Чем страшны такие люди как беликов. Эссе-размышление Чем опасны Беликовы? Смотреть что такое "беликов" в других словарях

БЕЛИКОВ - герой рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре» (1898), учитель греческого языка. Образ Б. стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального «как бы чего не вышло». Не имеющий в рассказе имени-отчества, он - один из галереи чеховских «нелюдей» (Жмухин из «Печенега», или унтер Пришибеев).
Б. «всегда, даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле… Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Но Б. не просто человек с причудами - его осторожность агрессивна, все новое, непривычное, вообще выдающееся, вызывает у него страх и упорное противодействие. Его коллеги не имеют мужества «отмахнуться», ненавидят, но подчиняются: по его указке выгоняют «сомнительных» гимназистов, терпят его мучительные визиты. Б. страшен, а не смешон, в этом образе очевидны признаки демонического начала. Его смерть отдаленно напоминает рассказ Чехова «Смерть чиновника» (1883), герой которого тоже умирает от потрясения. Но обчихавший лысину важного лица Червяков - мелочь, ничтожество. Б.- колосс навеки застывшей, вечной догмы - погибает, потому что рухнули самые основы его «футлярного мира»: невеста катается на велосипеде, из дома, куда он по этому поводу пришел объясняться, вышвырнули, наговорив неслыханных грубостей, и в довершении всего его - демона - высмеяли. Безудержным «ха-ха-ха» Вареньки Коваленко, счастливым образом избежавшей брака с этим человеком, «завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

На киноэкране образ Б. воплотил Н.П.Хмелев в фильме 1939 г.

    Устоявшиеся методы и средства анализа трудно применимы к его прозе и драматургии. Традиционные предметы литературоведческого исследования - событие, характер, идея, особенности стиля и языка - утрачивают у Чехова свою значимость и весомость. У него нет...

  1. Новое!

    Тема «футлярного человека» считается сквозной в творчестве А. П. Чехова. Писатель выступал против казенщины, бездушности, правильности, серости, скуки, страха, которые омертвляют человеческую душу и губят творческое начало. Как писал о его творчестве...

  2. Новое!

    С помощью художественных деталей А.П. Чехов проясняет внутренний мир героев и свое отношение к персонажам. Описывая детали одежды, поведения, автор создает портрет героев. На примере Беликова можно проследить важную роль, которую играют художественные...

  3. Особенным гонениям подверглись просвещение и печать. Циркуляр министра просвещения о «кухаркиных детях» закрыл доступ в учебные заведения выходцам из народа. Это была Россия, которой было приказано забыть Чернышевского, Россия, в отравленном воздухе...

  4. смотреть целиком

Сочинение по рассказу А. Чехова «Человек в футляре» Теплая погода. Ясный, радостный, хотя и не солнечный день. Странное лицо в теплом пальто на вате, в темных очках, в калошах, с зонтиком садится на извозчика и приказывает поднять верх. Удивленный извозчик старается что-то переспросить, но вдруг понимает, нет смысла вопрос задавать: уши его пассажира заложены ватой. Ну что же! Поехали! Куда? Подальше от настоящего, поглубже в прошлое, к любимой Греции – и куда угодно, лишь бы подальше от действительности, к реальному, такой страшной и непонятной жизни.

Нет, это не герой фильма ужасов и не наемный тайный агент. Это учитель, герой рассказа Чехова «Человек в футляре». Этот человек уже заживо похоронил себя в своих чехольчиках и футлярах, в непроницаемой оболочке, которую сам себе и создала.

Ну и Бог с ним, как хочет, так и живет, и было бы это его личным делом если бы жил он в норке, как премудрый пескарь, который «жил – дрожал и умирал – дрожал». Но Беликов, дрожа сам, пятнадцать, лет заставляет дрожать всю гимназию – и учеников, и учителей. Ученикам он снижает баллы за поведение, требуя исключения неугодных, коллегам намекает на то, что есть «вышестоящие инстанции». Дрожит весь город: «боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книжки и боятся помогать бедным, учить грамоты…» Кто боится, у того в глазах двоится, поэтому и терпят Беликова, усматривая в нем уже не рядового учителя – маленький человека, а большую угрозу. И Беликов действительно представляет угрозу. Вот он поднимается к учителю Коваленка. Чтобы «облегчить душу», как доброжелатель и старший товарищ, предостеречь: «Вы катаете на велосипеде, а эта забава совсем неприличная для воспитателя юношества». Дело не в велосипеде, а в жизненной позиции: «Вести себя нужно очень, очень осторожно».

