Краткая биография картины куинджи березовая роща. Картина А

] Оригинал взят у netta_strofa в Архип Иванович Куинджи. "Березовая роща"

Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи
— Илья Ефимович Репин

"Березовая роща" Куинджи, датированная 1879 годом, произвела огромное впечатление на современников и по сей день является едва ли не самым знаменитым произведением художника. Безусловно, в русле традиций передвижников картина стала новаторской, ломающей каноны сурового реализма в живописи с его социальной подоплекой сюжетов и трагическими красками.

Березовая роща 1879

"Березовую рощу" называют светлой картиной Куинджи, пронизанной светом, светящейся.
Мне думается, что она столь же драматична, как и прочие вещи живописца. За высвеченными солнечными лучами березами переднего плана высится таинственный лес с мрачными переплетениями стволов с массивными темными кронами, между тем как верхушки "передних" берез, наверняка прозрачные, дрожащие, не видны, только угадываются. На самом переднем плане картины лежат густые тени. В целом сгущенных насыщенных красок в картине немало, может быть, однако, меньше, чем во многих других работах Куинджи. Ликующий полдень, обволакивающее тепло солнца, сосредоточенные в центре композиции, приковывают внимание и придают "Березовой роще" какую-то меланхоличность - грусть от того, что скоро день сменится вечером и роща погрузится в темноту.
В картине отчетливо прослеживается стилистика модерна с его условной декоративностью - в четкой несколько магической выписанности березовых стволов. Однако от написанной чуть размытыми красками опушки с ее цветущими растениями, пруда, затянутого нежной ряской, веет духом импрессионизма.

Еще более импрессионистической кажется другая "Березовая роща", созданная в 1901 году. Это роща дымчатого воздуха и легкого перламутрового света, одновременно мечтательная и величественная в своем тихом покое. Очаровательно мягкий, задумчивый, великолепный пейзаж, также получивший славу и признание.

Березовая роща 1901

Художником были написаны еще несколько картин и эскизов под названием "Березовая роща".
Мне нравятся "Березовая роща" - осенний пейзаж и "Березовая роща. Пятна солнечного света" - грустные, совершенно импрессионистические работы с удивительной гармонией золотистого света и охристых цветов рощи, с сияющей полуденной зеленью и переливами солнечных бликов в летней роще с "Пятнами солнечного света".
Талантливый контраст с причудливым плотным колоритом - ультрамарина, пурпура и малахита - березовой рощи ночью ("Лес"), написанной в типичной для Куинджи манере, в духе старинных сказок и сказаний.

Березовая роща 1898-1908

Березовая роща 1880-е

Березовая роща 1880-е

Березовая роща 1879

Березовая роща Вариант-эскиз одноименной картины 1879 года

Березовая роща (Лес) 1880-е

Березовая роща. Пятна солнечного света 1890-1895

Исаак Ильич Левитан - художник, за которым по праву закрепилась репутация создателя «пейзажа настроения». Природа в его живописных творениях сияет нежным светом любви. Такова и картина Левитана «Березовая роща», которую мастер создал в возрасте двадцати девяти лет.

Истоки

Биография художника окутана тайной - он не любил говорить о детстве и семье, при жизни уничтожил весь свой архив. Найденная после его смерти пачка писем содержала «гриф»: «Сжечь, не читая», что и было сделано. По немногочисленным воспоминаниям современников можно установить, что Левитан очень рано проявил дар рисовальщика и приобщился к этому виду искусства. В 13 лет он стал учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами были Поленов и Саврасов - известнейшие тогда российские художники. Картина Левитана «Березовая роща» напоминает нам о неразрывной и глубокой связи, объединяющей наших пейзажистов, так остро чувствовавших нрав чудесной

Пейзажист, которому нет равных

Картины учителей захватывали воображение молодого Левитана. Особенно его увлекала идея воплощения на полотне самой души природы, ее многогранных настроений. О своем учителе А. Саврасове Исаак Ильич отзывался как о живописце, умевшем отыскать в обыкновенном глубоко интимные, необыкновенно трогательные черты, которые так сильно ощущаются в русском пейзаже. Первые работы молодого Левитана немного напоминали манеру учителя. Элегические настроения, сумеречные оттенки, мрачные и задумчивые объекты - болота, омуты, заброшенные сельские погосты - все демонстрировало близость эстетики левитановских холстов творческой манере Саврасова.

