Бунин старик сидел покорно и уныло. ЕГЭ по литературе: художественная деталь и ее функция в произведении

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Анализ стихотворения «Молитва» Анны Ахматовой

Стихотворение «Молитва» было написано Ахматовой в 1915 г. по поводу продолжавшейся Первой мировой войны. Небольшое по объему произведение действительно напоминает молитву по эмоциональности и искренности.

Ахматова, как и большинство людей в то время, недостаточно серьезно отнеслась к начавшейся в 1914 г. мировой бойне. В России не сомневались в быстрой и решительной победе. Шапкозакидательские настроения овладели практически всеми слоями общества. Однако вместе с поражениями и огромным количеством убитых и раненых постепенно приходило отрезвление. Новые виды вооружения, «позиционная война», участившиеся случаи сумасшествия среди солдат вызывали ужас. Первая мировая война стала совершенно новым этапом в военной истории человечества. Вместо торжественных патриотических воззваний в литературе начинают появляться произведения, направленные против войны в целом.

«Молитва» — страстный призыв Ахматовой к богу с просьбой о прекращении невиданной ранее войны. О значимости и силе этой просьбы можно судить по тому, чем готова поэтесса пожертвовать: «отними и ребенка, и друга», даже бесценный «песенный дар». Если Ахматова и допускает поэтическое преувеличение, то в любом случае такие слова на ветер не бросают. Первая мировая война действительно вызывала шок у людей начала XX столетия.

Поэтесса впервые почувствовала, что патриотизм для нее — не пустое слово. В дальнейшем она не раз доказала это. В отличие от массово распространяющихся воззваний к прекращению войны любой ценой, Ахматова желает России только победы. К тому же впервые после нашествия Наполеона страна оказалась под угрозой утраты национальной независимости. Эту грозную опасность поэтесса сравнивает с нависшей «тучей». Для того чтобы она превратилась в «облако в славе лучей», Ахматова готова принести в жертву абсолютно все.

По необъяснимым законам произведения известных авторов часто носят пророческий характер. Самые страшные строки «Молитвы» воплотились в реальности. «Горькие годы недуга» превратились в непрерывную травлю поэтессы в СССР. Мужа Ахматовой расстреляли, а ее сын дважды отбывал срок в лагерях. Поэтесса сохранила свой «песенный дар», но он был зажат в тесные рамки советской цензуры. «Облако в славе лучей» (главная просьба Ахматовой) взошло над измученной Россией лишь в 1945 г.

Была таинственно светла.

Облитый этим странным светом,
Подавлен мертвой тишиной,
Я стал - и бледным силуэтом
Упала тень моя за мной.
По небесам, в туманной мути,
Сияя, лунный лик нырял
И серебристым блеском ртути
Слюду по насту озарял.

Кто был он, этот полуночный
Незримый гость? Откуда он
Ко мне приходит в час урочный
Через сугробы на балкон?
Иль он узнал, что я тоскую,
Что я один? что в дом ко мне
Лишь снег да небо в ночь немую
Глядят из сада при луне?

Быть может, он сегодня слышал,
Как я, покинув кабинет,
По темной зале в спальню вышел,
Где в сумраке мерцал паркет,
Где в окнах небеса синели,
А в этой сини четко встал
Черно-зеленый конус ели
И острый Сириус блистал?

Теперь луна была в зените,
На небе плыл густой туман…
Я ждал его, - я шел к раките
По насту снеговых полян,
И если б враг мой от привады
Внезапно прянул на сугроб, -
Я б из винтовки без пощады
Пробил его широкий лоб.

Но он не шел. Луна скрывалась,
Луна сияла сквозь туман,
Бежала мгла… И мне казалось,
Что на снегу сидит Сапсан.
Морозный иней, как алмазы,
Сверкал на нем, а он дремал,
Седой, зобастый, круглоглазый,
И в крылья голову вжимал.
И был он страшен, непонятен,
Таинственен, как этот бег
Туманной мглы и светлых пятен,
Порою озарявших снег, -
Как воплотившаяся сила
Той Воли, что в полночный час
Нас страхом всех соединила -
И сделала врагами нас.

