Последние слова фирса забытого в пустом доме. А.П

/ / / Образ Фирса в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Фирс в пьесе Чехова , является старым слугой. Ему больше восьмидесяти лет, и он почти лишен слуха. Однако именно он считает себя самым главным в семье, так как продолжает следить за порядком в поместье. На протяжении долгих лет, старик помогает своему хозяину Гаеву, подает одежду, следит, чтобы тот надевал в прохладные дни соответствующее пальто.

Фирс в пьесе олицетворяет старый режим. Он повинуется и никогда не вступает в спор. Гордясь своим возрастом, пытается научить молодежь жизни, однако это не всем нравится. Многие открытым текстом желают ему смерти. Но старик не обижается. Он считает, раз он до сих пор жив, значит так Богу угодно.

Фирс, как верный старый пес ходит по усадьбе. Он так же переживает за то, что придется распрощаться с вишневым садом, однако, больше всего его волнует только самочувствие хозяев. Он до последних дней ведет хозяйство, и проявляет заботу об окружающих.

Чехов показывает Фирса, как полную противоположность другим слугам. В отличие от Яши он не ищет для себя выгодных условий жизни, и не гонится за деньгами хозяев. Старик просто с достоинством выполняет свою работу. Дело всей его жизни, которое он не просто любит, без него старик просто не сможет прожить. Именно по этому, когда в спешке на поезд про его просто забывают и оставляют одного в поместье, мужчина ложится и начинает ждать что за ним придут. Он не паникует. Мужчина свято верит в то, что он непременно нужен своим хозяевам, ведь никто другой, так о них не позаботится. Именно с такими мыслями приходит к старику смерть. Она наступает не в больнице, как распланировали Гаев и , а здесь, в поместье. В том самом месте, где мужчина прожил свою самую правильную и счастливую жизнь.

Образ Фирса в повести, как знак постоянства. При всем своем возрасте он не прекращает оставаться нужным человеком. , был для него как сын, маленький мальчик, требующий постоянной заботы и внимания. И Гаеву этот «родительский» контроль не мешал, хотя самому хозяину было больше пятидесяти лет.

Фирс не только старый и верный слуга, он очевидец прежней и настоящей жизни. Он привык к крепостничеству и никогда не примет что-то другое. Для него это является образцом правильной жизни. Для него, быть слугой, в первую очередь это оставаться нужными для людей, а значит представлять собою ценность.

У заботливого старика, кроме хозяев больше никого нет. По сути, он одинок и немощен, на деле, мужчина стоит во главе большой семьи, где он всех очень любит и которая к нему привыкла.

Сама мысль о том, что сад с поместьем продали, а ему придется находиться в больнице, убивает мужчину. И Чехов сжалился над стариком. Он подарил ему смерть, о которой тот мог только мечтать. Завершение жизни в родных стенах. В доме, где он был самым главным и одновременно никем. В том месте, где начиналось и закончилось его счастье.

Он с достоинством нес свою «службу» и теперь после продажи на торгах поместья, став ненужной обузой для хозяев, он заслуженно отправляется на вечный покой, так и оставшись верным старым слугой.

Характеристика Фирса в пьесе «Вишневый сад» Чехова вовсе не так однозначна, как может показаться. По трёхчастной схеме он, несомненно, относится к героям «прошлого», как по возрасту (Фирс самый старший среди действующих лиц, ему восемьдесят семь лет), так и по своим взглядам и мировоззрению - он убеждённый сторонник крепостного права, и эта ситуация на самом деле не столь парадоксальна, как кажется с первого взгляда. Крепостное право с его тесной связью мужика и барина для Фирса воплощает идеальную стройную систему устройства общества, скреплённую взаимными обязательствами и ответственностью. Фирс видит в ней воплощение надёжности и стабильности. Поэтому отмена крепостного права и становится для него «несчастьем»: разрушается всё то, что скрепляло «его» мир, делало его стройным и целостным, а сам Фирс, выпав из этой системы, становится в новом мире «лишним» элементом, живым анахронизмом. «…всё враздробь, не поймёшь ничего» - такими словами описывает он ощущаемый им хаос и бессмысленность происходящего вокруг.

