Базаров новый герой или трагическая личность кратко. Базаров новый герой или трагическая личность сочинение

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут!

На ветвях украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные

Выросли зимой.

Яблоки на яблоне

Весело снуют,

Гусениц мороженых

Яблоки клюют.
Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это – …
Красногрудый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.
– Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

Облетел я всю Сибирь.

Как зовут тебя? …

На замёрзших ветках птички –

Крохотули – невелички.

Очень яркие, с румянцем,

Пиджачок на спинке с глянцем.

Накормлю я их обедом:

Угощу рябиной, хлебом.

Пусть горят, как фонари,

Чудо – птички … Кто сидит в тенистом парке

На рябиновых ветвях?

Пусть я птичка – невеличка, Красногрудый, в чёрной шапке,

У меня, друзья, привычка – Сзади крылышки блестят.

Как начнутся холода, Весь напыщенный и важный,

Прямо с севера сюда. Как из дальних стран визирь.

Знают все, и знает каждый,

Что зовут его …
В тёплый край не улетают

На морозе распевают

Эти птички – невелички

Называются …
Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.
Ты с модницей этой,

Конечно же знаком:

Вертушка, на месте

никак не сидится.

Всё хвастает

Синим своим сюртуком.

И шапочкой синей

гордится.

Я по дереву стучу, Всё время стучит,

Червячка добыть хочу. Деревья долбит.

Хоть и скрылся под корой. Но их не калечит,

Всё равно он будет мой. А только лечит.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть

Хочу,

Хоть и скрылся

Под корой

Всё равно он будет

Мой!
Не дровосек,

Не плотник.

А первый в лесу

Работник.
Хоть я не молоток-

По дереву стучу:

В нём каждый

Уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.
Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд, приятель!»

И ставит подпись …
Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном

Белобокая красотка Эта хищница болтлива,

Балаболит, как трещотка. Воровата, суетлива.

Все блестяшки издалёка Стрекотунья белобока,

Тащит в гнёздышко … А зовут её …


Не поёт она – стрекочет,

Обратить вниманье хочет.

Меньше, чем вороны рост,

Очень длинный чёрный хвост.

В чёрном вся, но белобока,

Эта модница - …

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что пора?

Какая с ней морока,

Когда трещит …

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её …
Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

Найдёшь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка …

Озорной мальчишка в сереньком пальтишке

По двору шныряет, крошки собирает.

Чик – чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Птичка – невеличка ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок -

Получается прыжок.
В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает.


Вот птичка так птичка, Но эта вот птичка,

Не дрозд, не синичка, Хоть и невеличка,

Не лебедь, не утка Выводит птенцов

И не козодой. Только лютой зимой.

У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто эту птичку назовёт?

В белых шубах ели, сосны…

Снег. Сосулек леденцы.

Не страшны ему метели,

Гнёзда вьёт зимой на ели,

Крик его отрывист, прост,

Кривоносый красный …

К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких …

Песню севера запели

Для детишек …

Вот крушина, вот калина,

А в деревне у овина

Стынет в инее рябина.

Как пришла пора метелей,

Налетели …

Заскрипели, засвистели,

Всё до ягодки поели.


Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти - …
Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу. (поползень)

Петренко Валентина Васильевна

воспитатель ГБОУ школа №1206

/с.п.№11/, г. Москва

Занятие по ФЦКМ в средней группе.
Тема. Зимующие птицы.

Цель:


  1. Расширить представления детей о жизни зимующих птиц нашей местности (Москва и Подмосковье).

  2. Познакомить с интересными фактами из жизни отдельных зимующих птиц.

  3. Расширить словарный запас детей.

  4. Развивать воображение, фантазию, мышление, целостное восприятие предметов.

  5. Воспитывать доброе и заботливое отношение к пернатым и интерес и бережное отношение к самой природе.
Оборудование : Фонограммы со звуками зимней природы и голосами птиц; отрывок из музыки П. И. Чайковского «Времена года. Январь»; игрушки – сорока и воробей; картины зимней природы в городе, лесу и парке; картины с изображением птиц – дятел, снегирь, сорока, клесты, воробьи на кормушке, синицы (большая синица, голубая лазоревка и белая лазоревка или князёк, московка, пухляк, буроголовая гаичка, гренадёрка или хохлатая синица, ополовник или длиннохвостая синица); картина с кладкой яиц снегиря и птичьими следами; ключ; рассказ Н. Сладкова «Еловая каша»; еда для птиц – хлебные крошки, пшеничные зёрна и подсолнечные семечки, сало, кусочек чёрного хлеба, конфета,

Ход занятия.

