«Честь и бесчестие» Официальный комментарий. Любимые статусы про честь

Сказка для детей и взрослых.

Она оказалась белой...
«Я так и знала, – сказала мать, – это должно было случиться рано или поздно». Отец задумчиво молчал, глядя на своё новорождённое дитя, которое он любил задолго до появления на свет. Теперь же, когда она явилась в этот огромный мир, он пытался примириться с мыслью, что её жизненный путь будет не самым лёгким.
Их семья всегда отличалась особенной статью среди многочисленного вороньего племени. Матовая чернота перьев, казалось, не предполагала возможности появления потомства, не соответствующего общепризнанной масти. Но...
До поры до времени родители прятали малютку в гнезде, но даже среди братьев и сестёр она выделялась своей странной непохожестью: никогда не вырывала еды из чужого клюва, не принимала участия в потасовках, жалела слабых, хотя сама навряд ли могла считаться сильной. И при этом обладала завидной стойкостью в вопросах переживаний – как своих, так и чужих. Вела она себя, как королева, выросшая в полном неведении о тайне своего рождения, но получившая все полагающиеся ей по крови рождения достоинства.
Подошло время выпустить детей во взрослую жизнь. С каждым из своих отпрысков родители провели беседу с наказом, как не уронить честь семьи, и не испачкать своей. Напоследок они позвали к себе Белую.
«Мы должны тебе рассказать о тайне нашего рода. Пришло время», – так начали свою беседу отец и мать, а Белая, как и положено Белой, приготовилась выслушать их от начала и до конца. « Давным-давно, когда на свете не было ни нас, ни наших родителей, в одном чёрно-вороновом роду случилось удивительное событие – у них родилась совершенно белая птица. Она была не такой, как все. Во всём не такой! И нельзя сказать, что она была хуже. Нет. Просто, совсем не стремилась быть, как все, и это оказалось очень неудобным. Её осмеивали, а она не менялась. Её дразнили, а она даже головы не склоняла. И ждала. Всё время ждала, что придёт к ней ворон, который не побоится пойти против неудовольствия толпы, примет её такой, как она есть – Белой. Это было совсем нелегко, но стойкости её могло позавидовать самое волевое существо на свете. И нашёлся ворон, который полюбил её всем сердцем. И взял её в жёны. Но странная белая ворона, наутро просто сбежала, оставив ворона несчастным на всю жизнь. Он так и не смог больше никого полюбить.

Это была твоя прапрапрабабушка. Она ушла в далёкие края, где появились её дети. Это были дети чёрного ворона, но он никогда об этом не узнал. По счастью, все они были черны. Но перед смертью, твоя прапрапрабабушка собрала возле себя всех детей, и рассказала историю своей жизни, предупредив, что у любого из них в потомстве может появиться белая ворона. И чтобы они передали ей непременно тайное слово.
Дитя, ты родилась белой. А тайное слово очень простое: Ты всегда будешь белой, если захочешь. Но главное, чтобы белой, чистой оставалась твоя душа, иначе ты ни белой не останешься, ни чёрной не станешь»
Так сказали родители своё напутственное слово дочери, и выпустили её из гнезда.
Какой нелёгкой была её жизнь – описывать не стоит. Ведь другие родители тоже рассказали своим детям ту стародавнюю историю, только каждый описал её, как мог, и как хотел.
Никому Белая и зла то не делала, и даже более того, когда нужна была помощь, чаще всего обращались к ней, и она никому не отказывала, несмотря на то, что неблагодарность была более частой оплатой за её отзывчивость, нежели доброе слово. «Ну, я же – Белая. И если моя душа не может иначе чувствовать себя белой, то значит, я поступаю правильно, как следует белой вороне», – так она объясняла себе события жизни … И ждала.
В стае самым завидным женихом считался гордый ворон по имени Чёрный. Перья его отливали синевой, а крепкий клюв никому не давал повода усомниться в его бесстрашии. И вёл он себя всегда с достоинством, никогда не ввязывался в драки, но спуску не давал, даже в малых попытках задеть себя. Едва увидев Белую, он был покорён её мягкостью и гордой осанкой, её необычностью, красотой, выдержанностью и совершенной непохожестью на всех остальных ворон многочисленного вороньего племени. Однажды, когда по своей привычке задирать без повода, один из обывателей начал подсмеиваться над нашей бедняжкой, Чёрный просто молча подошёл и встал рядом с нею, дав всем понять, что она теперь не одна. Так родилась любовь, которая закрыла многие злобные клювы, и естественно закончилась свадьбой.
«Ну, вот и слава Богу, – подумала про себя Белая, – я буду счастлива, как все вороны».
Сидя рядом со своим любимым, прижимаясь к нему, под охраной могучего чёрного крыла, она не сразу поняла, о чём он ей рассказывает. Сам, голос, был ласкающим и баюкающим. И деревья качались под ветром ночного неба, навевая истому и успокоение.

