Партия в вокальном ансамбле 5 букв сканворд. Виды вокала и певческих голосов

Партия в вокальном ансамбле

Альтернативные описания

Бывает внутренний, а бывает решающий

Грустно считала свои потери певица Мария Каллас: «Сначала - фигура. Потом - ... И наконец Онасис»

Звук, возникающий в результ. колебания эластичных связок

Звуки, издаваемые человеком

Зов внутреннего чувства

Лай русских гончих, обыкновенно певучий

Одна из нескольких мелодий в музыкальной пьесе, партия в вокальном ансамбле

Самый важный элемент певческого искусства

Совокупность звуков, издаваемых человеком

Что может сорвать певец на работе

Звучание

Вкрадчивый.

. «проймет голод, появится и...» (посл.)

Роман американской писательницы Фланнери О`Коннор «... крови»

Повесть американского писателя Трумэна Капоте «... травы»

Сборник американского писателя О. Генри «... города»

Роман американской писательницы Даниэлы Стил «... сердца»

Командный...

Фильм Владимира Бортко

Пьеса русского драматурга В. Н. Билль-Белоцерковского «... недр»

Опера французского композитора Ф. Пуленка «Человеческий...»

Что расстраивается при дисфонии?

Главная часть этого музыкального инструмента - гортань

. «чем хуже... у певицы, тем меньше на ней одежды» (шутка)

Повесть польского писателя С. Лема «... неба»

Он хриплый при ангине

. «вклад» избирателя

Звук, издаваемый связками

Команда, по которой собака лает

Внутренний подсказчик

Ценность избирателя

Звуки речи

Стихотворение А. Блока

Стихотворение В. Брюсова

Его отдают на выборах

Отдельная нотная партия

Альт, баритон

Собака, говори!

. «рабочий инструмент» певца

Команда собаке лаять

Что должен беречь певец?

И бас, и тенор

Что бережет певец как зеницу ока?

Команда собаке

Что нужно иметь будущему певцу?

Что усиливает мегафон?

Бас или тенор

Что отдает избиратель на выборах?

Крик, речь, пение

Бас, альт, тенор, баритон

Совещательный

Тенор или сопрано

Что больше всего бережет певец?

Достоинство певца

Команда Мухтару

За кадром

Необходим вокалисту

После команды собака начинает лаять?

. «отдача» на выборах

Звук, возникающий в результате колебания эластичных связок горла

Мнение, высказывание

. "Вклад" избирателя

. "Отдача" на выборах

. "Рабочий инструмент" певца

. "чем хуже... у певицы, тем меньше на ней одежды" (шутка)

Грустно считала свои потери певица Мария Каллас: "Сначала - фигура. Потом - ... И наконец Онасис"

М. глас церк. звук, звон, тягучий шум разного рода; звук или зык из гортани человека или животного. Какой голосища у него, не чета нашему голосишке (голоску, голосочку, голосенку). Есть голос и у нема, да речей нет. Напев, последовательность музыкальных звуков, мелодия. Мнение, власть, влияние. Это человек без голоса, ничтожный, бессильный, или шаткий, несамостоятельный. Большинство голосов на моей стороне. Подать голос, ответить, откликнуться, либо объявить мнение свое. Кричать на весь голос. Обширный голос, объемистый в пении, и высок и низок. Спасть с голоса, потерять, утратить певчий голос, мужая или старея. Голос в голос, волос в волос, точь-в-точь. Запоешь не тем голосом, не своим голосом, острастка, угроза; или о бедствии. Делать что в свин голос, запоздало, некстати. Сеять в свин голос, в осенние холода, когда свиньи с визгом бегут с поля домой. Колос от колоса, что не слыхать и голоса, хлеб редок, урожай плох. Алмаз с голосом, без голосу, у стекольщиков, хороший и дурной, для резьбы. По словам (по складке) и голос. Голос, словно из бочки. кого голосу нет, тот и петь охоч. Голосу нет, а любит петь. Не свистом петь, коли голосу нет. рад бы спеть, да голос не смел. Под один голосок, под один волосок, под одно платьице. Голос в голос, рост в рост. Всяк своим голосом скажется (или своим голосом поет). Видом сокол, а голосом ворона. Голосом петь, а конем воевать. Голосом пляшет, а ногами поет. Из-за гроба нет голосу. голосу изба не встанет. Каков голосок, таков и отголосок. Голосом завывает, а сердцем кутьи поджидает, плакуша. Ни голосу, ни волосу не верь. Нищий, и сытый, и голодный, все одним голосом поет. Проймет голод, появится и голос. Любовь твою забыть, так голосом завыть. Взвыл не своим голосом, бедуя. Не все вслух, да в голос. Пускай голос поветру: хоть толку нет, да далече несет. Положить музыку на голоса, расписать на ноты, дав каждому голосу и музыкальному орудию свое. Какой у него голос? Бас, баритон, тенор. Голосить, говорить, орать, петь громко, кричать на распев. Выть, вопить, плакать навзрыд. Причитать нараспев, по обряду, над покойником, над рекрутом, или как невеста на девичнике, прощаясь с подругами, плакать. Старуха эта голашивала надо всеми покойниками. Голосьба ж. или голошенье ср. обрядный плачь этот, особенно по покойнику. Голосистый, звонний, зычный, звучный. Голосистость ж. свойство это. Рябее сусличка, голосистпе сверчка. Голосиста пташка, да черна на ней рубашка, скворец, дрозд. Голосной, голосовой, к голосу относящийся, голосом, пением выражаемый, вокальный. Голосный южн. зап. громкий, шумный, звучный, зычный. Голосовая песня, свадебная, протяжная. Голосянка ж. перм. песня на коротенький голос или напев. Голосник м. песенник с голосами, с напевами, нотный. Голосница ж. плакальщица, причиталка. Голосовик м. певчий или птица с хорошим, громким голосом; голосистая. Голосовщик м. -щица ж. запевала, или вообще управляющий певчими; регент, капельмейстер, головщик, уставщик. Голосовать что, кого, решать, избирать перевесом голосов, шаровать, балотировать, пускать на голоса, -ся, страдат. Голосованье, действ. по глаг. Голосник, пустота в стенах, напр. в церкви, с небольшим проемом внутрь, для отдачи, отголоска. Церковь с голосниками. Голосовать южн. зап. о голосе, раздаваться, разливаться. Пущу голос по дубраве: нехай голос голосуе, нехай моя мати чуе! песня. ГОЛОТуХА ж. ярс глотуха, черемуха, дерево Prunuspadus

Опера французского композитора Ф. Пуленка "Человеческий..."

Повесть американского писателя Трумэна Капоте "... травы"

Повесть польского писателя С. Лема "... неба"

После команды собака начинает лаять

Пьеса русского драматурга В. Н. Билль-Белоцерковского "... недр"

Роман американской писательницы Даниэлы Стил "... сердца"

Роман американской писательницы Фланнери О`Коннор "... крови"

Сборник американского писателя О. Генри "... города"

Собака, говори

Что бережет певец как зеницу ока

Что больше всего бережет певец

Что должен беречь певец

Что нужно иметь будущему певцу

Что отдает избиратель на выборах

Что усиливает мегафон

Пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно,

с восклицанием, ибо слово Господне

право и все дела Его верны.

Пс.32:3-4.

