Подошел к окну чтобы отворить его. Анализ эпизода «Лунная ночь в Отрадном

] для нового свидания с императором Наполеоном, и в высшем петербургском обществе много говорили о величии этого торжественного свидания.

В 1809-м году близость двух властелинов мира, как называли Наполеона и Александра, дошла до того, что, когда Наполеон объявил в этом году войну Австрии, то русский корпус выступил за границу для содействия своему прежнему врагу, Бонапарту, против прежнего союзника, австрийского императора, до того, что в высшем свете говорили о возможности брака между Наполеоном и одной из сестер императора Александра. Но, кроме внешних политических соображений, в это время внимание русского общества с особенной живостью обращено было на внутренние преобразования, которые были производимы в это время во всех частях государственного управления.

Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований.

Князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне. Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому, все эти предприятия, без высказыванья их кому бы то ни было и без заметного труда, были исполнены князем Андреем.

Он имел в высшей степени ту недостававшую Пьеру практическую цепкость, которая без размахов и усилий с его стороны давала движение делу. Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте.

Одну половину своего времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном, который был еще у нянек; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню. Несмотря на выказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира, он усердно следил за ними, получал много книг и, к удивлению своему, замечал, когда к нему или к отцу его приезжали люди свежие из Петербурга, из самого водоворота жизни, что эти люди в знании всего совершающегося во внешней и внутренней политике далеко отстали от него, сидящего безвыездно в деревне.

Кроме занятий по именьям, кроме общих занятий чтением самых разнообразных книг, князь Андрей занимался в это время критическим разбором наших двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений.

Весною 1809-го года князь Андрей поехал в рязанские именья своего сына, которого он был опекуном.

Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам.

Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск с оставшимся снегом у моста, подъем по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое-где кустарника и въехали в березовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали, въехав в лес, и виднее запотели.

Лакей Петр что-то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но, видно, Петру мало было сочувствия кучера: он повернулся на козлах к барину.

Ваше сиятельство, лёгко как! - сказал он, почтительно улыбаясь.

Лёгко, ваше сиятельство.

Mon cher, - бывало, скажет, входя в такую минуту, княжна Марья. - Николушке нельзя нынче гулять: очень холодно.

Ежели бы было тепло, - в такие минуты особенно сухо отвечал князь Андрей своей сестре, - то он бы пошел в одной рубашке, а так как холодно, надо надеть на него теплую одежду, которая для этого и выдумана, вот что следует из того, что холодно, а не то чтоб оставаться дома, когда ребенку нужен воздух, - говорил он с особенной логичностью, как бы наказывая кого-то за всю эту тайную, нелогичную, происходившую в нем внутреннюю работу. Княжна Марья думала в этих случаях о том, как сушит мужчин эта умственная работа.

Итак, анализируя отрывок «Лунная ночь в Отрадном». попробуем выделить микротексты, чтобы проследить за развитием авторской мысли. Выделяем три микротекста: описание ночи, диалог Наташи и Сони, душевное состояние князя Андрея. Обратимся к первому — описанию лунной ночи.

— Каков пейзаж в эпизоде «Лунная ночь В Отрадном»? В чём особенность толстовского описания? Благодаря чему природа у Толстого выглядит так волнующе? Картина статична или динамична? Какие части речи преобладают? (Стилистический эксперимент с глаголами: свет ворвался (может быть, лучше влился, проник, др.). Почему наиболее удачным словом оказывается первое, какую картину создаёт?)

Ответ:
— Картина динамична. В тексте очень много глаголов. Они несут на себе особую нагрузку. «Князь Андрей встал и подошёл кокну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату … ».

Великий мастер слова употребил глагол ворвался вместо близких по смыслу влился или проник, так как первое слово несёт большую эмоциональную нагрузку: оно символизирует новый этап в жизни князя Андрея, показывает, что подавленное состояние героя позади, в его жизнь стремительно врывается что-то новое, начинается новый этап.

— Какие эпитеты кажутся вам наиболее ёмкими, образными? Какое значение имеют слова со значением цвета в этом отрывке? Попробуем подобрать синонимы к ним, заменить ими авторские слова. Выигрывает или проигрывает от этого текст?