I . Вступительная часть.

Дети, вы любите загадки? Умеете их отгадывать? Тогда угадайте:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Правильно. Это зима. А хотите отправиться в путешествие в зимний лес?

Хорошо. Отправляемся. Возьмитесь за руки, закройте глаза:

Поднялись… Опустились…

В зимнем лесу очутились…

(Воспитатель обращает внимание на картины с зимним пейзажем: город, лес, парк. Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Январь».)

Посмотрите, как тихо и красиво в лесу, легко дышится! Воздух чистый, морозный! Вдохните аромат зимнего леса!

Зимний лес стоит печальный!

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему не слышен свист?

Птичья песня не звучит?

II . Основная часть.

1. Птичьи следы.

(Перед нами появляется картина с птичьими следами.)

Вот вам и загадка. Дети, как вы думаете? Кто оставил нам эти таинственные знаки?

(Дети отгадывают, что это птицы оставили следы и сразу звучат голоса птиц в аудиозаписи.)

Слышите? Вы верно угадали! Оказывается в лесу и зимой продолжается жизнь! Идём дальше.

2. Дятел.

(В это время раздаётся звук дятла - аудиозапись.)

Кто это подаёт нам весточку? А вот и первый лесной житель!

Кто это? Это большой пёстрый дятел! Существует очень много видов дятлов (более 220) и все они добывают себе пищу проделывая отверстия в коре деревьев с помощью своего острого клюва, а потом просовывают свой длинный язык в отверстие, чтобы достать насекомых из-под коры.

А знаете ли вы?!

Самый крупный дятел – американский королевский

(его длина 55 см), а самый мелкий – золотолобый дятелок

(8 см в длину).

А ещё в наших лесах встречается чёрный дятел – желна!

3. Снегири.

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это – …

Верно снегири!

А знаете ли вы?!

Яйца у снегирей голубые или зеленоватые, с размытыми редкими пятнышками.

Давайте устроим отдых.

4. Сорока.

– Пора возвращаться. Дети, у меня пропал ключ от группы! Кто-нибудь видел его? Куда же он мог подеваться? (Ищу ключ. В это время раздаётся резкий и громкий стрёкот в аудиозаписи.) – Кажется я догадалась, где наш ключ. А вы? Нет? Тогда отгадайте загадку: Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива.

Стрекотунья - белобока.

А зовут её … - Да, конечно, кто же ещё мог похитить наш ключ! Это сорока! Вы знаете, сорока решила рассказать нам кое-что о себе. А потом отдаст нашу вещь. Послушаем? (Игрушка-сорока рассказывает удивительные факты о ней. В конце отдаёт нам ключ.) А знаете ли вы?! Сороки являются единственными в мире птицами, которые узнают себя в зеркале (попугаи, например, считают отражение другим видом птиц) и могут узнавать конкретного человека не по запаху или голосу, а по лицу! Прежде, чем отложить яйца сорока может построить десяток гнёзд, а потом выбрать лучшее! А излишки пищи эти птицы зарывают в землю, причём потом без проблем находят эти тайники (белки, например, обычно не могут найти свои запасы).


  1. Воробей.
а) Встреча с воробьём.

Отправляемся дальше. А это что за переполох?! Кто шумит? Не иначе дерутся! Отгадайте скорее загадку, нужно узнать в чём дело! Он растрёпанный, драчливый, Непоседливый, крикливый. На асфальте, под окошком, Хлеба собирает крошки. Искупается в снегу. Отгадайте поскорей, Эта птичка … (Открывается картина с воробьями на кормушке.) А знаете ли вы?!

Очень интересно, что слово «воробей» произошло от двух слов «вора – бей». Ведь эта птичка склонна воровать и довольно хитрая. Из-за коротких ножек воробьи передвигаются по земле прыжками. А ещё, воробушки не могут голодать больше двух суток, так как он тратит за день очень много энергии.

Можем мы им в этом помочь? Как? Что любят воробьи? Вот перед вами еда для птичек. Выберите и положите в кормушку только то, что любит воробей! б) Д.и. «Покорми воробья».

в) Подвижная игра «Воробей.

6. Клёст.