Но очень скоро ученик продемонстрировал собственный живописный «язык», по которому его теперь безошибочно узнают все.

Картина Левитана «Березовая роща»: история создания

Это были годы сближения с замечательным русским писателем Антоном Чеховым. Вместе с семьей Чеховых Левитан отдыхал в близ деревни Бабкино. Именно там и рождалась великолепная картина Левитана «Березовая роща». Мастер создавал ее четыре года, закончив работу на Волге, в Сегодня этот шедевр экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Дыхание русского леса

Исаака Левитана «Березовая роща» следует начать с того, что реальным объектом, с которого художник писал сияющие жемчугом и изумрудом деревья, была Плесская роща.

Настроение безотчетной радости, свежести и оптимизма источает эта небольшая, но выразительная картина. Как Левитан добивается такой эмоциональной силы? Безусловно, здесь имеет место сплав мастерства и гармонии, составлявшей основу внутреннего мира художника.

Игра света и тени

Чем привлекательна для специалиста картина Левитана «Березовая роща»? Анализ техники и приемов, которые использует художник, позволяют восстановить уникальные особенности кисти мастера. Все пространство картины наполнено только травой, в которой сверкают синие и желтые искорки цветков, стволами, блестящей зеленью крон: не видно неба, не мелькает нигде ни зверь, ни птица. Тем не менее лес живет! Мы чувствуем его свежее дыхание, слышим жизнерадостный шелест листвы. Художник умело передает движение теплых лучей, одухотворяющих пейзаж трепетной нежностью и веселием. Две березки на переднем плане поражают лиричностью и правдоподобием. Розовые и тепло-коричневые пятна мягко легли на стволы. Картина напоминает непосредственность и легкий чистый ритм импрессионизма.

Современники утверждают, что друг Левитана - Антон Павлович Чехов - говорил автору, что в этой картине, как ни в какой другой, чувствуется улыбка гениального художника.

Архип Иванович Куинджи – один из признанных русских мастеров пейзажа. Каждая из его картин поражает зрителя глубиной цветопередачи и игрой цвета. Талантливо расставляя акценты, художник добился того, что его картины буквально источают свет. Полотна Куинджи сочетают в себе наивный романтизм и реализм, глубокий философский смысл и простоватые природные мотивы. Но каждая из его картин это прорыв, новое слово в искусстве пейзажа.

Среди полотен мастера выделяется одна из его ранних работ: «Березовая роща». Сейчас картина выставляется в Третьяковской галерее и до сих пор зрители и критики отмечают ее необычную живость и манящую притягательность.

Написана картина в духе романтизма, так любимого Архипом Ивановичем. На полотне можно видеть довольно обыденный российский пейзаж: освещаемая ярким солнцем полянка, в центре березовой рощи. Пасторальная, светлая картина, наполненная любовью к жизни, природе и Родине. При помощи масла и холста Архип Иванович виртуозно передает атмосферу жаркого летнего денька, когда солнечный свет заливает лесную поляну, даря живительное тепло.

Но благодаря резкому контрасту сочной зелени всех цветов и оттенков, насыщенным светлым тонам и легким мазкам, картина создает впечатление огромного пространства внутри нее. В раме словно скрыт целый мир, с настоящим лесом и живыми деревьями. Особая манера Куинджи создает иллюзию мягкого струящегося света, излучаемого картиной.

На заднем плане картины зеленеют темные кроны деревьев, ярко выделяясь на фоне светло-голубого неба. По мере приближения к зрителю, художник выделил отдельные деревья. Крон на картине не видно, только светлые березовые стволы и небольшие ветви. Автор изобразил как совсем молодые, тоненькие березки, так и взрослые деревья, изогнувшиеся от ветров. Мягкая зеленая трава в нижней части создает контраст с темной зеленью рощи.

