Браки заключаются между представителями объединения. Общество: определения, теории происхождения, признаки

Вопросами половой ориентации человека долгое время занимался очень известный американский биолог, профессор зоологии и энтомологии Альфред Чарльз Кинси.

В 1947 году этот выдающийся ученый даже основал Институт по изучению пола и секса, который впоследствии стал носить его имя.

Взгляд Кинси на человеческую привлекательность

Кинси один из первых открыто заговорил о том, человеческое общество нельзя воспринимать как совокупность стопроцентных гетеросексуалов и стопроцентных гомосексуалистов. Всегда есть переходные стадии, отличающиеся тем, что у того или иного гетеросексуального мужчины или женщины в разной мере могут присутствовать гомосексуальные черты.

Ученый был знатоком не только человеческой биологии, но и поведения животных, насекомых. В своих революционных на тот момент работах он акцентировал внимание на том, что в природе вообще редко встречаются дискретные (прерывные) точки. Обычно существует плавный переход из одного состояния в другое. Мужчины (как в равной мере и женщины) не представляют собой два отдельных мира: строго гомосексуальный и строго гетеросексуальный.

Нельзя делить человеческое сообщество на «ягнят» и «козлищ» (по образному определению самого Кинси). Даже гетеросексуальный джентльмен, имеющий в себе скрытые женственные черты, при определенных обстоятельствах может вступать в гомосексуальные контакты. Яркие тому примеры можно наблюдать в армейских коллективах, в среде подводников, заключенных.

Тест Кинси

Альфред Кинси был выдающимся в своей сфере ученым. Он не только снял завесу с табуированной до этого темы, но и стал в некотором роде провозвестником сексуальной революции 60-х. Для определения степени гомо- и гетеросексуальности Кинси разработал особый тест, который сейчас носит его имя.

Половая ориентация по этой методике определяется по семибальной шкале: от нуля (стопроцентная гетеросексуальность) до шести (стопроцентная гомосексуальность). Альфредом Кинси также был введен дополнительный критерий - асексуальность, когда человек практически равнодушен к половой жизни. В тесте такое состояние определяется буквой «Х».

Тест Альфреда Кинси очень прост. Тестируемому предлагают ответить на два десятка вопросов, касающихся его половых предпочтений и симпатий. На базе полученных ответов и делается вывод, как много в определенном индивидууме женского и/или мужского.

Интересные результаты теста и их опровержение

Альфред Чарльз не только разработал эту методику, но и проверил ее на десятках испытуемых. Ученый сделал вывод, что около 11,6% молодых (20-35 лет) белых американцев являются бисексуалами. Эти люди набрали 3 балла по шкале половой идентификации, что определяется как бисексуальность. У женщин этот показатель немного ниже - 7%.

В более поздние годы результаты полученных Кинси данных и вся его теория были поставлены под сомнение. В 90-е годы в США провели еще одно крупномасштабное тестирование, согласно которому число бисексуалов распределилось следующим образом: 3,3% - среди мужчин, 2,3% - среди женщин.

В 80-х годах прошлого века сразу несколько ученых разработали свои методики определения половой ориентации. Среди них - сексологи Майкл Стормс и Фриц Кляйн. Первый ученый исходил из предположения, что гомосексуализм и бисексуальность - это вообще два разных типа человеческого полового поведения, которые нужно оценивать раздельно. Тест Кинси Стормс считал устаревшим, искажающим действительность.

Схожих взглядов придерживался и Кляйн. Но он пошел еще дальше, разграничив все четыре типа: би-, гомо-, гетеро- и асексуальность. В настоящее время исследования сложной природы человеческого полового поведения все еще ведутся.

Нон-бинарные и другие классификации Моносексуальность Пансексуальность
Полисексуальность Антисексуальность
Аутосексуальность
Шкала Кинси Решётка Клейна Тематически связанные статьи Сексуальность человека
Сексуальная самоидентификация
Бинарная гендерная система
Эгодистоническая ориентация
Романтическая ориентация
Биология и сексуальная ориентация
Статистика сексуальной ориентации
Ситуационное сексуальное поведение
Половое поведение животных
Парафилии Зоофилия

«Шкала Кинси» - попытка измерить сексуальную ориентацию людей по шкале от нуля (исключительно гетеросексуальная ориентация) до 6 (исключительно гомосексуальная ориентация). Она была впервые опубликована в книге «Половое поведение самца человека» в 1948 году , написанной зоологом и сексологом Альфредом Кинси в соавторстве с Уорделлом Помероем и другими, и была также представлена в дополняющей работе Кинси и сотрудников «Половое поведение самки человека» , опубликованной в 1953 году . В обеих работах была также использована дополнительная оценка «X», обозначающая «асексуальность » .

