Что называется малой родиной. Классный час (9 класс) на тему: Моя малая родина

В наше время люди все интенсивнее становятся сторонниками космополитических взглядов, которые раньше подвергались осуждению. Тем не менее сейчас также можно заметить довольно четкое разделение в той сфере мировоззрения, которая касается истоков.

Разные мнения

Для одних огромное значение имеет не только большая, но и малая родина. Это патриотическое отношение к земле, к своей стране, к городу и району, в котором человек родился.

Другие же не имеют такой привязанности и считают своим домом весь мир или то место, где им довелось жить волею судьбы. В нашу задачу не входит определить, какие взгляды лучше. То, что основывается на чувствах, на восприятии и по большому счету зависит от окружающих людей, от воспитания, слабо поддается рациональному осмыслению. А ведь как раз малая родина - это родной город, район, двор, то есть места, с которыми мы связаны эмоционально. Это школа и соседи, это любимые уголки - парки, аллейки, рощи, где человек чувствовал себя комфортно, где мечтал о будущем, где формировался как личность.

малая родина?

Можно долго спорить о том, насколько влияет окружающая природа и среда на характер и взгляды. Для большинства из нас малая родина - это место, которое вызывает ностальгические воспоминания, которое всегда ассоциируется с домом, с семьей. С тем, что воспринимается позитивно, с оттенком грусти. Малая родина - это и предмет заботы, и объект привязанности человека. Занимаясь уборкой двора или вопросами развития родного города, мы проявляем любовь к этому месту. И это намного более действенно (также и в плане воспитания), чем отвлеченные рассуждения о патриотизме и о том, почему большая и малая родина должны всегда вызывать любовь и поклонение. Не должны. И уж тем более это не может стать политической Но, как сказал поэт, "любовь к отеческим гробам" всегда отзывается в человеке. Патриотизм - это то чувство, которое формируется в детстве и которое потом становится частью мировоззрения.

Понятие "малая родина", хотя и прочно связано с конкретной территорией, с определенным уголком Земного шара, намного сильнее определяется окружающими людьми. То, сформируется ли у человека чувство дома, привязанности к нему, зависит от семьи и родителей. Кроме того, личная ответственность за окружающий мир также формируется в детстве. Если человеку хорошо, комфортно, если он приучен взрослыми к тому, что от его деятельности тоже многое зависит, он будет заботиться о том, чтобы сохранить и обустроить этот небольшой уголок земли. Для него малая родина - это не просто место, где он родился и рос. Оно вызывает ностальгические воспоминания, щемящее чувство грусти, желание заботиться и усовершенствовать. Для него актуальна пословица "Где родился, там и сгодился".

Но формирование эмоционального отношения к малой родине у каждого из нас проходит по-своему. Одни не представляют себе жизни вдали от дома, от родных. Другие, наоборот, стремятся вырваться из той среды, где росли, уехать и устроиться на новом месте. Для них дом там, где находятся близкие им по духу люди, а не там, где они родились. Однако можно смело утверждать, что в патриотических чувствах малая родина - это самый значимый образ. В отличие от отвлеченного понятия об отечестве вообще, которое может формироваться с помощью литературных произведений, фильмов, народной культуры, он для каждого из нас ассоциируется с семьей, друзьями детства, любимыми уголками.

План

1.Деревня - моя малая Родина

2.Мой поселок и времена года

Малая Родина - самое лучшее место на земле! Моя Родина - это Россия. Но вот место, где я родилась и живу до сих пор (моя малая Родина), - это мой родной поселок. Пусть он совсем небольшой, но я люблю его. Здесь живут мои родители и сестры, а также мои бабушка и дедушка. Когда я прихожу в гости, любимая бабуля всегда встречает меня пирогами, вкус и запах которых запомню на всю жизнь. А я приношу моей бабушке и дедушке, с которым мы часто ходим на рыбалку, открытки, которые я делаю на уроках труда в школе.