Полотно делит на две части илистый ручей. Слева от него больше теней, эта часть рощи не так ярко освещена, поэтому контрастирует с правой, солнечной и яркой, половиной. Затянутый ряской ручеек, который словно является продолжением неба, упираясь в его голубизну на горизонте, делит лес на две половины.

Приобрела свой настоящий вид картина не сразу, до этого художник сделал несколько эскизов, где березы то полускрыты густой тенью, то наоборот освещены солнцем без всякого намека на тени. Только яркий искрящийся свет.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Зощенко Обезьяний язык

    В рассказе «Обезьяний язык», Михаил Зощенко высмеивает недостатки общественности: невежество, пустословие и неграмотность. Автор приводит короткое и ироническое повествование

  • Сочинения о Родине

    В разделе собраны сочинения на тему Родина

  • Сочинение описание по картине Репки Водитель Валя

    Передо мной интересная задача – рассмотреть картину «Водитель Валя». Конечно, легко обмануться – подумать, что Валя – мужчина, раз водитель.

  • Сочинение Как я однажды ходил за грибами

    Сильные и продолжительные осадки всегда способствуют бурному росту грибов. Дождь в середине и конце лета, заставил меня задуматься об этом. В середине сентября началась солнечная погода и мы решили с семьёй съездить

  • Сочинение Я сижу на берегу моря, реки, озера

    Сижу я на берегу реки. Она бежит, движется, несет свои воды... они сверкают на солнце! Обязательно солнечный день, теплый. Но еще рано, а я ловлю рыбу. Очень люблю я рыбалку, а еще кошке от моей добычи радость


Куинджи Архип Иванович. «Березовая роща» 1879


«Березовая роща»
1879г
Холст, масло. 97 x 181 см
Государственная Третьяковская галерея

Картина притягивает и восхищает своей простотой, национальной самобытностью. Сюжет композиции с первых мгновений становится родным, по – домашнему уютным. Художник изобразил небольшую зеленую полянку, залитую солнечным светом. Поляну рассекает ручей, местами покрытый ряской. На одном из его берегов расположились сонные березки, подсвеченные солнцем и контрастирующие с темными очертаниями леса на заднем плане.
Картина завораживает своей легкостью, некой декоративностью: здесь почти нет деталей или акцентов. Все очень воздушно. Внимание привлекают лишь несколько ветвей березок, которые автор картины прорисовывает с большой любовью и реалистичностью.
Критики совершенно верно находят в композиции некий левитановский стиль: Куинджи, создавая «Березовую рощу», рассчитывает на воображение своего зрителя, дает ему лишь общую композицию, детали зритель додумывает сам.
Следует отметить также контрастность сочетаний: белоснежные, омытые светом березовые стволы оттенены темным, местами почти черным лесом, что изображен на дальнем плане.
Куиджи по праву считается «художником света»: полотно «Березовая роща» - лучшее тому доказательство. Тонкое сочетание света и тени, солнечные зайчики, скачущие по стволам деревьев и затемненная, восхищающая глубиной вода – все это передает привольность уголка рощи, лучезарность летнего дня.
Предварительно были сделаны многочисленные наброски. Все они объединены наличием березок на темном фоне

