Тайны и легенды праги. Легенды Праги: история, достопримечательности города, интересные факты

До последней четверти XIX века японцы в представлении обитателей Срединного государства были лишь восточными варварами, впитывающими мудрость Поднебесной: письменность, религию, архитектуру. Однако потом ситуация изменилась: в то время как Китай проигрывал европейцам войну за войной, все больше замыкаясь в изоляции, Япония вестернизировалась и заимствовала достижения европейской цивилизации. Японо-китайская война 1894-1895 годов закончилась унизительным поражением Поднебесной.

После этого страны полностью поменялись ролями, и уже китайские интеллектуалы, включая будущего «отца нации» Сунь Ятсена, отправлялись в Японию учиться. Созданная в Токио организация «Тунмэнхой» стала движущей силой Синьхайской революции 1912 года. Однако вскоре в Китае началась анархия и гражданская война, и в 1931 году японцы почти без сопротивления захватили Маньчжурию, создав там марионеточное государство Маньчжоу-го. К 1936 году милитаристы в японском руководстве окончательно взяли верх, и в следующем году Япония объявила Китаю войну.

Помни Нанкин

Именно Вторая мировая война сформировала нынешнее отношение китайцев к соседу за восточными морями. То, что японские войска творили в стране с 1937 по 1945 год, в Китае называют геноцидом. По оценкам китайских историков, жертвами японцев стали около семи миллионов комбатантов и более семнадцати миллионов гражданских лиц.

Нанкин. Японские солдаты тренируются в штыковом бое на китайских гражданских. Фото: Bettmann / Corbis / EastNews

Одним из самых страшных эпизодов стала знаменитая Нанкинская резня. После трехмесячных боев за Шанхай японцы двинулись на тогдашнюю столицу Китая — Нанкин.

Зверства начались еще по пути: пока японские войска шли на беззащитный город, два японских офицера, Тосиаки Мукаи и Цуёси Нода, соревновались в убийствах безоружных китайских пленных.

Дуэль азартно комментировали японские газеты. Изначально спор шел о том, кто быстрее убьет мечом 100 человек.

Победителя установить не удалось и потребовался дополнительный раунд — убить на скорость 150 человек.

«Соревнование в убийстве 100 человек мечом». Изображение: Public domain

То, что японцы устроили несколько дней спустя в Нанкине, больше напоминало хладнокровное и планомерное истребление: все мужчины призывного возраста были выведены за городскую черту и убиты, после чего началась резня уже в самом городе. Японские солдаты даже не тратили патроны — они рубили безоружным гражданским головы мечами, закалывали их штыками, травили собаками, выкалывали глаза и вспарывали животы.

Нанкин, 1937 год. Фото: Public domain

До сих пор не известно точное число жертв — по китайским данным, оно составляет от 200 до 500 тысяч человек. По воспоминаниям очевидцев, по Янцзы нельзя было нормально проплыть на лодке — мешали десятки тысяч трупов. Были изнасилованы от 20 до 80 тысяч женщин, включая девочек, беременных, старух и даже монахинь. Сексуальному насилию подвергались и мужчины.

Химия и смерть

Именно на территории Китая работал знаменитый Департамент предотвращения эпидемий и очищения воды и его специальные исследовательские отряды, занимавшиеся, помимо прочего, секретными исследованиями в области химического и биологического оружия. Японские военные медики намеренно заражали людей холерой, оспой, тифом, бубонной чумой, травили их газами, тестировали на них лекарства, замораживали и последовательно ампутировали конечности и пытали, чтобы проверить реакцию на боль.

Китайский солдат после японской химической атаки. Фото: Bettmann / Corbis / EastNews

Подопытным материалом для исследований прогрессивных японских ученых служили местные жители и пленные китайские солдаты. Военнослужащие китайской армии, попадавшие в плен к японцам, практически не имели шанса на выживание — достаточно сказать, что после капитуляции Японии из лагерей были освобождены всего 56 военнопленных-китайцев.

Полученные знания японцы применяли на практике, сбрасывая на китайские позиции керамические бомбы, заполненные зараженными чумой блохами.

Но в целом японская авиация предпочитала крупномасштабные бомбардировки с применением обычных и зажигательных бомб. С февраля 1938-го по август 1943 года японские самолеты провели более пяти тысяч рейдов на крупные китайские города.

Китаянка и ее замученный муж. Фото: adoc-photos / Corbis / EastNews

Японские наземные войска руководствовались стратегией генерала Окамуры, получившей название «санко сакусен» — «три все»: все жги, все убивай, все грабь. Японцы забирали весь урожай, уничтожали деревни и сгоняли китайцев на саперные работы, безжалостно расправляясь со всеми нелояльными или подозрительными.

После японской бомбардировки.

Считается, что жертвами стратегии Окамуры стали более двух с половиной миллионов человек. В тылу японских солдат обслуживали так называемые «станции утешения» — солдатские бордели, куда отправляли, часто насильно, китайских женщин. В 1942 году в Китае действовали 280 таких «станций».

Японские солдаты с китайскими подростками перед казнью. Фото: Hulton-Deutsch Collection / Corbis / EastNews

После того как Япония капитулировала, по приговору международного трибунала были казнены 920 человек, еще 475 получили пожизненный срок. Но ничего подобного денацификации, которую союзники провели в Германии, в Японии не было. Так, из числа обвиняемых был вычеркнут император Хирохито, подпись которого стояла под большинством преступных приказов, а многие военные преступники получили небольшие сроки.