«Любимая, теперь нам с тобой не страшно ничего. Я перестал быть одиноким. Ты со мной, я с тобой, моя БЕЛАЯ ВОРОНА. Я ведь, тоже белый. Только я научился быть чёрным для всех. Я и тебя научу, и мы будем, в абсолютной безопасности, друг для друга – белыми, а для всех такими, какие им удобны….»
Казалось, мир рухнул.
Белая едва удержалась, чтобы не закричать
« Ты не чёрен – ты грязен! – только и нашла она, что сказать. – Я уйду утром».
Теперь уже Чёрный был поражён в самое сердце.
Была долгая, долгая ночь. А рано утром молодых не нашли в гнезде. Они исчезли. Строили догадки досужие кумушки, и, конечно же, обвиняли Белую в колдовстве.
Только горизонт знал, что два тёмных птичьих силуэта, машущих крыльями над дальним лесом, на самом деле были белыми птицами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение. Тематическое направление «Честь и бесчестие» Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

2 слайд

Описание слайда:

Официальный комментарий: В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации: Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее.

4 слайд

Описание слайда:

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

5 слайд

Описание слайда:

Афоризмы и высказывания известных людей:  Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст  Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине. Р.Роллан  Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. Апулей  Истинная честь не может терпеть неправду. Г.Филдинг  Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь – основа его подлинной чести. Мишель де Монтень  Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпнем счастье. Жорж Луи Леклерк

6 слайд

Описание слайда:

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений История русской дуэли ХIХ века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства. А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Среди дуэлянтов были не редки бретеры – люди, щеголявшие свой готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.

7 слайд

Описание слайда:

Такие негативные варианты дуэли изображены в повести А.С. Пушкина «Выстрел». Герой повести Сильвио, «первый буян по армии», ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. Он кичится своим превосходством и удачливостью, демонстрирует презрение к смерти, ест черешни под дулом пистолета в угоду своему самолюбию. Его цель не убить, а доказать, что он сильный и может властвовать над людьми. Он болен самовлюбленностью и эгоизмом. Оставив за собой выстрел, герой не стал убивать графа, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать. Вопрос о чести, как понимает читатель, даже не стоит – храбрость героя вызывает также сомнение. Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина.

8 слайд

Описание слайда:

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал. В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Эгоист и злодей загубил невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках недоброжелателей и толкнули на злодейство.

9 слайд

Описание слайда:

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым в романе- эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер искренне доверял старому другу, ввел в свой дом, помог с деньгами, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что глупая, «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены. Литературные герои эпохи ХIХ века вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, ценой которой была сама жизнь.

10 слайд

Описание слайда:

Честь как воплощение духовной силы героя. Для русской литературы характерен очень серьезный и пристальный взгляд на понятие чести и бесчестья. Но понимание чести героями может быть различным. Пример тому – «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Петр Андреевич Гринев понимает честь как действие по совести. Основная составляющая его чести – это долг по отношению к императрице, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но, нарушив воинскую присягу, перешел на сторону Пугачева, предал Родину. Он корыстен и труслив, циничен и равнодушен. Ему неведомо благородство.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Совсем иное понимание чести у Пугачева. Оно держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Именно это узкое понимание чести позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена. «Кто из моих людей смеет обижать сироту?». В разговоре с Пугачевым Гринев признается сам себе, что между малодушием, предательством и верной погибелью делает выбор, продиктованный совестью: «Чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Его прямодушие заставит Пугачева искренне восхититься и отпустить героя на все четыре стороны.

13 слайд

Описание слайда:

Еще один пример пушкинского произведения –повесть «Дубровский». Старший Дубровский – потомственный дворянин, честь которого исходит из его положения и истории рода, для Троекурова – это богатство и власть. У сына же Дубровского, Владимира, как и у Гринева, главный аспект мотива чести – это долг, в первую очередь, перед отцом, что заставляет его мстить Кириле Петровичу. Позднее долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви, дочери Троекурова. Честь, честность… Случайно ли созвучие этих слов с «чисто», «чистота», «чтить»? Честность, как чистота души, незапятнанность репутации – один из аспектов рассматриваемого направления

14 слайд

Описание слайда:

. «Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю», – строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана. Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты – основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина.