Русская весна


Скучно в лощинах березам,
Туманная муть на полях,
Конским размокшим навозом
В тумане чернеется шлях.

В сонной степной деревушке
Пахучие хлебы пекут.
Медленно две побирушки
По деревушке бредут.

Там, среди улицы, лужи,
Зола и весенняя грязь,
В избах угар, а снаружи
Завалинки тлеют, дымясь.

Жмурясь, сидит у амбара
Овчарка на ржавой цепи.
В избах - темно от угара.
Туманно и тихо - в степи.

Только петух беззаботно
Весну воспевает весь день.
В поле тепло и дремотно,
А в сердце счастливая лень.

Старик сидел, покорно и уныло…


Старик сидел, покорно и уныло
Поднявши брови, в кресле у окна.
На столике, где чашка чаю стыла,
Сигара нагоревшая струила
Полоски голубого волокна.

Был зимний день, и на лицо худое,
Сквозь этот легкий и душистый дым,
Смотрело солнце вечно молодое,
Но уж его сиянье золотое
На запад шло по комнатам пустым.

Часы в углу своею четкой мерой
Отмеривали время… На закат
Смотрел старик с беспомощною верой…
Рос на сигаре пепел серый,
Струился сладкий аромат.

В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины…


В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины,
Струится из окна веселый летний свет,
Хрустальным золотом ложась на клавесины,
На ветхие ковры и выцветший паркет.

Вкруг дома глушь и дичь. Там клены и осины,
Приюты горлинок, шиповник, бересклет…
А в доме рухлядь, тлен: повсюду паутины,
Все двери заперты… И так уж много лет.

В глубокой тишине, таинственно сверкая,
Как мелкий перламутр, беззвучно моль плывет.
По стеклам радужным, как бархатка сухая,
Тревожно бабочка лиловая снует.

Но фортки нет в окне, и рама в нем - глухая.
Тут даже моль недолго наживет!

Осень. Чащи леса…


Осень. Чащи леса.
 Мох сухих болот.
Озеро белесо.
 Бледен небосвод.

Отцвели кувшинки,
 И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
 Лес и пуст и гол.

Только ты красива,
 Хоть давно суха,
В кочках у залива
 Старая ольха.

Женственно глядишься
 В воду в полусне -
И засеребришься
 Прежде всех к весне.

Бегут, бегут листы раскрытой книги…


Бегут, бегут листы раскрытой книги,
Бегут, струятся к небу тополя,
Гул молотьбы слышней идет из риги,
Дохнули ветром рощи и поля.
Помещик встал и, окна закрывая,
Глядит на юг… Но туча дождевая
Уже прошла. Опять покой и лень.
В горячем свете весело и сухо
Блестит листвой под окнами сирень;
Зажглась река, как золото; старуха
Несет сажать махотки на плетень;
Кричит петух; в крапиву за наседкой
Спешит десяток желтеньких цыплят…
И тени штор узорной легкой сеткой
По конскому лечебнику пестрят.

Все море - как жемчужное зерцало…


Все море - как жемчужное зерцало,
Сирень с отливом млечно-золотым.
В дожде закатном радуга сияла.
Теперь душист над саклей тонкий дым.

Вон чайка села в бухточке скалистой, -
Как поплавок. Взлетает иногда,
И видно, как струею серебристой
Сбегает с лапок розовых вода.

У берегов в воде застыли скалы,
Под ними светит жидкий изумруд,
А там, вдали - и жемчуг, и опалы
По золотистым яхонтам текут.

Черные ели и сосны сквозят в палисаднике темном…


Черные ели и сосны сквозят в палисаднике темном:
В черном узоре ветвей - месяца рог золотой.
Слышу, поют петухи. Узнаю по напевам печальным
Поздний, таинственный час. Выйду на снег, на крыльцо.

Замерло все и застыло, лучатся жестокие звезды,
Но до костей я готов в легком промерзнуть меху,
Только бы видеть тебя, умирающий в золоте месяц,
Золотом блещущий снег, легкие тени берез

И самоцветы небес: янтарно-зеленый Юпитер,
Сириус, дерзкий сапфир, синим горящий огнем,
Альдебарана рубин, алмазную цепь Ориона
И уходящий в моря призрак сребристый - Арго.

