Танцоры фламенко. Известные артисты фламенко

(chico букв. маленький, то есть облегчённый, простой стиль). В рамках обоих классов фламенко существует более 50 подклассов (жанров), точную границу между которыми порой провести трудно.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Vengo flamenco gypsies dancing spain spanish music latin HD

    ✪ Romantic SPANISH GUITAR MUSIC - Spanish Passionate Flamenco

    ✪ Best Songs of Paco De Lucia ♪ღ♫ Paco De Lucia Playlist

    ✪ Spanish Guitar Flamenco Malaguena !!! Great Guitar by Yannick lebossé

    ✪ Flamenco Guitar. Barcelona street music (HD)

    Субтитры

Происхождение

Истоки фламенко следует искать ещё в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка - многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV веке в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане , расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия ; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.

Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой; фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.

Гармония

Гармония фламенко сочетает черты как модальности , так и классико-романтической тональности . Два наиболее узнаваемых модализма во фламенко - фригийский оборот и цыганская гамма (иначе называемой «арабской гаммой»). Фригийский оборот, например, встречается в солеарес , в большинстве булериас , сигирийяс , тангос и тьентос , цыганская гамма - в саэте .

Типичная последовательность аккордов , в Испании называемая андалусийской каденцией , представляет собой местную разновидность фригийского оборота , например, Am-G-F-E . Звуковысотную систему, опирающуюся на использование такой каденции, в литературе по фламенко называют «андалусийским», «фригийским», или «дорийским» ладом (его не следует отождествлять с монодическими фригийским и дорийским ладами в античной и средневековой музыке). По мнению известного гитариста-фламенкиста Маноло Санлукара , в этом ладе аккорд E (ми мажор) является тоникой , F (фа мажор) имеет гармоническую функцию доминанты , в то время как Am (ля минор) и G (соль мажор) играют роль субдоминанты и медианты соответственно . По другой (более распространённой) точке зрения, тоникой в данном случае является ля-минорный, а доминантой - ми-мажорный аккорд. В связи с типичной диспозицией созвучий в формах фламенко метрически наиболее сильным оказывается доминантовый аккорд («сильный» оттого, что на нём заканчивается период), отсюда альтернативное название звуковысотной структуры такого типа - доминантовый лад .

Гитаристы используют два основных аппликатурных варианта андалусийской каденции - «por arriba» («вверху») и «por medio» («в середине»). Для транспозиции широко используется каподастр . Вариант «por arriba» соответствует (при игре без каподастра) последовательности аккордов Am-G-F-E , вариант «por medio»: Dm-C-B-A . Современные гитаристы, например, Рамон Монтойя , стали использовать и другие аппликатурные варианты андалусийской каденции. Так Монтойя начал использовать варианты: Hm-A-G-F# для таранты , Em-D-C-H для гранадины (гранаины) и C#m-H-A-G# для минеры . Монтойя также создал новый жанр фламенко для гитары соло, ронденья , с каденцией F#m-E-D-C# , исполняемый со скордатурой (6я струна: ре; 3я: фа диез). Эти варианты включают в качестве дополнительных конструктивных элементов звучание открытых струн на неаккордовых ступенях, что стало специфической чертой гармонии фламенко в целом. Позднее гитаристы продолжили расширять набор используемых аппликатурных вариантов и скордатур.

Некоторые стили фламенко используют мажорный лад гармонической тональности, это кантинья и алегриа , гуахира , некоторые булериа и тона , а также кабале (разновидность сигирийи ). Минорный лад ассоциируется с фаррукой , милонгой , некоторыми стилями танго и булериа . В общем случае, традиционные стили с использованием мажорного и минорного лада ограничены по гармонии использованием двухаккордовых (тоника-доминанта) или трёхаккордовых (тоника-субдоминанта-доминанта) последовательностей. Однако современные гитаристы ввели в практику замены аккордов (англ. Chord substitution ), переходные аккорды и даже модуляцию .

Фанданго и производные от него стили такие как малагенья, таранта и картахенера используют два лада: гитарное вступление исполняется во фригийском ладе, тогда как вступающее пение осуществляется в мажоре, с переходом ближе к концу вновь во фригийский .

