Урок вокала с взрослым учеником правила. Несколько причин заняться вокалом уже сейчас

Уроки вокала для начинающих направлены на развитие слуха, ритмики и изучения основ нотной грамоты. Только после этого новичок приступает к практическим занятиям, а именно постановке дыхания, распевкам и т.д. В этой статье вы узнаете с в чем отличительная особенность и что вообще следует ожидать на первых занятиях если ты новичок.

Множество людей, которые собираются заняться вокалом зачастую откладывают поход в студию в дальний ящик ссылаясь на какие-либо обстоятельства. Зачастую это происходит из-за неуверенности в себе и боязни сделать первый шаг в неизвестном направлении. Стоит помнить о том, что уроки вокала - это учебный процесс, который из новичка делает профессионала.

Наверное, если вы читаете эту статью, то вы только собираетесь заниматься вокалом. Я убежден, что вас одолевали такие мысли как: а что будет на первом занятии? я буду выглядеть нелепо и вообще мне придется петь, а я стесняюсь. Это нормально, но поспешу вас успокоить - петь вы еще долго не будете. По крайней мере, если вы занимаетесь у профессионалов, которые знают как работать с новичками.

Стоит понимать, что вокал для начинающих, новичков является областью педагогики, включающей работу с различными аспектами, как снятие психологических барьеров, так развитие музыкальности и тренировки голоса. Вокальная студия "singing lessons", расположенная в Москве, собрала в себе замечательный педагогический состав, имеющий огромный опыт преподавания вокала как для новичков, так и для уже состоявшихся вокалистов.

Как проходят первые занятия по вокалу

Как мы уже знаем, что когда вы придете в студию вам не придется петь. Вы спросите, а что же тогда мы будем делать на уроках пения? Вокал - это наш природный инструмент и как известно, для того, чтобы инструмент зазвучал его нужно настоить. Собственно этим вы и будете заниматься плотно и усердно с преподавателем.

Для начала вы должны пройти обязательный краткий теоретический курс, что позволит вам иметь общее представление о процессе пения, о том как воспроизводится правильный певческий звук, какие мышцы задействованы, какие ощущения вы должны испытывать при вокале. Так же в обязательном порядке уроки вокала для новичков предусматривают работу над слухом, сольфеджио и ритмикой.

После теории, конечно вы перейдете к практике. Обычно практические занятия начинаются с постановки вокального дыхания, поскольку сам процесс пения и начинается со вздоха. Упражнения на постановку вокального дыхания приятные и зачастую увлекательные. Все что вам понадобится - это интенсивно и ритмично дышать заставляя активно работать вашу диафрагму. Существует множество упрежнений, в том числе и на быстый вдох и медленный выдох, при этом поток воздуха следует равномерно распределять на всем выдохе.

Вокальное дыхание - это база (как принято считать), однако я бы не стал сильно много уделять ему времени. После дыхательных упражнений начнется практика входе которой специфическими мычаниями, либо трелями губами с закрытым ртом педагог прогонит вас по нотам дабы разогреть ваши связки. Следует помнить что вообще наш голосовой аппарат - это живой организм и вы обязательно должны разогревать связки каждый раз перед распевками.

После того как хорошо прогрели связки вы приступите к распевкам. На первых занятиях эти распевки будут в пределах одной октавы. Тут преподаватель услышит как у вас обстоят дела со слухом. После этого вы начнете делать специфические упражнения, которые помогут вам найти вокальную позицию и направлять поток воздуха в резонаторы.

Как скоро я буду петь на занятиях?

Как известно, чтобы научиться петь, нужно освоить пение в миксе и головном регистре. Именно головной голос рождает как красивый, плотный низ диапазона, так и "сочный" смешенный голос, когда сливается головной голос и грудной. Это обычно середина вашего диапазона. Именно головной голос ключ к вокальному успеху, поэтому преподаватели студии "singing lessons" уделяют больше всего времени нахождению вашего головного голоса и креплению его. Именно верхние резонаторы позволят петь на всем участке диапазона сбалансированно без криков и срывов на фальцет.

Пока вы не обретете технику пения в микстовом и головном регистрах нет смысла петь. Вы лишь будете закреплять ошибки и петь низко, при попытке спеть выше вы будете петь либо громко, усиливая давление на связки тем самым переходя на крик, либо вовсе срываться на фальцет.