Ответ:

Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передаёт оттенки контрастных цветов: чёрного, белого и серебряного, — и игру света и теней: «Деревья чёрные — с одной и серебристо-освещённые — с другой стороны, большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом. Листья и стебли серебристые.
Полная луна на светлом небе. Под деревьями сочная, мокрая (то есть сверкающая в лунном свете) кудрявая растительность».

— Оттенки белого и серебристого цветов создают удивительную картину, полную мягкого света, сияния. Замена на другие «оттенки» лишает этот текст выразительности, контрастности, делает приглушённым мотив света, сияния.
— Мне кажется, эпитеты образуют общий смысловой ряд, автором использован приём градации.

Чьим психологическим состоянием оправдано это эмоциональное нарастание — градация? Мы видим эту картину глазами князя Андрея, значит, именно его внутреннее состояние в центре внимания автора. Итак, красота этой ночи, предчувствие перемен волнуют князя Андрея, нарастающее волнение и подчёркивается градацией.

— Роль мотива света, сияния в этом эпизоде, мне кажется, тоже связана с внутренним состоянием князя Андрея и важностью его встречи с Наташей. Путь героя, как правило, связан с цепью эпизодов, в которых раскрывается образ героя и выражается авторская оценка.

Например, эпизод «Лунная ночь в Отрадном» играет огромную роль в ряду других
эпизодов, показывающих путь духовных исканий героя. Описание лунной ночи, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, наполнено сиянием. Почему?

Это можно трактовать по-разному: свет — начало нового, значительного этапа в жизни князя Андрея. Сияние — это юность, вдохновение, радость, жажда жизни, исходящие от Наташи и дающие новый настрой князю Андрею.

— Назовите какие-то необычные сравнения, яркие метафоры, отмеченные вами в этом отрывке.

Ответ:

— В этом эпизоде необычно яркие, замысловатые средства выразительности отсутствуют. Можно отметить лишь эпитеты и олицетворения («лунный свет ворвался в комнату»). Особенностью стиля Толстого, на мой взгляд, является простота речи.

— Да, толстовское описание намеренно простое, автор избегает необычных метафор. Чтобы создать впечатление яркой лунной ночи, он употребляет много слов, имеющих значение света, сияния, глаголов движения. Насыщенный предметный ряд, медленный взгляд сверху вниз (небо, кроны деревьев, крыши, кусты, трава) помогают создать впечатление живой, только что увиденной картины.

— Реплики Наташи и Сони дают возможность проследить за внутренним состонием героинь и князя Андрея, увидеть развитие авторской мысли. Понаблюдаем за стилистическими приёмами, передающим: эмоциональность речи героев. Можно ли понять, какой героине принадлежит каждая реплика в диалоге (имена автор намеренно не упоминает)? Как?

Ответ:

— Все восторженные реплики принадлежат Наташе, Соня лишь прохладно откликается на её порывы. Автор любуется искренностью Наташи, её живостью, поэтичностью.

В её репликах в этом эпизоде двенадцать восклицательных предложений. Это помогает понять эмоциональный настрой героини, её способность видеть и чувствовать красоту. Сущность Наташи — любовь. Любовь к людям к окружающему миру.

— Стиль Толстого близок, на мой взгляд лермонтовскому чувству героев, он не называет, а обозначает строем речи. К примеру, князь Андрей неожиданно для себя ощутил в душе «путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». Только недавно он был внутренне опустошённым, казалось, ничто больше не тронет его душу …

И вдруг … Восторженная девушка заставила князя посмотреть на мир по-иному. Во внутренних монологах Андрея преобладают вопросительные предложения, которые подчёркивают его душевную тревогу, напряжённость. Лишь в конце главы появляются восклицательные интонации.

Под влиянием жизненной энергии Наташи Болконский вновь возвращается к жизни. В нём просыпается желание жить полноценной жизнью, любить, быть нужным людям. Мы понимаем, что кризис души миновал. Поэтому князь неожиданно для себя крепко уснул. Бессонницы как не бывало! Так бывает, когда уходит долго мучившая боль.

— А можно ли по репликам в этой сцене узнать настроение девушек? В чём они противопоставлены?