С этим тесно связана также и своеобразная роль Фирса в «Вишневом саде» - одновременно «духа усадьбы», хранителя никем давно не соблюдаемых традиций, хозяйственника-распорядителя и «няньки» для так и не выросших «барских детей» - Раневской и Гаева. Хозяйственность и «взрослость» подчёркиваются самой речью старого слуги: «Без меня тут кто подаст, кто распорядится?» - говорит он с полным осознанием важности своего места в доме. «Опять не те брючки надели» - обращается он к пятидесятилетнему «ребёнку» Гаеву. При всей своей далёкости от реальной жизни с давным-давно изменившимися культурными и социальными обстоятельствами, Фирс, тем не менее, производит впечатление одного из немногих героев в пьесе, способных рационально мыслить.

Герои-слуги в системе образов пьесы «Вишневый сад», помимо своих собственных характерных функций, являются также «зеркалами» хозяев. Однако Фирс в данном случае, скорее, «антизеркало»: если в образе Дуняши можно увидеть косвенную параллель с Раневской, а Яши - отражение дворянства в целом как класса, то в образе Фирса в пьесе «Вишневый сад» автор подчёркивает те черты, которыми как раз обделены Гаев и Раневская: основательность, хозяйственность, эмоциональная «взрослость». Фирс выступает в пьесе олицетворением этих качеств, в разной степени недостающих практически всем героям.

Каждый в пьесе так или иначе связан с главным объектом, вокруг которого разворачивается конфликт, - с вишневым садом. Что же для Фирса вишневый сад? Для него это такой же воображаемый хронотоп, как и для всех прочих, но для старика-слуги он олицетворяет «старую» жизнь, «старые порядки» - синонимы стабильности, упорядоченности, «правильно» функционирующего мира. Как неотъемлемая часть этого мира, Фирс в своей памяти продолжает жить там; с разрушением прежней системы, гибелью старого порядка умирает и он сам - «дух усадьбы» погибает вместе с нею самой.

Образ преданного слуги в пьесе «Вишневый сад» отличается от подобных в других произведениях русской классики. Схожие персонажи мы можем видеть, к примеру, у Пушкина - это Савельич, бесхитростный, до добрый и преданный «дядька», или у Некрасова - Ипат, «холоп чувствительный». Однако герой пьесы Чехова более символичен и многогранен, поэтому не может быть охарактеризован исключительно как довольный своим положением «холоп». В пьесе он - символ времени, хранитель уходящей эпохи со всеми её недостатками, но также и добродетелями. Как «дух усадьбы» он занимает в произведении очень важное место, которое не следует недооценивать.

Тест по произведению

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
А.С.Пушкин

В работах литературоведов чаще всего представлено толкование «Вишнёвого сада» с исторической или социальной точек зрения. Тема пьесы определяется так: Чехов показывает прошлое, настоящее и будущее России. В соответствии с этими эпохами в пьесе есть владельцы усадьбы (они разоряются, демонстрируя при этом совершенную беспомощность), есть новый хозяин жизни (энергичный, предприимчивый купец), есть представители молодого поколения (благородные мечтатели, устремлённые в будущее). Идея пьесы - в оценке автором современного состояния России. Очевидно, что Чехов понимает неизбежность конца поместного дворянства (Гаева и Раневской), грустно следит за деятельностью буржуазных дельцов (Лопахина), но с надеждой глядит в будущее России, которое связывает с новыми людьми (Петей Трофимовым и Аней), отличающимися и от прежних, и от настоящих владельцев вишнёвого сада. Эти молодые люди мечтают насадить новый сад на месте старого, погубленного Лопахиным ради барышей. Так в последней комедии Чехова проявляется исторический оптимизм, которого не было в его предыдущих пьесах («Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня»).