Вокалист должен уметь петь и соло, и в ансамбле (с французского - «вместе»). Пение соло и пение в ансамбле отличаются по исполнительской манере, по культуре сло­ва, музыкальной фразы, по эмоциональной глубине. Пению в ансамбле нужно учиться и уделять этому много времени.

Когда человек поет в ансамбле, возможны две крайности:

1) старание проявить «свое виденье» песен, голосове­дения в партиях и т.д., то есть «сверхинициативность»

2) безтембровый, однообразный и бездыханный звук -«безинициативность».

Истина, как известно, находится посередине. При пе­нии в ансамбле нужно искать слитности звучания, но при этом не потерять особенность звучания своего тембра, осо­бенностей красоты голоса,

Слитное пение или ансамбль состоит из различных компонентов. Для максимальной слитности нужно стре­миться к достижению всех видов ансамблей;

- унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения, при котором образуется полное динамическое, тембровое, метроритмическое, темповое слияние голосов);

- динамический ансамбль (слитность голосов по силе зву­чания);

- ритмический ансамбль (когда весь ритмический рисунок песни пропевается синхронно);

- темповый ансамбль (все голоса поют в одном темпе, без задержек и ускорений);

- тембровый ансамбль (слитность или красивое взаимодополнение голосов);

- дикционный ансамбль (совместно правильное произношение звуков);

- гармонический ансамбль (голоса звучат чисто и по отношению к инструментам, и по отношению друг к другу);

- полифонический ансамбль (относительное равновесие го­лосов);

- ансамбль солирующей партии или солирующего голоса со всем хором ;

- ансамбль внутри партии ;

Для того чтобы петь максимально слитно, стремитесь одинаково формировать гласные, одновременно начинать и завершать звук. Также нужно будет проследить за тем, как бе­рется дыхание в ансамбле, как проговариваются слова и т.д.

Комплектация вокала (слаженность голосов, количество поющих в партии).

И еще один совет - стремитесь без помощи звукоопера­торов «выстроить» ансамбль в мониторах. То есть, если у кого-то голос более громкий, пусть чуть дальше отодвинет микрофон; кто поет тише, соответственно, пусть пододвинет микрофон максимально близко к губам. Если люди плохо слышат себя в мониторах, они начинают кричать. И хотя в Библии написано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19), вопль - это не совсем то, что мы хотим услышать во время пения.

Распевки

Когда речь идет о распевках, мне вспоминаются слова из притчи о талантах: «Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф.25: 21). Распевки - это переход от речевых функций Вашего голоса к вокальным. Это особенное время, когда Вы:

Перестраиваете свой разум и организм на новый вид работы;

Пониманию взаимосвязи ре­зультата и ощущений своего организма;

Учитесь вокальной технике на основе известных вашей группе песен. Например, в качестве упражнения на «цепное дыхание» можно взять фразу или куплет из песни, которую Вы будете петь на ближайшем служе­нии. При подборе распевок и репертуара для улучшения звучания голоса, Вам также важно учитывать свои сильные и слабые вокальные стороны.

Ниже я приведу несколько упражнений-распевок. Начнем с упражнения для дыхания, которое широко ис­пользуется педагогами-практиками.

Итак, Вам надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на све­чу". Обратите внимание, как природа замечательно коор­динирует Ваши действия: воздух из легких выходит посте­пенно и плавно, ребра опадают не мгновенно, а постепен­но, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух должен рас­пределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.

Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процес­сов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внима­тельно, не «зажимаясь». Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих, ощущений.

Еще один важный момент. Когда вы начинаете "дуть на свечу", то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дуновения:) происходит секунд­ная задержка - перестройка с вдоха на выдох. Заметьте, задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы она оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала Ваш вдох на выдох и в пении.

А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотри­те в зеркало. Вы дуете на свечу, Ваши губы (особенно верхняя) активизировались ровно настолько, чтобы про­пустить и направить поток воздуха и совершить действие: задуть свечу. Лицо не теряет естественности, губы актив­ны, но не зажаты. Главное - естественность и гармонич­ность, никаких лишних усилий.

Певцы же, главные в поколениях левитских, в комнатах храма свободны были от занятий, потому что день и ночь они обязаны были за­ниматься искусством своим. 1 Паралипоменон 9:33

Ну а сейчас распевки, которые развивают голос в примарной зоне. Примарная зона - это тот диапазон звуков, в котором Вам максимально удобно петь. Все первоначаль­ные упражнения надо петь естественно, без усилий, не из­меняя гласных, с одинаковой силой.

Упражнение№1

Начиная распеку, к примеру, с аккорда до-мажор, по­степенно вверх поднимайтесь по полутонам, но не выше ля-мажора. Так как нельзя сразу давать большую нагрузку на голосовые связки. Опускаясь вниз при этой распевке, можно остановиться раньше, скажем, на ми-мажоре.

Для распевки используйте звуки и сочетание звуков, которые не получаются или плохо звучат у вокалистов.

Следите за тем, чтобы при чередовании разных глас­ных и согласных в пении звук оставался ровным и, по воз­можности, красивым.

Упражнение №2

В этом упражнении также не стоит подниматься выше ля-мажора, но опускаясь, сойдите ниже до мажора, чтобы «распеть» грудной регистр.

Не забывайте, что ровность звука не должна зависеть от преодоления музыкальных интервалов, от изменения гласных и согласных.

Упражнение №3


Достигайте непрерывности и ровности красивого зву­чания голоса (по качеству, силе, тембру), используя елегатность (плавность, слитность) звука, совершенствуйте про­цесс дыхания и атаки звука.

В этом упражнении старайтесь плавно, без толчков и перерывов в дыхании переходить от одной ноты к другой (в музыке это умение называется «кантилена»). Это можно сравнить с ожерельем, где бусины нанизаны на нитку одна за другой, или с игрой скрипача, когда смычок плавно идет по струнам, рождая мелодию.

А сейчас еще несколько упражнений.

И еще несколько слов о распевках. Их не должно быть очень много. Я считаю, распеваться нужно 15-25 минут , не больше, чтобы не утомлять гортань. Главное, на что нужно обращать внимание точность интонации, отсутствие «подъездов», скольжений. Нужно стремиться, чтобы все было четко, точно, ритмично; чтобы мышцы лица и шеи оставались свободными, а рот сохранял вокальную пози­цию.

Пойте не громко, не перегружайте дыхание (не форси­руйте звук), не спешите с ускорением темпа. Приступать к работе над беглостью можно только при условии освобож­денной, не сжатой гортани и лучше это делать с опытным педагогом.

Иногда у вокалиста бывает не очень чистая интонация (чистота воспроизведения звука). Причин этому может быть несколько. Во-первых, причиной может быть плохая координация между внешним и внутренним ухом, то есть человек поет одно, а слышит другое. Во-вторых, если че­ловек недолго занимается музыкальной деятельностью, его слух еще недостаточно развит. Он слышит, что поет непра­вильно, но еще не знает, как это исправить. В-третьих, на интонировании может сказаться усталость, плохое само­чувствие или настроение.

Чистой интонации надо добиваться работой и терпе­нием. Каждый трудный, вокально не удающийся интервал или отрезок произведения лучше прорабатывать отдельно. Если надо, отделите его от остальной: песни и спойте на удобной гласной, как вокальное упражнение. Его также можно транспонировать (переместить) вниз, вверх на 1/2 тона или на 1 тон.

В песне не существует отдельных звуков, каждый спе­тый звук подготавливает последующий. Первый звук по­добен фундаменту. Он всегда должен быть пропет пра­вильно. На нем строится целая вокальная фраза, помните это!