– Что-то похолодало. (Аудиозапись разыгравшейся метели и писк.) – Что это? Слышите? Вокруг метель, ветер, а я слышу какой-то писк! Отгадаете загадку – узнаете кто нам встретился: Кто зимой средь хвойных веток Под метель выводит деток? Необычный клюв – крестом, Птичку ту зовут … - Да! Это – клёст! А знаете ли вы?! Клёст самая закалённая птица в нашей местности! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо они делают очень тёплое и прочное. А как вы думаете, чем кормят клесты своих деток? Вы что кушаете по утрам? Кашу! Вот и птенчики тоже едят кашу! Но только особую! Птичью! Еловую кашу!

б) - Послушайте рассказ Николая Сладкова «Еловая каша».

7. Синицы.

- Идём дальше. Замёрзли? Думаю, что скоро будем нам счастье! Погреемся в тепле, в группе. Кто догадался - почему я так говорю? Что такого я увидела? Тогда снова загадка: Как в лесу похолодает, Птички в город прилетают. Грудкой жёлтой всем знакомы, Ищут сало на балконах. Часто в окна к нам стучат, И пронзительно свистят! Всем известны эти птицы, Называются …

Верно, синицы! Как их много! Да какие они разные! Давайте познакомимся! (Картины с разными синицами: синица большая и московка, буроголовая и болотная гаичка, длиннохвостая и хохлатая, гренадёрка, голубая и белая лазоревка.) А почему я сказала – будет нам счастье?

А знаете ли вы?! Синицы совсем не отказывают себе в еде. Они питаются постоянно и чувство голода им не известно. А детёнышей своих они кормят каждую минутку! 60 раз в час! Но для синички большую опасность представляет чёрный хлеб! Да-да! А ещё есть поверье, согласно которому, если вы увидите синичку возле кормушки – счастье не за горами. – Про синичек народ сложил много пословиц и поговорок. Какие пословицы об этой птице вы знаете?

(Дети дома с родителями искали пословицы о синицах.): ~ Лучше синица в руках, чем журавль в небе. ~ Невелика синица, голосок востёр.

~ Мала синичка, да коготок остёр.

~ Хвалилась синица хвостом море зажечь.

~ Синичка – воробью сестричка.

~ Не велика птичка – синичка, и та свой праздник помнит.

~ Не велика синичка, да тоже птичка.

~ Немного синица ест, пьёт, да весело живёт.

~ За морем и синица – птица.


  • Синички привели нас прямо в детский сад. Ведь они зимой живут возле людей. Итак:
Подышали… Покрутились…

В детском саде очутились.

III . Подведение итога.

Понравилось вам путешествие? Что запомнилось больше всего? С какими птицами вы хотели бы познакомиться в следующий раз?

Используемая литература:


  1. Атлас. Птицы Москвы и Подмосковья / Atlas: Birds Moscow City and the Moscow Region, Pensoft, 2006.

  2. Птицы. Наглядный справочник, АСТ Астрель, 2013.

  3. Волцит О. В., Калякин М. В. Птицы Москвы и Подмосковья - 2005. –М.: КМК, 2008.

  4. Иванов Ю. Неповторимое путешествие в мир загадок.














Тема. Ритм.

Программное содержание.



    1. Сформировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур.

    2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода).

    3. Закрепить изученные геометрические фигуры, закрепить умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач.

    4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию.

    5. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
    Прививать интерес к математике посредством игры.
Демонстрационный и раздаточный материал. Мяч, тарелочки от 1 до 7, коробочка с птичками, предметные картинки - времена года и сутки, геометрические фигуры для орнамента и полоска для каждого ребёнка с геометрическими фигурами, палочки Кюизенера двух цветов, игрушка – крокодил и разные предметные картинки (птицы, зайки, ягоды, домики).

Ход занятия.

1. Пальчиковая гимнастика.


  1. Котята.
У кошечки нашей есть десять котят.

(показываем все десять пальчиков)

Котят сейчас все по парам стоят:

(ставим растопыренные ладошки напротив друг друга)

Два толстых, два ловких,

(поочерёдно соединяем пальчики, начиная с больших)

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.


  1. Считалка для ворон.
Я решил ворон считать.

(попеременно ударяем кулачок об кулачок и ладонь об ладонь)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочерёдно загибаем пальчики обеих рук одновременно)

Шесть – ворона на столбе,

Семь ворона – на трубе,

Восемь – села на плакат,

Девять – кормит воронят.

Ну, а десять – это галка.

(поочерёдно разгибаем пальчики обеих рук одновременно)

Вот и кончилась считалка.

