто: между однородными определениями запятая ставится, между неоднородными – не ставится. Сложность заключается в то, что учащиеся часто не могут определить, какие определения однородные, какие неоднородные. Несколько определений, зависящих от одного и того же члена предложения и отвечающих на один и тот же вопрос, могут быть неоднородными.
Сравним: Огромный небесный свод висит над широкой, тёмной лощиной. – Огромный небесный свод висит над широкой тёмной лощиной. Это определения-синонимы, различающиеся тем, что в первом из них определения широкой и тёмной самостоятельно характеризуют слово лощина , а во втором предложении определение широкой характеризует словосочетание тёмной лощиной . Грамматическим средством различения тонкости смысла данных предложений служит только интонация: постановка логических ударений на каждом определении или только на одном.

Предлагаю систему упражнений для закрепления этой трудной темы.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Почему в данных предложениях постановка запятых между однородными членами обязательна?

Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего. Мы запили прозрачный, тёплый мёд ключевой водой и заснули. Что-то необыкновенно широкое, размашистое, богатырское тянулось по степи вместо дороги. Мой брат умный, честный, смелый. После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. Короткие сумерки быстро сменились чудной, ласковой тропической ночью.

Обращаем внимание учащихся на то, что если определения характеризуют предмет с одной стороны (цвет, форма, величина и др.), не зависят друг от друга грамматически, но в одинаковой степени подчинены определяемому слову, то они однородные.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Найти однородные определения и установить, что они обозначают.

1.Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевые и жёлтые лилии. 2.Производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей значительно возросло. 3.В поленнице были сложены берёзовые, сосновые, осиновые дрова. 4.Гневно взметнув свои тысячи жилистых, корявых, мозолистых рук, вышел на улицу новый хозяин. 5.Она полулежала в красивой, изящной позе.

(1 – цвет, 2,3 – материал, 4,5 – качество)

Примечание.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон (в разных отношениях), то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым понятиям. Неоднородные определения – это определения, первое из которых относится ко всему последующему сочетанию, а не непосредственно к существительному:
мельхиоровые чайные ложки (материал и назначение), маленькие золотые огоньки (цвет и назначение), маленькие карие глазки (размер и цвет).

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Найти в данных предложениях определения и доказать, что они неоднородные.

На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами (цвет и качество). Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо (величина, качество). Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца (цвет и материал). В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей (величина и высота, качество и материал). У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару чёрных лошадей (возраст и качество). Судно шло в цветущих узких берегах (вид и размер). Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку (качество и цвет).

Примечание.

Иногда определения кажутся неоднородными, между ними нельзя вставить союз –и-; признаки, обозначаемые определениями, как будто различные. При этом одно из слов употреблено в переносном смысле – в качестве эпитета, чтобы ярче подчеркнуть выраженную им мысль. В подобных случаях и встречаются затруднения в пунктуации.

Сравним: Бледно-голубая стеклянная ваза украшала маленький столик.

Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

В первом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, указывают на цвет и материал, следовательно, они неоднородны. Во втором предложении – разнородные определения, но они объединены общим понятием – ничего не выражающие глаза. Это делает их однозначными. Объединяющим признаком может служить сходство производимого впечатления, внешний вид, причинная связь.
Например:
Горькую, незаслуженную обиду простить трудно. (Незаслуженная обида всегда горька – слова горькая и незаслуженная показывают, почему трудно простить. – Связь причинная.)

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Найти однородные и неоднородные определения. Объяснить их значения и расстановку знаков препинания.

Ночь была нежная, тёплая. У него была добрая, широкая, мягкая улыбка. На венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчёлы. В ясное ветреное утро Берестов выехал прогуляться верхом. Она смотрела на него своим бархатным, чёрным взглядом. Мне представили этого молодого тёмноволосого юношу. Сухой, горячий ветер нёс раскалённый воздух. Все страницы тетради были исписаны резким, упрямым почерком. В хорошую, ясную ночь выволакивали на берег сухой пень, накладывали на него хворост, поджигали и на самом стремени отпускали.

Примечание.

Обычно в роли однородных определений выступают одиночное определение, выраженное именем прилагательным, и следующее за ним распространённое определение или причастный оборот.

Например: Весёлый, сложившийся без нас вечер был в разгаре.

При обратном порядке определений, то есть если распространённое определение предшествует одиночному, запятая между ними не ставится.

Сравним: Сложившийся без нас весёлый вечер был в разгаре.

ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1.Перестроить предложения так, чтобы между определениями ставилась запятая.

В скромно обставленном маленьком кабинете сидел человек. В это время они стали приближаться к почти повалившемуся на земле крохотному дому. Кое-где разорванный кожаный диван помещался между шкафами. В кухне стоял крытый клеёнкой деревянный стол. Плотно стоящие тёмные ели отражались в воде. Густо заросшие лесом небольшие островки как-то особенно гармонируют со спокойной гладью реки. На металлических частях машин лежала отливающая перламутром голубая изморозь. У него был хорошо отработанный быстрый шаг.