Словник музичних термінів.

Adagio (Адажіо) - позначення темпу: повільно (повільніше, ніж andante, але рухоміше, ніж largo); 2) частина твору або окрема п’єса в даному темпі

Акапела (італ. а cappella), хоровий або ансамблевий спів без інструментального супроводу.

Аколада - фігурна дужка, об’єднуюча декілька нотних станів.

Акорд - ритмічно одночасне сполучення кількох (не менше трьох) різних за висотою звуків.

Allegretto (аллегретто) - 1) позначення темпу: повільніше, ніж allegro, і скоріше, ніж andante; 2) достатньо рухома невелика п’єса або частина циклу.

Allegro (аллегро) - «весело, радісно»; 1) позначення темпу: скоро; 2) п’єса в темпі алегро, частина циклу, перша частина класичного сонатно-симфонічного циклу (сонатне алегро).

Andante (анданте) - 1) позначення темпу: помірно; 2) п’єса в темпі анданте або частина циклу.

2) у опері - фрагмент для двох або більше солістів.

Антифон - форма, що передбачає почергову участь двох груп виконавців. Термін сходить до назви одного з жанрів старовинного літургійного співу - антифону, який виконувався поперемінно двома хорами.

Артикуляція - спосіб подачі звуку при грі на інструментах або співі, аналогічно вимові в мовному спілкуванні.

Атональність - термін застосовується до музики, в якій відсутній певний тональний центр і пов’язані з ним співвідношення співзвучь. Докладніше Балада - музичний жанр. Початково - одноголосна танцювальна пісня мистецтва трубадурів і труверів (12-13ст.). В епоху романтизму (19 ст.) - вокальний та іінструментальний жанр. В популярній музиці (20 ст.)- сентиментальна пісня з любовним або драматичним сюжетом, 32-тактової куплетної форми, виконувана в помірному або повільному темпі. Також часто використовується джазовими музикантами як чергова тема для імпровізацій.

Glissand o (гліссандо) - музичний термін, що означає “плавний” перехід від одного звуку до іншого по черзі через всі можливі для відтворення на данному інструменті звуки, що лежать між ними.

Гетерофонія - тип музичної фактури, при якому одна і та ж мелодія виконується двома і більш голосами з невеликими розбіжностями. Цей стародавній тип багатоголосся характерний для давніх пластів музичного фольклору різних народів, в тому числі українського.

Григоріанський спів - літургійний монодичний (одноголосне) спів Західної християнської церкви; отримав назву на ім’я Папи Римського Григорія I (пр. 540-604), який упорядкував церковний спів.

Динамічні відтінки – це сила, гучність звучання.

рp (піанісімо) – дуже тихо

р (піано) - тихо

mp (мецо піано) – помірно тихо

mf (мецо форте) – помірно гучно

(крещендо) - поступово гучно

(димінуендо) - поступово стихоаючи

subitо p (субіто піано) - раптово тихо

> акцент - гучне виділення одного звука або акорда

Дисонанс - негармонійне співзвуччя, до дисонансів відносяться секунда, септима та тритон, збільшені та зменшені музичні інтервали, та акорди, що містять дисонуючий інтервал.

Домінанта - п’ятий ступінь мажорного або мінорного звукоряду

Драйв (drive) - термін позначає енергійне виконання («з натиском»), що досягається шляхом використання пружної метрорітміки, особливого фразування і т.п., а також відповідний емоційний ефект. Застосовується переважно в неакадемічній музиці

Затакт - один або декілька звуків на початку фрази, які записуються перед першою тактовою рискою твору. Затакт завжди припадає на слабку долю і передує сильній долі першого повного такту.

Знаки альтерації – це знаки, які підвищують, або понижують висоту звука. дієз (#) - підвищує звук на півтона;

бемоль (b) - понижає висоту звука на півтона;

бекар () - відміняє дію дієза чи бемоля, бекар буває тільки випадковим знаком і ніколи не ставиться при ключі;

дубль-дієз () – підвищує висоту звука на тон;

дубль-бемоль(bb) – понижує висоту звука на півтона

Інтервал - музична і математична (акустичне) відстань між двома нотами. Інтервали можуть бути мелодичними, коли ноти беруться по черзі, і гармонічними, коли ноти звучать одночасно

Інтонація -

1) Висотне співвідношення звуків в процесі музичного руху, найменша смислова одиниця музики

2) Якість виконання музичних звуків у відношенні їх висоти

Ліга – знак, який поєднує звуки однакової висоти в безперервне звучання.

Мелізм – це мелодичні звороти, які прикрашають основні звуки мелодії (форшлаг, мордент, групето, трель, арпеджіо)

Паралельні тональності – це тональності, у яких однакові ключові знаки, але різні тоніки і лади.

Пауза – це знак мовчання в музиці, перерва в звучанні. Паузи бувають такі ж як і тривалості нот.

Такт – це відрізок мелодії або музичного твору від однієї сильної долі до іншої, від однієї тактової риски до іншої.

Тоніка – це перший ступінь гам, самий стійкий.

Транспозиція – це перенесення мелодії або музичного твору з однієї тональності в іншу.

Темп - це швидкість руху в музиці .

Largo (ларго) -широко

Largetto (ляргетто) – доволі широко

Lento (ленто) - протяжно

Grave (граве) - важко

Moderato (модерато) - помірно

Sostenuto (состенуто) - стримано

Vivo (віво) - жваво

Presto (престо) – дуже швидко

Хоровые термины

В данном разделе термины и определения будут даны не по алфавиту, а в определенной логической последовательности, которая познакомит читателя с базовыми понятиями хорового искусства. Для удобства поиска внизу страницы приведен весь список терминов в алфавитном порядке. Данная статья не ставит целью скопировать хоровой словарь, но ставит целью акцентировать внимание читателя на определенных понятиях.

Поскольку наш сайт хоровой, то и поговорим вначале о том, что такое ХОР!

ХОР (от греч. choros - собирательное понятие: хор, хоровод, толпа, собрание и т. д.)
1) В древнегреческом театре - коллективный участник спектакля: совместно поющая, танцующая, декламирующая группа исполнителей (хоревтов).
2) Певческий коллектив. Хоровое исполнение вокальной музыки может быть с инструментальным сопровождением или a capella.
Хор академического (общего) типа состоит из хоровых партий (в вокальном ансамбле голоса партитуры могут исполняться и отдельными певцами); таким образом, по звучанию Хор является ансамблем вокальных унисонов (В. Краснощеков).
Как частный случай Хор может быть представлен группой однородных голосов (напр., Хор басов в 13-й симфонии Шостаковича).
Хор как художественный коллектив должен обладать элементами хоровой звучности; этим он отличается от "собрания поющих" (П. Чесноков).
По типу - составу голосов - Хор бывает однородный (мужской, женский, детский.) и смешанный, сост. из 4-х основных партий: сопрано (дискантов), альтов (жен., дет. голоса), теноров, басов; бывает также неполный Хор.
Каждая основная партия в свою очередь может делиться на несколько самостоятельных партий, на всем протяжении произв. или эпизодически Массовый Хор (хоровой массив) может состоять из нескольких тысяч певцов, но и при этом необходимо сохранять (в Хоре академичекого направления) качественное равновесие партий. Народный Хор имеет свои особенности, например в русском народерс хоре отсутствует деление на постоянные унисонные партии, их равновесие.
3) Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певческим коллективом.
4) В некоторых струнных музыкальных инструментах струны парные, утроенные и т. д.
5) Старинное название группы однородных, разных по величине и диапазону, инструментов, преимущ. духовых; часто применялось к военным духовым оркестрам.

