Человечество как едино-цельная.

социально-планетарная система

Никакое общество реально не существует как нечто вполне самодостаточное, пребывая в гордом одиночестве. И чем дальше развивается то или иное общество, тем больше оно вступает во всевозможные контакты с другими государствами, образуя все более сложные связи и отношения. Это имело место уже у первобытных племен. С тех пор взаимные связи сообществ и обществ все более усиливались и усложнялись. Люди как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной сущности - члены единой “планетарной семьи”. Каждый из нас, являясь гражданином того или иного государства, одновременно в широком смысле гражданин и всего человечества. Ведь в какой-то мере он несет на своих плечах груз моральной ответственности за все, что происходит в мировом сообществе.

Как бы ни была гениально богата духовная жизнь того или иного человека, каким бы фонтаном ни била сила его разума во вне, она все же не самодостаточна и ограничена, если не усвоит духовных ценностей человечества, не почерпнет из кладезя других народов и истории. Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека. По самой своей сути народы призваны “устроиться” на Земле всемирно. Человечество можно (разумеется, условно) уподобить единому соборному существу: оно росло из поколения в поколение подобно тому, как отдельный человек растет со сменой своих возрастов. А в своем росте, подчиняясь общечеловеческому принципу прогрессивного развития, каждое общество и каждая нация призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь.

Вдумавшись в суть жизни общества и в историю человечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества. Они, по словам Вл. Соловьева, вдвойне преобладают над живущими: как их явные образцы и как их тайные покровители - как глубинный механизм культурного массива, через который “усопший разум” действует в частной и общей истории видимого прогрессирующего на Земле человечества. Значение и объективный и субъективный смысл посмертного бытия определяется теснейшим единством с самим существом человечества живущего. Таким образом, и умершие, и живущие имеют свою особую реальность: у первых она более достойная и умеренная, а у вторых - более свободная и явно действенная. Но ясно, что полнота жизни человечества для тех и для других может состоять только в их совершенном единодушии и всестороннем взаимодействии? мы поклоняемся усопшим, помня о них, а они оставленными нам творениями малых и великих дел питают наш опыт, обучают нас жизни и делам нашим. В чем же ином может состоять окончательный смысл мирового порядка и завершение всеобщей истории, как не в осуществлении этой целостности человечества, как не в действительном его исцелении через явное соединение этих двух начал, разлученных его долей? Вопрос этот чрезвычайно трудный. Он поднят еще О. Контом и возвышен Вл. Соловьевым". Эту тему обсуждал и русский философ Н.Ф. Федоров - представитель русского космизма. А более полутора тысяч лет назад апостол Павел говорил в Афинах о единстве рода человеческого и о присутствии Божества во всех. Афиняне неохотно его слушали, но, как только он упомянул о воскрешении мертвых, они сказали: “Ну об этом, любезнейший, мы побеседуем в другой раз”.

Итак, в состав того, что именуется человечеством, входит более усопших, чем живых. Эта мысль утешительна и гуманна: она напоминает о преемственности умственных и нравственных ценностей, составляющих общее достояние человечества; она напоминает нам и о том, что тот, кого уже нет, продолжает жить между нами в своих идеях, в своих делах, своим примером. Эта мысль относится, конечно, не только к тем великим гениям, которые озаряют путь всего человечества, но и к более скромным, простым людям, жившим жизнью мысли и дела, поддерживавшим нравственный и социальный идеал на более ограниченной арене своего бытия. Постижение минувших времен и стран мира - украшение и пища для человеческого духа.

История в определенном смысле являет собой священную книгу народов, своего рода зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и принципов поведения, завет предков потомству, дополнение, осмысление настоящего и пример будущему. Гуманистически мыслящие умы убеждены, что ни один народ не одарен какой-то особой способностью по сравнению с другими. В мире нет народа, вошедшего в историю, который можно считать недостойным исторической значимости, как нет и такого, который можно было бы считать особо избранным. Можно сказать так: человечество в нас, а мы - во всем человечестве.

В России были времена, когда мы широко пользовались мировым опытом для блага Отечества. Так, Петр I “прорубил окно в Европу”, его мысли и деяния не знали национальной ограниченности. Многие “русские путешественники” (например, Н.М. Карамзин) обнаружили, что Европа не была ни спасением, ни гибелью России, она не отождествлялась ни с разумом, ни с модой, ни с идеалами, она стала обыкновенной и понятной. Космополитами можно назвать Эразма Роттердамского, французских философов-просветителей, Г. Гейне, И.В. Гете, П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, Н.М. Карамзина и многих других.

“Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума”.