15 слайд

Описание слайда:

Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет. Герой лермонтовского «Героя нашего времени» Печорин не типичный персонаж, а исключительный. Поэтому и честь Печорина – это честь другая, исключительная. Фактически у Печорина нет чести в традиционном понимании этого слова. Проблески благородства и доброты, временами его осеняющие, вызываются ощущением исключительности собственного предназначения. Печорин в некотором роде является предтечей Раскольникова – героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», у которого тоже понятие чести очень личностно и своеобразно. Оно никак не совмещается с общественным пониманием чести, а иногда является и сдерживающим фактором. Раскольников не признает законов общества и хочет жить лишь по собственным. Другое понимание чести у Свидригайлова. Здесь, наоборот, не честь рождает любовь, как у Пушкина в «Капитанской дочке», а любовь возрождает утраченное ранее понятие чести.

16 слайд

Описание слайда:

В другом аспекте тема чести раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». На примере образа Настасьи Филипповны автор показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь. Будучи от природы высоконравственным и чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Можно сказать, что, потеряв свою честь, героиня потеряла свою жизнь. Глубоко скорбит Н.В. Гоголь об искалеченной и погибающей душе человека, без чести и совести: “»И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком» («Мертвые души»).

17 слайд

Описание слайда:

И невозможно не вспомнить роман Л.Н.Толстого «Война и мир. Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну князю Андрею. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Друбецких, Курагиных, Бергов, для которых не существует понятия чести. Не мыслит иного пути для своего сына, кроме пути чести, Николай Андреевич Болконский. Боль, которую принесет известие о смерти князя Андрея, он примет. Но весть о бесчестии… «Мне будет… стыдно!» Задумаемся: стыд страшнее смерти. Для семьи Болконских категория чести, нравственной чистоты основополагающая. Не эта ли чистота делает взгляд княжны Марьи лучистым?

18 слайд

Описание слайда:

Другая героиня Толстого, живущая сердцем, искренняя, прямодушная Наташа Ростова однажды оказывается в шаге от бесчестия. Увлечение Анатолем Курагиным, подготовка побега. Почему эта история дана через восприятие Пьера? Именно он видит Наташу злой и жестокой, он же забирает у Анатоля ее письма и заботится о сохранении тайны постыдного поступка. Ему доверяет автор стать спасителем Наташи. Может быть потому, что Петр Кириллович Безухов сам имел несчастье столкнуться с «подлой, бессердечной породой» и обрел силу в противостоянии тому злу и разврату, что сеют вокруг себя Курагины.

19 слайд

Описание слайда:

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев – защитника Отечества Кутузова и захватчика Наполеона. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, и убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, как человек чести и высокой нравственности.

20 слайд

Описание слайда:

Отнюдь не любовью к Родине (у них просто нет этой любви!) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру, второй старается отличиться, чтобы вернуть себе офицерское звание, затем получать награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями Москве скупает по дешевке вещи. Война, как показывает это Толстой, сурово проверяет человека.

21 слайд

Описание слайда:

Антитеза честь-бесчестие в литературе XX века. В литературе ХХ века особое внимание уделяется военному сословию. Ведь лихолетье революционных смут ударило по нему наотмашь. Что значит остаться честным, как сохранить верность долгу, если вокруг сумятица и хаос? Каждый делает свой выбор. Спасая вверенных ему юнкеров, гибнет Най-Турс. Теперь мы понимаем: неслучайно Алексей Турбин видел полковника во сне в образе Святозарного рыцаря. Словно повинуясь законам рыцарской чести, действует и полковник Малышев, распустивший дивизион: «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!» Николай Турбин считает своим долгом, делом чести рассказать семье Най-Турса о героической смерти полковника и помочь его близким достойно похоронить героя. Как же далеки от них Тальберг («чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»), гетман, штабные офицеры, бросившие Город, и тайно бежавшие трусы. Словно от их имени заявляет «маленький кошмар в крупную клетку» из сна Турбина: «Русскому человеку честь – только лишнее бремя» (М.А. Булгаков «Белая гвардия»).

22 слайд

Описание слайда:

Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить – такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг – и для людей, и для себя тоже… Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия (В. Быков «Сотников»).

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Честь рода как категория народной нравственности Народные представления о чести, правде, достоинстве многие века хранит русский фольклор. Герои русских сказок, совершающие предательство, как старшие братья Ивана-Царевича, неизменно испытывают позор разоблачения. Их прогоняют за пределы царства. Герой, до конца прошедший испытания, не уронив своего достоинства, в итоге получает награду. С древних времен понятие честь в русской культуре является определяющим для оценки человека. Невозможно представить былинных Илью Муромца, Святогора, Микулу Селяниновича вне категории чести.

