Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы (Золотарёва, Чуркина, Аладова, Тикоцкого, Богатырёва). Белорусская музыка хх века (общая характеристика)

Народное музыкальное искусство Белоруссии соприкасается с народной музыкой русского и украинского народа, западных и южных славян, значительная группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельческих народов. Распространены колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние песни. Многообразны песни семейно-обрядового цикла: свадебные, крестинные, колыбельные, причитания. Широко представлены хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни. Лирические песни разделяются на жанрово-тематические группы: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, чумацкие, песни крестьянской вольницы. В развитии белорусского музыкального фольклора большую роль сыграла русская революционная рабочая песня начала 20 в. Она оказала влияние на мелодику белорусской народной песни. Некоторые народные песни созданы на слова белорусских поэтов (М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, К. Буйло). При Советской власти появились новые народные песни, развивающие традиции дореволюционных песен и черпающие содержание из современной жизни. Многие песни созданы самодеятельными композиторами и народными хоровыми коллективами (хоры сёл Большое Подлесье, Озёрщина, Присынки и др.). Старинные народные белорусские песни в своей основе одноголосны. Для них характерна волнообразная мелодика сжатого диапазона с постепенным движением и скачками, развитая орнаментика, гибкость ритмики, разнообразие исполнительских приёмов. Наиболее характерны чётные размеры, разнообразная метрика. Встречаются сложные и сметанные такты. Многоголосие в народной песне Белоруссии начало развиваться в 80-е гг. 19 в. Основная мелодия проводится в нижнем голосе, а в верхнем (т. н. "подводке") - сольная импровизация. Встречаются 3-голосные созвучия. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Ряд белорусских народных песен использован в произведениях русских и польских композиторов-классиков: в "Большой фантазии" Шопена, Первой симфонии Глазунова, операх "Снегурочка" и "Млада" Римского-Корсакова, "Литовской рапсодии", "Трёх симфонических песнях" Карловича, операх Монюшко (уроженца Белоруссии) и других.

Белорусские композиторы.

У. Г. Мулявін (1941-2003)

Нарадзіўся ў гор. Свярдлоўску (1941), памер - 2003 г., г. Мінск.

Закончыў Свярдлоўскае музычнае вучылішча па класу гітары (1952).

Народны артыст Беларусі (1979).

Заслужаны дзеяч культуры Рэспублікі Польшча (1991).

Член СК Беларусі (1986).

Асноуныя творы: опера-прытча «Песня пра долю»,музычны спектакль «На ўвесь голас»,вакальны цыкл «Я - не паэта», песенна-інструментальная кампазіцыя «Ванька - Встанька», «Праз ўсю вайну», «Вянок Багдановічу», песні, апрацоўкі беларускіх народных песень, музыка да драматычных спектакляў, кінафільмаў.

У. У. Алоўнікаў (1919-1996) Нарадзіўся ў гор. Бабруйску (1919).

Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю па класу кампазіцыі прафесара В. А. Залатарова (1941).

Заслужаны артыст Беларусі (1955).

Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1957).

Народны артыст Беларусі (1970).

Прафесар (1980).

Член СК Беларусі (1940).

Памёр у Минску (1996).

Уладзімір Алоўнікаў адносіцца да плеяды кампазітараў, якія вызначалі мастацкае аблічча беларускай песні ў пасляваенны перыяд. Творчасці кампазітара ўласдіва змястоўнасць, актуальнасць тэм. У яго творах адчуваюцца магутныя традыцыі рускай кампазітарскай школы, якія У. Алоўнікаў успрыняў ад свайго настаўніка В. А. Залатарова - вучня М. А. Рымскага-Корсакава і М. А. Балакірава. У той жа час У. Алоўнікаў - глыбока нацыянальны мастак. Яго музыка, шчырая і душэўная, стрыманая і строгая, мужная і праўдзівая, атрымала водгук у слухачоў, увайшла ў рэпертуар прафесійных і самадзейных калектываў.

Яўген Паплаўскі

Яўген Паплаўскі нарадзіўся 20 верасня 1959 года ў мястэчку Поразава Гродзенскай вобласці. Скончыў Беларускую кансерваторыю (Беларускую дзяржаўную акадэмію музыкі) па класу Ігара Лучанка і Дзмітрыя Смольскага ў 1986 годзе. Стажыраваўся пад кіраўніцтвам Сяргея Сланімскага ў Санкт-Пецярбургскай кансерваторыі і тамсама браў удзел у майстар-класах Тон дэ Леюва.

У 1991 годзе па яго ініцыятыве быў арганізаваны ў Мінску Міжнародны фестываль сучаснай камернай музыкі, які праводзіўся кожныя два гады да 1995.

3 1997 па 1999 атрымліваў стыпендыю Польскага Урада, на падставе чаго працаваў у Гданьску ў Акадэміі музыкі імя Ст. Манюшкі над творам для сімфанічнага аркестра «Барбара Радзівіл» і Студыі электраакустычнай музыкі Акадэміі музыкі ў Кракаве над уласным творчым праектам. Удзельнічаў у летніх курсах Аcanthe 2000 / Ircam.