2.Распространить предложения однородными определениями.

Все реки запрудил……………………..лёд. (Мелкий, сплошной).

…………….тучи лежали на вершинах окрестных гор. (Тяжёлые, холодные)

И всё это говорилось с…………………….улыбкой. (Умной, доброй).

В шагах ста от холма зеленела………………..осока. (Густая, пышная).

Хороша была………………….берёзка. (Развесистая, белоствольная).

На станции зажглись…………. и ………….огоньки. (Белые, красные и зелёные).

3.Распространить предложения неоднородными определениями.

Под одним из клёнов стояла ветхая скамья на заржавленных………лапах (чугунных). Запущенный……парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый). Осенью часто налетают порывистые……..ветры (холодные). Ксёндз носил чёрное………..пальто (длиннополое). Сутулый человек был одет в серый……….костюм (тонкий). Он поднялся по витой………лестнице (железной). Мы напились холодной……..воды (вкусной). Книга обладает колоссальной…………силой (притягательной). Большая…………тень виднелась рядом с домом (чёрная). Этот человек ходил всё лето в желтоватом………..кафтане немецкого покроя (полотняном).

ТЕСТ. ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

Отметить номера предложений, где ставится запятая.

1.У всех было бодрое радостное настроение.

2.Старинные каменные стены окружали крепость.

3.Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.

4.Он любил сильное решительное слово.

5.Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной коркой.

6.Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.

7.Случались весёлые грустные смешные дела.

8.Получалось нечто жуткое путаное и резкое.

9.Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в тёмную сплошную массу.

10.Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.

11.Прямые стройные кипарисы окружали дом.

12.Тут тропинка снова постепенно ползла на отлогую длинную гору.

13.С берега нависла над водой высокая пирамидальная лестница.

14.Крепость была погружена в привычный мирный сон.

15.Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.

16.Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций.

17.Это был человек с взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами.

18.Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

19.Туда вела единственная песчаная дорога.

20.Подсыхающие сиреневые листочки тополей шевелились от ветра.

21.казалось, что мускулы растаяли от жары и остались только тонкие упругие нервы.

22.На хуторском глухом подворье стояла кузница.

23.Ветвистый лиловый зигзаг молнии перерезал небо наискосок.

24.Степь дышала глубокими ровными и могучими вздохами.

25.Перед ним расстилалась пенистая морская даль.

26.Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.

27.В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

28.Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

29.Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.

30.Он писал просто и легко, соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.

Ключ к тесту:

1,3,4,6,7,8,9.10,11,18,21,24,29,30

Латыпова Римма Закировна, учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа 30».

Однородные и неоднородные определения

Несколько определений к одному определяемому существительному не всегда являются и потому не всегда разделяются запятыми. Разграничение однородных и неоднородных определений — одна из самых трудных тем школьной программы. Ниже приведены перечни признаков однородных и неоднородных определений, далее в разделе «Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях» некоторые из них рассматриваются более подробно и сопровождаются примерами.

Признаки однородности определений (конспективно):

  • обозначают признаки однородных предметов: синие, желтые, красные шары ;
  • обозначают синонимичные в условиях контекста признаки: могучий, буйный, оглушительный ливень ;
  • обозначают взаимозависимые в условиях контекста признаки (= так как, поэтому): лунный, ясный вечер (= ясный, потому что лунный);
  • обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые, погасшие глаза ;
  • присутствует смысловая градация: радостное, праздничное, лучезарное настроение ;
  • одиночное определение расположено перед распространенным: пустое, запорошенное снегом поле ;
  • расположены после определяемого слова: женщина молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная ;
  • обозначают субъективную характеристику (факультативный признак): маленькое, золотистое облачко; длинный, узкий ковер ;
  • в позиции после определяемого слова: облака круглые, высокие, золотисто-серые, с нежными белыми краями .

Признаки неоднородности определений (конспективно):

  • обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро ;
  • обозначают цвет и форму: белые круглые облака ;
  • обозначают размер и материал: большие каменные дома ;
  • обозначают качество и местонахождение: угрюмая сибирская река .

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

1. Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

Определения являются однородными , если

а) обозначают отличительные признаки разных предметов: Красные, белые, розовые, желтые гвоздики составили красивый букет ;

б) обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны: Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой ;

в) каждое из определений непосредственно относится к определяемому существительному, и поэтому между ними можно вставить сочинительный союз «и». Ср.: чистый, спокойный свет луны (чистый и спокойный свет луны ); чашка густого, крепкого кофе (чашка густого и крепкого кофе ) и т.п.