В определении мы привели различные значения слова Хор. Но далее будем рассматривать хор именно как певческий коллектив.

A CAPPELLA (а капелла, итал. - в стиле капеллы) - хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения. Высший вид хорового исполнительства, в котором ром хор выявляет себя с полной самостоятельностью и законченностью; распространен в народном творчестве. Как стиль профессионального хорового искусства пение A capella развивалось в культовой средневековой полифонии, достигнув расцвета в эпоху Возрождения, когда возникли и светские хоровые жанры.

ХОРОВАЯ ПАРТИЯ - 1) Группа однородных голосов в хоре, исполняющая в унисон свою мелодию - часть хорового сочинения. Наименьшее число певцов в партии - 3 человека, т. к. при этом, по утверждению Б. Л. Яворского, создается "производное звучание", образующее хоровой ансамбль (из рецензии 1932 г. на рукопись кн. П. Г. Чеснокова "Хор и управление им").
Правильное формирование каждой Хоровой партии - необходимое условие создания хора.
Требования к Хоровой партии:
а) владение полным диапазоном данного голоса.
б) владение хоровыми красками, наличие мягких (лирических) и звучных (драматических) голосов.
Работая с Хоровой партией, дирижер должен добиться единства и красоты ее звучания, умело использовать достоинства и маскировать недостатки отдельных певцов, выработать интонационную устойчивость и динамическую подвижность. Решающее условие успеха - применение единых вокальных принципов в сочетании с индивидуальным подходом. Для создания общехорового строя и ансамбля важно правильное соотношение партий, ровное по звучанию или с небольшим перевесом в крайних голосах. Обычно Хоровая партия делится на 1-е (более высокие, лирические) и 2-е (более низкие, драматические) голоса; существует и большая тембровая дифференциация. См. Тембризация хора.
2) Каждый голос хоровой партитуры.
3) Ноты голосов хоровой партитуры.

ПАРТИТУРА (итал. partitura - разделение, распределение) - нотная запись ансамблевой музыки, в которой сведены партии всех голосов (или инструментов). Существует более или менее постоянный порядок расположения партий (голосов) в Партитуре.: сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе - от высоких к низким голосам (в хоровой Партитуре - сопрано, альты, тенора, басы).
На каждой нотной строке обычно пишется один голос; если больше, то голоса определяются направлением штилей - вверх или вниз.

УНИСОН (от лат. unus - один и sonus - звук) - одновременное звучание 2-х или нескольких звуков одной и той же высоты (октавный Унисон - сочетание одинаковых звуков в разных октавах). Указанное определение касается физического Унисона. В так называемом физиологическом Унисоне разница в колебаниях 2-х звуков до 1/6 тона (в 1-й октаве) дает ощущение одного вибрирующего звука (сопровождаемого биениями - периодическими усилениями и ослаблениями). По исследованиям Н. А. Гарбузова, при наличии нескольких звуков ширина (зона) интервала, воспринимаемого как прима, может доходить до 1/2 тона, а в хоровой партии - до 140 центов (темперированный полутон = 100 центам). Унисонная зона суживается по направлению вверх, отсюда - трудность выстраивания высоких звуков в партии сопрано. Большее количество певцов легче объединить в Унисон.
Унисонный строй - слияние певцов отдельной партии в единый хоровой голос - составляет основу строя и зависит от остроты слуха поющих, от их тембров, от единообразия вокализации гласных (более удобны для этого закрытые гласные у, о).

ЭЛЕМЕНТЫ ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ - основные компоненты (слагаемые), без которых, согласно указанию П. Чеснокова, невозможно существование хора как художественного коллектива. К Элементам хоровой звучности Чесноков относит ансамбль, строй, нюансы. Но ансамбль немыслим также и без ритма. Поскольку пение является синтетическим искусством, то ясность текста - хорошую дикцию - также следует признать необходимым свойством хорового исполнения.
Теперь поговорим о том, что вообще такое Хоровое пение.

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ (хоровое искусство) - коллективное исполнение вокальной музыки; относится к древнейшим проявлениям музыкальной культуры, народного творчества. Сочетанию голосов и манере народного Хорового пения присущи национальные особенности. Издавна Хоровое пение являлось неотъемлемой принадлежностью религиозных культов, и многие столетия церковное пение было основным видом профессионального хорового искусства.
Древнейшее культовое пение на Западе, подобно древнегреческому, было в унисон или октаву.
В X-XII вв., в связи с появлением 2-голосия (органума, дисканта), возникло разделение голосов на высокие и низкие.
Хоровое пение в эпоху Возрождения широко развивалось на основе многоголосия и усиления в музыке светского начала. К этому времени установилась классификация голосов - хоровых партий (сопрано, альт, тенор, бас).
Расцвет Хорового пение a capella связан с творчеством полифонистов XV-XVI вв. (Палестрина, Лассо, Жанекен и др.).
В дальнейшем хор (преимущественно с сопровождением) является компонентом ораторий, кантат (у Баха, Генделя и др., где изложение нередко носит инструментальный характер), опер (Глюк, Моцарт, позднее Мейербер, Верди, Бизе и др.).
У композиторов-романтиков (Шуберт, Мендельсон, Шуман и др.) возник жанр камерной хоровой музыки a capella, чему способствовало появление в ряде стран Европы любительских хоровых объединений (Лидертафель, Орфеон и др.).
Развитию светской хоровой культуры содействовало возникновение в XIX в. национальных композиторских школ, связанных с отечественной народной музыкой (Россия, Прибалтика, Чехия, Болгария, Венгрия и др.).
В дальнейшем хоровая культура широко распространилась в США, Лат. Америке, за последние годы в Японии и др.

Кто же руководит хоровым пением? Для этого существуют дирижеры и хормейстеры.

ХОРМЕЙСТЕР (от слова хор и нем. Meister - мастер) - руководитель хора: оперного, хоровой группы ансамбля песни и танца, помощник художественного руководителя хорового коллектива.

ДИРИЖЕР (от франц. diriger - управлять) - руководитель коллективного исполнения музыки (оркестром, хором, ансамблем). Он проводит подготовительную (репетиционную, педагогическую) работу с исполнителями, а во время концерта или спектакля творчески организует и воодушевляет их. Вдохновляемый художественными образами произведения, Дирижер, с помощью различных средств воздействия на коллектив (жест, взгляд, а на репетиции также слово, показ), воплощает через него свой творческий замысел - воображаемую "модель" исполнения.
В процессе управления Дирижер указывает музыкантам (певцам) темпы, нюансы, вступления, фразировку и т. д., руководит ансамблем, динамикой, а в хоре - строем и, в известной степени, певческим процессом.
Дирижер - музыкант-интерпретатор, обладающий глубокими специальными знаниями, развитым слухом - высотно-тембровым и объективным (способностью слышать "со стороны"), безукоризненным ритмом, музыкальной памятью, чувством формы и стиля, художественным вкусом. Энтузиазм, творческая и организаторская инициативность - непременные качества полноценного Дирижера. Являясь воспитателем коллектива, он должен быть широко образованным человеком, чутким психологом, педагогом, знать специфику голосов и инструментов, уметь профессионально читать партитуры. Овладение точностью и пластикой жеста, приобретение должной осанки и выносливости требует от Дирижера соотв. физической подготовки. "Каждый дирижер имеет свою индивид. технику"; его жест "должен быть спонтанным" (вызываемым изнутри - Э. Ансерме). Воля, самообладание, быстрота реакции, развитое внимание (концентрированное и распределенное), творческая контактность с исполнителями и слушателями, так же как и владение дирижерской техникой (в самом широком смысле) - качества, необходимые для осуществления художественных намерений.

