Человеческие качества ильи муромца. Краткая характеристика илья муромец и соловей разбойник

Каким был Илья Муромец.

Почему богатырь свят?

Слово "богатырь" ассоциируется у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотреться в него, мы легко увидим там кое-что еще - слова "Бог" или "богатый". Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово "богатырь" появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, "не в силе, а в правде". А тридцать лет, которые герой провел "на печи", следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Ученые, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. "Калики перехожие", которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

"Илья Муромец" звучит куда серьезнее и впечатляюще, чем "Илья Чоботок". Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:
И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет -
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет -
дак переулочек.

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором "калики перехожие" исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.
Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в свое время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.
Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине.
«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.
В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.
Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.
Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

    Мо мнение:

    Ленивый - очень даже ленивый, пока что-то не случиться так и будет сидеть.

    Добродушный - даже очень, всем старается помочь, даже врагов жалеет.

    Прямолинейный - даже чуточку схитрить не может.

    Тугой - ну или как там правильно, когда соображает очень медленно.

    Илья Муромец - это былинный богатырь, который отличается храбростью и отвагой. Среди качеств характера у Ильи Муромца можно выделить следующее:

    1) Добрый и отзывчивый;

    2) Бесстрашный;

    3) Неразговорчивый;

    4) Уверенный в себе;

    5) Очень любит родную страну;

    6) Умный, все его поступки обдуманы;

    7) Мудрый и рассудительный.

    Если рассматривать образ богатыря Ильи Муромца в русском народном фольклоре, в частности, в былинах, то получается вот такой психологический портрет:

    1) Волевой, с сильным характером, но долго выжидает перед принятием решения.

    2) Как и все богатыри, отличается патриотизмом, любовью к родной земле и людям, на ней живущим.

    3) Честность, граничащая с простодушием.

    Илья Муромец богатырь, соответственно и характер у него богатырский с соответствующими чертами. Для Ильи Муромца характерны следующие черты: Неразговорчивость, каждое сказанное слово взвешенно и обдумано, мудрость - он знает как поступать в каждой сложившейся ситуации, смелость - не боится не каких врагов, патриотичность - любит свою родину, за нее и сражается постоянно с врагами, верность - верен своей родине, отправляется на все задания без лишних слов.

    Илья Муромец всем известен, а как же без этого, он же великий русский богатырь, один из троих. Что же о его характере, то можно сказать что он очень добр, по сравнению с другими богатырями. А также у него сильно развито чувство ответственности и честности.

    Илья муромец - народный богатырь и этим многое сказано. То есть он в полной мере обладает всеми качествами народного защитника и заступника. Он необычайно силен, бесстрашен, он верен долгу и является настоящим патриотом родной земли. Землю он любит намного больше власти, того же киевского князя, с которым у Ильи Муромца отношения постоянно не складывались. Зато земля-матушка для него святое. Илья Муромец любит работу, он не пасует перед сложностями и грудью встает на защиту родной земли по первому зову. При этом Илью Муромца наделяли еще и личными специфическими чертами, такими как прямодушие, открытость, добродушие, правдолюбие. Если ему что-то казалось неправильным, он так и говорил об этом не взирая на дружбу или чины.

    Илья Муромец добрый, великодушный, внимательный. Обладает силой духа, щедростью, открытостью, независимостью. Любит свою родную землю и весь русский народ.

    Илья Муромец - это не вымышленный персонаж русских былин, а настоящий человек, герой, богатырь, сам он родом из Мурома.

    Илья Муромец входил в знаменитую тройку русских богатырей вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Среди них он был самым старшим.

    Ему приписывают такие качества характера, как смелость, решительность, доброта, справедливость, упорство, честность, бескорыстие, верность своему Отечеству и товарищам, преданность. Благодаря этим качествам он всегда достигал поставленной цели, никакие враги ему были не страшны, а князю он служил верой и правдой.

    Побольше бы таких богатырей на Руси в наше время.

    Знаю выражение черты характера, или просто качества, или просто какой характер, но качества характера слышу впервые. Ну да ладно.

    Итак, былинный богатырь Илья Муромец вызывает уважение своей добротой и чувством справедливости. Он борется со злом и стоит горой за правду.

    Этот народный герой горячо любит Русь и русский люд.

    Илья Муромец - один из трех знаменитых былинных богатырей, защитник земли русской.

    Прежде всего он известен своей силой, смелостью. Илья очень любит родную землю, горит желанием оборонить ее от врагов.

    Есть в нем также большая сила духа и вера в свое правое дело.

