Что нарисовать ребенку. Простые способы обучения детей рисованию

Девочка на шаре

Рассказ Виктора Драгунского с рисунками Нины Носкович.

Для дошкольного возраста.

Виктор Драгунский.

Изд. Детская литература, Москва, 1969.

Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шёл туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Алёнке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом шли в цирк, и я думал, как хорошо, что я уже большой и что сейчас, в этот раз, всё увижу как следует.

А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк, и когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что подумал, что это они нарочно делают, для смеху: ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице тоже этого не случалось. Вот я и рассмеялся во весь голос. Я не понимал, что это артисты показывают свою ловкость.

И ещё в тот раз я всё больше смотрел на оркестр, как они играют - кто на барабане, кто на трубе, и дирижёр машет палочкой, и никто на него не смотрит, а все играют как хотят. Это мне очень понравилось, но, пока я смотрел на этих музыкантов, в середине арены выступали артисты. И я их не видел и пропускал самое интересное. Конечно, я в тот раз ещё совсем глупый был.

И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковёр, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели. И в это время заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть.

И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких-то людей, одетых очень красиво, в красные костюмы с жёлтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он громко и немножко непонятно что-то прокричал, и музыка заиграла быстро-быстро и громко, и на арену выскочил артист-жонглёр, и началась потеха! Он кидал шарики по десять или по сто штук вверх и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть... Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу как приклеенный. Это было очень красиво. И вдруг жонглёр кинул этот мячик к нам, в публику, и тут уж началась настоящая суматоха, потому что я поймал этот мяч и бросил его в Валерку, а Валерка в Мишку, а Мишка вдруг нацелился и ни с того ни с сего запустил прямо в дирижёра, но в него не попал, а попал в барабан! Бамм! Барабанщик рассердился и кинул мяч обратно жонглёру, но мяч не долетел, он просто угодил одной красивой тётеньке в причёску, и у неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

И когда жонглёр убежал за занавеску, мы долго не могли успокоиться. Но тут на арену выкатили огромный голубой шар, и дядька, который объявляет, вышел на середину и что-то прокричал неразборчивым голосом. Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что-то очень весёлое, только не так быстро, как раньше.

И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У неё были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье, и у неё были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для неё выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под её ногами, и она на нём вот так как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному иолу, и голубой шар вёз её на себе; она могла ехать на нём и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка - такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это Время она остановилась, и кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать, и оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках, и это всё было как в сказке, и тут ещё потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, - я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.

И когда зажгли свет, все захлопали и завопили: «Браво!», и я тоже кричал: «Браво!», а девочка соскочила со своего шара и подбежала вперёд, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния, и ещё, и ещё раз, и всё вперёд и вперёд, и мне показалось, что вот она сейчас разобьётся о барьер, и я вдруг очень испугался и вскочил на ноги, хотел бежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась.

И все захлопали изо всех сил и даже застучали ногами, и в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я её вижу и что я тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и улыбнулась. Она мне одному помахала и улыбнулась. И я опять захотел побежать к ней, и я протянул к ней руки. А она вдруг послала нам всем воздушный поцелуй и убежала за красную занавеску, куда убегали все артисты. И на арену вышел клоун со своим петухом и начал чихать и падать, но мне было не до него. Я всё время думал про девочку на шаре, какая она удивительная и как она помахала мне рукой и улыбнулась, и больше уже ни на что я не хотел смотреть. Наоборот, я крепко зажмурил глаза, чтобы не видеть этого глупого клоуна с его красным носом, потому что он мне портил мою девочку: она всё ещё мне представлялась на своём голубом шаре.

А потом объявили антракт, и все побежали в буфет пить ситро, а я тихонько спустился вниз и подошёл к занавеске, откуда выходили артисты. Мне очень хотелось ещё раз посмотреть на эту девочку, и я стоял у занавески и глядел - вдруг она выйдет? Но она не выходила.