— Состояние природы по-разному влияет на мысли и поведение героев отрывка. Автор показал их внутренний мир. Наташа, любуясь красотой звёздного неба, подзывает Соню к окну и восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Героиня так оживляется при виде прекрасного! Автор не зря обратил на это внимание, не каждый его персонаж наделён умением замечать красоту окружающего мира. Вот и Соня не понимает поведения Наташи. Эта девушка лишена чувства прекрасного. «Пустоцвет!» — скажет впоследствии о ней Толстой, отличая её от Наташи.

— А почему Толстой никогда не изображает Элен на фоне природы, а только в светской гостиной? В сочинении одного из вас утверждается, что Элен — это повзрослевшая Наташа. Согласны вы с такой точкой зрения? Может быть, у Элен такие лунные ночи в прошлом?

После дискуссии ученики делают вывод, что Наташа — героиня особого склада, живущая чувствами, а не разумом. В поступках же Элен — холодный расчёт, вспомним её поведение во время обручения с Пьером, там она совсем молода, но холодна и расчётлива. Отсутствие духовной жизни делает Элен похожей на мраморную статую.

Даже когда ведутся горячие споры и собеседников переполняют эмоции, Элен реагирует на реплики только после взгляда на хозяйку салона: она копирует чужие эмоции. Наташа же очень живая и, в отличие от холодной Элен, красива внутренней красотой, автор любуется её живостью, поэтичностью, душевной чуткостью, умением видеть красоту и в людях (вспомним оценку Пьера), и в природе.

— Где кульминация чувства, в какой реплике? (Это реплика, где Наташа
говорит о желании взлететь.)

— Что происходит с князем Андреем, услышавшим ночной монолог Наташи? Что
стоит за репликой: «И всё она, и как нарочно!» Докажите, что Толстой, описывая князя Андрея в этой сцене, показывает сложное душевное состояние, говорящее об обновлении души героя.

Ответ:

— Эпизод ещё раз даёт возможность убедиться в том, как мастерски Толстой показывает способность своих героев к душевному развитию, к изменению внутреннего мира. Это один из главных эпизодов в романе. Если бы не было этого эпизода, не было бы первого бала Наташи Ростовой, её любви к Андрею Болконскому, её встречи с тяжело раненным, обречённым на смерть и всегда
любимым человеком. Не было бы многих важных сцен.

Вспомним, какие события в жизни князя Андрея предшествовали этому эпизоду: последние два года князь Андрей находился безвыездно в деревне. Провёл преобразования в имении, много читал, «следил за внешними событиями мира», занимался разбором неудачных для русской армии кампаний, составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений, уделял время
сыну. Но при всей этой занятости делами князю Андрею казалось, что жизнь его какая-то неполная, односторонняя, скучная и надежд на изменения к лучшему нет.

С такими мрачными мыслями, в подавленном настроении приехал Болконский в Отрадное. И там он вдруг позавидовал бурлящей жизни. Девушки и Наташа бегут, смеются, они счастливы. Наташа восторгается лунной ночью. Радость, восторг, счастье — эти чувства передают эмоциональный пафос эпизода.

Этот эпизод — переломный момент в жизни князя Андрея. Благодаря ночи, проведённой в Отрадном, он понял: «Нет, жизнь не кончена в 31 год … » И эти перемены произошли благодаря Наташе. Автор рисует героя на важнейшем этапе его судьбы (герой чувствует себя помолодевшим), раскрывает его сложный внутренний мир и даёт представление о новом этапе в духовном развитии Болконского.

— Итак, мы убедились, что эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приёмам и создания художественных образов. Созвучие в настроении при роды и человека, портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний монолог, выражение авторского отношения к героям — всё это и есть приёмы создания художественных образов.

Л.Н.Толстому хотелось, чтобы роман «Война и мир» был иллюстрирован. Иллюстраторами романа в разное время были такие художники, как Башилов, Шмаринов, Леонид Пастернак, Николаев. Посмотрим, как проиллюстрировал этот эпизод художник А.Николаев.

Ответ:

— Художник стремится подчеркнуть в этой сцене незримое присутствие князя Андрея. И делает это очень интересно: основной частью композиции является огромное, бездонное небо. Сразу вспоминается небо Аустерлица — такой важный эпизод в жизни князя Андрея, когда произошло переосмысление тех идеалов, к которым он ранее стремился. Цвета приглушённые, но присутствует «мотив сияния», о котором мы говорили. И это тоже, мне кажется, связано с новым
этапом в жизни героев.