Поклонение преступникам

После войны отношения между Токио и Пекином строились по формуле «чжэн лэн, цзинь жэ» («холодно в политике, жарко в экономике»): японский премьер Сигиру Ёсида, автор антикоммунистической доктрины внешней политики, в частных беседах заявлял, что ему все равно, какими будут китайцы — хоть красными, хоть зелеными, лишь бы покупали японские товары. В 1973 году страны восстановили дипломатические отношения, и в КНР рекой потекли государственные японские инвестиции.

Тем не менее под внешней дружбой тлел огонь раздражения. Негодование Пекина вызывали в основном две вещи: походы японских лидеров в синтоистский храм Ясукуни, где поклоняются душам погибших за Японию воинов, и переписывание школьных учебников.

В 1978 году японские власти перенесли на территорию храма прах четырнадцати главных японских военных преступников. С тех пор любой, кто приходил в храм Ясукуни, чтобы почтить память погибших солдат, заодно демонстрировал свое уважение тем, кто организовывал массовые убийства. Визиты японских лидеров в храм рассматривались Пекином как заведомо недружественные акции.

Возмущало китайцев и упорное нежелание Токио признать свои военные преступления, выражавшееся в переписывании учебников, в которых японские зверства на китайской территории замалчивались или оправдывались. Так, по мнению японских авторов, никакой резни в Нанкине не было: город был захвачен почти бескровно, погибли всего 20 тысяч человек — неминуемые жертвы в ходе взятия укрепленного пункта. Фотографии — фальшивки, а свидетели лгут.

Фестиваль памяти в храме Ясукуни. Фото: Toru Hanai / Reuters

В итоге возникает неразрешимое противоречие: на официальном уровне Токио десятилетиями декларировал сожаление по поводу событий той войны, в то же время японские суды отказывали китайским гражданам в рассмотрении дел о компенсациях. Это вызывало понятное раздражение Пекина. Японцы, не желая ссориться с соседом, гасили китайское недовольство все новыми и новыми кредитами, общий объем которых к 2010 году достиг 30 миллиардов долларов.

Дорога к храму Ясукуни

К 1990-м ситуация изменилась. Китай переживал бурный экономический рост и начал претендовать на роль региональной сверхдержавы, а в Японии началась полоса экономического упадка и череда политических кризисов. К тому же к власти в Стране восходящего солнца пришло новое поколение японских лидеров, желающих пересмотреть итоги ВМВ, — японцам надоело платить и каяться. Китайцев это пугало. Они с подозрением относились к попыткам Японии усилить войска самообороны и со временем превратить их в нормальную армию, обвиняя Токио в милитаризме.

Чехарда японских премьеров приводила к тому, что политика страны в отношении Китая постоянно менялась. Так, Дзъюинтиро Коидзуми демонстративно ходил в храм Ясукуни, хотя при этом извинялся за преступления японских войск, а его преемник и товарищ по партии Синдзо Абэ на время отказался от визитов, при этом поощряя ревизионизм в учебниках истории. Так же поступил Ясуо Фукуда, а Ёсикихо Нода, наоборот, заявил, что японские военные не были преступниками, а посещение храма — всего лишь дань памяти погибшим за страну.

Показателем роста напряженности между двумя странами стал знаменитый антияпонский погром 2005 года: после того как премьер Коидзуми посетил храм Ясукуни, а в Японии небольшим тиражом вышел новый учебник, где обелялись действия японских военных на территории Китая, в Пекине, Шанхае, Харбине и Гуанчжоу прошли массовые антияпонские акции. Власти дали народному гневу выплеснуться на улицы, и протесты были остановлены лишь спустя несколько дней, когда японские бизнесмены понесли значительный ущерб.

Время молодых патриотов

Показательно, что главной движущей силой протестов стала молодежь — дети тех китайцев, которые сотрудничали с японцами все предыдущие годы. Выяснилось, что нынешняя китайская молодежь по уровню национального самосознания даст фору своим отцам и дедам.

Чарити Ши, дизайнер:

«Я жила в Нанкине. В окружении, где каждый ненавидел Японию, или, вернее, чувствовал себя обязанным ненавидеть Японию. Мои одноклассники с ума сходили по японской манге, но если бы я спросила, они никогда не признались бы, что любят эту страну. В средней школе класс, где изучался японский, был самым маленьким — несмотря на то, что японский крайне полезен при работе в восточном Китае. Был даже год, когда на японский вообще не набрали желающих.

Каждый год 13 декабря, в день, когда началась Нанкинская резня, по всему городу звучали сирены, чтобы напомнить нам о том, через что нам пришлось пройти, потому что мы не были достаточно сильны, чтобы защитить свою страну. Однажды на нашего учителя-японца напали, когда он вышел на улицу 13 декабря.

Но в Шанхае, к примеру, относятся к японцам гораздо лучше, вся атмосфера там более дружелюбная, хотя город находится всего в двух часах езды на поезде. Мне потребовалось четыре года жизни в Шанхае, чтобы начать воспринимать Японию как нормальную страну».

Ничего удивительного: еще в школах детям рассказывают про зверства японцев. В Пекине существует музей войны с Японией, куда ежедневно приходят на экскурсии сотни и тысячи школьников и студентов, чтобы своими глазами увидеть страшные фотографии японских зверств — изнасилованных женщин, груды детских трупов, китайских мужчин с выколотыми глазами и вырезанными кишками.