Такое определение темы и идеи «Вишнёвого сада» вполне возможно, но было бы неверно утверждать, что Чехов только смеётся над уходящим с общественной сцены дворянством, осуждает современных «хозяев жизни» и сочувствует молодому поколению, которое торопит приход новой жизни. Кажется, что отношение драматурга к своим героям более сложное, чем однозначное осуждение или сочувствие.

Взять, к примеру, образ камердинера Фирса. Этот герой, конечно, относится к уходящей России, так как более пятидесяти лет служит верой и правдой хозяевам вишнёвого сада, помнит ещё дедушку Гаева и Раневской. Не только по возрасту, но и по убеждениям он приверженец старых порядков, старого уклада жизни. Замечательно, что герой, похожий на Фирса, уже изображался в русской литературе - это дворовый Ипат, лакей князя Утятина из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (гл. «Последыш»). Ипат после объявления «Манифеста» отказался от личной свободы и пожелал, как и прежде, служить своим господам-князьям. Фирс называет отмену крепостного права «несчастьем» и рассказывает, что в 1861 году «не согласился на волю, остался при господах» (II). Ипат со слезами умиления вспоминает о повадках барина-крепостника: как молодой князь Утятин впрягал Ипата в свою тележку вместо лошади или купал его в зимней реке. И Фирс с умилением вспоминает самодурство покойного барина, который возомнил себя врачом и всех больных лечил сургучом. Старый слуга свято верит в это лекарство и считает, что именно благодаря сургучу живёт так долго (III). Однако холопство Ипата вызывает сатирическое осмеяние в некрасовской поэме, а поведение Фирса - спокойное авторское понимание в чеховской пьесе.

Рабская психология соединяется в старике с трогательной привязанностью к господам. Фирс искренне плачет при встрече с Раневской (I), которую не видел пять лет, старательно продолжает обслуживать пятидесятилетнего «ребёнка» Гаева. Старик сокрушённо замечает ему: «Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!» (I). Даже когда его забывают и он остаётся умирать в запертом на зиму доме, он волнуется за хозяина: «А Леонид Андреевич, небось, шубы не надел, в пальто поехал... я-то не поглядел... Молодо-зелено!» (IV).

Прожив всю жизнь в имении, он печётся о престиже дома и доброй славе хозяев. На нелепом балу, затеянном Раневской в день торгов, он из последних сил, но как положено обслуживает гостей. Когда Раневская отправляет его отдыхать, Фирс с усмешкой отвечает: «Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом» (III). И он прав, так как Яша беспечно разгуливает по комнатам, а Дуняша танцует с гостями. Старый слуга даже оскорбляется за своих нынешних господ, которые не чета прежним: «Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут» (III).

Рядом с Фирсом в пьесе показан слуга новейшего времени - Яша, глупый и самодовольный парень. Он побывал в Париже и, вкусив прелестей европейской цивилизации, начал презирать своё отечество и стыдится своего крестьянского происхождения. Яша обращается с просьбой к Раневской, чтобы она опять взяла его с собой в Париж, и жалуется: «Здесь мне оставаться положительно невозможно. Что ж там говорить, вы сами мили ю, страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно...» (III). Сам Яша - человек ничтожный и слуга разболтанный, что доказывает его поведение на балу. Он так и не отвёз Фирса в больницу, потому что у непутёвой барыни Раневской и лакей неисполнительный. Зато в последнем действии, показывая свои «знания и умения», он заявляет Лопахину, что шампанское не настоящее, и один выпивает всю бутылку. В начале и в конце пьесы Чехов показывает отношение Яши к матери, которая приходит повидать его в день приезда и отъезда. Напоминание о матери, ожидающей на кухне, вызывает у любителя парижской жизни только досаду. Фирс в сравнении с этим лакеем выглядит добросовестным, преданным слугой, мудрым человеком.