Вывод можно сделать исходя из вышенаписанного. Только спустя время и только после того как вы обретете и укрепите навык пения в головном регистре, у вас появится мискт и подтянется сильный сбалансированный грудной голос. Вы будете петь свободно и связанно на всем участке своего диапазона. Только после этого можно переходить к исполнению произведений. Только тогда, когда ваш инструмент будет настроен на всех участках диапазона следует переходить к пению, это укрепит ваши навыки и вы можете работать над мелизмами и риффами, что придаст вашему голосу высочайший профессионализм.

Уроки вокала от Марии Струве: что это такое, как это работает, что это дает?

Сегодня я могу ответить однозначно со 100% уверенностью — мои уроки вокала , в основе которых лежит работающая технология постановки и развития певческого голоса являются на сегодняшний день наиболее эффективным вариантом для занятий вокалом и обучения вокалу.

Почему «технология»?

Технология - это четкая последовательность конкретных шагов, всегда приводящая к заранее известному результату. Для технологии вокала Марии Струве этот результат — ваш голос, полностью раскрытый во всем диапазоне, ровный и мощный. Звук без провалов и «рваных» нот, точное попадание в ноты, правильное, естественное дыхание.

Побочные эффекты, с которыми мы сталкиваемся — голос не устает даже после 7 часов классического вокала! Это демонстрируют наши педагоги и студенты, когда распеваются, дают 3-х часовую репетицию в полный голос и концерт практически без перерыва, шокируя тем самым опытных концертмейстеров.

В случае обучения вокалу технология вокала дает три самых важных элемента как для педагога вокала, так и для ученика.

  1. Точное, выверенное знание «как правильно», «как должно быть», идеальную картину звучания полностью раскрытого голоса. Без мнений, без ненужной информации, основанное на физике, математике и физиологии
  2. Точные, выверенные и многократно проверенные данные, как и куда смотреть и на что обращать внимание а что игнорировать. Эти данные позволяют оценить реальную, существующую картину состояния голоса. При проведении исследований, я проводила оценку звука, извлекаемого студентом с использованием своего голосового аппарата по 12 конкретным физическим параметрам. Для стандартной работы педагога по моей технологии используются 4 главные физические характеристики.
  3. Точная система оценок и шагов, постепенно переводящая текущее состояние голоса все ближе и ближе к идеальному.

Эту систему, эту мою технологию изучают все — и студенты и педагоги, прежде чем приступить к занятиям. Все мои студенты являются экспертами в технологии вокала Марии Струве и они точно знают, что с ними делает на уроках вокала педагог и почему. Именно это позволяет работать слаженно как команда педагогу и студенту. Именно это отличает мою школу от тех школ, где педагог вокала говорит студенту «сделай то», «сделай это» а тот часто вообще не понимает что с ним делают и к чему это должно привести.

Как проходит урок вокала?

Все мои уроки вокала и уроки вокала моих педагогов проходят по стандартному сценарию. Педагог руководит студентами при выполнении серии тренировочных упражнений по развитию голоса. В процессе упражнений педагог следить за звукоизвлечением и ходом работы каждого студента в группе или своего студента при индивидуальных занятиях.

При достижении максимального результата для данного конкретного упражнения педагог переходит к следующему в серии упражнений. Периодически проводится индивидуальная оценка и коррекция каждого студента. Упражнения, из которых состоит серия содержат как упражнения на развитие голоса, так и упражнения на развитие дыхания и координацию управления телом.

Упражнения одни для всех

Все упражнения, из которых состоит технология вокала Марии Струве, применяются одинаково для всех типов голоса и для любого уровня раскрытия голоса. Эта система упражнений дает рост голоса вверх на конкретную величину от любой «ступеньки», на которой вы находитесь. В этом уникальность технологии. Различается только интенсивность.

Такой подход демонстрирует полную логичность, так как, например, для развития тела вы в спортивном зале используете проверенную систему упражнений и последовательность их выполнения. Для разного состояния развития тела вы используете больший или меньший вес. Это естественно и ни у кого не вызывает непонимания.

В вокале то же самое, так как мы развиваем совершенно конкретные органы этого же самого тела для того чтобы петь. Если какой-либо педагог говорит вам, что нужны разные упражнения для разного типа голоса или для разных стадий его освоения, для меня это показатель того, что этот педагог не понимает чего-то в постановке голоса и обучении вокалу. И это не его вина — это его беда. Возможно, его так научили. Возможно, в ходе разработки собственной методики ему не хватило знаний, времени и количества «подопытных» студентов, чтобы упростить свою личную методику до уровня технологии.

