Страшные картины войны в поэме василий теркин. Монументальное произведение о судьбе народа

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин». А. Т. Твар­довский был призван в армию в 1939 г. и снял военную фор­му только после окончания Великой Отечественной войны. Знание фронтовых будней (поэт был военным корреспон­дентом) вылилось в собирательный образ русского солда­та — Василия Теркина, веселого балагура, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Автор писал о поэме: «Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение за­конности места художника в великой борьбе народа, ощу­щение очевидной полезности моего труда… «Теркин» был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читате­лем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучени­ем. Анекдотом и присказкой, разговором по душам и репли­кой к случаю».

Жанровое своеобразие поэмы «Василий Теркин». Сам ав­тор обозначил жанровое своеобразие поэмы — «книга про бойца», подчеркивая достоверность изображаемого. Произ­ведение создавалось постепенно, на протяжении всей вой­ны, что придало поэме характер поэтической летописи со­бытий. Постоянные лирические отступления и обращения автора к читателю расширяют пространство «книги» и со­здают эффект причастности событиям. Представляя в «Ва­силии Теркине» судьбу простого русского солдата, поэт не мог не изобразить наравне с фронтовыми картинами жизнь тыла в эти страшные годы.

Фронт в поэме. Фронт предстает в поэме без прикрас, со всеми тяготами и лишениями, которые выпадают солда­там. Здесь «На привале» особенно начинают цениться прос­тые человеческие радости: холодная вода, когда хочется пить, простая пища, когда охватывает голод, возможность поспать солдату:

Спит — хоть голоден, хоть сыт,

Хоть один, хоть в куче.

Спать за прежний недосып,

Спать в запас научен.

Страшные картины войны, ужасающие масштабностью, предстают в главе «Переправа», где троекратно повторяю­щееся «на дно» усиливает трагичность звучания:

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…

Но за этими тягостными картинами прорисовывается ве­ра в победу, т.к. не погиб Теркин, жив простой солдатик, и чувством глубокого патриотизма завершается глава «Пере­права»:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Свой страх и боль нужно забыть, потому что от каждо­го из тех, кто на фронте или в тылу, зависит будущее Ро­дины:

На войне себя забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела — грудь на грудь,

Драка — значит, драка.

И в этом чаду, в грязи и крови рождались то единение душ, та дружба, что спасала многим жизнь. Укрывали друг друга незнакомые солдаты, согревали дыханием, не надеясь увидеться когда-нибудь потом.

Тыл в поэме. Описание тыла автор «Василия Теркина» включает в поэму, подтверждая мысль, что победа слагается из совместных усилий: те, кто спасал солдат от холода и го­лода, те, кто работал на заводах и выпускал оружие, «воевал» не меньше. А как нужна была воинам поддержка жен и лю­бимых, оставшихся дома, где проблем и бед было с избыт­ком:

Вновь достань листок письма,

Перечти сначала.

Пусть в землянке полутьма.

Ну-ка, где она сама То письмо писала?

При каком на этот раз Примостилась свете?

То ли спали в этот час,

То ль мешали дети.

То ль болела голова Тяжко, не впервые,

Оттого, брат, что дрова Не горят сырые?..

Возвращающаяся на Родину женщина в главе «По дороге на Берлин» становится собирательным образом всех мате­рей, потому так тепло заботятся о ней солдаты:

Мать святой извечной силы,

Из безвестных матерей,

Что в труде неизносимы И в любой беде своей;

Что судьбою, повторенной На земле сто раз подряд,

И растят в любви бессонной,

И теряют нас, солдат;

И живут, и рук не сложат,

Не сомкнут своих очей.

Коль нужны еще, быть может,

Внукам вместо сыновей.

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей,

Чтобы радостью нежданной У бойца согрелась грудь,

Как от той гармошки драной,

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин"

(картины фронтовой жизни)

Цели и задачи:

· для учеников: доказать или опровергнуть эпиграф к уроку.

· для учителя: познакомить с жизнью и творчеством Твардовского; проанализировать главы « От автора» и «На привале»; выявить тематику произведения, историю и актуальность его создания, композицию, характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для узнавания друг друга, нового, своих возможностей и самих себя. Как это сделать? В процессе общения и выполнения совместных задач.