Не отстает и китайский кинематограф: в 2005 году, например, на экраны вышел анимационный фильм «Маленький солдат Чжан Га», рассказывающий историю 12-летнего мальчика, пытающегося выжить в горниле войны с японцами. По сюжету, бабушку маленького Чжана убивают японские военные, и он присоединяется к подпольщикам-коммунистам. В финале фильма он взрывает японский эшелон, и за это получает от командира пистолет, чтобы убить еще больше японцев. Ни одного положительного героя-японца в фильме нет. В титрах сообщалось, что лента основана на реальной истории мальчика Янь Сюфэна.

В то же время черная комедия «Дьяволы у порога», завоевавшая гран-при в Каннах, была запрещена в Китае в том числе из-за того, что в фильме завязывается дружба между китайскими крестьянами и пленным японским солдатом, — чиновники сочли, что это может создать превратное впечатление о поведении китайцев в годы войны.

Свою лепту в разжигание ненависти вносят и сами японцы — так, Токио объявил о продаже частному лицу спорных островов Сенкаку прямо перед XVIII съездом КПК в 2012 году, в момент подъема национального самосознания китайцев, что было предсказуемо воспринято как плевок в лицо всей нации и привело к новым погромам. И даже искренние извинения отдельных лиц государства не могут этого отношения поколебать.

Бывший японский премьер Юкио Хатояма заявил: «Как японский гражданин я чувствую, что мой долг — извиниться; даже если бы лишь один китайский гражданский был жестоко убит японскими солдатами, такое деяние не имеет оправдания только потому, что это произошло во время войны». В социальной сети Weibo тут же появились тысячи отзывов пользователей примерно такого содержания: японцы все время лгут, верить их словам нельзя, и дай им только шанс — и они снова повторят в Китае все зверства, которые творили во время войны. По сути, в сознании многих китайцев японцы дегуманизированы — ровно так же, как в свое время японцы дегуманизировали китайцев.

На Западе эту китайскую особенность воспринимают с известным недоумением, называя уроки истории в китайских школах «упражнениями в национальном унижении». Многие эксперты считают, что КПК нарочно подогревает ненависть к японцам, чтобы сплотить нацию и укрепить свои позиции. Учитывая 24 миллиона погибших, Нанкинскую резню, солдатские бордели, спецотряды и ковровые бомбардировки, такие аргументы кажутся малоправдоподобными.

Сейчас у власти в Японии — снова Синдзо Абэ. Возможно, появись он на параде на Тяньаньмэнь, куда его настойчиво приглашали, настроения в китайском обществе стали бы менее антияпонскими. Но «старый друг», как его до недавнего времени именовали в китайской прессе, похоже, предпочел внутриполитические дивиденды укреплению отношений с западным соседом.

February 24th, 2011 , 02:26 pm

Все китайцы люто, бешено ненавидят японцев.
Можете спросить абсолютно любого китайца, он будет брызгать слюной и говорить как он не любит Японию и японцев. Японцев в Китае называют «гоугуожэнь»(жители собачьего государства), а еще чаще просто «гуйцзы» т.е. черти. Вот такая у них к японцам любовь.

Нет, я понимаю, что японцы основательно наследили в китайской истории. На протяжении столетии они пиратствовали, грабили прибрежные города. В годы 2 мировой они строили концлагеря, где испытывали на китайцах биологическое оружие. Устраивали акты геноцида типа резни в Нанкине.

Я как-то спросил у своей китаянки, вот мы русские с немцами воевали. Немцы на нашей территории тоже порядочно накосячили, но у современных русских к немцам нет ни обиды, ни злости, а у вас к японцам есть, почему? Она ответила, мол, немцы извинились за свои злодеяния, а японцы до сих пор нет. Но сдается мне, что причина не в этом.

Все дело в слабости самих китайцев.
Японцы пришли, навели кипиш и ушли безнаказанными. И могли бы еще 100 лет держать китайцев в положении раком, да только русские с американцами не позволили. Вот китайцы и страдают комплексом неполноценности на почве неудовлетворенной мести.

Постоянно крутят по телевизору фильмы как доблестная китайская армия громит армию японскую. Да только не было этого в реальности. Китайцы исторически всегда всасывали у японцев, вот и бесятся.

Современных японцев они также ненавидят, а если фактов не хватает, то пускают в ход различные домыслы:

1)Японцы каким-то образом заставляют китайцев пользоваться одноразовыми палочками (из китайской древесины естественно), а сами пользуются многоразовыми. От этого в Китае все меньше и меньше лесов.
На мои взгляд маленько абсурдное обвинение, в любой забегаловке есть как одноразовые, так и многоразовые палочки на выбор. Пользуйся многоразовыми, чем лично тебе японцы то мешают. Но тут врубается китайский стадный инстинкт «Если все так делают, значит и я так буду делать». Эти китаезы со стадным инстинктом сами себе враги, безо всяких японцев.

2) У себя японцы подвергают хентая строгой цензуре, а в Китай поставляют неотцензурированную версию. Ясное дело чтобы развращать китайскую молодежь. А мы еще, кажется, виним Запад в растлевании подростков, а настоящие то дьяволы вот кто – японцы)))

3) Японские машины во всем мире продаются с бампером, а в Китай поставляются без бампера. Чтобы в ДТП гибло как можно больше китайцев.
Вообще-то на самом деле, машины без бампера продавались в Китай не из-за злоказености японцев, а просто, потому что эта минимальная экономичная комплектация. Больше средние китайцы бы не потянули. Сейчас после скандала новые машины уже идут в Китай с бампером.

4) В Японских школах на уроках истории умалчивают про оккупацию Китая.
И т.д.