Поговорим немного и о том, что такое дирижирование.

ДИРИЖИРОВАНИЕ - искусство управления коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, ансамблем); осуществляется специальным лицом - дирижером (капельмейстером, хормейстером). В результате взаимодействия исполнителей во главе с дирижером (неписаное правило в Синодальном училище гласило: "Петь по руке и по товарищу") создается "живой инструмент", позволяющий творчески интерпретировать произведение.
Искусство Дирижирования основано на исторически развившейся системе жестов, базирующейся на общепонятных, встречающихся в жизненной практике, движениях. Важнейшим, специфическим дирижерским жестом, обеспечивающим единство исполнения, является так называемый ауфтакт. Система ауфтактов оформлена в специальных циклических движениях - дирижерских сетках. Кроме ауфтактовых (предупреждающих, ритмически оформленных) движений дирижер пользуется и другими, например, сопровождающими жестами, применяет различные условные жесты. Большое значение при Д. имеют также взгляд, мимика, поза и вообще весь облик дирижера. Совокупность дирижерских средств направлена на воплощение исполнителями творческого замысла дирижера; при этом важную роль выполняет и так называемая обратная связь - восприятие дирижером результатов своего управления. Поскольку Дирижирование - специфический вид исполнения (не непосредственно, а через других музыкантов, певцов), решающее значение имеет способность воздействия дирижера на исполнителей, дирижерская воля.
Принципы Дирижирования остаются во всех случаях постоянными, общими, однако в зависимости от способов исполнения Дирижирование приобретает свои особенности, отражающиеся в жесте.
Специфика Дирижирования хором заключается:
а) в управлении, в какой-то мере, певческим процессом (дозировка дыхания - глубина вдоха, нередко задержка его перед атакой, характер атаки, степень прикрытости звука, его опертость);
б) в управлении строем, главным образом при помощи предупреждающих жестов;
в) во влиянии на произношение текста (его четкость, осмысленность, ясное снятие при окончаниях на согласных).
Дирижирование хором осуществляется обычно без палочки (некоторые дирижеры не пользуются палочкой и при упр. орк.), нередко наблюдается более свободное применение сетки. Выше уже были названы различные варианты хоров. Но т.к. данная терминология широко распространена, обратим на нее особое внимание еще раз.

СМЕШАННЫЙ ХОР - певческий коллектив, состоящий из разнородных (муж., жен. или дет.) голосов: сопрано, альтов, теноров, басов. В неполном Смешанном хоре отсутствуют какие-либо партии. Смешанный хор наиболее богат выразительными возможностями; в то же время достижение ансамбля и строя в этом хоре труднее, чем в однородных хорах.

ОДНОРОДНЫЙ ХОР - хор, состоящий только из мужских, или только из женских, или только из детских голосов (в отличие от смешанного хора, объединяющего мужские и женские или мужские и детские голоса).

Большой популярностью пользуются однородные мужские хоры.

МУЖСКОЙ ХОР - хор, состоящий из мужских голосов: теноров (иногда и теноров-альтино), баритонов, басов (в т. ч. октавистов). Благодаря диапазону до 3-х октав и более, Мужской хор обладает значительными исполнительскими возможностями.
У многих народов (Прибалтика, Скандинавия, Балканы и др.) Мужской хор являлся основой их музыкальной культуры; в ряде стран организовались мужские певческие общества (см. Лидертафель, Орфеон).
Существует обширная литература для Мужских хоров (хоры Шуберта, Шумана, Мендельсона, Грига, Танеева и др.).
3-х голосный Мужской хор может быть 2-х вариантов:
тенора 1-е (лирич.), тенора 2-е (драм.), басы
или тенора, баритоны, басы.
В 4-голосн. хоре баритоны исп. партию 1-х басов.
Выдающиеся Мужские хоры: Академический мужской хор Эстонии, хор Краснознаменного им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Российской Армии, Киевская мужская хоровая капелла, Хор моравских учителей, Пражский мужской хор и др. Много продвинутых любительских Мужских хоров имеется в Прибалтике.
Среди вузовских хоров можно выделить Лауреата премии имени Ленинского комсомола Народный коллектив России Академический Мужской хор МИФИ.

Говоря о составах хора, затронем и еще один характерный для хорового пения термин – многоголосие.

МНОГОГОЛОСИЕ - склад музыки, основанный на сочетании несколько самостоятельных голосов (полифония) или на соединении главного голоса - мелодии и аккомпанирующих голосов (гомофония). Нередко встречается также смешанный гомофонно-полифонический склад. Многоголосие характерно для хорового пения; унисонные хоры довольно редки. В зависимости от числа самостоятельных голосов хоры называются 2-х, 3-х голосными и т. д.

И сразу приведем еще один специфический хоровой термин – дивизи (divisi)

DIVISI (итал. - разделенные) - временное разделение хоровой партии на два, три и более голосов. Применение Дивизи гармонически насыщает хоровое изложение, ослабляя в то же время силу звучания (в противоположность унисону).

В начале данной статьи мы привели определение Элементов хоровой звучности. Сейчас рассмотрим два из них более детально (ансамбль и строй). Изучение этих понятий, возможно потребует большей теоретической подготовленности от читателя, но даже тем, ето ею не владеет, полагаем, интересно будет ознакомиться с данными определенями.

АНСАМБЛЬ (франц. ensemble - вместе) – (приведено только хоровое значение) - Единство, техническое и творческое, при совместном пении, игре на музыкальных инструментах, один из элементов хоровой звучности.
Различают Ансамбль частный - отдельной хоровой партии (см. Унисон) и общий - согласованность всех партий; тот и другой - совокупность отдельных ансамблей: интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного, орфоэпического.
Роль хоровой партий в общем Ансамбле зависит от фактуры произведения (тематический материал, контрапункт, сопровождающие голоса, фон). Гармоническая фактура предполагает динамически одинаковое звучание голосов; для достижения этого иногда (в зависимости от тесситуры) приходится пользоваться так называемым искусственным Ансамблем - разной динамикой в голосах. При гомофонии несколько преобладает мелодия, при полифонии - ведущие голоса. Разнообразным может быть соотношение хора и инструментального сопровождения. Во всех случаях установление Ансамбля - обязанность дирижера.
Для достижения Ансамбля необходимо активное участие самих певцов, их стремление к слитности, слушание общего звучания, чуткость к жестам дирижера.