Мой родной поселок мне нравится в любое время года. Летом, когда у меня наступают каникулы, мы ходим в ближайший лес. Там очень зелено и много грибов и ягод. Обычно мы набираем полное лукошко, а мама или бабушка готовят из них вкусные блюда. Осенью и зимой по вечерам мы сидим и пьем чай, а за окошком бушует непогода. Но нам совсем не холодно, ведь когда вся семья вместе - так и душа на месте. Ну, а весной моя родная деревня преображается - распускаются первые цветочки, трава становится изумрудной, красиво поют птички, и настроение очень хорошее. Я очень люблю свою малую Родину. Когда я подрасту, мне придется уехать в город, потому что я хочу поступить в институт, которого у нас в поселке нет. Но я буду очень часто приезжать в деревню и навещать моих родных. А когда окончу университет, обязательно вернусь в родные края, потому что моя малая Родина - самое лучшее место на земле!

Сочинение Моя малая Родина 7 класс

План:

1.Воспоминания о малой Родине.

2. Мой поселок сегодня.

3. Моя малая Родина - моя гордость!

Я живу и учусь в школе в столице России, в городе Москва. Здесь очень шумно и весело, всегда много развлечений, но каждый вечер, перед сном, я вспоминаю мою малую Родину - мою родную деревню. Ее небольшие домики, красивое озеро, огромный лес. Совсем недавно у меня были каникулы, и мне удалось побывать в поселке, где прошло мое детство.

Что меня особенно радует: в отличие от других деревень, моя малая Родина не вымирает, а, наоборот, преображается. И все благодаря тому, что здесь живут трудолюбивые и любящие свой родной край люди. Именно они и составляют богатство посёлка. Я им очень благодарна за то, что они не только сохранили, но и приумножили красоту деревни; за то, что у меня есть возможность вновь вернуться в стены родной школы и вспомнить, как детьми мы здесь грызли гранит науки, гоняли по коридорам, влюблялись и торопились взрослеть. И каждый мой визит на малую Родину - это возможность хотя бы ненадолго вернуться в страну под названием «Детство». Вот я снова бегу босиком по росистой траве, чтобы встретить июньский рассвет, а вот мои салазки на полных парах несутся по заснеженному склону, а бабушка все переживает, как бы я не простудилась!

Да, хорошее тогда было время, сказочное. Такое, к сожалению, больше не повторится. Пройдут года, но я буду вновь и вновь возвращаться в посёлок моего детства. Он для меня дороже любого крупного и благоустроенного города. Ведь малая Родина для меня - это не просто словосочетание, а край, с которым связаны мои самые лучшие воспоминания, самые приятные встречи и дни. Я всем сердцем желаю, чтобы моя родная деревня с каждым годом становилась все красивее и богаче. Я горжусь своей малой Родиной!

Сочинение Моя малая Родина 11класс

План:

1.«С чего начинается Родина?».

2.Деревня - моя малая Родина:

А) описание атмосферы, которой «дышит» родной посёлок;

б) природа родного посёлка;

3. Малая Родина - это навсегда!

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе».

Наверное, нет такого человека, который бы не знал эти строки из песни. Но вот ответ на вопрос, с чего же начинается Родина, у каждого свой. Кто-то предпочитает считать своею родною стороной то место, где он проживает в данный момент. А вот кто-то, как я, например, никогда не забудет землю, на которой он родился и вырос, место, о котором говорят «моя малая Родина». Для меня это мой родной посёлок.

Деревня моего детства - это совершенно небольшое, но уютное и живописное поселение. Пусть здесь нет крупных предприятий, заводов и фабрик, зато здесь очень живописная природа. Здесь особый воздух, которым дышится легко и свободно. А может, это потому что это моя малая Родина?! И я просто не способна объективно описать атмосферу, которой дышит этот посёлок?! Но вот что точно можно сказать: это тот небольшой клочок земли, где человек может отдохнуть от суеты и шума большого города, пообщаться с природой, излечить тело и душу. Мой родной посёлок очень красив во все времена года. Зимой он укрыт пушистым серебристым снегом и напоминает сказочную долину. Весной и летом деревня вся в цвету и зелени, ну, а осенью одевается в золотое убранство.

