Бах страсти по матфею содержание. И

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем - Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

О святом Иоанне Крестителе, см.: Мф. 3, 1 - 16; Мф. 11, 1 - 19; Мф.14, 1 - 12; Мк. 1, 2 - 8; Мк. 6, 14 - 29: Лк. 1, 5 - 25, Лк.1, 39 - 80; Лк.3, 1 - 20; Лк. 7, 18 - 35; Лк. 9, 7 - 9; Ин. 1, 19 - 34; Ин. 3, 22 - 26.

Тропарь, глас 2

Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже, за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 6

Плотскаго Твоего пришествия убоявся,/ Иордан страхом возвращашеся;/ пророческое же служение исполняя,/ Иоанн трепетом спряташеся;/ Ангельския чини ужасахуся,/ зряще Тя, во струях плотию крещаема;/ и вси, сущии во тьме, озаряхуся,// воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.

Иоанн Предтеча, именуемый также Крестителем, - один из самый почитаемых в христианстве святых. Именно поэтому его Рождество отмечается наравне с Рождеством Христовым и Рождеством Пресвятой Богородицы.

В этот день принято дарить подарки своим близким. Желательно, чтобы эти подарки были как-то связаны с верой. Это может быть крестик или, например, икона. Икона «усекновение главы Иоанна Предтечи» станет хорошим подарком, так как она помогает избежать клеветы, сохранить здоровье и удачу в делах.

Дата торжества вычислялась на основе библейского свидетельства о том, что Креститель и Христос имели шестимесячную разницу в возрасте. Праздник Рождества Иоанна Предтечи приближен к летнему солнцестоянию, говорящему об уменьшении светового дня, а Рождество Спасителя - к зимнему (соответственно, увеличению световых часов в сутках).

Рождество Иоанна Крестителя отмечается в церковном календаре как праздничный день

Однако с переходом на новый стиль летоисчисления в России и многих других странах потерялось соответствие этих торжеств и солнечного стояния.

Событие чрезвычайно значимо для всей Европы, а в некоторых странах имеет статус государственного торжества. Оно является одним из немногочисленных праздников в календаре христианской традиции, когда отмечают именно рождение прославленной личности. Термин «рождество» употребляется всего лишь два раза в году - это праздники появления на свет Христа и Пречистой Девы.

В церквях по случаю празднования Рождения честного пророка Иоанна Крестителя проводится особенное богослужение.

  • Накануне этой символической даты проходит обряд всенощного бдения. Стихиры, которые исполняются во время богослужений, в разные периоды писали знаменитые гимнографы: Иоанн монах, отец Анатолий, А. Иерусалимский.
  • Первый канон для этого торжества в VIII веке сочинил И. Дамаскин, а второй - Андрей Критский. В этих произведениях говориться о том, что прежде бесплодная Елисавета сумела родить Предтечу, которому суждено стать исполнителем евангельских пророчеств. Далее, канон повествует о крещении Иоанном Христа в священной реке Иордан.
  • В тропаре торжества читается восхваление пророку Предтече, который появился на свет, несмотря на бесплодие своей матери, пишет портал Ros-Registr. В этом кратком молитвенном песнопении ясно демонстрируется величие пророка Иоанна, который возвестил о Христе и вскоре крестил Его во благо верующего народа.
  • В конце богослужений церковь прославляет Предтечу и оказывает почтение его рождению от бесплодной женщины.
На заметку! Считается, что традиционный языческий праздник Ивана Купала на Руси слился с христианским Рождеством Иоанна Крестителя. Название славянского торжества ранее связывали с именем божества Купалы, но эта версия не находит подтверждения и часто критикуется, потому что самое первое упоминание об этом идоле начертано в летописях, созданных в XVII столетии.

Наиболее правдоподобным объяснением отождествления языческого и христианского праздников считается гипотеза, согласно которой название «Купала» является славянским вариантом имени Креститель («погружатель», «купатель»).

В этом году, как и в любой другой, желательно прочитать дома молитвы для успокоения души, об исцелении больных. Считается, что 7 июля многие люди получают чудесное исцеление по воли Господа. Для этого следует помогать близким и совершать благородные поступки.

Постарайтесь посетить храм в этот день, потому что служба будет торжественной и яркой. Что точно нельзя делать в этот день, так это работать в огороде, убираться дома. Это светлый праздник, в который нужно радоваться и отдыхать. Этому могут поспособствовать традиции Ивана Купала, который тоже отмечается в этот день.

Церковь с осуждением относится к тем, кто проводит в этот день языческие обряды,а накануне этого для гадает на суженого. Единственное время, когда церковь закрывает глаза на народные и языческие верования, является масленичная неделя.

История торжества

Иоанн Предтеча - высокочтимый святой христианского мира, Иисус называл пророка величайшим из живших на земле. Креститель появился на свет в семье праведных родителей Захарии и Елизаветы. Иоанн являлся родственником Мессии по материнской линии и последним пророком, который предсказал Его пришествие. Святителя называют Предтечей, потому что он родился раньше Спасителя, а Крестителем - так как крестил Божьего Сына в реке Иордан.

  • Перед тем, как начать свою божественную проповедь, Иоанн много лет провел в пустыне, закаляя дух суровым постом и ежедневной молитвой. Он одевался в грубую одежду, а его рацион составляли только мед и саранча. Когда пророку исполнилось 30 лет, Всевышний Отец повелел святителю покинуть пустыню.
  • Иоанн Креститель - Предтеча Иисуса Христа

  • Предтеча направился на берег Иордана, где иудеи традиционно совершали обряды омовения. В этом месте из его уст лилась проповедь о покаянии и очистительном крещении. Народ верил словам Крестителя, многие послушались его советов и приходили к реке, чтобы отдать Господу всего себя.
  • Иоанн очень удивился, когда у Иордана появился Сам Христос, который уговорил пророка провести обряд крещения Божьего Сына ради исполнения великой правды. Во время ритуала небеса разверзлись, и в Мессию сошел Святой Дух в телесной оболочке. Глас Господа подтвердил сие действо и благословил участников на величайшие свершения.
  • Итак, Крещением Иисуса Христа божественным образом увенчалась великая проповедь Предтечи, которого ожидала мученическая кончина. Человеком, который отдал приказ отрубить честную главу пророка, был Ирод Антипа. Причиной этому послужило разоблачение Иоанном прелюбодейства царя Галилеи. В память о событии усекновения церковь установила особенное празднование 11 сентября.
Интересно! Престарелая Елисавета являлась родственницей Девы Марии. Однажды Богородица навестила будущую мать Иоанна Крестителя. В момент, когда Дева Мария приветствовала Елисавету, во чреве престарелой женщины взыграл младенец, а она сама преисполнилась Святого Духа, как упоминает апостол Лука. События, связанные с рождение Предтечи

Чудесная история зачатия пророка Иоанна начертана в Евангелие от Луки. Архангел Гавриил предстал перед отцом Предтечи, престарелым священником Захарией, и возвестил благую весть о рождении сына. Небесный посланник сказал, что молитвы супругов услышаны, и Господь дает им ребенка, которого следует назвать Иоанном.