Примечания:

  • однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, если при этом в условиях контекста они объединяются каким-нибудь общим признаком (сходством производимого ими впечатления, внешним видом и т.д.): Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку; Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор; В густых, темных волосах блестели седые пряди; бледное, строгое лицо; веселый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом; ласковые, живые глаза; гордый, храбрый вид; сухие, потрескавшиеся губы; тяжелое, злое чувство; серый, непрерывный, мелкий дождик и т.д.;
  • однородны также синонимические (в условиях контекста) определения: тихая, скромная речка; молчаливая, несмелая, робкая девушка . В ряду таких определений каждое последующее может усиливать выражаемый ими признак, образуя смысловую градацию: Было радостное, праздничное, лучезарное настроение; Осенью степи совершенно изменяются и получают свой необычный, особенный, ни с чем не сравнимый вид ;
  • в роли однородных определений обычно выступают имя прилагательное и следующий за ним причастный оборот : Вошел пожилой мужчина с пышной, начинающей седеть бородой ;
  • как правило, однородны согласованные определения, стоящие после определяемого слова : По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит . Исключение составляют сочетания терминологического характера: трубы тoнкocтeнныe электросварные нержавеющие; груша зимняя позднеспелая ;
  • однородными являются определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове: Спустя полгода долгие, холодные ночи сменяются тихими, теплыми .

2. Запятая не ставится между неоднородными определениями.

Определения являются неоднородными , если характеризуют предмет с разных сторон: большой каменный дом (размер и материал); белые круглые камешки (цвет и форма); красивые московские бульвары (качество и местонахождение) и т.д. Такие определения могут стать однородными, если их объединяет общий признак: Наша терраса теперь стоит на новых, кирпичных столбах (объединяющий признак — «прочный»).

Примечания:

  • неоднородные определения чаще выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного: новый кожаный портфель, интересная детская книга, теплая июльская ночь, светлая березовая роща, прозрачные оконные стекла и т.п.;
  • реже неоднородные определения состоят из сочетания качественных прилагательных: старый мрачный дом, интересные редкие издания .

Упражнения к теме « Однородные и неоднородные определения»

Упражнение 1. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

1. Он родился в бедной крестьянской семье.

2. Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках.
3. Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве.
4. Любви невольной бескорыстной невольно предалась она.
5. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор.
6. Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.
7. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту.
8. Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет.
9. Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце.
10. У него были большие рыбьи глаза.
11. Вокруг тянулась плоская унылая степь.
12. Послышался звонкий детский смех.
13. Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо.
14. Все уснуло крепким здоровым сном.
15. Был холодный осенний вечер.
16. На ветках висели крупные тяжелые капли.
17. Воспоминания — это живой трепещущий полный поэзии мир.
18. Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода.
19. Дул сухой горячий ветер.
20. Крепкий предрассветный сон сморил его.
21. В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег.
22. Мы шли по тихой озаренной звездами тайге.
23. Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава.
24. Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага.
25. Теплым летним утром отправился я в Львов.
26. Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины.
27. Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.
28. В старом загородном парке тихо.
29. Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист.
30. Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.

Ответы: 2,3,4,6,7,8,13,14, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 26, 29.

Упражнение 2. Спишите текст, расставляя недостающие запятые.
Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

Источники:

  • Раздел «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Определения» в электронном пособии «

Однородные и неоднородные определения

Немного определений к одному определяемому существительному не всегда являются однородными членами предложения и поэтому не всегда делятся запятыми. Разграничение однородных и неоднородных определений - одна из самых тяжелых тем школьной программки. Ниже приведены списки признаков однородных и неоднородных определений, дальше в разделе «Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях» некие из их рассматриваются более тщательно и сопровождаются примерами.

Признаки однородности определений (конспективно):

  • обозначают признаки однородных предметов: голубые, желтоватые, красноватые шары;
  • обозначают синонимичные в критериях контекста признаки: могучий, буйный, громкий ливень;
  • обозначают взаимозависимые в критериях контекста признаки (= потому что, потому): лунный, ясный вечер (= ясный, так как лунный) ;
  • обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые, погасшие глаза;
  • находится смысловая градация: удовлетворенное, торжественное, лучистое настроение;
  • одиночное определение размещено перед всераспространенным: пустое, запорошенное снегом поле;
  • размещены после определяемого слова: женщина юная, красивая, хорошая, интеллигентная, привлекательная;
  • обозначают личную характеристику (факультативный признак): малюсенькое, золотистое облачко; длиннющий, узенький ковер;
  • в позиции после определяемого слова: облака круглые, высочайшие, золотисто-серые, с нежными белоснежными краями.
  • Признаки неоднородности определений (конспективно):

  • обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро;
  • обозначают цвет и форму: белоснежные круглые облака;
  • обозначают размер и материал: огромные каменные обители;
  • обозначают качество и местопребывание: угрюмая сибирская река.
  • Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

    1. Меж однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

    Определения являются однородными , в том случае

    а) обозначают отличительные признаки различных предметов: Красноватые, белоснежные, розовые, желтоватые гвоздики составили прекрасный букет ;

    б) обозначают разные признаки 1-го и такого же предмета, характеризуя его с одной стороны: Странноватый, резкий, больной вопль раздался вдруг дважды сряду над рекой ;

    в) каждое из определений прямо относится к определяемому существительному, и потому меж ними есть возможность воткнуть сочинительный альянс «и». Ср.: незапятнанный, размеренный свет луны (незапятнанный и размеренный свет луны ); чашечка густого, крепкого кофе (чашечка густого и крепкого кофе ) и т.п.