Тикоцкий Евгений Карлович

Биография:

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Евгений Карлович Тикоцкий родился 26 декабря 1893 года в Петербурге. Способности к музыке проявились у него очень рано. Однако, закончив в 1911 году реальное училище, он по настоянию отца поступил на естественное отделение психоневрологического института в Петербурге, выговорив себе право заниматься одновременно и в музыкальном училище. Первое знакомство с музыкально-теоретическими основами, а также искренняя дружба с композитором В. Дешевовым вызвали у Е. Тикоцкого желание сочинять. Он начинает писать небольшие пьесы для фортепиано, пробует гармонизовать русские народные песни, более года работает над своей юношеской симфонией. В феврале 1915 года Е. Тикоцкого призывают в армию, и он попадает на фронт. Летом 1919 года вступает в ряды Красной Армии, осенью в составе Восьмой дивизии принимает участие в освобождении Белоруссии от белополяков.

Чуркин Николай Николаевич

Биография:

Николай Николаевич Чуркин (1869-1964)

Николай Николаевич Чуркин, отдавший служению музыке восемь десятков лет, родился 22 мая 1869 года в небольшом местечке Джелал-Оглы на юге Тифлисской губернии (теперь город Степанован Армянской ССР). В 1881 году его приняли в Тифлисскую военно-фельдшерскую школу. При школе был духовой оркестр, хор, класс рисования, увлекавшие мальчика гораздо больше, чем будущая медицинская карьера. И когда в 1885 году Н. Чуркин закончил школу, его оставили воспитателем и руководителем школьного духового оркестра. В 1888 году Н. Чуркин поступает в класс композиции М. Ипполитова-Иванова Тифлисского музыкального училища.

Зарицкий Эдуард Борисович

Композитор.

В 1964 окончил Минское муз. училище, в 1970-Белорус. конс. по кл. композиции А. В. Богатырева.

С 1970 работает в Белорус. филармонии (дирижер-консультант).Соч.: кантата (для сопрано, хора и орк.) - Красная площадь (сл. Б. Штормова, 1970); для орк. - симфония (1969), Вариации (1968); для гобоя с орк. - концерт (1970); для ф-п. - 6 прелюдий (1965), Вариации (1967), Фуга на две темы (1968); для влч. и ф-п. - соната (1968); для флейты и ф-п. - Рондо (1966); для цимбал и ф-п. - концертино (1971); для голоса и ф-п. - вок. циклы на сл. А. Вертинского (1971), на сл. Л. Хьюза (1967); обр. белорус. нар. песен.

Лученок Игорь Михайлович

Год рождения: 1938

Биография:

Игорь Михайлович Лученок (р. 1937)

Закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции профессора А.В. Богатырева (1961), ассистентуру-стажировку Ленинградкой консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова под руководством профессора В.Н. Салманова (1965), аспирантуру Белорусской государственной консерватории под руководством профессора Т.Н. Хренникова. Лауреат премии Ленинского комсомола БССР (1969), лауреат премии Всесоюзного Ленинского комсомола (1972), заслуженный деятель искусств БССР (1973), лауреат Государственной премии БССР (1976). Народный артист БССР (1982). Народный артист СССР (1987).

Дзмітрый Браніслававіч СМОЛЬСКІ

Нарадзіўся ў гор. Мінску (1937)

Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю по класу кампазіцыі прафесара А. В. Багатырова (1960), аспірантуру пад кіраўніцтвам прафесара Маскоўскай кансерваторыі М. І. Пяйко (1967).

Лаўрэат прэміі Ленінскага камсамола Беларусі (1972).

Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1975).

Лаўрэат Дзяржаўнай прэміі Беларусі (1980).

Прафесар (1986).

Народны артыст Беларусі (1987).

Член СК Беларусі (1961).

Наполеон Орда (1807-1883)

Белорусский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог.

Родился в родовом поместье Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (ныне Ивановский район Брестской области).

Окончил школу в Свислочи, затем поступил в Виленский университет, где изучал математику. За участие в деятельности нелегального студенческого общества «Зоряне» был арестован. После подавления польского восстания, в котором он участвовал, в 1833 г. переехал в Париж. Там подружился с Адамом Мицкевичем, Фредериком Шопеном. Брал уроки композиции и игры на фортепиано у него и у Ференца Листа. Также брал уроки рисования в студии Ф. Жерара. В путешествиях по Франции, Австрии, Шотландии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Северной Африке рисовал пейзажи, главным образом городские виды.

Умер Наполеон Орда в Варшаве. Согласно завещанию, его похоронили в Янове (теперь Иваново Брестской области) в фамильном склепе.

Станислав Монюшко (1819-1872)

Родился в Минской губернии. Его отец, Чеслав Монюшко, капитан полка литовских конных стрелков, завершил свою военную карьеру адъютантом при штабе маршала Мюрата и обосновался здесь после русской кампании Наполеона.