Несколько лет назад был большой скандал. В Японии люди поевшие произведенных в Китае пельменей начали массово отравляться. Как выяснилось во всем был виноват проверяющий качество готовой продукции в китайской фирме. Он из идейных соображении подсыпал яд в экспортные пельмени. Движимый праведным желанием потравить как можно больше чертей.

Так что антияпонская пропаганда порой дает вот такие вот плоды.

Парад в Пекине для китайцев знаменует 70-ю годовщину окончания собственной войны, о которой европейцы почти не знают. Она началась за два года до того, как вермахт вторгся в Польшу. Названия величайших сражений этой войны и 24 миллиона погибших в ней составляют мощный пласт исторической памяти граждан Китая. Именно эта память лежит в основе ненависти, которую многие китайцы до сих пор испытывают по отношению к японцам.

Восточные варвары

До последней четверти XIX века японцы в представлении обитателей Срединного государства были лишь восточными варварами, впитывающими мудрость Поднебесной: письменность, религию, архитектуру. Однако потом ситуация изменилась: в то время как Китай проигрывал европейцам войну за войной, все больше замыкаясь в изоляции, Япония вестернизировалась и заимствовала достижения европейской цивилизации. Японо-китайская война 1894-1895 годов закончилась унизительным поражением Поднебесной.

После этого страны полностью поменялись ролями, и уже китайские интеллектуалы, включая будущего «отца нации» Сунь Ятсена, отправлялись в Японию учиться. Созданная в Токио организация «Тунмэнхой» стала движущей силой Синьхайской революции 1912 года. Однако вскоре в Китае началась анархия и гражданская война, и в 1931 году японцы почти без сопротивления захватили Маньчжурию, создав там марионеточное государство Маньчжоу-го. К 1936 году милитаристы в японском руководстве окончательно взяли верх, и в следующем году Япония объявила Китаю войну.

Помни Нанкин

Именно Вторая мировая война сформировала нынешнее отношение китайцев к соседу за восточными морями. То, что японские войска творили в стране с 1937 по 1945 год, в Китае называют геноцидом. По оценкам китайских историков, жертвами японцев стали около семи миллионов комбатантов и более семнадцати миллионов гражданских лиц.

Одним из самых страшных эпизодов стала знаменитая Нанкинская резня. После трехмесячных боев за Шанхай японцы двинулись на тогдашнюю столицу Китая - Нанкин. Зверства начались еще по пути: пока японские войска шли на беззащитный город, два японских офицера, Тосиаки Мукаи и Цуёси Нода, соревновались в убийствах безоружных китайских пленных. Дуэль азартно комментировали японские газеты. Изначально спор шел о том, кто быстрее убьет мечом 100 человек. Победителя установить не удалось и потребовался дополнительный раунд - убить на скорость 150 человек.

То, что японцы устроили несколько дней спустя в Нанкине, больше напоминало хладнокровное и планомерное истребление: все мужчины призывного возраста были выведены за городскую черту и убиты, после чего началась резня уже в самом городе. Японские солдаты даже не тратили патроны - они рубили безоружным гражданским головы мечами, закалывали их штыками, травили собаками, выкалывали глаза и вспарывали животы. До сих пор не известно точное число жертв - по китайским данным, оно составляет от 200 до 500 тысяч человек. По воспоминаниям очевидцев, по Янцзы нельзя было нормально проплыть на лодке - мешали десятки тысяч трупов. Были изнасилованы от 20 до 80 тысяч женщин, включая девочек, беременных, старух и даже монахинь. Сексуальному насилию подвергались и мужчины.

Химия и смерть

Именно на территории Китая работал знаменитый Департамент предотвращения эпидемий и очищения воды и его специальные исследовательские отряды, занимавшиеся, помимо прочего, секретными исследованиями в области химического и биологического оружия. Японские военные медики намеренно заражали людей холерой, оспой, тифом, бубонной чумой, травили их газами, тестировали на них лекарства, замораживали и последовательно ампутировали конечности и пытали, чтобы проверить реакцию на боль.

Подопытным материалом для исследований прогрессивных японских ученых служили местные жители и пленные китайские солдаты. Военнослужащие китайской армии, попадавшие в плен к японцам, практически не имели шанса на выживание - достаточно сказать, что после капитуляции Японии из лагерей были освобождены всего 56 военнопленных-китайцев.

Полученные знания японцы применяли на практике, сбрасывая на китайские позиции керамические бомбы, заполненные зараженными чумой блохами. Но в целом японская авиация предпочитала крупномасштабные бомбардировки с применением обычных и зажигательных бомб. С февраля 1938-го по август 1943 года японские самолеты провели более пяти тысяч рейдов на крупные китайские города.

Японские наземные войска руководствовались стратегией генерала Окамуры, получившей название «санко сакусен» - «три все»: все жги, все убивай, все грабь. Японцы забирали весь урожай, уничтожали деревни и сгоняли китайцев на саперные работы, безжалостно расправляясь со всеми нелояльными или подозрительными. Считается, что жертвами стратегии Окамуры стали более двух с половиной миллионов человек. В тылу японских солдат обслуживали так называемые «станции утешения» - солдатские бордели, куда отправляли, часто насильно, китайских женщин. В 1942 году в Китае действовали 280 таких «станций».

Фото: Hulton-Deutsch Collection / Corbis / EastNews

После того как Япония капитулировала, по приговору международного трибунала были казнены 920 человек, еще 475 получили пожизненный срок. Но ничего подобного денацификации, которую союзники провели в Германии, в Японии не было. Так, из числа обвиняемых был вычеркнут император Хирохито, подпись которого стояла под большинством преступных приказов, а многие военные преступники получили небольшие сроки.