А после антракта выступали львы, и мне не понравилось, что укротитель всё время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки. Он заставлял их пересаживаться с места на место или укладывал их на пол рядком и ходил по львам ногами, как по ковру, а у них был такой вид, что вот им не дают полежать спокойно. Это было неинтересно, потому что лев должен охотиться и гнаться за бизоном в бескрайних пампасах и оглашать окрестности грозным рычанием, приводящим в трепет людей. А так получается не лев, а просто я сам не знаю что.

И когда кончилось и мы пошли домой, я всё время думал про девочку на шаре, а вечером папа спросил:

Ну как? Понравилось в цирке?

Я сказал:

Папа! Там в цирке есть девочка. Она танцует на голубом шаре. Такая славная, лучше всех! Она мне улыбнулась и махнула рукой! Мне одному, честное слово! Понимаешь, папа? Пойдём в следующее воскресенье в цирк? Я тебе её покажу.

Папа сказал:

Обязательно пойдём. Обожаю цирк!

А мама посмотрела на нас обоих так, как будто увидела в первый раз.

И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался и всё равно каждый день думал, когда же придёт воскресенье, и мы с папой пойдём в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу её папе, и, может быть, папа пригласит её к нам в гости, и я подарю ей пистолет-браунинг и нарисую корабль на всех парусах.

Но в воскресенье папа не смог идти - к нему пришли товарищи; они копались в каких-то чертежах, и кричали, и курили, и пили чай, и сидели допоздна, и после них у мамы разболелась голова, а папа сказал мне:

В следующее воскресенье... Даю клятву Верности и Чести.

И я так ждал следующего воскресенья, что даже не помню, как.прожил ещё одну неделю. И папа сдержал своё слово: он пошёл со мной в цирк и купил билеты во второй ряд, и я радовался, что мы так близко, сидим, и представление началось, и я начал ждать, когда появится девочка на шаре. Но человек, который объявляет, всё время объявлял разных других артистов, и они выходили и выступали по-всякому, а девочка всё не появлялась. А я прямо дрожал от нетерпения, мне очень хотелось, чтобы папа увидел, какая она необыкновенная в своём серебряном костюме и как она ловко бегает по голубому шару. И каждый раз, когда выходил объявляющий, я шептал папе:

Сейчас он объявит её!

Но он, как назло, объявлял кого-нибудь другого, и у меня даже ненависть к нему появилась, и я всё время говорил папе.

  • Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
  • Постараться проникнуть в мысли рассказа и понять, что же хотел сказать автор своим рассказом.
  • Образовательные цели:
  • Учить глубокому прочтению прозаического произведения.
  • Добиваться полноценного эстетического восприятия текста.
  • Учить пониманию того, что не сказано словами, а выражено совокупностью художественных средств.
  • Учить работать над художественными средствами передачи авторского отношения к герою, событиям.
  • Развивающие цели:
  • Развивать воссоздающее воображение и образное мышление учащихся, используя их представление о героях рассказа как о живых людях.
  • Учить и развивать переход от анализа к синтезу, художественному целому.
  • Развивать понимание характера человека, мотивов поступков, мыслей, чувств Дениса по внутренним проявлениям
  • Развивать у учащихся умение понимать себя, свой мир, поступки.
  1. Введение в тему урока.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

У. – Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения?

(пытаемся понять, как на нас воздействует красота)

Над каким произведение работали?

Где происходят события, которые так потрясли главного героя?

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Этими словами вас всегда приветствуют в цирке перед началом представления его участники, приветствую вас и я. Вы, конечно, не раз бывали в цирке и любите искусство отважных, ловких и веселых. Цирк я тоже люблю.

Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением В. Драгунского “Девочка на шаре”.

Вы многое узнали о цирке из рассказа, постарайтесь разгадать, о ком или о чем я прочитала в толковом словаре.

КРОССВОРД

Слайд 2

1.Человек, идущий по канату.