    Примечания:

  • однородные определения могут охарактеризовывать предмет также с различных сторон, в том случае при всем этом в критериях контекста они соединяются воединыжды каким-либо общим признаком (сходством производимого ими воспоминания, внешним обликом и т.д.): Он протягивал мне красноватую, опухшую, запятнанную руку; Томные, прохладные тучи лежали на верхушках близлежащих гор; В густых, черных волосах поблескивали седоватые пряди; бледное, серьезное лицо; радостный, доброжелательный хохот; пустынный, неприветливый дом; нежные, живы глаза; гордый, храбрый вид; сухие, потрескавшиеся губки; тяжелое, злое чувство; сероватый, непрерывный, маленький дождь и т.д.;
  • чаше всего, однородными являются художественные определения (эпитеты): Его бледно-голубые, стеклянные глаза ;
  • однородны также синонимические (в критериях контекста) определения: тихая, умеренная речка; неразговорчивая, несмелая, застенчивая девушка . В ряду подобных определений каждое следующее может усиливать выражаемый ими признак, образуя смысловую градацию: Было удовлетворенное, торжественное, лучистое настроение; Осенью степи абсолютно меняются и получают собственный необыкновенный, особый, ни с чем же не сопоставимый вид ;
  • в роли однородных определений обычно выступают имя прилагательное и последующий за ним причастный оборот : Вошел старый мужчина с пышноватой, начинающей седеть бородой ;
  • чаше всего, однородны согласованные определения, стоящие после определяемого слова : По дороге зимней, скучноватой тройка борзая бежит . Исключение составляют сочетания терминологического нрава: трубы тoнкocтeнныe электросварные нержавеющие; груша зимняя позднеспелая ;
  • однородными являются определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове: Спустя полгода долгие, прохладные ночи сменяются тихими, теплыми .
  • 2. Запятая не ставится меж неоднородными определениями.

    Определения являются неоднородными , в том случае охарактеризовывают предмет с различных сторон: большой каменный дом (размер и материал); белоснежные круглые камни (цвет и форма); прекрасные московские бульвары (качество и местопребывание) и т.д. Такие определения могут стать однородными, в том случае их соединяет воединыжды общий признак: Наша терраса сейчас стоит на новых, кирпичных столбах (объединяющий признак - «прочный»).

    Примечания:

  • неоднородные определения почаще выражаются сочетанием высококачественного и относительного прилагательного: новый кожаный портфель, увлекательная детская книжка, теплая июльская ночь, светлая березовая роща, прозрачные оконные стекла и т.п.;
  • пореже неоднородные определения состоят из сочетания высококачественных прилагательных: старенькый сумрачный дом, достойные внимания редчайшие издания .
  • Упражнения к теме « Однородные и неоднородные определения»

    Упражнение 1. Укажите номера предложений, в каких нужно поставить запятые.

    1. Он родился в бедной фермерской родне.

    2. Ясная светлая задумчивая ухмылка лежит на облаках.
    3. Солнечные лучи играют на густой сочной росистой травке.
    4. Любви невольной бескорыстной невольно предалась она.
    5. Томные прохладные тучи лежали на верхушках гор.
    6. Я видел женщину молоденькую красивую добрую интеллигентную.
    7. В сундуке я отыскал пожелтевшую написанную по-латыни грамоту.
    8. Через малюсенькое затянутое льдом оконце пробивался свет.
    9. Алеша подал ему малюсенькое складное круглое зеркало.
    10. У него были огромные рыбьи глаза.
    11. Вокруг тянулась плоская невеселая степь.
    12. Послышался гулкий детский хохот.
    13. Черные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо.
    14. Все заснуло крепким здоровым сном.
    15. Был прохладный осенний вечер.
    16. На ветках висели большие томные капли.
    17. Мемуары - это живой трепещущий полный поэзии мир.
    18. Огурцы занимали наилучшую солнечную часть огорода.
    19. Дул сухой жаркий ветер.
    20. Крепкий предрассветный сон сморил его.
    21. В полях лежал мокроватый рыхловатый и ослепительный снег.
    22. Мы шли по тихой озаренной звездами тайге.
    23. Одуряюще пахла омытая дождем юная травка.
    24. Толстой не имел возможность писать, в том случае перед ним не лежала отменная незапятнанная бумага.
    25. Теплым летним днем отправился я в Львов.
    26. Красноватые голубые желтоватые подымаются к небу скалистые вершины.
    27. Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.
    28. В древнем пригородном парке тихо.
    29. Медлительно падает на землю желтоватый убитый осенью кленовый лист.
    30. Все путники были одеты в однообразные полярные костюмчики.