Пение

Пение во фламенко характеризуется следующими особенностями :

  1. Ярко драматический, зачастую трагический характер (в большинстве стилей).
  2. Мелодическая импровизация с опорой на сравнительно небольшой набор традиционных мелодических типов.
  3. Чрезвычайно богатая орнаментика (мелизматика).
  4. Использование микроинтервалов , то есть интервалов , меньших по величине, чем полутон .
  5. Портаменто : часто переход от одной ноты к другой происходит с использованием небольшого плавного «подъезда» к следующей ноте, то есть ноты не берутся сразу точно (в звуковысотном отношении).
  6. Узкая тесситура : большинство традиционных песен фламенко ограничено диапазоном в сексту (четыре с половиной тона). Мелодическое разнообразие достигается певцами за счет применения ими различных тембровых и динамических оттенков, микроинтервалов, мелизматического варьирования и др.
  7. Настойчивое повторение одной ноты и близлежащих к ней по хроматической гамме нот (также используется и в гитарной игре).
  8. Отсутствие устойчивого регулярного метра вокальной партии, особенно в жанрах канте хондо , таких как сигирийя и др. (при этом неметрическая вокальная мелодия может накладываться на метрическое инструментальное сопровождение).
  9. Снижение интенсивности от начала к концу вокальной фразы.
  10. Во многих стилях, например, в таких как солеа или сигирийя , мелодия имеет тенденцию следовать по близрасположенным ступеням . Скачки через ступень и более встречаются намного реже (однако в фанданго и производных от него стилях часто встречаются скачки через три-четыре ступени, особенно в начале каждой строки песни, что предположительно свидетельствует о более раннем происхождении песен этого стиля, испытавшего влияние кастильской музыки).

Компас (Compás)

Наиболее известные палос - тонá, солеа , саэта и сигирийя (toná, soleá, fandango, seguiriya) - относятся к категории канте хондо (cante jondo, или cante grande - историческое ядро фламенко, древнейшая музыкально-поэтическая традиция Андалусии). Противоположная категория - это [канте чико] (cante chico), или канте фламенко (cante flamenco); в него входят, например, жанры алегриа (alegría), булериа (bulería), фаррука (farruca). Обе категории (хондо и чико) включают в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре, как основное триединство, однако наиболее древние формы фламенко распеваются без инструментального сопровождения, а в его наиболее современных версиях появляется множество привнесённых инструментов от скрипки и контрабаса до экзотических ударных инструментов Востока и Латинской Америки, таких, как кахо́н, дарбу́ка, бонго́ и т. д.

Фламенко оказало большое влияние на многие танцевальные и музыкальные направления всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других жанров: фламенко-поп , фламенко-джаз , фламенко-рок , фламенко-фьюжн , джипси-румба и другие.

Существуют приверженцы фламенко, которые чтят его традиции, что имеет и положительные, и отрицательные стороны. Строгое следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко. Жанры фламенко (пение, танец, мелодия) подобны живому организму, что требует их постоянного развития, а без развития нет жизни. Но наряду с развивающимся фламенко существует и научное направление «фламенкология» (книга под таким названием была написана Гонсалесом Климентом в 1955 году и дала название этому разделу искусствоведения), ученые-фламенкологи занимаются изучением происхождения фламенко и его «истинного» стиля, традиций и т. п. До сих пор наравне со сторонниками чистоты стиля фламенко (пуристами) есть и приверженцы его новых форм и звучаний.

Признание

Фестивали фламенко

Среди наиболее значимых городов, где сегодня существует фламенко, выделяют Кадис , Херес , Севилью , Кордову , Гранаду , Барселону и Мадрид . У каждого из этих городов своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности.

В Испании

Один из самых авторитетных, крупнейший фестиваль фламенко в Испании проходит один раз в два года в Севилье под названием «Bienal de Flamenco ». Этот фестиваль был основан в 1980 году . Со всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших артистов: байлаоров, кантаоров и гитаристов.

В Кордове ежегодно проводится Международный фестиваль гитары «GUITARRA », с выступления на котором началась слава талантливых молодых гитаристов Висенте Амиго и Пако Серрано.

Ежегодные фестивали канте гранде, фестивали канте фламенко и другие проходят по всей Испании.

В России

Международный Фестиваль Фламенко «¡VIVA ESPAÑA!». Самый крупный [ ] фестиваль фламенко в России, проводится в Москве (с 2001 года) .

1- Российский Фестиваль Фламенко «en Moscu» (недоступная ссылка с 23-05-2013 ) " - проводится впервые в 2011 г. Фестиваль соберёт только выдающихся мировых звёзд фламенко.

В Петербурге проходит ежегодный фестиваль под названием «Северное фламенко». Кроме того, два раза в год проходит фестиваль «Cana Flamenca».