2.Человек, сохраняющий равновесие в трудных положениях тела, например, стоя на цилиндрах (мячах).

3. Фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы.

4. Искусный гимнаст, исполнитель сложных гимнастических номеров в цирке.

Ученик читает из толкового словаря: “Цирк – буквально круг. Здание для цирковых представлений. С древности проводились на круглых аренах соревнования – гонки колесниц. В перерывах между гонками выступали акробаты, эквилибристы, комики, дрессировщики”.

Вместе с героями отправляемся в цирк.

Слайд 3

Учитель читает стихотворение

Что можно на свете красивым назвать?

Заснеженный город, иль водную гладь?

Морскую волну, или солнечный свет?

Прошу, помогите и дайте ответ.

На доске прикреплен ватман, на котором изображено небо. Учитель раздает детям звездочки из цветной бумаги.

Напишите на своих звездочках слово или словосочетание, обозначающее для вас красоту.

После этого дети выходят к доске, читают свое слово и прикрепляют свою звездочку на небо.

Учитель делает вывод: не может быть одного мнения. Для каждого человека красота имеет разные проявления.

3.Сообщение темы урока.

Слайд 4

Тема нашего урока «Красота меняет человека», продолжим работу над произведением В.Драгунского «Девочка на шаре».

На уроке мы будем учиться работать с текстом, будем учиться красиво и правильно говорить, будем учиться рассуждать о прочитанном.

4. Беседа о творчестве В.Драгунского, работа с литературными терминами.

К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

Какие бывают рассказы? (научные и художественные)

Какой это рассказ? (художественный)

Докажите, что художественный. (есть сюжет и художественный вымысел)

Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?

- А этот рассказ? (смешной и немножко грустный)

- Кто главный герой рассказа «Девочка на шаре? (Денис Кораблев)

- Почему во всех рассказах В.Драгунского главный герой Денис Кораблев?

Вы уже знаете некоторые факты из биографии писателя. Сегодня вы узнаете новые.

Слайд 5

Знаете ли вы, что В.Драгунский по профессии был актером? Когда окончилась Великая Отечественная война, он к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей. Он говорил: « Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости…»

Поэтому, наверно, не случайно появился такой рассказ, как «Девочка на шаре».

5. Работа над произведением

(Беседа – размышление .)

Итак, вернемся к нашему рассказу.

Какие картины предстали перед вами, когда вы читали произведение Виктора Драгунского “Девочка на шаре” (перечисляют : “Я увидел…”, “Я представил…”,)

Какие звуки услышали? (стр. 141 – оркестр, барабаны, трубы; крики, шум, хохот, звон колокольчиков, стук, рычание, хлопанье.) Отвечают : “Я услышал…”

Какие запахи? (особенные ) - Как об этом говорит автор?

Какие своеобразные воспоминания остались у Дениски после первого посещения цирка? Почему?

Каким мы видим Дениску? (радостным, счастливым, самокритичным)

Найдите и прочитайте, (выборочное чтение )

девочки :

1) Что понравилось мальчику, когда он пришел в цирк во второй раз? (стр.141 – начало части 2)

мальчики :

2) Какой эпизод показался вам наиболее смешным? (стр.141 – “и вдруг жонглер…”)

Чем так поразила Дениску эквилибристка – девочка на шаре? (“…он никогда не видел таких маленьких и красивых девочек, … и это было как в сказке…”)

Кто желает творчески пересказать отрывок о выступлении девочки? (до слов “…не видел ничего такого подобного”)

Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? (он хотел сохранить в памяти образ девочки, лучше ее запомнить)

Как поступил Дениска, когда объявили антракт? Найдите ответ в тексте.

О чем он думал после представления, когда шел домой?

Папа спросил сына про цирк. Что ответил мальчик на вопрос отца? Найдите это место в тексте. Прочитайте диалог без слов автора.