    Ответы: 2,3,4,6,7,8,13,14, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 26, 29.

    Упражнение 2. Спишите текст, расставляя недостающие запятые.
    Меж тем солнце ещё чуть-чуть взошло над горизонтом. Сейчас море светилось уже не сплошь а только в 2-ух местах. На самом горизонте горела длинноватая зияющая полоса а в медлительно набегающих волнах вспыхивали 10-ки ярчайших режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём огромном пространстве море сияло ласковой печальной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни глядеть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда различное новое неслыханное. Оно изменяется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми практически белоснежными полосами штиля. То оно ярко-синее огненное сверкающее. То под свежайшим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

    Источники:

  • Раздел «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Определения» в электрическом пособии «Курс российского языка» на веб-сайте lik-bez.ru
  • Упражнения из пособия Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Пунктуация» (ссылка на скачка пособия)
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое однородные члены?
  • При каких критериях определения являются однородными членами?
  • Каковы правила постановки символов препинания при однородных членах?
  • Как ставятся знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом?
  • Какие есть трудные случаи постановки символов препинания при однородных членах?
  • Где отыскать упражнения на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»?
  • Как разграничить сложносочинённые предложения и обыкновенные предложения с однородными членами?
  • Какие бывают синтаксические ошибки в построении и употреблении предложений с однородными членами?
  • Где отыскать упражнения к теме «Ошибки в построении и употреблении предложений с однородными членами»?
  • Банджо - струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан); 4-9 струн. Игра на банджо осуществляется при помощи плектра.

    Банджо - родственник общеизвестной европейской мандолины, прямой потомок африканской лютни. Однако меж мандолиной и банджо есть резкое отличие в звуке - банджо имеет звук более звенящий и резкий.

    Мембрана присваивает банджо чистоту и силу звука, которые позволяют ему выделяться посреди других инструментов. Потому оно получило место в джазовых группах Нового Орлеана, где исполняло вместе с этим ритмический и гармонический аккомпанемент. Его четыре струны настроены как у скрипки (соль-ре-ля-ми ) либо как у альта (до-соль-ре-ля ).

    В народной американской музыке в большинстве случаев употребляется пятиструнное банджо. 5-ая струна зафиксирована на колковой коробке на самом грифе. На этом банджо исполняют аккорды правой рукою при помощи плектра (в том числе огромным пальцем для басов). Такое банджо бытует в группах классической американской музыки наряду со скрипкой, плоской мандолиной, фолк- либо добро-гитарой. Банджо обширно употребляется также в музыке стилей кантри и блюграсс.

    Африканские невольники Южной Америки дали самым ранешным банджо форму близких им африканских инструментов. Некие из ранешних инструментов были известны как «тыквенные банджо». Вероятнее всего, главный кандидат в прародители банджо - akonting , народная лютня, применяемая племенем Диола. Есть и другие инструменты, похожие на банджо (xalam, ngoni) . Современное банджо получило распространенность благодаря менестрелю Джоэлу Свини (Joel Sweeney) в 30-х годах XIX века. Банджо было завезено в Британию в 40-х годах XIX века группой Свини, американскими менестрелями, и очень скоро стало очень пользующимся популярностью.

    Источники:

  • ru.wikipedia.org - материал из Википедии - свободной энциклопедии;
  • EOMI - энциклопедия музыкальных инструментов.
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое мандолина?
  • Что такое гитара?
  • Что такое перкуссия?
  • Какова история барабанов?
  • Итак, предположим вы решили учиться играть на банджо ирландскую музыку, несмотря на обилие анекдотов про сковородку со струнами… Здесь постарался собрать всю информацию, которая может понадобиться при выборе и отстройке банджо, так как на русском языке ничего подобного,насколько я знаю, не существует. Статья не претендует на истину в последней инстанции, но многие утверждения проверены моим личным опытом.

    Устройство банджо и прочие технические моменты.
    В принципе банджо устроено не намного сложнее, чем гитара или мандолина, однако имеет кардинальное отличие. Даже не в материале верхней деки, а в том, что банджо – модульная система. Почти любой элемент конструкции можно поменять – и изменить звучание инструмента, иногда почти до неузнаваемости. Основой инструмента являются деревянные части – гриф и корпус (pot). Как правило, даже они соединены не намертво, благодаря чему, кстати, многие замечательные довоенные тенора были переделаны в 5-струнки путем установки нового грифа. На старых инструментах продолжением грифа, распирающим корпус изнутри, является т.н. dowel stick. На современных инструментах его заменили два стальных стержня с гайками, позволяющими регулировать угол наклона грифа. Существуют 2 стандарта мензуры тенор-банджо, которые обычно обозначаются по количеству ладов. 17-ладовые тенора – более ранняя конструкция, более удобны в плане растяжки левой руки(позволяют использовать скрипичную аппликатуру), однако в столь низкой настройке как GDAE, часто имеют проблемы со звучанием струны Соль. Такие банджо использовались ирландскими музыкантами в США до войны, и большинство современных моделей, называемых “Irish Tenor” — это именно 17-ладовые инструменты. Однако сейчас среди ирландских музыкантов преобладают 19-ладовые тенора, более яркие и громкие, но менее удобные для левой руки. Большинству людей, не обладающих особенно большими руками, на 19-ладовом грифе приходится использовать мизинец вместо безымянного пальца, а для достижения верхнего Си на 7 ладу — менять позицию.