Сейчас, к сожалению, мне все реже удается посетить мою малую Родину, я живу и учусь в школе большого города, где одолевают дела, заботы, где порой чувствую себя очень одиноко. Но все же при любой возможности я стараюсь приехать в родной посёлок. Малая Родина - это навсегда!

Е. И. Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево, что раскинулось на берегу реки Сейм, вблизи Курска. Впечатления раннего детства - природа, народные обычаи, самобытная речь сельчан, особенно бабушки Варвары Ионовны, - память Носова сохранила на всю жизнь. Страницы его книг благоухают лесом и степью, парным молоком, цветочным лугом, духовитым хлебом. А от соприкосновения с его удивительно добрым и искренним творчеством возникает убеждение о нерасторжимой близости человека и природы, желание уберечь дивную по красоте природу Курщины, сохранить самый малый златоглавый одуванчик у дороги, оградить родничок. Давайте познакомимся с новеллой Е. И.

Носова "Малая родина". Вот пишут: малая родина... Но что это такое? По-моему, малая родина - это окоём нашего детства. Это место, где душа впервые удивилась и пережила первое потрясение.

Тихая деревенская улица, отчий дом под неохватной ивой. Неприхотливая школа под сенью берез, обветшалая церковь с погостом. А за околицей - машинный двор, а дальше - сад.

И, наконец, речушка - петлявая, увертливая, норовящая улизнуть в лозняки. И теперь еще в омуте обретается водяной Никиша. Сказывают, будто по темным ночам сопит и тужится он, норовя столкнуть в омут уже никому не нужный жернов... Разумеется, у каждого человека своя малая родина.

Мне она видится в облике среднерусской женщины с усталой, но доброй улыбкой. И на коленях у нее большие теплые руки.

Образ малой родины на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. (По Е. И.

Носову) Интересный штрих к образу талантливого писателя: его пейзажи, нарисованные словом, сродни левитановским. Ведь он и сам прекрасный рисовальщик, стены его кабинета словно в маленьких оконцах на волю: то лунный свет озаряет в ночи заснеженную дорогу с бегущей по ней крестьянской лошадкой, а то могучий, золотой по осени дуб Добрыня шумит почти настоящими ветвями. Словно вновь перед глазами дорогие сердцу картины родной курской земли.

Дает возможность читателю сопереживать те чувства, которые человек испытывает от дорогих ему воспоминаний, связанных с малой родиной, - фигура умолчания. Уважение к людям, жившим до нас, - признак нравственной культуры нации. Звучали строки А. С. Пушкина, которые подтверждают эту мысль: Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва...

Новелла Е. И. Носова "Малая родина" демонстрирует нам, как велики сокровища русского языка. Золотинки носовской прозы - исконно русские слова, бережно хранимые автором. Они открывают свои тайны только вдумчивому читателю. Примечательно, что золотые россыпи русского языка, его родниковая чистота будущему писателю достались по наследству от бабушки-крестьянки (аналогия: Пушкин - Арина Родионовна).

Замечательным мастером слова, непревзойденным стилистом Евгения Ивановича Носова создала его малая родина. И голос Мастера слышен из Курска на всю Россию.


Повествователь выстраивает своё рассуждение с помощью вопросно-ответной формы изложения. Задавая в первом абзаце вопросы, он даёт ответы в следующем. Становится понятно, что для него малая родина - это место, где прошло детство человека, «то, что способно объять детское око». Основную часть текста занимают воспоминания повествователя. Он использует ряды однородных членов предложения: «тихая деревенская улица, тесный магазинчик, машинный двор за околицей», чтобы создать подробную картину своей жизни.