Учитель: И Денис стал ждать…

Какие слова, выражения использует автор, чтобы передать чувство ожидания мальчика? (Не длинная неделя, а длиннющая; повторение союза “и”; выражение “каждый день думал”).

Осуществилась ли мечта Дениса? Найдите ответ на вопрос.

6. Физминутка

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

7. Работа над произведением

Увидел ли Денис девочку на шаре во второй раз?

О чем он подумал, когда ее выступление не было объявлено? Зачитайте этот отрывок.

Почему на самом деле не состоялось выступление Танечки Воронцовой? Давайте прочитаем по ролям.

В какой момент вам стало грустно?

Почему, несмотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой?

(Высказывания детей: “Я думаю… Я предполагаю… Я считаю”)

Как вы объясните: почему Денис действовал так, а не иначе?

(Учитель зачитывает отрывок .)

Почему у Дениса возникли именно такие мысли, а не другие?

Наводящий вопрос: - Что скрыто за этими словами героя? (тоска, печаль, желание увидеть Таню)

Что предложил папа сыну по пути из цирка домой? Зачем?

(Высказывания детей: “Хотел поддержать сына. Увести от грустных мыслей. Поднять настроение. Порадовать.”)

Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень благодарен ему за это. Давайте прочитаем хором.

Как вы думаете, почему же у папы было очень серьезное и грустное лицо? (переживал, волновался, поддерживал сына, сострадал, сопереживал)

8.Сравнительный анализ отрывков.

Слайд 6

Душевное состояние и настроение папы в цирке и после посещения цирка

Душевное состояние и настроение Дениски в цирке и после посещения цирка

1.Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!

2.Он был весёлый и довольный.

3.Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рыжие – ужас! Бежим смотреть.

4.Папа молчал. Ему видно было не до меня.

5.Зайдём в кафе»Мороженое». Смутузим по две порции, а?

6.Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Он шёл очень быстро. У него было очень серьёзное и грустное лицо.

1.Да ну. Это ерунда на постном масле! Это не то.

2.Папа, пойдём скорей узнаем, где же девочка на шаре!

3.Пойдём домой, папа.

4.Владивосток- это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь…

5.Не хочется что-то, папа.

6.Он шёл очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Почему он не разговаривал со мной?

Мы видим, как автор постоянно противопоставляет нам состояние и поведение Дениски и папы. С противопоставлением мы уже знакомы – это антонимы. Но здесь противопоставляются не слова, а целые предложения и фразы. Такой приём называется антитеза. Запишите в тетрадь.

Слайд 7

Антитеза – художественный приём противопоставления.

Как он относится к своим героям? (сопереживает вместе с ними, страдает)

Разделяете ли вы его отношение?

Как вы понимаете слова: “Счастье – это когда тебя понимают…”

А как вы понимаете своих родителей, а они – вас? Расскажите, какие у вас взаимоотношения в семье с родителями?

Какое желание возникло у вас после прочтения рассказа “Девочка на шаре”? (дописать, продолжить, желание стать эквилибристом, жонглером)

Пофантазируйте. Каким вы представляете себе будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?

Не напомнило ли вам это произведение что-либо из вашей собственной жизни?

Расскажите, а если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы вы чувствовали себя, как бы действовали?

9. Закрепление. Проверка знаний

А теперь давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ? Работа в группах.

1 группа

1. По сколько порций мороженого предложил съесть папа Дениске? (по 2)

2. Над чем ужасно расхохотался Дениска, когда был в цирке в первый раз? (Когда один акробат полез на голову другому…)

3. В кого попал Мишка мячиком? (В дирижера).

4. Куда уехала Танечка Воронцова вместе с родителями? (Во Владивосток).

5.Что не понравилось Денису во время выступления львов? (“И мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки”.)

6. Какого цвета было платье у Тани Воронцовой? (серебристого)

7. На каком ряду сидели папа и Денис, когда пришли в цирк? (на 2-м)

2 группа

Озаглавливание частей рассказа.

Цитатный план.