Музыке Станислав Монюшко учился у матери. Позднее совершенствовался в игре на органе в Варшаве, композиции – в Минске, в хоровом дирижировании – в Берлине. Служил органистом.

В ранний период творчества писал водевили, музыкальные комедии, комические оперы. Автор оркестровых сочинений (фантастическая увертюра «Сказка», посвященная Даргомыжскому (1848); увертюры «Каин» (1856), «Военная» (1857) и другие).

Написал более 15 опер, опера «Галька» - самая известная. Премьера оперы «Сельская идиллия» (либретто В. Дунина-Марцинкевича) состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 г.



Николай Ильич Аладов (1890-1972)

Белорусский советский композитор, педагог. В 1910 г. окончил Петербургскую консерваторию экстерном. Преподавал в Государственном институте музыкальной культуры в Москве.

В Минске являлся одним из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 гг. являлся ее ректором, профессор.

В годы войны (1941-1944) преподавал в Саратовской консерватории.

Н.И. Аладов является одним из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Он автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний и других произведений. Создал вокальные циклы на стихи белорусских поэтов Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка.

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Советский белорусский композитор.

Е. К. Тикоцкий родился в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями.

Его музыкальное образование ограничилось двумя годами частных уроков фортепиано и теории музыки, композиции он обучался самостоятельно. Начал сочинять в возрасте 14 лет, консультируясь у своего друга, учившегося в Петербургской консерватории. По настоянию отца Тикоцкий в 1914 г. поступил в Петроградский университет, где изучал физику и математику. В 1915 г. ушёл на фронт. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. Первое крупное сочинение - симфония, написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, она стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. Тикоцкий является одним из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, созданные в классической и романтической манере, наполнены народными мотивами. Он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX в. Создал оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся», также написал оперу «Анна Громова», оперетту «Кухня святости», 6 симфоний, фортепьянное трио, сонату-симфонию для фортепьяно и другие произведения.

Исаак Исаакович Любан (1906-1975)

Родился в Могилёвской губернии. Окончил музыкальный техникум в Минске по классу композиции. Работал художественным руководителем Белорусского радио, в 1937-1941 гг. – художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Белорусской филармонии. Участник Великой Отечественной войны. С 1945г. жил в Москве.

Является автором сюиты «Граница в песнях» (сл. П. Бровки, П. Глебки, И. Шаповалова), пьес для цимбал и баяна, песен для хора, солистов и вокальных ансамблей, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам (в том числе к кинофильму «Часы остановились в полночь», 1958).

Анатолий Васильевич Богатырёв (1913-2003)

Белорусский советский композитор и педагог, основатель белорусской национальной композиторской школы, профессор.

Родился в Витебске, окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 г. С 1948 г. преподавал в Белорусской академии музыки.

Пётр Петрович Подковыров (1910-1977)

Советский белорусский композитор. Окончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции, где долгие годы преподавал.

Автор оперы «Павел Корчагин» (по роману Н. Островского «Как закалялась сталь»), кантаты для солистов, хора и симфонического оркестра «Пионерский костёр мира» (слова Э. Огнецвет, 1951), кантаты «Баллада о четырех заложниках» (слова А. Кулешова, 1954), 3 симфоний, многочисленных произведений для фортепьяно, гобоя, флейты, кларнета. Писал музыку к драматическим спектаклям, делал обработки белорусских народных песен.

Лев Моисеевич Абелиович (1912-1985)

Белорусский советский композитор. Учился у известных композиторов В. А. Золотарёва и Н. Я. Мясковского.

Создал 4 симфонии, концерта для фортепиано с оркестром, фортепианный цикл «Фрески», вокализ памяти Д. Шостаковича. Он является автором вокальных циклов, хоров, песен, романсов, музыки к радиоспектаклям. Писал музыку на стихи белорусских поэтов Я. Коласа, М. Танка, А. Мицкевича, М. Богдановича.

Генрих Матусович Вагнер (1922-2000)

Родился в Польше. С 1939 г. жил в Минске. Окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) по классу фортепиано и композиции. Работал концертмейстером Белорусского радио, преподавателем на кафедре музыкального воспитания в Минском педагогическом институте.

Создал вокально-симфонические поэмы «Вечно живые» (1959) и «Героям Бреста» (1975).

Написал 3 симфонии, концерты с оркестром: для фортепиано (1964, 1977, 1981), для виолончели (1975), для клавесина (1982), для скрипки (1985) и для цимбал с оркестром народных инструментов (1985).

Ким Дмитриевич Тесаков (р. 1936)

Окончил Гомельское музыкальное училище и Новосибирскую консерваторию (класс композиции). В 1966-1968 гг. преподавал в Белорусской консерватории и Музыкальном училище в Минске. В 1969-1971 гг. был заведующим редакцией музыкальной литературы издательства «Беларусь». С 1972 г. - преподаватель средней специальной музыкальной школы при Белорусской консерватории.