— Да, это бросается в глаза. Огромное, бездонное, распахнутое небо. Живой свет лунной ночи льётся на Наташу, и сияет всё: и переливчатые складки её одеяния, и ваза с пышным букетом сирени, и подсвечник, и золотая окантовка какого-то забытого томика на столе, и россыпь звёзд на светлом небе.

Сочетание голубого, серебристо-белого и золотого создаёт впечатление такого необычайно поэтичного мира, таким чудесным образом объединившего одним настроением две души. И небо на иллюстрации — это то неведомое, но общее будущее, в которое смотрят двое, не подозревая, что там, впереди, оно общее надвоих.

Что дорого в этой иллюстрации: художник особыми художественными приёмами создаёт тот «эффект присутствия», которого достигает языковыми средствами Толстой.

Вывод.

Творческая палитра Толстого богата. Используя образные средства языка достаточно скупо, писатель всю полноту эмоций передаёт строем речи, экспрессивной лексикой, другими стилистическими возможностями языка. Делает он это так жизненно, что создаётся впечатление, что ты сам вместе с героями романа переживаешь эти события.

Чем же любовался Толстой в анализируемом нами эпизоде? Красотой при роды? Или красотой человеческой души? Я думаю, ответ понятен. И закончим урок словами, вынесенными в эпиграф: «Толстой слишком нас убедил, что Россия не страна «мёртвых душ»».

Анализ эпизода «Лунная ночь в Отрадном»

Г.Г. ГРАНИК, Г.В. ВЛАДИМИРСКАЯ, Н.А. БОРИСЕНКО

Продолжение. Начало в № 39, 39, 40, 42/2004; 5/2005

Союз

Глава из нового учебника курса «Русская филология»

III. Подчинительные союзы и их разряды по значению

Подчинительные союзы по значению делятся на несколько разрядов. Название разряда подсказывает, какой смысл выражает тот или иной союз.

Познакомьтесь с этими разрядами по таблице.

Составные

1. Причины

поскольку, ибо

потому что, оттого что, так как, вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, благодаря тому что

Оттого что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло. (К.Паустовский)

для того чтобы, с тем чтобы, дабы (устар.)

Князь Андрей встал
и подошел к окну, чтобы отворить его.
(Л.Толстой)

3. Условия

если, ежели (устар.), коли (разг.) , раз (разг.)

в случае если

Не мил и свет, если друга нет. (Пословица)

4. Времени

когда, пока, едва, лишь

как только, лишь только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину . (М.Лермонтов)

5. Сравнения

как, словно, точно, будто, что, чем

как будто, подобно тому как

Чем ночь темней, тем ярче звезды. (В.Катаев)

6. Следствия

Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза. (М.Лермонтов)

7. Уступки

хотя, пусть, пускай

несмотря на то что

Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (И.Тургенев)

8. Изъяснительные

что, чтобы, как, ли (союз-частица)

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. (И.Тургенев)

Если вам кажется, что запомнить эту таблицу трудно, не огорчайтесь: знать ее всю не нужно, надо научиться узнавать в лицо основные союзы. Так что назначение этой таблицы то же, что и у хорошей шпаргалки.

Будьте внимательны: не проскочите мимо подчинительного союза! Хорошее знание в лицо подчинительных союзов помогает быстро и правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Подчинительные союзы служат нам ориентирующими знаками при письме, то есть знаками-подсказками.

В копилку слов

потому что
оттого что
несмотря на то что
вследствие того что
ввиду того что

Место запятой зависит от интонации и смысла.

17.1. Поработайте предсказателями. Что можно сказать о предложениях, которые начинаются следующими словами? Решите: какие из этих слов союзы, а какие союзные слова?

1) Как только...
2) Несмотря на то что...
3) Где...
4) Едва...
5) Кто...

17.2. Придумайте предложения, которые подтвердили бы ваши догадки.

18.1. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные морфемы. Найдите подчинительные союзы, определите, какие из них простые, а какие – составные. Какое значение каждый из союзов вносит в предложение?

1. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоцен(?)ые камни излучают таинств(?)ый блеск.