  1. В этот раз все увижу, как следует.
  2. Все так хохотали, что чуть не умерли.
  3. Я таких девочек никогда не видел.
  4. Пойдем в следующее воскресенье в цирк!
  5. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.
  6. Пойдем домой, папа.
  7. Почему он не разговаривал со мной?

3 группа

Составить свой план рассказа

4 группа

Восстановить последовательность предложенных отрывков по плану.

10. Работа с картинами.

Слайд 8

Самое время сходить в картинную галерею и посмотреть картину испанского художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре».

а) Рассмотрите картину. Кто эти люди, юноша и девочка?

(Видимо, гимнасты цирка.)

б) Как их изображает художник, какой прием лежит в основе изображения?

(Прием контраста – мощный юноша и хрупкая, тоненькая девочка.)

в) Что делают юноша и девочка?

(Возможно репетируют цирковой номер.)

в) Как можно назвать изображаемый момент из жизни артистов? Здесь возможны аплодисменты?

(Это рабочий, будничный момент из жизни артистов)

г) Где находятся артисты?

(Это артисты бродячего цирка, которые переезжают с места на место и репетируют они за городом.)

д) Что вы скажете про цветовую гамму картины? Сравните с цветовой гаммой картин К.Малевича «Сенокос», М.Шагала «Автопортрет с семью пальцами».

(Цвета блеклые, неяркие. Цвета: серо-голубые, серовато-черные, желтовато-розовый, сиреневые.)

е) Почему именно такую гамму использует художник?

(Это рабочие будни, триумф и успех впереди. Здесь только рождается цирковой номер.)

ж) Эти два человека работают на арене вместе или в отдельных цирковых номерах? Можно ли утверждать, что между юношей и девочкой полное взаимопонимание?

(Девочка тренируется не просто на глазах у юноши, а совсем рядом. Она готова выслушать его советы. Юноша смотрит на девочку серьезно, по-доброму. Выражение его лица создают впечатление силы, уверенности, готовности прийти на помощь, надежности. Здесь царит взаимопонимание, а это большое счастье.)

з) Неужели Пикассо читал Драгунского?

(зачитывают текст на стр. 174)

Слайд 9

и) Перед вами еще одна картина.

Портрет Сарры Фермор художника Ивана Вишнякова находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее.

Рассмотрите картину.

Как вы думаете, маленькая графиня Сарра Фермор изображена на портрете торжественно, парадно или обыденно, по-домашнему?

Что помогло вам догадаться?

(Одежда – нарядное расшитое платье взрослой дамы,

Поза – стоит во весь рост, позирует художнику.

Жесты – в одной руке держит веер, изящно вывернув кисть, другой рукой придерживает складки платья.

Прическа – парик напудренный, который надевали только на выход.

Фон – тяжелая драпировка ткани слева, колонна справа – обязательные атрибуты парадного портрета.)

Сарре нравиться изображать взрослую девочку?

- Рассмотрите внимательно выражение лица девочки.

(Взгляд – серьезный и задумчивый, она вовсе не глупая кокетка.

Девочка с упоением играет роль взрослой.)

11. Рассуждения о красоте.

Почему обе эти картины украшают главу «Красота спасет мир»?

Если бы Денис Кораблев увидел девочку не во время выступления, а рядом с собой, в качестве зрителя, она бы произвела на него такое же впечатление?

Обобщение: Нет! Гармония красоты и волшебной силы искусства произвели такое впечатление на Дениску.

Вы согласны со мной, красота бывает разной: есть внешняя красота, а есть внутренняя?

В чем красота картины Пабло Пикассо?

Обобщение ответов : Я здесь вижу внутреннюю красоту. Гармонию, которая держится на двух таких разных фигурах – хрупкой гимнастки и сильного атлета.

Гармония взаимоотношения, взаимопонимания

В чем красота Сары Фермор?

Обобщение ответов : Гармония внешней красоты и богатого внутреннего мира.