2. Тема урока (слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека, суда по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский - твердость, мужественность).А теперь представьте, что Твардовский - это вы. Расскажите о себе. Отвечают 1-2 ученика. (Родился в крестьянской семье, много повидал, был фронтовым корреспондентом). О чем из скромности умолчал А.Т.? (Во время войны всегда находился в самых опасных местах, рисковал жизнью) Дополнения остальных?

3. Переход к анализу (слайд 2).

Спросить о Симонове, что написал? Чтение эпиграфа. Вы согласны с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание - цель урока).

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Вы похожи на ребят, изображенных на снимке. (Слайд 3). Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в то время. (Слайд 4). О чем бы вы стали писать? О войне. Как, что и для чего?

Но какую выбрать форму? Предлагаю вам задачу. (Слайд 6). Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос). (Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем - Теркиным).

Знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. На чем или на ком держится книга? На герое. Каким, по вашему, он должен быть? Заполним анкету. (Слайд 7). Обосновать ответы. Посмотрите на портрет. Какими чертами характера он должен обладать? (Слайд 8).

Спросим у Твардовского, когда впервые читатель встретился с Теркиным? Задуман во время советско-финской войны, чтобы поднять настроение бойцов. Сравните портреты героев. В чем изменения и чем их можно объяснить?

Внешность. (Вася Теркин - лубочный персонаж, созданный для смеха. Василий Теркин - один из бойцов, разделяющих все тяготы войны).

Развитие характера. Чтение главы «На привале». Верны ли наши предположения? Вспомним, без чего нельзя на войне?

Без шутки.

Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

Обсудить отчество - Иваныч. (Василий Иваныч ассоциируется с Чапаевым - героем гражданской войны. Твардовский указывает и на крестьянское происхождение героя - распространенное имя «Василий», и на то, что он, как и Чапаев, должен быть мужественным, находчивым. Можно сказать, что им «Василий» происходит от «Базилевс» - царь, т.е. несет в себе внутреннее благородство и достоинство)

В чем глубинный смысл поэмы? - в правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд (найдите подтверждения) (Слайд 9). Вставьте пропущенные слова, обоснуйте. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

Вставьте союз на месте пропуска. Обоснуйте. Обратите внимание, как одно слово может изменить смысл высказывания или придать ему иной оттенок. (Союз «а» вносит значение противопоставления «заумных» стихов живой, разговорной, народной речи).

Итог урока.

Домашнее задание. Чтение главы «Переправа».

Возвращаемся в наше время. (Слайд 12, 13).

Ответ:Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Книга про бойца» - это тридцать частей фронтовой хроники. Состоит она из отдельных глав, каждая из которых является композиционно завершённым произведением и построена по законам гармонии. Поэма, по свидетельству самого автора, написана:

...На войне под кровлей шаткой,

По дорогам, где пришлось,

Без отлучки от колёс…

Каков мотив движения в этом произведении? Поэт реализовал его в эпизодах отступления, а потом наступления, причём, почти по одному и тому же маршруту.

Композиция произведения Твардовского продиктована положенной в её основу архетипической схемой путешествия.

Василий Тёркин начинает войну на Карельском перешейке, это первые сведения о герое Твардовского. Дальше в произведении упоминаются конкретные географические названия: Борки, Днепр, Берлин, позывной Тула.

Но у Твардовского герой не воюет по дороге «на Берлин». Он утверждает мир: русский солдат помочь любитель «прочим флагам не в упрёк» словом, делом, личным примером.

Как солдат жил на войне?

В главах «На привале», «Два солдата» Теркин рассказывает о суровом быте.

На привале сон пропал у всей роты, так как герой – опытный боец – ведёт речь о «сабантуе». Он не подчёркивает своё превосходство, а просто рассуждает.

В разговоре вдруг приходит осознание человеческой жизни, солдат радуется, что сумел избежать смерти, значит, жизнь продолжается:

…Но, однако,

Жив вояка,

К кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьёт со смаком

На позиции любой…

Тёркин осматривает:

…Но куда-то шильцем сунул,

Что-то высмотрел в пыли,

Внутрь куда-то дунул, плюнул,

Что ты думаешь, пошли…

Нет, война не навсегда, время пошло, оно не остановилось. Старик-солдат верит этому невзрачному бойцу. Хотя потом и «снял их немец со стены», но остановить события не смог.

Александр Твардовский, конечно, не ставит Тёркина в ситуации героизма, солдат просто делает на войне всё, что положено.

В главе «Переправа» создаётся напряжённая ситуация ожидания.

(Поэма окольцована переправами – это главы четвёртая и двадцать шестая).