2. Очевидно слово кажется нам поэтическим в том случае когда оно передает понятие наполн(?)ое для нас поэтическим содержанием.

3. Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы (не)потерять чувство этого языка нужно (не)только постоя(?)ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой (из)под куста лещины.

4. Чем прозрачнее воздух тем ярче солнечный день. Чем прозрачнее проза тем совершеннее ее красота. (К.Паустовский)

18.2. Дайте общую характеристику второго предложения.

В копилку слов

из-за
из-под

19.1. Дополните синонимические ряды. Какой смысл эти союзы вносят в предложение? Какие из союзов сочинительные, а какие подчинительные?

Чтобы – для того чтобы – с тем чтобы – дабы (подчинительные союзы цели).

1) Чтобы – для того чтобы – ...
2) Потому что – оттого что – ...
3) Однако – зато – ...
4) Несмотря на то что – ...
5) Также – и – ...
6) Если – ежели – ...

19.2. Какие из записанных вами союзов употребляются только в разговорной речи, а какие – только в книжной? Какие из союзов имеют помету устар .?

19.3. Придумайте 3–4 предложения с составными подчинительными союзами. Проверьте, правильно ли вы поставили знаки препинания в этих предложениях.

20. Проверьте себя, хорошо ли вы знаете разряды подчинительных союзов. Для этого выполните тест.

1. Укажите временные союзы:

а) поскольку,
б) откуда,
в) едва,
г) лишь только.

2. Укажите составные сравнительные союзы:

а) как будто,
б) потому что,
в) если бы,
г) подобно тому как.

3. Найдите четвертое «лишнее»:

а) хотя,
б) ввиду того что,
в) пусть,
г) несмотря на то что.

4. Укажите устаревший союз цели:

а) для того чтобы,
б) дабы,
в) коли,
г) ибо.

5. Найдите изъяснительные союзы:

а) чтобы,
б) что,
в) чем,
г) для того чтобы.

6. Какие из союзов являются многозначными, то есть могут входить не в один, а в несколько разрядов в зависимости от значения:

а) оттого что,
б) чтобы,
в) как,
г) если?

7. Укажите ряд, в котором все союзы условные:

а) в то время как, когда, пока, едва;
б) чтобы, что, как, ли;
в) ежели, коли, в случае если, раз.

21.1. Вы уже знаете множество античных мифов. Прочитайте миф об Амуре и Психее, сочиненный римским поэтом Апулеем во II веке н.э. Читая текст, мысленно вставляйте в места пропусков союзы (союзные слова).

С помощью Зефира западного ветра Амур получил в жены царскую дочь Психею. ...муж ее оставался (не)видимым и поставил условие: все будет хорошо... она (не)будет пытаться его увидеть. Психея (не)возражала... вскоре к ней в гости прибыли любопытные сестры. Они убедили ее зажечь светильник поместить его в сосуд и закрыть крышкой... ночью... муж заснет осветить комнату и посмотреть за... же она все(таки) вышла замуж. И Психея увидела спящего бога любви тем самым нарушив запрет (н?)когда (не)видеть лица своего загадочного супруга. Более того, она укололась одной из его стрел и влюбилась в него. Ее рука державшая светильник дрогнула и на нежную кожу Амура упала капля горячего масла. ...бог любви проснулся от боли он понял... случилось и улетел. А Психея очутилась на земле. ...снова увидеть Амура ей пр(?)шлось пройти множество испытаний. Пр(?)одолев их и даже спустившись в Аид за мертвой водой Психея после мучительных страданий ниспосла(?)ых на нее разгнева(?)ой Венерой... обретает счастье любви но и получает от богов бессмертие.
Много позже миф о Психее стали исследовать психологи. Они пришли к выводу... миф этот – не просто любовная история. Он имеет глубокий смысл. Имя Психеи происходит от греческого слова психе – «душа». Душа (Психея) сначала вознесе(?)ая на небо обрекается затем на странствования по земле пр(?)терпевая (не)взгоды и лишения. Но... она искренна и верна то сможет все пр(?)возмочь и в конце концов вернется на небеса где воссоед(?)нится со своей любовью. (Из энциклопедии «Мифы народов мира»)

21.2. Перепишите текст, вставляя в места пропусков союзы (союзные слова) и расставляя знаки препинания. Укажите разряды сочинительных и подчинительных союзов.

