Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются

Анастасия Сергеева

Как развить музыкальный слух самостоятельно?

Кто из нас не любит подпевать любимым песням! Вот только делается это все иногда будто бы тайком, чтобы никто не услышал. Происходит так потому, что многие люди отчего-то всю жизнь живут с уверенностью, будто у них отсутствует музыкальный слух. Однако это в корне неверно. Как развить музыкальный слух в любом возрасте — читайте далее.

Можете ли вы определить, когда человек берет фальшивые ноты? Заметите ли, если у песни изменят аранжировку? Скорее всего, ответ будет «да» — тогда подумайте, а как это вы справляетесь с этими вопросами при отсутствующем музыкальном слухе?

Давно пора уяснить: музыкальный слух — не исключительно врожденный талант, а способность, развиваемая в процессе обучения. Кому-то действительно повезло с отличным музыкальным слухом с рождения, но эта функция не подвластна лишь избранным — ее можно развить так же, как спортсмены развивают навыки выносливости, силы, гибкости.

Развитие музыкального слуха — для чего нужно?

Когда вы слышите мелодию, но не можете потом воспроизвести ее голосом в том же виде, у вас отсутствует координация между слухом и голосом. Но также как и координацию движений тела можно развивать и совершенствовать, так и эта ситуация вполне поправима.

Думают о том, как развить хороший музыкальный слух, не только люди, желающие стать певцами — он необходим также музыкантам, звукорежиссерам, музыкальным продюсерам и другим напрямую связанным с музыкой специалистам, а ученые считают, что развитый музыкальный слух способствует изучению иностранных языков.


Развить музыкальный слух и голос помогает отдельная дисциплина — сольфеджио. Вы можете пойти в музыкальную школу, хор или заниматься отдельно с педагогом, чтобы получить профессиональную помощь. Занятия с преподавателем имеют неоспоримое преимущество, ведь он будет замечать ваши ошибки и помогать сразу же их исправлять, а также расскажет, над чем нужно поработать дополнительно.

Если же у вас нет такой возможности и вы хотите заниматься дома, то взять уроки сольфеджио на вооружение все равно необходимо — вы просто будете выполнять их самостоятельно.

Упражнения для развития слуха

Существуют специальные упражнения, которые способствуют развитию музыкального слуха. Мы рассмотрим основные из них. Чтобы их выполнять, вам понадобится фортепиано, синтезатор, в крайнем случае, виртуальная программа-симулятор на компьютере или онлайн.


Ознакомиться с основами нотной грамоты тоже необходимо: на распознавании и воспроизведении нот построены очень многие упражнения.

Пение гамм

Упражнение заключается в том, чтобы пропевать «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» под аккомпанемент фортепиано.

После этого поупражняйтесь в пении хроматической гаммы. Для этого вам нужно проигрывать все клавиши одну за другой по очереди, после воспроизводя голосом соответствующую последовательность нот. Зажмите любую клавишу и двигаясь вверх, пропойте двенадцать полутонов; на тринадцатом вы заметите, что этот звук такой же, как и первый, просто его нужно спеть на другой высоте.

Пение интервалов

Интервал в музыке — это промежуток между двумя звуками, их созвучие, например, до-ре, ре-до и т.п. Играйте эти звуки на инструменте и пропевайте.

Очень эффективное упражнение, помогающее развить музыкальный слух. Оно учит определять ноты на слух. Для этого найдите ноты какой-либо композиции в Интернете, прослушайте эту композицию несколько раз, на слух запишите нотный текст и только потом сверьтесь с исходником.

Упражнение «Эхо»

Такое упражнение доступно каждому: прослушайте какую-нибудь песню и старайтесь ее точно повторить. Послушайте и спойте сначала одну строчку, потом следующую — и так до конца. Не переходите к следующей строчке, пока не справитесь c предыдущей.

Предлагаем посмотреть видео с уроком по сольфеджио для развития музыкального слуха.

Слушайте классическую музыку. Именно она богата выразительными мелодиями, музыкальными приемами и переходами. Развивая слух по классическим композициям, вы достигнете лучшего результата, чем с помощью рок- и поп-песен с более примитивными мелодиями.


Сейчас в Интернете можно найти массу платных и бесплатных программ, приложений и флеш-игр, позволяющих натренировать слух при самостоятельной подготовке. Не обходите вниманием и дополнительную литературу с материалами по развитию музыкального слуха.

Как и в любом другом деле, вам необходимо как можно чаще практиковаться, поддерживать прогресс. Постоянно тренируются даже умелые певцы, а вам нужно стараться вдвое больше, раз вы пока еще только учитесь петь правильно и попадать в ноты. По началу у вас будет много ошибок, но не останавливайтесь и работайте над собой дальше.

Надеемся, наши советы открыли вам представление о том, как развить музыкальный слух и показали, что в этом уж точно нет ничего невозможного.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Многие люди, особенно новички, которые хотят научиться петь, задают вопросы: "А стоит ли мне вообще начинать учиться петь, если у меня нет музыкального слуха, если медведь наступил мне на ухо и я, хоть убей, не попадаю в ноты!?"