Если вы такой педагог и хотите гарантированных результатов — приходите, я вам помогу во всем разобраться. Поверьте, вы вздохнете с облегчением и ваши результаты экстремально вырастут.

Если вы поете профессионально или только мечтаете научиться петь — приходите и занимайтесь. Я вам гарантирую, что такой скорости и качества звука как у меня вы не добьетесь при занятиях ни по какой другой школе. Это проверено.

Конкуренты

У моей технологии вокала сегодня нет конкурентов. Никто, судя по моим наблюдениям, не продвинулся в разработке методик постановки голоса дальше меня. Поэтому я в себе абсолютно уверена. Я настолько в себе уверена, что говорю студентам:

«Освоив технологию вокала Марии Струве вы можете заниматься вокалом у кого угодно. Просто изучите мою технологию вокала, освойте основы постановки голоса и занимайтесь с кем угодно. Только следите, чтобы делать все правильно.»

Когда вы освоите основы моей технологии вокала вы будете делать меньше ошибок с другими педагогами. По факту вы будете делать все правильно, а педагог будет сидеть на стульчике и подыгрывать вам. Однако, те кто попробовал и понял мою технологию вокала, даже позанимавшись у других педагогов все равно бегут ко мне.

И в большинстве случаев мы снова повторяем уже проделанную работу: кому голос зажали, кому верхушки срезали, кому сделали провал в середине вокального диапазона, кому сделали голос «тупым» и «плоским», «эстрадным», подавив богатство обертонов, которое мы с таким трудом восстановили человеку.

Теперь, с появлением технологии вокала Марии Струве, у каждого есть выбор: заниматься у тех, кто ближе или дешевле или заниматься у меня, гарантированно возвращая себе свой настоящий, природный, богатый, красивый голос, который летит и звенит, который ни с чем не спутать. Которые несет радость не только окружающим, но и его владельцу.

Который когда звучит, когда попадаешь под его волну эстетического созидания звука настоящего живого голоса, на самом деле понимаешь, что имеют ввиду, когда говорят «душа поет».

ТЕПЕРЬ ВЫБОР ЕСТЬ, И ОН — ЗА ВАМИ!

Ваша
Мария Струве

Предлагаем вашему вниманию лучшие видео уроки вокала для взрослых на русском языке. Также они подойдут и для опытных исполнителей. Тренировочные упражнения составлены профессиональными преподавателями, мастер класс по вокалу записан в видео формате.. Обращаем внимание: для того чтобы полноценно освоить материал требуется контроль опытного человека со стороны, поэтому максимальную пользу дадут только занятия с преподавателем.

Учимся петь с нуля - видеоуроки:

Зачем нужны уроки для новичков на видео?

Изучение эстрадного пения предполагает обязательное освоение основных принципов певческого искусства. Простой способ знакомства с азами - посмотреть видео уроки вокала онлайн бесплатно. Человек самостоятельно выбирает видеокурсы к просмотру и изучению, ориентируясь на имеющиеся голосовые проблемы не тратя при этом денег. После чего уже проще сделать вывод о необходимости очных занятий и направлении для развития. Можно также использовать наши техники для учёбы в off-line режиме, сохранив с Youtube понравившийся ролик, с помощью любой программы как «видео занятие - урок 1» или под другим удобным названием.

Видеоурок по вокалу поможет:

  • понять работу гортани, связок, челюсти во время исполнения песен;
  • узнать, что такое постановка правильного дыхания;
  • сделать голос сильным, красивым, глубоким;
  • изучить основные вокально-исполнительские приемы;
  • найти упражнения для расширения голосового диапазона, развития музыкального слуха;
  • избавиться от зажимов;
  • раскрыть другие секреты вокальных техник.

Преимущества видеокурсов

Видео обучение выгодно следующим:

  • Учиться можно в удобное время суток дома, в дороге, командировке, на природе. Появилась свободная минута – посвятите ее просмотру видеозаписей и певческой практике;
  • Ролики подойдут для детей и для взрослых. Каждому возрасту посвящены отдельные интересные действенные тренировки;
  • Ученик самостоятельно определяет нагрузку. Есть желание, силы, время – можно продолжать обучение, появилось чувство утомления – переносите учебный процесс;
  • Доступная форма изложения, наглядные упражнения, подробные комментарии профессионалов позволяют успешно осваивать такой сложный учебный материал как видео уроки пения.
  • Это бесплатно!

