Чтение познавательной литературы во 2 младшей группе. Перспективный план художественной литературы во второй младшей группе

Цель: приобщение детей к художественной литературе, через ознакомление с рассказом В. Сутеева «Три котёнка» посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

  • помочь детям понять содержание рассказа В. Сутеева «Три котёнка»,
  • формировать эмоционально-образное восприятие рассказа,
  • учить детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту рассказа,
  • пояснить детям значение слов сажа, самоварная труба,
  • активизировать в речи детей слова: мука, сажа, самоварная труба,
  • показать через познавательно-исследовательскую деятельность, каким образом в рассказе котята меняли цвет.

Развивающие:

  • развивать диалогическую речь,
  • развивать звуковую культуру речи,
  • развивать внимание, память,
  • развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:
воспитывать интерес к художественной литературе, желание слушать литературные произведения,
воспитывать отзывчивость (желание помочь).

Развивающая предметно-пространственная среда к НОД: игрушка-персонаж мультфильма «Котенок по имени Гав», фланелеграф, персонажи из рассказа для фланелеграфа, емкости на каждого ребенка с мукой, с сажей, с водой, полотенца.

Конспект занятия по художественной литературе во 2 младшей группе «Чтение рассказа Сутеева «Три котенка»

Ход НОД

Создание мотивации для предстоящей деятельности.

Звучит песня « Я пушистый маленький котенок…», в группе появляется персонаж, мягкая игрушка «котенок».

— Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел (ответы детей).

Обращаю внимание на то, чтобы дети отвечали предложением в процессе всей непосредственно-образовательной деятельности.

— Котёнка зовут «Гав». Давайте поздороваемся с ним (дети здороваются с персонажем)
— Ребята, котенок Гав шепнул мне на ушко, что у него совсем нет друзей, ему скучно и одиноко.
— Вы согласны помочь котёнку? (ответы детей)
— Как же мы сможем ему помочь? (ответы детей)

— Если дети затрудняются с ответом, предлагаю. Давайте мы познакомим его с другими котятами. Я знаю шустрых и очень любопытных котят. Сейчас я покажу вам и нашему гостю одну историю, которая случилась с этими любопытными котятами. Этот рассказ называется «Три котенка», его написал Владимир Сутеев. Вы вместе с нашим гостем послушайте, посмотрите и потом мы вместе с вами выясним, что же произошло с котятами.

Показ рассказа на фланелеграфе (с повтором).

Поясняю детям значение слова сажа, самоварная труба.

— Ребята котёнок Гав предлагает поиграть.

Физминутка «Маркиз»


То прогнет, то выгнет спинку, ножку вытянет вперед
Это делает разминку наш Маркиз — пушистый кот.
Чешет он себя за ушком, жмурит глазки и урчит (мур, мур).
У Маркиза все в порядке: когти шерсть и аппетит.

— Дети, вам понравился рассказ « Три котенка»? Давайте спросим нашего гостя, понравился ли ему рассказ? (дети спрашивают котенка).
— Какого цвета были котята в самом начале рассказа? (ответы детей)
— Кого увидели и за кем гнались котята в рассказе? (ответы детей) Если дети затрудняются, делаю визуальные подсказки с помощью изображений на фланелеграфе.
— Почему котята стали белые? (ответы детей)
— Почему котята стали серые? (ответы детей)
— Почему котята стали мокрые? (ответы детей)
— Какого цвета они стали, когда высохли? (ответы детей)
— Котята были любопытными, они познавали мир.

А хотите превратиться в любопытных котят и пройти все их приключения? Тогда, я вас превращаю в маленьких котят, проходим и садимся за столы.

На столе стоят по три емкости на каждого ребенка (с мукой, сажей и водой) и лежат полотенца.

— Ребята, давайте вспомним, куда сначала прыгнули котята? (ответы детей) Опускаем ручки в муку. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
— Куда котята залезли, когда гнались за лягушкой? (ответы детей) Чем испачкались в самоварной трубе котята? (ответы детей)
— Опускаем ручки в сажу. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
— А потом котята куда прыгнули? (ответы детей)
— Опускаем ручки в воду, что случилось с нашими руками? (ответы детей) А теперь вытираем руки полотенцем.
— А что случилось с котятами, когда они выпрыгнули из воды? (ответы детей)
— Какого цвета стали котята, когда высохли? (ответы детей)

Подведение итога деятельности


— Дети, понравилась вам история про любопытных котят? (ответы детей)
— Ребята котёнок говорит вам большое спасибо за то, что вы познакомили его с котятами, теперь у него есть друзья. Вместе им будет весело играть.