Поклонение преступникам

После войны отношения между Токио и Пекином строились по формуле «чжэн лэн, цзинь жэ» («холодно в политике, жарко в экономике»): японский премьер Сигиру Ёсида, автор антикоммунистической доктрины внешней политики, в частных беседах заявлял, что ему все равно, какими будут китайцы - хоть красными, хоть зелеными, лишь бы покупали японские товары. В 1973 году страны восстановили дипломатические отношения, и в КНР рекой потекли государственные японские инвестиции.

Тем не менее под внешней дружбой тлел огонь раздражения. Негодование Пекина вызывали в основном две вещи: походы японских лидеров в синтоистский храм Ясукуни, где поклоняются душам погибших за Японию воинов, и переписывание школьных учебников.

В 1978 году японские власти перенесли на территорию храма прах четырнадцати главных японских военных преступников. С тех пор любой, кто приходил в храм Ясукуни, чтобы почтить память погибших солдат, заодно демонстрировал свое уважение тем, кто организовывал массовые убийства. Визиты японских лидеров в храм рассматривались Пекином как заведомо недружественные акции.

Возмущало китайцев и упорное нежелание Токио признать свои военные преступления, выражавшееся в переписывании учебников, в которых японские зверства на китайской территории замалчивались или оправдывались. Так, по мнению японских авторов, никакой резни в Нанкине не было: город был захвачен почти бескровно, погибли всего 20 тысяч человек - неминуемые жертвы в ходе взятия укрепленного пункта. Фотографии - фальшивки, а свидетели лгут.

В итоге возникает неразрешимое противоречие: на официальном уровне Токио десятилетиями декларировал сожаление по поводу событий той войны, в то же время японские суды отказывали китайским гражданам в рассмотрении дел о компенсациях. Это вызывало понятное раздражение Пекина. Японцы, не желая ссориться с соседом, гасили китайское недовольство все новыми и новыми кредитами, общий объем которых к 2010 году достиг 30 миллиардов долларов.

Дорога к храму Ясукуни

К 1990-м ситуация изменилась. Китай переживал бурный экономический рост и начал претендовать на роль региональной сверхдержавы, а в Японии началась полоса экономического упадка и череда политических кризисов. К тому же к власти в Стране восходящего солнца пришло новое поколение японских лидеров, желающих пересмотреть итоги ВМВ, - японцам надоело платить и каяться. Китайцев это пугало. Они с подозрением относились к попыткам Японии усилить войска самообороны и со временем превратить их в нормальную армию, обвиняя Токио в милитаризме.

Чехарда японских премьеров приводила к тому, что политика страны в отношении Китая постоянно менялась. Так, Дзъюинтиро Коидзуми демонстративно ходил в храм Ясукуни, хотя при этом извинялся за преступления японских войск, а его преемник и товарищ по партии Синдзо Абэ на время отказался от визитов, при этом поощряя ревизионизм в учебниках истории. Так же поступил Ясуо Фукуда, а Ёсикихо Нода, наоборот, заявил, что японские военные не были преступниками, а посещение храма - всего лишь дань памяти погибшим за страну.

Показателем роста напряженности между двумя странами стал знаменитый антияпонский погром 2005 года: после того как премьер Коидзуми посетил храм Ясукуни, а в Японии небольшим тиражом вышел новый учебник, где обелялись действия японских военных на территории Китая, в Пекине, Шанхае, Харбине и Гуанчжоу прошли массовые антияпонские акции. Власти дали народному гневу выплеснуться на улицы, и протесты были остановлены лишь спустя несколько дней, когда японские бизнесмены понесли значительный ущерб.

Время молодых патриотов

Показательно, что главной движущей силой протестов стала молодежь - дети тех китайцев, которые сотрудничали с японцами все предыдущие годы. Выяснилось, что нынешняя китайская молодежь по уровню национального самосознания даст фору своим отцам и дедам.

Чарити Ши, дизайнер:

«Я жила в Нанкине. В окружении, где каждый ненавидел Японию, или, вернее, чувствовал себя обязанным ненавидеть Японию. Мои одноклассники с ума сходили по японской манге, но если бы я спросила, они никогда не признались бы, что любят эту страну. В средней школе класс, где изучался японский, был самым маленьким - несмотря на то, что японский крайне полезен при работе в восточном Китае. Был даже год, когда на японский вообще не набрали желающих.

Каждый год 13 декабря, в день, когда началась Нанкинская резня, по всему городу звучали сирены, чтобы напомнить нам о том, через что нам пришлось пройти, потому что мы не были достаточно сильны, чтобы защитить свою страну. Однажды на нашего учителя-японца напали, когда он вышел на улицу 13 декабря.

Но в Шанхае, к примеру, относятся к японцам гораздо лучше, вся атмосфера там более дружелюбная, хотя город находится всего в двух часах езды на поезде. Мне потребовалось четыре года жизни в Шанхае, чтобы начать воспринимать Японию как нормальную страну».

Ничего удивительного: еще в школах детям рассказывают про зверства японцев. В Пекине существует музей войны с Японией, куда ежедневно приходят на экскурсии сотни и тысячи школьников и студентов, чтобы своими глазами увидеть страшные фотографии японских зверств - изнасилованных женщин, груды детских трупов, китайских мужчин с выколотыми глазами и вырезанными кишками.