Представляя эту шкалу, Кинси писал:

Мужчины не представляют две отдельные субпопуляции - строго гетеросексуальную и строго гомосексуальную. Мир не делится на агнцев и козлищ. Фундаментальный принцип таксономии состоит в том, что в природе редко наблюдаются дискретные категории. Живая природа - это континуум во всех и каждом из своих аспектов.

Подчёркивая непрерывность градаций между исключительно гетеросексуальными и исключительно гомосексуальными личными историями, мы в то же время сочли желательным разработать некий способ классификации, который мог бы базироваться на относительном количестве гетеросексуального и гомосексуального опыта или ответа на опыт в каждой истории… Индивидууму может быть приписана конкретная точка на этой шкале в каждый конкретный период его жизни… Семиточечная шкала более точно приближается к тому, чтобы отразить большое количество градаций, которые существуют в реальности» .

Шкала имеет следующий вид:

Рейтинг Описание
0 Исключительная гетеросексуальность
1 Преимущественная гетеросексуальность, единичные проявления гомосексуальности
2 Преимущественная гетеросексуальность, неслучайные проявления гомосексуальности
3 Бисексуальность
4 Преимущественная гомосексуальность, неслучайные проявления гетеросексуальности
5 Преимущественная гомосексуальность, единичные проявления гетеросексуальности
6 Исключительная гомосексуальность
X Асексуальность

Научные находки

Отчёты Кинси

От 2 до 6 % женщин в возрасте от 20 до 35 были оценены как «5» (преимущественно гомосексуальные) и от 1 до 3 % незамужних женщин в возрасте от 20 до 35 были оценены как «6» (исключительно гомосексуальные) .

Современные данные

Исследования, проведённые в начале 1990-х годов с США в рамках проекта General Social Survey, дали существенно меньшие доли респондентов, идентифицирующих себя в качестве гомосексуалов или бисексуалов; по данным исследования таких среди мужчин оказалось 3,3 %, среди женщин - 2,3 %

Кинси также не определил вид распределения индивидов по определённой им шкале: работы в этой области появились в 90-х годах XX века при изучении генетических предпосылок гомосексуальности. Оказалось, что если для мужчин распределение является бимодальным (J-образным) (см. Рис.1), с максимумами у крайних отметок шкалы Кинси, то для женщин характерен резкий максимум у гетеросексуального края шкалы (рейтинг 0) со спадом к полной гомосексуальности (L-образное распределение), что ставит под сомнение - по крайней мере с точки зрения популяционной генетики - тезис Кинси о том, что «мужчины не представляют две отдельные субпопуляции» .

Влияние

Американский сексолог Хани Милетски по аналогии со шкалой Кинси предлагает использовать шкалу зоосексуальности . Согласно этой концепции, каждый человек в той или иной степени зоосексуален .

Напишите отзыв о статье "Шкала Кинси"

Примечания

Литература

  • A.C. Kinsey, W.B. Pomeroy, C.E. Martin. Sexual Behavior in the Human Male. - Philadelphia, PA: W.B. Saunders, 1948. - ISBN 0-253-33412-8.
  • A.C. Kinsey, W.B. Pomeroy, C.E. Martin, P.H. Gebhard. Sexual Behavior in the Human Female. - Philadelphia, PA: W.B. Saunders, 1953. - ISBN 0-253-33411-X.