В мире современной гитарной музыки в Калуге с 1997 года работает ежегодный фестиваль «Мир гитары» , участниками которого являются различные фламенко-группы из России и Испании, и множество ярких имён зарубежных гитаристов, из всемирно известных, такие как Эл Ди Меола (2004), Иван Смирнов («талисман» фестиваля), Висенте Амиго (2006), Пако де Лусия (2007) и др.

В 2011 году в Москве открылся Дом фламенко "Фламенкерия" - первая школа фламенко в России с постоянно действующими испанскими преподавателями.

В Новороссийске: 20 марта 2016 года - I Открытый фестиваль фламенко на Кубани «La pasión flamenca» ; 4-5 марта 2017 года - II Всероссийский фестиваль фламенко на Кубани «La pasión flamenca» с участием мировой звезды фламенко Альбы Эредиа (Alba Heredia) .

В других странах

Ежегодно, с 2004 года , в феврале проходит Фестиваль Фламенко в Лондоне. Один из крупнейших фестивалей фламенко вне Испании уже более 20 лет проходит в американском городе Альбукерке, штат Нью Мексико. На Украине фламенко было представлено фестивалями в Киеве (до 2006 года), Одессе (Фестиваль фламенко и Латиноамериканской культуры в 2011 г.) и во Львове (начиная с 2010 года). Широко представлено фламенко на фестивалях «Нелли Сюпюр приглашает», которые проходят с 2010 года в Киеве, Севастополе, Совиньоне.

Фламенко – часть испанской культуры, символ страстной натуры жителей этой страны. Огромное количество туристов стремится, побывав в Испании, попасть на это яркое завораживающее шоу. Однако стоит отметить, что фламенко – это не просто танец, а образ жизни, сопровождающийся яркими выступлениями под гитарную музыку и пение.

Появление фламенко в Испании

Фламенко появился в 15 веке в одном из испанских регионов – Андалусии – благодаря беженцам-цыганам из Индии. Изначально такие узнаваемые и своеобразные танцы и песни исполнялись лишь в закрытых общинных кругах. Впоследствии танцоров, под завораживающую музыку исполняющих ритмичные танцевальные па, стали приглашать для выступления богатые испанские семьи. Массовое распространение узнаваемого танцевального стиля началось лишь в 18 веке, после того как цыган признали официальными членами общества и перестали оказывать на них какое-либо давление.

В современном фламенко четко прослеживаются восточные мотивы и движения, заметно влияние джазового стиля, кубинских мелодий. Искусство сложных ритмов передается непосредственно от мастеров к ученикам. И каждый добавляет в искусство исполнения частичку импровизации.

Немного о терминах и атрибутах фламенко

Как уже упоминалось, фламенко – это некий симбиоз ритмичного танца, сложной игры на гитаре и пения, буквально идущего от сердца. Соответственно, исполнителей танца фламенко именуют в Испании «байлаор» (от испанскогоbaile – танец), гитаристов – «токадор» (toque – музыкальная игра), а талантливых певцов – «кантадор» (cante – песня).

Песни фламенко

В Испании песни фламенко существует в нескольких своих видах:

  • «кантэ-хондо», «кантэ-гранде» или глубокое пение – самая сложная техника с изменчивым ритмом и звукорядом, когда песня исполняется на одном дыхании и не слишком понятна слушателям;
  • очень похожее на «кантэ-хондо» среднее пение, существующее в различных подвидах (гранадина, малагенья и т.п.);
  • «кантэ-чико» или легкое малое пение, исполняющееся в зажигательных ритмах.

В каждом из трех видов пения существует масса подвидов, появившихся под влиянием разных культур, в том числе далеких от классического андалусского фольклора – «фламенко-поп», «фламенко-рок» и других.

Танец страсти

От танцоров, исполняющих фламенко, невозможно оторвать взгляд – настолько необычно и красиво это действо. Танец традиционно сопровождается ритмичным постукиванием каблучков, щелчками пальцев или хлопаньем в ладоши. Кастаньеты используются редко, так как не позволяют исполнителю раскрыть изящество движений кистей рук.

Наряды танцоров несколько напоминают традиционные цыганские. Платье (bate de cola) для танца шьют из ярких тканей, преимущественно красных и черных тонов, однотонных или в горох. Подол очень длинный, может быть декорирован рюшами или воланами, чтобы подчеркнуть красоту и изящество движений. Туфли на ногах танцовщиц появились лишь во второй половине 19 века, до этого цыганки танцевали фламенко босыми.

Танцовщицы выступают с тонкими испанскими шалями (мантон) и большими веерами – атрибутами фламенко.

Мужской наряд байлаора – это черные брюки, белая рубашка с пышными рукавами, широкий пояс и короткая жилетка. Иногда края рубахи завязывают на животе узлом.