К.Тесаков является автором 3 ораторий, 2 кантат, 2 симфоний, концертов для цимбал и оркестра, произведений для скрипки, виолончели и фортепьяно, для кларнета и фортепьяно, для гобоя и фортепьяно, для трубы и фортепьяно, а также произведений для хора, циклов романсов на стихи Г. Вяткина, музыки к 7 драматическим спектаклям, музыки к кинофильмам.

Дмитрий Брониславович Смольский (р. 1937)

Советский и белорусский композитор, музыкальный педагог.

Родился в Минске в семье белорусского музыканта Бронислава Смольского. Пишет музыку с 12 лет. Окончил Белорусскую консерваторию по классу композиции А. В. Богатырёва, там же аспирантуру. Преподавал в Музыкальном училище в Могилёве, в Белорусской консерватории.

Автор опер «Седая легенда» (1978), «Франциск Скорина» (1980), оратории для чтеца, солистов, хора и симфонического оркестра «Моя Родина» (1970), 4 симфоний, концертов для фортепьяно, цимбал и камерного оркестра, многочисленных песен, музыки к спектаклям и кинофильмам.

Виктор Николаевич Копытько (р. 1956)

Композитор и музыкальный деятель. Музыкант разносторонних направлений, автор опер, симфонических, камерных и хоровых сочинений, музыки для театра и кино. Особенностью творчества В. Копытько является синтез языковых принципов и композиционных техник разных эпох, их обобщение в собственном индивидуальном авторском стиле. Его музыка звучит в концертах и на музыкальных фестивалях в различных странах мира.

Родился в Минске в семье музыкантов (мать – профессиональная пианистка, отец – любитель). Учился в средней специальной музыкальной школы-одиннадцатилетке при Белорусской государственной консерватории, а затем в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Основные сочинения В.Н. Копытько: оперы «Девочка, наступившая на хлеб» (опера-притча по Г. Х. Андерсену. Либретто Ю. Борисова и В. Копытько при участии В. Котовой (1980-81). Опера поставлена на Ленинградском телевидении в 1983 г. Посвящена Бенджамину Бриттену;

Евгений Александрович Глебов (1929-2000)

Советский белорусский композитор. Из семьи священников. Родился в Смоленской области. С юных лет его привлекала музыка. Самостоятельно научился играть на мандолине, гитаре, балалайке и уже в юные годы стал сочинять различные музыкальные произведения (песни, романсы, пьесы). Но по профессии был далёк от музыки. Во время учебы в Рославльском железнодорожном техникуме руководил студенческим хором и оркестром. Работая в Могилёве, подружился со студентами Могилёвского музыкального училища и стал изучать основы музыки. Пытался поступить в музыкальное училище, но директор, узнав, что Глебов не знает нот и никогда не сталкивался с музыкальной грамотой, отказал по причине профнепригодности. Но, будучи настойчивым, поступил в консерваторию в Минске. Учился успешно, хотя ему было трудно, в том числе и материально. После окончания консерватории в 1956 г. Евгений Глебов стал преподавателем теоретических дисциплин в Минском музыкальном училище, совмещая педагогическую и творческую деятельность с работой заведующего музыкальной частью и дирижера в Театре юного зрителя. С 1971 г. вел класс композиции в Белорусской государственной консерватории. Евгений Глебов подготовил более 40 учеников. Известные его ученики – Леонид Захлевный, Ядвига Поплавская, Василий Раинчик, Эдуард Ханок, Вячеслав Кузнецов, Владимир Кондрусевич, Дмитрий Долгалев.

Музыкальное искусство Белоруссии сформировалось на основе национальной музыкальной культуры. И сейчас оно продолжает развиваться в русле сохранения национальной музыки, классической традиции, а также популярных в мире стилейи направлений.

Краткий экскурс в историю белорусской музыки

В Киевской Руси, а позже в Белоруссии была очень развита церковная богослужебная музыка. В XV в. формируется местный тип «знаменного распева» (основной вид древнерусского богослужебного пения. Его название происходит от невменных знаков (знамён), использовавшихся для его записи. К XVII в. складывается партесное пение в церковной православной музыке. Партесное пение – тип западнорусской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении в XVII в. и первой половине XVIII в. Количество голосов – от 3 до 12, может достигать и 48. Белорусские музыкальные памятники той эпохи – сборники произведений «Полоцкая тетрадь» и «Куранты».

Среди народных белорусских инструментов наибольшее распространение получили дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка и цимбалы.

Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент, любимый славянскими народами, он дожил до наших дней в своем первозданном виде - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Рогоз – высокие болотные травы. Жалейка Известна также под названием «жаломейка», «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда» и т. п.

В. Тропинин «Мальчик с жалейкой»

Цимбалы - струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.

