Безумные вещи. Десять самых безумных вещей проданных на аукционах
Вероятно, самый популярный и в то же время самый таинственный в мире уличный художник. Он прославился на весь мир благодаря своему уникальному «партизанскому» стилю трафаретных граффити, которые появлялись в самых разнообразных общественных местах – на стенах зданий в Лондоне, Брайтоне, Бристоле и даже на барьере Западного берега реки Иордан, разделяющем Израиль и Палестину. Но несмотря на свою мировую известность, Бэнкси всеже смог сохранить вокруг себя завесу тайны и анонимности. Вокруг его биографии и настоящего имени ведётся много споров. Согласно самым распространённым версиям его настоящее имя Роберт или Робин Бэнкс.
Несмотря на то, что эпатажное творчество Бэнкси скорей можно отнести к жанру «контракультура», его работы выставляются в самых модных и престижных галереях мира. Среди коллекционеров его работ много знаменитостей, включая Брэда Пита, Анджелину Джоли и Кристину Агилеру. Очень трудно найти хоть какую-то информацию об этом человеке, так что подписи к некоторым фото могут быть не совсем «от автора».
(Всего 35 фото)
1. Грузовик Бэнкси. (Banksy)
2. "Пикник"
На выставке этого художника-граффитста, которая прошла в Лос-Анджелесе в 2006 году, Анджелина Джоли купила три работы художника за 400 тысяч долларов. В числе приобретений Джоли была изображенная на этом фото картина «Пикник», стоимостью 226 тыс. долларов. (Banksy)
3. "Смейся, но однажды мы будем главными" (Banksy)
4. "Плохие художники подражают, а великие художники – крадут" (Banksy)
5. "Побег" (Banksy)
6. "Горничная" (Banksy)
7. "Вертолеты с розовыми бантиками" (Banksy)
8. "Метатель цветов" (Banksy)
9. "Атака тележек" (Banksy)
10. "Увлажнение"
Надпись: «Я усвоила ценный урок от этой женщины: нужно увлажнять кожу каждый день». (Banksy)
11. "Человек, убирающий со стены граффити."
Этот рисунок появился в мае 2008 года на улице Лик Стрит в Лондоне. К августу 2008 это граффити было закрашено. Обратите внимание – изображения животных напоминают наскальные рисунки первобытных людей в пещере Ласко во Франции или в испанской Альтамире. (Banksy)
12. "Обнаженный"
Этот рисунок расположен на фасаде бристольской клиники на Парк-стрит, где пациенты проходят курс лечения от сексуальных расстройств. После многочисленных ходатайств от населения, Городской совет Бристоля решил не закрашивать это граффити. (Banksy)
13. "Смерть"
Стенсилс на ватерлинии развлекательного судна «Текла» в центре Бристоля. Образ смерти основанна известной гравюре 19-ого века, изображающей чуму в период «Великого зловония». (Banksy)
14. "One nation under CCTV" или "Большой Брат следит за тобой"
Граффити в самом центре Лондона. Группа людей долго заваливала Королевскую почту письмами, с просьбами о том, что одну из стен нужно отстроить. После неоднократных просьб, было решено установить леса, чтобы узнать, в чем там проблема. Шесть дней спустя, когда леса убрали, на фасаде красовалось это граффити. Видимое издалека, граффити привлекало взгляды множества людей, которые даже не догадывались, что это работа Бэнкси. В 2009 году в марте местные власти распорядились его замазать, вопреки отчаянным протестам общественности. CCTV – это камера слежения, а сама фраза «One nation under…» – отсылка к знаменитой фразе «One nation under God» – «Одна нация под Богом» – фрагмент клятвы верности американскому флагу.. (Banksy/ogglog)
15. "Жизнь в мечтах" (Banksy)
16. "Квадратная голова" (Banksy)
17. Еще одна из работ Бэнкси на улицах города. (Banksy)
18. "Чарли Поджигатель". Граффити нарисовано на здании, в котором был пожар. (Banksy)
19." Эскорт пончика" (Banksy)
20. "Двойная сплошная" или "Сила цветов"
Желтая линия уличной разметки превращается в огромный цветок на одном из фасадов лондонских домов.Рядом – автопортрет художника. (Banksy)
21. "Прогулка с собакой" (Banksy)
22. Надпись на цистерне: "Кажется, это похоже на слона" (Banksy)
23. "Заинтересован в людях на 0%" (Banksy)
24. "За стеной!
Проект «Стена» включал в себя виртуальную реальность, подчеркивавшую отрицание существования человечества, которое представляет собой забор – дети отрезаны от моря и вынуждены играть ведрами и лопатками на куче камней, а в это время за стеной…(Banksy)
25. Ненавижу понедельники. (Banksy)
26. Не тратя времени даром
О Бэнкси известно только то, что он родился в Бристоле примерно в 1974 году, что, возможно, зовут его Роберт Бэнкс, а может быть и нет. Что то, чем он занимается, незаконно и по меньшей мере подпадает под статьи "вандализм" и "хулиганство", потому он скрывает свое лицо и не торопится купаться в лучах славы, а с кураторами выставок и журналистами общается исключительно через агента. При этом его работы продаются по баснословным для "хулигана" ценам. Накануне очередного аукциона, на котором будет продаваться его граффити "Девочка с цветком" (эстимейт, кстати, 150 тысяч долларов), редакция проекта Weekend составила гид по наиболее значимым работам Бэнкси, которые могут объяснить, почему взрослый мужчина бегает ночами по крышам с трафаретом и баллончиком краски.