В описании чувствуется тёплая атмосфера безмятежного детства. Повествователь с доброй улыбкой говорит о нём, о дорогих сердцу воспоминаниях. Для ребёнка деревня была целой «мальчишеской Вселенной». Эта метафора показывает, что тогда для него весь мир, все его переживания и радости заключались в этой деревне. Малая родина подарила повествователю «крылья вдохновения», которые помогали идти дальше по жизни.

Малая родина - это место, связанное с детством, воспоминаниями. Она рождает в душе человека счастье.

О малой родине писали многие прозаики и поэты. С.Есенин в своём творчестве воспел Россию как страну с необычайными пространствами, красотой природы, верностью традициям. Он называл себя «поэтом золотой бревенчатой избы». Для него дороги воспоминания о родной деревне, о родном доме. Стихотворение «Письмо к матери» проникнуто печальным настроением. Лирический герой обращается к матери, он вспоминает места, где вырос и был счастлив. Он говорит, что много довелось ему пережить испытаний, что он хочет вернуться домой, туда, где покой, где всегда ждёт и любит мать: «Ты одна мне опора».

В лирике А.Блока тоже описана Россия. Он, как и С.Есенин, ценил родину не за торжественность и величественность, а за её простоту. В стихотворении «Россия» лирический герой, обращаясь к родине говорит: «Мне избы серые твои, ... как слёзы первые любви». Его любовь к родине - это очень личное чувство. В лирике поэта появился образ России-крестьянки: «А ты всё та же - лес да поле, да плат узорный до бровей». Любовь к традициям, красотам природы, к деревне и простоте быта пронизывает всё стихотворение.

Воспоминания о малой родине в душе человека рождают самые тёплые чувства. Там мы родились, там взрослели, набирались опыта, получали первые впечатления от жизни. Малая родина - это место, которое воспитывало нас, подарило вдохновение. Малая родина всегда связана с ощущениями счастья и покоя.

Обновлено: 2017-09-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Что есть «малая родина»? Существует множество подходов к осмыслению феномена «малой родины». Данный феномен рассматривается в качестве литературной метафоры, топографической категории, осуществляют его феноменологический и структурный анализ с позиции различных научных дисциплин. Но это ещё и психологический феномен. Бесспорно, слово «родина» является однокоренным слову «рождение». Поэтому часто родина понимается именно, как место рождения. Родина может иметь довольно большой масштаб страны, государства. Тогда это понятие претендует на некую объективность, всеобщность для определённой группы лиц. Под «малой родиной» можно понимать определённый относительно небольшой регион, населённый пункт, местность, которые выделены субъективно и индивидуальны для каждого носителя данного феномена. Для каждого человека место его рождения имеет определённое субъективное значение. Часто именно место рождения метафорически называют «малой родиной». «Малой родиной» для человека также может являться место, с которым связаны детские воспоминания. Случается и такое, что феномен «малой родины» находит свою локализацию в тех местностях, в которых человек пробыл недолгое время или не был вообще, но знает о них, мечтает там побывать. Эти местности могут быть связаны с героическим прошлым его предков. Особенно это характерно для представителей знатных родов, творческой элиты, которые чтят свои семейные традиции и традиции своего народа. Случается так, что человек, являясь носителем культуры меньшинства в обществе, отождествляет себя с носителями той культуры, которая для него ценностно значима. «Малой родиной» он будет считать ту территорию, на которой данная культура является доминантной. Феномен «малой родины» нашёл своё отображение в литературном, художественном и других видах творчества. А также сюжет матери-земли, дающей силу, очень распространён в мифологиях различных народов мира .