Святые Захария и Елисавета происходили из рода Ааронова

Гавриил предвещал большое счастье для родителей и народа, который узрит великого пророка в их сыне. Архангел перечислял все достоинства и подвиги святителя, прославляя его аскетизм и стремление обратить в истинную веру своих соплеменников.

  • Однако Захария сначала не поверил Гавриилу, потому что он и его жена Елисавета были уже немолодыми людьми, да еще и бесплодными. За такой образ мыслей священник был наказан немотой.
  • По словам апостола Луки, Предтеча родился на шесть месяцев раньше Христа. По закону Моисея, младенцу сделали обрезание на восьмой день. Елисавета назвала ребенка Иоанном, что несколько смутило близких, потому что никто в роду ранее не носил этого имени.
  • Захария обрел дар речи сразу, как только поддержал супругу и написал на табличке имя, о котором говорил Архангел Гавриил. Священник и его семья стали прославлять Господа и благовествовать о том, что этому младенцу суждено пророчествовать приход Спасителя.
  • После того, как родился Христос, и прошла весть о приказе Ирода на убийство всех вифлеемских младенцев, Елисавета испугалась и вместе с сыном убежала в пустыню. Отец Захария же, по преданиям, остался в Иерусалиме, чтобы исполнять великие обязанности священника. Посланцы Ирода желали выведать у него тайну о том, куда спрятались жена и сын. Однако мужественный отец не выдал свою семью и был убит прямо в стенах храма.
  • Елисавета и её сын жили в пустыне. Вскоре матерь Предтечи скончалась, а Иоанн продолжал закалять свой дух, читая ежедневные молитвы и соблюдая строжайший пост. Пророк готовился возвестить миру о скором сошествии Божьего Сына.

Торжество прославляет беспредельную добродетель и безукоризненное служение человека Творцу. Каждый верующий обязан стать тем, кто выведет себя самого из мрака и привлечет на свет собственное окружение. Житие Иоанна Предтечи - великий пример того, каким образом необходимо выполнять своё земное призвание, ведь в каждом из нас существует потенциал проповеди о принятии Христа.

Пустыня, в которой долгое время жил Креститель - это символическое место пустоты, которая часто преобладает в человеческих сердцах. Если сумеет христианин перебороть своё материальное одиночество и найдет опору в вере, он обязательно возвыситься до небесных высот и победит мрак.

Важно! Предтеча есть не просто пророк, но голос Господа, использующего тело Крестителя в целях благовещения. Ведь не говорят святые люди от себя самих, но несут слово Вседержителя, безгранично преданные Ему. Когда в каждом из нас возрастает образ Иоанна, мир становится ближе и целостнее, возвеличивая единство, как абсолютную истину.

Церковь празднует Рождение честного пророка Иоанна Крестителя 7 июля. Это торжество прославляет величайшую преданность вере и стойкость духа святителя, который последним оповещал народ о пришествии Мессии. В церковных богослужениях вспоминается житие Иоанна Предтечи, его чудесное рождение в семье бесплодных и престарелых родителей, а также событие Крещения Христа в священном Иордане.

Ежегодно Рождество Иоанна Предтечи празднуется 7 июля. С давних времен на Руси в этот день довольно много различных запретов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Это торжество очень почитается среди всех христиан, поэтому есть несколько очень важных ограничений, которые нужно соблюдать. Например, в Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна нужно соблюдать пост. Это одно из главных правил, и считалось что, каждый, кто будет его соблюдать, будет поощрен прощением различных грехов, и возможно даже будут исполнены все желания.

В Усекновение головы Иоанна Предтечи категорически нельзя использовать ножи и другие режущими предметами. Поверье гласит, что человек, проигнорировавший этот запрет, возьмет на свою душу грехи убийцы пророка. И категорически нельзя резать все овощи, по форме похожие на человеческую голову.

Очень часто в Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна люди уже начинали собирать урожай. Но, так как в праздник работать нежелательно, люди должны быть молиться пока это делают, чтобы не гневить Господа.

Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна нельзя было веселиться всем глубоко верующим людям. Особенно неприемлемо было петь, или плясать.

В этот праздник так же было достаточно много поверий. Например, о белой собаке. Если она пойдет за вами, то ее категорически запрещается прогонять. Если она дойдет за вами аж до дома, то ее нужно пустить в дверь. Считается, что так сам Иоанн Креститель благословляет человека на лучшую жизнь.

Видео о рождестве Иоанна Предтечи. Протоиерей Артемий Владимиров

Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Описание праздника

  • Митрополит Симон (Новиков)
  • - Из "Жития святых святителя Димитрия Ростовского"

Когда Незаходимое Солнце правды - Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую утробу, в это самое время должно было совершиться от неплодной рождение денницы Его - святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря: "идет за мною Сильнейший меня" ().

И вот, когда исполнилось святой Елизавете время родить, она родила сына в старости своей, от заматоревшей утробы, как в древнейшие времена родила Сарра Исаака. Так одно чудо предваряет другое: прежде чем Дева рождает Христа, заматоревшая во днях своих рождает Предтечу Христова, чтобы видевшие сверхъестественное рождение от состарившейся, поверили и преестественному рождению от небрачной девицы и сказали себе: "всемогущая Десница Божия, разрешившая неплодство старицы, сильна и нетленную Деву соделать чистою Матерью". Потому-то чудесному рождению Спасителя мира предшествует чудесное рождение Предтечи. Этому надлежало быть для того, чтобы одним чудом приготовить мир к восприятию другого чуда: увидев матерь, заматорелую во днях своих, люди становились более способными к лицезрению Приснодевы, родившей Сына; сделавшись свидетелями дивного рождения от престарелой Елисаветы, они приуготовлялись к вести о "странном" рождении Христа от Девы. Ибо в том и другом событии, по воле Всемогущего Бога, Коему повинуется всякое естество, «чин рождения препобедил естества уставы» .

Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все ее сродники, соседи и знакомые, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею, потому что Господь соделал ей великую милость - отнял у нее "поношение бесчадства". Так исполнились слова благовестника Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: "жена твоя Елисавета родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются" (). Тогда радовались как сродники Захарии, так и те, кто исполнен был пламенного ожидания Мессии Избавителя. Ибо хотя они и не знали о совершившейся уже тайне воплощения Сына Божия, однако дух их, окрыляемый под воздействием Духа Святого самым событием рождения Предтечи, таинственно подвигнут был на радость, и они увидели в этом событии как бы некоторое уверение в том, что дождутся чаемого Мессии.

В 8 день по рождении Предтечи пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца - Захариею. Но мать младенца не соглашалась на то; имея мужа-пророка и родивши пророка-сына, святая Елисавета была и сама исполнена пророческого дара и по пророческому предведению настаивала, чтобы ее сына нарекли тем именем, которым повелел наречь его ангел: от своего мужа она не могла слышать об этом, - ибо Захария возвратился из храма в дом свой, имея как бы связанный язык, и не мог рассказать своей супруге, что он видел ангела, который благовестил ему о зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн. Итак, наставляемая Духом Святым, святая матерь называет младенца Иоанном - пророчески, как она и прежде пророчески познала пришествие к ней Матери Божией, когда говорила: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (). Тогда священники и родственники стали знаками вопрошать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил дощечку и на ней написал: "Иоанн имя ему" (). И тотчас же отверзлись уста Захарии и язык его разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя Бога. Все дивились столь многим чудесам, которых свидетелями они были, - изумлялись и тому, что состарившаяся родила младенца, и тому, что немотствовавший отец мыслил о имени сына одинаково с матерью, и тому, что немой, по написании имени, стал говорить и написанное рукой произнес языком, - как будто имя Иоанна было ключом для уст отца, которые, после написания Захариею этого имени, отверзлись для прославления Бога. Слушая речи Захарии, все дивились и ужасались еще более и поведали о всём виденном и слышанном во всей горней стране иудейской, то есть в пределах священного города Хеврона , в котором был дом Захарии.