  • В первую очередь Илья Муромец - патриот своей Родины, он готов беззаветно служить ей, ставить на кону даже собственную жизнь. Отсюда следуют следующие определения его характера:

    • патриотичность;
    • воинственность;
    • храбрость;
    • отважность;
    • стойкость;
    • самоотверженность;
    • верный своему слову и делу;
    • ответственный.

    Что касается его душевных качеств, можно отметить, что богатырь несмотря на свои внушительные физические данные имеет душу добрую, мягкую. Еще некоторые характеристики нрава Ильи Муромца:

    • отзывчивость;
    • щедрость;
    • справедливость;
    • благодушие;
    • внимательность;
    • уживчивость (в частности, с другими богатырями);
    • правдивость;
    • прямолинейность;
    • и даже некоторая наивность, что ли, простота характера.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - одно из произведений былинного цикла о подвигах самого почитаемого в русском народе богатыря. Былина повествует о двух героических событиях, в которых участвует Илья Муромец: бое с войском врага - «силушкой», которой было «черным-черно», и победе над Соловьем-разбойником.

История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно - ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.

Анализ произведения

Описание содержания

Действие былины начинается с того, что Илья Муромец собирается в путь: постояв «заутреню во Муроме», он к обедне хочет поспеть «в стольный Киев-град». Перед Черниговом встречается ему вражеское войско, которое он разбивает. Черниговские «мужички» просят его стать воеводой в городе, но Илья Муромец отказывается и едет дальше по опасной прямой дороге в Киев, несмотря на предостережения об обитающем там Соловье-разбойнике - он губит путников «посвистом соловьим» и «покриком звериным».

Богатырь ранит и берет в плен разбойника, а затем, приехав в Киев, оставляет его на княжеском дворе связанным. Князь Владимир не верит в рассказ о том, что гость проехал по прямой дороге в Киев и победил Соловья-разбойника. Удивленный тем, что грозный враг, действительно, пленен, князь просит его показательно посвистеть. Когда тот производит своим свистом разрушения в городе, Илья Муромец вывозит его в чисто поле и казнит.

Главные герои

Два главных героя произведения олицетворяют один - абсолютное добро, другой - зло. Илья Муромец бесстрашен и рассудителен. Предупрежденный об опасности, подстерегающей в пути, он не сворачивает с него, а смело вступает в бой с разбойником и побеждает его. Богатырь сам себя назначает защитником русской земли и народа от врагов и ответственно, умело несет свою службу. Образ Ильи Муромца частично списан со сказочных, вымышленных персонажей, но имеет и исторического прототипа - святого Ильи Печерского Чеботка. Многие черты богатыря говорят о его связи с мифическими Перуном и Велесом.

Происхождение образа противника главного героя Соловья-разбойника не совсем ясно. Если рассуждать масштабно, то он заменяет в былине другого известного злодея, обидчика русских людей, змея. Однако можно предположить и то, что это не мифический образ, а обычный разбойник, отличающийся выдающейся силой производить свист.

Есть в произведении еще один герой - князь Владимир. Судя по времени действия, изображен Владимир Красно Солнышко. Князь показан вздорным и не очень разумным человеком. Он внезапно гневается при подозрении на то, что в словах Ильи Муромца может быть насмешка над ним, просит разбойника посвистеть, хотя наслышан о разрушительной силе его свиста. Образ князя описан в традиционном для народного эпоса насмешливой тональности описания царей.

Анализ структуры произведения

Действие былины развивается поступательно последовательно. Много внимания уделяется деталям и разговорам, описанию героев и обстоятельств действий. Само же действие передано в лаконичных и точных, но образных выражениях: «тетивочку шелковеньку натягивал», «стрелочку каленую накладывал», «стрелил» и «выбил право око».

В былине передана мечта народа о верном защитнике, грозном для врага, верным и справедливом для своих. Илья Муромец одинаково независим от просьб народа, если они не отвечают его главной цели - защищать всю землю русскую, а не отдельные города, и от отношения к нему князя - он вежлив и уважителен к нему, но не боится спорить и отстаивать свое человеческое достоинство.

Произведение написано своеобразным «былинным» слогом, с повторами и неторопливым течением сюжета. Все герои имеют ярко выраженную индивидуальность, мотивы их поступков разъяснены прямой речью героев, а не рассказчиком. Сама прямая речь поэтична, изобилует образными выражениями.

Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представляет собой один из лучших образцов былинного эпоса. Герои и сюжет нашли отражение в некоторых неславянских эпосах.

Былина “Илья Муромец и Соловей разбойник” - это поэтическое творение русского народа, созданного в устной форме, и является одним из лучших образцов народного героического эпоса. Главные герои «Ильи Муромца и Соловья - разбойника» – русский витязь, и разбойник, олицетворяющие собой две человеческие ипостаси, добро и зло. Как во всех сказках, добро одерживает победу над злом, так и в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник» герой, являющий собой русский народ, одерживает победу над захватчиками.