Ныне благодаря новейшим средствам связи, массовой информации общение народов небывало возросло, стало все более ощутимо для всех, что человечество являет собой единое целое. Теперь можно смело сказать: “Нет Запада без Востока, нет Востока без Запада”. Достижения науки и техники помогают нам почувствовать не только многоликость, но и целостность мира, что открывает новые возможности для обмена материальными и духовными ценностями.

При этом нельзя утверждать, будто уделом Запада всегда было изобретать, а Востока - перенимать. Прогресс больше похож на улицу с двусторонним движением: в разные часы доминируют разные потоки. Именно с Востока пришли к европейцам арабские цифры, многие достижения математики, астрономии, медицины; китайцы дали миру бумагу, компас, порох. Французских просветителей-энциклопедистов XVIII в. вдохновляла идея древнекитайского философа Конфуция, который еще 2500 лет назад говорил, что принцип “жэнь” (гуманность, человечность) должен быть основой общественных отношений. Впрочем движение было встречным, например, во второй половине XIX в. Япония, отказавшись от длительной самоизоляции, стала активно заимствовать научно-технические достижения Запада. В то же время японские цветные гравюры эпохи Токугава вдохновили таких европейских художников, как В. Ван Гог и П. Гоген, бросить вызов канонам западной живописи.

И даже древний мир был отнюдь не столь разобщен, как это кажется некоторым нашим современникам. Народы общались и обогащали друг друга гораздо больше, чем мы порой можем представить. Так, Рабиндранат Тагор, приехав в Индонезию, воскликнул: “Я всюду вижу Индию, но я не узнаю ее”. Это удивление может быть ключом к пониманию страны-архипелага. В своей истории она многое заимствовала извне, преобразуя все это на свой лад. Популярный в Индонезии вид народного искусства - “театр теней” - во многом основан на индийском эпосе - Махабхарате и Рамаяне. А древнеиндийский эпос оказал такое же воздействие на этические и эстетические вкусы индонезийцев, подобно тому как библейские страдания - на средневековую Европу. Но такой общности нельзя достигнуть без общения между народами.

Даже такие религии, как христианство и ислам, не могли избежать взаимных влияний: около тысячи лет самым крупным христианским храмом считался Софийский собор в Константинополе, возведенный с непостижимым для средневековья мастерством. Захватив Константинополь, султан Мехмед II повелел превратить Софийский собор в мечеть. Украшавшую храм византийскую мозаику покрыли штукатуркой и к зданию пристроили два минарета. Чтобы превзойти прославленный памятник христианской архитектуры, новые хозяева города, переименованного в Стамбул, построили Голубую мечеть. Однако, будучи более чем на тысячу лет моложе Софийского собора, она копирует его всеми своими архитектурными тонкостями. Христианский храм - прототип мусульманской мечети! Это пример того, что культуры взаимно обогащают друг друга. Большое искусство тем и велико, что преодолевает не только национальные, но и религиозные границы.

- Человек - это венец творения высших небесных сил, - скажет всякий верующий.

Нет, - возразит ему убежденный материалист. - Человек произошел от обезьяны в процессе длительной эволюции миллионы лет тому назад.

Вы оба и правы, и неправы, - сообщит им интеллектуал, отслеживающий информацию обо всех новейших научных открытиях и гипотезах. - Дело в том, что эволюция действительно имела место, но весьма вероятно и то, что инициировали и направляли ее некие небесные силы...

В пользу такой точки зрения свидетельствует и публикуемый ниже материал.


О сынах Божиих

На протяжении тысячелетий люди верили, что их далекие предки были созданы богами - или Богом, Всевышним, Творцом. Этот процесс достаточно подробно описан, в частности, в Библии (Ветхий Завет, Книга Бытия, глава вторая).

Но вот в 1871 году выходит в свет книга английского естествоиспытателя Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где автор обосновывает гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Вскоре эту гипотезу признали достоверной как многие ученые, так и люди «из простого народа». Однако признали ее таковой далеко не все, причем не только из числа служителей культа и верующих различных конфессий. И эта полемика продолжается в обществе до сих пор.

А начиная со второй половины XX века становятся популярными различные варианты «безумной» гипотезы, согласно которой появление людей на Земле - это результат деятельности... инопланетян.

Развитию подобной идеи способствовали два события: появление 24 июня 1947 года над Каскадными горами, в северной части Тихоокеанского побережья , звена явно пилотируемых летающих тарелок, а также якобы случившаяся ровно через неделю, в ночь на 2 июля, аварийная посадка (или катастрофа) инопланетного космического корабля в окрестностях городка Розуэлл в американском штате Нью-Мексико.

Кстати, именно после этих двух событий появились термин «неопознанный летающий объект» - НЛО (по-английски Unidentified Flying Object - UFO) и название науки, изучающей такие объекты, - «уфология».