Задам встречный вопрос: А как Вы определили, что не попадаете в ноты? Уж не на слух ли?? Вот-вот.

А это уже говорит о том, что слух у вас есть! Ведь ни один новичок без слуха не станет утверждать, что идеально попадает в ноты, потому что слышит это "непопадание" при пении.

Так в чем же причина? Почему мы, новички, берем ноты фальшиво, раз у нас есть слух?? А все дело в отсутствии координации между слухом и голосом . И эту координацию надо развивать так же, как малыш развивает координацию движения: учится ходить, бегать и т.д.

Первое, что необходимо сделать - это осознать, что музыкальный слух можно развить. И тот факт, что на данный момент у Вас нет слуха, еще не является для Вас приговором.

Здесь я собрал действенные советы и упражнения, которые помогут развить музыкальный слух новичку. Для некоторых упражнений Вам понадобится пианино или midi-клавиатура.

Если у Вас нет ни пианино, можете воспользоваться пианино-онлайн - Pianoplays.com. Кто не знает названий и расположений нот на пианино - вот картинка:

1. Пение гамм

Сыграйте на пианино одну октаву от ноты До:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Теперь пропойте эту гамму, каждую ноту в отдельности. Можно пропеть по названиям нот, а можно на любую удобную гласную. Не думайте о том, чтобы голос звучал красиво - наша с Вами задача на данном этапе состоит в том, чтобы голос попадал в ноты.

Теперь пропойте все в обратном порядке, одновременно, конечно, с пианино (или гитарой):

до-си-ля-соль-фа-ми-ре-До.

Старайтесь петь ноты с опорой на дыхание (см. урок "Как самостоятельно поставить голос? ").

Вначале голос не будет попадать в ноты, и это нормально. Ведь мы только начали развивать музыкальный слух . Повторяйте это упражнение столько раз, пока не начнете более-менее попадать в ноты, играемые на пианино.

После того, как Вы почувствовали, что начало получаться, попробуйте пропеть всю гамму уже самостоятельно, без помощи клавиш пианино. Сверьте последнюю пропетую ноту с соответствующей клавишей пианино - ну, что, звук более-менее одинаковый - уже лучше!

2. Пойте в "унисон" с любимым певцом

Включите любимую песню и начинайте петь ее в унисон с исполнителем. В унисон - это значит, что голос должен как бы слиться с исполнителем. Возьмите, например, припев любимой песни, послушайте его несколько раз, а потом пойте этот припев уже вместе с Вашим кумиром до тех пор, пока Ваш голос не начнет "сливаться" с ним.

3. "Подъезжаем" к ноте

Еще один способ, касающийся вопроса "", состоит в следующем. Возьмите на пианино какую-нибудь ноту, например, "Соль". И голосом "подъезжайте" к этой ноте, например, на гласной А. Тяните эту гласную все выше, как сирена, пока не услышите, что слились в унисон с нотой "Соль".

Теперь попробуйте другие ноты, попробуйте также поменять гласную:

4. Играем и поем интервалы от "До"

Мы не будем сейчас вдаваться в подробности теории музыки (об этом будет отдельный раздел), просто скажу, что интервалом в музыке называется "промежуток между нотами" .

Итак, мы будем играть и, соответственно, пропевать следующим образом (играем только по белым клавишам, черные в данном уроке рассматривать не будем, дабы не запутаться).

Берем ноту "До", рядом "ре" и возвращаемся опять к "До".

"До-ре-до "

(Здесь мы будем всегда возвращаться к До). Пропели.

Теперь играем и поем:

"До-ми-до "

"До-фа-до ",

"До-соль-до ",

"До-ля-до ",

"До-си-до "

Соответственно, пропеваем эти ноты вместе с тем, как играем.

Если у Вас не получается попадать голосом в играемые ноты, попробуйте использовать метод "подъезда" к ноте (см. пункт 4.). То есть, "подъезжаете" к каждой отдельной ноте, запоминаете, как они должны пропеваться, и выполняете упражнение заново.

Заключение

Надеюсь, я просветил Вас немного о том, как развить музыкальный слух . Тренируйтесь и упражняйтесь. Я всегда говорю в своих уроках, и скажу еще раз: Самое главное в любом деле - это практика, опыт и, конечно же, непреодолимое желание научиться любимому делу!

Переходим к следующему уроку, где Вы узнаете много интересного, а также некоторые секреты, которые я открою только Вам!

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого - нет?

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того - именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный - способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный - способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха - не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух - это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками - вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора - это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе - два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору - Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку - это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле - это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.

Музыкальное обучение, особенно для взрослых, может оказаться сложным, если у человека недостаточно развитый музыкальный слух. Именно поэтому большинство педагогов-музыкантов не рекомендуют игнорировать занятия по сольфеджио, главная задача которых – развить музыкальный слух во всех направлениях.