Чёрный цвет здесь повторяется несколько раз, грохот понтон и страшная картина гибели «стриженых ребят».

Что там, на том берегу?

…Люди, тёплые живые,

Шли на дно, на дно, на дно…

Но не всё потеряно, если есть отчаянный боец - «в каждой роте был такой»:

– Разрешите доложить.

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

Огоньку туда подбросить.

А уж следом за огнём

Встанем, ноги разомнём.

Что там есть, перекалечим,

Переправу обеспечим...

Тёркин появляется именно в тот момент, когда размышления о судьбе взвода достигают кульминации.

Это не уверенность в себе, а образ русского народа, воплотившийся в одном простом бойце. Хотя, некоторые критики утверждали, что герой Твардовского имеет недостаток: не хватает черт советского человека.

В главе «Гармонь» случайная встреча с танкистами показала всю деликатность простого солдата, его природную тонкость чувств и такт.

Все вдруг становятся родными, когда Теркин берёт в руки сироту-гармонь:

…И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых

Шёл народ, как на огонь.

И кому какое дело,

Кто играет, чья гармонь…

Стало теплее и уютнее на дороге зимней, от родных напевов гармони, от посветлевших лиц товарищей.

Вся поэма Твардовского написана двухсложным стихотворным размером -хореем, а глава «Гармонь», наверное, не совсем случайно написана акцентным стихом, распространённым в народной поэзии.

Здесь подчёркивается смысл происходящего - понятие общего родства.

И ведёт Твардовский своего героя через бои и минуты отдыха, отдыха на земле, пострадавшей от бомбёжек и выстрелов...

В такие минуты вдруг заноет у солдата сердце и вспомнится мать, ночное, тепло отчего дома.

В главе «Кто стрелял» описана именно такая ситуация. Притихла земля, не слышны выстрелы, но тонко и назойливо возник ноющий звук. Душа солдата не выдержала, не стал прятаться от пикирующего врага, только о смерти подумал. Подумал и понял, что не хочет умирать летом – слишком хорошо. Осенью очень уж холодно – не хочется в сырую землю. Зимой земля, как камень - нет уж. Весной – душу рвёт, так умирать не хочется.

Философское размышление поднимает из окопа, ставит на одно колено и заставляет из винтовки стрелять в самолёт.

Герой? Не думал он об этом, просто защищался.

Все главы поэмы рассказывают о буднях войны, но именно эти будни и стали дорогой бойца Тёркина.

В главе «В бане» говорится об околице войны: вот ещё немного - и всё. Баня в поэме имеет и отвлечённый смыл завершения войны, когда боец смывает с себя её кровавый прах.

Баня – это ещё и остановка в пути, осмысление пройденного.

Где, на каких дорогах войны происходили события, связанные с главным героем, Александр Твардовский не указывает.

Он не ограничивает события поэмы пространственными и временными рамками. Именно поэтому принято считать, что в образе Василия Тёркина автор изобразил народ-герой.

19. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» в контексте литературы военных лет. Тема человека на войне. Образ Василия Теркина. Художественное своеобразие поэмы. Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ - вот главная его тема. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А. Т. Твардовский пишет поэму “Василий Теркин” о Великой Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне.
В “Стране Муравии” , “Василии Теркине” созданы образы масштабные, емкие, собирательные: события заключены в очень широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает: Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им: “Уберите эту бабу, Я солдат еще живой” В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Патриотизм и коллективизм героя автор оттеняет и негативно: он подчеркивает отсутствие в Теркине черт индивидуализма, эгоизма, озабоченности своей персоной. Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит: На-ко, дед, бери, смотри. Будет резать лучше новой, Зря инструмент не кори. Теркин любит работу и не боится ее (из разговора героя со смертью) : Простота героя - обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское “перетерпим-перетрем” оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного характера. В поле зрения А. Т. Твардовского в поэме “Василий Теркин” находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть. В главе “От автора” изображается процесс “мифологизации” главного персонажа поэмы. Теркин назван автором “святым и грешным русским чудо-человеком” . Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.
Поэма “Василий Теркин” отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А. Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с “любого места” .
Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул тем, что назвал “Василия Теркина” не поэмой, а “книгой про бойца” . Слово “книга” в этом народом смысле звучит как-то по-особому значительно, как предмет “серьезный, достоверный, безусловный” , - говорит Твардовский. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954г. Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно - живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел - туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946г.), и высокую оценку современников.