См. также

Ссылки (на английском)

Отрывок, характеризующий Шкала Кинси

– Кто они? – спросила я, показывая на «бабочек».
– Это ты, – опять прозвучал ответ. – Это ты вся.
Я не могла понять, о чём он говорит, но каким-то образом знала, что от него идёт настоящее, чистое и светлое Добро. Вдруг очень медленно все эти необычные «бабочки» начали «таять» и превратились в изумительный, сверкающий всеми цветами радуги звёздный туман, который стал постепенно втекать обратно в меня... Появилось глубокое чувство завершённости и чего-то ещё, что я никак не могла понять, а только лишь очень сильно чувствовала всем своим нутром.
– Будь осторожна, – сказал мой гость.
– Осторожна в чём? – спросила я.
– Ты родилась… – был ответ.
Его высокая фигура начала колебаться. Поляна закружилась. А когда я открыла глаза, к моему величайшему сожалению, моего странного незнакомца уже нигде не было. Один из мальчишек, Ромас, стоял напротив меня и наблюдал за моим «пробуждением». Он спросил, что я здесь делаю и собираюсь ли я собирать грибы… Когда я спросила его сколько сейчас время, он удивлённо на меня посмотрев ответил и я поняла, что всё, что со мной произошло, заняло всего лишь несколько минут!..
Я встала (оказалось, что я сидела на земле), отряхнулась и уже собралась идти, как вдруг обратила внимание на весьма странную деталь – вся поляна вокруг нас была зелёной!!! Такой же изумительно зелёной, как если бы мы нашли её ранней весной! И каково же было наше общее удивление, когда мы вдруг обратили внимание, что на ней откуда-то появились даже красивые весенние цветы! Это было совершенно потрясающе и, к сожалению, совершенно необъяснимо. Вероятнее всего, это было какое-то «побочное» явление после прихода моего странного гостя. Но ни объяснить, ни хотя бы понять этого, к сожалению, я тогда ещё не могла.
– Что ты сделала? – спросил Ромас.
– Это не я, – виновато буркнула я.
– Ну, тогда пошли, – согласился он.
Ромас был одним из тех редких тогдашних друзей, кто не боялся моих «выходок» и не удивлялся ничему из того, что постоянно со мной происходило. Он просто мне верил. И поэтому я не должна была никогда ничего ему объяснять, что для меня было очень редким и ценным исключением. Когда мы вернулись из леса, меня тряс озноб, но я думала, что, как обычно, просто немного простудилась и решила не беспокоить маму пока не будет чего-то более серьёзного. Наутро всё прошло, и я была очень довольна тем, что это вполне подтвердило мою «версию» о простуде. Но, к сожалению, радоваться пришлось недолго…

Утром я, как обычно, пошла завтракать. Не успела я протянуть руку к чашке с молоком, как эта же тяжёлая стеклянная чашка резко двинулась в мою сторону, пролив часть молока на стол... Мне стало немножко не по себе. Я попробовала ещё – чашка двинулась опять. Тогда я подумала про хлеб... Два кусочка, лежавшие рядом, подскочили и упали на пол. Честно говоря, у меня зашевелились волосы… Не по-тому, что я испугалась. Я не боялась в то время почти ничего, но это было что-то очень уж «земное» и конкретное, оно было рядом и я абсолютно не знала, как это контролировать...
Я постаралась успокоиться, глубоко вздохнула и попробовала опять. Только на этот раз я не пыталась ничего трогать, а решила просто думать о том, чего я хочу – например, чтобы чашка оказалась в моей руке. Конечно же, этого не произошло, она опять всего лишь просто резко сдвинулась. Но я ликовала!!! Всё моё нутро просто визжало от восторга, ибо я уже поняла, что резко или нет, но это происходило всего лишь по желанию моей мысли! И это было совершенно потрясающе! Конечно же, мне сразу захотелось попробовать «новинку» на всех окружающих меня живых и неживых «объектах»...
Первая мне под руку попалась бабушка, в тот момент спокойно готовившая на кухне очередное своё кулинарное «произведение». Было очень тихо, бабушка что-то себе напевала, как вдруг тяжеленная чугунная сковорода птичкой подскочила на плите и с жутким шумом грохнулась на пол… Бабушка от неожиданности подскочила не хуже той же самой сковороды... Но, надо отдать ей должное, сразу же взяла себя в руки, и сказала:
– Перестань!
Мне стало немножечко обидно, так как, что бы не случилось, уже по привычке, всегда и во всём обвиняли меня (хотя в данный момент это, конечно, было абсолютной правдой).
– Почему ты думаешь это я? – спросила я надувшись.
– Ну, привидения у нас вроде бы пока ещё не водятся, – спокойно сказала бабушка.
Я очень любила её за эту её невозмутимость и непоколебимое спокойствие. Казалось, ничего в этом мире не могло по-настоящему «выбить её из колеи». Хотя, естественно, были вещи, которые её огорчали, удивляли или заставляли грустить, но воспринимала она всё это с удивительным спокойствием. И поэтому я всегда с ней чувствовала себя очень уютно и защищённо. Каким-то образом я вдруг почувствовала, что моя последняя «выходка» бабушку заинтересовала… Я буквально «нутром чувствовала», что она за мной наблюдает и ждёт чего-то ещё. Ну и естественно, я не заставила себя долго ждать... Через несколько секунд все «ложки и поварёшки», висевшие над плитой, с шумным грохотом полетели вниз за той же самой сковородой…
– Ну-ну… Ломать – не строить, сделала бы что-то полезное, – спокойно сказала бабушка.
Я аж задохнулась от возмущения! Ну, скажите пожалуйста, как она может относиться к этому «невероятному событию» так хладнокровно?! Ведь это такое... ТАКОЕ!!! Я даже не могла объяснить – какое, но уж точно знала, что нельзя относиться к тому, что происходило, так покойно. К сожалению, на бабушку моё возмущение не произвело ни малейшего впечатления и она опять же спокойно сказала:
– Не стоит тратить столько сил на то, что можно сделать руками. Лучше иди почитай.