Испанская гитара

Для фламенко специально используется гитара с приклеенной в нижней части деки пластиной из дерева или пластика, уменьшающей ущерб от специфического постукивания по инструменту ногтем или пальцем во время игры (прием под названием «гольпе»). Мелодии фламенко сопровождаются не только стуком, но и быстрыми переборами, «пощипыванием», ударами по струнам, игрой большим пальцем («пульгар»). Музыкальные формы игры носят очень сложный характер, порой не поддающийся даже нотной записи.

В начале выступления токадор обычно исполняет непродолжительное вступление, раскрывающее динамику и ритм последующего за прелюдией танца.

Знаменитые испанские фламенкисты

Среди испанских танцоров-фламенкистов наиболее яркими выдающимися личностями являются Хоакин Кортес (композитор, хореограф, танцор, актер и продюсер), Диего Эль Сигала, Сара Барас, Сандра Герреро Ла Негра, покорившая мир во время гастролей.

Среди гитаристов, виртуозно исполняющих мелодии фламенко, наиболее известны Рамон Монтойя и Маноло Санлукара, неоднократно признанный лучшим фламенкистом, а также молодые гитаристы Висенте Амиго и Пако Серрано.

Школы фламенко в Испании

Если страстный фламенко вызывает у вас все больше восхищения и желание поближе познакомиться с этим завораживающим искусством, стоит посетить Испанию в поисках специализированной школы.

Одно из заведений, где профессионально обучают искусству фламенко, находится в Барселоне и носит название Академия де Фламенко (Academia de Flamenco, Carrer Pere Serafí, 27). Ученики постигают азы мастерства игры на гитаре, разучивают движения танца и от души поют на испанском языке.

Есть и другая школа с аккредитацией Института Сервантеса, расположенная в Гранаде – Carmen De Las Cuevas, где обучают всех желающих старше 18 лет. Здесь можно подтянуть испанский язык и стать настоящим артистом фламенко.

Фестивали и концерты испанского фламенко

Фестивали фламенко каждый год (преимущественно в сентябре) проходят в Барселоне, Гранаде, Мадриде, Кордове, Хересе, Кадисе, Севилье и продолжаются в течение нескольких недель.

Так, в Кордове организуется фестиваль гитаристов-флменкистов«GUITARRA» , с выступления на котором началась слава талантливых молодых музыкантов Пако Серрано и Висенте Амиго. В 2014 году «Гитара» проходил с 1 по 13 июля.

Но самый известный и крупный фестиваль проходит в Севилье – «Bienal de Flamenco» , основанный еще в 1980 году. Сюда съезжаются именитые танцоры, гитаристы, певцы фламенко. Посетив данное мероприятие вы, несомненно, полюбите фламенко всей душой, впечатлившись происходящим. Открытие каждый год происходит в разные даты, в 2014 году фестиваль начался 12 сентября и продолжался целый месяц.

Однако даже если вы не попадете на фестиваль, то всегда есть возможность посетить практически ежедневно работающие заведенияPALACIO DEL FLAMENCO (Дворец Фламенко) иTABLAO DE CARMEN в Барселоне, чтобы за приятным ужином насладиться великолепным шоу.

Фламенко – это завораживающее шоу. Летящие подолы платьев изящных танцовщиц, их красивые веера и шали, кружащиеся в ритме танца, перенесут вас в удивительный мир романтики и страсти. Язык танца не нуждается в переводе. Испанские артисты фламенко своей игрой и отточенными движениями вызовут у вас бурю эмоций, восторга и восхищения.Общая информация

Испанские провайдеры предлагают 2 вида тарифных планов, называемых контракт и предоплата.

Где остановиться в Испании

Одна из причин популярности Испании среди Европейских стран – большой выбор туристического жилья: разного уровня, стоимости и комфорта. Прежде чем остановиться на каком-то из вариантов, конечно, необходимо определиться, куда именно вы хотите отправиться: лучшие пляжи, по мнению самих испанцев, – в Галисии, баскском Сан Себастьяне, на острове Лансаротте, на Ибице; на Коста-Альмерии – много выходцев из России; пляжный отдых и горнолыжные курорты – на Коста-дель-Соль; уютные пляжи среди скал – на Мальорке; обширная экскурсионная программа – в Барселоне, Валенсии, Аликанте. Ф ламенко — это народный испанский танец. Существуют 2 вида фламенко: древнейший cante hondo/jondo — глубокий, то есть серьезный, драматический стиль, он же - cante grande — большой, высокий стиль; и более современный cante chico — маленький, то есть облегченный, простой стиль. Танец танцуют в длинных цыганских платьях. Танцуют под звуки гитарной музыки.