Цимбалы

Светская музыка эпохи барокко первоначально звучала в крупных дворянских имениях, а с XVII в. начала развиваться и в белорусских городах. В XVII-XVIII вв. центрами светской белорусской музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы польско-литовских магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов того времени – Голланд, Ванжура и др.

Расцвет белорусской культуры и музыки начинается с конца XIX в.: открываются белорусские музыкальные школы, народные консерватории, театры. Во второй половине XX в. начинается новая волна расцвета белорусской культуры и музыки: сочинения известного пианиста и композитора XIX в. А.И. Абрамовича основаны на белорусских мелодиях.

В 1927 г. был основан Государственный симфонический оркестр БССР, в 1930 г. – Государственный народный оркестр БССР, в 1933г. – Белорусская студия оперы и балета, в 1932 г. – Белорусская консерватория, в 1937 г. –Белорусская филармония, в 1938 г. – Союз Композиторов БССР. В 1940 г. был организован Белорусский ансамбль песни и танца под pyководством Г.Р. Ширмы.

Ведущими музыкальными коллективами Белоруссии в настоящее время являются Президентский оркестр Республики Беларусь, Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением М. Финберга, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И. Цитовича. Конечно, невозможно не вспомнить и такие музыкальные коллективы, как вокальная группа «Чистый голос», вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», вокально-инструментальный ансамбль «Сябры» и другие популярные музыкальные коллективы, но наша статья посвящена классической музыке, поэтому другие темы мы развивать в ней не будем.

Ежегодно в Белоруссии проводятся более 30 международных, республиканских и региональных музыкальных фестивалей: «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», джазовый фестиваль, фестивали камерной музыки «Музы Несвижа», фестиваль старинной и современной музыки в Полоцке и другие. Самым известным белорусским музыкальным фестивалем является «Славянский базар в Витебске».

Наполеон Орда (1807-1883)

Белорусский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог.

Родился в родовом поместье Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (ныне Ивановский район Брестской области).

Окончил школу в Свислочи, затем поступил в Виленский университет, где изучал математику. За участие в деятельности нелегального студенческого общества «Зоряне» был арестован. После подавления польского восстания, в котором он участвовал, в 1833 г. переехал в Париж. Там подружился с Адамом Мицкевичем, Фредериком Шопеном. Брал уроки композиции и игры на фортепиано у него и у Ференца Листа. Также брал уроки рисования в студии Ф. Жерара. В путешествиях по Франции, Австрии, Шотландии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Северной Африке рисовал пейзажи, главным образом городские виды.

Умер Наполеон Орда в Варшаве. Согласно завещанию, его похоронили в Янове (теперь Иваново Брестской области) в фамильном склепе.

Станислав Монюшко (1819-1872)

Белорусский и польский композитор, автор песен, оперетт, балетов, опер; творец белорусской и польской национальной оперы, классик вокальной лирики.

Родился в Минской губернии. Его отец, Чеслав Монюшко, капитан полка литовских конных стрелков, завершил свою военную карьеру адъютантом при штабе маршала Мюрата и обосновался здесь после русской кампании Наполеона.

Музыке Станислав Монюшко учился у матери. Позднее совершенствовался в игре на органе в Варшаве, композиции – в Минске, в хоровом дирижировании – в Берлине. Служил органистом.

В ранний период творчества писал водевили, музыкальные комедии, комические оперы. Автор оркестровых сочинений (фантастическая увертюра «Сказка», посвященная Даргомыжскому (1848); увертюры «Каин» (1856), «Военная» (1857) и другие).

Написал более 15 опер, опера «Галька» - самая известная. Премьера оперы «Сельская идиллия» (либретто В. Дунина-Марцинкевича) состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 г.

Николай Ильич Аладов (1890-1972)


Белорусский советский композитор, педагог. В 1910 г. окончил Петербургскую консерваторию экстерном. Преподавал в Государственном институте музыкальной культуры в Москве.

В Минске являлся одним из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 гг. являлся ее ректором, профессор.

В годы войны (1941-1944) преподавал в Саратовской консерватории.

Н.И. Аладов является одним из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Он автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний и других произведений. Создал вокальные циклы на стихи белорусских поэтов Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка.

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Советский белорусский композитор.

Е. К. Тикоцкий родился в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями.

Его музыкальное образование ограничилось двумя годами частных уроков фортепиано и теории музыки, композиции он обучался самостоятельно. Начал сочинять в возрасте 14 лет, консультируясь у своего друга, учившегося в Петербургской консерватории. По настоянию отца Тикоцкий в 1914 г. поступил в Петроградский университет, где изучал физику и математику.

В 1915 г. ушёл на фронт. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся его первые контакты с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение - симфония, написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, она стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. Затем был ряд театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и композитор. Здесь Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 г. он пишет одно из самых известных своих сочинений – оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся», она была поставлена в 1944 г., после освобождения Минска от фашистских захватчиков.