21.3. Какие слова образованы в русском языке от греческого слова психе – «душа»? Запишите их и составьте с ними предложения.

В копилку слов

преодолеть
претерпеть
превозмочь

ПЕРЕМЕНА

В восьмой главе пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» есть такие строчки:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне...

В этой строфе есть несколько загадок, не разгадав которые невозможно понять, почему Пушкин «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

Строки требуют комментария.

Оказывается, Апулей, с которым мы познакомились, читая пересказ мифа об Амуре и Психее, – автор занимательного романа «Золотой осел», в котором рассказываются фантастические похождения героя, превращенного в осла. А Цицерон, как вы, наверное, знаете, – римский государственный деятель, оратор и философ I в. до н.э. Его речи обычно изучали для упражнений в латинском языке. Конечно же, Пушкину-лицеисту гораздо ближе было легкое и остроумное перо Апулея, чем тяжеловесные речи Цицерона.

22. Сделайте письменный прогноз отрезков предложений. Расставьте в них знаки препинания.

Вот так: Когда школьники бросив... . Предложение начинается подчинительным союзом когда , союз сигнализирует о том, что это придаточная часть сложноподчиненного предложения. Она осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, поэтому перед деепричастием бросив ставлю запятую и жду, когда закончится оборот, чтобы поставить вторую запятую. Потом жду, когда закончится придаточная часть, после которой тоже поставлю запятую.

1) Если стоит жаркое...
2) Когда утомленные...
3) Мы смотрели как двигаясь...

23.1. Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство». Перепишите текст, по ходу письма подчеркивая основы и расставляя знаки препинания. Союзы заключите в овал. Укажите разряды подчинительных союзов.

Когда нас оделили мороженым и фруктами мы несмотря на палящие лучи солнца встали и отправились играть.
– Давайте в Робинзона, – сказала Любочка щурясь от солнца и припрыгивая по траве.
– Нет скучно вечно Робинзон. Ежели непременно хотите так давайте лучше беседочку строить, – сказал Володя лениво повалившись на траву.
Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия. Может быть у него уже было слишком много здравого смысла и слишком мало силы воображения вполне наслаждаться игрою в Робинзона. Его ленивый и скучный вид разрушал все очарование игры.
Когда мы сели на землю и воображая что плывем на рыбную ловлю изо всех сил начали грести Володя сидел сложа руки в позе не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я заметил ему это но он отвечал что мы ничего не выиграем и не проиграем оттого что мы будем больше или меньше махать руками. Я невольно согласился с ним. Когда воображая что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес Володя лег на спину закинул руки под голову и сказал мне будто бы и он ходил.
Я сам знаю что из палки не только убить птицу но и выстрелить никак нельзя. Это игра. Но коли так рассуждать то и на стульях ездить нельзя. А игры не будет, что ж тогда остается?.. (По Л.Н. Толстому)

23.2. Как вы оцениваете отношение Володи к игре? А других детей? Как бы вы ответили на последний вопрос текста?

копилку слов

непременно
наслаждение

24.1. Перепишите начало известной легенды. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните подчинительные союзы и союзные слова. Над союзами укажите разряд по значению.

Архимед один из в(?)личайших ученых Древней Греции бл(?)стящий мат(?)матик и м(?)ханик жил в Сиракузах в III в. до н.э. В то время в Сиракузах правил царь Гиерон. Однажды Гиерон получив от мастеров заказа(?)ую им золотую корону усомнился в их чес(?)ности. Ему пок(?)залось что они утаили часть золота выда(?)ого на изготовление и зам(?)нили его серебром.
Вызвал Гиерон Архимеда и поручил ему определить есть ли в золотой короне примесь серебра.
Сейчас такая задача по плечу даже школьнику который изучает физику. Но 2200 лет назад Архимед выйдя после царской аудиенции не знал как пр(?)ступить к решению этой задачи.
Но он искал пути ее решения. Искал постоянно не перест(?)вая думать о ней даже тогда когда зан(?)мался другими делами. Если бы он не делал этого не могло бы произойти того прямо(таки) сказочного события которое и легло в основу легенды.
Размышляя над этой задачей Архимед как(то) зашел в баню(?).