Исключила гомосексуальность из списка сексуальных девиаций. Исследования Альфреда Кинси по изучению сексуального поведения послужили толчком для развития других научных работ в данной области, которые привлекли внимание к вопросам связанные с сексуальной ориентацией.

Как все начиналось

Свою карьеру Альфред Кинси начал в качестве биолога: долгое время он изучал классификации растений и насекомых. Возможно, он бы и не начал никогда исследовать пол, если бы однажды его не пригласили читать курс лекций о браке в Университете Индианы. Идея данного курса заключалась в том, что социологи, этики, экономисты, врачи и биологи должны рассказать о браке с точки зрения своих дисциплин.

Так как А. Кинси пользовался популярностью у студентов, вскоре они стали обращаться к нему за советом для решения своих сексуальных проблем. Вопросы касались не только того как построить крепкую семью, но и нормальности гомосексуальных влечений и мастурбации. И вот Альфред Кинси столкнулся с проблемой - он не знал, как отвечать на вопросы студентов. Поэтому он стал изучать биологическую, психологическую и психиатрическую литературу, где раскрывалась тема сексуальности. Но он был поражен тем, как строились находимые им исследования. Часто они не имели адекватных примеров, исследования основывались на единичных случаях, да и нередко материал подавался через призму моральных ценностей, предубеждений и не было нормального научного обоснования. Тогда у А. Кинси появилась идея изучить человеческую сексуальность с нуля, собирая истории об интимной жизни студентов, которые просили его совета.

Так как курс его лекций пользовался популярностью, он довольно быстро собрал большое количество рассказов о сексуальной жизни людей. Тогда он решил расширить свое исследование, и собирать рассказы не только у студентов, но и у людей с различным уровнем образования, вероисповеданием, национальность, социоэкономическим статусом. Свое исследование он проводил 10 лет, и в 1948 году увидела свет книга «Сексуальное поведение человеческой особи мужского пола».

Вот несколько статистических данных, которые на тот момент потрясли читателей: 27-37% женатых мужчин вступали во внебрачные отношения; более 90% мужчин мастурбировали; 60% мужчин имели орально-генитальные контакты; 37% опрошенных мужчин имели хотя бы один гомосексуальный контакт, завершившийся оргазмом; 10% мужчин между 16 и 55 годами в течение хотя бы трех лет вели исключительно гомосексуальную половую жизнь.

Данные действительно ошеломляющие для первой половины XX века. Стало очевидно, что не все люди чисто гомосексуальные или гетеросексуальные. Тогда А. Кинси была предложена одноименная шкала.