Не отстает и китайский кинематограф: в 2005 году, например, на экраны вышел анимационный фильм «Маленький солдат Чжан Га», рассказывающий историю 12-летнего мальчика, пытающегося выжить в горниле войны с японцами. По сюжету, бабушку маленького Чжана убивают японские военные, и он присоединяется к подпольщикам-коммунистам. В финале фильма он взрывает японский эшелон, и за это получает от командира пистолет, чтобы убить еще больше японцев. Ни одного положительного героя-японца в фильме нет. В титрах сообщалось, что лента основана на реальной истории мальчика Янь Сюфэна.

В то же время черная комедия «Дьяволы у порога», завоевавшая гран-при в Каннах, была запрещена в Китае в том числе из-за того, что в фильме завязывается дружба между китайскими крестьянами и пленным японским солдатом, - чиновники сочли, что это может создать превратное впечатление о поведении китайцев в годы войны.

Свою лепту в разжигание ненависти вносят и сами японцы - так, Токио объявил о продаже частному лицу спорных островов Сенкаку прямо перед XVIII съездом КПК в 2012 году, в момент подъема национального самосознания китайцев, что было предсказуемо воспринято как плевок в лицо всей нации и привело к новым погромам. И даже искренние извинения отдельных лиц государства не могут этого отношения поколебать. Бывший японский премьер Юкио Хатояма заявил: «Как японский гражданин я чувствую, что мой долг - извиниться; даже если бы лишь один китайский гражданский был жестоко убит японскими солдатами, такое деяние не имеет оправдания только потому, что это произошло во время войны». В социальной сети Weibo тут же появились тысячи отзывов пользователей примерно такого содержания: японцы все время лгут, верить их словам нельзя, и дай им только шанс - и они снова повторят в Китае все зверства, которые творили во время войны. По сути, в сознании многих китайцев японцы дегуманизированы - ровно так же, как в свое время японцы дегуманизировали китайцев.

На Западе эту китайскую особенность воспринимают с известным недоумением, называя уроки истории в китайских школах «упражнениями в национальном унижении». Многие эксперты считают, что КПК нарочно подогревает ненависть к японцам, чтобы сплотить нацию и укрепить свои позиции. Учитывая 24 миллиона погибших, Нанкинскую резню, солдатские бордели, спецотряды и ковровые бомбардировки, такие аргументы кажутся малоправдоподобными.

Сейчас у власти в Японии - снова Синдзо Абэ. Возможно, появись он на параде на Тяньаньмэнь, куда его настойчиво приглашали, настроения в китайском обществе стали бы менее антияпонскими. Но «старый друг», как его до недавнего времени именовали в китайской прессе, похоже, предпочел внутриполитические дивиденды укреплению отношений с западным соседом.

Уже более 20 лет Китай и Япония спорят из-за маленьких островков к северу от Тайваня, которые называются Дяоюйдао, т.е. «рыболовные острова» (钓鱼岛 diaoyudao) в связи с недавним обострением ситуации вокруг этих островов, я, в данном посте, решил разобрать причины конфликта и его дальнейший возможный ход.

Сначала немного истории: Япония объявила их своей территорией в 1895 году, с 1945 года по 1970 год острова находились под юрисдикцией США. ООН в 1968 году провела геологические исследования островов и был сделан вывод о возможном наличии залежей нефти и газа на этих территориях. В 1992 году Китай заявил о своих претензиях на эти острова, на основании того, что это исконно китайская земля, известная китайским мореплавателям с XV века, что подтверждено записями бортовых журналов.

Япония направит свои ВМС в воды островов, на которые претендует Китай, если туда будут вторгаться корабли ВМС КНР - заявил японский министр обороны, также он сказал, что «Если будет трудно разрешить ситуацию с помощью возможностей береговой охраны, наши силы самообороны станут реагировать в соответствии с приказом»

Но несмотря на остсутствие стратегической ценности, конфликт вокруг Дяоюйдао выгоден всем и в этом основная проблема.

Китаю он выгоден как психологический фактор, чтобы давит на Японию, и чтобы поддерживать нужный уровень патриотического накала среди населения, чтобы был общий враг. У китайцев давняя обида на Японию и власть её постоянно подогревает. По каждому каналу ежедневно крутят фильмы и сериалы про войну с Японией. Японцы главный враг, хороших японцев в принципе китайские СМИ не транслируют ни в каком виде.

Они заинтересованы в этом. Китаю надо демонстрировать свою мощь как внутри страны, так и за рубежом, чтобы соответствовать своему статусу региональной сверхдержавы.

Да и плюс если бы они хотели дружить с Японией, то могли бы просто замять ситуацию, было бы желание. Мол не вашим ни нашим, а остров был бы в подвешенном состоянии. Китай сам создал ситуацию на ровном месте, начав предъявлять свои права на остров в 92 году. И чем сильнее Китай, тем громче претензии. По мне так единственное предназначение Дяоюйдао это разогревать китайский национализм время от времени провоцируя всякие напряжения на этом острове.
Я помню патриотическую истерию в 2012 была почти 2 месяца, а потом её выключили щелчком пальца за 1 сутки.

Америке конфликт выгоден как способ настроить Японию против Китая. Американцы хотят создать противовес Китаю у его границ путем усиления Тайваня, Японии, Филиппин и накачивания их враждебности к Китаю. Чтобы в случае чего разбираться с Китаем не в одиночку силами своего 7 флота. Им стратегически выгода сильная Япония под боком у Китая.

Японии он выгоден, потому что под его предлогом они могут вытягивать из американцев все больше и больше прав на свою армию, свой флот, кредиты, технику, оружие, и все остальное. С перспективой вернуть себе те позиции, которых Япония была лишена после войны.