Что же на самом деле означает понятие «музыкальный слух»? Во-первых, нужно определиться, какой именно слух вам необходимо развивать. Если вы учитесь играть, вам необходим гармонический слух, то есть умение слышать гармонию, лад – мажор или минор, окраску звука. Если вы занимаетесь вокалом, ваша цель – развить мелодический слух, который поможет вам легко запоминать мелодию, состоящую из отдельных интервалов.

Правда, это задачи локальные, в жизни музыкантам приходится быть специалистами широкого профиля – и петь, и играть на нескольких инструментах, и учить этому других (игре на инструменте через пение и, наоборот, пению через игру на инструменте). Поэтому большинство методистов, которые говорят о том, как развить музыкальный слух, сходятся на мнении о том, что развиваться должны и мелодический, и гармонический слух одновременно.

Бывает и так, что человек слышит и различает , даже замечает ошибки у других певцов, а сам не может спеть чисто и правильно. Это происходит потому, что слух (в данном случае мелодический) есть, но нет координации между ним и голосом. В таком случае помогут регулярные вокальные упражнения, помогающие установить связь между голосом и слухом.

От чего зависит чистота пения?

Бывает, что человек будто бы поёт чисто и по нотам, а когда начинает петь в микрофон, откуда ни возьмись, берутся ошибки и неверные ноты. В чем же дело? Оказывается, петь просто по нотам – это еще не все. Чтобы петь чисто, необходимо учитывать некоторые другие параметры. Вот они:

  1. Вокальная позиция (или вокальный зевок, или певческий зевок) – это положение неба при пении. Если оно недостаточно поднято, создается ощущение, что человек поет нечисто или, точнее сказать, «занижает». Для того, чтобы устранить этот дефект, полезно перед занятиями вокалом несколько минут позевать. Если вам трудно это сделать, поднимите язык вертикально и толкайте небо вверх, пока не зевнете.
  2. Направление звука. У каждого человека есть свой неповторимый тембр голоса. Про то, какие типы голосов бывают, читайте в статье « ». Но звук (или окраску своего голоса) можно изменять в зависимости от содержания песни. К примеру, колыбельную никто не будет петь темным и строгим звуком. Чтобы такая песня звучала лучше, ее нужно петь звуком светлым, нежным.
  3. Движение мелодии вниз. Есть еще одна особенность в музыке: когда мелодия движется вниз, ее нужно петь так, как будто ее направление – абсолютно противоположное. Для примера возьмем известную песню «Маленькой елочке». Спойте строку из этой песни «…холодно зимой…». Мелодия движется вниз. Интонация падает, в этом месте возможна фальшь. А теперь попробуйте спеть эту же строчку, при этом выполняя плавное движение рукой снизу вверх. Изменилась окраска звука? Он стал светлее, а интонация чище.
  4. Эмоциональная настройка – ещё один немаловажный фактор. Поэтому необходимо периодически петь для зрителей. Хотя бы для своих домашних. Боязнь сцены постепенно уйдет.

Что мешает развитию слуха и чистого пения?

Есть некоторые вещи, которые могут отрицательно повлиять на развитие слуха. Нельзя играть на расстроенном инструменте, одновременно заниматься вдвоём в одном кабинете. Такая музыка, как тяжелый рок и рэп, вряд ли поможет вам развить слух, так как она не содержит выразительной мелодии, гармония чаще всего примитивная.

Способы и упражнения для развития слуха

Существуют множество эффективных упражнений для развития слуха. Вот всего лишь некоторые из них:

  1. Пение гамм. Играем на инструменте до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до и поем. Затем без инструмента. Затем сверху вниз. Снова без инструмента. Сверяем последний звук. Если попали – очень хорошо, если нет – тренируемся дальше.
  2. Пение интервалов . Самый простой вариант – интервалы на основе той же самой гаммы до-мажора (см. предыдущее упр.). Играем и поем: до-ре, до-ми, до-фа и т.д. Затем без инструмента. Затем то же самое сверху вниз.
  3. «Эхо». Если вы не умеете играть, развивать слух можно, как в детском саду. Включите на телефоне вашу любимую песню. Слушаем одну строчку. Нажимам на «паузу», повторяем. И так всю песню. Телефон, кстати, может быть отличным помощником: на него можно записать интервалы, гаммы (или попросить, чтобы вам сыграли, если вы сами не умеете), а потом слушать в течение дня.
  4. Изучение нотной грамоты . Музыкальный слух – это мысли, интеллектуальный процесс, поэтому получение даже самых элементарных знаний о музыке само по себе автоматически способствует развитию слуха. В помощь вам – !
  5. Изучение классической музыки. Если вы думаете, как развить свой музыкальный слух, то не забывайте, что наиболее способствует развитию слуха классическая музыка благодаря выразительной мелодии, богатой гармонии и звучанию оркестра. Так что, активнее начинайте изучать именно это искусство!

ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!

Вы очень хотите петь, но не спите ночами от того, что не знаете, как развить музыкальный слух? Теперь вы знаете, как получить то, о чём вы думали этими ночами! Впридачу получите хороший видео-урок по вокалу от Елизаветы Боковой – она рассказывает о “трёх китах” вокала, основах основ!

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.




Top