(быстро сжимаем пальчики в кулачки)

2. Счёт.

а) Счёт-волна по коленкам.

б) Назвать число на 1 меньше. (мяч)

в) Повтори как я!

г) Соседи числа. (+ числа, которые меньше, чем 5…)

д) Сколько птичек в коробочке?

е) Голодный крокодил.

(У воспитателя игрушка – крокодил. Крокодил голоден и он ест только то, чего МНОГО. Воспитатель выкладывает предметные картинки и просит сказать, что съест крокодил. Дети говорят и объясняют свой выбор.)

3. Подвижная игра «Летела синица».

(Дети сидят на корточках по кругу. Воспитатель ходит вокруг хоровода

и гладит по голове каждого ребёнка:

Летела синица по синему небу.

Читала газету под номером …

Тот ребёнок, к которому подошёл воспитатель называет любое число. Затем воспитатель продолжает идти, считая игроков по одному. Когда назовёт данное число, этот ребёнок должен встать и догнать водящего-воспитателя.)

4. Работа над новым материалом.

а) Времена года.

(Показать на примере чередования времён года, что такое ритм – закономерность.)

б) Сутки.

(То же самое на примере чередования частей суток.)

в) Орнаменты.


5. Подвижная игра «Сова и птички».

(Воспитатель - Сова. Дети – птички. Устанавливается световой день. Например, до 7ми. Звучит команда: УТРО! Птички вылетают из гнёзд, веселятся, летают. А воспитатель плавно считает до 7ми. Когда птички слышат 7, то все должны быть в своих гнёздышках.)


  1. Конструирование.
а) Ценники.

(Детям даются отрывные ценники двух цветов: желтые и зелёные. Вначале клеют жёлтый, зелёный, жёлтый, зелёный. Воспитательпросит продолжить ряд.)

б) Палочки Кюизенера.

(Детям даются палочки дух цветов по 6 штук. Вначале строят узор чередуя палочки. Затем воспитатель строит из них: дом, дом с забором. Дети повторяют.)

8. Итог занятия.

ПОКОРМИ ПТИЦ ЗИМОЙ!

ЦЕЛЬ: Воспитывать интерес к живой природе и заботливое отношение к пернатым друзьям зимой.
Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые остались и которые прилетели к нам в гости на зиму. Зачем и как нужно кормить птиц зимой? Чем кормушки помогают птицам?

Когда становится холодно и выпадает снег большинство пищи для птиц становится недоступными для них. Насекомые на зимний период спрятались ведь земля покрылась снегом. Некоторые сорняки с семенами торчат из-под снега, на некоторых деревьях сохранились плоды ягод на ветках. Но и эта еда быстро закончится.

Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Если птица не сможет найти себе еды в течение короткого зимнего дня, это может привести ее к гибели. Особенно трудно приходится маленьким птичкам, им требуется относительно больше пищи для того чтобы восстановить свою энергию. К тому же маленькие птички питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается снегам или льдом.

Кормушки облегчают птицам в поиски еды. А это значит, что они помогут сохранить им драгоценную энергию.

Кормушки можно вешать в лесу, в парке, на подоконнике –главное, чтобы кормушки пополнялись кормом регулярно, хотя бы 1 раз в день.

Чем же кормить птичек?

Самое простое - это нежареные семечки подсолнечника. Они содержат масла, которые будут полезны для птиц. Воробьи любят пшено. А таких больших птиц как голубь, ворона, сорока можно кормить хлебам или крупными семенами. Снегири и свиристели любят ягоды, но их можно подкармливать и яблоками. Дятлы и синицы с удовольствием едят несоленое сало.

Чем нельзя кормить птиц?

Нельзя давать соленые или сладкие орешки, чипсы, шоколад и т.п., что содержит неестественные для птицы добавки. Корм для птиц должен быть ближе к их естественному рациону.

Существует много различных конструкций кормушек. Обязательно должна быть крыша, чтобы корм не намокал. Вешать кормушки надо так, чтобы до нее не смогли добраться хищники.

Также важно знать меру. Птиц нужно подкармливать, а не кормить. В природе у птиц более разнообразный рацион, чем в кормушке, даже зимой.

Подкармливать птиц можно до весны, примерно до конца апреля, когда уже начнут просыпаться насекомые и распускаться почки.

Как видите, с подкормкой птиц не так всё просто. Но все эти сложности ничто, когда вы понимаете, что вы помогаете нашим чудесным пернатым созданиям.