    Колки банджо имеют весьма специфическое устройство. Первоначально на банджо использовались фрикционные колки. По принципу работы они несколько напоминают скрипичные, и так же имеют свойство разворачиваться обратно, если не достаточно плотно закреплены. Однако в отличие от скрипичных колков, усилие фиксации задается винтом в голове колка. Такие колки, если их отстроить, вполне жизнеспособны, но лучше все-таки иметь при себе отвертку, так как при перепадах температуры, например, когда вы вносите инструмент в комнату с мороза, колки вполне могут раскрутиться, да и винты время от времени приходится подтягивать. Кроме того, так как на банджо используются стальные струны с куда более высоким, чем на скрипке натяжением, настройка с такими колками требует очень мелких движений.

    Более современный тип – механические колки. Тут тоже не все просто: на банджо, видимо из соображений внешнего вида, используются колки с планетарным механизмом. Выглядят они очень похоже на старые фрикционные, но на этом их преимущества заканчиваются. У планетарных колков, значительно ниже передаточное число по сравнению с гитарными с червячной передачей(4 к 1 против 16 к 1), они значительно дороже, и хоть и в намного меньшей степени, чем фрикционные, все-таки склонны иногда разматываться. Тем не менее, гитарные колки – верный признак дешевого низкокачественного инструмента, и это относится как к старым американским инструментам, так и к новым китайцам.

    Теперь вернемся к корпусу. 2 традиционных материала, использовавшихся для его изготовления – красное дерево и клен, клен дает более яркий звук, для красного дерева характерен более мягкий, с преобладанием средних частот. Но в большей степени, чем материал корпуса, на тембр влияет tonering, металлическая конструкция, на которую опирается пластиковая(или кожаная) “голова”. 2 фундаментальных типа tonering’ов — flattop (пластик натянут вровень с ободом) и archtop (пластик приподнят над уровнем обода), archtop звучит значительно ярче и длительное время был предпочтительным вариантом для ирландской музыки. Однако например Angelina Carberry играет на 17-ладовом flattop и звучит отлично… Archtop же в сочетании с тонкими пластиками и длиной мензурой может быть даже чрезмерно ярким.

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

    Что касается пластиков – сейчас в основном используются пластики без напыления или прозрачные(они самые тонкие и яркие). На громких и ярких инструментах для получения более мягкого имеет смысл использовать более толстые пластики – с напылением, или имитирующих натуральную кожу(Fiberskin или Remo Renaissance). На современных банджо стандартный диаметр пластика – 11 дюймов. На винтажных инструментах он может быть как меньше так и больше. Еще один параметр – высота кольца по периметру пластика(crown) – для flattop нужны пластики high crown или medium crown, для archtop – low crown. Ведущий производитель пластиков для банджо – компания Remo, они выпускают пластики от 10 до 12 дюймов диаметром с шагом 1/16”. Кожаные мембраны, несмотря на замечательный звук в стандартном строе CGDA, в низком “ирландском” звучат слишком глухо, к тому же реагируют на все изменения влажности, от чего меняется в том числе высота струн над грифом. В общем – весьма на любителя. Для натяжки мембраны используется специальный ключ, существует 3 стандарта диаметра гаек, в основном сейчас используется стандарт Gibson 1/4”, однако на винтажных инструментах чаще встречаются 5/16 и 9/32”. Натягивать мембрану следует крест-накрест, при снятых струнах и бридже, периодически простукивая ее пальцем, до получения звука одинаковой высоты у каждого винта. В среднем оптимальным натяжением считается звук Соль-Соль# первой октавы, но это сильно зависит от инструмента и искомого звука. Перетянутая мембрана звучит сухо и теряет громкость. Впрочем перетянуть ее настолько, чтобы порвать, вам скорее всего не удастся – современные пластики выдерживают вес человека.

    Резонатор – опциональная штука для банджо, многие модели неплохо звучат и без него. Но когда дело доходит до шумных сейшенов, резонатор становится просто необходим.. Фактически резонатор дает даже не столько прибавку громкости, он концентрирует звук по направлению вперед. Поэтому для окружающих инструмент с резонатором кажется значительно громче, в то время как самому играющему open-back слышен даже лучше. На некоторых винтажных инструментах резонатор крепился на центральном болте, Что позволяло снимать его и использовать банджо как open-back. С современными инструментами такой фокус не проходит – крепления резонатора будут мешать игре.

