Билеты на концерт крафтверк 13 февраля. Билеты на Kraftwerk (Крафтверк)

Сухим льдом именуют простое вещество, твердую фазу CO 2 . Часто его используют во время транспортировки продуктов питания. Полезен он и при чистке технических поверхностей. Если же создать его в домашних условиях, сухой лед станет бесценным источником экспериментов. К примеру, испарения сухого льда можно поймать мыльным пузырем.

Особенность сухого льда

Это вещество очень интересно по своей структуре. Сухой лед может сублимироваться, то есть из твердого состояния может переходить в газообразное, без жидкой фазы. Температура сублимации сухого льда составляет -78,5 °С.

В магазинах сухой лед продается либо брикетами, либо гранулами. Если покупать его для опытов, то предпочтительно выбрать гранулы, так как они удобней в дозировании. Следует помнить, что это расходный материал, а значит, заранее покупать его не нужно. В течение дня может испариться до 15 % массы сухого льда. Ко всему прочему, это достаточно дорогая покупка.

Сухой лед можно производить на промышленных объектах с использованием специального оборудования. Но в небольших количествах для проведения экспериментов его можно сделать и дома.

Почему нужен огнетушитель

Всем, кому интересно, как сделать сухой лед, следует помнить о том, что этот процесс небезопасен. Готовиться к нему следует тщательно.

Прежде всего, потребуется огнетушитель. Нет, пожара не будет, но тем не менее это один из главных компонентов. Иначе эксперимент не получится. Если же кого-то интересует, как сделать сухой лед без огнетушителя, то это возможно только в промышленных условиях с использованием специальной установки. Но для домашних опытов дорогостоящая установка не подойдет.

Как сделать сухой лед? Для его самостоятельного изготовления понадобится большое количество углекислого газа. Просто подышать в пакет, надеясь на объемы своих легких, недостаточно. Поэтому и требуется огнетушитель.

Внутри огнетушителя большое количество двуокиси углерода, которая затвердевает на воздухе. При его использовании вылетает белая пена, которая абсолютно безопасна. Она не содержит примесей и токсинов и ничем не пахнет. Именно эта двуокись и нужна для эксперимента.

Приступаем к созданию сухого льда

В понимании того, как сделать сухой лед дома, нет ничего сложного. Понадобятся два огнетушителя, толстые перчатки и мешок для сбора льда. Первый огнетушитель понадобится для самого эксперимента, здесь предпочтение следует отдать углекислотной модели. Второй же понадобится в качестве меры безопасности.

Толстые хлопчатобумажные перчатки нужны для собственной безопасности. Также желательно прикрыть все открытые участки кожи и глаза. Во время проведения опыта баллон может выскользнуть из рук.

Баллон укладывается на бок и закрепляется на поверхности пола. Затем нужно взять полотняный мешок. Оптимальная его емкость составляет 3-4 литра. Его следует плотно привязать к горловине воронки огнетушителя. Можно даже проволокой воспользоваться.

И о том, как сделать сухой лед в домашних условиях. Аккуратно нажимаем на рычаг огнетушителя, а затем держим его 2 секунды и отпускаем. Если же у вас в руках оказался баллон старого образца, то у него нужно откручивать вентиль. Делается это медленно. Мешок наполнится за 2-3 минуты. В процессе опыта вокруг может скопиться дымка, похожая на молочный туман. Бояться его не нужно - он абсолютно безвреден.

Все работы производятся только в толстых перчатках. В противном случае легко можно получить ожог низкими температурами.

Получившаяся в ходе эксперимента субстанция похожа на плотный и хрустящий снег, но она тем не менее таковой не является.

Вот и все, что нужно знать о том, как сделать сухой лед в домашних условиях.

Хранение

Получившуюся субстанцию можно хранить при температурах от -5 до 5 градусов. Лучше всего поместить ее в картонную коробку с утепленными пенопластом стенками. Он обеспечит постоянную температуру. После того как сухой лед окажется в коробке, все щели плотно проклеиваются скотчем. Так не будет циркулировать воздух, а значит, сухой лед может пролежать до 60 дней.

Использование сухого льда

Мы разобрались с тем, как сделать сухой лед. Но вот для чего он может пригодиться? Помимо разнообразных опытов, он полезен и в быту. Если понадобится срочно охладить большое количество кипятка, скажем, литров 200, то достаточно бросить в него 1 килограмм сухого льда. Температура воды практически сразу же опустится до 50-60 градусов.

Небольшое количество сухого льда может поддерживать температуру холодной воды до суток даже в самую жаркую погоду. Интересно наблюдать за тем, что происходит при контакте воды с сухим льдом. Реакция их взаимодействия напоминает кипение. Но даже при том, что сухой лед находится в воде, прикасаться к нему не стоит. Можно попросту отморозить пальцы.

Если же сухой лед опустить в небольшую емкость, затем плотно закрыть и интенсивно взболтать, итогом станет настоящий газированный напиток. Бармены со всей планеты пользуются этим свойством продукта.

В заключение

Разобраться в том, как сделать сухой лед, несложно. Нужно только правильно подойти к этому вопросу. Соблюдая меры предосторожности, можно даже дома сделать сухой лед. Он помогает охлаждать продукты и напитки. Его можно использовать для различных интересных экспериментов. И главное - он абсолютно безопасен.