Город этот с его пределами, еще во дни Иисуса Навина, отделен был священническому племени Аарона. От Иерусалима он отстоял на расстоянии 8-ми часов пути и был расположен немного дальше Вифлеема на возвышенном месте. "Горним градом" он назывался из-за высоких гор, на которых он был расположен; при этом пределы его носили название "горней страны", как о том написано в Евангельском повествовании о путешествии Пресвятой Богородицы к ее родственнице Елисавете: "Встав же Мария во дни сии (из Назарета Галилейского), с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, т.е. в Хеврон, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету" ().

Таким образом, здесь-то в Хевроне, в горнем граде колена Иудова, посреди нагорной страны, и происходили все те изумительные и чудесные события, о которых было говорено выше. И все слышавшие об этих событиях много дивились и с недоумением думали: "что будет младенец сей?" ().

И рука Господня была с новорожденным отроком, умножающая в нем действие благодати Божией и соблюдающая его от меча Ирода. Ибо о чудесном рождении Иоанна дошел слух и до Ирода, и он много дивился ему, говоря в себе "что будет младенец сей!" Когда же родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме иудейском и с востока пришли волхвы и расспрашивали о новорожденном Царе иудейском, тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, с повелением избить там всех детей мужского пола, - вспомнил и о Иоанне, сыне Захарии, о котором он слышал много чудесного, и стал размышлять: "не он ли будущий царь иудейский". Поэтому, терзаясь злобою, он задумал убить и его, и с этою целью нарочито послал убийц в Хеврон, в дом Захарии. Однако посланные не нашли святого Иоанна.

Когда начались в Вифлееме безбожные убийства детей, то глас и вопль, бывший в Вифлееме, дошел и до Хеврона, отстоявшего от города Давидова в недалеком расстоянии; при этом здесь узнали и о причине бывшего в Вифлееме плача. Святая Елисавета, взяв отрока Иоанна, тотчас же поспешно отправилась в высочайшие горы пустыни (в это время святой Захария находился в Иерусалиме, исполняя прилучившуюся чреду служения своего). Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его защитить ее с отроком. И когда, с высоты гор, она увидела приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале:

Гора Божия! приими матерь с чадом!

И тотчас расступилась гора, приняла Елисавету с отроком Иоанном внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не найдя искомого, возвратились к пославшему их с пустыми руками. Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему "отдай мне сына твоего".

Святой Захария ответил:

Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, - того не знаю.

Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам. И пришли к нему воины, свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя, и с яростью говорили священнику Божию:

Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего.

Захария на это мужественно ответил:

Вы убьете тело мое, Господь же примет мою душу.

И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (). Пролитая кровь его впитавшись осталась на мраморе и сделалась как камень, во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.

Между тем Елисавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, пребывала в расступившейся горе. В ней, по Божьему повелению, образовалась для них пещера; вблизи нее явился источник и выросла финиковая пальма, полная плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево преклонялось, - когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось. По прошествии 40 дней после убиения Захарии, святая Елисавета преставилась в упомянутой пещере. С того времени святой Иоанн питаем был ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего Израильскому народу. Так хранила и покрывала рука Божия святого Иоанна, да предъидет он пред лицом Господним, духом и силою Илииною, и уготовит путь Ему, грядущему спасти род человеческий. За всё сие да славится Христос, Бог и Спас наш, со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

О, странное и таинственное чудо! Справедливо Захария возразил ангелу. Он требовал одного утешения, и получил другое; молился за народ, и назван был отцом сына: искал прощения грехов, и получил обещание разрешения бесплодной утробы. Захария более желал исцеления душ согрешивших, чем беременности Елизаветы. Справедливо Захария смутился и устрашился и как только увидел ангела, сказал в душе своей: странен приход этого человека, странно его обещание! Кто сей, что смело вступает в священный храм? Кто сей, что стоит справа алтаря кадильного? Кто сей, что блестит образом чуждого вида? Кто сей? Я не видел человека с крыльями, ни птицы в образе человека; кто же это, что наполняет мою душу страхом? Кто се - светоносец по устам, говорящий великое, при закрытых устах? Кто этот - наблюдатель за моею чредою? Кто он, что препятствует моему ходатайству? Народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного, а этот задерживает меня внутри; чрез меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды; итак, перестань, кто бы ты ни был, устрашающий меня! Если ты ангел, посланный Богом, то содействуй в моем деле, сострадай вне плачущим, сокрушайся с сокрушающимися. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что за польза, если Елизавета станет кормить грудью дитя? Что за выгода, если я оставлю наследника? Отойди, устрашитель мой, кто бы ты ни был, отойди от меня! Мы стары; миновало время зачатия; погасла страсть брака; время охладило жар; мы оба мертвы для смешения; юность не цвела, - как старость произрастит?

Так думал Захария. Ангел же говорит ему, как ты сейчас слышал: не бойся, Захария , не смущайся помыслами; я ангел света, а не тьмы; я Гавриил, один из начальников у Царя небесного; исполняю повеление, - не по своей власти приказываю; я послан объявить тебе, а не сделать над тобою насилие; облечен я видом, а не в обнаженном существе являюсь пред тобою; пославший меня щадит твою жизнь; не бойся, я послан благовестить тебе, а не изумлять тебя; ты превзойдешь старость, и седое бесчадство и бесплодную утробу; и кто рождает по желанию? Это дар Божий, не изобретение человеческое; разве ты не слышал слов Господа: Я есмь творец человека, "и образовавший дух человека внутри него" (). Не веришь, Захария? А как был создан Адам, как Ева была сотворена, как Исаак был рожден? Авраам в послушании не ошибся; а ты, иерей, не веришь! Неужели бессильно у Бога всякое слово, Захария? По своей старости ты возражаешь, старец, - телесное омертвение полагаешь сильнее Бога. Если бы ты не видел примера Авраамова, то основательно сомневался бы; ссылаешься на помощь природы, и не веришь настоящему божественному обещанию, но сомневаешься и споришь? О малом ты просишь, и много получаешь. Ты молишься только об иудейском народе, а я благовествую тебе о том, кто все племена приготовит к спасению.