А теперь давайте вспомним, о каких птиц мы сегодня с вами говорили. И послушаем их пение.

сова-неясыть


желтоголовый королек

чечетка


дрозд-рябинник


снегирь

чиж

свиристель

пищуха

поползень

сойка

воробей

ополовник


синица большая

синица-московка

желна

большой пестрый дятел

ворона серая ворона черная


галка сорока


голубь


ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ ПОДМОСКОВЬЯ

Цель: Познакомить детей с зимующими птицами своей местности

СИНИЦа

С конца осени около кормушек появляются синицы. Среди них есть и оседлые, и прилетевшие с Крайнего Севера. В Подмосковье чаще встречается беспокойная и непоседливая большая синица. Ее народное название - «синица-кузнечик». Эта птица становится весьма агрессивной, когда отбирает корм у других более мелких и слабых синиц. Кроме того, она частенько пользуется чужими запасами. Самка большой синицы, высиживающая яйца, способна не только постоять за себя, но и отпугнуть врага грозным шипением. Большую синицу можно узнать по блестящей черной шапочке, черной полоске на горле и грудке, белым щечкам, желтым бокам и грудке, зеленоватой спинке, серовато-голубоватому хвосту и крыльям. Эта синица даже зимой ищет вредителей в трещинах коры деревьев. Она отнюдь не вегетарианка, поэтому ест не только разные семечки, но и кусочки мяса. Лучшим угощением для синицы является кусок замороженного сала, который подвешивают к ветке или кладут в кормушку. Реже на кормушку прилетает хохлатая синица. Ее легко отличить по острому хохолку. К мелким синицам относятся: лазоревка (с голубоватыми шапочкой, крыльями и хвостом); сероватая московка (с белым пятном на затылке) и гаичка (с буроватой спинкой, светлой грудкой и черной шапочкой). Все они с удовольствием едят тот же корм, что и большая синица.

ВОРОБЕЙ

У нас рядом с кормушкой всегда много полевых (деревенских) воробьев. Их легко узнать и не спутать с домовыми (городскими) воробьями по черным пятнам на щеках и каштановой шапочке на голове. Издали пятнышки можно принять за глаза, поэтому деревенские «глазастые» воробьи выглядят очень симпатично. В нашей кормушке зимой и ранней весной всегда есть еда для птиц. Гарантированное питание привело к тому, что уже несколько лет возле дома живет одна большая стая разновозрастных воробьев, которая отчаянно бьется за «место под солнцем» со всеми другими птицами. Этим «аборигенам» удается прогонять не только других воробьев, но и более крупных птиц. Нужно отметить, что воробьи - скандалисты и драчуны отменные.

Домовые воробьи (с серой шапочкой и черной верхней частью груди) слетаются к более крупным городским и сельским жилым застройкам. Это они селятся возле многоэтажных домов. В еде все воробьи неприхотливы, охотно едят крошки белого хлеба и любые зерна. Люди могут оставлять в кормушке батон белого хлеба, который воробьи будут с радостью склевывать. В мороз его лучше разрезать вдоль на две части и положить «крошками» кверху. Эти птицы очень страдают в холодные зимы и даже остаются бесхвостыми, потеряв отмороженные хвосты.

ДЯТЕЛ

В Подмосковье много дятлов. Есть и черный дятел (желна), он размером с хорошую ворону. Днем птица ищет насекомых в древесине и под корой сухих деревьев. Больше шансов увидеть на кормушке большого пестрого дятла. Одну зиму такая птица проводила весь световой день на сливе рядом с кормушкой. В ветреную погоду дятел прижимался к стволу, чтобы удержаться на дереве. Этот яркий дятел крупнее скворца. У него черный верх головы (затылок самца красный), белые лоб и щеки, палевые горло, грудка и брюшко; красное подхвостье и броские полосы на крыльях и хвосте. У нас на участке обитала самка дятла с мерзким характером. Она не только не подпускала других птиц на кормушку, но и не разрешала им есть ту пищу, которую сама не употребляла (крупу, хлебные крошки и др.). Если птицы начинали пировать в то время, когда дятлиха дремала, то она мгновенно просыпалась и совершала низкий облет кормушки. Что он означал, не знаю, но все птицы в испуге разлетались. Любимой пищей дятла был подсушенный батон белого хлеба. На ночь дятлиха улетала на ночевку. Все кончилось тем, что эта птица стала выдалбливать толстую ветку сливы. Нам совсем не хотелось потерять это дерево, поэтому пришлось сгонять дятла со сливы. Птица стала прилетать на участок все реже, а потом и вовсе пропала. Я слышала несколько историй, рассказанных знакомыми садоводами, у которых дятлы производили разрушительные действия на даче. Они повреждали не только деревья, но и в одном доме сумели продолбить деревянную входную дверь.