1. Пако де Лусиа — один из самых известных в мире гитаристов фламенко.

Настоящее имя - Франси́ско Са́нчес Го́мес. Музыкант использовал синтез современной музыки с манерой игры фламенко и бразильскими ритмами. Свое сценическое имя - Пако де Лусиа - артист выбрал в честь своей матери Лусии Гомер.

2. Висе́нте Ами́го Хироль - гитарист фламенко, обладатель премии «Грэмми». Начал сольную карьеру в 1988 году.
3. Пако Серрано , 1964 года рождения, композитор и гитарист из Кордобы.

4. Диéго Эль Сига́ла , настоящее имя Диéго Рамóн Химéнес Саласáр - испанский певец фламенко. Диего Химeнес родился в артистической династии цыган-калé; его дядя - известный певец Рафаэль Фарина. Обучался пению с четырёх лет. В 1980 году выиграл юношеский конкурс певцов фламенко «Getafe Flamenco Youth Contest», где был замечен известным исполнителем фламенко Камароном де ла Исла.

5. Хоаки́н Корте́с , настоящее имя Хоакин Педраха Рейес - танцор фламенко, хореограф, актёр, с февраля 2007 года посол цыган в Европейском союзе. Известен также тем, что выступает против запрета слова Gypsyдля обозначения цыган; вместо этой меры он предлагает работать над улучшением имиджа самого термина. Создатель Цыганского фонда в Испании.

6. Са́ра Пере́йра Ба́рас - одна из самых известных в мире танцовщиц фламенко, а также хореограф и директор своей собственной группы танца фламенко исп. «El Ballet Flamenco Sara Baras».

7. Рафаэль Кортес , 1973 года рождения, принадлежит к числу немногих гитаристов, которые объединяют традицию и современный стиль.

8. Нинья Пастори (Niña Pastori) – испанская исполнительница фламенко (кантаора). Настоящее имя — Maria Rosa Garcia (Мария Роза Гарсия).

Она родилась на острове Сан-Фернандо (Кадис) 15 января 1978 года. Она стала в день своего рождения, потому что у её родителей (Pastora и Jose) было четверо сыновей, и рождение дочки стало праздником в районе Boquete, где они жили. Будущая артистка стала петь в четыре года, аккомпанируя своей матери, известной как Pastori de la Isla, а бабушка научила Марию хорошо танцевать. Когда Мария выходила петь, то зрители говорили «va a cantar la niña de la Pastori» (будет петь дочь Пастори). Отсюда и псевдоним — Niña Pastori.

В 8 лет Нинья приняла участие в конкурсе «El Chato» в Сан-Фернандо, где заняла первое место. В 17 лет у неё появилась первая возможность записать собственный альбом. На сегодняшний день Niña Pastori настоящая фигура в мире музыки.

9. Великий молодой голос фламенко, так говорят о Марине Эредиа (Heredia). Она является носителем старых традиций пения фламенко и в тоже время находит связь с настоящим временем, как дерево, оставаясь корнями соединяться с небом.

Марина Эредиа родилась в Гранаде, в местности Альбайсин, в одной из колыбелей фламенко. Марина принадлежит к семейству фламенко старых традиций: она дочь одного из великих певцов, Хайме Эредиа «Эль Паррон» (Jaime Heredia «El Parrón»).

10. Эстрелья Моренте — певица фламенко, испанка, дочь испанского певца стиля фламенко Энрике Моренте и танцовщицы Авроры Карбонелл, жена испанского тореадора Хавьера Конде.

Она сыграла саму себя в мультфильме 2011 года “Чико и Рита”, широкую известность получила после фильма 2006 года “Volver” (“Возвращение”), в котором была голосом за кадром Пенелопы Крус.

Вдохновляющее “Olé” раздается из всех уголков, а зрители вместе с артистами поют и хлопают в ладоши, создавая уникальный ритм песни для прекрасной женщины, которая на невысокой сцене кружится в танце. Именно так проходит типичный вечер в «пенье» (peña) фламенко. Это возможность увидеть собственными глазами, как люди, позабыв обо всем на свете, отдаются во власть музыки, ритма и страсти. Что же такое фламенко ? Как оно появилось в Испании? И какое платье считается классическим в культуре фламенко? На эти и многие другие вопросы мы ответим в нашем материале, посвященном этому прекрасному искусству южной Испании .