Характерно, что некоторые приверженцы идеи о «сотворении» человечества космическими пришельцами ссылаются на древние мифы и предания различных народов, в которых боги, сотворившие людей, как правило, прибывают на Землю с небес. О том же повествует и Библия. В ней наряду с утверждением о создании Адама и Евы - двух первых людей в нашем мире - самим Господом Богом говорится также и об участии в производстве земного народонаселения неких сынов Божиих: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им...» (Библия, Ветхий Завет, Книга Бытия, глава шестая, 1-2, 4).

Спасение Звездного Брата

После того как Розуэлльский инцидент получил широкую огласку, в СМИ (в основном - в американских) начали появляться публикации о встречах и беседах людей с инопланетянами, в ходе которых космические пришельцы сообщали, как их предки участвовали в создании и формировании нашего народонаселения.

Согласно публикации в сентябрьском номере американского журнала Раге за 1996 год, одна из таких встреч произошла всего спустя месяц с лишним после Розуэлльского инцидента, и опять в штате Нью-Мексико.

Вечером 13 августа 1947 года шестеро молодых потомков индейцев племени апачей остановились на ночевку в пустынной местности упомянутого штата. Они готовили ужин, когда послышался сильный гул, затем грохот, и земля дрогнула, как при землетрясении. Отправившись на разведку, индейцы обнаружили невдалеке врезавшийся в землю искореженный металлический объект, внутри которого находилось странное существо маленького роста. Оно было сильно покалечено, но подавало признаки жизни. Индейцы решили попытаться спасти своего найденыша.

Им удалось выходить Звездного Брата, как они стали называть его между собой. Поправившись, Брат (его настоящее имя звучало как Бек Ти) с помощью кристалла, передающего информацию в виде изображений, поведал молодым людям совершенно невероятную историю Земли и человечества.

Оказывается, инопланетяне появились на нашей планете еще в те времена, когда она была безжизненной каменной глыбой, и в течение всего периода эволюции постоянно вмешивались в ее ход. В одних случаях их вмешательство оказывалось благотворным, в других - нет. Когда на Земле появились люди, пришельцы направляли развитие человечества, но при этом нередко заводили его в тупик. Они стали нашими богами... и нашими дьяволами. Но они всегда были здесь.

Как создавали людей

О спасении Звездного Брата, а также о том, что поведал землянам об истории их планеты этот посланец далекой высокоразвитой цивилизации, рассказал через 20 лет своему юному внуку - Роберту Утреннее Небо - один из тех шестерых индейцев, которые спасли погибавшего Бек Ти.

Услышанное потрясло и захватило Роберта. С тех пор он посвятил себя поиску и изучению источников, подтверждающих сообщение Бек Ти. Его суть вместе с результатами своих поисков Утреннее Небо изложил в работе «Терра. Неизвестная история планеты Земля», опубликованной в начале 1990-х годов. Вот ее содержание.

В глубокой древности пришельцы из космоса освоили Землю, тогда еще безлюдную. Гомо сапиенс - человек разумный - был создан по решению их предводителя, первоначально для того, чтобы его подданные имели понятливых и послушных работников. Но за право господства на Земле этот властитель боролся со своим братом и, чтобы утвердить это право, ввел свою ДНК в генотип первых человеческих существ. И первые люди стали «сынами бога», детьми их создателя.

Однако этот «бог-отец» был еще и ученым, его интересовала возможность создания существ, наделенных чувствительностью и страстностью, а также способностью к собственным суждениям и самостоятельным поступкам. Для достижения этой цели он в первых поколениях людей использовал ДНК представителей еще одной расы, эмоциональных и сентиментальных птицеподобных существ. Она и придала людям возможность обладать упомянутыми выше качествами и способностями. «Создатель» также научил людей соединяться для продолжения рода по их собственной воле, без соблюдения заранее установленного регламента размножения. И молодая человеческая раса стала стремительно разрастаться.

Они все еще с нами?

В результате творчества космических пришельцев на ранней стадии зарождения человечества возникли две его разновидности: послушные, безоговорочно подчиняющиеся инопланетянам особи и генетически изменившиеся мутанты, поведением которых руководила их собственная воля. Брат создателя людского племени изгнал мутантов в пустынную местность, обрекая на неминуемую гибель, а для верности даже устроил потоп, чтобы уничтожить всю непокорную ветвь рода человеческого. Но его создателю удалось спасти некоторое количество гонимых строптивцев - знакомый эпизод из Библии, не так ли?