Характеристика героев «Илья Муромец и Соловей - разбойник»

Главные герои

Илья Муромец

Богатырь земли русской, сильный и бесстрашный. Решительный, мудрый витязь. Никогда не сворачивает с намеченного пути, всегда движется прямо, не избегая препятствий и опасностей. Является защитником земли русской, свято оберегая свой народ от нашествия врагов. Справедливый и честный, он не гонится за властью и богатством, оставаясь простым воином, готовым защищать и оборонять свою землю.

Соловей - разбойник

Сказочный герой, олицетворяющий собой все злые силы, является врагом и разрушителем. Главным оружием разбойника, является его могучий свист, от которого все валяться замертво. Бесстрашный, сильный завоеватель, уверенный и гордый. Погубил множество народа, проезжавшее мимо его гнезда. Не смог справиться с Ильей Муромцем, который отрубил ему голову.

Мой любимый былинный герой - Илья Муромец

Илья Муромец – главный герой киевских былин. Илья Муромец – один из великих русских богатырей, он силён телом и духом, он добрый, и в то же время независимый, очень предан своей родине и своему народу, он защищает бедных и не даёт в обиду слабых людей.

Сила и храбрость Ильи Я думаю каждый богатырь обладает силой, но также неотъемлемыми качествами богатырского характера является хитрость, сила воли, храбрость. В Илье Муромце сочетаются внешняя и внутренняя мощь. Он не отступает перед препятствиями и не боится трудностей. Ни свист Соловья-разбойника, ни множество врагов – ничто не страшно богатырю. Чем мне дорог Илья Муромец?

Примеры из текста У того ли города Чернигова Нагнано‑то силушки черным‑черно, А и черным‑черно, как черна ворона; Так пехотою никто тут не похаживат, На добром кони никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват. А подъехал как ко силушке великоей, Он как стал‑то эту силушку великую, Стал конем топтать да стал копьем колоть, А и побил он эту силу всю великую.

А й тут старыя казак да Илья Муромец Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, Во свои берет во белы он во ручушки. Он тетивочку шелковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал, Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повез его по славну по чисту полю, Мимо гнездышка повез да соловьиного. Примеры из текста

Илья Муромец и Соловей-разбойник Автор показывает силу не только героя-богатыря, но и противника Ильи, для того чтобы показать насколько Илья Муромец могущественен: Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному - Так все травушки-муравы уплеталися, Дай лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися.

Соловей - разбойник

Бескорыстие Ильи, его любовь к Руси Богатырь – это прежде всего защитник родины, причём не наемный и просто исполняющий свою работу за плату, а совершенно бескорыстный и независимый человек, который, действительно, предан своему народу и оотечеству.

Илья – защитник бедных, слабых, обиженных. Богатырь всегда помогает именно тем, кто нуждается в его помощи, защищает тех, кто сам не в состоянии себя защитить от разбойников и грубиянов.

Независимость Ильи. Илья Муромец и князь Владимир. С самого начала пребывания Ильи в стольном Киев – граде, богатырь ведёт себя по-учёному, соблюдая все правила, относясь к князю со всем почтением и уважением.

А й тут старыя казак да Илья Муромец Становил коня да посередь двора, Сам идет он во палаты белокаменны. Проходил он во столовую во горенку, На пяту он дверь-то поразмахивал. Крест-от клал он по-писаному, Вел поклоны по-ученому, На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся, Самому князю Владимиру в особину, Еще всем его князьям он подколенныим.

Илья Муромец и князь Владимир. А когда князь обвиняет богатыря во лжи, сомневается в силе Ильи Муромца, думает, что не мог он проехать через Чернигов – град, Илья не унижается перед князем и не соглашается с ним, а доказывает Владимиру свою правоту.

Говорил ему Владимир таковы слова: Ай же мужичища-деревенщина, Во глазах, мужик, да подлыгаешься, Во глазах, мужик, да насмехаешься! Как у славного у города Чернигова Нагнано тут силы много множество… Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын. Говорил ему Илья да таковы слова: - Ты, Владимир-князь да стольно-киевский! Соловей Разбойник на твоем дворе. Ему выбито ведь право око со косицею, И он ко стремени булатному прикованный…

Илья Муромец – любимый былинный герой русского народа. Русские люди любят и чтят богатыря Илью Муромца, так как в нём сочетаются качества хорошего человека и сильного воина, он защищает слабых, он бескорыстен, очень любит свою родину и свой народ.




Top