Густой зеленый ельник у дороги…


Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу…

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
14

Урок 4. Идея

Без идеи нет стихотворения.

Поэт не придумывает идеи. Они сами формируются из того, что поэта основательно «до глубины души» задевает, волнует, радует или огорчает…

Опытные поэты знают: читателя не оставит равнодушным (образно останется в его памяти) только то стихотворение, идея которого в еще большей степени не оставила равнодушным самого автора. Которая заставила искренне собой интересоваться, искать объяснений фактам; толкнула на созидание поэтической формы для своего выражения.

А вот авторы, которые считают себя поэтами, но таковыми не являются, часто довольствуются сочинительством безыдейным – срисовывают с действительности, не проникая в глубину явлений. Поверхностно калькируют то, что уже есть. И после обижаются, что их не признают за поэтов.

Идея всегда глубока и может не открыться сразу.

Идея – это не тема стихотворения. На втором уроке мы работали над темой, заданной словами «День завершается…» И сколько идей оказалось в представленных стихах!

Идея «стоящего» поэтического произведения (как и слова, использованные в нём) всегда «свежа», нова. Это всегда открытие. До автора «в таком ракурсе» её никто не видел.

«Поймать» (увидеть, услышать, ощутить) идею – задача из наитруднейших.

Попробуем «вкусить» некоторые яркие идеи признанных поэтов.

Начнем с бессмысленной зауми Велимира Хлебникова:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

Над семью строчками автор «бился» с 1908 по 1909 год и выражают они идею впечатления от увиденного на выставке портрета. По замыслу автора необычное сочетание букв (звуков) и слов (в необычном значении) могут создать у читателя ощущения, близкие ощущениям самого Хлебникова, вызванные картиной.

Владимир Маяковский был замечательным идейным пропагандистом:

А если
в партию
сгрудились малые –

сдайся, враг,
замри
и ляг!

Партия –
Рука миллионнопалая,
сжатая
в один
громящий кулак.

Идею исторического предвидения (и само предвидение) высказал Михаил Лермонтов в стихотворении «Предсказание»:

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел…

Идею одухотворения природы Федор Тютчев сформулировал так:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Лагерная идея - в «Колымских тетрадях» Варлама Шаламова :

Квадратное небо и звезды без счета.
Давно бы на дно провалилось оно,
И лишь переплеты железных решеток
Его не пускают в окно.

Идея может нести в себе исторический факт - как у Александра Пушкина в «Полтаве»

Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се - равнину оглашая
Далече грянуло ура :
Полки увидели Петра.

Состояние - как у Ивана Бунина в «Старик сидел, покорно и уныло…»

Старик сидел, покорно и уныло
Поднявши брови, в кресле у окна.
На столике, где чашка чаю стыла,
Сигара нагоревшая струила
Полоски голубого волокна.

Был зимний день, и на лицо худое,
Сквозь этот легкий и душистый дым,
Смотрело солнце вечно молодое,
Но уж его сиянье золотое
На запад шло по комнатам пустым.

Часы в углу своею четкой мерой
Отмеривали время… На закат
Смотрел старик с беспомощною верой…
Рос на сигаре пепел серый,
Струился сладкий аромат.

Другое состояние - у нашего современника Владимира Шемшученко

Светилась яблоня в саду
За три минуты до рассвета.
В тени ракит купало лето
Кувшинки желтые в пруду.
Играла рыба в глубине
На перламутровой свирели,
И камыши о вечном пели,
И подпевать хотелось мне.
Звенел комарик у виска
О чем-то бесконечно важном,
И так бывало не однажды,
И те же плыли облака.
Упало яблоко - пора -
И ветка, охнув, распрямилась.
И, торжествуя, жизнь продлилась
За три минуты до утра.

Образно выражаясь, идея – это скелет (невидимый остов), который облечен (упакован) видимой тканью (живой плотью) стихотворения.




Top