Неожиданно Коваленко снимает с волка овечью шкуру: «Я не люблю, впервые в жизни Беликов услышал правду о себе. Впервые испугались не его, а он кого-то.

Этого оказалось довольно, чтобы на лице Беликова отразился ужас. Но и страх и ужас – движущие пружины подлости, которая превратила доброжелателя в доносчика, который считает за свою благородную обязанность «прибавить господину директору». Коваленко довольно было только «пихнуть» Беликова, чтобы тот «покатился ступеньками, гремя своими калошами». Падая ступеньками, он падал в собственных глазах. Он скатывался с той высоты, на которую сам себя и поднял, поддерживая свою значимость страхом, которым, как страшной инфекцией, заражал всех.

«Выпихивание» из нормальной человеческой среды целиком хватило для него, чтобы Беликова выпихнули из жизни. Начатая Пушкиным и Гоголем галерея образов «маленьких людей» нашла и похожее продолжение в образе Беликова. Мы сочувствуем умершим от горя Башмачкину, умершему от страха Червяковую, пренебрегаем премудрым пескарем. Но никто же из них не мешал другим – они жили по принципу: «Мой дом с краю». Беликов же въехал со своим домом в чужую жизнь, беспардонно и беспощадно разрушая его. После смерти его лицо, уволенное от страха, в конце концов было веселым и кротким. В гробу Беликов выглядел по-человечески.

Вот почему, как пишет Чехов, «хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовлетворение». Его смерть – намек, слабая надежда на другую, свободную, жизнь, и даже этого довольно, чтобы душа получила крылья. Но… «сколько еще таких людей в футляре и осталось… и сколько их еще будет…»

Нет, не смешной, а страшный Беликов и ему подобные. Беликов – белый. Не чистый, как первый снег или фата нареченной, а лишенный цвета, обесцвеченный от рождения альбинос – но не извне, а внутренне никакой.

В постоянном черном футляре он заживо похоронил себя, так как гроб – это пожизненный футляр, а любой футляр – гроб при жизни.

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой)... Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные вы...

Что делать, если учитель придирается к ребенку в школе В классе всегда найдется ребенок, который у одного из учителей вызывает непреодолимое желание придираться и критиковать. Шнурки не завязаны, рубашка и...

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, ВЫСТРОЕННЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЧПРКМ.

Предмет : литература.

Уровень : девятый класс.

Текст : рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре»

Использованы методы : работа с понятийно – терминологической картой , опорным текстом, дебаты

ТЕМА: «Комичен или страшен Беликов?»

Формирование понятийно - терминологического аппарата по данной теме ,

Ход урока.


  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Завершился 20 век. Наступило новое время во всём: в технике, космосе, природе. А изменился ли человек?


  • Размышления ребят.
Итак, мы пришли к выводу , что преобразования вокруг нас мало влияют на человека. Нравственные качества, человеческие качества остаются. Они – то и делают человека человеком. Значит, так было во все времена.

  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
А.РАБОТА С ПОНЯТИЙНО – ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ.

  1. Разделить класс на пары , группы. В течение 10 минут работа с глоссарием. Вам необходимо в группе усвоить эти понятия, попробовать сформулировать определения этих понятий своими словами , записать в группе, что у вас получилось.

  2. По 2 человека опросить друг друга по определениям.

  3. Теперь необходимо группой составить связный текст на тему «Человек XX века».
Оценка текста по следующим критериям:

  • количество понятий , используемых группой

  • точность в употреблении
4. Ознакомить со своими работами класс.

Б. РАБОТА С ОПОРНЫМ ТЕКСТОМ «Человек в футляре» - по хрестоматии для 9 класса.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

На закате жизни Чехов напишет в записной книжке: «Нигде так не давит авторитет, как у нас , русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы… Мы переутомились от раболепства и лицемерия….» Психологию страха писатель исследовал чрезвычайно подробно

В. ^ ПРОЧТИТЕ «Размышления учителя Буркина о жизни в городе после смерти Беликова».

