Чтение познавательной литературы во 2 младшей группе. Перспективный план художественной литературы во второй младшей группе
Цель: приобщение детей к художественной литературе, через ознакомление с рассказом В. Сутеева «Три котёнка» посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
- помочь детям понять содержание рассказа В. Сутеева «Три котёнка»,
- формировать эмоционально-образное восприятие рассказа,
- учить детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту рассказа,
- пояснить детям значение слов сажа, самоварная труба,
- активизировать в речи детей слова: мука, сажа, самоварная труба,
- показать через познавательно-исследовательскую деятельность, каким образом в рассказе котята меняли цвет.
Развивающие:
- развивать диалогическую речь,
- развивать звуковую культуру речи,
- развивать внимание, память,
- развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
воспитывать интерес к художественной литературе, желание слушать литературные произведения,
воспитывать отзывчивость (желание помочь).
Развивающая предметно-пространственная среда к НОД: игрушка-персонаж мультфильма «Котенок по имени Гав», фланелеграф, персонажи из рассказа для фланелеграфа, емкости на каждого ребенка с мукой, с сажей, с водой, полотенца.
Конспект занятия по художественной литературе во 2 младшей группе «Чтение рассказа Сутеева «Три котенка»
Ход НОД
Создание мотивации для предстоящей деятельности.
Звучит песня « Я пушистый маленький котенок…», в группе появляется персонаж, мягкая игрушка «котенок».
— Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел (ответы детей).
Обращаю внимание на то, чтобы дети отвечали предложением в процессе всей непосредственно-образовательной деятельности.
— Котёнка зовут «Гав». Давайте поздороваемся с ним (дети здороваются с персонажем)
— Ребята, котенок Гав шепнул мне на ушко, что у него совсем нет друзей, ему скучно и одиноко.
— Вы согласны помочь котёнку? (ответы детей)
— Как же мы сможем ему помочь? (ответы детей)
— Если дети затрудняются с ответом, предлагаю. Давайте мы познакомим его с другими котятами. Я знаю шустрых и очень любопытных котят. Сейчас я покажу вам и нашему гостю одну историю, которая случилась с этими любопытными котятами. Этот рассказ называется «Три котенка», его написал Владимир Сутеев. Вы вместе с нашим гостем послушайте, посмотрите и потом мы вместе с вами выясним, что же произошло с котятами.
Показ рассказа на фланелеграфе (с повтором).
Поясняю детям значение слова сажа, самоварная труба.
— Ребята котёнок Гав предлагает поиграть.
Физминутка «Маркиз»
То прогнет, то выгнет спинку, ножку вытянет вперед
Это делает разминку наш Маркиз — пушистый кот.
Чешет он себя за ушком, жмурит глазки и урчит (мур, мур).
У Маркиза все в порядке: когти шерсть и аппетит.
— Дети, вам понравился рассказ « Три котенка»? Давайте спросим нашего гостя, понравился ли ему рассказ? (дети спрашивают котенка).
— Какого цвета были котята в самом начале рассказа? (ответы детей)
— Кого увидели и за кем гнались котята в рассказе? (ответы детей) Если дети затрудняются, делаю визуальные подсказки с помощью изображений на фланелеграфе.
— Почему котята стали белые? (ответы детей)
— Почему котята стали серые? (ответы детей)
— Почему котята стали мокрые? (ответы детей)
— Какого цвета они стали, когда высохли? (ответы детей)
— Котята были любопытными, они познавали мир.
А хотите превратиться в любопытных котят и пройти все их приключения? Тогда, я вас превращаю в маленьких котят, проходим и садимся за столы.
На столе стоят по три емкости на каждого ребенка (с мукой, сажей и водой) и лежат полотенца.
— Ребята, давайте вспомним, куда сначала прыгнули котята? (ответы детей) Опускаем ручки в муку. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
— Куда котята залезли, когда гнались за лягушкой? (ответы детей) Чем испачкались в самоварной трубе котята? (ответы детей)
— Опускаем ручки в сажу. Какими они стали по цвету? (ответы детей)
— А потом котята куда прыгнули? (ответы детей)
— Опускаем ручки в воду, что случилось с нашими руками? (ответы детей) А теперь вытираем руки полотенцем.
— А что случилось с котятами, когда они выпрыгнули из воды? (ответы детей)
— Какого цвета стали котята, когда высохли? (ответы детей)
Подведение итога деятельности
— Дети, понравилась вам история про любопытных котят? (ответы детей)
— Ребята котёнок говорит вам большое спасибо за то, что вы познакомили его с котятами, теперь у него есть друзья. Вместе им будет весело играть.