На кормушках можно встретить не менее прожорливых малых пестрых дятлов, которые прилетают вместе с синичками. У малых пестрых дятлов несколько иная окраска: красное темя (у самки светлое), черная спинка с поперечными полосами и грязно-белое брюшко со штрихами.

СВИРИСТЕЛИ

Огромные стаи свиристелей часто прилетают в Московскую область в начале зимы, иногда к Рождеству. Это птицы чуть меньше скворца, с большими розовыми хохолками и розовато-серым оперением. На кормушках их интересуют семена и сушеные ягоды. Свиристели прилетают к нам из лесотундры и тайги. Летом там много еды: комары, стрекозы, бабочки и другие насекомые. С наступлением зимы свиристели ищут еду в других краях. По пути они питаются плодами рябины, барбариса, шиповника и можжевельника. Птицы прожорливы. Их организм не успевает усваивать всю пищу, поэтому на снегу остается много полупереваренных остатков. Такое обжорство продолжается несколько недель. Потом свиристели перелетают на новые места. В конце зимы – начале весны эти красивые птицы снова появляются в Подмосковье. А так как ягод к этому времени остается немного, то свиристели насыщаются набухшими почками осины и тополя.

Иногда красивых свиристелей держат в клетках. Но в неволе сытые птицы ведут малоподвижный образ жизни. Их естественные отходы накапливаются под жердочкой столь стремительно, что требуется частая уборка клеток. Не всем это нравится, поэтому свиристелей, посаженных в клетку, часто выпускают на волю.

ДРУГИЕ ОСЕДЛЫЕ И ПРИЛЕТЕВШИЕ С СЕВЕРА ПТИЦЫ

Обыкновенный поползень встречается в Московской области все реже. Эту птицу можно определить по длинному прямому клюву, широким черным полосам сбоку на голове, серовато-голубоватому оперенью сверху, светлой грудке, бурым бокам, красноватому надхвостью и белым пятнам на хвосте. Поползень умело передвигается по стволам деревьев даже вниз головой. Он делает солидные запасы и прячет отдельные семена. Меню поползня состоит из насекомых, их личинок, желудей, орехов и семян клена. Птице для пищеварения нужен крупный песок. На кормушки поползень обычно прилетает вместе с синицами.

Иногда возле кормушек можно увидеть зеленушку с оливково-зеленой или серовато-зеленоватой окраской тельца, черными кончиками крыльев и хвоста. В сильные холода птичка перемещается к югу, при потеплении возвращается на прежние места.

А как хорош яркий щегол с черной верхушкой головы, черными крыльями и хвостом; белыми щеками, лбом, брюшком и надхвостьем; красным кольцом вокруг клюва и желтой поперечной полосой на крыльях. Он быстро съедает семечки подсолнечника, пшено, овес, пшеницу и другие злаки.

Этой же диеты придерживается и обыкновенная овсянка (желтые голова, горло, грудь, брюшко; бурые хвост и крылья; белые полоски по бокам хвоста).

Изредка можно увидеть чечетку . Это мелкая птица с серовато-бурой спинкой, малиново-красным теменем, грудью и зобом; черным пятнышком на груди; беловатым брюшком. Ей нравятся пшено, овес и пшеница.

Снегири - одна из самых красивых птиц Подмосковья. Они чаще залетают за оставшимися ягодами рябины. У снегиря черная шапочка, кольцо у клюва; белое надхвостье, пепельно-серая спина, розово-красное брюшко. У самок брюшная сторона серая. Зимой снегири хорошо едят сушеную рябину и боярышник, семена клена, ясеня и трав.

Дрозд-рябинник тоже любит сушеные ягоды рябины и боярышника. Это крупный дрозд с серой верхушкой головы и серым надхвостьем, бурой спинкой, белым брюшком, темными штрихами на грудке и боках. В теплые зимы он иногда остается в Подмосковье, а не улетает в более южные места.

У кормушки можно увидеть и редких птиц. Так, к нашей знакомой из Ростова-на-Дону прилетела пустельга , которая съела зазевавшегося воробья.