Очное обучение - всегда качественнее!

Начальные занятия вокалом с учащимися.

Начальный период занятий с учеником и в особенности первый урок, являются для руководителя весьма ответственным моментом. От того как удастся провести первый урок, часто зависит судьба дальнейших занятий.

Первые занятия являются не только учебными. На них углубляется знакомство с учеником: как с его голосом, так и с психическим складом. На этих уроках выявляются отдельные черты психики, характера: активность учащегося на занятиях, его восприимчивость к навыкам и занятиям, память, способность собирать и удерживать внимание, волевые качества характера, такие как настойчивость и уверенность в себе.

В результате такого детального знакомства составляют индивидуальный план работы с учеником (наряду с воспитанием общих, необходимых навыков голосообразования, намечают и методические пути устранения отрицательных особенностей голосообразования, а также индивидуальный подход к личности ученика).

Уроки с начинающими должны быть кратковременными, по возможности ежедневными. Развивать голос следует в начале на центральном участке диапазона, отталкиваться от наиболее благоприятно звучащих гласных на примарных звуках, используя умеренную силу голоса. Для правильной организации работы необходим осмотр голосового аппарата врачом-фониатром. Посещение врача и его оценка строения голосового аппарата может быть полезной для определения типа голоса, который свойственен данному ученику. Диагностика типа голоса является одной из важных задач первого периода работы с учеником.

Учебные занятия следует начать с организации предварительных условий голосообразования - с установления правильного положения головы и корпуса. Для этого надо добиться, чтобы поза поющего была естественной – чтобы он стоял прямо без напряжения, раздвинув назад плечи, слегка приподняв грудь и прогнув поясницу. Голова не должна быть опущенной вниз или запрокинутой назад.

Непосредственно голосообразованию предшествует вдох, он во многом определяет выдох. Если вдох осуществляется при помощи движения (выпячивания) брюшной стенки при покое грудной клетки, то и выдох будет происходить за счёт движений диафрагмы и мышц живота. То же и при вдохе, взятом в верхний отдел грудной клетки – выдох в этом случае будет осуществляться в основном мышцами этой области. Вдох можно регулировать сознательно и поэтому его организации нужно уделить особое внимание. После этого необходимо добиться бесшумного и достаточно спокойного вдоха, характерного для нижнерёберно- брюшного дыхания.

Следующей педагогической задачей является организация нужной атаки звука. Обычно это мягкая атака. Надо помнить об индивидуальном подходе в выборе атаки в зависимости от голосообразования ученика.Главное надо добиться, чтобы атака была чёткой, чтобы поющий брал звук сразу, без « въездов» и призвуков, как бы «сверху». Воспитание такой атаки могут помочь упражнения на staccato . Взятие звука «сверху» связано с установкой ротоглотки в положении полузевка.

В начале обучения правильно организованные вдох и атака звука являются моментами первостепенной важности, так как они во многом определяют характер звучания.

Вместе с подачей звука осваивают умение выпевать, тянуть звук в приблизительно равной силе звука (mezzo forte ). Тем самым прививают элементарные навыки равномерного выдоха, дыхательной опоры и основанный на нём навык кантиленного пения. С этой целью используют примитивные упражнения на legato на несколько близко лежащих звуках.

Уже на первых уроках нужно обострять слуховое внимание ученика к изменениям в тембровой окраске певческого звука. Сначала учащийся будет определять самые общие свойства звука, такие как округлённый и неокруглённый звук, место его наибольшего резонирования. Затем слуховое восприятие и оценки станут всё более усложняться. Учащийся сумеет уже определить, достаточно или чрезмерно округлён звук, как он звучит – в высокой или низкой позиции, ярко ли и т.п. Вместе с оценкой звука будет развиваться и критическое отношение к нему.

Умение слышать различные особенности певческого звука, критически к ним подходить и распознавать по этим особенностям, как работает голосовой аппарат, принято называть вокальным слухом.

Воспитание умения тонко слышать и ориентироваться в певческом звучании – воспитание высоко развитого вокального слуха – является основным звеном всего учебного процесса.