Когда и как родилось искусство фламенко

Фламенко появилось вместе с приходом в Испанию цыган из Римской империи в 1465 году. Несколько десятилетий они мирно жили рядом с испанцами, арабами , евреями, рабами африканского происхождения, и со временем в караванах цыган стала звучать новая музыка, вобравшая в себя элементы культур новых соседей. В 1495 году после долгой войны мусульмане, многолетние правители большинства территорий полуострова, были вынуждены покинуть Испанию.

С этого момента начались гонения на «неугодных», а именно неиспанцев. Все, кто придерживался другой религии и культуры, должны были отказаться от самобытных привычек, собственных имен, костюмов и языка . Именно тогда и зародился загадочный фламенко, вид искусства, скрытый от посторонних глаз. Только в кругу семьи и друзей «лишние» люди могли танцевать под любимую музыку . Однако артисты не забывали о своих новых знакомых, также исключенных из общества, и в музыке кочевого народа слышались мелодические нотки иудеев, мусульман и народов с Карибского побережья.

Считается, что влияние Андалусии во фламенко выражается в изысканности, достоинстве и свежести звучания. Цыганские мотивы – в страсти и искренности. А карибские мигранты привнесли в новое искусство необычный танцевальный ритм.

Стили фламенко и музыкальные инструменты

Существует два основных стиля фламенко, внутри которых выделяются подстили. Первый – хондо, или фламенко гранде. В него входят такие подстили, или по-испански палос, как тонá, солеа, саэта и сигирийя. Это старейший вид фламенко, в котором слушатель может выделить грустные, страстные ноты.

Второй стиль – канте, или фламенко чико. К нему относятся алегрия, фаррука и болерия. Это очень легкие, жизнерадостные и веселые мотивы в игре на испанской гитаре , в танце и пении.

Помимо испанской гитары музыку фламенко создают кастаньеты и пальмас, то есть хлопки в ладоши.

Кастаньеты своей формой напоминают ракушки , соединенные между собой шнурком. Левой рукой танцор или певец отбивает основной ритм произведения, а правой – создает замысловатые ритмические рисунки. Сейчас искусству игры на кастаньетас можно научиться в любой школе фламенко .

Другой важный инструмент, сопровождающий музыку, это пальмас, хлопки. Они отличаются по звонкости, длительности, ритму. Без хлопков невозможно представить ни одно представление фламенко, так же как и без криков “Olé”, которые только придают уникальность танцу и песне.

Классическое платье

Традиционное платье для фламенко на испанском языке называется bata de cola, стиль и форма которого напоминают обычные платья цыганок: длинная широкая юбка, воланы и оборки по подолу платья и на рукавах. Обычно наряды шьют из белой, черной и красной ткани, чаще всего в горошек. Сверху на платье танцовщицы накидывают шаль с длинными кистями. Иногда ее завязывают вокруг талии, чтобы подчеркнуть грациозность и стройность артистки. Волосы зачесываются назад и украшаются либо яркой заколкой, либо цветами. Со временем классическое платье для фламенко стало официальным нарядом для знаменитой Апрельской ярмарки в Севилье. К тому же каждый год в столице Андалусии проходит международный показ мод платьев в стиле фламенко.

Мужской костюм танцора – это темные брюки с широким поясом и белая рубашка. Иногда концы рубашки завязывают спереди на поясе, а на шею повязывают красный платок.

Так что же такое фламенко?

Один из тех немногих вопросов, на которые существуют сотни ответов. А все потому, что фламенко – это не наука, это – чувство, вдохновение , творчество. Как любят говорить сами андалусийцы: «El flamenco es un arte».

Творчество, которое полно описывает любовь, страсть, одиночество, боль, радость и счастье... Когда для выражения этих чувств не хватает слов, на помощь приходит фламенко.

Фламенко (исп. flamenco ) - обычный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии; это слияние музыкального сопровождения (токе) , пения (канте) и танца (байле) . Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, чаше всего, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон) ; время от времени - кастаньетами.

Исполнители фламенко именуются байлаор (танцор), кантаор (певец), «токаор» (гитарист).

История

Ещё в древности иберийское искусство тревожило соседей - даже тех, кто привык глядеть на варваров свысока. Об этом свидетельствуют древние писатели. «Так она крутится и так сладострастна, что даже сам Ипполит бы не сумел похоть свою удержать», - говорится в эпиграме Марциала «Гадесская девочка». Танцовщицы из города Кадиса (Гадеса), основанного финикийцами во 2-м тысячелетии до нашей эпохи на юге сегодняшней Испании, исполняли свои зажигательные пляски в сопровождении кастаньет. Волнующим кровь танцам гадиянок пробовали подражать римлянки.