Наступил момент, когда Землей стала управлять другая раса инопланетян, в обличии разумных ящериц, которых теперь часто называют «серыми». Серые, генетически созданные еще более высокоразвитой расой рептилий, империя которых находится в далекой галактике, и сейчас скрытно, незаметно для нас, руководят многими аспектами земной жизни. Они потребляют естественные ресурсы нашей планеты, извлекают из наших тел генетический материал для продолжения экспериментов по выведению новых видов разумных существ, используют наши государственные ведомства, такие как НАСА и ЦРУ в США, чтобы сохранить в тайне назначение, устройство и действие обширного класса технических средств, которые мы определяем общим понятием НЛО. У них есть своя база на Луне, и они предупредили нас, чтобы мы туда не совались и держались от нее подальше.

Заканчивает свою работу Роберт Утреннее Небо следующими словами: «До тех пор, пока люди приемлют существование повелителей и богов, они приемлют и существование рабства. Когда человек, наконец, осознает, что у него отняты его владения, когда он, наконец, станет смотреть на самого себя как на своего единственного бога и повелителя над собой, тогда, и только тогда, он освободится от власти инопланетян и чуждых богов. Развивайте свой духовный мир... Это единственный путь к освобождению».

Свидетельства визитов инопланетян

В «Краю каньонов» («Каньонлендсе») - национальном парке штата Юта - есть ряд аномалий, свидетельствующих, по мнению Утреннего Неба, о пребывании там инопланетян еще в незапамятные времена. Главной из них он считает Арку Друидов - развалины гигантского сооружения с сохранившимися следами иероглифа. По мнению Роберта, он означает «король», и эту метку мог оставить инопланетный правитель, провозглашая свое владычество после победы в битве с соперником.

На одной из скал параллельно прорезаны глубокие ровные горизонтальные борозды. Их естественное происхождение маловероятно, тем более что у подножия скалы нет обычных в таких случаях скоплений выкрошившейся породы. Эти следы мог оставить лазерный луч мощного оружия космических пришельцев.

В ложе высохшего потока лежат огромные каменные глыбы с гладкими прямоугольными гранями. В скальных породах, образующих ложе, - длинные прямолинейные борозды. Осыпей нет. Каменоломня с применением лазерной техники?

У дороги, ведущей в национальный парк, стоит скала Газета с процарапанными на ней многочисленными отпечатками шестипалых ступней. Все следы ведут к силуэту стоящего среди кругов с различными знаками вертикального сооружения на трех опорах (космического корабля?). По мнению Роберта Утреннее Небо, это есть сообщение о переселении древних обитателей Земли в иные звездные миры.

«Вы можете верить всему, что я рассказал, или не верить ни одному моему слову. Правда все это или вымысел - решать вам». Такими словами заканчивали в старину свои устные предания индейцы племени апачей.

Человечество - это постоянно развивающаяся, динамичная система, совокупность всех людей, населявших когда-либо Земной шар.

Понятие «человечество»

Человечество подразделяется на народы, этносы, расы, культурные и социальные группы. Такое разделение не является абсолютным показателем, ведь многие народности и даже расы смешиваются между собой.

Каждые малые и большие социальные группы, из которых состоит человечество, основаны на родстве. К примеру, люди, которые длительное время проживают на территории одного государства, могут иметь общих предков, то есть быть связанными кровным родством.

Человечество как сумма поколений

Человечество можно представить себе как совокупность всех людей, которые когда-либо населяли нашу планету. На сегодняшний день Землю заселяет около 7 млрд. людей. Но это только малая часть человечества, ведь тысячу, и даже десять тысяч лет назад на нашей планете жили люди. Представьте, какая грандиозная цифра получится, если сложить количество всех людей, которые жили на Земле!

Человечество можно рассматривать и с другой точки зрения: не как сумму людей, а как сумму поколений. Поколение представляет собой совокупность людей, которые родились в один год, в более широком смысле - в одно десятилетие.

Например, люди, которые родились в период 1980- 1990 году принадлежат к одному поколению. Их жизнь имеет похожие черты: они живут при одинаковых социально - политических условиях. Очень часто людей. Которые принадлежат к одному поколению, называют одногодками - они имеют одинаковый жизненный опыт, схожие взгляды, интересы и мировоззрение.

Процесс роста населения на Земле

Благодаря исследованиям современных демографов, мы можем знать и самостоятельно исследовать процесс роста населения на Земле. В период завершения эпохи палеолита население нашей планеты достигло отметки 3 млн. людей. В начале нашей эры Землю заселяло всего лишь 50 млн. человек.

Но уже через тысячелетие эта цифра увеличилась в 6 раз. В начале 20 века Землю населяло около 2 млрд. человек. В наши дни количество людей достигло 7 млрд. Самая крупная по количеству людей страна - Китай. В нем проживает около 1.5 млрд. людей.

Второе место занимает Индия, с населением 1 млрд. Российская Федерация занимает 7 место, количество наших соотечественников - 143 млн.