Рефлексия

На столе лежат мордочки котят – веселые, грустные и нейтральные. Предлагаю детям выбрать любую на память о том, как помогли котёнку.

Чтение литературы способствует нравстенному развитию детей и правильному восприятию окружающего мира, формируют внимание и усидчивость. Важно подбирать книги по возрасту, объяснять детям поступки персонажей и поледствия этих поступков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный список литературы для чтения детям во 2-ой младшей группе.

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

Примерный список для заучивания наизусть

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».


  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 27.04.2014 19:37 Просмотров: 28833

    Примерный список литературы для чтения детям во 2-ой младшей группе.

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».

    Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

    Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступи­ла...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка при­мчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

    Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

    Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

    Примерный список для заучивания наизусть

    «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

    Комплексно-тематическое планирование

    2016-2017 учебный год

    ООД (вид деятельности ) Чтение художественной литературы

    Возрастная группа 2 младшая группа №1

    Часть программы: Вариативная V

    Инвариативная _

    Подготовила: Лихота Е.В.

    УМК:

    1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС.

    2. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Разработано в соответствии с ФГОС.

    3. Полная С. Томилова , Издательство : АСТ , Серия: Планета детства , Год выпуска: 2015;

    4. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. В соответствии с ФГОС ДО, ; Год выпуска: 2014.

    Дата

    Организованная образовательная деятельность

    Темы в соответствии с Комплексно-тематическим планированием

    Месяц

    Неделя

    Тема ООД

    Программная цель

    Дополнительное методическое обеспечение

    Сентябрь

    №1 ОС «Осень» А. К. Бальмонт

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова ; иллюстрации по теме осень

    Работа по проекту « Осень - чудная пора »

    №2 ОС «Осень наступила»

    А. Плещеев

    Создавать у детей радостное настроение в процессе чтения стихотворения, учить называть признаки времен года, сравнивать приметы осени и лета, воспитывать любовь к прекрасному, радоваться очарованию природы

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова ; иллюстрации по теме осень

    Работа по проекту « Осень - чудная пора »

    №3 ОС «В гостях у сказки» - театр

    Вызывать у детей эмоциональный отклик на показ сказки. Воспитывать чувство сопереживания героям. Развивать интонационную выразительность. Учить договаривать предложения вместе с воспитателем.

    Интернет-ресурсы, перчаточные куклы, ширма.

    «Мой детский сад»

    №4 ОС «Айболит» - театр

    Сопереживать с героями сказки в процессе просмотра театрализации стихотворения, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу.

    Чуковский К.И,

    Куклы би-ба-бо, ширма

    «Профессии.

    День дошкольного работника»

    Октябрь

    №1 ОС «Козленок» А.Барто – заучивание стихотворения

    Заучивание стихотворения А.Барто. Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Игра-импровизация по тексту стихотворения.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Домашние животные»

    №2 ОС «Ёж»- чтение рассказа Л.Н. Толстого

    Внимательно слушать новый рассказ, учить связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас. Учить отгадывать загадки.

    Толстой А.Н.

    Иллюстрации по содержанию произведения

    «Музыка»

    №3 ОС «Мойдодыр» - чтение

    Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия; предоставлять детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы; закреплять знания о необходимости чистоты, о предметах гигиены.

    Чуковский К.И.

    «Я - человек»

    №4 ОС «Ежик» а – чтение и заучивание

    Учить детей слушать стихотворение, понимать сюжет, отвечать на вопросы; развивать умение слушать пояснения воспитателя; способствовать запоминанию стихотворного текста; развивать интерес к объектам природы, любовь к ним; воспитывать любовь к художественной литературе.

    Б.Заходер

    «Дикие животные»

    Ноябрь

    №1 ОС «Как мы в зоосад приехали» Б.Житков - чтение

    Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Познакомить детей с правилами движения машин на дороге, внимательно слушать новое произведение. Воспитывать вежливое, культурное поведение в общественном виде транспорта.

    Б.Житков

    «Транспорт»

    №2 ОС «Урок дружбы» - чтение рассказа М.Пляцковского.

    Учить использовать в речи простое распространенное предложение; умения устанавливать порядок событий в тексте, мысленно представлять события и героев; формировать представления о действиях и поступках, в которых проявляется доброе отношение друг к другу.