Что такое сухой лёд ?! Наверно, слово лёд уже даёт представление о чём-то холодном! Это правда., но с большой поправкой: это лёд – но очень-очень холодный! Но почему сухой!?

Дело в том, что в отличии от обычного льда при нагревании он переходит в жидкое состояние и мгновенно испаряется, то есть вы можете не увидеть жидкости!

Итак, сухим льдом называют сжатый под давление диоксид углерода (углекислый газ CO2). При температуре ниже - 31 0 С его можно сжать и поместить в баллоны (например для тушения пожаров). Освобождаясь, сжатый углекислый газ сильно расширяется и охлаждается ещё больше (по законам физики при расширении газы охлаждаются) достигая температуры около -70 0 С.

Можно держать в руках, но не долго из-за очень низкой температуры. Если его сжать – можно сильно обморозить руки. Брать в руки сухой лёд, если на руках (на пальцах) одеты металлические украшения – не допускается из-за повреждения кожи. Также не допускается попадания даже самых малых частичек сухого льда в глаза!

Обладая таким запасом отрицательной температуры, сухой лёд широко применяется в пищевой промышленности для хранения продуктов. При отсутствии в нём надобности, он испаряется без остатка.

Проведём опыт: Сделаем газированную воду.

В бутылку с соком просим кусочек сухого льда, плотно закроем, затем через 3 минуты взболтаем. Вот, газированный напиток готов.

А теперь проведём интересный опыт по замораживанию предметов с помощью сухого льда.
Нам нужно получить измельчённые кусочки сухого льда. Для этого обернём его в ткань и с помощью молотка раздробим. Поместим мелкие кусочки сухого льда в чашку и добавим туда немного пропилового спирта, чтобы получилась кашица. Температура, которая образуется при смешивании этих веществ, составляет около -80 0 С. Теперь в эту же чашку полом кусочек резины (можно взять обрезок шланга) и маленький цветок. Через пару минут их можно осторожно извлечь. Если теперь бросить эти предметы о твёрдый пол – они разобьются вдребезги - на мелкие осколки.

Существует множество способов, как понизить температуру. Некоторые из них представлены на странице

Вступление
Kraftwerk – та группа, которую можно представить без особых распинаний. Пионеры электронной музыки, революционеры поп-сцены, электробоги, люди-роботы – пожалуй, именно такие ассоциации в первую очередь возникают при упоминании имени этого культового немецкого квартета. Но так ли много мы действительно знаем о Kraftwerk? Сложно ответить на этот вопрос однозначно, но факт остаётся фактом – все официальные 45 лет своего существования (а фактически – немногим даже больше) легендарный коллектив из Дюссельдорфа был и остаётся одной из самых закрытых групп в мире, история которой до сих пор в какой-то мере окутана тайной и вызывает много вопросов, а отвечать на эти вопросы музыканты не очень-то торопятся. В конце 90-х после долгих лет затишья и единичных концертов музыканты, наконец, вышли из небытия и начали активную студийную и гастрольную деятельность. Выпущенный в 2003 году альбом “Tour De France Soundtracks” и последовавший за ним мировой тур показали, что Kraftwerk по-прежнему в строю и всё ещё невероятно популярны. Ошеломительный успех выступлений вдохновил группу на дальнейшее совершенствование своей концертной деятельности. Вслед за переизданием в 2009 году восьми студийных альбомов, от “Autobahn” до “Tour De France Soundtracks”, под общим названием “Der Katalog”, группа перешла к принципиально новому формату выступлений – концертам в формате 3D, которые смело можно назвать феноменально инновационными шоу.

Kraftwerk XXI века
Что есть Kraftwerk сейчас? Всё что угодно, но только не группа в привычном понимании. Скорее, это имя, брэнд, явление, концепция, если хотите. И в первую очередь – это олицетворение конкретного человека – Ральфа Хюттера. Некоторые журналисты даже в шутку называют сегодняшний Kraftwerk словом “Ralfwerk”, подчёркивая тем самым, что все определяющие решения в группе теперь принимает только один человек – господин Хюттер. После того, как в 2009 году коллектив покинул один из его основателей, Флориан Шнайдер, Ральф остался единственным “роботом” из оригинального состава группы. Да, это по-прежнему квартет, но уже совсем с другими участниками. Помимо Ральфа, Kraftwerk сегодня – это Хеннинг Шмитц, Фриц Хильперт и Фальк Гриффенхаген. И если Хеннига и Фрица сейчас уже уверенно можно назвать полноправными членами коллектива (в составе проекта они уже около 20 лет), то Фальк примкнул к Kraftwerk лишь в 2012 году, заменив Стефана Пфаффе, отвечавшего в группе за программирование визуальных эффектов. Итак, как видно, группа живёт и здравствует. Так где же новые песни и новый альбом? Пожалуй, сейчас этот вопрос среди фанатов актуален как никогда. Думается, тут всё просто. Kraftwerk обессмертили своё имя ещё 30 лет назад и давно сказали своё веское слово в истории мировой музыки. Зачем изобретать велосипед, если можно эксплуатировать материал прошлых лет, разъезжая с концертами и зарабатывая баснословные гонорары? Возможно, альбом мы всё-таки когда-нибудь услышим. По крайней мере, есть сведения, что контракт на выпуск диска Kraftwerk якобы подписали ещё в 2009 году с лейблом “EMI Elektrola”. Но пока что слухи о выходе альбома так и остаются слухами.