Чехов доверяет старику камердинеру несколько очень важных высказываний, которые проясняют авторский замысел пьесы. Во-первых, любовь к порядку во всём (в службе и в жизни) - вот что отличает Фирса. А на старости лет он видит вокруг бессмысленную суету и замечательно характеризует порядки и в барском доме, и в окружающей российской жизни: прежде всё правильно было, «мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего» (II). Это чувство непрочности, неразберихи испытывает не только старик, но и Лопахин, который только что исполнил свою мечту (купил на торгах вишнёвый сад) и гоже жалуется на свою нескладную, несчастливую жизнь.

Во вторых, Фирс всех героев пьесы и себя самого называет, в соответствии с авторским замыслом, «недотёпами» (III), то есть глупцами, которые не понимают жизни. Примером непутёвости всех персонажей является их отношение к вишнёвому саду. Фирс видит сад таким, каким он был в невозвратном прошлом; для Гаева разговор о саде - повод для пустого хвастовства; Лопахин, думая о спасении сада, вырубает его; Аня и Петя предпочитают мечтать о новых садах, а не спасать старый.

Подводя итог, следует сказать, что Фирс является неотъемлемой частью дворянской усадьбы, где происходит действие пьесы. Старый камердинер - тип верного слуги, который весьма разнообразно представлен в русской литературе: нянька Еремеевна из «Недоросля», няня Филипьевна из «Евгения Онегина», Савельич из «Капитанской дочки», Захар из «Обломова» и т.д. Фирс - слуга Гаева и одновременно выразитель авторской идеи. Этот герой - человек старой России, в которой было крепостное право, но была и высокая духовная культура. Поэтому и образ верного слуги получился многогранным.

Чехов был против огульного отрицания старой жизни, а тем более её насильственного разрушения, она в нужное время сама уступит место новым порядкам. Эту авторскую мысль доказывает последняя, пронзительная сцена пьесы: забытый всеми, беспомощный старик умирает в запертом доме. При этом Фирс не упрекает своих беспечных господ, так как искренне любит их. Его смерть совпадает с гибелью вишнёвого сада и символизирует конец «дворянского гнезда», конец целой эпохи, хранителем которой был старый слуга.

Характеристика Фирса в пьесе “Вишневый сад” Чехова вовсе не так однозначна, как может показаться. По трехчастной схеме он, несомненно, относится к героям “прошлого”, как по возрасту, так и по своим взглядам и мировоззрению – он убежденный сторонник крепостного права, и эта ситуация на самом деле не столь парадоксальна, как кажется с первого взгляда. Крепостное право с его тесной связью мужика и барина для Фирса воплощает идеальную стройную систему устройства общества, скрепленную взаимными обязательствами и ответственностью. Фирс видит в ней воплощение надежности и стабильности. Поэтому отмена крепостного права и становится для него “несчастьем”: разрушается все то, что скрепляло “его” мир, делало его стройным и целостным, а сам Фирс, выпав из этой системы, становится в новом мире “лишним” элементом, живым анахронизмом. “…все враздробь, не поймешь ничего” – такими словами описывает он ощущаемый им хаос и бессмысленность происходящего вокруг.

С этим тесно связана также и своеобразная роль Фирса в “Вишневом саде” – одновременно “духа усадьбы”, хранителя никем давно не соблюдаемых традиций, хозяйственника-распорядителя и “няньки” для так и не выросших “барских детей” – Раневской и Гаева. Хозяйственность и “взрослость” подчеркиваются самой речью старого слуги: “Без меня тут кто подаст, кто распорядится?” – говорит он с полным осознанием важности своего места в доме. “Опять не те брючки надели” – обращается он к пятидесятилетнему “ребенку” Гаеву. При всей своей далекости от реальной жизни с давным-давно изменившимися культурными и социальными обстоятельствами, Фирс, тем не менее, производит впечатление одного из немногих героев в пьесе, способных рационально мыслить.