Захария, услышав это, и, немного отвратив свой взор, в ответ говорил Ангелу: что ты говоришь, Ангел? Родит жена моя? Что же - об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы пред народом высказать свою плодородность? Я прошу о прещении грехов, и ужели сверх этого пожелаю разрешения неплодства? Желаю для народа облегчения, неужели для Елизаветы обременения? Я призываю израненные души к уврачеванию, и неужели, чтобы иссохшие сосцы стали млекоточными? Что ты говоришь, Ангел? Жена моя родит? И что за выгода в этом для вне молящихся? Ужели, услышав, не побьют меня камнями, со словами, что я становлюсь главным иереем не за них и не для общеполезного спасения, но только за себя, что не благословение, а сына я принял? Я теперь уже не думаю о деторождении; отойди! Я этого уже не желаю; о чем я молился, того не получил; и теперь ты мне объясняешь одно вместо другого; неужели же от времени не прекратилась старость? Мы не можем ходить без посоха, и как теперь нам повелевают начать свое деторождение? Старость отвергает природу; это дело вне веры; в гроб мы глядим, и будем нанимать кормилицу? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления; я нисколько не думаю об этом. Как я окажусь отцом природного сына? Старость отталкивает от себя веру; вне природы это дело; я иду с посохом, как с конем, и ты побуждаешь меня к брачному делу, когда всё тело моё стало гробом? Чем мне убедиться в этом, скажи мне, великий Гавриил? Скажи, чем мне убедиться в этом? Вот мои члены трясутся, вот по старости мы оба в землю смотрим. Если бы один был молод, а другой состарился, была бы некоторая надежда на сказанное; теперь тело нас обоих дряхло; ничего другого мы не ожидаем, кроме серпа смерти, как зрелые колосья во время жатвы; если ты во всём истинен, что говоришь, владыка Гавриил, то дай наперед какое бы то ни было знамение, вручи мне залог обещанного чуда. Чем мне убедиться в этом? Аарон не поверил бы, если бы не расцвел жезл; Моисей не был бы удостоверен, если бы его рука не побелела; Гедеон не понял бы, если бы не было росы на руне; Езекия не признал бы, если бы солнце не отступило назад; чем мне убедиться в этом? Ты дай знамение, и я буду рад, как юноша; дай знамение, чтобы Елизавета не посмеялась легкомысленно, как Сарра; чем убедиться в этом, вестник Архангел? Откуда для меня очевидны твои слова ко мне? Если я являюсь вторым Авраамом, если будет и для меня свойственное Аврааму, то войди в мой дом, и я омою твои ноги, после совершенного путешествия, и предложу тебе трапезу, исполненную тайны; Елизавета замесит три саты муки, предизображая церковь; спрашивай тельца, чтобы тебе одарить сыном. Чем мне убедиться в этом, о то, приносящий нам на землю прекрасное благовестие свыше? Зачем, Ангел, преднарекаешь мне имя сына, и исчисляешь добродетели еще не существующего? Покажи мне то, что свыше природы, чтобы мне поверить тому, что против природы. Если небо станет шатром, и я обновлюсь; если море изменится, и жена моя Елизавета станет матерью; если солнце будет задержано, и иссохшие сосцы источат молоко; если луна низвергнется, и иссохшая утроба увлажнится. Чем мне убедиться в этом, "по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных" ().

Ангел тогда сказал Захарии: ты требуешь от Бога ручательства. Считаешь немощь сильнее Владычнего обещания? Не боишься наперед расспрашивать приносящего тебе благовестие? Чем мне убедиться в этом, - говоришь ты. Разве тебя посылают в Египет, чтобы устрашить фараона? Чем мне убедиться в этом, - говоришь, Захария. Разве ничего сверхъестественного Бог не делает? Ты спрашиваешь последовательности у природы, и не видишь изумительного дела Божества. Скажи мне, Захария, на чем укреплены столпы земли? Чем поддерживается свод неба? Где изобретаются вместилища облаков? Где образуются капли дождя? Где создаются хлопья снега? Кто руководит течением солнца? Кто полагает предел умалениям луны? Кто исчислит множество звезд? Море во время бури как удерживается песком? Как смешиваются теплые потоки? Как создается мрак тумана? Как образуется человек во утробе? И как женский пол оказывается слабее мужеского? Чем мне убедиться в этом, - говоришь, Захария. Ты ищешь последовательности природы, где дело Божие? Не веришь, что может родить бесплодная? Что же - если услышишь, что Дева сверх ожидания рождает? И может ли быть прежнее неверие верою? И за то теперь наказывается неверие в виду бесплодности, чтобы ты не усомнился в чуде в виду Девы: "ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить" ().

О, человеколюбивое наказание, производящее скорее исправление! Ангел вразумляет поколебавшийся голос, обуздывает дерзкий язык: "он объяснялся с ними знаками, и оставался нем" . Хорошо у Евангелиста записано и это - оставался ; молчание ожидает рождаемого голоса, Захария - Иоанна, старец - сына, иерей - пророка. Этим ангел говорит: так как ты, как неверующий, ищешь знамения от Бога, то прими биченосное знамение в собственном своем теле: "будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется" . Где орудие противоречия, там и мщение; где необдуманная смелость, там и воспитательная вожжа; где была дерзость, на том и наказание. Бог желал, Захария, чтобы ты сделался проповедником такого чуда: рождается начальник воинства Царя небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов. Так как ты сделал для себя немощь тела сильнее Владычнего обещания, то за это "будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время" . Видишь ли, что без веры ничто из должного не совершается.

Только что услышал Захария эти слова, тотчас вышел из храма, с молчанием, наградою за неверие. О, чудо! Он вошел для освобождения других, и сам вышел осужденным; принося богослужебное каждение, вынес знак изгнания. Народ ждал услышать что-нибудь благое от него, а он выражал знаками: "никто пусть меня не спрашивает; я устрашаюсь Владычнего негодования". О, изумительные дела! Захария обуздывается, и Елизавета благоденствует; язык немотствует, и утроба беременеет; болезнь утробы переселяется на язык; речь обуздывается, и рождаемое освобождается; Захария молчит, и Иоанн играет.

Лишь только бесплодная увидела Деву, утренняя звезда заметила солнце, и сильно взыграл Иоанн в материнской утробе, обвиняя медлительность природы: я, говорит, проповедник Владыки, и зачем связан узами, подобно сорабам своим? Предварю время рождения, не буду ждать родов, чтобы не потерять своего течения, чтобы Владыка не опередил заключенного раба, чтобы последовательность природы не сделалась нарушением порядка; я узнал Присутствующего, и не переношу молчания; я узнал Предпославшего меня в путь пред лицом Своим, чтобы приготовить путь Его пред Ним; я поколеблю узы природы, потому что спешу проповедовать. О, изумительные дела и чудеса! О чем не ведали на небесах ангелы, узнал Иоанн, во утробе носимый, и говорил матери своей. Для Престолов Он был не заметен, и, носимого во утробе приходящий Бог не опередил; от Господств Он скрыл тайну домостроительства, но открыл ее носимому во чреве; и с каким благовестием пришел Архангел к Богородице, это внушил внутри играющий младенец. Пришедший Освободитель нашего рода, будучи во чреве, прибыл к своему другу, Иоанну; и видно было, что Создатель приветствует создание, что Царь пребывает в шатре воина, что Владыка входит в дом раба. Иоанн, увидев из утробы находящегося во утробе, старался превзойти границы природы, говоря: я не знаю ограниченного природою Господа, и не буду ждать времени рождения; мне не нужны для рождения девять утробных месяцев; не нуждаюсь в этом теперешнем заключении; и почему не выйти из уз, удерживающих меня? Я выйду, кратко объявлю значение дивного дела; я печать божественного пришествия; я утроба воплотившегося Бога Слова; вострублю, и отцовский язык сделаю красноречивым; вострублю, и материнскую омертвелую утробу оживлю. Выйду, предтеку с проповедью, возглашу всем присутствующим: "вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (). Таково играние Иоанна, или лучше, слова.

"Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, …и радовались с нею" (). Ибо чудом было то, что в старости и с заматоревшею утробою родила Елизавета; это зависело не только от плотского отца, но и от Бога Слова. Об этом свидетельствует сам Архангел Гавриил, сказавший Захарии: вот "жена твоя родит тебе сына; …и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии" ().

О, рождение сына иной, изумительной природы! Оно было изумительно и неестественно, так как обычно тот, кто рождает, при содействии страсти рождает, - и та, которая рождает, в болезнях рождает. В чем же скорбь Елизаветы, когда присутствует Святой Дух, а не неопытная восприемница, когда это дело благодати, а не тягость природы? Слушай! Этот труд был ничтожным в сравнении с радостью. - Не после своего рождения Иоанн получил благодать, но из материнской утробы одевшись освящением, стал дивным предводителем, как сказал Ангел: "Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей… и предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (). Кто кому будет предшествовать? Иоанн Владыке Христу; поэтому он называется Предтечею, как можно слышать из слов самого Иоанна о Спасителе: "за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня" (). За мною - по времени; прежде меня - по престолу.

Почему Гавриил сказал, что Иоанн предшествует Царю Христу в духе и силе Илии Фесвитянина? Слушай внимательно! Илия значит - Бог. Так как Иоанн имел в самом себе Бога, - он исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, а Бог есть Дух, - то о нем говорил Господь чрез пророка за много времени раньше: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною" ( ср. ) и многих обратит от заблуждения к истине; ради этого Иоанн предшествует Господу в духе и силе Илии, так как у Иоанна много было сходства с Илиею.

Конечно, сын рождается, и речь возвращается к отцу. Захария, когда его спрашивали, как бы он желал назвать дитя, - потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. Не поверивший словам Ангела теперь вынужден писать о явлении, проповедовать письмом; тогда по слуху не принявший сказанного теперь законодательствует рукою, пишет о бывшем. И, дав имя ему, получил речь: отсюда "все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога" ().

О изумительное и странное чудо! Пишется имя сына, и немые уста отца открываются; Иоанном называется, и язык называющего устрояется. Видишь ли, как он не погрешил, и мы не погрешили, сказав приличное объяснение? Вот имя самого праведного открывает немые уста, и побуждает неподвижный язык. Так вопиющий Иоанн обнаруживается, что даже самое его имя вызывает голос: я "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (). О, чудо! Слово пребывает, и голос предвозвещает; Владыка идет, и раб предпосылается. Итак, возрадуемся и возвеселимся, что Елизавета родила и Захария возговорил; что неплодная произвела, и старец воскликнул; что восковая дощечка была спрошена, и язык иерейский разрешился и голос возвратился; что Предтеча явился и весь мир возрадовался.

Здесь следовало бы закончить слово, но Захария не позволяет восклицанием: "благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему" (). Изумительные дела! Что говорит Захария? После своего исцеления от немоты Захария первый раз воскликнул: Благословен Господь . Что это значит? Захария был мертвым, и воскрес. Он не был мертвым по природе, но перенес подобие смерти. Он удерживался молчанием, как гробом, и как пеленами, был связан узами языка; он возвратился к жизни, не дыша священством, и принес оплакивание, горесть народа. Когда упраздняется иерей, скорбят все, за кого он ходатайствовал. После этого образного воскресения Захария первый раз воскликнул "благословен Господь Бог израилев" . О, Захария! Если бы ты не увидел духовного колоса, не узнал духовного земледельца, не получил дара, то не благословил бы дателя. Но Захария восхвалил Бога пророческою песнею, достойною дара. Воскликнем и мы: благословен Господь Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему . Ему слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» ( ). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день Рождества Иоанна Предтечи.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. День Рождества св. Иоанна Предтечи.

Проповедь протоиерея Александра Глебова. Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне.

Книги, статьи, стихи

Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни.

7 июня Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи, кем был тот, кого евангелия называют величайшим ветхозаветным пророком? Последний праведник Древнего Израиля, о нем рассказывает известный библеист Андрей Десницкий.Это о нем Христос сказал: «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11, ср.: Лк. 7:28). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного — просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей...

Цитата дня Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким.

1989 год. Была изобретена Всемирная паутина (World Wide Web, WWW), более известная как Интернет.

Торжество считается великим, то есть менее значимым, чем двенадцать двунадесятых (повествующих о житие Христа и Богородицы). Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) отмечается церковью ежегодно 7 июля (н. ст.).

В этот день христианский мир вспоминает событие рождения будущего пророка в семье престарелых Захария и Елисаветы. Иоанну Предтече было суждено стать тем, кто возвестит о пришествии Божьего и Сына и лично крестить Его в реках священного Иордана.

Особенности праздничного богослужения

Дата торжества вычислялась на основе библейского свидетельства о том, что Креститель и Христос имели шестимесячную разницу в возрасте. Праздник Рождества Иоанна Предтечи приближен к летнему солнцестоянию, говорящему об уменьшении светового дня, а Рождество Спасителя - к зимнему (соответственно, увеличению световых часов в сутках).

Рождество Иоанна Крестителя отмечается в церковном календаре как праздничный день

Однако с переходом на новый стиль летоисчисления в России и многих других странах потерялось соответствие этих торжеств и солнечного стояния.

Событие чрезвычайно значимо для всей Европы, а в некоторых странах имеет статус государственного торжества. Оно является одним из немногочисленных праздников в календаре христианской традиции, когда отмечают именно рождение прославленной личности. Термин «рождество» употребляется всего лишь два раза в году - это праздники появления на свет Христа и Пречистой Девы.

В церквях по случаю празднования Рождения честного пророка Иоанна Крестителя проводится особенное богослужение.

  • Накануне этой символической даты проходит обряд всенощного бдения. Стихиры, которые исполняются во время богослужений, в разные периоды писали знаменитые гимнографы: Иоанн монах, отец Анатолий, А. Иерусалимский.
  • Первый канон для этого торжества в VIII веке сочинил И. Дамаскин, а второй - Андрей Критский. В этих произведениях говориться о том, что прежде бесплодная Елисавета сумела родить Предтечу, которому суждено стать исполнителем евангельских пророчеств. Далее, канон повествует о крещении Иоанном Христа в священной реке Иордан.
  • В тропаре торжества читается восхваление пророку Предтече, который появился на свет, несмотря на бесплодие своей матери. В этом кратком молитвенном песнопении ясно демонстрируется величие пророка Иоанна, который возвестил о Христе и вскоре крестил Его во благо верующего народа.
  • В конце богослужений церковь прославляет Предтечу и оказывает почтение его рождению от бесплодной женщины.
На заметку! Считается, что традиционный языческий праздник Ивана Купала на Руси слился с христианским Рождеством Иоанна Крестителя. Название славянского торжества ранее связывали с именем божества Купалы, но эта версия не находит подтверждения и часто критикуется, потому что самое первое упоминание об этом идоле начертано в летописях, созданных в XVII столетии.