    Что касается бриджа /подставки – стандартом де-факто являются кленовые бриджи с тремя ножками и вставкой из черного дерева под струнами. Многие мастера сейчас делают бриджи экспериментальных форм, часто – под влиянием скрипичных подставок, я слышал о них много положительных отзывов, но сам не сталкивался. Бриджи с 2мя ножками легче и звучат несколько ярче, но имеют свойство со временем проседать посередине.

    Еще одна немаловажная деталь – струнодержатель (tailpiece). Общее правило для ирландской музыки – струнодержатель должен оказывать давление на струны, это связано с низкой настройкой и соответственно невысоким натяжением и большой массой струн. Поэтому часто устанавливаемые на open-back банджо струнодержатели типа No-Knot и Waverly – не оптимальный вариант.
    Струнодержатели типа Presto или Clammshell(самые распространенные на современных инструментах) – подходят лучше, Но должны быть соответствующим образом отстроены, кроме того Presto имеет свойство ломаться на сгибе. Я лично рекомендую Kershner – это весьма массивный и прочный тип струнодержателя, дающий хорошую прибавку в громкости и яркости, и несколько улучшает интонацию на 4й струне. Самый хороший вариант – Oettinger, струнодержатель с регулируемым давлением на каждую струну отдельно, что позволяет в том числе компенсировать несколько неравномерное натяжение струн в ирландском строе. Но такие струнодержатели весьма недешевы, особенно “родные”, впрочем сейчас выпускают весьма неплохие копии именно для тенор-банджо. Все остальные виды, если вам не попался винтажный теноровый экземпляр – как правило под 5 струн, но это не доставляет проблем – просто игнорируйте среднюю дырку. За редким исключением струнодержатели рассчитаны на струны с петлей. Поэтому переходим к больному моменту – к струнам .

    Итак – первый печальный факт, даже если вы найдете в продаже комплект струн для тенор-банджо, для ирландского строя они не подходят(за очень редким исключением). Даже комплекты под названием Irish Tenor(к примеру от D’addario) – слишком тонкие для большинства инструментов. Поэтому скорее всего комплект придется собирать самому. В случае если вам нравится более “рычащий” звук бронзы – из гитарных струн. В случае никелевых струн, более ярких – можно купить комплект для тенора(если вы такой найдете), выкинуть из него 1ю струну, но 4ю все равно придется подбирать, в данном случае электрогитарную. Струны по одной в Москве можно купить в паре мест, но в большинстве других городов такой роскоши нет, что еще сильнее осложняет задачу. В общем – я рекомендую покупать сразу много и в зарубежных интернет-магазинах. Там же можно встретить струны Newtone – это английская компания похоже единственная, которая выпускает струны приемлемых калибров для ирландского тенора. Говорят, очень неплохие струны, но я пока не пробовал.
    Второй печальный факт – вы достали струны нужного калибра, но установить на банджо вы их не сможете. Все дело в том, что все современные гитарные струны имеют латунный бочонок на конце. А нам нужна петля. Вот от этого бочонка мы и будем избавлться. Берем острые бокорезы и аккуратно, чтоб не задеть сердечник струны, делаем по кругу насечки на бочонке, вскоре от него начнут отламываться куски(берегите глаза!), и через некоторое время скорее всего остатки бочонка можно будет вытащить из петли. Как правило диаметра петли хватает для установки на банджо.
    Конкретные калибры и материал струн вам придется подбирать путем экспериментов, на 17 ладовом теноре Vega(flattop) у меня стоит комплект 13-20-30-44 никель. Если вам больше нравится звук бронзы, можно поискать струны для октавной мандолины, они немного потяжелее, но не критично, если с грифом все в порядке. Мне лично не нравится звук фосфорной бронзы на банджо, 80/20 звучит интереснее, но глохнет быстрее. На арктопе с его не слишком глубоким звуком– может быть совсем другая ситуация, и никель может дать кастрюльный оттенок звука.
    Для 19-ладового тенора –естественно нужны струны потоньше, например 11-18-28-38, но точные калибры в любом случае придется подбирать. На слишком тонких струнах – интонация плывет(поэтому я бы рекомендовал вторую в оплетке даже на длинную мензуру), слишком толстые – звучат глухо.

    Выбор инструмента.
    Низший ценовой сегмент в основном наполнен инструментами китайского производства с самыми разными названиями, внешне в основном это вариации на тему Gibson Mastertone. Именно такого плана инструменты время от времени попадаются в музыкальных магазинах нашей страны. Тут главное – кроме обычных тестов на кривизну грифа и т.д., удостовериться что tonering есть. Без него в ирландской музыке очень грустно, при этом даже достаточно уважаемые компании, такие как Deering делают дешевые модели без тонринга. При этом позиционируютсяони как Irish tenor(как я уже писал, наличие/отсутствие слова irish в названии интересовать совершенно не должно). Резонатор – в принципе не обязателен, но в среднем модели с резонатором как правило сделаны качественнее, и на сейшене не потеряются.
    Кроме того в этом же ценовом сегменте обитают ГДР-овские банджо Musima, которых навалом на просторах нашей страны. Они обладают полноценным archtop- тонрингом и в принципе могут звучать вполне неплохо. Однако как и большинство инструментов Восточного Блока, требуют доработки напильником, замены колков (бывает и гриф туда-сюда болтается) и так далее. В общем набор “сделай сам”. Плюс длинный гриф на 20 ладов делает растяжку в левой довольно таки большой.