С конца III в. до н.э. южная часть Пиренейского полуострова становится римской колонией. Местное песенно-танцевальное искусство вбирает в себя новые черты. А именно, известен римский танец, в каком исполнитель отбивал метр при помощи scabelli - деревяшек на подошве.

В VIII в. юг полуострова завоевывают арабы (мавры). «Блистательный Аль-Андалуз» просуществовал семь веков. Этим столетиям Андалусия должна собственной неповторимой архитектурой, военно-морским делом, красотами языка и неподражаемой гармонией музыки и танца. Истоки фламенко коренятся также в мавританской музыкальной культуре. Значительно повлияла на этот стиль и цыганская музыка - многие считают основными, настоящими носителями стиля конкретно испанских цыган. В XV в. в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, принеся с собой одичавший ветер вольности и память о дальной Индии. Они расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия; по собственному обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и фактически испанская; из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного сначала цыганами, а позже испанцами, и родилось фламенко.

«Цыгане, добравшись до нашей Андалусии, - говорил Гарсиа Лорка в лекции «Канте хондо», - соединили древние элементы местных песен с тем древним началом, которое принесли они сами». За лихой характер их стали именовать «фламенки», по аналогии с фламандцами, переселившимися на пиренейский полуостров приблизительно тогда же. Цыгане стали наилучшими исполнителями андалузских песен и плясок. Так, по одной из версий, родилось слово фламенко, ставшее заглавием песенно-танцевального искусства, в каком так преуспели номады - «фламенки».

По иной версии это слово связано с манерой одеваться: стройный силуэт, обтягивающий пояс, выделяющий узкую талию и длинноватые ноги танцоров делали их схожими на птицу фламинго, которую испанцы именуют «фламенко». Сходство с этой птицей усматривают также в движениях и позах исполнителей.

Еще одна теория связывает заглавие зажигательного искусства фламенко с латинским словом «фламма» - пламя.

Длительное время фламенко числилось «закрытым искусством», потому что цыгане жили изолированной группой; фламенко развивалось в узеньких кругах. Однако в конце XVIII в. гонения на цыган закончились, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.

Посреди XX в. фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; элементы традиционного балета также отыскали там свое место. Более известен танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, освободил его от «канонического стандарта» и занес новейшую выразительность.

Импровизационный нрав фламенко, непростой ритм и специфичная техника выполнения часто препятствуют четкой нотной записи мелодий фламенко. Потому искусство - как гитариста, так и танцора, и певца - обычно передается от мастера к ученику.

Атрибуты танца фламенко

Bata de cola - обычное платьице

Принципиальный элемент вида танцовщицы (байлаоры) - обычное платьице, называемое bata de cola - обычное для фламенко платьице, обычно до пола, нередко из разноцветного материала в горошек, увенчанное оборками и воланами. Прототипом этого платьица стало обычное облачение цыганок. Неотъемлемой частью танца является роскошная игра с подолом платьица.

Мантон - испанская шаль

Испанская шаль с очень длинноватыми кистями - один из традиционных атрибутов дамского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный дамский силуэт, то падает с плеч, образуя силуэт большой, прекрасной, мятущейся птицы.

Очередной традиционный дамский атрибут фламенко - большой веер .

Фото дамского костюмчика фламенко есть возможность отыскать по данной ссылке.

Обычная одежка байлаора - черные штаны, широкий пояс и белоснежная рубаха с широкими рукавами. Время от времени края рубахи завязываются впереди на поясе. Маленькая жилетка-болеро, именуемая чалеко (chaleco ) время от времени надевается поверх рубахи.

Существует мировоззрение о кастаньетах как обязательном атрибуте танца фламенко. Однако в большинстве случаев ритм отбивается каблуками (сапатеадо) , прищелкиванием пальцев (питос) либо хлопками ладоней (пальмас) . Более незапятнанные формы фламенко избегают использования кастаньет, потому что они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.

Фотографию мужского костюмчика фламенко есть возможность поглядеть по данной ссылке.

Систематизация стилей

Стили фламенко (palos) различаются ритмическим рисунком. Более пользующиеся популярностью палос - тона, солеа, фанданго и сегирийя (Toña, Soleá, Fandango y Seguiriya) - относятся к категории канте хондо (cante jondo ) , более древнее ядро фламенко, восходящее к музыкальным системам Индии. 2-ая категория - это канте фламенко (cante flamenco) , содержит в себе и пение, и танцы, и игру на гитаре.

Фламенко оказало огромное воздействие на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.