Обсудите представленную в отрывке перспективу (будущее). Какова ваша реакция?

^ Г. РАБОТА СО СТАТЬЁЙ «Понятие о юморе и сатире» - стр. 309

Найти в тексте примеры гротеска , обратить внимание на приёмы создания образа Беликова

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Маниакальный страх перед жизнью, не запрещенной окончательно , но и не разрешенной вполне, безраздельно владеет душой героя , человека в футляре, нелепого и ничтожного.


  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
Дебаты «Комичен или страшен Беликов»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать сочинение на тему:

Комичен или страшен Беликов

Теплая погода. Ясный радостный, хотя и не солнечный день. Странная личность в темном теплом пальто на вате, в темных очках, в галошах, с зонтиком в чехле садится на извозчика и приказывает поднять верх.

Удивленный возница пытается что-то переспросить, но вдруг понимает, что вопросы задавать бесполезно: уши его пассажира заложены ватой.

Нет, это не герой фильма ужасов и не наемный тайный агент. Это учитель Беликов, герой рассказа Чехова «Человек в футляре». Этот человек уже при жизни похоронил себя в своих чехольчиках и футлярах, в непроницаемой оболочке, которую сам себе создал.

Ну да Бог с ним, как хочет, так и живет. И было бы это его личным делом, если бы жил он в норке, как премудрый пескарь, который «жил — дрожал и умирал — дрожал». Но Беликов дрожа сам, пятнадцать лет заставляет дрожать всю гимназию — и учеников, и учителей. Ученикам он снижает баллы по поведению, требуя исключения неугодных, коллегам намекает на то, что есть «вышестоящие инстанции». Дрожит весь город: «боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте...» У страха глаза велики, поэтому и терпят Беликова, видя в нем уже не рядового учителя — маленького человека, а большую угрозу. И Беликов действительно представляет угрозу. Вот он поднимается к учителю Коваленко. Чтобы «облегчить душу», как доброжелатель и старший товарищ предостеречь: «Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совершенно не прилична для воспитателя юношества». Дело не в велосипеде, а в жизненной позиции: «Вести себя нужно очень, очень осторожно».

Неожиданно Коваленко снимает с волка овечью шкуру: «Я не люблю фискалов». Впервые в жизни Беликов услышал правду о себе. Впервые испугались не его, а он кого-то. Этого оказалось достаточно, чтобы на лице Беликова отразился ужас. Но страх и ужас — движущие пружины подлости, которая превратила доброжелателя в доносчика, считающего своей благородной обязанностью «доложить господину директору». Коваленко достаточно было только «пихнуть» Беликова, чтобы тот «покатился по лестнице, гремя своими галошами». Падая по ступенькам лестницы, он падал в собственных глазах. Он скатывался с той высоты, на которую сам себя и водрузил, поддерживая свою значительность страхом, которым, как страшной инфекцией, заражал всех.

«Выпихивания» из нормальной человеческой среды вполне хватило для того, чтобы Беликова выпихнули из жизни. Материал с сайта

Начатая Пушкиным и Гоголем галерея образов «маленьких людей» нашла свое достойное продолжение в образе Беликова. Мы сочувствуем умершим от горя Вырину и Башмачкину, помершему от страха Червякову, презираем премудрого пескаря. Но ведь никто из них не мешал другим — они жили по принципу: «Моя хата с краю». Беликов же въехал со своей хатой в чужие жизни, беспардонно и беспощадно разрушал их. После смерти его лицо, освобожденное от страха, наконец стало веселым и кротким. В гробу Беликов наконец смотрелся по-человечески.

Вот почему, как пишет Чехов, «хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие». Его смерть — намек, слабая надежда на другую, свободную, жизнь, и даже этого достаточно, чтобы душа обрела крылья. Но... «сколько еще таких человеков в футляре осталось...и сколько их еще будет...»

Нет, не смешон, а страшен Беликов и ему подобные. Беликов — белый. Не чистый, как первый снег или фата невесты, а лишенный цвета, обесцвеченный от рождения альбинос — но не внешне, а внутренне никакой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • страшен или смешон беликов человек в футляре
  • в чем угроза таких как беликов
  • чем опасен беликов из рассказа человек в футляре
  • в чем опасность беликова
  • iessay человек в футляре



Top