Наиболее правдоподобным объяснением отождествления языческого и христианского праздников считается гипотеза, согласно которой название «Купала» является славянским вариантом имени Креститель («погружатель», «купатель»).

История торжества

Иоанн Предтеча - высокочтимый святой христианского мира, Иисус называл пророка величайшим из живших на земле. Креститель появился на свет в семье праведных родителей Захарии и Елизаветы. Иоанн являлся родственником Мессии по материнской линии и последним пророком, который предсказал Его пришествие. Святителя называют Предтечей, потому что он родился раньше Спасителя, а Крестителем - так как крестил Божьего Сына в реке Иордан.

Интересно! Престарелая Елисавета являлась родственницей Девы Марии. Однажды Богородица навестила будущую мать Иоанна Крестителя. В момент, когда Дева Мария приветствовала Елисавету, во чреве престарелой женщины взыграл младенец, а она сама преисполнилась Святого Духа, как упоминает апостол Лука.

События, связанные с рождение Предтечи

Чудесная история зачатия пророка Иоанна начертана в Евангелие от Луки. Архангел Гавриил предстал перед отцом Предтечи, престарелым священником Захарией, и возвестил благую весть о рождении сына. Небесный посланник сказал, что молитвы супругов услышаны, и Господь дает им ребенка, которого следует назвать Иоанном.

Святые Захария и Елисавета происходили из рода Ааронова

Гавриил предвещал большое счастье для родителей и народа, который узрит великого пророка в их сыне. Архангел перечислял все достоинства и подвиги святителя, прославляя его аскетизм и стремление обратить в истинную веру своих соплеменников.

  • Однако Захария сначала не поверил Гавриилу, потому что он и его жена Елисавета были уже немолодыми людьми, да еще и бесплодными. За такой образ мыслей священник был наказан немотой.
  • По словам апостола Луки, Предтеча родился на шесть месяцев раньше Христа. По закону Моисея, младенцу сделали обрезание на восьмой день. Елисавета назвала ребенка Иоанном, что несколько смутило близких, потому что никто в роду ранее не носил этого имени.
  • Захария обрел дар речи сразу, как только поддержал супругу и написал на табличке имя, о котором говорил Архангел Гавриил. Священник и его семья стали прославлять Господа и благовествовать о том, что этому младенцу суждено пророчествовать приход Спасителя.
  • После того, как родился Христос, и прошла весть о приказе Ирода на убийство всех вифлеемских младенцев, Елисавета испугалась и вместе с сыном убежала в пустыню. Отец Захария же, по преданиям, остался в Иерусалиме, чтобы исполнять великие обязанности священника. Посланцы Ирода желали выведать у него тайну о том, куда спрятались жена и сын. Однако мужественный отец не выдал свою семью и был убит прямо в стенах храма.
  • Елисавета и её сын жили в пустыне. Вскоре матерь Предтечи скончалась, а Иоанн продолжал закалять свой дух, читая ежедневные молитвы и соблюдая строжайший пост. Пророк готовился возвестить миру о скором сошествии Божьего Сына.

Смысл праздника Рождества Иоанна Крестителя

Торжество прославляет беспредельную добродетель и безукоризненное служение человека Творцу. Каждый верующий обязан стать тем, кто выведет себя самого из мрака и привлечет на свет собственное окружение. Житие Иоанна Предтечи - великий пример того, каким образом необходимо выполнять своё земное призвание, ведь в каждом из нас существует потенциал проповеди о принятии Христа.

Пустыня, в которой долгое время жил Креститель - это символическое место пустоты, которая часто преобладает в человеческих сердцах. Если сумеет христианин перебороть своё материальное одиночество и найдет опору в вере, он обязательно возвыситься до небесных высот и победит мрак.

Важно! Предтеча есть не просто пророк, но голос Господа, использующего тело Крестителя в целях благовещения. Ведь не говорят святые люди от себя самих, но несут слово Вседержителя, безгранично преданные Ему. Когда в каждом из нас возрастает образ Иоанна, мир становится ближе и целостнее, возвеличивая единство, как абсолютную истину.

Церковь празднует Рождение честного пророка Иоанна Крестителя 7 июля. Это торжество прославляет величайшую преданность вере и стойкость духа святителя, который последним оповещал народ о пришествии Мессии. В церковных богослужениях вспоминается житие Иоанна Предтечи, его чудесное рождение в семье бесплодных и престарелых родителей, а также событие Крещения Христа в священном Иордане.

Видео о рождестве Иоанна Предтечи. Протоиерей Артемий Владимиров

Трёхчасовое размышление Баха на тему Страстей Христовых было впервые исполнено в лейпцигской церкви святого Фомы в Великую Пятницу 1727 года, потом забыто на целое столетие и объявлено шедевром в XIX веке.

Культуролог рассказывает о том, как Бах воплотил в музыке евангельские события Страстей Христовых.

Как и когда создавались «Страсти…»

К музыке на текст из Евангелия от Матфея Иоганн Себастьян Бах обращался не единожды. История создания и дальнейшего редактирования «Страстей по Матфею» - до сих пор поле для гипотез и догадок.

Одна из версий такова: первый - до нас не дошедший - вариант сочинения был создан в 1710-х годах, во время работы Баха в Веймаре. Его следы могли сохраниться в более поздней музыке, хотя, по-видимому, их немного.

Сейчас известны две версии «Страстей по Матфею» – обе лейпцигские. Ранняя - предположительно 1727 года - основана на копии партитуры, сделанной одним из учеников Баха в середине XVIII века. Она исполняется довольно редко музыкантами-аутентистами , всегда с уточнением «early version» («ранняя версия»).

Авторский автограф «Страстей» отражает одну из более поздних редакций. Манускрипт не датирован; исследователи предположительно относят его к 1730-1740-м годам. Известно, что Бах заново исполнял это сочинение несколько раз, постепенно исправляя его. Именно позднюю версию исполняют и записывают все знаменитые дирижеры - от Менгельберга и Шерхена до Арнонкура и Шайи.

Неоднократное обращение Баха к одной и той же партитуре было продиктовано необходимостью ежегодно готовить большую службу для Великой Пятницы - «пассион» или, по-русски, «страсти». За время пребывания в Лейпциге Бах должен был дать пассионы не менее 25 раз. Около пяти раз он готовил исполнение «Страстей по Матфею», около пяти - «Страстей по Иоанну» (впервые - в 1724), в 1732 году появились «Страсти по Марку» (это сочинение утеряно, но периодически предпринимаются интересные попытки ее восстановления - вполне научные, поскольку Бах использовал одну и ту же музыку в разных своих сочинениях). Кроме того, в разные годы Бах представлял пассионы, написанные другими композиторами (Кайзером, Генделем, Грауном, Штёльцелем) и даже компиляции из разных подобных сочинений. Сохранилась написанная рукой Баха партитура «Страстей по Луке», которую считают копией чужого сочинения (чьего - неизвестно).