Есть приверженцы фламенко, которые почетают его традиции, что имеет и положительные, и негативные черты. Серьезное следование традиции делает неосуществимым глубочайшее осознание фламенко. Стили фламенко (пение, танец, мелодия) подобны живому организму, что просит их неизменного развития, а в отсутствие развития нет жизни. Однако вместе с развивающимся фламенко есть и «фламенкология» (книжка под подобным заглавием была написана Гонсалесом Климентом в 1955 г. и отдала заглавие этому разделу искусствоведения), ученые этого направления занимаются исследованием происхождения фламенко и его «истинного» стиля, традиций и т.п. До сего времени вровень со сторонниками чистоты стиля фламенко есть и приверженцы его новых форм и звучаний.

Сейчас фламенко отдельно интересует современных хореографов, так как они видят в этом искусстве огромные способности для творчества, для введения новаций в хореографию.

Техника гитарной игры в стиле фламенко

Фламенко-гитара - это традиционная гитара, адаптированая к потребностям данного музыкального стиля; она отличается более острым тембром звука. Есть также некие особенности техники игры на гитаре в стиле фламенко, посреди их:

  • пульгар (исп. pulgar - большой палец) - основной метод звукоизвлечения в музыке фламенко: техника игры огромным пальцем правой руки. Струна ударяется поначалу боковой стороной мякоти и потом краем ногтя огромного пальца;
  • гольпе - перкуссионный приём: постукивание ногтем по деке акустической гитары во время игры.
  • Фестивали фламенко

    В Испании

    Посреди более важных городов, где сейчас существует фламенко, выделяют Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов своя музыкальная специфичность, свои традиции и особенности.

    Один из самых авторитетных, наикрупнейший фестиваль фламенко в Испании проходит раз в два года в Севилье под заглавием «Bienal de Flamenco» ; этот фестиваль был основан в 1980 г. Со всего мира сюда съезжаются любители фламенко, чтоб узреть наилучших артистов: байлаоров, кантаоров и гитаристов.

    В Кордове раз в год проводится Интернациональный фестиваль гитары «Guitarra» , с выступления на котором началась слава профессиональных юных гитаристов Висенте Амиго и Пако Серрано. Ежегодные фестивали канте гранде, фестивали канте фламенко и другие проходят по всей Испании. Подробнее о фестивалях в Испании и не только лишь есть возможность выяснить на особом новостном веб-сайте www.flamencofestival.info .

    В Рф

    Фестиваль фламенко «?Viva España! » в Москве - ежегодное событие в мире испанской музыкальной цивилизации (с 2001 г.).

    В Петербурге проходит ежегодный фестиваль «Северное фламенко» .

    В Калуге с 1997 г. работает ежегодный фестиваль «Мир гитары» , участниками которого являются разные фламенко-группы из Рф и Испании и огромное количество гитаристов, подобных как Иван Смирнов («талисман» фестиваля), Аль ди Меола (2004), Висенте Амиго (2006), Пако де Люсия (2007) и др.

    В других странах

    Раз в год (с 2004 г.), в феврале проходит Фестиваль фламенко в Лондоне. Один из огромнейших фестивалей фламенко за пределами Испании уже более 20 лет проходит в американском городе Альбукерке (штат Нью Мексико).

  • laplaza.narod.ru - история фламенко;
  • safina.ru - что такое фламенко?
  • sahajayogalive.wordpress.com - Индия - родина фламенко? (точка зрения на происхождение фламенко);
  • fiestaflamenco.ru - официальный веб-сайт Столичного интернационального фестиваля фламенко «?Viva España!»;
  • www.flamencofestival.info - информационный веб-сайт о фестивалях фламенко (исп. яз.).
  • Дополнительно на сайт:

  • Gipsy Kings - музыкальная группа, играющая в стиле фламенко.
  • Какие вопросы о гитаре и игре на этом инструменте есть в базе данных сайта?
  • Где есть возможность безвозмездно скачать музыку?
  • Где безвозмездно скачать музыку mp3?
  • Где есть возможность безвозмездно скачать традиционную музыку?
  • Где скачать танцевальную музыку?
  • Как отыскать песню, не зная наименования? Как выяснить заглавие музыкального произведения - песни, музыки, мелодии по отрывку? (в одном ответе)
  • Где отыскать мелодии танго?
  • Где есть возможность скачать музыку для танца самба?
  • Где есть возможность безвозмездно скачать видеоуроки по танцам?
  • Где скачать безвозмездно музыку+видео тектоника?
  • Где скачать безвозмездно музыку+видео брейкданса?
  • Где скачать безвозмездно музыку+видео локинга?
  • Где скачать безвозмездно музыку+видео джампстайла?


  • 
    Top