    Книга с рассказом М.Пляцковского «Урок дружбы, иллюстрации по содержанию произедения.

    «Я – хороший, ты – хороший. Как себя вести? Учимся дружить»

    №3 ОС «Как лечили петуха» - чтение сказки А. Крылова

    Сопереживать с героями сказки в процессе чтения сказки, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу.

    О.С. Ушакова

    «Растем здоровыми и крепкими»

    №4 ОС «У бабки была внучка» - Пересказ Толстой Л.Н.

    Формировать умение пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; Поощрять использование авторских слов и словосочетаний; Развивать умение называть местоположение внучки (за окном, под столом…) Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

    Толстой Л.Н.

    «Моя семья. День матери»

    Декабрь

    №1 ОС «Мальчик – пальчик» - заучивание

    Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида предмета. Воспитывать желание общаться спокойно без крика, не перебивая друг друга.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Я и мое тело, что я знаю о себе?»»

    №2 ОС - «Снегурушка и лиса» Рассказывание РНС

    Рассматривание иллюстраций

    Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, объясняя их содержание.

    Познакомить детей с новой РНС, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитании Снегурушки. Воспитывать коммуникативные умения детей (ответы хором, индивидуально), умение слушать друг друга. Обогащать речь сказочной лексикой. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова,

    Иллюстрации к сказке

    «Зима»

    №3 ОС - «Заюшкина избушка» - Рассказывание РНС

    Инсценирование отрывков

    Продолжать учить детей эмоционально, последовательно воспроизводить содержание сказки, используя метод моделирования. Развивать умение выделять и называть характерные признаки персонажей сказки.

    Упражнять в словообразовании. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь.

    Книга с иллюстрациями, мнемотаблица, перчаточные куклы

    «Мой дом»

    №4 ОС «Елка» - Чтение К.Чуковский

    Вызвать радость от предстоящего праздника, активизировать в речи существительные, глаголы. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

    «Новый год»

    №5 ОС «Наша ёлка»- Заучивание Е. Ильина

    Рассказывание из личного опыта

    Формировать умение выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях. Развивать умение при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество.

    Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим.

    Иллюстрации, сюжетные картины празднования Нового года

    «Новый год»

    Январь

    КАНИКУЛЫ

    №2 ОС Малые фольклорные формы: «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи..»

    Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Упражнять в проговаривании потешек хором совместно с воспитателем. Фомировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Русское народное творчество»

    №3 ОС «Гуси-лебеди»

    Чтение РНС

    Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. Продолжать обогащать речь сказочной лексикой. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

    Книга с иллюстрациями, настольный театр

    «Мальчики и девочки»

    №4 ОС - «Где мой пальчик?»; - Н. Саконская заучивание; Чтение Л. Воронкова «Маша – растеряша»

    Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание.

    Развивать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

    Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Одежда»

    Февраль

    №1 ОС «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак - чтение

    Обогащать словарный запас качественными прилагательными. Воспитывать доброту, желание помогать.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Я в обществе»

    №2 ОС «Рукавичка»

    Чтение УНС

    Используя метод моделирования, продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Предоставить детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде».

    Упражнять в завершении предложений, начатых педагогом.

    Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки.

    Книга с иллюстрациями, мнемотаблица

    «Масленица»

    №3 ОС «В нашей армии» А. Ошнурова - заучивание

    Учить передавать настроение произведения, отношения автора к описываемым событиям. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство гордости за своего папу.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Наши папы железнодорожники»

    №4 ОС - «Волк и семеро козлят» Рассказывание РНС

    Формировать умение пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; Побуждать дошкольников рассказывать понравившиеся отрывки выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса. Упражнять детей в чётком произношении слов. Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества.

    Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова,

    мнемотаблица

    «Мой дом»

    Март

    №1 ОС «Все она» чтение стихотворения И.Косякова

    Познакомить детей со стихотворением, совершенствовать диалогическую речь малышей, пополнить словарный запас глаголами, воспитывать уважительное отношение к маме. Д/У «Очень мамочку люблю, потому что…»

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Наши мамы лучше всех»

    №2 ОС «Что такое хорошо и что такое плохо?» - Чтение В.Маяковский

    Продолжать учить детей внимательно слушать произведение. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки.