Вы верите, что красота растворена в окружающем нас мире, нужно только уметь ее замечать?

(приведите примеры)

Обобщение ответов детей : Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное.

Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне.

12.Подведение итогов урока.

Каждому ребенку выдается звезда из цветной бумаги. На ней ученик пишет предложение о том, как на нас может воздействовать красота. Каждый ученик выходит к доске, читает свое предложение и прикрепляет звезду на небо. Таким образом к концу урока на доске появляются звезды, которые зажгли дети.

13. Домашнее задание:

придумать продолжение рассказа, что может произойти через несколько лет; выразительное чтение по ролям.

14 . Итог урока

Самооценка

Слайд 10

Домашнее задание 15. Пересказ от имени главного героя.

Представьте, что Денис – это вы. Расскажите от имени главного героя, как побывали в цирке Денис с папой. Вспомните, какое состояние души было у Дениса, настроение, какие он чувства испытывал? Постарайтесь передать это в своем рассказе.

Творческая работа.

Какое чувство возникло у вас к папе Дениски и к самому Денису?

Попробуем выразить это чувство в творческой работе.

Послушайте задание: Нарисовать светлое, доброе чувство любви родителей к детям, мальчика к девочке.

Как по-вашему, что такое взаимопонимание между родителями и детьми?

Предварительный просмотр:

Цитатный план.

1.Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.

2.Пойдем в следующее воскресенье в цирк!

3.В этот раз все увижу, как следует.

4.Почему он не разговаривал со мной?

5.Заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться.

6.Я таких девочек никогда не видел.

7.Пойдем домой, папа.

Цитатный план.

1. В этот раз все увижу, как следует.

2. Все так хохотали, что чуть не умерли.

3. Я таких девочек никогда не видел.

4. Пойдем в следующее воскресенье в цирк!

5. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.

6. Пойдем домой, папа.

7. Почему он не разговаривал со мной?



Девочка на шаре

Рассказ Виктора Драгунского с рисунками Нины Носкович.

Для дошкольного возраста.

Виктор Драгунский.

Изд. Детская литература, Москва, 1969.

Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шёл туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. Главное, Алёнке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. Это очень обидно. И вот теперь мы всем классом шли в цирк, и я думал, как хорошо, что я уже большой и что сейчас, в этот раз, всё увижу как следует.

А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк, и когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что подумал, что это они нарочно делают, для смеху: ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице тоже этого не случалось. Вот я и рассмеялся во весь голос. Я не понимал, что это артисты показывают свою ловкость.

И ещё в тот раз я всё больше смотрел на оркестр, как они играют - кто на барабане, кто на трубе, и дирижёр машет палочкой, и никто на него не смотрит, а все играют как хотят. Это мне очень понравилось, но, пока я смотрел на этих музыкантов, в середине арены выступали артисты. И я их не видел и пропускал самое интересное. Конечно, я в тот раз ещё совсем глупый был.

И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на стенах висят яркие картины, и кругом светло, и в середине лежит красивый ковёр, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели. И в это время заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть.

И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких-то людей, одетых очень красиво, в красные костюмы с жёлтыми полосками. Они встали по бокам занавески, и между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он громко и немножко непонятно что-то прокричал, и музыка заиграла быстро-быстро и громко, и на арену выскочил артист-жонглёр, и началась потеха! Он кидал шарики по десять или по сто штук вверх и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть... Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу как приклеенный. Это было очень красиво. И вдруг жонглёр кинул этот мячик к нам, в публику, и тут уж началась настоящая суматоха, потому что я поймал этот мяч и бросил его в Валерку, а Валерка в Мишку, а Мишка вдруг нацелился и ни с того ни с сего запустил прямо в дирижёра, но в него не попал, а попал в барабан! Бамм! Барабанщик рассердился и кинул мяч обратно жонглёру, но мяч не долетел, он просто угодил одной красивой тётеньке в причёску, и у неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

И когда жонглёр убежал за занавеску, мы долго не могли успокоиться. Но тут на арену выкатили огромный голубой шар, и дядька, который объявляет, вышел на середину и что-то прокричал неразборчивым голосом. Понять нельзя было ничего, и оркестр опять заиграл что-то очень весёлое, только не так быстро, как раньше.