Поколение как часть человечества

Человечество - это непрерывающаяся эстафета поколений людей. Каждое поколение превосходит предыдущее, благодаря унаследованному опыту.

Мы, люди, принадлежащие к ныне живущим поколениям, намного превосходим своих предков, так как являемся более умными, целеустремленными и образованными. К нашему распоряжению представлены новейшие достижения науки и техники. Каждое поколение является важной составляющей всего человечества, обеспечивает его дальнейший прогресс и развитие.

>> Человечество как сумма поколений (6 класс)


5. Человечество как сумма поколений

Что такое человечество?

Все можно представить как сумму всех ныне живущих на планете людей. Нас сегодня более 6 млрд человек. Но можно человечество представить и как сумму всех когда-либо живших людей. В этом случае цифры будут более значительными.

Интересные факты

Ученые, которые занимаются подсчетом населения, - демографы выявили определенные закономерности увеличения численности населения Земли.

Чтобы достигнуть первого миллиарда, человечеству потребовалось более миллиона лет. Второй миллиард был достигнут за 100 лет, третий - за 40, четвертый - за 15, пятый - за 10 лет.

Крупнейшая в современном мире по количеству населения страна - Китай. В нем насчитывается 1 млрд 306 млн 313 тыс. человек (данные на 2005 год). Затем следует Индия - в ней проживает 1 млрд 80 млн человек (данные на 2005 год). Население США составляет более 295 млн человек (данные на 2005 год). Население России, согласно переписи 2002 года, составило 145,2 млн человек, а в 2007 году - 142,2 млн человек.

Человечество - это непрерывающаяся эстафета устремленных вперед поколений людей. И каждое следующее поколение, благодаря унаследованному опыту, приумножая его в меру своих сил и способностей, продвигается по пути прогресса вперед.

Мы, ныне живущие, умнее, образованнее и целеустремленнее, чем наши предки. Мы живем богаче, вооружены современной техникой, находимся в более комфортной домашней и рабочей обстановке. Мы приумножили достижения предыдущих поколений, мы благодарны своим предкам, чтим их память и продолжаем их дела.

Человечество действительно можно представить не только как совокупность всех когда-либо живших на Земле людей, но и как сумму всех прошедших поколений. Человечество - это общее количество ушедших, ныне живущих и будущих поколений. Изменение численности населения происходит прежде всего вследствие естественной смены поколений, т. е. через рождаемость и смертность.

Что такое поколение?

Одно поколение составляют люди примерно одного года рождения или близкие к ним. Например, родившиеся в 1990 году, а также за пять лет до этого и через пять лет после этого составят приблизительно одно поколение. Из-за небольшой разницы в возрасте у них схожие взгляды на жизнь и одинаковый жизненный опыт, если его приравнивать к тем историческим событиям, которые пришлось им пережить.

Поколение - группа людей, родившихся в определенный период, формировавшаяся в одних и тех же исторических условиях. Люди, принадлежащие к одному поколению сверстников, чувствуют определенную солидарность, обладают во многом схожим жизненным опытом, отличают себя от представителей других поколений. Выделяют поколения отцов и детей, в XX веке - послевоенное поколение, поколение шестидесятников и др.
Люди разных поколений не всегда понимают друг друга, у них могут быть разные взгляды, примеры для подражания. Это называется конфликтом поколений . Бывают случаи, когда дети часто отвергают ценности поколения отцов, не желая принимать их в качестве образца.

Но жизнь в обществе была бы иной, если бы не было бабушек и дедушек, пап и мам, детей и внуков. Роль старшего поколения в поддержании общественной жизни и сохранении преемственности культуры огромна.

В древние времена старший по возрасту считался очень важной фигурой. Он являлся представителем своих предков и говорил от имени «тех, кто умер, но остался среди живых», чей дух покровительствовал потомкам и оберегал их. Он играл своего рода роль посредника между живыми и мертвыми, выступая в качестве жреца.

Считалось, что старики, пережившие несколько поколений, являются кладезем знаний и хранителями мудрости многих людей. Они пользовались уважением других членов общества, по мнению которых они снискали милость богов, даровавших им долгую жизнь, в отличие от большинства их ровесников, умерших значительно раньше.

И в настоящее время люди старшего поколения пользуются уважением, почетом, поскольку они обладают большими знаниями и значительным жизненным опытом.

Таким образом, человечество делится на современников, предков и потомков. Бабушки и дедушки - наши предки, родители и вы сами - современники, а когда у вас появятся собственные дети, они будут потомками.

Потомкам мы оставляем культурное наследие, созданное предками, сохраненное и приумноженное современниками. Это дворцы, памятники культуры, церковные сооружения, дома, дороги, вокзалы, каналы, книги, картины, научные теории, легенды , компьютерные программы и т. д. Все это называется культурной памятью поколений.