Тикоцкий является одним из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, созданные в классической и романтической манере, наполнены народными мотивами. Он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX в. Создал, кроме двух указанных опер, также оперу «Анна Громова», оперетту «Кухня святости», 6 симфоний, фортепьянное трио, сонату-симфонию для фортепьяно и другие произведения.

Исаак Исаакович Любан (1906-1975)

Родился в Могилёвской губернии. Окончил музыкальный техникум в Минске по классу композиции. Работал художественным руководителем Белорусского радио, в 1937-1941 гг. – художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Белорусской филармонии. Участник Великой Отечественной войны. С 1945г. жил в Москве.

Является автором сюиты «Граница в песнях» (сл. П. Бровки, П. Глебки, И. Шаповалова), пьес для цимбал и баяна, песен для хора, солистов и вокальных ансамблей, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам (в том числе к кинофильму «Часы остановились в полночь», 1958).

Анатолий Васильевич Богатырёв (1913-2003)

Белорусский советский композитор и педагог, основатель белорусской национальной композиторской школы, профессор.

Родился в Витебске, окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 г. С 1948 г. преподавал в Белорусской академии музыки.

А.В. Богатырёв является автором двух опер: «В пущах Полесья» (по повести Я. Коласа «Дрыгва», постановка 1939 г.) и «Надежда Дурова», которую поставил в 1946 г. Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества.

Пётр Петрович Подковыров (1910-1977)

Советский белорусский композитор. Окончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции, где долгие годы преподавал.

Автор оперы «Павел Корчагин» (по роману Н. Островского «Как закалялась сталь»), кантаты для солистов, хора и симфонического оркестра «Пионерский костёр мира» (слова Э. Огнецвет, 1951), кантаты «Баллада о четырех заложниках» (слова А. Кулешова, 1954), 3 симфоний, многочисленных произведений для фортепьяно, гобоя, флейты, кларнета. Писал музыку к драматическим спектаклям, делал обработки белорусских народных песен.

Лев Моисеевич Абелиович (1912-1985)


Белорусский советский композитор. Учился у известных композиторов В. А. Золотарёва и Н. Я. Мясковского.

Создал 4 симфонии, концерта для фортепиано с оркестром, фортепианный цикл «Фрески», вокализ памяти Д. Шостаковича. Он является автором вокальных циклов, хоров, песен, романсов, музыки к радиоспектаклям. Писал музыку на стихи белорусских поэтов Я. Коласа, М. Танка, А. Мицкевича, М. Богдановича.

Генрих Матусович Вагнер (1922-2000)


Родился в Польше. С 1939 г. жил в Минске. Окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) по классу фортепиано и композиции. Работал концертмейстером Белорусского радио, преподавателем на кафедре музыкального воспитания в Минском педагогическом институте.

Создал вокально-симфонические поэмы «Вечно живые» (1959) и «Героям Бреста» (1975).

Написал 3симфонии, концерты с оркестром: для фортепиано (1964, 1977, 1981), для виолончели (1975), для клавесина (1982), для скрипки (1985) и для цимбал с оркестром народных инструментов (1985).

Ким Дмитриевич Тесаков (р. 1936)

Окончил Гомельское музыкальное училище и Новосибирскую консерваторию (класс композиции). В 1966-1968 гг. преподавал в Белорусской консерватории и Музыкальном училище в Минске. В 1969-1971 гг. был заведующим редакцией музыкальной литературы издательства «Беларусь». С 1972 г. - преподаватель средней специальной музыкальной школы при Белорусской консерватории.

Музыке К. Тесакова свойственны масштабность, образно-драматургическое обобщение, философская глубина. Он опирается в творчестве на народно-песенные традиции. Является разработчиком оригинального жанра радиооперы («Багряная заря» по мотивам романов И. Мележа «Люди на болоте» и «Дыхание грозы», 1978); «Полынь – трава горькая» по мотивам повести А. Осипенко «Жито», 1987).

К.Тесаков является автором 3 ораторий, 2 кантат, 2 симфоний, концертов для цимбал и оркестра, произведений для скрипки, виолончели и фортепьяно, для кларнета и фортепьяно, для гобоя и фортепьяно, для трубы и фортепьяно, а также произведений для хора, циклов романсов на стихи Г. Вяткина, музыки к 7 драматическим спектаклям, музыки к кинофильмам.

Дмитрий Брониславович Смольский (р. 1937)

Советский и белорусский композитор, музыкальный педагог.

Родился в Минске в семье белорусского музыканта Бронислава Смольского. Пишет музыку с 12 лет. Окончил Белорусскую консерваторию по классу композиции А. В. Богатырёва, там же аспирантуру. Преподавал в Музыкальном училище в Могилёве, в Белорусской консерватории.

Автор опер «Седая легенда» (1978), «Франциск Скорина» (1980), оратории для чтеца, солистов, хора и симфонического оркестра «Моя Родина» (1970), 4 симфоний, концертов для фортепьяно, цимбал и камерного оркестра, многочисленных песен, музыки к спектаклям и кинофильмам.