    В.Маяковский

    «Мы помощники»

    №3 ОС «Два жадных медвежонка» -

    Рассказывание

    Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев. Формировать умение употреблять форм мн.числа сущ. в Р.п. (стало много медведей, зайцев, лис…). . Воспитывать желание делиться с товарищем.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Посуда»

    №4 ОС «Таня знала буквы» - пересказ Л. Толстой

    Развивать умение выразительно пересказывать, используя слова и речевые обороты текста. Формировать умение образовывать форму мн. числа глаголов (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают… Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Книжкина неделя»

    №5 ОС «Лиса и заяц» - Чтение РНС

    Заинтересованно слушать новую сказку, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), развивать умение интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании. Воспитывать умение слушать друг друга.

    Иллюстрации, текст сказки

    «Неделя безопасности»

    Апрель

    №1 ОС «Пришла весна» -

    Чтение Л.Н. Толстой

    Развивать умение слушать внимательно литературный текст, отвечать на вопросы педагога, используя авторские выразительные средства. Продолжать формировать умение подбирать слова с противоположным значением. Продолжать воспитывать привычку сообща трудиться, договариваться и помогать друг другу.

    Л.Н. Толстой, сюжетные картины, иллюстрации

    «Весна - красна»

    №2 ОС «Уж тает снег, бегут ручьи» - чтение стихотворения А.Плещеева

    Отметить появление первых луж и ручейков. Учить сопоставлять свои впечатления с содержанием произведения художественной литературы. Обогащать представления об изменениях в природе, связанных с приходом весны, потеплением. Воспитывать радость от наступления весны.

    Рассматривание книжных иллюстраций, сюжетных картин.

    «День космонавтики»

    №3 ОС «Петушки» - Заучивание В. Берестов

    Формировать умение интонационно выразительно рассказывать стихотворение наизусть. Вводить в активный словарь существительные, обозначающие зимние явления природы, зимующих птиц и части их тела (Что это? - Это крыло, клюв, ноги… Кто это? - Это голубь, ворона, синица… Воспитывать заботливое отношение к птицам, учить помогать им).

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова , иллюстрации

    «Природа нашего края»

    №4 ОС «Детки в клетке» С.Я.Маршак

    Поощрять желание детей слушать стихотворный текст, повторять его вместе с воспитателем. Развивать слуховое внимание, связную речь, зрительную память. Воспитывать интерес и желание участвовать в совместной деятельности.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Птицы и животные нашего края»

    Май

    №1 ОС «Кошкин дом» С.Я.Маршак

    Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Комнатные растения»

    №2 ОС Ознакомление с малыми фольклорными формами. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко»

    Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Формировать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-вёдрышко».

    Помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок.

    Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Цветы»

    №3 ОС Рассказывание К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

    Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

    К. Чуковский книга с иллюстрациями «Муха-Цокотуха»

    «Насекомые»

    №4 «Любимый город» - Чтение рассказа Р.А. Первутинский; Беседа «Наш город».

    Учить внимательно слушать новый рассказ, связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас, воспитывать чувство любви и гордости за родной город, желание больше узнать о его достопримечательностях.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова

    «Мой город Северобайкальск»


    Использование художественной литературы на занятиях в детском саду - мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.

    Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет

    У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.

    Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.

    Чтение художественной литературы развивает образное мышление

    Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.

    В.А. Сухомлинский

    Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:

    • вырабатывание полного представления о мире;
    • развитие навыков разговорной речи;
    • продолжение знакомства с художественным словом;
    • развитие способности конструировать ответы на вопросы;
    • развитие восприятия художественных образов;
    • приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
    • развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.

    Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир

    Задачами проведения конкретного занятия могут быть:

    Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы

    Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:

    • художественное слово - чтение текста;
    • рассказ воспитателя - тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
    • заучивание наизусть;
    • индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
    • соединение двух видов искусств - просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
    • инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
    • дидактические игры.

    Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.

    Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению

    Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

    1. Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
    2. Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
    3. Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
    4. Подбор иллюстраций к книге.

    Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:

    • смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
    • чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
    • включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) - это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
    • использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например - «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» - и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.

    Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»

    Задачи занятия - познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.

    Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями

    Занятие можно составить следующим образом:

    1. Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
    2. Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
    3. Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
    4. Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
    5. Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол - столик, чашка - чашечка»).
    6. Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.

    Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.

    Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал

    При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.

    Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)

    Месяц Тема На что направлены занятия
    Сентябрь Стихотворение «Приставалка» Саши Чёрного
    • Познакомить с творчеством Саши Чёрного;
    • вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя.
    Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
    • Познакомить детей с русской народной сказкой;
    • учить отвечать на вопросы по содержанию сказки;
    • развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к художественной литературе.
    Русская народная сказка «Три медведя»
    • Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой;
    • воспитывать послушание и чувство сопереживания девочке, заблудившейся в лесу.
    Октябрь Чтение русской народной сказки «Колобок»
    • Познакомить со сказкой «Колобок»;
    • учить слушать художественное произведение;
    • отвечать на вопросы по его содержанию;
    • рассматривать иллюстрации;
    • развивать слуховое восприятие.
    Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
    • Познакомить детей со стихотворениями А. Барто;
    • воспитывать добрые чувства, положительные эмоции;
    • учить слушать;
    • учить воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия.
    Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень»
    • Приобщать к поэзии;
    • развивать поэтический слух;
    • вызвать сочувствие к герою стихотворения;
    • научить запоминать стихи.
    Ноябрь Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок»
    • Познакомить детей с русскими народными потешками;
    • вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям.
    Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    • Довести до сознания детей замысел сказки;
    • помочь в оценке персонажей;
    • воспитывать у детей добрые чувства к близким.
    Чтение стихов о маме
    • Приобщать детей к поэзии;
    • развивать поэтический вкус;
    • формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать ей приятное.
    Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр»
    • Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание;
    • вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
    Декабрь Русская народная сказка «Маша и медведь»
    • Познакомить с русской народной сказкой «Маша и медведь»;
    • помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньки (как она хитростью побудила медведя отнести её к бабушке с дедушкой).
    С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
    • Познакомить со сказкой «Про глупого мышонка»;
    • вызвать желание послушать ещё раз;
    • показать образы героев;
    • воспитывать интерес к художественным произведениям.
    Русская народная сказка «Лиса и волк»
    • Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и волк»;
    • познакомить с образами лисы и волка, с характерами героев сказки;
    • воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
    Январь Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.
    Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»
    • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
    • познакомить с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы из других сказок;
    • учить слушать произведения, отвечать на вопросы.
    Е. Чарушин рассказ «Волчишко»
    • Дать детям представление об образе жизни животных;
    • воспитывать любовь к животным, сочувствие к их детёнышам, попавшим в беду.
    Февраль Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
    • Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать произведение ещё раз и запомнить песенку козы;
    • воспитывать любовь к животным;
    • сочувствие к детёнышам, попавшим в беду.
    З. Александрова стихотворение «Мой мишка»
    • Познакомить со стихотворением З. Александровой «Мой мишка»;
    • воспитывать добрые чувства;
    • принести положительные эмоции.
    Русская народная сказка «Рукавичка»
    • Познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка»;
    • способствовать общему эмоциональному развитию;
    • учить высказываться о характере героев сказки.
    Русская народная сказка
    «Петушок и бобовое зёрнышко»
    • Продолжать знакомство с русской народной сказкой;
    • учить осмысливать характеры персонажей.
    Март Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама»
    • Познакомить со стихотворением Е. Благининой «Вот какая мама»;
    • воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.
    Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна»
    • Познакомить со стихотворением;
    • учить называть признаки весны;
    • развивать поэтический слух;
    • воспитывать интерес к искусству.
    Русская народная сказка «У страха глаза велики»
    • Познакомить детей с русской народной сказкой и напомнить известные народные сказки;
    • учить пересказывать сказку;
    • тренировать речь.
    Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже»
    • Довести до сознания детей мысль автора (нужно всегда говорить правду);
    • помочь запомнить рассказ;
    • развивать память, мышление.
    Апрель Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
    • Познакомить с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»;
    • способствовать воспитанию послушания;
    • учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
    К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок»
    • Познакомить с рассказом К. Чуковского «Цыплёнок»;
    • расширить знание детей о жизни животных;
    • учить осмыслению иллюстраций.
    Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца»
    • Познакомить с русской народной сказкой;
    • воспитывать чувство сопереживания героям сказки.
    Май Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца
    • Познакомить с рассказом Я. Тайца «Праздник»;
    • поддерживать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.
    В. В. Маяковский «Что такое хорошо - что такое плохо?»
    • Познакомить со стихотворением Маяковского;
    • учить различать хорошие и плохие поступки.
    С. Маршак стихотворение «Детки в клетки»
    • Познакомить с яркими поэтическими образами животных в стихотворении Маршака;
    • развивать поэтический слух, память, внимание.

    В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.



    
    Top