Эта память выражается в сохранении могил предков, в приумножении культурного наследия.

Что такое культурное наследие?

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения - материальное и духовное. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч лет назад, обнаруживают костные останки, орудия труда и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и духовный мир наших предков. Материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.

Советуем запомнить

Культурное наследие - часть культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Материальная культура включает все созданное человеческими руками: паровые машины, книги, храмы, орудия труда, жилые дома, украшения, плотины и многое другое.

Нематериальную, или духовную, образуют нормы поведения, законы, ценности, церемонии и ритуалы, мифы, знания, обычаи, традиции, язык, произведения искусства. Они - тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом и существуют в нашем сознании, поддерживаются человеческим обществом.

В отличие от природы, культура - это результат деятельности людей. Одну часть культуры составляет то, что люди уже сделали. Это называется культурным наследием. Вторую часть культуры составляет то, что люди делают в настоящее время. Это их повседневный образ жизни, нормы, ценности, этикет, обычаи, мода, нравы, правила, которыми они руководствуются.

Подведём итоги

Человечество можно представить как сумму всех когда-либо живших на Земле людей. Развитие человечества идет путем не прерывной эстафеты поколений.

В ходе развития человечеством создается материальная и духовная культура.

Проверьте свои знания

1. Дайте определение понятий: «поколение», «предки», «потомки», «современники», «культурное наследие». Объясните название параграфа «Человечество как сумма поколений».
2. Как вы думаете, что произошло бы, если бы каждое новое поколение не использовало знания и изоб ретения своих предков?
3. Как бы вы могли продолжить фразу «Моя бабушка (мой дедушка) помогает мне...»?
4. Почему не все, что создали люди, входит в культурное наследие?

Практикум

1. Попытайтесь составить родословную своей семьи.
2. Проведите небольшое исследование в своем доме (квартире) «Поколения людей и вещей». Осмотрите вещи домашней обстановки глазами ученого-социолога. Распределите их на четыре группы в зависимости от срока их приобретения: вещи 1 -го поколения, 2-го поколения, 3-го поколения. В 4-ю группу можно включить вещи, происхождение и возраст которых вам неизвестны. Запишите сведения о них в таблицу.

Ответьте на вопросы:

а) Какова средняя продолжительность жизни каждого поколения вещей в вашем доме (квартире)?
б) У какого поколения вещей выше качество, эстетические свойства?
в) Какой может быть продолжительность жизни «молодых» поколений вещей в сравнении со «старшими», по вашему предположению?
г) Вещами какого поколения вы чаще пользуетесь?
К вещам какого поколения испытывают больше симпатии ваши родители?
д) Сделайте вывод, какова взаимосвязь поколений людей и поколений вещей.

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Именно с «человеческой проблематикой» всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей истории.

В античной философии человек рассматривался как микрокосм, подчиненный в своих человеческих проявлениях высшему началу-судьбе.

В системе христианских мировоззрений человек – существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два его начала: душа и тело, или человек и Бог. Философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную сущность. В XIX- начале XX в. целостного учения о человеке ещё не было, хотя понимание действительной сущности человека уже часто просматривалось в различных теориях. Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной.

Проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Человек поддается эмоциям, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым идеалам и целям. Отличительным и сущностным признаком человека является труд. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный, создавая материальные и духовные богатства общества. Человек одинокий, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, хищных зверей и бесчеловечных людей. Настоящим, полным человеком-личностью является только гражданин, то есть член гражданского общества. Общество есть дополненная, или расширенная, личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество. (В.С. Соловьев. Сочинения в 2т М.1988). Общество – не простая сумма человеческих единиц, а человечество – не просто сумма наций, народов и государств, а целостность более высокого и качественно иного порядка. При этом без личности не было бы ни общества, ни нации, ни человечества.

Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель и смысл его усилий лежит не только в его личной судьбе, а прежде всего в социальных судьбах своего народа и даже всего человечества.

Люди как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной сущности – члены единой «планетарной семьи». Каждый, являясь гражданином того или иного государства, одновременно – и гражданин всего человечества. И в какой-то мере он несет на своих плечах груз моральной ответственности за все, что происходит в мировом сообществе.

Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека. Каждое общество и каждая нация, подчиняясь общечеловеческому принципу развития, призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь. «Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума». (К. Гельвецкий. Об уме М. 1938).

В настоящее время, благодаря новейшим средствам связи, массовой информации, общение народов чрезвычайно возросло. Стало более ощутимо для всех, что человечество являет собой единое целое. Достижения науки и техники помогают нам почувствовать не только многоликость, но и целостность мира, открывая новые возможности для обмена материальными и духовными ценностями.