Рефлексия
На столе лежат мордочки котят – веселые, грустные и нейтральные. Предлагаю детям выбрать любую на память о том, как помогли котёнку.
Чтение литературы способствует нравстенному развитию детей и правильному восприятию окружающего мира, формируют внимание и усидчивость. Важно подбирать книги по возрасту, объяснять детям поступки персонажей и поледствия этих поступков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примерный список литературы для чтения детям во 2-ой младшей группе.
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».
Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Примерный список для заучивания наизусть
«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Примерный список литературы для чтения детям во 2-ой младшей группе.
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».
Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Примерный список для заучивания наизусть
«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Комплексно-тематическое планирование
2016-2017 учебный год
ООД (вид деятельности ) Чтение художественной литературы
Возрастная группа 2 младшая группа №1
Часть программы: Вариативная V
Инвариативная _
Подготовила: Лихота Е.В.
УМК:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС.
2. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Разработано в соответствии с ФГОС.
3. Полная С. Томилова , Издательство : АСТ , Серия: Планета детства , Год выпуска: 2015;
4. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. В соответствии с ФГОС ДО, ; Год выпуска: 2014.
Дата | Организованная образовательная деятельность | Темы в соответствии с Комплексно-тематическим планированием |
|||
Месяц | Неделя | Тема ООД | Программная цель | Дополнительное методическое обеспечение |
|
Сентябрь | №1 ОС «Осень» А. К. Бальмонт | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова ; иллюстрации по теме осень | Работа по проекту « Осень - чудная пора » |
||
№2 ОС «Осень наступила» А. Плещеев | Создавать у детей радостное настроение в процессе чтения стихотворения, учить называть признаки времен года, сравнивать приметы осени и лета, воспитывать любовь к прекрасному, радоваться очарованию природы | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова ; иллюстрации по теме осень | Работа по проекту « Осень - чудная пора » |
||
№3 ОС «В гостях у сказки» - театр | Вызывать у детей эмоциональный отклик на показ сказки. Воспитывать чувство сопереживания героям. Развивать интонационную выразительность. Учить договаривать предложения вместе с воспитателем. | Интернет-ресурсы, перчаточные куклы, ширма. | «Мой детский сад» |
||
№4 ОС «Айболит» - театр | Сопереживать с героями сказки в процессе просмотра театрализации стихотворения, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу. | Чуковский К.И, Куклы би-ба-бо, ширма | «Профессии. День дошкольного работника» |
||
Октябрь | №1 ОС «Козленок» А.Барто – заучивание стихотворения | Заучивание стихотворения А.Барто. Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Игра-импровизация по тексту стихотворения. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Домашние животные» |
|
№2 ОС «Ёж»- чтение рассказа Л.Н. Толстого | Внимательно слушать новый рассказ, учить связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас. Учить отгадывать загадки. | Толстой А.Н. Иллюстрации по содержанию произведения | «Музыка» |
||
№3 ОС «Мойдодыр» - чтение | Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия; предоставлять детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы; закреплять знания о необходимости чистоты, о предметах гигиены. | Чуковский К.И. | «Я - человек» |
||
№4 ОС «Ежик» а – чтение и заучивание | Учить детей слушать стихотворение, понимать сюжет, отвечать на вопросы; развивать умение слушать пояснения воспитателя; способствовать запоминанию стихотворного текста; развивать интерес к объектам природы, любовь к ним; воспитывать любовь к художественной литературе. | Б.Заходер | «Дикие животные» |
||
Ноябрь | №1 ОС «Как мы в зоосад приехали» Б.Житков - чтение | Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Познакомить детей с правилами движения машин на дороге, внимательно слушать новое произведение. Воспитывать вежливое, культурное поведение в общественном виде транспорта. | Б.Житков | «Транспорт» |
|
№2 ОС «Урок дружбы» - чтение рассказа М.Пляцковского. | Учить использовать в речи простое распространенное предложение; умения устанавливать порядок событий в тексте, мысленно представлять события и героев; формировать представления о действиях и поступках, в которых проявляется доброе отношение друг к другу. | Книга с рассказом М.Пляцковского «Урок дружбы, иллюстрации по содержанию произедения. | «Я – хороший, ты – хороший. Как себя вести? Учимся дружить» |
||
№3 ОС «Как лечили петуха» - чтение сказки А. Крылова | Сопереживать с героями сказки в процессе чтения сказки, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу. | О.С. Ушакова | «Растем здоровыми и крепкими» |
||
№4 ОС «У бабки была внучка» - Пересказ Толстой Л.Н. | Формировать умение пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; Поощрять использование авторских слов и словосочетаний; Развивать умение называть местоположение внучки (за окном, под столом…) Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его. | Толстой Л.Н. | «Моя семья. День матери» |
||
Декабрь | №1 ОС «Мальчик – пальчик» - заучивание | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида предмета. Воспитывать желание общаться спокойно без крика, не перебивая друг друга. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Я и мое тело, что я знаю о себе?»» |
|
№2 ОС - «Снегурушка и лиса» Рассказывание РНС Рассматривание иллюстраций | Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, объясняя их содержание. Познакомить детей с новой РНС, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитании Снегурушки. Воспитывать коммуникативные умения детей (ответы хором, индивидуально), умение слушать друг друга. Обогащать речь сказочной лексикой. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова, Иллюстрации к сказке | «Зима» |
||