К «малой родине» человек испытывает положительные, тёплые чувства. Она имеет для него определённое, можно даже сказать, сакральное значение (завещание быть похороненным в «земле отцов» - один из рудиментов подобной сакрализации), часто поэтизируется и идеализируется, представляет определённую ценность .
Существуют разные подходы к определению «малой родины» с различных научных позиций. Нам более эмпанирует позиция Крылова М. П., так как она более психологична. В своей статье «Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности», опубликованной в журнале «Мир психологии 2005 №3», он приводит следующее понимание «малой родины»: «малая родина» - это восприятие множественностью взаимодействующих индивидов своей среды обитания, как особой, некой условной целостности, обладающей внутренней культурной и пространственой логикой, и представляющей совокупность пространственныхидентичностей в пределах региона, включая идентичности населённых пунктов и местные проявления идентичности .

Поэтому изучать феномен «малой родины» через категорию идентичности представляется нам наиболее адекватным. Так как данный феномен имеет своё топографическое измерение, с которым человек связан исторически и мифически, сопричастность к какой-то территории с её социокультурными традициями выражается посредством идентичности .

Идентичность - это психическое образование, которое является следствием процесса идентификации. В широком смысле слова, идентификация (от лат. - отождествление) - это эмоционально-когнитивный процесс неосознанного отождествления субъектом себя с другим субъектом, с группой, образцом.

Существует несколько подходов к осмыслению идентичности. Теоретической базой данного исследования является когнитивный подход, предложенный Г. Тэджфелом и Дж. Тэрнером с их пониманием социальной идентичности .

На основании вышеизложенной теоретической базы, попытаемся дать определение феномена «малой родины»:
Феномен «Малой родины» - это идентификация с ценностно значимым регионом, отыгрывающим значительную роль в формировании личности, данная идентификация осуществляется посредствам включение себя в группу носителей социокультурных традиций данного региона.

В данном исследовании феномен «малой родины» соотносится с категорией локальной идентичности. А именно, является её разновидностью. Локальная идентичность может выступать в качестве частной категории по отношению к понятию региональная идентичность.

Локальная идентичность, разновидностью которой является феномен «малой родины» детерминирует поведение не только на уровне когнитивной регуляции, но и на эмоциональном, часто неосознанном уровне. «Малая родина» также является и ценностным феноменом. Пространство «малой родины» насыщено не просто объективным предметным миром, но и явлениями, с которыми, посредством своих переживаний, соотносится человеческое Я.
Личность формируется в определённой социокультурной среде. Именно та среда и тот регион, которые оказали наибольшее влияние на становление личности человека, обозначаются понятием «малая родина». При этом сам человек ощущает на себе это влияние. Человек включен в группу жителей региона. Он начинает выделять черты, отличающие данную группу от всех остальных и уже способен проводить сравнение с другими группами. Если своя группа обладает большим количеством положительных характеристик по сравнению с другими, то формируется положительная идентичность, если меньшим, то отрицательная.

Феномен «малой родины» может проявляться в том, что человек осознаёт себя в первую очередь жителем небольшой местности, а уже потом жителем страны или представителем нации. Иногда человек стремится сохранить локальную культуру того региона, который он считает своей малой родиной. И считает себя носителем этой культуры.
Изучение феномена «малой родины» даёт возможность понять, что чувствует человек, на долгое время оказавшийся вдали от дома. Помогает изучить процесс адаптации к новым социальным и культурным условиям.
Образ «малой родины» формируется через призму человеческого Я, которое было сформировано под влиянием определённого региона с его социокультурными традициями. Образ «малой родины» формируется на основании отражения отдельных значимых черт субъективно выделенного региона. Образ «малой родины» аккумулирует в себе жизненный мир личности. А само понятие приобретает феноменологический характер
.

Почему феномен «малой родины» становится актуален? В современном обществе наблюдается кризис идентичности. Полярность «глобализация -регионализация» может привести к актуализации феномена «малой родины», то есть на первый план выходит локальная идентичность, а не национальная или этническая. Люди стремятся выработать свои уникальные, свойственные относительно небольшой группе черты, а с другой стороны всё более стремятся к универсальности, глобальности. С одной стороны, глобализация представляет собой усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного шара единого человечества. С другой стороны, размываются культурные и этнические границы. Что ведёт к утрате самобытности, разрушению национальной идентичности. Наиболее чётко эти тенденции можно проследить на территории пограничья, где длительное время сосуществуют несколько этнокультурных групп. Здесь формируется особый тип человека, принадлежащего к нескольким культурам. На первое место начинает выходить региональная, а не этнонациональная принадлежность. Одна из причин - полиэтничность пограничного региона.