Виктор Николаевич Копытько (р. 1956)


Композитор и музыкальный деятель. Музыкант разносторонних направлений, автор опер, симфонических, камерных и хоровых сочинений, музыки для театра и кино. Особенностью творчества В. Копытько является синтез языковых принципов и композиционных техник разных эпох, их обобщение в собственном индивидуальном авторском стиле. Его музыка звучит в концертах и на музыкальных фестивалях в различных странах мира.

Родился в Минске в семье музыкантов (мать – профессиональная пианистка, отец – любитель). Учился в средней специальной музыкальной школы-одиннадцатилетке при Белорусской государственной консерватории, а затем в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Основные сочинения В.Н. Копытько: оперы «Девочка, наступившая на хлеб» (опера-притча по Г. Х. Андерсену. Либретто Ю. Борисова и В. Копытько при участии В. Котовой (1980-81). Опера поставлена на Ленинградском телевидении в 1983 г. Посвящена Бенджамину Бриттену ;

«Его Жёны» (опера-бурлеск по мотивам Антоши Чехонте и другим мотивам. Либретто Ю. Борисова и В. Копытько (1988 г., окончательная версия – 2005 г.; оперу поставил Национальный академический театр оперы Республики Беларусь с заглавием «Синяя Борода и Его Жёны»). Посвящение: «Моему сыну Даниилу» .

Сочинения для оркестра: Маленькая Симфония для 15 исполнителей в 5-ти частях (1985), «Играем Чехова», сюита для малого симфонического оркестра в 5-ти частях (1987), «Адажио для Адольфа», пьеса для камерного оркестра (1989), Три Интермеццо для камерного оркестра или инструментального ансамбля (1994, 2002), «Променад», пьеса для струнного оркестра с солирующей флейтой (2010), Lento per Leni для струнного оркестра (2010-2011).

Кроме этого, им написано огромное количество пьес для фортепьяно, для сольных голосов и камерного оркестра, камерная инструментальная музыка, камерная вокальная музыка, произведения для хора, музыка к кинофильмам, мультфильмам, драматическим и кукольным спектаклям и многое другое.

Евгений Александрович Глебов (1929-2000)

Советский белорусский композитор. Из семьи священников. Родился в Смоленской области. С юных лет его привлекала музыка. Самостоятельно научился играть на мандолине, гитаре, балалайке и уже в юные годы стал сочинять различные музыкальные произведения (песни, романсы, пьесы). Но по профессии был далёк от музыки. Во время учебы в Рославльском железнодорожном техникуме руководил студенческим хором и оркестром. Работая в Могилёве, подружился со студентами Могилёвского музыкального училища и стал изучать основы музыки. Пытался поступить в музыкальное училище, но директор, узнав, что Глебов не знает нот и никогда не сталкивался с музыкальной грамотой, отказал по причине профнепригодности. Но, будучи настойчивым, поступил в консерваторию в Минске. Учился успешно, хотя ему было трудно, в том числе и материально. После окончания консерватории в 1956 г. Евгений Глебов стал преподавателем теоретических дисциплин в Минском музыкальном училище, совмещая педагогическую и творческую деятельность с работой заведующего музыкальной частью и дирижера в Театре юного зрителя. С 1971 г. вел класс композиции в Белорусской государственной консерватории. Евгений Глебов подготовил более 40 учеников. Известные его ученики – Леонид Захлевный, Ядвига Поплавская, Василий Раинчик, Эдуард Ханок, Вячеслав Кузнецов, Владимир Кондрусевич, Дмитрий Долгалев.

Е. Глебов работал в различных жанрах, но наиболее известны его симфонические сочинения и балеты. Стиль композитора формировался под влиянием Д. Д. Шостаковича и отчасти раннего И. Ф. Стравинского. Его произведения отличаются глубокой полифонией, тематическим развитием, оригинальной оркестровкой. Опера Глебова «Мастер и Маргарита» считается классикой белорусской музыкальной литературы.

Константин Евгеньевич Яськов (р. 1981)

Родился в городе Ветка Гомельской области. Белорусский композитор, преподаватель музыкальных дисциплин в Белорусском государственном университете культуры и искусств и Институте современных знаний. Ранее преподавал на кафедре композиции Белорусской государственной академии музыки. Организатор Международного фестиваля современной академической музыки «Диалоги», один из основателей и председатель Ассоциации молодых белорусских композиторов.

Музыкальное образование по классу «фортепиано» и «композиции» получил в Гродненском музыкальном училище.

Автор оркестровых произведений Prophet, музыка для 19 струнных инструментов и альта на поэму Михася Башлакова «Лилия на темной воде» (2006); «Adagio» для симфонического оркестра (2007); «Lulla.by» для струнного оркестра (2010); «Сны Замкавай гары» для оркестра и цимбал. Автор камерных, хоровых, вокальных произведений, а также научных публикаций.