CТРОЙ - 1) Система звуковысотных отношений - интервалов.
Практически Строй выражается в правильном интонировании интервалов.
Теории Строя возникли (в связи с настройкой инструментов) еще в Др. Греции. Таков пифагорейский Строй, в котором применялась для настраивания чистая квинта. Путем последовательных квинтовых ходов, с последующим перемещением вниз на октаву, можно найти все ступени звукоряда. Опытным путем (при помощи монохорда) доказано, что квинте от основного тона соответствует 2/3 струны, октаве 1/2. Ходы на квинту, октаву могут быть выражены математически: восходящие - путем умножения (на 2/3, 1/2), нисходящие - деления (на те же величины).
Таким образом каждая ступень звукоряда получает свое математическое выражение; поэтому Строй можно определить как систему, основанную на количественном выражении интервалов. Пифагорейский Строй, пригодный для одноголосной музыки, оказался неподходящим при переходе к гармонии, т. к. давал (при настройке органа и др.) слишком высокую большую терцию (выраженную отношением 64/81); отсюда возникла необходимость перехода к так называемому чистому, или квинто-терцовому, Строю, в котором применялась для настраивания кроме квинты и "чистая", хорошо консонирующая большая терция (натуральная, выраженная отношением 4/5). Этот Строй обеспечивал консонантность трезвучий - основу гармонии (кроме резко диссонирующего трезвучия II ступени в мажоре, вследствие чего оно оказывалось неприемлемым). Ряд интервалов в обоих С. получил различное выражение: в пифагорейском большие интервалы более расширены, малые - более сужены, чем в квинто-терцовом С. Недостаток этих строев - их незамкнутость (си-диез не равняется до) и отсюда - необходимость большого количества звуков в октаве, что практически неудобно.
Стремление преодолеть указанные недостатки привело к темперации, сначала неравномерной (в различных вариантах), затем к равномерной, в виде современого равномерно- темперированного Строя. Интервалы этого Строя занимают, примерно, среднее положение между интервалами предыдущих Строев (неск. ближе к пифагорейским).
В хоре используется зонный Строй с его многочисленными интонационными оттенками. Характерные черты математических строев (консонантность интервалов в квинто-терцовом Строе, их большая контрастность в пифагорейском) находят свое место в зонном С. Различается Строй мелодический (горизонтальный, Строй отдельной хоровой партии) и гармонический (вертикальный, Строй всего хора). При интонировании мелодии опытные исполнители (скрипачи, певцы) стремятся расширять большие интервалы и сужать малые для большей их индивидуализации. В хоре обычно наблюдается противоположная тенденция (особенно - низкое исполнение восходящей большой секунды), что вызвало необходимость предупредительных правил: петь широко большие интервалы и суженно - малые. Исполнение гармонических интервалов не всегда тождественно исполнению мелодических. Гармонические интервалы по отношению к точности разделяются на стабильные (октава, квинта, кварта), требующие особой точности настройки, и вариационные (остальные), допускающие большее разнообразие в интонировании, в зависимости от их ладового значения (напр., спокойная большая терция в тонич. мажорном трезвучии и более высокая в доминантовом трезвучии, септаккорде). Строй в хоре должен способствовать раскрытию ладовых закономерностей, отсюда необходимость устойчивости интонирования в статических аккордах, остроты использования вводных тонов. Качество хорового Строя зависит от многих причин (муз. подготовка певцов, их внимание, интерес к исполняемому, состояние голосового аппарата, акустика помещения и т. д.).
Важнейшая предпосылка хорошего С. - правильное вок. воспитание поющих.
Другие значения термина Строй:
2) Частота настройки эталона высоты - камертона.
3) В применении к муз. инструм. то же, что звукоряд (натуральный Строй валторны, хроматический Строй баяна).
4) Интервальные соотношения открытых струн на некоторых инструментах (квинтовый Строй скрипки и др.).
5) Строй транспонирующего инструмента - буквенное или слоговое название звука, который извлекается при написанной ноте до.

И в заключение нашего мини-экскурса по хоровым терминам, еще несколько хоровых определений:

ТЕССИТУРА (итал. tessitura - ткань) - высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса или инструмента. В зависимости от преимущества употребления тех или иных звуков, Тесситура может быть высокая, средняя (наиболее удобная для пения, благоприятная для интонирования), низкая. Использование тесситурных условий - одно из средств выразительности.

Следующее определение должен знать каждый артист хора. Причем, не только знать, но и научиться в совершенстве им пользоваться!

ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ - специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы “цепочкой”, поддерживая непрерывность звучания. Благодаря Цепному дыханию в хоре возможно слитное, без цезур, исполнение больших музыкальных фраз и целой пьесы. Является одним из средств хоровой выразительности и должно применяться уместно, без злоупотребления им. Правило для певцов при Цепном дыхании: не менять дыхания в конце слова, лучше - в середине его, на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до “истощения”.

И сразу дадим определение Цезуры, которое нам только что встретилось. Данный термин также широко распространен в хоровом исполнитестве, и его тоже нужно знать.

ЦЕЗУРА (от лат. caesura - рассечение) - грань между частями музыкального произведения; исполняется в виде короткой, еле заметной паузы, часто сопровождается (в пении) сменой дыхания. Подобно знакам препинания в словесной речи, Цезуры способствуют расчлененности, осмысленности, выразительности музыкального изложения. Место Цезуры обычно определяется исполнителем, но иногда указывается композитором при помощи специального знака (“галочки”), запятой (коммы, апострофа) или окончанием лиги.

Еще один хоровой термин, который "в быту" мы именуем как "прослушивание". Но зачастую, новички не понимаю что это за страшная процедура – прослушивание. А это на самом деле просто Проба голосов.

ПРОБА ГОЛОСОВ - испытание, проводимое перед зачислением певцов в хор (или перед обучением их сольному пению). Имеет целью определить вид голоса, его пригодность для какой-либо хоровой партии (в результате выяснения тембра, диапазона, тесситурной выносливости), вокальную подготовленность, точность интонирования, музыкальную память, чувство ритма, состояние дикции, общую музыкальность, знание сольфеджио. Для Пробы голосов применяется пение гамм и гаммообразных попевок, арпеджий, филирование (усиление и ослабление) выдержанных звуков; практикуется повторение голосом сыгранных на рояле (или пропетых) отдельных звуков и музыкальных фраз, отстукивание ритм. рисунка, исполнение знакомой песни (в удобной тональности), а для подвинутого певца - подготовленного произведения и т. д. Следует ознакомиться с певческим опытом поступающего (где учился, где пел) и провести через врача обследование его голосового аппарата. Результаты испытаний полезно (а в профессиональном хоре обязательно) оформить в письменном виде, что будет для дирижера ориентиром в дальнейшей работе с новыми певцами.

В нашем хоре, в Хоре МИЭТ, прослушивание, т.е. проба голосов, тоже производится, но немного в меньшем объеме. Так, например, при поступлении в хор мы не оцениваем уровень знаний по сольфеджио, не просим подготовить для исполнения какое-то произведение. Так что Проба голоса – это совсем не страшно, и имеет целью определить Вашу принадлежность к той или иной хоровой партии и к коллективу в целом. Всему самому необходимому, мы научим в ходе репетиционного процесса. Ждем Вас в Хоре МИЭТ!

И в заключение еще несколько специфических музыкальных определений, которые часто встречаются в хоровой практике, и которые попадались нам в определениях, данных выше.

КОНСОНАНС (франц., от лат. consono - согласно звучу) - благозвучное, согласованное сочетание звуков в одновременности (в противоположность диссонансу). Правильное интонирование Консонанса имеет большое значение для строя; Консонансы делятся на стабильные (октава, квинта, кварта), требующие максимальной точности настройки, и вариационные (терции с их обращениями), допускающие бо́льшую свободу интонирования, в зависимости от их ладового значения.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем.) -
1) Первый скрипач-солист симфонического или оперного оркестра
2) Музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оркестра
3) Пианист, помогающий солистам разучивать их партии; аккомпаниатор (солистам, хору).
4) Иногда Концертмейстером называют ведущего хорового певца, ответственного за партию.