Последние три года в истории Kraftwerk – не что иное, как череда бесконечных гастролей в разных уголках нашей планеты, где особую ценность представляют 3D концерты в рамках программы “The Catalogue 1 2 3 4 5 7 8”. Суть “Каталога” в том, что Kraftwerk дают восемь концертов подряд в каком-либо городе, каждый день играя только один из своих восьми классических альбомов, и, разумеется, разбавляя шоу основными хитами. Именно на выступление такого формата и было решено отправиться в Копенгаген. Какой ажиотаж творится вокруг концертов немецкого квартета, мне стало понятно уже на стадии покупки билетов. Зайдя на сайт спустя всего четыре часа с момента старта продаж, я увидел, как покупка билетиков на самые популярные шоу типа “Autobahn” и “The Man Machine ” оказалась уже недоступной, на другие же концерты самые козырные места были оперативно раскуплены. Более-менее неохваченным оставался “Technopop”, что было совсем не удивительным – этот альбом (первоначально выпущенный в 1986 году под названием “Elektric Café”) считается наименее успешным в дискографии групп. “Эх, была – не была”, - подумал я и, ткнув на экране монитора на свободное место в восьмом ряду партера, получил таки заветный пропуск на “Technopop”. Любопытно, что билет оказался вовсе не электронным. Спустя какое-то время я обнаружил в своём почтовом ящике конверт, внутри которого находился красочный билетик, где помимо прочего были напечатаны мои имя и фамилия. Так почему же всё-таки Копенгаген? Честно говоря, надежда на то, что Kraftwerk когда-нибудь вновь доберутся до России, тает у меня с каждым годом. А если добавить к этому, что Ральфу Хюттеру в 2015 году исполнится 69 лет, то неизвестно, как долго группа ещё будет продолжать гастролировать. Поэтому пришлось рискнуть и отправиться на три дня в датское королевство, где прежде я никогда не бывал, и на три дня из Футуриста превратиться в обычного туриста, но с чётко определённой музыкальной миссией.

Копенгаген
По опыту прошлых своих отчётов знаю, что многим посетителям интересно ознакомиться не только с рассказом о самом концерте, но и с заметками о городе. Поэтому позволю в этот раз уделить немузыкальной части репортажа немного больше слов, чем обычно. Если же кому-то это не интересно вовсе, прошу переходить сразу к концертному повествованию. Если верить всяким рейтингам, Копенгаген входит в десятку самых комфортных городов мира наряду с Веной, Цюрихом, новозеландским Оклендом и некоторыми другими (в то время как Москва занимает в этом списке лишь 167-е место). Не знаю, насколько всё это правда, но пребывание в датской столице вызвало у меня действительно приятное чувство умиротворения и при этом за три дня не возникло никаких неприятных ассоциаций с суетой мегаполиса. Но говорить о стопроцентном комфорте с моей стороны было бы лукавством. Самое некомфортное, что тут есть – это, конечно же, цены. Абсолютно на всё. Помня о своей прошлогодней поездке в Швецию, я уже готовился к тому, что придётся затянуть пояс потуже. В реальности же всё было ещё хуже – ценники оказались сущим адом. Не буду перечислять весь прейскурант, приведу лишь один пример – разовая поездка на метро тут стоит 236 рублей. Неудивительно, почему Копенгаген по праву считается велосипедной столицей Европы. С такими поездками в общественном транспорте сыт точно не будешь. А на велике пусть и сердито, зато дешёво, да ещё и для здоровья полезно. Метрополитен в Копенгагене, кстати – один из самых молодых и современных на территории Старого Света. Поезда тут управляются компьютерами, так что при желании можно расположиться на сиденье у лобового стекла и вообразить себя настоящим машинистом. Как и в Швеции, в датском королевстве повсеместно распространён безналичный расчёт. В этот раз было решено провести эксперимент – не снимать наличные, не прибегать к услугам обменников, а использовать только банковскую карту. Но в первый же день эта затея с треском провалилась. Когда к вечеру моё изголодавшееся тело захотело быстрого перекуса, попавшийся на глаза ларёк с хот-догами был как нельзя кстати. Однако к оплате там принимались только наличные или же датские карты. Деваться было некуда – пришлось тащиться к банкомату.
Дания – самое старое королевство Европы с большим культурным и архитектурным наследием. Центр Копенгагена – настоящий рай для туриста. Королевские дворцы, замки, парки, музеи, – всё это при желании можно внимательно и скрупулёзно изучать и осматривать, зависнув в столице минимум на парку-тройку дней. У меня же был режим цейтнота, так что времени хватило лишь на пешеходные прогулки по центру городу и беглому ознакомлению с основными достопримечательностями. Из того, что запомнилось больше всего - это, в первую очередь, набережная Нюхавн с её пряничными домиками всех цветов радуги (а ведь когда-то это был неблагополучный район борделей и дешёвых гостиниц), и, конечно же, самый узнаваемый и главный символ Копенгагена – статуя Русалочки. Наверное, нигде в датской столице нет такого скопления туристов, как у этой знаменитой скульптуры. Тем не менее, каким-то чудом я умудрился сделать селфи на фоне статуи таким образом, чтобы в кадр в очередной раз не попала рука какого-нибудь горе-туриста, хватающего бедную Русалочку за грудь и прочие части “тела”.
Отдельного упоминания заслуживает Христиания – свободный и непризнанный город-государство прямо в центре Копенгагена, населённый хиппи, растаманами и прочими маргинальными личностями. Здесь действуют свои законы и правила, есть свои магазины, кафе и рынки, а прямо на улицах можно купить лёгкие наркотики. Запах марихуаны и гашиша меня буквально преследовал, пока я перемещался по этому диковинному кварталу. Забавно, что при выходе из Христиании можно прочитать надпись “Теперь вы входите на территорию Евросоюза”. Вот так вот быстро, безболезненно и, главное, без всяких там виз, можно пересечь границу еврозоны, не покидая центра датской столицы. Единственное ограничение – в Христиании запрещена фотосъёмка. Исторический центр – не единственное место, которое стоит посетить в Копенгагене. Есть тут раздолье не только любителям старины, но и всяким там урбанистам-футуристам. Поселился я на окраине датской столицы в районе Эрестад. И хотя до центра приходилось добираться на метро, о своём выборе я не пожалел ни разу. Дело в том, что Эрестад считается одним лучших спальных районов в мире. В этом ультрасовременном месте нет ни одного одинакового здания. Каждое строение – прекрасный образец современной архитектуры. В домах, похожих на гигантские аквариумы, не принято застеклять балконы, а широкие окна от пола до потолка никто не занавешивает (такое же явление, кстати, можно наблюдать в Швеции и Голландии). Не знаю, насколько это имеет отношение именно к Дании, но где-то доводилось слышать, что такая традиция пришла из далёкого прошлого. Когда моряки уходили в плавание, их жёнам запрещалось зашторивать окна, чтобы соседи могли видеть, что благоверная не изменяет своему суженому, который отправился в дальнее странствие. Но, думаю, отсутствию штор на окнах есть и куда более логичное объяснение: датчане – нация открытая, и, по их мнению, всё, что они честно заработали, не должно быть скрыто от людей.