Шкала А. Кинси

Шкала А. Кинси имеет 7 градаций, по которой гомосексуалы и гетеросексуалы являются противоположными полюсами. Оценке «0» соответствовали «исключительно гетеросексуалы без гомосексуального опыта», оценке «6» - «исключительно гомосексуалы без гетеросексуального опыта», также еще выделялась как отдельная категория «асексуальность», то есть влечение к мужчинам или женщинам отсутствовало. Таким образом, люди, имеющие гомосексуальные связи, не обязательно считаются гомосексуалами.

А. Кинси считал гомосексуальность как еще один вариант нормы. На разных выборках, будь то большие города или маленькие деревни, верующие или атеисты, заключенные или свободные граждане, процент гомосексуалов был примерно один и тот же.

Критика шкалы А. Кинси

Его шкала последние 60 лет была самым распространенным инструментом для измерения сексуальной ориентации, но, не смотря на свою популярность, она не выдерживает критики. Во-первых, в ней гетеросексуальность и гомосексуальность противопоставлены друг другу, то есть необходимо делать выбор либо в одну, либо в другую сторону. Во-вторых, она измеряет сексуальную ориентацию в конкретный момент времени, она не может фиксировать изменения предпочтений индивида. В-третьих, данная система измерения исключает людей, которые не вписываются в бинарную модель общества.

Современные представления о сексуальной ориентации

Л. Гарнетс считает, что следующие аспекты сексуальной ориентации нужно пересмотреть:

Биполярность. Как уже было сказано, принято считать, что сексуальная ориентация представляется как биполярная дискретная шкала. Л. Гарнетс предлагает сделать два независимых измерения привлекательности к мужчинам и к женщинам.

Сексуальное поведение. Ранее считалось, что сексуальную ориентацию определяет сексуальное поведение, то теперь предлагают обратить внимание и на фантазии, эмоциональные привязанности, статус текущих отношений и самоидентификацию.

Несогласованность желаний, поведения и сексуальной идентичности.

Стабильность. Необязательно, чтобы сексуальная ориентация была неизменной и стабильной, она может изменяться в течение жизни.

Таким образом, сексуальная ориентация несколько шире, чем просто влечение к своему и/или противоположному полу. Также непонятно, как в эту модель вписываются трансгендеры и интерсекс-люди. Так действительно ли можно измерить сексуальную ориентацию или это простое навешивание ярлыков?

В социологии не раз предпринимались попытки дать окончательное определение общества и выделить его существенные признаки – наиболее типические, устойчивые и повторяющиеся моменты его жизни. Так, Эмиль Дюркгейм усматривает первооснову устойчивости и единства общества в признаках наличия коллективного сознания, общей воли, препятствующей губительной силе человеческого эгоизма. Нейл Смелзер определяет в качестве отличительных признаков общества как объединения людей наличие географических границ, общую законодательную систему и определённую национальную идентичность. Американский социолог Эдвард Шилз полагает, что основу общества составляет такая его характеристика, как функционирование публичной власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

Э. Шилз выделяет следующие признаки общества:

– браки заключаются между представителями данного объединения;

– оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

– объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

– у общества есть собственное название и собственная история;

– оно обладает собственной системой управления;

– объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

– его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой .

И всё же по каким признакам можно судить об обществе?

Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Наша планета предоставила возможность многим общностям найти свою экологическую нишу для обеспечения удовлетворения витальных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении ее основополагающих причин. Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивости и единства общества в «коллективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма. Р. Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру .

Третьей отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять последним широкие возможности для самоутверждения и саморегуляции. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная при этом, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые навыки и познакомиться с достижениями культуры, науки. Только общество может предоставить ему возможность сделать головокружительную карьеру и подняться на вершину социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение – предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.

Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в отсутствии внешних управленческих импульсов. Общество регулируется и управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. Саморегуляция – важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность независимо от размера.

В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Она социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Благодаря указанному качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, ибо органично вбирает в себя новые социальные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами люди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает неповторимую атмосферу духовного единения .

Главная черта общества – его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нём на основе необходимого для них общего способа существования. Однако, в процессе исторического развития менялись второстепенные признаки общества, что и было проанализированно мной в этом параграфе.




Top