ТУТТИ (итал. tutti - все) - использование музыки всем составом оркестра, хора. В партитурах Тутти обычно указывается после сольных или ансамблевых эпизодов; в партитурах XVII-XVIII вв. иногда обозначалось как ripieno, отсюда встречающиеся иногда названия туттисты или рипиенисты, в отличие от солистов.

«Хором называется такой творческий коллектив, который в достаточной мере владеет техническим и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении», - утверждает В. Соколов в книге «Работа с хором».

По утверждению П.Г. Чеснокова «Хор a’cappella представляют собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способных передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. Хор - это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчётливо выработанные нюансы».

А.А. Егоров в своём труде «Теория и практика работы с хором» характеризует хор следующим образом: «Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющих вокально-хоровые произведения. При этом каждая партия поётся несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив как вокальная организация значительно отличается от камерного вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т. д.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается только одному исполнителю. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a’cappella, то есть коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Другой вид хорового коллектива - хор с сопровождением фортепиано, ансамбля инструментов или оркестра - является уже не вполне самостоятельным: он делит свои исполнительские задачи с инструментальным сопровождением. Хор a’cappella - это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова передаёт своими богатыми красками художественные образы музыкального произведения».

Современное определение хора включает в себя ряд главных компонентов, существующих только во взаимосвязи друг с другом, и находящихся в постоянном согласии.

  1. Хор как музыкальная организация представляет собой вокально-исполнительский коллектив, объединённый и организованный творческими целями и задачами. Важным принципом здесь является коллективное начало.
  2. Хор является большим по количеству участников вокальным ансамблем, состоящим из хоровых партий. Базисной основой каждой хоровой партии служит унисон, который предполагает полную слитность всех вокально-хоровых компонентах исполнения - звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции. Таким образом, раскрывается еще одна составляющая понятия хора - ансамбль вокальных унисонов.
  3. Пение хора всегда выражено различными формами музицирования - без сопровождения (a’cappella) и с сопровождением. В зависимости от способа интонирования в натуральном или темперированном строе, а именно такие ощущения в хоровом интонировании соответствуют пению a’cappella и с сопровождением, определяется роль верной и точной интонации. Интонирование и ансамблирование в хоре - основные условия профессиональной работы с хором хорового дирижёра.
  4. Органическое объединение музыкального и литературно-поэтического начал. Правильность литературного произношения в момент пения, сочетаемость драматургии литературной линии и поэтического текста, решение задач музыкально-литературной интерпретации в коллективном исполнении.

Хор – это, прежде всего, организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько групп голосов, называемых партиями. Они представляют собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в своих общих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Именно с хоровой партии начинается строительство хоровой звучности во множестве аспектов. Хоровая партия представляет собой начальный объект работы дирижёра в установлении ансамбля и строя, в художественной отделке произведения. П.Г. Чесноков предлагает считать минимальным количеством хоровой партии три человека, или как он пишет «три умелых певца», и связывает это с применением цепного дыхания. В.И. Краснощеков в книге «Вопросы хороведения» указывает причину минимального количества поющих в партии, причину физико-акустического свойства: третий заполняет «середину» унисона, тем самым, препятствуя его расщеплению (наличие «хора трёх струн» у фортепиано). А.А. Егоров в книге «Теория и практика работы с хором» считает минимальным количеством певцов в партии - четыре. Вероятно, минимальное количество зависит от профессионального уровня исполнителя.

Типы хоров определяются характеристикой исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Они распределяются на женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор из женских и мужских, или детских, или всех певческих групп - смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские и смешанные. По количеству певцов, составляющих хор, различаются малые (камерные), средние и большие хоры. Количественный состав (то есть малый, средний или большой) в практике не определён точным количеством и в значительной степени ориентирован репертуаром. Например, существуют хоровые партитуры, написанные для большого хора с учётом divisi голосов, которые в исполнении малым составом будут искажены ввиду отсутствия соответствующей плотности звучания каждой отдельной партии. Малый (камерный) хор минимально состоит из 12 поющих: три сопрано, три альта, три тенора и три баса. В среднем смешанном хоре предполагается разделение каждой хоровой партии на две.

П.Г. Чесноков указывал, что, равномерно увеличивая каждую партию малого хора, мы будем приближаться к наименьшему количеству среднего смешанного хора.

Большой смешанный хор - весьма распространённая форма хорового исполнительства. Численность его колеблется от 54 до 150 и более певцов. В книге А.А. Егорова численность от 40 до 120 певцов (в том числе от 3 до 5 басов-октавистов); В.И. Краснощёков определяет состав большого хора в пределах 80–120 человек; Н.А. Римский-Корсаков (применительно к оперно-хоровой практике) по 32 человека в каждой хоровой партии, то есть 128 певцов. Количественный состав большого хора в регистрово-тембровой системе П.Г. Чеснокова насчитывает 81 певца при условии разделения хора на разнотембровые певческие группы по 3 человека:
1. Сопрано - а, б, в - 9;
2. Сопрано - а, б, в - 9;
1. Альты - а, б, в - 9;
2. Альты - а, б, в - 9;
1. Тенора - а, б, в - 9;
2. Тенора - а, б, в - 9;
Баритоны - а, б, в - 9;
Центральные басы - а, б, в, г - 12;
Октависты - а, б - 6.
Всего: - 81 человек.

В.И. Краснощёков утверждает, что «… чрезмерное увеличение численности хора (свыше 120–130 певцов) не способствует улучшению его исполнительских качеств, хор утрачивает исполнительскую гибкость, подвижность, ритмическую отчётливость; ансамбль становится расплывчатым; тембр партии менее интересным»; ему вторит П.Г. Чесноков: «… существует граница, за которой музыкальная звучность большого хора уже перерастает в шумовую звучность». Сводные (массовые хоры) создаются, как правило, для разового выступления по случаю какого-либо праздника, события, и могут состоять из нескольких сотен и даже тысяч человек. Например, на Красной площади в Москве, на певческом поле в Эстонии (до 30.000 чел.) и т. д.

Вид хора, его понятие, связано с количественным содержанием хорового состава, который, как исполнительская форма, имеет обычно равночисленные хоровые партии и группы. Акколада, которая образует нотную систему партитурной записи количеством строк в начале произведения, сообщает вид хора. Вид хора носит название: одноголосный, двухголосный, трёхголосный и т. д.

Учитывая вышеизложенное, мы можем определить понятие хоровой партитуры. Нотные строки партитуры объединяются слева прямой акколадой (в отличие от фигурной). При записи на нотной строке двух партий (например - сопрано и альты, или соответственно - тенора и басы) штили нот верхней партии направлены вверх, а штили нот нижней партии - вниз. Распространена запись смешанного хора на двух строках (двухстрочная партитура). В этом случае партия теноров нотируется, как и басовая, в басовом ключе. Такой вид партитуры удобен для прочтения её на инструменте. Для однородных хоров преимущественно сохраняется принцип записи каждой партии на отдельной строке. Двухстрочный способ написания хоровой партитуры можно сохранить и при трёхголосии, если оно возникает эпизодически (divisi). При развитом трёхголосии и четырёхголосии в однородном хоре, когда каждый из трёх или четырёх голосов играет самостоятельную роль, рекомендуется применение трёх- и четырёхголосных партитур. Иногда можно допускать запись однородного хора на одной строке.