Ну главный вопрос - если конфликт выгоден всем, то, когда же бахнет?

Пока что не скоро. Япония пока очевидно не готова воевать с Китаем. Военный бюджет плавно увеличивается с каждым годом, но с китайским его не сравнить. Плюс у Японии национальный долг в разы выше ВВП и как они будут разбираться с этой проблемой пока непонятно. Ну и не стоит забывать, что Китай это один из основных рынков японских компаний.
Тем не менее амбиции у японской верхушки похоже есть, и на диалог с американцами они идут довольно охотно. Благодаря этому конфликту они уже выторговали себе право на полноценную армию, которой они были лишены с самого конца 2 Мировой Войны. В будущем, я убежден, их рано или поздно затянут в Южно-Китайское море.

На Тайване стремительно набирает популярность движение за независимость, цель которого объявить Тайвань независимым государством и тем самым похоронить надежду на мирное воссоединение с Китаем. Это не сможет не вызвать резкой реакции Пекина. По мере роста популярности «самостийников», растет также популяризация Японии как альтернативы Китаю. Происходит активная «де-Чан Кайши-зация» тайванской истории. Чан Кайши был кровавым диктатором и воевал с японцами. Японцы же внесли большой вклад в развитие Тайваня. Примерно так думают нынешние тайванские «креаклы».

Филиппины заявляют о своем праве на острова в Южно-Китайском море громче всех, но у них самая нищая и отсталая армия. Они вынуждены целиком полагаться на США.
Ну и наконец есть 7 флот США. Самая крупная военная группировка в Тихом океане.

Все вместе они формируют противовес Китаю в рамках стратегии «уравновешивания». Но уравновесить это одно, а спровоцировать вооруженный конфликт — это совсем другое. У американцев идет сильный межэлитный спор, на тему стоит с Китаем воевать или дружить? За дружбу выступает лагерь демократов, особенно заметны голоса Баффета и Сороса,

Ястребы же выступают за превентивную атаку, чтобы не позволить Китаю дорасти до слишком опасной степени.

В общем на кофейной гуще пока гадать бессмысленно. Пока что я уверенно могу сказать - первое - что конфликт будет не из-за Дяоюйдао, а из-за островов Спратли. Второе - растущий Китай Америке уже явно поперек горла и как она будет с ним поступать, жестко, как советуют ястребы, или мягко, как советуют демократы, пока не ясно, но просто так она это не оставит.

Алексей Попов
для китайской ячейки СВ

Прага – столица Чехии , всегда загадочна и прекрасна, независимо от времени года. Приезжая сюда, возникает ощущение, что она продолжает до сих пор жить своей средневековой жизнью, позволяя любознательным путешественникам лишь краешком глаза заглянуть в ее великое, а порой и мистическое прошлое. Так какая же она красавица-Прага?

В этом старинном городе, всегда возникает ощущение какой-то двоякости и недосказанности: Прага кажется простой, и в то же время загадочной и пленяющей золотом своих фасадов и шпилей, красной черепицей крыш, множеством сказок и легенд, рожденных в клубке ее запутанных, узеньких улочек. Самое лучшее время, для познания Пражских мифов и легенд – зима, когда город окутывает ажурная снежная шаль, в это время он особенно романтичен. В городе очень хорошо , которые просто в восторге от средневековых улиц, со старинными домами, словно сошедшими с картинки из любимой книжки. Мужчин в Праге привлекают знаменитые пивные, которые производят вкусное и легкое пиво по оригинальным рецептам, сохранившимся еще со средневековья. И никого из членов семьи не оставят равнодушными архитектурные красоты города и загадки истории с ним связанные.

Так все-таки, какая она Прага? Почему ее имя упорно связывают с мистикой? Название города «Прага», в переводе с чешского языка означает «порог». Вы спросите: что тут такого мистического? Она, в самом деле, является неким порогом, гранью между привычной жизнью и тайнами, сокрытыми за ее древними фасадами. Прагу строили с учетом астрологических законов, еще несколько веков назад, город бы признан мировым алхимическим и эзотерическим центром. В букинистических магазинах города даже продаются путеводители по мистической Праге.

Начинать свое по этому сказочному городу, рекомендуем с посещения Карлова моста – одного из основных символов города, строительного и …кулинарного шедевра. «Кулинарного» - потому, что при замешивании раствора, скрепляющего камни, для крепости в него добавляли молоко и яйца. Но так как продуктов в самой Праге не хватало, король Карл Четвертый, распорядился прислать по повозке яиц из каждой чешской деревни. Все так и сделали, только вот жители деревеньки Вельвары, переживая, что яйца протухнут в пути, позаботились еще и о том, чтобы их сварить... Есть еще одна интересная легенда, касающаяся Карлова моста. Говорят, что однажды Прагу посетил далай-лама, и заявил, что местонахождение моста приходится как раз на «центр Вселенной», тут нет никакой отрицательной энергетики. Так что будете на Карловом мосту, обязательно прислушайтесь к своим ощущениям, так ли это? Кстати, будете на Карловом мосту, обязательно покормите чаек – «на удачу».