(По В.З. Азерникову)

24.2. Продолжите этот текст.

Если легенда вам неизвестна, загляните в ответ, прочтите рассказ об Архимеде, а затем напишите по тексту мини-изложение. Озаглавьте текст.

24.3. Сформулируйте главную мысль этой легенды. Знаете ли вы о других случаях, когда решение важной задачи приходило к человеку во время отдыха или во сне – вообще в любом расслабленном состоянии?

24.4. Если вас заинтересовала легенда об Архимеде и если вы хотите прочитать рассказы о других великих открытиях и выдающихся ученых, найдите книгу В.З. Азерникова «Неслучайные случайности».

В копилку слов

аудиенция

IV. Союз на службе у текста

Прочитайте отрывок.

Ночь была темна, небо покрыто тучами, в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.

Вы, конечно же, узнали повесть Пушкина «Дубровский». В этом отрывке несколько союзов. Заметили ли вы что-нибудь необычное в их употреблении?

Необычно в этом тексте положение союза но в последнем предложении. Он связывает не части сложного предложения и не однородные члены, а целые предложения. Этот союз выражает не просто противопоставление, он резко прерывает повествование, обрывает одну тему и обозначает переход к новой.

Итак, союзы могут связывать не только однородные члены или части сложного предложения, но и разные предложения в тексте. Поэтому их называют словами-связистами.

В стране воспоминаний

Как связываются предложения в тексте?

Вспомните:

1. Что такое текст?
2. Назовите основные признаки текста.
3. Как связываются предложения в тексте?
4. Почему союзы называют словами-«связистами»?

Если вы не уверены в правильности своих ответов, о словах-связистах вы можете прочитать в «Справочнике».

СПРАВОЧНИК

Союзы и слова-«связисты»

Как вы уже знаете, одна из главных особенностей построения текста заключается в том, что предложения не живут в нем сами по себе. Они с помощью сцеплений объединяются в смысловые группы, чтобы выразить вместе какую-то мысль.

Внутри смысловых групп есть специальные «связисты», которые прочно держат текст и не дают ему рассыпаться на отдельные части.

Главными «связистами», или, говоря научными словами, средствами межфразовой связи в тексте являются:

1) повторы одного и того же слова (лексический повтор);
2) синонимы (синонимическая замена);
3) местоимения;
4) вводные слова;
5) союзы.

Союзы в качестве слов-«связистов» выступают тогда, когда связывают не однородные члены и не части сложного предложения, а части текста, то есть отдельные предложения внутри абзаца или сами абзацы.

25.1. Прочитайте текст. Отметьте предложения, в которых союзы соединяют отдельные предложения, то есть являются в тексте «связистами».

В большой пустой комнате где на стене висела карта двух полушарий Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.
– Ну-с, – сказал он бодро, – на чем мы остановились?
И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.
«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна...» – прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке с желтым унылым лицом весь скучный и плоский высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки снимал куски с полки и глядел тусклыми неживыми глазами на Никиту.
– Ну, что же ты думаешь Никита? – спросил Аркадий Иванович...
Но вот начали проходить алгебру предмет в высшей степени сухой.
Уча арифметику, по крайней мере можно было думать о разных бе(?)полезных но забавных вещах о заржавле(?)ых, с дохлыми мышами, ба(?)ейнах в которые втекают три трубы о вечном «некто» смешавш(?)м три сорта кофе или купивш(?)м столько(то) золотников меди или все о том(же) несчас(?)ном купце с двумя кусками сукна. Но в алгебре (н?)за что было зацепит(?)ся, в ней (н?)чего (не)было живого. Только переплет ее пахнул столярным клеем да в чернильнице отр(?)жалось круглое, как кувшин, лицо Аркадия Ивановича. (По А.Н. Толстому)

25.2. Что вы можете сказать о Никите? Похож или не похож этот мальчик на Володю из повести Л.Н. Толстого «Детство» (см. 23.1)?

25.3. Спишите последний абзац, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Если у вас не было ошибок, то следующее задание вы можете пропустить.

Если же ошибки были, продолжайте тренировку.

26.1. Прочитайте начало повести современной детской писательницы Натальи Соломко «Если бы я был учителем...». Она написана от имени мальчика-подростка.