И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У неё были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье, и у неё были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для неё выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под её ногами, и она на нём вот так как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному иолу, и голубой шар вёз её на себе; она могла ехать на нём и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка - такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это Время она остановилась, и кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать, и оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках, и это всё было как в сказке, и тут ещё потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно, - я за всю свою жизнь не видел ничего такого подобного.

И когда зажгли свет, все захлопали и завопили: «Браво!», и я тоже кричал: «Браво!», а девочка соскочила со своего шара и подбежала вперёд, к нам поближе, и вдруг на бегу перевернулась через голову, как молния, и ещё, и ещё раз, и всё вперёд и вперёд, и мне показалось, что вот она сейчас разобьётся о барьер, и я вдруг очень испугался и вскочил на ноги, хотел бежать к ней, чтобы подхватить её и спасти, но девочка вдруг остановилась как вкопанная, раскинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась.

Девочка на шаре Виктор Драгунский

(Пока оценок нет)

Название: Девочка на шаре

О книге «Девочка на шаре» Виктор Драгунский

«Девочка на шаре» — пожалуй, самая трогательная и грустная история из книги «Денискины рассказы». Виктор Драгунский создал произведение, которое пережило свою эпоху, оно продолжает завоевывать сердца и юных читателей, и взрослых.

Рассказ начинается с того, что однажды вместе с классом сорванец Дениска Кораблев идет в цирк. Во время циркового представления наибольший восторг у него вызвало выступление цирковой артистки на шаре. Девочка была маленькая, очень красивая и ловкая. Она сильно понравилась нашему герою. Он две недели то и делал, что вспоминал об этой удивительной девочке. Он потерял сон и аппетит, перестал даже проказничать. Мальчик очень сильно хотел с ней познакомиться. Наконец папа отвел Дениса в цирк. Они заняли свои места, прождали все отделение до самого антракта, однако маленькая артистка так и не появилась на арене. Выяснилось, что она вместе со своими родителями уехала в далекий Владивосток. Дениска с папой разочарованные вернулись домой, им было очень грустно…

Виктор Драгунский написал удивительную историю. Она искрит детским восприятием действительности, в ней мастерски описываются шалости, много юмора, поднимаются темы добра и зла, затрагиваются семейные ценности. Все это подано в хорошей манере, доступно для восприятия юного читателя.

Рассказ «Девочка на шаре» легко читать. Он находит сильный отклик в сердце. Переживания Дениски очень трогательные и не по-детски глубокие. Этот герой очаровывает своей непосредственностью, мечтательностью, простодушием и уникальным талантом влипать в разные забавные ситуации. Отдельных слов стоит отношение отца мальчика. Безусловно, он понимает чувства сына, однако он не насмехается, не шутит на эту тему, искренне сопереживает, он даже помогает организовать встречу.

Это фантастически прекрасная книга. Она давно стала классикой детской русскоязычной литературы. Прочитав ее однажды вы уже не забудете ее никогда. Впечатление от нее практически невесомое, очень мягкое. Хоть Виктор Драгунский адресовал свою историю детям, изображает он отнюдь не детские чувства и эмоции. Рассказ окутан невероятной атмосферой магии детства.

Рекомендуем читать эту книгу и детям, и взрослым, каждый поймет ее по-своему. Она пробудит в вас самые светлые чувства, возможно, вы даже вспомните свою первую влюбленность. А учитывая, что качественной детской литературы не так уж и много, то это произведение является буквально обязательным к прочтению.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Девочка на шаре» Виктор Драгунский в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Девочка на шаре» Виктор Драгунский

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :


Top