Концертный зал
В Эрестаде же находится и Danish Radio Koncerthuset (DR Concert Hall, т.е. концертный зал Датского радио) – именно в этом концертном зале проходила серия 3D выступлений Kraftwerk. Доподлинно известно, что на строительство Koncerthuset было потрачено 226 миллионов евро, и на сегодняшний день это самый дорогой в мире (!) музыкально-концертный комплекс. Здание впечатляет своим дизайном. Оно имеет прозрачные стены, и из-за меняющегося направления солнечных лучей в разные часы суток выглядит по-разному. Особенно эффектно DR Concert Hall смотрится вечером, когда начинает светиться в темноте голубыми огнями. Верхняя часть здания – это гигантский дисплей, а внизу, сквозь стеклянные стены можно видеть разноцветные светильники фойе. Чтобы попасть на концерт, одного билета было недостаточно. Обязательным требованием являлось предъявление удостоверения личности (т.к. билеты, напомню, были именными), о чём всех посетителей заблаговременно предупредили рассылкой по электронной почте. Благополучно пройдя контроль, я оказался в многолюдном фойе, где шла бойкая торговля пивом, лёгкими закусками и, конечно же, мерчем. К огромному разочарованию, прилавок с мерчендайзом принимал только наличные, так что ни футболки, ни плаката, ни красочного фотоальбома мне не досталось. Но всё это в тот момент казалось сущим пустяком. Ведь до осуществления давней музыкальной мечты меня отделяли считанные минуты. Взяв 3D очки, я поспешил занять своё место. Костяк аудитории составляли мужчины в возрасте от 30 до 50 лет, что совсем не удивительно, ведь Kraftwerk всегда считались “мужской” командой. Конечно, можно было наблюдать и представительниц прекрасного пола, но, думаю, в основном это были дамы, пришедшие поддержать своих кавалеров. Публика не очень-то спешила к своим позициям, предпочитая разогреваться в фойе, а некоторые усаживались в кресла, запасливо держа в руках сразу два стакана с пивом. Зал вместимостью 1800 человек был разделён на три сектора – партер, балкон и боковые террасы. Мои переживания по поводу неудачно выбранного места рассеялись мгновенно. Позиция в партере оказалась почти идеальной – гигантский экран и все четверо участников располагались ровно по центру. Обзор был просто отличным.