Церковные пассионы

Караваджо. Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду (1602)

Страсти (пассионы) известны западной церковной традиции с IV века. Текст из Евангелий, посвященный Страстям Христовым, обычно исполнялся на Страстной седмице церковным хором либо диалогизированно - солистом-дьяконом и хором. Со временем солистов становится несколько. Композитор Генрих Шютц в своих пассионах 1666 года («Страсти по Матфею», «…по Иоанну», «…по Луке») отдает слова евангелиста тенору, Иисуса - басу, вводит других солистов для исполнения партий поменьше (Петр, Пилат, Иуда и другие).

В таком распределении партий-ролей видна изобразительность, даже образность. Видимо, ген театральности, доставшийся европейской культуре от древнейших языческих мистерий, сохраняется глубоко внутри религиозной службы - и периодически порождает театрализованные формы богослужения. Вспомним, например, что средневековый площадной театр вырос из литургической драмы, игравшейся первоначально внутри храма. Сходным образом в русских соборах некогда играли Пещное действо - церковный чин, отражающий сюжет из книги пророка Даниила о трех отроках и печи Вавилонской (этот чин вышел из употребления в XVIII веке).

С XVII века в исполнении пассионов участвуют отдельные музыкальные инструменты - впрочем, тот же Шютц в «Страстях» обходится без них. Существует мнение, что форма пассионов в том виде, в котором ее воспринял Бах, также восходит к Шютцу, но не к его «Страстям», а к «Рождественской истории» (Weihnachtshistorie), в которой повествование евангелиста сменяется небольшими сценами с участием нескольких персонажей, и партию каждого из них сопровождают различные инструментальные составы.

Скорее всего, церковные пассионы сильно изменились под воздействием жанра оратории. Он возник в Италии одновременно с оперой, на рубеже XVI-XVII веков, и долгое время развивался параллельно с ней. Опираясь на классические сюжеты - чаще библейские, реже античные, - композиторы (Джакомо Кариссими, Георг Филипп Телеман, Георг Фридрих Гендель и другие) создавали большие произведения для солистов, хора и оркестра, в которых роль хора по сравнению с оперой была более значительна. Они не предполагали сценического действия в оперном смысле, а потому были лишены ходульной театральщины эпохи барокко и нередко давали композиторам большую свободу. Тот же Гендель, выбирая между оперой и ораторией, предпочёл последнюю и создал в этом жанре все свои главные шедевры. Перед Бахом такого выбора не стояло - с оперной культурой он не пересекался, однако и пассионы Баха были настоящими ораториями, со всеми характерными чертами этого жанра, со сложным сюжетом, изящными ариями, развитыми хоровыми сценами и серьезной драматургией.

В начале XVIII века и текст пассионов отходит от собственно евангельского. Композиторы работают в паре с помощниками-либреттистами. Таким помощником для Баха становится Кристиан Фридрих Хенрици, писавший под псевдонимом Пикандер. Главный его вклад в «Страсти по Матфею» - неканонические (не взятые напрямую из евангельского текста) речитативы и арии четырех солистов. Альберт Швейцер в своей книге о Бахе (1905) предполагает, что «Бах самостоятельно составил план всего произведения до мельчайших подробностей, а Пикандер работал под его непосредственным руководством».

Из чего состоит музыка «Страстей…»?

Караваджо. Бичевание Христа (1607)

«Страсти по Матфею» состоят из двух больших частей общей продолжительностью около трех часов. Первая часть должна была звучать на заутрене (утреннее богослужение), вторая - во время обедни (литургия). Сложная архитектоника «Страстей по Матфею» включает несколько составляющих.

Во-первых, это 15 четырехголосных протестантских хоралов. Бах цитирует музыку канонических церковных песнопений вместе с текстами. Их обработка достаточно проста, чтобы прихожане могли подпевать во время службы - скорее всего, так и было тогда, когда исполнением руководил Бах.

Во-вторых, это хоровые фрагменты другого типа - с более сложным музыкальным оформлением, драматически насыщенные, экспрессивные. Три из них довольно объёмны - открывающий сочинение (№1/1), завершающий его первую часть (№29/35) и финальный (№68/78) . Остальные коротки - они живописуют народ, участвующий в действии. Тексты большинства хоровых фрагментов принадлежат Пикандеру. В №1/1 и 29/35 также цитируются тексты и музыка старинных протестантских хоралов, впрочем, в гораздо более сложной обработке.

В-третьих, это речитативные фрагменты евангелиста Матфея и участников евангельской истории - Иисуса, Петра, Иуды, Пилата, жены Пилата, Первосвященника и других. Эти фрагменты, исполняемые солистами-вокалистами, подчеркнуто ораториальны. Они представляют собой повествования о событиях и драматические сцены Страстей. Текст взят в основном из Евангелия от Матфея; в одном фрагменте - из Евангелия от Иоанна.

В-четвертых, четыре солиста (сопрано, альт, тенор, бас) исполняют 14 арий с предваряющими их речитативами. Эти номера, равно как и дуэт сопрано и альта, представляют собой лирические высказывания на тему евангельской истории. В некоторые из них также введён хор (в одном случае ему отданы слова из ветхозаветной «Песни песней» - образ «возлюбленного» символически связывается с Христом). Использованы тексты Пикандера, за исключением двух речитативов на слова веймарского соавтора Баха - Соломона Франка.

Музыкальный материал разных типов органически сплетён. Хор прерывает речитативы евангелиста и персонажей евангельской истории, вторит и вторгается в арии и в единственный вокальный дуэт. Синтез разных форм рождает цельное звуковое полотно, в котором лирическое соединяется с эпическим и драматическим, медитативное - с экспрессивным, интимное - с космическим.

Какие музыкальные приемы использует композитор?

Караваджо. Положение во гроб (1602–1603)

Значение арий в «Страстях по Матфею» вырастает по сравнению с другими «Страстями» (в «Марке» - 6 арий на 16 хоралов, в «Иоанне» - 8 арий на 11 хоралов, в «Матфее» же - 14 арий на 15 хоралов). Это придаёт сочинению особую лирическую выразительность.

Большинство арий выдержаны в форме da capo (букв. «с начала»). Это значит, что в каждый арии три раздела. Первый и третий идентичны, а между ними помещен средний раздел, который контрастирует с крайними и по тексту, и по музыке. Обычно арии открываются длинным инструментальным вступлением, а завершаются инструментальной кодой-послесловием; инструментальные фрагменты появляются и между разделами.

В драматических фрагментах речитативы сопровождаются органом. Только словам Иисуса вторят струнные. Альберт Швейцер пишет: «Красота и совершенство выразительности речитативов в партиях Евангелиста и Христа находятся за гранью того, что поддается анализу… Слова Иисуса передаются… речитативом в форме ариозо (небольшая ария) с сопровождением струнного квартета. Мягкие, светящиеся гармонии скрипок, вступающие при словах Иисуса, окружают его словно нимбом».

Особая роль в «Страстях» - у хорала «Herzliebster Jesu, was hast du verbrochen» («Господь - наш владыка», музыка Иоганна Крюгера, текст Иоганнеса Херманна). Он дважды использован в «Страстях по Иоанну» и трижды - в «Страстях по Матфею» (хоралы 3/3, 46/55, речитатив с хором 19/25). В каждом случае цитируется лишь небольшой фрагмент его текста, сотканного из вопросов («Что сделал Ты, что изречён столь тяжкий приговор? В чем вина Твоя, какие преступления Ты совершил?») и сетований («Я, Иисусе, я повинен в том, что переносишь Ты»; «Страдает добрый пастырь за Своих овец, и Праведный Господь оплачивает долг Своих рабов!»).