25 слайд

Описание слайда:

Так, в былине «Илья Муромец и Калин царь» Илья Муромец, заточенный на три года в погребе по приказу князя Владимира, хоть и держит обиду, но в минуту опасности надевает доспехи и идет защищать родную землю от врага. Более того, оказавшись в татарском плену, он не принимает предложения служить Калину. Ведь это значит предать свой народ, обесчестить себя. Продолжая фольклорные традиции, древнерусская литература связывает понятие чести с защитой интересов родной земли, своей семьи, своего рода.

26 слайд

Описание слайда:

Так, в «Повести о разорении Рязани Батыем» антитеза «честь и бесчестие» воплощается в образах рязанского князя Федора Юрьевича и «безбожного царя Батыя». Федор Юрьевич принимает смерть, отказавшись отдать Батыю княгиню Евпраксию. Смерть мученическую. Но разве мог он преступить нравственный закон, обесчестить свой род, отдать на поругание жену? Нравственный выбор для героя очевиден. Подвиг чести совершают и вдохновленные князем рязанцы. Пять дней против сменяющих друг друга отрядов завоевателей бьются жители города. Не сдаются, не просят пощады. Не торгуют своей честью.

27 слайд

Описание слайда:

Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове…» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь. Кто, если не он, должен спасти от бесчестия свою жену. Алена Дмитриевна верна своему мужу, не утаивает своей беды, у него просит защиты от позора. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин и сказаний, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности. Поединок чести развернется перед всем народом. Услышав обвинения купца, Кирибеевич испугался. Он-то вышел потешиться, а предстоит бой насмерть. Степан Парамонович спокоен и готов принять смерть, ведь на кону – честь его семьи, честь рода Калашниковых.

Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?

Знаменитый французский писатель Р. Роллан однажды сказал: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине». Я не согласен с его позицией, так как понимаю слово «честь», как доброе имя человека, его достоинство, его гордость. Не может же отечество потребовать от своего сына бесчестного поступка, подлости, и сделать его лжецом и преступником? Тогда это уже не родина, а государство, причем, тоталитарное, то есть равнодушное к судьбе своих граждан. К родине мы испытываем любовь, за любовь мы можем отдать жизнь, но если мы отдадим честь, то совершим нравственное преступление. Будем ли тогда достойны любви ответной? Сможем ли смотреть людям в глаза, предав или обманув, пусть даже ради отечества? Я думаю, нет.

Чтобы аргументировать свою позицию, я приведу примеры из художественной литературы. В повести Н. Д. Кондратьева ‘’Сашка ‘’ автор рассказывает нам о главном герое, который в первом же бою взял немецкого “языка“ и отвел его в штаб. По дороге он пообещал пленнику, что ему сохранят жизнь. Но комбат, старший по званию, потерял любимую и ненавидел всех захватчиков. Таково было отношение всего русского народа, который насмотрелся на зверства нацистов. Командир приказал расстрелять немца. Сашка же не мог нарушить слово, даже данное врагу. Он не стал убивать безоружного человека. Таким образом, его честное слово оказалось сильнее, чем страх смерти и призыв родины. Герой понял, что если советские солдаты не будут дорожить своим нравственным обликом, немцы наполовину победят. Им удастся превратить русский народ в зверье, которым они его считают. Ради того, чтобы не нарушить обещания и не потерять достоинства, Сашка пошел против приказа и солдатского долга. Он – не трус и не власовец, ведь каждый день безропотно рисковал жизнью ради отечества, но, отдав честь, герой потеряет силу, заключенную в нравственной правоте защитника. Именно она привела советских солдат к победе.

В романе Булгакова «Белая гвардия» Алексей Турбин, белый офицер, после большевицкого переворота оказывается изгоем и чуть ли не врагом собственного народа. Он вынужден скрываться в городе, который по условиям брестского мира не принадлежал новой власти. Там он участвует в обороне, ведь уже наступает армия Петлюры. Осознавая сложность положения, Турбин и его семья радуются слухам о приближении французских войск, которые должны были помочь добровольцам. Читая роман, мы понимаем, что Алексей – правдивый и мужественный человек, но отдал ли он честь родине? Нет. Он верен царской присяге, то есть своему слову, данному императору, поэтому он ждет интервенции, которая должна освободить Россию от красных, и это не предательство, а верность своему долгу. Он поклялся служить Российской Империи, но вправе ли он отказаться от обещания, если родина стала называться «РСФСР»? Он решил для себя, что не имеет на это права. Такой поступок обесценивает его службу и лишает чести. Если он предаст ради родины, будет ли он ее достоин? Нет, он даже не сможет жить, совершив нравственное падение.