Концерт
В Копенгагене Kraftwerk решили отыграть восемь концертов стахановским методом: сразу по два выступления в день, то есть на протяжении 4 дней подряд, с 26 февраля по 01 марта. Мой концерт “Technopop” был вторым за этот день и начался в 22.30, а всего каких-то полтора часа назад группа только-только закончила играть “Computer World”. Шоу началось чётко по расписанию. Под неспешное интро и медленно гаснущий свет распахнулся занавес, и сотни глаз в 3D очках устремили свои взоры на сцену. Описывать концерт Kraftwerk, да ещё в 3D формате, непросто. По сути, все два часа зрители видят одно и то же: как четыре фигуры невозмутимых мужчин в облегающих светоотражающих костюмах, вызывающих ассоциацию с фильмом “Трон”, колдуют над своими синтезаторами и прочими хитрыми девайсами, а на их фоне друг друга сменяют видеоинсталляции – специально сочинённый для каждой композиции видеоряд. Словесное описание вряд ли сможет передать то, что можно прочувствовать только собственными глазами и ушами. Но всё-таки попробую, насколько это возможно, рассказать о наиболее интересных моментах выступления. Первая часть шоу, как и полагалось по регламенту, посвящалась альбому “Technopop”. С одной стороны, это вряд ли можно было назвать самой захватывающей частью выступления, с другой – следует признать, что только в рамках “Технопопа” можно услышать вживую такие редкие композиции, как Electric Café и The Telephone Call. И хотя это далеко не визитные карточки группы, по-своему они тоже интересны. К тому же многие считают, что именно “Technopop” (он же “Electric Café”) является самой недооценённой пластинкой Kraftwerk. Тут сложно что-то возразить, но есть мысль, что выпусти они этот альбом не в 1986 году, а сразу вслед за суперпопулярным “Computerwelt” (1981), в году этак 82 или 83, пластинка имела бы больше шансов на успех. А в 1986 году поезд, можно сказать, уже уехал – к этому времени благодаря бурному развитию технологий и появлению огромного количества электронных поп-групп (прежде всего, в Британии) в мире музыки появилось немало знаковых альбомов, в сравнении с которыми крафтверковский “Electric Café” выглядел уже устаревшим и неактуальным. Но как бы то ни было, по прошествии 30 лет композиции с “Electric Café” всё равно кажутся невероятно гармоничными и совершенными. После того, как Ральф закончил петь про Sex Object, на экране появилась знакомая всем фанатам картинка со значком автомагистрали на голубом фоне. Зал заметно оживился и заёрзал на сиденьях: началось исполнение одной из самой прорывных композиций группы – Autobahn. В оригинале эта монументальная ода путешествию на автомобиле длится 22 минуты, в концертной же версии её урезали до 9 минут, но, тем не менее, сохранив все основные ключевые моменты. 3D эффект был просто ошеломительным – создавалось настоящее ощущение нахождения в салоне мчащегося по шоссе автомобиля: на экране возник фрагмент объёмного руля, сверху можно было видеть зеркало заднего вида, а мимо проносились “фольксвагены-жуки”, ‘мерседесы” и прочие представители немецкого автопрома 70-х. Довершали эффект присутствия повторяющиеся декламации Ральфа Хюттера: “Wir fahr’n, fahr’n, fahr’n auf der Autobahn” (“Мы едем-едем-едем по автобану”). Одним словом – очень мощная и, можно даже сказать, гипнотическая электронная композиция! Вслед за “Автобаном” была исполнена ещё одна визитная карточка группы – Radioactivity. Вступительные тревожные звуковые сигналы счётчика Гейгера пробрали до мурашек, после чего на экране появился международный знак радиации – жутковатая пиктограмма трилистника с жёлтыми и красными лучами, и названия городов, ставших жертвами разрушительной силы атомной энергии – Чернобыль, Харрисбург, Селлафилд и Хиросима. Как известно, в 1991 году Kraftwerk полностью переписали текст данной композиции, превратив её из песни, воспевающей радиоактивную энергию, в песню-предупреждение о том, насколько небезопасна атомная энергетика. Именно эта версия антиядерного гимна и была исполнена на концерте. Интересно, что после аварии на Фукусиме в 2011 году Kraftwerk вновь подвергли лайв-версию Radioactivity небольшой корректировке. Теперь первый куплет Ральф поёт на японском языке, а к появляющимся на экране городам-жертвам добавлена также Фукусима. Если говорить в целом об аранжировках треков, звучавших на концерте, то все они в той или степени были переработаны и отличались от альбомных версий. Всё это, несомненно, делало живое выступление Kraftwerk особенно ценным. Отдельно стоит сказать о звуке на концерте – это высший пилотаж. Всеобъемлющий, многослойный, он словно проникал внутрь и превращал зрителя в единое целое с этой уникальной мультимедийной феерией. Особенно запомнился момент, когда началось исполнение The Man Machine, и этот узнаваемый цокающий звук словно вонзили мне в мозг! Не знаю, было ли это оборудование непосредственно музыкантов или же самого концерт-холла, но на качестве и мощности тут явно не поскупились. Вряд ли когда-нибудь раньше я слышал такой идеальный живой электронный саунд. Визуальные эффекты поражали не меньше, чем звук. Цифры в хаотичном порядке словно выпрыгивали из экрана и впивались в тело (Numbers), мчащийся на всех порах поезд ехал прямиком на зрителей (Trans-Europe Express), а летящий искусственный спутник будто протыкал антенной, при этом создавался эффект присутствия на настоящей орбитальной станции (Spacelab). Надо отметить, что создатели видеоряда подошли к своей работе весьма креативно: во время исполнения Spacelab появилось изображение летающей тарелки, которая приземлилась прямо у здания копенгагенского концерт-холла, изображение которого было спроецировано на экран. Зрители оценили тонкий юмор и дружно захлопали. Наиболее бурными аплодисментами зал встретил песню The Model – пожалуй, самую попсовую в творчестве Kraftwerk. Популяризации способствовали различные перепевки “Модели”, самой известной из которых является кавер Rammstein. Во время песни на экране демонстрировались ретро видео с манекенщицами. Немного жаль, что некоторые свои песни Ральф исполнял на интернациональном английском. На мой взгляд, немецкоязычные оригинальные версии звучат у Kraftwerk гораздо гармоничнее и аутентичнее. Например, очень бы хотелось услышать не Computer Love, а Computerliebe. Одним из последних номеров выступления перед уход на “бис” стал трек Tour De France. Кажется, запев гимн знаменитой велогонке, Ральф Хюттер словно ожил и впервые стал похож на человека, а не на робота, сосредоточенного за непростой работой по извлечению электронных звуков. Велоспорт для господина Хюттера давно стал не просто отдушиной, а настоящим смыслом жизни. И если верить разным биографическим данным, велосипед в какой-то момент затмил для Ральфа Kraftwerk и стал для него важнее музыки. Бывшие участники Kraftwerk Карл Бартос и Вольфганг Флюр потом не раз вспоминали в своих интервью, что именно увлечение Ральфом велоспортом стало причиной столь длительной стагнации в творчестве Kraftwerk. Перед первым энкором занавес закрылся, и вскоре стало понятно, почему. Когда спустя несколько минут сцена вновь открылась взору, за синтезаторами уже не было людей. Их место заняли роботы, а точнее, одетые в красные рубашки и чёрные галстуки манекены – точные копии музыкантов. “Я твой слуга, я твой работник” – говорил по-русски неживой голос, а “роботы”, неторопливо вращаясь и размахивая руками, “исполнили” одноимённую композицию – ещё одну культовую вещь Kraftwerk. Это, конечно же, был самый кульминационный момент всего шоу! На втором энкоре Kraftwerk вновь предстали перед публикой как ни в чём не бывало и принялись за работу. Заключительная часть выступления началась с “велосипедной” части (Aéro Dynamik, Elektro Kardiogramm), а завершилась тем, с чего, собственно, и стартовала вся сегодняшняя концертная программа, - с треков “Технопопа”. Комичный и заводной номер “Боинг, бум, чщак!”, последовавший за ним Technopop и, наконец, Musique Non Stop – все эти три вещи шли нон-стопом и превратились в одну непрерывную 13-минутную композицию. Именно так Kraftwerk на протяжении последних лет закрывают концерты. По сложившейся традиции, в конце трека Musique Non Stop каждый участник исполняет свою сольную партию, после чего выходит на поклон к публике и удаляется через левую кулису. Когда три участника группы оставили свои инструменты, на сцене остался один Ральф. Наконец, и он закончил своё соло, и, неторопливо подойдя к левой части сцены и приложив правую руку к сердцу, поклонился залу и скрылся за кулисами. Аплодисменты не смолкали ещё несколько минут – до тех пор, пока в зале не включился свет. Двухчасовой концерт подошёл к концу, но хочется надеяться, что он останется в моей памяти навсегда. Можно как угодно относиться к Kraftwerk – говорить, что они мертвы и им давным-давно пора на покой, но нельзя не признать того факта, что группа уже обрела бессмертие. Ведь как сказал Ральф в одном из своих интервью, “ewig währt am längsten” (“у вечности долгий век”).