Другой важный хорал – «O Haupt voll Blut und Wunden» («О лик, залитый кровью», музыка Ганса Лео Хасснера, текст Пауля Герхардта). Это молитва к Иисусу, описание Его страданий, предчувствие смертного часа и Страшного суда («Когда придёт мне время отойти, не отходи от меня»). Он использован пять раз (хоралы 15/21, 17/23, 44/53, 54/63, 62/72) - в сценах моления о чаше в Гефсиманском саду, суда Пилата и смерти Иисуса.

В некоторых фрагментах Бах прибегает к изобразительным и символическим приёмам. В № 33/39 слышна бушующая стихия, в № 51/60 - свист бичей. В № 14/20 слова «И овцы стада рассеются» сопровождаются в оркестре несколькими аккордами, расходящимися в разных направлениях. В нескольких ариях, посвященных плачу об Иисусе, присутствует постоянный у Баха мотив вздоха. Регулярно попадается и мотив креста - ноты, визуально образующие в партитуре символическое распятие (его, конечно, проще увидеть в нотах, чем услышать).

Бах строит «Страсти по Матфею» как двуххорную композицию, где каждый из хоров сопровождается своим оркестром. Они поют и играют то раздельно, то вместе. В первом хоре «Придите девы, вторьте плачу моему» первый хор оплакивает жертву, в то время как второй хор вопрошает: «Кого?», «Что?»; под конец оба хора объединяются.

Как евангельский сюжет раскрывается в партитуре?

Караваджо. Ужин в Эммаусе (1606)

Упомянутый первый номер «Страстей по Матфею» будто бы перенесён в начало из середины произведения. Обычно его связывают со сценой шествия на Голгофу. Это соотносится и с текстом («Видим – он из-за любви Тяжкий крест свой переносит»), и с мерным движением музыки, с ее масштабностью и величием.

Первый сюжетный узел «Страстей» - предсказание о предательстве Иуды и распятии, сговор первосвященников, а также сцена в Вифании - помазание Иисуса миром (№ 2/2–5/9).

Сцена в Гефсимании (№ 18/24–25/31) передаёт скорбь и смертную тоску Иисуса (например, ария тенора «О, Боль! На сердце трепет прежних мук» – № 19/25).

Завершается первая часть пассиона сценой пленения Иисуса (№26/32–29/35). В дуэте сопрано и альта с хором солисты поют о пленении Христа, в то время как хор вторгается в их пение словами «Хватит! Стойте! Руки прочь!» В заключительном хорале говорится: «Но вот настало время - / И Он взойти на крест готов / И наших тягостных грехов / Нести страстное бремя».

Вторая часть пассиона открывается сценами допроса Иисуса, отречения Петра, самоубийства Иуды (№ 30/36–42/51). После отречения Петра звучит самая знаменитая ария пассиона - «Будь милостив, мой Бог» (№ 39/47). Смерть Иуды также завершается известной арией - «Иисуса мне верните!» (№ 42/51).

За судом Пилата - самой драматической сценой «Страстей», когда толпа требует распять Иисуса, а не разбойника Варавву, - следуют шествие на Голгофу и смерть Иисуса (№ 43/52–63/73). Евангельский текст о шествии на Голгофу и распятии прерывают возгласы толпы, издевающейся над осужденным.

Последняя сцена - погребение Иисуса (№ 64/74–68/78). В финале звучит траурный хор «Мы все в слезах к Тебе склонимся», в котором рефреном повторяются слова «Ruhe sanfte» - «Покойся с миром».

Смерть и воскресение «Страстей по Матфею»

Караваджо. Уверение Фомы (1600-1602)

Большинство произведений Баха - в том числе «Страсти по Матфею» - после его смерти были забыты почти на сотню лет.

Интерес к этому сочинению возродился в 1829 году, когда молодой Феликс Мендельсон исполнил в Берлине сокращенную его версию в своей оркестровой редакции. Он изъял шесть хоралов и - самое удивительное - почти все сольные арии. Мендельсон использовал большой хор, состоящий из четырехсот исполнителей. За первым исполнением 11 марта последовало второе - 21 марта, в день рождения Баха. Вслед за Мендельсоном произведение стали исполнять другие дирижеры, в том числе в иных редакциях. Как правило, музыку сильно сокращали.

Интересно, что примерно тогда же, в начале XIX века, упал интерес к жанру пассионов. Примерно до середины XX века он воспринимается как архаика - любителям музыки о нем напоминают лишь «Страсти» Баха.

До XX века сохранялась традиция монументального исполнения «Страстей» Баха в романтическом духе - огромный хор и огромный оркестр. С этим подходом как искажающим замысел композитора спорил в начале XX века Альберт Швейцер.

Первую запись «Страстей по Матфею» - правда, сокращенную - сделал в Нью-Йорке в 1937 году Сергей Кусевицкий. Среди монументальных старых записей «Страстей по Матфею» отметим исполнения Вильгельма Менгельберга, Германа Шерхена, Вильгельма Фуртвенглера, Герберта фон Караяна, гениальную запись Отто Клемперера.
Более камерное исполнение «Страстей» можно услышать в записях Гюнтера Рамина, Карла Рихтера, Хельмута Риллинга, Питера Шрайера.

В 1970 году Николаус Арнонкур записал «Страсти по Матфею» с оркестром аутентичных инструментов. За ней последовали аутентичные записи Джона Элиота Гардинера, Густава Леонхардта, Тома Коопмана, Филиппа Эрревега, Рене Якобса. В 2003 году Пол Маккриш впервые записал это произведение с вокальным ансамблем, заменяющим хор, где каждая партия была поручена лишь одному голосу. Возможно, именно так «Страсти» исполнялись при жизни Баха.

В 2010-х годах на компакт-дисках появилась ранняя версия 1927 года - это две аутентичные записи под управлением Питера Сеймура и Ричарда Игерра. Кое-что звучит в них довольно необычно, например, вместо прекрасного хора № 29/35, завершающего первую часть пассиона в поздней редакции, исполняется другой, гораздо менее эффектный.

Преклонение перед гением Баха в конце концов возродило и жанр пассионов. Нет сомнений, что «Страсти по Луке» Кшиштофа Пендерецкого или Вольфганга Рима, «Страсти по Иоанну» Арво Пярта или Софии Губайдуллиной, «Страсти по Матфею» Тань Дуня или митрополита Иллариона (Алфеева) - это не только прикосновения современных композиторов к евангельской теме, но и посвящения Иоганну Себастьяну Баху.

* Аутентичное (исторически информированное) исполнение - особый тип исполнения, когда музыкальный коллектив стремится максимально точно передать оригинальное звучание старинного произведения.

* Здесь и далее нумерация частей «Страстей по Матфею» дана сначала по полному собранию сочинений Баха - Neue Bach-Ausgabe (1954–2011), а потом по классическому каталогу сочинений Баха - Bach-Werke-Verzeichnis (1950).




Top