Гродненская область является пограничным регионом, входящим в состав белорусско-польско-литовского пограничья. В условиях взаимопроникновения культур обретает значимость феномен «малой родины».
В данном исследовании была осуществлена попытка эмпирического изучения содержания и эмоционального тона образа «малой родины» учеников областных и городских классов лицея № 1 г. Гродно младшего юношеского возраста (15-17 лет). Выбор данной возрастной группы не случаен, именно в данном возрасте формируется ценностно-смысловая сфера личности.

Был использован метод свободных интерпретаций. Испытуемым предлагалось продолжить высказывание: «малая родина» для меня - это...».
Большинство учеников областных классов определили «малую родину», как «место, где я родился (родилась)». Большинство учеников городских классов определили «малую родину», как «город Гродно». На втором месте оказалось определение «малой родины», как «дома» среди областных классов, и как «семьи» среди городских. Появление категории «дом» у учеников областных классов весьма интересно. Следует отметить, что они постоянно проживают в Гродненской области, в Гродно они приехали на время обучения. Возможно, в таких условиях для них особую значимость обретает дом.
Для определения эмоционального тона образа «малой родины» был использован метод семантического дифференциала.
В областных классах большинство испытуемых характеризовали образ «малой родины», как возвышенная, нежная, хорошая, открытая, светлая, таинственная, успокаивающая в городских классах большинство испытуемых посчитали критерии «низменная-возвышенная», «грубая-нежная», «хорошая-плохая», «открытая-закрытая», «тёмная-светлая», «таинственная-обычная», «тревожащая-успокаивающая» несоответствующим для характеристики образа «малой родины». Это означает, что ученики областных классов используют более широкий репертуар прилагательных для характеристики образа «малой родины». Следовательно, данный образ богаче, многограннее.

Для большинства испытуемых из областных классов «малая родина» в большей степени тёплая, живая, весёлая, важная, красивая, оптимистичная, привлекательная, безопасная. Что говорит о большей динамичности и эйде-тичности данного образа.

В равной и почти равной степени «малая родина» была оценена положительными прилагательными в областных и городских классах: светлая, близкая, яркая, приятная, оптимистичная, сильная, спокойная, вдохновляющая, прекрасная, захватывающая, естественная.

Анализируя полученные данные, можно заметить, что образ «малой родины» имеет положительный эмоциональный тон у городских и областных учеников. А вот представления о «малой родине» богаче и образнее у учеников из областных классов. Возможно, что здесь существенную роль отыграло влияние городской или областной социокультурной среды в процессе формирования личности. Но это предположение требует эмпирических доказательств.

Литература

  1. Беспамятных, Н. Н. Мифология: введение в теорию мифа Н. Н. Беспамятных. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 240 с.
    Крылов, М. П. Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности / М. П. Крылов Мир психологии. -2005. - № 3- С. 187-198.
  2. Бяспамятных, М. М. «Малая айчыны»: пам ж. лтаратурнай метафарай i навуковай катэгорыей. «З краю Навагрудскага» (малая айчына у жыцщ i творчасщ Адама Мiцкевiча) М. М. Бяспамятных Зб. навук. прац пад рэд. праф. С. П. Муаеню. - Гродна. - ГрДУ, 2006. - 402 с.
  3. Беспамятных, Н. Н. Феномен этнокультурного пограничья: опыт системного анализа Регионалистика: сб. науч. тр. под ред. д-ра полит. наук, проф. В. Н. Ватыля. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 251 с.
  4. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 1999. -
    475 с.



Top