Подкармливать пернатых нужно при любой возможности, даже во время пеших и лыжных прогулок в лесу и в парках. В некоторых подмосковных лесах и лесопарках есть стационарные кормушки, которые обычно пустые. Прихватите с собою пакетик еды для птиц: крупы, подсолнечника, семян тыквы, кабачков, арбузов, дынь или винограда. Положите в кормушку кусочки хлеба. В птичье меню еще входят молотые сухари, толченая скорлупа, тертая морковь, мелко нарезанный сыр, творог и многие другие продукты. Некоторые птицы (глухари, рябчики и тетерева) зимой нуждаются в крупном песке и в мелкой речной гальке. Она спрятана подо льдом, а без такой добавки в птичьих желудках хуже перетирается еда: хвоя, почки, березовые и ольховые сережки.

Большинство птиц Москвы и Подмосковья покидают родные края с наступлением холодов. Но некоторые патриотично остаются зимовать бок о бок с нами.

Загадки про зимующих птиц (снегирь, синичка, воробей).

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далёкий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь -
Раскрасавец красногрудый,
Житель севера … (снегирь)

На ветвях украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют.
(Снегири)

Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? … (снегирь)

Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Снегирь)

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
(Клёст)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает.
(Воробей)

К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких …
Песню севера запели
Для детишек …
Вот крушина, вот калина,
А в деревне у овина
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели...,
Заскрипели, засвистели,
Всё до ягодки поели.
(Свиристели)

А эта таёжная птица
Сидит на кедровой сосне.
Сидит плутовка, молчит,
Кедровые шишки лущит.
(Кедровка)

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)

Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
Птиц угощает зимою …
(Кормушка)

В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыт
Для гостей.
(Кормушка)

Загадки про белку, лису, волка и медведя.

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)

Бегает по лесу
Хвостиком машет
Рыжая сестричка
Хитрая … (лисичка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)

Зимой спит,
Летом - ульи ворошит.
(Медведь)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Топтыгин сам себе жилище
Смастерил под корневищем.
(Берлога)

Зимой собрался мишка спать.
А как назвать его кровать?
(Берлога)

Серый злой
Зимой голодный
Весь замёрзший
И холодный
Он зубами «щелк-щелк-щелк»
Кто же это?
Это … (волк)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)

Хоть верь, хоть не верь -
Пробежал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.
(Олень)

На севере снежном зверёк обитает,
Пушистую шубку его всяк узнает.
Роднёй он приходится рыжей лисице,
Но писем не пишет он хитрой сестрице.
(Песец)

Высоко в горах живёт
Этот хищный «снежный» кот.
(Барс)

Загадки про моржей.

Спрячусь я всегда от зноя
Иль в бассейне, иль в пруду.
Даже в прорубь лезть зимою
С удовольствием пойду.
(Морж)

Хоть на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветра с водой свежи,
Покрывают пляж … (моржи)

Кто живёт в морях холодных
Среди айсбергов огромных?
У него усы, как ёрш,
Не боится стужи … (морж)

Колючие иголки
Почти что, как у ёлки
Ни головы ни ножек
В клубок свернулся … (ёжик)

Загадки про зайцев и кроликов.

Добрый маленький трусишка
Знаем все, это … (зайчишка)

Зайчик летом веселился,
А зимою возмутился:
- Почему же я такой -
Серый летом и зимой?
(Заяц Русак)

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - одета,
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.
(Заяц)

Серый заяц, что, линяя,
Цвет шубейки сохраняет.
Оттого зимой и летом
Одинакового цвета.
(Русак)

Обитатель леса шустрый
Оборвал листок капустный.
У него дрожат реснички:
«Нет ли где-нибудь лисички?»
(Заяц)

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
(Заяц)

Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал …
(Заяц)

Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору.
(Заяц)

Маленький ростик,
Пимпочкой хвостик,
А на макушке -
Длинные ушки.
(Зайка)

Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?
(Заяц)

Комочек пуха,
длинное ухо,
Прыгает ловко,
любит морковку.
(Заяц)

На гору бегом,
с горы кувырком.
(Заяц)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(Заяц)

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? - … (зайка)

Убегает ловко,
Любит есть морковку.
Смотрит, где лисица,
Сам себя боится.
(Заяц)

Зимой беленький,
а летом серенький.
Никого не обижает,
а всех сам боится.
(Заяц)

По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком.
(Заяц)

Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам.
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц)

Что за зверь такой лесной,
встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
уши больше головы?
(Заяц)

Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
(Заяц)

Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка
Кто это? … (зайчишка)

Прыг-скок,
Прыг-скок,
Длинноушка -
Белый бок.
(Заяц)

Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
Серое брюхо, длинное ухо.
(Заяц)

Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчусь я, что есть духу,
Мчусь я без оглядки.
Кто я, угадай-ка!
Ну конечно … (зайка)!