Расстановка хора имеет большое значение для успешной работы во время репетиций и концертных выступлений. Она должна быть привычна для дирижёра, певцов, и сохраняться как на репетициях, так и во время концертных выступлений. Существует много вариантов расстановки хора. Обычно в размещении хора на сцене руководствуются устоявшимися традициями. Родственные партии должны стоять в одной группе. Хоровой коллектив целесообразно расположить в виде полукруга с учётом того, что по левую руку дирижёра находятся высокие голоса, по правую - низкие. В смешанном хоре, как правило, слева от дирижёра размещаются сопрано, за ними - тенора; справа - альты, за ними - басы. Предпочтительна относительно широкая расстановка хористов, примерно в полушаге друг от друга. Более удалённое расположение певцов нарушает их контроль баланса звучности. Возможна также, так называемая смешанная расстановка хора - поквартетно или с чередованием однородных голосов. Такая расстановка применяется в камерных хорах, она повышает ответственность певцов, требует от них высокой квалификации. Размещение хорового коллектива на сцене порой зависит от условий акустических особенностей зала (т. н. реверберации).

Слитность и компактность звучания хора иногда достигается после долгого нахождения так называемой акустической точки на эстраде.

Хор должен обладать определёнными признаками, характерными для него как для художественно-исполнительского коллектива. Перечислим их:

Ансамбль. Прежде всего - это способность всех певцов петь одно-временно, вместе, как один, одновременно пропевать слова, брать дыхание в указанном месте, переходить вместе от быстрого темпа к медленному и наоборот, то есть точно добиваться ритмического ансамбля. Также важен динамический ансамбль, который заключается в том, чтобы певцы каждой партии и всего хора пели в одинаковом нюансе, никто не выделялся среди массы других голосов, обеспечивая ровное по силе звучание хора.
Строй. Это понятие принято называть чистым интонированием, исполняя свои хоровые партии. Зависит от каждого певца хора.
Нюансы. Выразительное исполнение произведения предусматривает различную силу звучания отдельных его мест, различные оттенки звучности. Очень сложный элемент хорового исполнения.
Дикция. Большое значение в хоровом исполнении имеет литературный текст. Мелодия и текст произведения неразделимы, поэтому певцам следует особенно внимательно относиться к тексту исполняемого произведения, уметь произносить его точно, чётко, ясно.
Агогика (от греч. - движение) - одно из средств выразительности музыкального исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от основного темпа и строгого ритма, при условии их сохранения в целом. Агогика подчинена целям художественной выразительности. Она имеет свои закономерности. Ускорение должно, как правило, уравновешиваться последующим замедлением.

Наиболее значительные звуки, важные по смыслу слова (их ударные слоги) могут подчёркиваться некоторым «оттягиванием» (агогический акцент), а так называемые слабые окончания соответственно - сокращаться. В музыкальном понимании ровный темп является обязательным условием, потому что через ощущения метрономически постоянного движения открываются возможности переменной и разнообразной агогики. Ровный темп можно сравнить со своего рода метрическим «каркасом» произведения, на ос-нове которого расчётливо и умело дирижёром вводятся агогические перемены.

Перечисленные признаки хорового исполнения - ансамбль, строй, нюансы, дикция, агогика - лишь в своей совокупности создают условия, при которых хор может называться художественно-исполнительским коллективом. Для достижения, сохранения и совершенствования этих качеств коллектив, и его дирижёр должны ра-ботать повседневно и неустанно.

Вокалист (от латинских слов vox - "голос" и vocalis - "звучащий") - музыкальная профессия, роль в музыкальном коллективе, предполагает исполнение различных вокальных партий.

Сейчас, термин вокалист почти совпадает с термином певец, но в современной эстрадной музыке трактуется несколько шире, в частности подразумевая возможность декламирования, речитатива и т. д.

Певец - тот, кто поёт, занимается пением. Исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п. Музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос. Певец - наиболее распространённая разновидность вокалиста.

Лидер-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно основные вокальные партии.

Бэк-вокалист - участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии (своеобразные подпевки).

Певческие голоса

Существует различные системы классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь. Другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца. Третьи включают немузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актёрские способности и др.

Наиболее часто, используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей:

Женские голоса:
  • сопрано - высокий женский голос
  • меццо-сопрано - средний женский голос
  • контральто - низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)
Мужские голоса:
  • тенор - высокий мужской голос
  • баритон - средний мужской голос
  • бас - низкий мужской голос

Другие вокальные разновидности - колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-профундо. Существует даже категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов - певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют контратенорами (он же мужской альт).

Где научиться петь?

Вопрос, несомненно, довольно общий: дело в том, что одних интересует, например, джазовая импровизация, другим достаточно уверенно чувствовать себя в караоке и т. д.

Классификация вокала по манере исполнения

Академический вокал(классический, оперный)

Академический вокал - старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Джазовый вокал

Джазовый вокал - прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок вокал

Рок вокал - обычно пение вокалиста в рок группе. Рок вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок вокал предполагает более смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако, рок вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Рок вокалист должен так же иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.

Народное пение или этническое пение

Народное пение, этническое пение, как следует из самого термина, - пение, существующее со времени появления человека, и отличающееся характерными особенностями, свойственными той или иной народности, этнической группе. Отзвуки народной традиции можно найти и в академической (классической) музыкальной культуре, и в эстрадной (городской) музыкальной культуре. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках.

Так называемое горловое пение - разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.

При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.

При этом переход типа «джазовый в академический» может стать настоящей ломкой для певца, именно поэтому желательно сразу определиться, чему именно хочется учиться.

Важно понимать, что за 2-3 месяца научить петь профессионально невозможно даже людей с природной постановкой голоса и абсолютным слухом.

В случае с академическим вокалом первый год придётся петь только упражнения, вокализы (пение без слов - на «о-о-о» или «а-а-а») и простые песни.

Потом можно понемногу переходить к романсам и несложным ариям. Дело не в том, что в основе науки пения лежит какая-то техника, доступная избранным. На самом деле, как правильно петь, можно рассказать за полчаса, все остальное - дело тренировок.

В этом смысле, пение похоже на спорт. В зависимости от природных способностей будет получаться чуть быстрее или чуть медленнее, но в любом случае нужны упорные тренировки. Уроки вокала - это история на несколько лет.

Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу - индивидуальные занятия с педагогом (здесь мы не касаемся ансамблево-хоровой школы - это целый отдельный мир).

Найти своего педагога довольно сложно, и даже рекомендации ничего не гарантируют: тут ещё важно сойтись чисто по-человечески, ведь вам придётся провести вместе очень много времени. Манер преподавания - ещё больше, чем разновидностей вокала, можно сказать, у каждого педагога своя манера.

Есть старая академическая школа, есть бывшие рокеры и т.д. Объединяет их конечно одно: не поющих преподавателей пения не бывает

Прошлый и/или настоящий успех вокалиста на сцене - ещё не гарантия того, что он научит вас хорошо петь.

Качество пения самого педагога напрямую не влияет на качество преподавания - более того, принцип «делай как я» тут не работает, поскольку голосовой аппарат у всех разный (у кого-то шея длиннее, у кого-то короче).




Top