Несомненно, объективным законом истории является создание все более и более совершенного общества. Общественные союзы, появляющиеся от начала жизни на Земле, вступают во взаимные столкновения, в общую борьбу за выживание и реализацию личных и групповых интересов. В истории общества выживали и процветали сначала наиболее сильные, жизнеспособные, находчивые как личности, так и сообщества, затем – общественные структуры более широкого национального и многонационального масштаба, и наконец – наиболее солидарные, разумные и культурные. Важнейшим аспектом исследования общества выступает анализ исторического процесса, выявление его смысла и значения, решение проблемы направленности исторического процесса и т.д.

Сам термин «история» очень многозначен. Мы можем говорить об истории Земли, человечества, страны или города, семейной истории. История присутствует в любой науке, характеризуя эволюцию её предметного содержания. Применительно к обществу история чаще всего понимается как совокупность событий прошедшей общественной жизни. То есть история – это «область человеческого познания, которая устанавливает, классифицирует и интерпретирует свидетельства о том, что случилось некогда с людьми на долгом и трудном пути развития человечества, образующих его стран и народов». (К.Х. Момджян. Введение в социальную философию. М. 1997)

История может пониматься и как синоним понятия «социум». Философы нередко говорят о «законах истории», имея в виду не закономерность исторических событий, а законы социума в их субстанциональном отличии от природы. Время в истории включает в себя и прошлое, и настоящее и будущее, связывая их деятельностью людей. Как отмечал Марк Блок, история – это «наука о людях во времени». В этом и есть подлинный смысл философии истории. Проблема философии связана с масштабом человеческой истории, изучением основных культурно-исторических типов развития (египетского, китайского, иранского, еврейского, аравийского, европейского и т.д.), взаимодействием их культур, влиянием человеческой деятельности на ход всемирной истории, созданием различных масштабных моделей развития истории человеческой цивилизации. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали – морали высокого уважения к себе и другим.

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии. В вопросе о природе человека сложились две позиции: биологизаторская и социологизаторская. Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе своеобразной интерпритации тезиса К. Маркса о человеке как совокупности общественных отношений. Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии (социал-дарвинизм – выживание сильнейших в естественном отборе, расизм - разделение рас на низшие и высшие, генетический детерминизм, объясняющий социальные действия человека его генетическими характеристиками).

Итак, в трактовке природы человека социологизаторская концепция абсолютирует его социальную сторону (аспект), а биологизаторские концепции сводят его сущность к биологии, к инстинктам, к тем или иным свойствам генов. Человек – социобиологическое существо. Как личность он является бесспорно социологическим по своей сути. Только что родившийся ребенок, представляющий биологическую материальную живую среду, не обладает ещё мышлением и речью. Его физиологическая и генетическая организации лишь располагают возможностями при определенных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. К таким условиям относятся ближайшая социальная среда – родители, близкие родственники, друзья и т.д. Без социальных факторов не может быть человека, во всяком случае, полноценного. Тяга индивидуума к творчеству, реализация задуманных целей, совершенствование в труде(профессии), и даже осознание человеком своих свобод происходит в тесном контакте с другими личностями. Так что в обществе всегда надо сообразовывать свои действия с интересами других людей, с интересами окружающего сообщества, пытаясь при достижении своих целей не ущемлять чужих свобод, не разрушать иных идеалов, признавая всю меру своей ответственности перед другим человеком, природой или человечеством в целом.

Человеческая деятельность по преобразованию природы и общества долгое время рассматривалась как нечто локализованное либо пределами конкретного географического пространства (селение, город, страна), либо пределами Земли. Считалось, что преобразования, способствующие более комфортной жизни людей на нашей планете, несут в себе лишь положительный заряд. Однако очень быстро выяснилось, что это не так, что человек, общество являются частью более общих систем, а поэтому вмешательство в структурные связи данных систем чревато в том числе и негативными последствиями по отношению к человеку и человечеству в целом.

Современная стадия развития культуры характеризуется тем, что общество осознает сложившуюся ситуацию и начинает все более задумываться над решением такого рода глобальных проблем, чтобы исключить или хотя бы преуменьшить их негативное влияние на перспективы развития мира.

Что ждет нашу планету в будущем, каковы перспективы развития человечества? Очевидно, что глобальность проблем, стоящих перед обществом, не позволит решать их регионально в масштабе одного или нескольких государств. Загрязнение реки, протекающей через несколько стран, возникновение новой болезни, способной широко распространяться, разлив нефти в прибрежных водах нескольких государств – борьба с такими явлениями должна вестись всем научным сообществом мира, все страны должны действовать сообща.