№3 ОС - «Заюшкина избушка» - Рассказывание РНС Инсценирование отрывков | Продолжать учить детей эмоционально, последовательно воспроизводить содержание сказки, используя метод моделирования. Развивать умение выделять и называть характерные признаки персонажей сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь. | Книга с иллюстрациями, мнемотаблица, перчаточные куклы | «Мой дом» |
||
№4 ОС «Елка» - Чтение К.Чуковский | Вызвать радость от предстоящего праздника, активизировать в речи существительные, глаголы. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | «Новый год» |
|||
№5 ОС «Наша ёлка»- Заучивание Е. Ильина Рассказывание из личного опыта | Формировать умение выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях. Развивать умение при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим. | Иллюстрации, сюжетные картины празднования Нового года | «Новый год» |
||
Январь | КАНИКУЛЫ | ||||
№2 ОС Малые фольклорные формы: «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи..» | Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Упражнять в проговаривании потешек хором совместно с воспитателем. Фомировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Русское народное творчество» |
||
№3 ОС «Гуси-лебеди» Чтение РНС | Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. Продолжать обогащать речь сказочной лексикой. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных. | Книга с иллюстрациями, настольный театр | «Мальчики и девочки» |
||
№4 ОС - «Где мой пальчик?»; - Н. Саконская заучивание; Чтение Л. Воронкова «Маша – растеряша» | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Развивать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил. Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Одежда» |
||
Февраль | №1 ОС «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак - чтение | Обогащать словарный запас качественными прилагательными. Воспитывать доброту, желание помогать. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Я в обществе» |
|
№2 ОС «Рукавичка» Чтение УНС | Используя метод моделирования, продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Предоставить детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде». Упражнять в завершении предложений, начатых педагогом. Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки. | Книга с иллюстрациями, мнемотаблица | «Масленица» |
||
№3 ОС «В нашей армии» А. Ошнурова - заучивание | Учить передавать настроение произведения, отношения автора к описываемым событиям. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство гордости за своего папу. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Наши папы железнодорожники» |
||
№4 ОС - «Волк и семеро козлят» Рассказывание РНС | Формировать умение пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; Побуждать дошкольников рассказывать понравившиеся отрывки выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса. Упражнять детей в чётком произношении слов. Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества. | Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова, мнемотаблица | «Мой дом» |
||
Март | №1 ОС «Все она» чтение стихотворения И.Косякова | Познакомить детей со стихотворением, совершенствовать диалогическую речь малышей, пополнить словарный запас глаголами, воспитывать уважительное отношение к маме. Д/У «Очень мамочку люблю, потому что…» | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Наши мамы лучше всех» |
|
№2 ОС «Что такое хорошо и что такое плохо?» - Чтение В.Маяковский | Продолжать учить детей внимательно слушать произведение. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки. | В.Маяковский | «Мы помощники» |
||
№3 ОС «Два жадных медвежонка» - Рассказывание | Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев. Формировать умение употреблять форм мн.числа сущ. в Р.п. (стало много медведей, зайцев, лис…). . Воспитывать желание делиться с товарищем. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Посуда» |
||
№4 ОС «Таня знала буквы» - пересказ Л. Толстой | Развивать умение выразительно пересказывать, используя слова и речевые обороты текста. Формировать умение образовывать форму мн. числа глаголов (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают… Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Книжкина неделя» |
||
№5 ОС «Лиса и заяц» - Чтение РНС | Заинтересованно слушать новую сказку, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), развивать умение интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании. Воспитывать умение слушать друг друга. | Иллюстрации, текст сказки | «Неделя безопасности» |
||
Апрель | №1 ОС «Пришла весна» - Чтение Л.Н. Толстой | Развивать умение слушать внимательно литературный текст, отвечать на вопросы педагога, используя авторские выразительные средства. Продолжать формировать умение подбирать слова с противоположным значением. Продолжать воспитывать привычку сообща трудиться, договариваться и помогать друг другу. | Л.Н. Толстой, сюжетные картины, иллюстрации | «Весна - красна» |
|
№2 ОС «Уж тает снег, бегут ручьи» - чтение стихотворения А.Плещеева | Отметить появление первых луж и ручейков. Учить сопоставлять свои впечатления с содержанием произведения художественной литературы. Обогащать представления об изменениях в природе, связанных с приходом весны, потеплением. Воспитывать радость от наступления весны. | Рассматривание книжных иллюстраций, сюжетных картин. | «День космонавтики» |
||
№3 ОС «Петушки» - Заучивание В. Берестов | Формировать умение интонационно выразительно рассказывать стихотворение наизусть. Вводить в активный словарь существительные, обозначающие зимние явления природы, зимующих птиц и части их тела (Что это? - Это крыло, клюв, ноги… Кто это? - Это голубь, ворона, синица… Воспитывать заботливое отношение к птицам, учить помогать им). | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова , иллюстрации | «Природа нашего края» |
||
№4 ОС «Детки в клетке» С.Я.Маршак | Поощрять желание детей слушать стихотворный текст, повторять его вместе с воспитателем. Развивать слуховое внимание, связную речь, зрительную память. Воспитывать интерес и желание участвовать в совместной деятельности. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Птицы и животные нашего края» |