Сет-лист:
1. Electric Café
2. The Telephone Call
3. House Phone
4. Sex Object
5. Autobahn
6. Nachrichten
7. Geiger Counter
8. Radioactivity
9. Spacelab
10. The Model
11. Neonlicht
12. The Man Machine
13. Numbers
14. Computer World
15. Computer World..2
16. It’s More Fun To Compute / Home Computer
17. Computer Love
18. Tour De France 1983
19. Prologue
20. Tour De France 2003
21. Trans-Europe Express
22. Metal On Metal
23. Abzug

Encore:
24. The Robots

Encore 2:
25. Aéro Dynamik
26. Elektro Kardiogramm
27. Boing Boom Tschak
28. Techno Pop
29. Musique Non Stop





Если составлять хит-парад лучших концертов, когда-либо проходивших в Москве, то первый приезд Крафтверк в ДС "Лужники" в 2004-м был бы где-то очень близко к первому месту, соперничая разве что с первым визитом в столицу Massive Attack . Спустя 14 лет немцы снова собрались в Россию, и хотя вокруг этого концерта было много скепсиса (мол, и от классического состава остался один Хюттер, и программа та же, и живой игры минимум, идем "кино посмотреть"), но за последние лет 5, а то и 10 в Москве, кажется, не было концерта, куда бы так дружно ломились меломаны разных возрастов и вкусовых предпочтений.

Как это часто бывает в Москве, едва ли не каждый серьезный концерт – это борьба с обстоятельствами. Тут и сложный зал (один только вход в ГКД занимает с полчаса) и мороз со снегом, и непривычно раннее начало (даже классические концерты в последнее время стараются начинать ближе к восьми, здесь же время начала как в театре, 19:00), и некоторая неразбериха с получением 3D-очков. В результате первые две-три композиции уходят на то, чтобы все наконец успели зайти, найти свои места, вернуться за очками и снова войти. Очки, к слову, отличная фанатская сувенирка – белые, с надписью Kraftwerk, да еще и в красном конверте, оформленном в стиле бокс-сета "3D Catalogue" , к выходу которого формально приурочен этот тур (оцените масштаб – тур в поддержку бокс-сета, это только Kraftwerk могут себе позволить).

Kraftwerk решают с места в карьер прокачать Кремль и начинают с "Numbers" – такого электро эти стены еще не слышали. Звука отчаянно не хватает, но эффект всё равно сногсшибательный. Под экраном – четыре фигуры, но перед каждой из них уже не ноутбук, как 14 лет назад, а внушительная стойка с оборудованием. Два главных стереотипа опровергнуты разом – и программа не та, что в 2004-м, и сегодня нам явно собираются не только показывать кино, но и играть на электромузыкальных инструментах. В подтверждение этой мысли, в "Computerworld" Ральф не только играет соло на клавишах тембром мелотрона, но и поёт. В голосе его, конечно, слышна старческая слабость, но вокал – последнее, чем славны Kraftwerk, а элемент несовершенства только добавляет человеческих черт в шоу людей-роботов.