Мехом-пухом скрыт он густо,
Длинноух, собой пригож.
Любит он морковь с капустой
И на зайчика похож.
(Кролик)

Белый на белом
НаписАл, где бегал.
Рыжая прочтёт,
Белого найдёт.
(Заяц и лиса)

Быстрые ноги
И длинные ушки,
Всё это есть у кого? У …
(Не у лягушки, а у зайца)

В чудный праздник Новый год
Пляшут звери на опушке.
Дружно встали в хоровод
Длинноухие … (не лягушки, а зайцы)

Всю ночь под кустиком дрожал,
А утром, осмелев,
На грядку первым прибежал
И грыз морковку … (не лев, а заяц)

Вот вам моё определение:
Старик во время наводнения
Зайчишек вызволял старательно.
Вы можете назвать спасателя?
(Мазай)

Ответ оставил Гость

Базаров как трагический герой (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили - об искусстве ли или о славянофильстве, - мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, против которых он восстает.Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров - труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать згу любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью - явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный. романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего вздоха.Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься - тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...»Тургенев описывает

Базаров как трагический герой (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.

Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили - об искусстве ли или о славянофильстве, - мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, " против которых он восстает.

Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров - труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.

Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать згу любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью - явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный. романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего вздоха.

Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься - тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...»

Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров - мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни на минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель, пачи чаяния она все-таки стоит в преддверии будущего». И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.

В принципе, сказать: "Он - хороший человек", нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас
столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные.
Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.

В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму
авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на
каждом шагу нам приходится задумываться: "А не предвзятое ли отношение у автора?" В большинстве случаев мы
можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же
автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева
"Отцы и дети".

Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не
согласен, но "крутой Базаров увлек Тургенева". "Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по
ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда". Он не мог рисовать заведомо
неправильную картину, "не мог доказывать своими образами предвзятую идею".

Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя -
Евгения Васильевича Базарова - и поэтому разного рода колкости - замечания появляются на страницах романа. "С
первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую
рассудочность". Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:

" -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров".
Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно
относится к человеку, который благоговеет перед ним - к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим
невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это
подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером.

Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении
автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто
симпатизирует. Писарев сказал: "Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в
своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного
типа".

Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько
красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть
информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров
говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его
характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается
вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову - дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой,
молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней
удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои
жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь.

Павла Петровича можно назвать главой (или "полюсом") лагеря "отцов". В нем собрано большинство
предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова.
Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками "Мы (старое поколение) не имеем
той дерзкой самонадеянности", - говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и
самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович - "человек желчный и страстный,
одаренный гибким умом и сильной волею", который "мог бы, при известных условиях, явиться ярким
представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего". Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить
себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он
"рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой
ненависти своей".

В свою очередь, Базаров "мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего". Он в
отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили
или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь "не богам же горшки
обжигать". В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего
характера Базаров обязан всем. Он живет "по расчету", исходя только из своих интересов и потребностей. Он не
нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в
этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не
такой как все, но не пытается быть похожим на других.

Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной
особенности и самостоятельности".

Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович
Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович
оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В
этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу
Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами:
"Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать
этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по
себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я - чужой среди
существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю - что хочу,
и высказываю - что можно высказать". В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который
доказывает, что Базаров - трагическая личность: "он "чужой среди существующего порядка вещей").

Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может
чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть.
Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он "злился и
сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать".
И он не сопротивляется - делает
"сознательную глупость". Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в
любви. Анна Сергеевна - женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает
"что спокойствие все-таки лучше всего". Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят
Базарова: то на него находила "лихорадка работы", то она с него "соскакивала", "странная усталость
замечалась во всех его действиях". Может быть, впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним
произошло, "принялся бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную
барыню, водившую его за нос". Но Тургенев неожиданно приводит его к смерти.


Страница: [ 1 ]


Top