    Где-то от 500$ начинается средний ценовой сегмент. Новых инструментов тут не много, т.е в принципе есть Goldtone, который вроде как делает неплохие инструменты. Но самое интересное в диапазоне 500-1000+$ лежит в области винтажа. Если у вас есть карточка, искомая сумма денег и готовность купить старый инструмент, лезем на ebay, набираем в поиске tenor banjo и активно пускаем слюни. К сожалению, большую часть всей этой красоты отправлять в Россию продавцы не захотят, что сильно сужает выбор. Итак на что следует обратить внимание:
    Vega – старейший производитель тенор банджо(собственно они его изобрели). Если встретите инструмент од названием Fairbanks – это тоже они, только еще более старый инструмент. Внимания заслуживают модели от StyleN(красное дерево)/Little Wonder(то же но из клена) и далее в порядке нарастания навороченности: Whyte Ladie и Tubaphone/Style M. Это все flattop- инструменты, очень неплохи как openback, так и с резонатором, в зависимости от задач. Звучат достаточно мягко, тембр весьма приятный. Попадаются как 17-и, так и 19-ладовые. Банджо под этой маркой делают до сих пор, но после войны фабрику в Бостоне купила фирма Martin, в общем послевоенные Веги уже не торт. Кстати мой инструмент – Vega Style N 17 ладов, с резонатором на центральном винте.
    Все модели производства Wm.Lange – возможные марки: Orpheum, Lange, Paramount. Очень неплохие Archtop’ы, даже самые простые Orpheum No.1. Топовые Paramount – пожалуй уже в высшем ценовом диапазоне.
    Bacon&Day – второй после Vega ведущий производитель банджо в период между мировых войн. Особенно знамениты модели Silver Bell и Senorita. Как и Vega – имеют свой вполне узнаваемый звук.
    Clifford Essex – банджо английского производства, долгое время – выбор профессиональных музыкантов в Ирландии. В том числе Барни МакКенны(модель Paragon). Archtop.
    Еще хвалят послевоенные ФРГ-шные банджо Framus, во всяком случае топовые серии. Это арктопы с весьма забавной фишкой – регулировкой высоты грифа ключом, как на советских гитарах.
    Не советую однозначно Harmony и Kay – они в основном занимали нынешнюю нишу китайцев, то есть делали копеечные инструменты в огромных количествах. Slingerland и Ludwiig – известные барабанные компании с давней историей, тоже делали банджо, но как и с Framus, внимания заслуживают в основном топовые модели. Кроме того, стоит упомянуть меклкие мастерские типа Stromberg(НЕ Stromberg-Voisinet, это инструменты уровня Kay и Harmony), Weymann и др.- они встречаются редко, но как правило это весьма неплохие инструменты.
    Общие моменты – на большинстве винтажных теноров нет анкера в грифе, поэтому всегда узнавайте у продавца высоту струн над 12 ладом. Поведенные грифы ремонтировать сложно и дорого. В принципе на 17-ладовых банджо кривые грифы встречаются намного реже. Кром того толстый V – образный гриф (особенно с вклейкой из черного дерева) держит нагрузку достаточно неплохо, но инструменты старые, всякое бывает. Кроме того – обратите внимание на износ ладов, с одной стороны это значит, что на инструменте много играли, и он, скорее всего, звучит, но с другой стороны придется потратить некоторую сумму на закатку/замену ладов. Ну и такие штуки – как наличие всех натяжных болтов(или хотя бы большей части), отсутствие заметной ржавчины и т.д. Пересылка из США обойдется в 100-150 долларов, крайне желательно, чтобы инструмент ехал в жестком кейсе, хотя банджо – инструмент не такой хрупкий как гитара или мандолина.

    В высшем ценовом диапазоне – топовые винтажные инструменты, такие как Paramount Style E, Epiphone Recording A, B и С (это вообще “ святой Грааль ” тенорового звука). Плюс Gibson, но они столько стоят в том числе из-за названия, и неумеренного фанатизма блюграсс-музыкантов. Из новых – различные мастеровые инструменты типа Clareen и Boyle, но насколько мне известно, инструментов такого уровня у нас в стране нет. Как правило современные инструменты ирландских мастеров — 19-ладовые archtop’ы с резонатором, сделанные под влиянием Gibson. Читай — очень громкие и неумеренно яркие, но прекрасно подходят для создания эффекта «музыкального пулемета»…



    
    Top