Продолжая тему "Computerworld" , следом немцы выдают смешанные в один трек "Home Сomputer" и "It"s More Fun To Compute" , снова разгоняясь почти до клубной электро-мощи. Минут через 15 звукорежиссеры всё же решаются добавить звука, и в этот момент наступает долгожданный эффект погружения. Почему-то на всех больших концертах песни две-три не можешь отделаться от ощущения, будто всё это не происходит с тобой здесь и сейчас, а ты просто смотришь видео. Но с некоторым опозданием, сознание всё же совершает нырок и ты оказываешься в центре событий.

"Computer Love" – один из моих любимых треков, романтический поп-гимн, по неизвестным причинам оказавшийся вне сетлиста 2004-го. Аранжировка больше похожа на альбом "The Mix" , но новые версии – какие-то более мягкие и комфортные. Надо сказать, что если мощи кремлевским порталам всё же не хватает, то к качеству и чёткости звука никаких претензий. Детализация как на хорошем хай-фае. Как же здорово, что их не привезли в какой-нибудь гулкий ангар типа "Стадиума".

Расправившись с "Компьютерным миром", немцы выдают блок из четырех треков с "Man Machine" , и если "Model" и "Neon Lights" звучат подчеркнуто старомодно, то "Spacelab" прямо ошарашивает. Вещь, которая никогда не казалась хитом, превращается в центральный элемент концерта. Нежный электропоп немцы внезапно переделывают в упругое мородеровское спейс-диско. Тут уже в пору жалеть, что в кремле нет танцпартера. Когда же на экране появляется летающая тарелка, парящая сначала над Москва-сити, а затем над Кремлем, и без того разогретый зал прямо-таки заходится в экстазе.

Нужно бы сказать что-то о трехмерном видео, но тут я вынужден признаться, что напрочь лишен способности видеть 3D-картинки. В 3D-очках размытая картинка становится ждя меня четкой, но так и остается для меня плоской как лист бумаги. Поэтому, отдавая дань визуальному ретро-футуризму, вокруг которого строится видеопрограмма, я всё же куда больше времени смотрю на музыкантов, и слежу за их руками.

И тут есть, о чем поговорить. Не буду лукавить, большую часть деталей я разглядел не всматриваясь в бинокль с галерки, а рассматривая фото и видео с концерта. Но как бы то ни было, загадку нынешнего лайв-сетапа легенд техно-попа кажется всё же удалось разгадать. Итак, слева – Ральф Хюттер (Ralf Hutter ), делающий самую традиционную часть работы музыканта. Он поёт и играет на клавишах. На противоположном фланге – Фальк Гриффенхаген (Falk Grieffenhagen ), человек-робот с компьютером и контроллерами, управляющий видеопотоком. Попросту говоря, ви-джей, составляющий на ходу программу из фрагментов и управляющий эффектами и переходами.

Слева от ви-джея – человек, отвечающий за перкуссию и управление "матрицей". Перед ним тач-скрин и что-то вроде AKAI MPC. Похоже, его часть работы – собирать аранжировку. Включать и выключать партии, добавлять отдельные сэмплы и так далее. У большинства клубных музыкантов весь процесс живой игры только в этом и заключается, здесь же на эту задачу отведен отдельный человек. Еще левее – музыкант с планшетом, миди-клавиатурой и контроллером, состоящим только из фейдеров. Похоже, что его задача – управлять панорамированием отдельных звуков и эффектами, на которых у Kraftwerk порой (особенно в минималистичных треках, где звучит почти одна перкуссия – "Numbers" , "Trans Europe Express" и так далее) строится вся драматургия.

Не сказать, чтобы живые версии так уж отличались от записи – всё же это не джаз и даже не Depeche Mode , у которых в концертной программе специально отведено 3-4 места на импровизацию. Но живое исполнение слышно, и дело не только в пару раз заевшем секвенсоре, который не обсмеял только ленивый. Очевидно, что немцы не поленились сделать честный и достаточно сложный технически электронный лайв примерно на уровне Orbital – которых, напомним, считают едва ли не лучшей концертной электронной группой.

"Автобан давай!" кричит кто-то в зале в паузе после "Neon Lights" , и Крафтверк, как по заказу, выдают свой первый хит. Зал наполняется шумом двигателей – трехмерным ведь может быть не только видео, но и звук, и здесь Хюттер сотоварищи используют многоканальную технику по полной. "Автобан" и идущие следом "Airwaves" и "Radioactivity" – эмоциональный пик концерта. Два суперхита (под вступление "Радиоактивности" на японском прямо слезы наворачиваются) между которыми запрятан уж совсем неожиданный в этом сетлисте номер. Совершенно забытая "Airwaves" переделана радикально и из краут-рока превращена в еще один танцевальный "Moroder-style" блокбастер. Вот это да! В качестве еще одного сюрприза мы получаем "Electric Café" – отличный трек с недооцененного альбома. Совсем не ту вещь, которую ждешь услышать в концерте, который целиком состоит из хитов.