"Криминальное чтиво"/Pulp Fiction (2002)
© Фото: ART SERIES HOTEL GROUP Работа "Pulp Fiction" художника Бэнкси (Banksy)
Это изображение, появившееся в 2002-м рядом со станцией метро Old Street в Лондоне, повторяло кадр из фильма Квентина Тарантино с кинематографичной точностью, кроме одной детали: в руках героев Сэмюэля Л. Джексона и Джона Траволты вместо пистолетов были бананы.
В апреле 2007-го Транспортная служба Лондона закрасила граффити по причине "чрезмерной жестокости изображаемой сцены и разлагающего влияния на общество". На тот момент оценочная стоимость произведения достигла 300 тысяч фунтов. Пресс-служба компании объяснила действия сотрудников лаконично: "В нашем штате — профессиональные уборщики, а не профессиональные арт-критики".
Трафарет по-прежнему остается популярным: в конце 2011 года австралийская сеть отелей объявила акцию : в рамках игры "Укради Бэнкси" в одном из отелей сети появлялась работа Бэнкси, а любой постоялец мог унести ее, и, если "кража" не была замечена охраной, то "преступник" мог оставить иллюстрацию себе. В акции участвовали две работы: No Ball Games и Pulp Fiction. В итоге, вынести жильцам удалось только первую работу стоимостью 15 тысяч долларов, вторую же владельцы сети отправили организации по борьбе с преступностью Crime Stoppers Australia, а та выставила ее на аукцион. В гостиницах же еще долго после этого висело объявление о том, что акция закончена и "воровать" больше ничего не стоит.
Целующиеся констебли/Kissing Policemen (2004)
Граффити в лондонском Брайтоне рядом с Трафальгар-стрит стало своего рода достопримечательностью: любой турист считал своим долгом включить в свой маршрут стену рядом с Prince Albert Pub. Но всего через год после создания изображение было перевезено в Нью-Йорк и продано с аукциона.
Работа Бэнкси вдохновила российскую арт-группу "Синие носы" на создание скандальной фотографии "Эра милосердия" (2004). Через три года министр культуры РФ Александр Соколов назвал выставку Третьяковской галереи в Париже (2007), на которой планировалось представить эту работу, а затем и вовсе обвинил дирекцию Третьяковки в сознательной провокации. Соколов обещал сделать все для того, чтобы снимок не попал на смотр. В экспозиции "Соц-арт. Политическое искусство в России" фотография не участвовала, зато попала на международную художественную ярмарку FIAC, проходившую в Париже в то же самое время.
£10 с принцессой Дианой (2004)
© Banksy Банкноты с принцессой Дианой Бэнкси (Banksy"s Princess Diana Banknotes)
В 2004 году Бэнкси изготовил партию 10-фунтовых купюр, где портрет королевы Елизаветы II был заменен портретом погибшей Леди Ди, а надпись "Bank of England" исправлена на "Banksy of England". Сложно сказать, удалась ли шутка: несколько банкнот раздали на фестивале Notting Hill Carnival, купюры стали расходиться, и разницы почти никто не замечал, пока сам художник не осознал, что невольно стал фальшивомонетчиком:
"Я напечатал миллион фунтов, хотел просто сбросить их с крыши, но несколько раздал на фестивале, и они пошли и потратили их. Ну знаешь: "Мне два пива", — им давали пиво. Никто не замечал! И когда это случилось, мы поняли: мы ж миллион подделали! А за это можно на десять лет загреметь. И вот теперь они у меня лежат и я не знаю, что с ними делать", — рассказывает он своему другу в документальном фильме "Выход через сувенирную лавку".
В октябре 2007-го неразрезанный лист из десяти таких купюр ушел с молотка на аукционе Bonhams за 24 тысячи фунтов.
"Напалм"/Napalm (2004)
На граффити изображены символы американской культуры Рональд МакДоналд и Микки Маус, которые держат за руки плачущую обнаженную девочку. Ее изображение взято со снимка "Напалм" (Napalm), который был сделан 8 июня 1972 года фотографом агентства Associated Press, лауреатом Пулитцеровской премии Ником Утом во время войны во Вьетнаме. 9-летняя девочка со своим братом и другими детьми бежит из своего дома в районе Тран Бан после мощной бомбардировки. Дети бегут по дороге, ведущей из Сайгона в сторону границы с Камбоджей, где тоже в это время шла гражданская война и территории постоянно подвергались атакам ВВС США.