||
Май | №1 ОС «Кошкин дом» С.Я.Маршак | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Комнатные растения» |
|
№2 ОС Ознакомление с малыми фольклорными формами. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко» | Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Формировать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-вёдрышко». Помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Цветы» |
||
№3 ОС Рассказывание К. Чуковского «Муха-Цокотуха» | Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | К. Чуковский книга с иллюстрациями «Муха-Цокотуха» | «Насекомые» |
||
№4 «Любимый город» - Чтение рассказа Р.А. Первутинский; Беседа «Наш город». | Учить внимательно слушать новый рассказ, связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас, воспитывать чувство любви и гордости за родной город, желание больше узнать о его достопримечательностях. | Хрестоматия для дошкольников. Книга 1. С. Томилова | «Мой город Северобайкальск» |
Использование художественной литературы на занятиях в детском саду - мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.
Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет
У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление
Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.
В.А. Сухомлинский
Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:
- вырабатывание полного представления о мире;
- развитие навыков разговорной речи;
- продолжение знакомства с художественным словом;
- развитие способности конструировать ответы на вопросы;
- развитие восприятия художественных образов;
- приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
- развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.
Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир
Задачами проведения конкретного занятия могут быть:
- ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями;
- пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами;
- формирование навыка выразительного чтения, интонации;
- расширение знаний об окружающем мире (например, знакомство с профессиями во время изучения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»).
Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы
Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:
- художественное слово - чтение текста;
- рассказ воспитателя - тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
- заучивание наизусть;
- индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
- соединение двух видов искусств - просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
- инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
- дидактические игры.
Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.
Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению
Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
- Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
- Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
- Подбор иллюстраций к книге.
Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:
- смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
- чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
- включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) - это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
- использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например - «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» - и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.
Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»
Задачи занятия - познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.
Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями
Занятие можно составить следующим образом:
- Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
- Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
- Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
- Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
- Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол - столик, чашка - чашечка»).
- Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.
Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.
Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал
При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.
Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)
Месяц | Тема | На что направлены занятия |
---|---|---|
Сентябрь | Стихотворение «Приставалка» Саши Чёрного |
|
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» |
|
|
Русская народная сказка «Три медведя» |
|
|
Октябрь | Чтение русской народной сказки «Колобок» |
|
Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» |
|
|
Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень» |
|
|
Ноябрь | Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок» |
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
|
|
Чтение стихов о маме |
|
|
Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр» |
|
|
Декабрь | Русская народная сказка «Маша и медведь» |
|
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» |
|
|
Русская народная сказка «Лиса и волк» |
|
|
Январь | Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» | Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада. |
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» |
|
|
Е. Чарушин рассказ «Волчишко» |
|
|
Февраль | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» |
|
З. Александрова стихотворение «Мой мишка» |
|
|
Русская народная сказка «Рукавичка» |
|
|
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» |
|
|
Март | Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама» |
|
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» |
|
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
|
|
Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже» |
|
|
Апрель | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
|
К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок» |
|
|
Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца» |
|
|
Май | Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца |
|
В. В. Маяковский «Что такое хорошо - что такое плохо?» |
|
|
С. Маршак стихотворение «Детки в клетки» |
|
В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.