Невозможно не упомянуть в данной статье и таких известных белорусских композиторов, как Игорь Михайлович Лученок, Владимир Георгиевич Мулявин, Владимир Владимирович Оловников, Эдуард Семёнович Ханок, которые работали в различных музыкальных жанрах, но преимущественно и наиболее плодотворно – в песенном.

Год рождения: 1910

Фотография:

Биография:

Петр Петрович Подковыров (1910-1977)

Петр Петрович Подковыров родился 16 октября 1910 года в Челябинске. В 1928 году закончил Челябинскую школу-девятилетку. Как активный участник художественной самодеятельности получил путевку райкома комсомола на учебу в Свердловский музыкальный техникум. Закончив его в 1933 году по классу композиции профессора В. Золотарева, П. Подковыров продолжил свои занятия в Белорусской государственной консерватории в Минске и в 1937 году получил диплом композитора. С 1935 года П. Подковыров сочетал занятия в консерватории с работой в качестве инспектора Реперткома БССР, а позже – инспектора Управления по делам искусств. С 1938 года целиком отдался творчеству. В начале Великой Отечественной войны П. Подковыров эвакуировался в Майкоп, а в ноябре 1944 года возвратился в Минск и возобновил творческую деятельность. Начиная с 1948 года П. Подковыров – преподаватель Белорусской государственной консерватории. С 1969 года он доцент кафедры композиции. Награжден орденом «Знак Почета» (1955) и тремя медалями. В 1957 году П. Подковырову присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств БССР. Член Союза композиторов с 1934 года, неоднократно избирался членом правления Союза композиторов Белоруссии. // Журавлев Д.Н. Союз композиторов БССР: Краткий биобиблиографический справочник. – Мн.: «Беларусь», 1978. – С. 184–188.

Его песни знает и любит вся страна. Его мелодии напевают все: от мала до велика. Его имя на слуху далеко за пределами Беларуси. Игорь Михайлович Лученок - Народный артист СССР и Беларуси, Лауреат государственной премии, обладатель орденов Франциска Скорины и Дружбы народов, заслуженный деятель искусств. Сегодня у маэстро День рождения.

Как всегда Игорь Михайлович сразу приглашает в дом. Но мы оказались не единственными, кто решил поздравить известного белорусского композитора.


Чтобы тебе в жизни и творчестве было только, как говорят, вера, надежда, любовь и здоровье!

В свои годы Игорь Михайлович Лученок чувствует себя на 27 - вечно молод душой и сердцем. Поэтому День рождения - особый повод для радости, особенно, когда поздравляют родные, друзья, поклонники и многие известные личности.

Игорь Лученок, композитор, Народный артист Беларуси, заслуженный деятель искусств:
Это было лет 10 назад, когда я приехал в Казахтан. Там у меня хороший товарищ Нурсултан Абишевич Назарбаев. И как сейчас помню, они меня встретили, поздравили… Казахтан! Представляете! И мне это очень памятно.

Никогда не забывает о Дне рождения мастера музыкального такта известные артисты. К примеру - Иосиф Кабзон, с которым Игорь Лученок в хороших отношениях много лет. Впрочем, дружить маэстро всегда умел, поэтому неудивительно, что друзья говорят о нем только хорошие слова.

Владимир Провалинский, заслуженный артист Республики Беларусь:
Он порядочный. Если он сказал слово, он помнит его, кто бы ни обратился. Чудо какое-то придёт и скажет: «Игорь Михайлович, помоги!». Он всегда поможет!

Игорь Михайлович Лученок не любит себя нахваливать. Главное о нем могут рассказать его песни: «Алеся», «Майский вальс», «Дорогие мои земляки», «Полька белорусская», «Верасы», «Вероника», «Трэба дома бываць часцей», «Письмо из 45-го». Композиции, к которым композитор написал музыку, можно перечислять часами. Некоторые из них особо дороги мастеру.

Игорь Лученок, композитор:
Четыре произведения. Это «Мой родны кут» (Якуб Колас), «Спадчына» (Янка Купала), «Жураўлі на Палессі ляцяць» (Алесь Ставер) и «Майский вальс».

Игорь Михайлович Лученок окончил три консерватории: белорусскую, ленинградскую, московскую. Он написал сотни инструментальных произведений. Именно он автор гимна белорусской столицы - «Песня про Минск». Эту мелодию каждый час отбивают куранты на Минской ратуше.

Игорь Лученок, композитор:
Я никогда не гонялся за золотом, серебром или за какими-то льготами. Никогда! Я просто служил Советскому союзу. Я - Народный артист СССР, и очень этим горжусь!

А это тот редкий кадр, когда Игорь Михайлович берет в руки аккордеон и начинает играть. Этот инструмент - подарок отца. Но всё же, привычней видеть маэстро у рояля.

Игорь Михайлович Лученок не подводит черту под своим творчеством. И сегодня он ни дня не может прожить без музыкального такта. На его рояле - новые недописанные партитуры.

Мы желаем известному композитору долгих лет жизни и свершения всех его творческих замыслов!




Top