И с самого начала, чтобы создать благоприятные условия вокальных навыков, учащегося прежде всего надо научить хорошо слышать себя, особенности своего звучания.

В начальный период формируются основные слуховые критерии, закладывается фундамент оценки вокального звучания, на котором в дальнейшем будет строиться не только вокально- техническое, но и художественное воспитание певца.

Саранская Дарья Антоновна
Учебное заведение: МОУ Лицей № 11 Ворошиловского района Волгограда
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-08-07 Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога) Саранская Дарья Антоновна Данный конспект занятия предназначен для помощи педагогу в организации занятия

Просмотреть свитедельство о публикации

Занятие проводится по образовательной программе «Вокалетто» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем «Вокалетто» (10 человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7-17 лет. Набор в объединение проводится на основе желания.

Цели занятия:

1. формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

2. создание условий, в которых учащийся испытывает ра­ дость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

  1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1. устойчивое интонирование одноголосного пения

4.навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, фортепиано, СD диски, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Про варенье», «Три желания», «Лицейская», раздаточный материал – слова песен

Этапы и хронометраж занятия

1 занятие – 1ч 30 мин

I .Организационный этап . Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II .Подготовительный этап : гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения — 14 мин

III .Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона – 12 мин

IV .Основной этап — работа над репертуаром (работа над

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).

1.Пропевание песен «Про варенье», «Три желания» в сопровождении

фортепиано и a capella – 8 мин

2. Работа с солистами.- 4 мин

3. Пропевание песен под фонограмму «минус» — 8 мин

4. Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

Динамическая пауза — между песнями 10 минут на отдых- релаксация,

Физкультминутка

5. Работа над движениями в песне «Про варенье» — 5 мин

6. Повторение песни «Лицейская» – 5 мин

V . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности,

Эмоциональном состоянии – 2 мин

VI . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под

Фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов

Каждого ученика – 10 мин

VII . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем

Занятии — 2 мин

I .Организационный этап :

— встреча детей;

— проверка присутствующих;

— Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковыва­ет гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.

Подготовительные упражнения.

II . Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть .)

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковы ми зубами, как бы жуя его.

Сделайте языком круговое движе ние между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противо положном направлении.

— Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в пра вую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

Скороговорки:

1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Упражнения на дыхание.

— С чего начинается процесс пения? (с вдоха )

— Куда направляем воздух при вдохе (в живот ). Корпус свободный, плечи опущены.

1.Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5. Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

Внимание педагога должно быть направлено:

—свободу мышц

—правильность осанки;

—умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

—работу резонаторной системы;

—общая внятность речи;

—ритмическая точность.

Вокально-интонационные упражнения.

Цели вокально-интонационных упражнений:

Сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
добиться определенности в атаке звука
уточнить интонацию в момент атаки звука
выстроить унисон

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции (в диапазоне ля м — фа 2)

1.Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.

2.Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия. Опора на дыхание.

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.

2.Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

III.Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона «Во поле береза»

Первое знакомство с двухголосьем надо начинать с пения канонов. Это наиболее интересная и доступная форма многоголосия для детей. Что же такое канон? Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все исполнители канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках, а сейчас канон набирает новый разбег популярности среди молодых исполнителей в силу того, что он наглядно демонстрирует певческую технику исполнителя

Этапы работы над каноном:

1)речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую

строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь — вместо учителя.

2)Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению.

Для начала мелодию канона пропеть всем вместе с учителем:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети исполняет 1-голос, а учитель – 2-й.

Затем разделить детей на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Приложение№1

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Три желания» и «Про варенье».

1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella . Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

В песне «Три желания» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из учеников его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно при­ учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне «Про варенье» – чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.

2 этап. Работа с солистами в песне «Карусель мелодий». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

Основа любого пения - гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зави­ сит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения школьного возраста тембр неровный, что обус­ ловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазо­ на.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

10 минут отдыха

Массаж лица

— Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кон­ чиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно силь­ ными, чтобы лицо «загорелось».

— Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз. : Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

Массаж спины.

Свободное время

3 этап . Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

4 этап. Пение песен с микрофоном.

5 этап . Работа над движениями в песне «Слякоть»

6 этап . Повторение песни « Новый день»

IV . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

— Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

— С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

— Значения понятия канон.

VI . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем занятии

Список используемой литературы

Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —

Ростов-на-Дону, 2006

Методическая разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е . Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

, . .


Top