Еще в V веке до нашей эры великий китайский мыслитель Кун-Фу-Цзы (Конфуций) говорил: «Изучайте прошлое, если хотите предугадать будущее». Изучение истории человечества и попытка представить его будущее, к сожалению, не внушает радужного оптимизма. Человечество за 2 млн. лет своего существования перенесло тысячи расцветов и упадков, войн и возрождений. Цивилизации существовали параллельно, или сменяли друг друга, культуры проникали друг в друга, порождая новые, величайшие гуманистические идеи сменялись человеконенавистническими и расистскими, научно-технический прогресс то продвигал человечество на десятилетия вперёд, то подталкивал его к краю пропасти, за которой отчетливо просматривалась глобальная катастрофа. Все это приводит к осознанию ответственности, как отдельного человека, отдельных стран, так и человечества в целом за будущее мира и к становлению особого глобального типа мышления, которое может базироваться лишь на традиционных культурных ценностях, опирающихся на локальные этнические принципы.

Как бы ни сильны были в мире сейчас антиглобалистские настроения, но придется признать, что только глобальный подход может обеспечить путь к решению проблем, стоящих перед человечеством. Решение этих проблем неизбежно потребует создания особого комитета, или штаба, либо планетарного парламента, который будет определять стратегии использования знаний для предотвращения глобальных катастроф и цели корректировки развития человечества.

В условиях глобального загрязнения окружающей среды, перенаселения, ухудшения генетического фонда человечества, угрозы ядерной катастрофы или химического отравления, эрозии почвы, иссушения крупных водных бассейнов, урбанизации и роста городов перед человечеством во весь рост встанет реальная проблема выживания. Причем речь будет идти не просто о неспешных теоретических спорах и разработке различных концепций, а об их решении в ситуации кризиса, в условиях ограниченного времени и научно-технических средств.

Необычайно стремительное развитие науки и современных технологий требует выработки подходов к оценке научных достижений и разработки ограничений в использовании её результатов, вплоть до их запрещения (например, клонирование применительно к человеку).

Под воздействием развитых индустриальных государств человечество стоит перед угрозой потери национальной самобытности менее развитых стран. Необходима выработка правовых мер по защите культур и культурного наследия человечества.

Переселение больших масс людей в результате войн, политической ситуации или иных причин уже стало большой проблемой для ряда стран (ФРГ, США, Россия). Человечество должно оптимизировать среду своего обитания, создать относительно бескризисное экономическое развитие стран.

Хищническая эксплуатация планеты и её ресурсов ведет к последствиям, влияющим на климат Земли, изменение её положения в Космосе в результате мощных энергий. Человек уже сейчас испытывает колоссальные стрессовые перегрузки, связанные с увеличением объема перерабатываемой им информации, что приводит к различным болезням. И ситуация будет лишь ухудшаться.

Человек все больше борется с болезнями искусственным способом, ставя себя в зависимость от лекарств, витаминов и т.д. Следовательно, его адаптационные возможности будут со временем разрушаться. Надеюсь, что человечество научится противостоять напряжению, стрессам и новым болезням, познавая и совершенствуя свои внутренние умственные, биологические и физические резервы.

Картины Армагеддона и Судного дня должны стоять перед глазами каждого жителя Земли. Не стоит обольщаться. Общество, как никогда близко подошло к решению проблем, которые потребуют участия всего разумного потенциала человечества.

К чести русской философии, на всех этапах её развития, особо важную роль играло нравственное начало, философия Добра, философия «мы», утверждающая, что спастись можно только всем вместе, принцип соборности, имеющий значение для решения проблемы общественной жизни. Тот же русский космизм с его «общим делом», с его гуманизмом воссоединения, заботы о Земле, биосфере, Космос с заботой о каждом человеке – пример объективного вопроса о смысле жизни.

Каждый человек – частица рода человеческого. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает философскую проблему смысла жизни объективной.

Творческой природы (ведь творчество выходит за рамки социального, нормативного; оно по своей природе носит уникальный характер и предполагает активность). Заключение Человека можно рассматривать как минимум с трех позиций: как субъекта, индивидуальность и как личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект бытия человека. Личность – это человек, взятый в системе таких его...

Процессе развития. 20.Познание, как отражение действительности. Проблемы познания в философии.Субъект и объект познания:проблема взаимосвязи Вторая сторона основного вопроса философии – это познаваем ли мир? Диалектический материализм, основываясь на опыте, приобретенным человеком. На завоевание науки считает, что мир познаваем. разум человека способен составить представление о мире. С...

Основано на стремлении сохранить стабильность на исторически сложившемся уровне, на основе сохранения достигнутого уровня эффективности. Отсюда принципиально различное отношение к личности как источнику инноваций. В закрытом обществе личность лишь условие и средство достижения целей. В открытом она - самоценность, источник инноваций, новых целей. Традиционное общество догуманистично, тогда как...




Top