Тут надо сказать, что Крафтверк – чуть ли не единственная группа, которой удается стильно обновлять свои же треки. Свежие версии звучат подчеркнуто, по-цифровому чисто и современно, но напрочь лишены какого бы то ни было налета сегодняшней моды (который уже через год звучал бы нелепо). В отличие от того же Жарра, Kraftwerk совершенно не стремятся понравиться школьникам, и именно за счет этого выглядят самой современной и самой уверенной в себе группой планеты.

И если вещи с "Man Machine" в массе своей звучали близко к оригиналу, то заканчивают основной блок немцы почти детройтским техно. Мегамикс из "Tour De France Soundtracks" вполне мог бы прозвучать где-нибудь в "Бергхайне" в исполнении Underground Resistance . Да и осовремененная "Trance Europe Express" , переходящяя в энергичную "Metal On Metal" недвусмысленно говорит: "мы не только придумали электро, но и сейчас продолжаем делать его лучше всех".

Занавес закрывается, и через пару минут Крафтверк показывают нам номер, который вполне можно расценить как самопародию. Во время "Robots" со сцены исчезают все синтезаторы, а остаются лишь танцующие люди-роботы в красном. Это то, за что Крафтверк принято не любить – мол, "стоят как истуканы, превратившись в памятник самим себе". Самое лучшее, что можно было сделать в этой ситуации – обстебать этот образ, да еще и под самый растиражированный трек.

После еще одной короткой паузы – финальный блок, который начинается с "Pocket Calculator" (таким образом, альбом "Computer World" нам сыграли полностью). Хюттер трогательно-нелепо поёт по-русски: "Я оператор и мой калькулятор, я жму клавишу, она поёт мелодию" . В русском переводе каким-то образом оказывается слово "Компонирую" – Крафтверк почему-то решили не переводить немецкое "Komponiere". Начав почти с оригинальной версии, группа разгоняется в танцевальную "Dentaku" и следом исполняет "Planet Of Visions" – собранный из разных версий мегамикс на тему "Expo 2000" , и главной темой в этом миксе становится версия как раз от Underground Resistance . Техно в Кремле в 2018-м кажется диверсией не меньшего масштаба, чем Pussy Riot в ХСС в 2012-м.

На прощание мы получаем еще один неожиданный блок из альбома "Electric Café" , который, естественно, заканчивается крафтверковской "прощальной симфонией". Во время "Music Non Stop" музыканты по очереди уходят раскланиваясь, а музыка продолжает играть. Покидающий сцену последним Ральф Хюттер предлагает поаплодировать оставшимся без людского присмотра машинам. Красивый жест.

Прошло больше двух часов, но хочется, чтобы эти пожилые немцы играли и играли. Не было "Vitamin" , "Sex Object" , "Aero Dynamik" , "Antenna" , да и всё сыгранное немедленно хочется послушать еще раз. И хотя за 14 лет, прошедших с момента их прошлого приезда, я успел повидать живьем примерно всех своих любимых музыкантов (включая тех, на чьи концерты, казалось, не было никаких шансов, вроде Slowdive или Global Communication ), но Крафтверк не переплюнуть никому. Крафтверк – великие.

Концерт группы Kraftwerk придётся по душе тем, кто любит классику мировой электронной музыки. Эта программа подарит им встречу с легендой и её новым и необычным шоу-проектом.

Данный коллектив из Германии за годы своей активности уже успел отойти к разряду культовых. Но при этом с годами интерес к его творчеству не ослабевает. Ведь эти музыканты во многом опережали время. А потому и сейчас в актуальности их творчества не стоит сомневаться. Удивительно, но ныне легендарный проект стал одним из первых на земном шаре, кто начал активно использовать компьютеры в своём творчестве. Но в 1970 году музыканты из Дюссельдорфа вряд ли могли себе представить, во что выльются их смелые эксперименты. За годы творчества они успели поработать в немалом числе музыкальных жанров и направлений от экспериментальной музыки до синти-попа и даже хип-хопа. Первые релизы не принесли данной команде ощутимого успеха. А купить билеты на концерт группы Kraftwerk немецкие, а затем - и мировые меломаны начали лишь после 1974 года. Именно тогда увидела свет пластинка «Autobahn». Она содержала довольно длинные и не очень простые для понимания рядовыми слушателями композиции. Но данный релиз стал прорывом на тогдашней мировой и европейской сцене, так ранее никто ничего подобного не делал. Кроме того, он показал подлинные безграничные возможности компьютеров и электронных музыкальных инструментов и устройств. С ростом технического прогресса начали активно увеличиваться и возможности этих ставших популярными немцев. С каждым релизом их музыка становилась более простой и рассчитанной на массовую публику. К концу 70-х годов проект стал знаменитым на всём земном шаре. А в последующем десятилетии он стал всё реже радовать поклонников своими релизами. А его слава начала заметно убывать. Но это обстоятельство ничуть не помешало музыкантами стать подлинными легендами мировой электронной музыки. Кроме того, коллектив Крафтверк оказал существенное влияние на творчество музыкантов и команд последующих поколений. Его влияние прослеживается и в работах некоторых современных исполнителей.

Несмотря ни на что, и сегодня легендарная группа продолжает свою концертную деятельность и имеет немало поклонников по всему миру. Есть такие фанаты и в России. Они уже имели возможность видеть вживую прославленную команду. А скоро она планирует снова выступить в Москве, где покажет новое шоу с использованием передовых 3D-технологий.




Top