А.Т. Твардовский. Поэма "Василий Теркин" . Картины фронтовой жизни.

Цели:

Образовательные:
произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", прокомментировать ее "узловые" темы; показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа; оследить на примере произведения Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение литературы в период войны и послевоенный период;

Воспитательные:

вызвать интерес к личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости воли и русской прямоты; показать боевую направленность, политическую остроту произведения; показать высокий патриотизм советской поэзии.

Развивающие:

развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины;

Эпиграф:
В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек!

А.Твардовский

Ход урока.

1. Орг. Момент.

2 Тема урока (слайд 1).

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)

На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин.

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

Слайд 2 Определение темы и целей урока.Запись в тетради даты, темы урока. Слово учителя об эпиграфе.

Давайте познакомимся с писателем А. Т. Твардовским.

Сообщение Шарипа Ред.

1. Александр Трифонович Твардовский, советский поэт, родился 21 июня 1910 года в хуторе Загорье Смоленской области в семье сельского кузнеца. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы. Писать стихи начал с раннего детства. С 1924 года – селькор, печатавший в местных газетах заметки, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации – тема первых поэм Твардовского “Путь к социализму” и “Вступление” , “Сборника стихов 1930 – 1935”, повести “Дневник председателя колхоза”, поэмы “Страна Муравия”. В качестве корреспондента принимал участие в Советско-финляндской войне (1939-1940).

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки.

С первых дней и до конца войны был на фронте. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило Александру Трифоновичу сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения истинно гражданского звучания.

В поэме “Василий Тёркин (Книга про бойца)” фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени.

“Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык!” Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные “продолжения”.

Учитель.

В наши дни можно часто услышать вопрос: “Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?” Но правы ли мы будем, забыв об огненных годах Великой Отечественной, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Наблюдения и впечатления военных лет находят отражение во фронтовых тетрадях Твардовского.

….. Причём особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то ещё идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нём уже реже вспоминают.

…..Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примёрзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

Так писал Твардовский в стихотворении “Две строчки” в 1943 г. Чувство сопричастности трагедии войны и сострадания ко всем её жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского.

3. Давйте проанализируем главную поэму А.Т.Твардовского.

Переход к анализу поэмы «Василий Теркин» .

Что такое поэма?

История написания поэмы, специфика жанра, особенности композиции.

Об этом подготовила сообщение Тоня Ш. Послушаем ее выступление.

1 Что поэт говорит о воде? (Чтение фрагмента из главы. Стр.172)

2 Б ез чего нельзя еще прожить на войне? Называют ответы.

(Чтение фрагмента из главы.)

Без шутки.

Без махорки.

Учащиеся ищут ответы в тексте, затем эти ответы выводятся на слайде.

(Чтение фрагментов из поэмы)

Учитель . Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему?

Расскажите о композиции поэмы.

(Проблемный вопрос). (Из 28 глав, пролога и эпилога.Делится на 3 части. Глава-отдельный эпизод из фронтовой жизни. Общее-один герой)

(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Глава « На привале.»

1 Как Василий завоевал уважение со стороны товарищей в данной главе? Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

3 Как вы понимаете слова Т. о том, что Теркин просто парень сам собой Он обыкновенный. Так ли это?

(Найдите и прочитайте фрагменты из главы о нашем герое.

« Впрочем парень хоть куда.....Трижды-вот он!-вышел он.)

Учитель .Да, Теркин-рядовой солдат. Да и имя своему герою поэт выбрал исконно русское Василий.Герой воевал и в финскую, был трижды окружен, ранен осколком, достоин медали а многолетнюю службу.

? . Чтение главы «Переправа » .

1 Опишите, что такое военная переправа, опираясь на картину Худ.Верейского

учебник стр.183

Ночью, первым из колонны.....

И родней, чем час назад.

2 Как понимаете следующие строфы?

Тем путем идут суровым

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик-солдат

Переправа , переправа...

Пушки бъют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

смертный бой не ради славы-

Ради жизни на земле.

3 Что узнаем о Теркине в этой главе?

Глава « О войне.»

1 Как вы понимаете строфы

«Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.»

Глава « О награде.»

1 О чем мечтает рядовой Теркин?

2 Какие черты имеет герой поэмы?

В чем глубинный смысл поэмы? – В правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.

Подведение итогов урока.

1) Что изучали на уроке?

2) Вернемся к эпиграфу. Мы доказали или опровергли его мнение?




Top