Что Земля круглая нам об(?)ясняли в школе. Но я это знал и сам, еще до школы. Наш поселок по имени Полуночное стоит на самой макушк(?) Земли. Когда утром выход(?)шь из дому то сразу вид(?)шь: Земля круглая, все в порядке – улочки обозначе(?)ые пунктиром деревя(?)ых (одно)этажных домов разбегаются от наших ворот и тянутся вниз, вниз – к лугам(?). В лугах п(?)сутся кони. А за лугами – ближний лес, он (светло)зеленый. А за ним – синь и темень тайги до самого г(?)ризонта. Сразу за г(?)ризонтом – Сибирь.
Я иду в школу по круглой Земле и думаю о лошадях что п(?)сутся в лугах и ждут меня. А я иду в школу... (Н.Соломко)

26.2. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Определите, какие способы межфразовой связи есть в этом тексте.

26.3. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «А я иду в школу...», «Если бы я был учителем...».

26.4. Если вас заинтересовал этот текст и вы хотите узнать продолжение, прочитайте повесть Н.Соломко «Если бы я был учителем...».

27.1. Поработайте редактором. Введите, где нужно, для связи предложений и частей предложений союзы: же, однако, так как, также, что. Используйте также вводные слова, обособленные приложения и обстоятельства. Созданный вами текст запишите.

ГДЕ ЖИЛ ДИОГЕН?

Существует такое предание. Древнегреческий философ Диоген жил в бочке. На самом деле это не так. Древним грекам она была просто неизвестна. Пристанищем философу служил глиняный сосуд. Он назывался «пифос». Именно такие сооружения были найдены при археологических раскопках.
Обычно пифосы высотой 1,5–2 метра полностью закапывали в землю и использовали для хранения зерна. Диоген разместил свой «дом» на центральной площади города Коринфа. Диоген находился в нем или же рядом с ним и лежа давал всем проходящим советы по поводу того, как достичь духовной свободы. За такую назойливость и острый язык его прозвали «циником». В переводе с греческого это означало «собака».
Слава Диогена постепенно росла. Многие горожане и приезжий люд стали приходить к нему испросить совета. Легендарный Александр Македонский был в Коринфе и отправился к мудрецу спросить, не может ли он сделать что-нибудь для него. В ответ дерзкий философ, не задумываясь, попросил царя не загораживать ему утреннее солнце. (Из журнала «Вокруг света»)

27.2. После того как вы самостоятельно отредактировали текст, сравните его с авторским.

В копилку слов

пристанище
философ
философский

Продолжение следует*

* В следующем номере: V. «Правописание производных союзов»; VI. «Морфологический разбор союза».

По опекунским делам рязанского именья князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреевич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.

Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что, проезжая мимо воды, хотелось купаться.

Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из-за деревьев он услыхал женский веселый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек. Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что-то кричала, но, узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.

Князю Андрею вдруг стало отчего-то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом все так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной – верно, глупой, – но веселой и счастливой жизнью. «Чему она так рада? О чем она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» – невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.

Граф Илья Андреич в 1809-м году жил в Отрадном все так же, как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею и почти насильно оставил его ночевать.

В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский, несколько раз взглядывая на Наташу, чему-то смеявшуюся, веселившуюся между другой, молодой половиной общества, все спрашивал себя: «О чем она думает? Чему она так рада?»

Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.

Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

– Только еще один раз, – сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

– Да когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос.

– Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз

– Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

– Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

Соня неохотно что-то отвечала.

– Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, натужиться надо, – и полетела бы. Вот так!

– Полно, ты упадешь.

– Ведь второй час.

– Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

– Ах, Боже мой! Боже мой! что ж это такое! – вдруг вскрикнула она. – Спать так спать! – и захлопнула окно.

«И дела нет до моего существования!» – подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» – думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.

Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться.

Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что-то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.

Князю Андрею вдруг стало от чего-то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой-то своей отдельной, - верно глупой - но веселой и счастливой жизнию. «Чему она так рада? о чем она думает! Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.

Граф Илья Андреич в 1809-м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.

В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему-то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, всё спрашивал себя: «о чем она думает? Чему она так рада!».

Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.

Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.




Top