Комментировать эту работу Бэнкси нет необходимости. По стечению обстоятельств, именно этот принт — бичующий общество потребления — наиболее популярен в Америке, и тиражируется на футболках, кружках и другой сувенирной продукции.
Граффити в Палестине (2005)
© Banksy
Летом 2005-го года Бэнкси поехал в Палестину. Вопреки протестам ООН, на западном берегу реки Иордан был возведен многометровый бетонный барьер между Палестиной и Израилем. Художник использовал стену в качестве холста длиной в 425 миль для выражения своей реакции на события того времени. Каждое утро на своем сайте он публиковал очередной рисунок со стены с едкой подписью: "Праздничный снимок". Персонажами граффити чаще всего становились дети, как главные жертвы военного конфликта, а стена обязательно по сюжету иллюстрации подвергалась разрушению.
Позже Бэнкси объяснил послание на своем сайте :
"Израильское правительство строит стену вокруг оккупированных палестинских территорий. По высоте она в три раза превышает Берлинскую стену, а длина, в итоге, достигает 700 км — расстояние от Лондона до Цюриха. Стена нарушает международное законодательство и, по существу, превращает Палестину в самую крупную в мире тюрьму открытого типа".
Труп телефонной будки/Crumpled Phone Booth (2006)
Скульптура простояла в лондонском Сохо всего лишь одну ночь — и за эту ночь успела вызвать бурную дискуссию. Горожане разделились на два лагеря: первые видели в "убитой" ледорубом телефонной будке высокое современное искусство, вторые — издевательство над главным символом Лондона. Компания British Telecommunications расценила работу, как реакцию на сообщение о ребрендинге и намерении отказаться от классического образа телефонов-автоматов.
"Кого-то очень раздражают наши телефонные будки!" — комментирует проходящая мимо дама в документальном фильме "Выход через сувенирную лавку".
Бытует версия, что это своеборазный траур художника по уходящей культуре живого общения в эпоху развития интернета и социальных сетей.
"Голый человек"/Naked Man Hanging from Window (2006)
Граффити было нанесено на стену венерологической клиники на Парк-стрит в центре Бристоля. Сюжет иллюстрации вечен: абсолютно голый любовник свисает с подоконника, а из окна выглядывает в другую сторону ревнивый муж, за его плечами жена в нижнем белье. И стоит мужчине в костюме повернуть голову в другую сторону, как пара будет поймана в неловкой ситуации.
В городском совете решили сохранить рисунок и даже оплатили его восстановление после того, как вандалы расстреляли его из пейнтбольного ружья. С этих пор уже и власти начинаются относиться к граффити как к искусству (хоть и по-прежнему запрещенному), а вандализмом считается закрашивать работы уличных художников. Но даже несмотря на это, Бэнкси по-прежнему сохраняет инкогнито — слишком много раз он нарушал закон.
Узник Гуантанамо в американском Диснейленде (2006)
© Banksy
Накануне очередной годовщины 11 сентября, когда Бэнкси готовился к выставке в Лос-Анджелесе, ему пришла в голову идея сделать инсталляцию на тему подозреваемых в терроризме, сидящих в Гуантанамо. В Диснейленде он установил манекен , одетый в форму заключенного, рядом с аттракционом Big Thunder Mountain Railroad. Кукла простояла там полтора часа, пока ее не заметили. Дирекция остановила аттракцион, стала закрывать парк по частям, "вдруг оказалось, что это очень и очень серьезно". Целью художника было привлечь внимание к положению заключенных на американской базе Гуантанамо после того, как стали известны случаи пыток узников.
Естественно, действовать в одиночку Бэнкси чисто технически невозможно, есть, пусть и очень узкий круг людей, которые его знают и которым он безоговорочно может довериться. Тот день в Диснейленде добавил в этот список еще одного — француза Тьерри Гетта. Будущий Mr Brainwash, фиксировавший на камеру весь процесс, был задержан рядом с инсталляцией Бэнкси и подвергся четырехчасовому допросу.
"Когда Тьерри выстоял перед всей службой безопасности Микки Мауса, не дрогнул, не сдался, он спрятал кассету себе в носок — после этого я доверял ему во всем. Он был мой человек".
Фильм "Выход через сувенирную лавку"/Exit through the Gift Shop (2010)
Изначально картину снимал совсем не Бэнкси, а тот самый Тьерри Гетта. Он был одержим видеосъемкой и постоянно твердил, что снимает документальное кино о стрит-арте. Он же был первым (и, наверное, последним) человеком с камерой, которого Бэнкси впустил в рабочий процесс:
"Тьерри стал для меня чем-то вроде отдушины: я столько лет все скрывал, что настало время кому-то довериться".
Фильма толком так и не получилось, монтажом Бэнкси занялся самостоятельно, а вместо картины о партизанском художнике из Бристоля вышла история о том, как родился Мистер Мозгоправ (Mr Brainwash). По сути, Мозгоправ — тоже своего рода детище Бэнкси, ведь именно Бэнкси сподвиг Тьерри Гетта заниматься искусством, показал, как работать с трафаретами, дал рекомендацию его первой выставке.