«Мастер света» - такое прозвище дали Куинджи другие художники. Так как для них всегда оставалось секретом его необычный талант изображать свет настолько реально, что, казалось, будто это не картина, а фотография. До сих пор много деятелей искусств в растерянности смотрят на картины и не понимают, как и чем можно передать свет луны или солнечные лучи, чтобы, глядя на них, жмуриться.
Произведение «Березовая роща» было написано в 1879 году. На полотне изображен яркий, лучезарный и, сверкающий солнечными лучами, день. Вокруг все спокойно и тихо, в душе селится некая неописуемая радость и восторг.
Так мастерски изображен уголок березового леса, поглощенного игрой «зайчиков», что невольно становишься свидетелем необычного представления – солнечные лучи вплетаются в висящие ветви берез и «катаются» на них, обдуваемые легким летним ветерком. И, кажется, что, если прислушаться, то можно услышать шелест листьев и пение птиц, стрекотание кузнечиков в высокой и мягкой траве. Наполненность контрастом зеленого цвета и его оттенков, позволяет ближе воспринять всю глубину и пышность березового леса.
Далее переносимся на ручей, который своим свежим и прохладным потоком уводит нас в глубину полотна, туда, где его уже не видать. Однако ощущение свежести и чистоты резко создает контраст между летним зноем и спасительной прохладой чистых вод ручья.
Чтобы придать лесу плотности и глубины, художник рисует на дальнем фоне картины темные силуэты, однако формы им конкретной не дает, что говорит о том, что самое важное здесь, перед глазами, раскинуто как на ладони.
Такой тонкости световых эффектов Куинджи добивается при помощи правильно подобранной композиции цвета и контраста. Ведь так тонко можно почувствовать свет, находясь во тьме. Поэтому и автор предпочитает сочетать темные тона со светлыми, чтобы одни на фоне других выделялись своей глубиной и чистотой. Темный лес даем нам возможность ярче воспринять голубое небо и почти светящиеся стволы берез.
Художник находится в восхищении от русских пейзажей, потому как именно русский лес полон мыслей и надежд, желаний и молитв, которые очень четко ощущаются, кода попадаешь в эту дивную природу.

Очередная выставка - уже седьмая по счету - художников-передвижников обещала, как всегда, массу новинок и неожиданных художественных решений. Публика с нетерпением ожидала не только работ уже признанных мастеров, но и появления новых имен, работающих в стиле реализма. Настоящим событием этой выставки стала картина Куинджи «Березовая роща».

Биография замечательного художника Архипа Куинджи является отличным примером для тех, кто, несмотря на все трудности и препятствия, твердо движется к намеченной цели. Всеми своими работами мастер стремился оправдать свою фамилию, которая в переводе с греческого означает «золотых дел мастер». Только с третьей попытки поступив в Академию художеств, он привнес много нового в композиционное построение пейзажа, в придание картинам яркости и утонченности. Прекрасным примером всего этого служит работа Куинджи «Березовая роща».

Выходец из Мариуполя был далеко не первым, кто взялся за изображение негласного символа России, однако ему удалось найти такие средства, которые сделали картину по-настоящему одухотворенной.

«Березовая роща» Куинджи, описание истории которой можно найти практически в любом крупном художественном справочнике, являет собой пример стиля, известного как «романтический пейзаж». Для этого стиля характерны мастерское использование света и тени в сочетании с открытостью композиции.

В частности, в картине Куинджи «Березовая роща» необходимый эффект дает изображение светло-зеленых ветвей берез на фоне темно-зеленой чащи леса. За счет использования такого приема достигается праздничность и яркость изображения. Резко выделенный контраст между солнечным светом и тенью создает у зрителя радостное, приподнятое настроение. В композиционном плане важнейшую роль играет ручей, который делит полотно на две части, он придает картине живость, задает ритм, побуждает к жизни и творчеству.

Практически все критики и искусствоведы сходятся во мнении, что в картине Куинджи «Березовая роща» автору удалось придать значимость и яркость вполне обыденному для нашей страны пейзажу. Достигается это за счет сочетания сочности красок, смелого выстраивания композиционного пространства, а также за счет филигранной техники перехода одной цветовой гаммы к другой. Как никто другой, Куинджи умел показывать свет, даже обходясь без солнечных лучей.

Живость картине придают различные мелкие детали, которым автор уделил очень пристальное внимание. Во многом именно поэтому данное полотно создает у зрителя «эффект присутствия», заставляя вдыхать аромат берез и прислушиваться к журчанию ручья.

Приемы, использованные автором в «Березовой роще», были впоследствии применены Куинджи и в других известных работах: «Ночь на Днепре», «После дождя», «Море ночью». Имя этого замечательного мастера вошло в золотой фонд отечественного пейзажа, наряду с такими корифеями, как Шишкин и Левитан. В настоящее время работа Куинджи «Березовая роща» хранится в Третьяковской галерее, не переставая радовать новые поколения ценителей настоящего искусства.




Top