Герои-слуги в системе образов пьесы “Вишневый сад”, помимо своих собственных характерных функций, являются также “зеркалами” хозяев. Однако Фирс в данном случае, скорее, “антизеркало”: если в образе Дуняши можно увидеть косвенную параллель с Раневской, а Яши – отражение дворянства в целом как класса, то в образе Фирса в пьесе “Вишневый сад” автор подчеркивает те черты, которыми как раз обделены Гаев и Раневская: основательность, хозяйственность, эмоциональная “взрослость”. Фирс выступает в пьесе олицетворением этих качеств, в разной степени недостающих практически всем героям.

Каждый в пьесе так или иначе связан с главным объектом, вокруг которого разворачивается конфликт, – с вишневым садом. Что же для Фирса вишневый сад? Для него это такой же воображаемый хронотоп, как и для всех прочих, но для старика-слуги он олицетворяет “старую” жизнь, “старые порядки” – синонимы стабильности, упорядоченности, “правильно” функционирующего мира. Как неотъемлемая часть этого мира, Фирс в своей памяти продолжает жить там; с разрушением прежней системы, гибелью старого порядка умирает и он сам – “дух усадьбы” погибает вместе с нею самой.

Образ преданного слуги в пьесе “Вишневый сад” отличается от подобных в других произведениях русской классики. Схожие персонажи мы можем видеть, к примеру, у Пушкина – это Савельич, бесхитростный, до добрый и преданный “дядька”, или у Некрасова – Ипат, “холоп чувствительный”. Однако герой пьесы Чехова более символичен и многогранен, поэтому не может быть охарактеризован исключительно как довольный своим положением “холоп”. В пьесе он – символ времени, хранитель уходящей эпохи со всеми ее недостатками, но также и добродетелями. Как “дух усадьбы” он занимает в произведении очень важное место, которое не следует недооценивать.



  1. Основные действующие лица: Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 года. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай...
  2. Говоря о творчестве А. П. Чехова, сразу же в памяти всплывают его небольшие юмористические рассказы, наполненные глубоким смыслом и часто трагизмом, а для театралов он,...
  3. Образ слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Оглавление Введение Глава I Образ слуги...
  4. Последняя пьеса А. П. Чехова вызывала споры как в начале XX века, так и сейчас. И это относится не только к жанровой принадлежности, характеристике героев,...
  5. Антон Павлович Чехов является одним из величайших классиков русской и мировой литературы. Его рассказы с увлечением читают и наши современники, потому что многие темы его...
  6. Символ сада в пьесе “Вишневый сад” занимает одно из центральных мест. Это произведение подвело черту под всем творчеством А. П. Чехова. Именно с садом автор...
  7. Перед нами пьеса с прозаическим названием “Вишневый сад”. Интересно, что же понимал автор под вишневым садом? “Вся Россия – наш сад”, – говорит один из...
  8. А. П. Чехов Вишневый сад (в кратком содержании по действиям) Действие первое Усадьба помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветет вишневый сад. Но этот чудесный сад...
  9. Вишневый сад – образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только...
  10. Действие последнего произведения А. П. Чехова происходит в имении Раневской Любови Андреевны, которое через несколько месяцев будет продано на аукционе за долги, и именно образ...
  11. Каждая пьеса Чехова – это всегда произведение совершенно неповторимое, оригинальное. Читая любую из них, будь то “Чайка” или “Три сестры”, “Дядя Ваня” или “Вишневый сад”,...
  12. Свое последнее произведение А. П. Чехов писал в самом начале ХХ века, когда над страной нависло ощущение грядущих перемен. Многие литературные деятели пытались осмыслить происходящее,...
  13. До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из...
  14. Вишневый сад объединяет вокруг себя всех героев пьесы. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу...



Top