От этого моста, к центру города ведет Карлова улица, овеянная еще большим количеством легенд, а уж про число достопримечательностей на ней, даже и говорить не стоит – их тут великое множество. Расскажем лишь одну легенду о Карловой улицы, чтобы не отнимать хлеб у трудолюбивых экскурсоводов. В Праге бытует миф о сумасшедшем брадобрее, приведение которого с бритвой в руках, частенько в ненастную погоду или в полнолуние видят и местные жители, и гости города. Жил этот несчастный брадобрей во времена правления чешского короля Рудольфа Второго. В какую-то ночь, снизошло на него великое знание, и решил он заняться алхимией. Все свое нажитое непосильным трудом добро он истратил на поиски философского камня, когда потратил сбережения, то заложил свой дом, но прогорел, ничего так и не открыв, в результате сошел с ума. Так и умер. Но душа его никак не может успокоиться, так как великое знание, как говорят, он получил в обмен на нее. Так и мается, до сих пор, встречая прохожих в темное время су ток и угрожая опасной бритвой, требуя с них денег на продолжение своих мистических опытов. Правда, по последним рассказам очевидцев, денег уже не просит, а предлагает просто побрить.

Есть в Праге и Карлова площадь, но от моста и улицы она расположена довольно далеко. Эту площадь издавна считали мистическим эзотерическим центром Европы. Говорят, что в доме под номером сорок на вышеозвученной площади проживал знаменитый доктор Фауст – маг и чернокнижник, продавший душу дьяволу и именно из этого дома, черт его забрал с собой, они пролетели прямо через крышу, а дыра зияла в кровле еще долгие годы. Как не пытались ее латать, ничего не выходило: дыра появлялась вновь и вновь. Только уже в наши дни, крышу удалось отремонтировать, а в доме решили открыть Музей алхимии – самый интересный в мире.

Следующее мистическое место Праги – Вышеград. Это собор-крепость, расположенный на скалистых берегах реки Влтавы, где жили самые первые князья и короли Чехии. Тут же жили и знаменитая княгиня Либуше, которая предсказала Праге мировую известность. В Вышеграде можно полюбоваться потрясающими достопримечательностями – ротондой Святого Мартина, знаменитым собором Святых Петра и Павла. Но туристов манят сюда вышеградские легенды. Ведь не услышав мифы и таинственные истории, не поймешь «какая же она эта Прага?» Рассказывают, что в этой крепости король Матьяш держал в заточении в течение двенадцати лет знаменитого на весь мир графа Дракулу, за его злодеяния. А в саду этой крепости лежат камни, которые принес сам дьявол, правда с какой целью он это сделал, легенда не поясняет.

В Вышеграде имеется свое собственное привидение – французского майора, командовавшего войсками, которые захватили город в 1741 году. Тут он геройски погиб, и с тех самых пор, его неспокойный дух стал бродить по этим местам. Долгое время он был сущим наказанием для смотрителей и часовых крепости, так как появлялся не только ночью, щекоча часовых и нападая на патрули, но и днем, пугая при этом туристов. Все продолжалось до конца девятнадцатого столетия, пока дух буйного майора не усмирили. Один турист, в чине поручика, увидев силуэт человека в форме, и даже не поняв, что это привидение, поприветствовал его по военному уставу, отдав ему честь, как и пролагается. Тогда привидение майора улыбнулось и, потрепав туриста за плечи испарилось. С тех пор, если дух майора и появлялся в Вышеграде, то всегда был в хорошем настроении, кивал прохожим, приветствуя их, а когда военные отдают ему честь, очень радуется. В общем, ведет себя так, как положено добропорядочному призраку.

Далее мистический путеводитель по Праге ведет нас в еврейский квартал Йозефов – это старый, очень уютный район, где стоят приземистые домики и находятся красивые синагоги. С этим местом связана легенда о Големе – первом созданном руками мага человеке. Говорят, в этом квартале жил раввин Рабби Леви, который в свободное время любил заниматься магией. И вот, однажды ночью, сидя на берегу, он слепил из речной глины человека, назвав его Голем. Каждый день Леви вкладывал в отверстие на лбу Голема магический «знак жизни» и тот шел защищать евреев. Вечером маг эту пластинку вынимал. Но однажды, он забыл это сделать, и Голем вышел из под контроля, стал крушить все подряд. После этого он куда-то исчез. Но и по сегодняшний день, служители Старой синагоги – самой древней в Центральной Европе – боятся спускаться в подвалы здания, так как опасаются, что Голем до сих пор скрывается там. Что интересно, квартиры в этом районе Праги – самые дорогие в стране, что приводит к мысли, что местные не настолько пугливы, как священнослужители.

Мистика связаны и со Златой улочкой, навали ее так потому, что раньше тут жили чеканщики по золоту и пражская беднота. Домики на улице стоят словно пряничные: разноуровневые, маленькие, выкрашенные в яркие цвета. Сейчас в них никто не живет, их сдают в аренду торговцам сувенирами, старыми книгами и кружевными платками. Рядом стоит Бельведер – чудесный дворец королевы Анны – тоже место, овеянное тайнами и легендами. Эта резиденция Габсбургов являлась центром алхимии Чехии, а сами алхимики селились как раз в пряничных домиках Златой улочки. К слову, есть легенда, что на ней стоит «Дом у последнего фонаря», под которым зарыт громадный клад. Но увидеть этот дом, может только человек, обладающий магическими способностями. Так что, можете съездить и проверить, а вдруг клад все это время дожидался вас?

Ну, так что, вы поняли, насколько Прага загадочна? Понятно, что памятники культуры и архитектуры средневековья, всегда становились источником разных легенд и преданий, которые не всегда основывались на достоверных фактах, но, тем не менее, разве Прага от этого стала, менее прекрасной и восхитительной? Обязательно посетите этот чудесный и загадочный город, чтобы почувствовать ее неуловимый шарм на себе.




Top