Мне вспоминается цитата из моего любимого фильма детства «Гардемарины, вперед»: «Жизнь — Родине, честь — никому!». Это утверждение я считаю истинным. Человек, прежде всего, должен беречь свое доброе имя и держать обещания. Если родина призовет, за нее честные и мужественные люди не пожалеют жизни, но чести не жалеют, как правило, подлецы и трусы, ведь это им свойственно по поводу и без.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Р.Роллан утверждал, что при рождении человек получает огромное наследство, являющееся его самым огромным богатством, - Родину. С подобным мнением не согласиться невозможно, так как она единственная. Ни сменить её не получиться, ни обрести новую – она, как сама жизнь. Сегодня всё чаще наблюдается факт обесценивания людьми понятия чести. В особенности молодое поколение игнорирует её значение, так как выросло в условиях снижения значимости совести и трудолюбия.

Взамен чести пришло тщеславие, корысть, поэтому те редкие личности, которые сумели сохранить в себе и воспитать в детях нравственные принципы, большинством воспринимаются, как странные и, «непредприимчивые» индивидуумы.

Материальная часть человеческой жизни отвоевала лидирующие позиции. Известно, что одного дня не хватит для создания репутации честного человека. Этот процесс является достаточно длительным, и на протяжении его осуществления благодаря совершению незначительных поступков происходит формирование внутреннего стрежня правильного человека. Если же этот стержень является основой существования человека, тогда потерять честь для него означает самое худшее, что может с ним произойти.

Наглядный пример жертвования собственной жизнью ради сохранения чести своей и своего народа, чести собственной семьи и родины, представлен мрачным временем Великой Отечественной Войны.

Молодым людям пришлось расстаться с жизнью, чтобы отстоять своё достоинство и убеждения.

Честь также выступает в роли жизненного спутника человека. Её наличие не ограничено возрастными рамками, полом, статусами. Честь присуща личности, то есть человеку разумному. Восстановление запятнанного имени значительно более сложный процесс, нежели честное и порядочное каждодневное проведение своей жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-12-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Входить в жизнь надо с мужеством.

Аристотель

Быть мужественным - значит обуздывать свой нрав. Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, т. е. направляет их туда, куда нужно и полезно.

Никто лучше мужественного не перенесёт страшное.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Мужество - это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается.

Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.

Оноре де Бальзак

Гражданское мужество и мужество военное проистекают из одного начала.

Александр Бестужев

Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг.

Пьер Буаст

Мужество - сила для сопротивления; храбрость - для нападения на зло.

Мужественный человек обыкновенно страдает, не жалуясь, человек же слабый жалуется, не страдая.

Януш Васильковский

Быть мужественным и быть правым - не то же самое.

Вовенарг

Все жизненные правила следует черпать только в мужестве.

Махатма Ганди

Бесстрашие обязательно для развития других благородных качеств. Разве можно без мужества искать истину или заботливо хранить любовь?

Геродот

Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным.

Вильгельм фон Гумбольдт

Мужество солдата хорошо только в соединении с лучшими мирными добродетелями, дисциплина хороша только в соединении с высшим чувством свободы. Когда они существуют отдельно - а это так часто бывает благодаря тому, что в мирное время солдат вооружён, - первое вырождается в рабство, вторая - в дикость и разнузданность.

Бенджамин Джонсон

Боязнь поступить позорно - мужество; таким же мужеством является и умение терпеливо переносить недостойные по отношению к нам поступки других.

Роберт Ингерсолл

Величайшее испытание мужества человека - потерпеть поражение и не пасть духом.

Михаил Ломоносов

Дерзайте отчизну мужеством прославить!

Платон

Бесстрашное существо и существо мужественное - это не одно и то же. Мужеству и разумной предусмотрительности причастны весьма немногие, дерзкая же отвага и бесстрашие, сопряженные с непредусмотрительностью, свойственны очень многим - и мужчинам, и женщинам, и детям, и животным.

Жан Поль

Мужество состоит не в том, чтобы смело преодолевать опасность, но в том, чтобы встречать её с открытыми глазами.

Ромен Роллан

Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине.

Луций Сенека

Бедствие даёт повод к мужеству.

Гнев делает мужественнее лишь того, кто без гнева вообще не знал, что такое мужество.




Top