Что означает игрушка обезьянка в доме. Обезьяна - символ в искусстве: любимица Востока или изгой Средневековой Европы

Большую популярность текстовая переписка имеет у молодежи. Да что уж говорить, практически любая социальная сеть имеет внутреннюю почту. С помощью нее можно не только набирать сообщения, но и прикреплять изображения, музыку или даже видео. Функциональность почты зависит от ресурса, на котором вы находитесь. Отличным примером месседжеров является программа "Скайп" или "Вайбер". Два этих приложения доступны как для ПК, так и для мобильных устройств.

Предназначение смайлов

Какой бы ни была текстовая переписка, она лишает пользователей одного - точного выражения эмоций. Конечно, можно бесконечно использовать знаки препинания или слова с яркой эмоциональной окраской, но в точности ваши переживания или радость донести собеседнику не выйдет. Именно для этого и были придуманы смайлики. Изначально они составлялись из простых печатных знаков типа двоеточия и скобки, а затем это были банальные желтые рожицы, на которых была изображена та или иная эмоция.

Сейчас смайлик нашел свое выражение в системе группа различных изображений людей, животных, еды, машин, знаков или другого, которые пользователи могут вставить в текстовую переписку. Конечно, значение простых "улыбчивых", "плачущих" или "кричащих" смайлов растолковывать незачем, но ведь часто мы используем ту или иную пиктограмму, даже не зная, что она значит. А ведь у некоторых смайликов есть определенное значение и даже своя история.

К примеру, смайл "обезьянка с закрытыми глазами". Кто-то видит тут просто изображение животного, а кто-то замечает тайный подтекст. Какой? Давайте разберемся вместе и узнаем, "обезьянка с закрытыми глазами".

Разновидности смайлов

В системе "эмодзи" можно отыскать множество различных смайлов. Это классические желтые мультяшные лица, различный транспорт, с помощью которого мы можем рассказывать об интересных путешествиях, или смайлики-еда. Последних настолько много, что можно даже передать с помощью них целые рецепты. Маленькие пиктограммы призваны не только показывать эмоции или делиться интересными новостями. Психологи утверждают, что информация, насыщенная такими картинками, лучше запоминается и откладывается в памяти человека. Принцип такой же, как и с детскими книжками, в которых много иллюстраций. Ребенок ассоциирует нужную информацию с изображением и легче ее запоминает. Так что если вы хотите, чтобы кто-то не забыл сходить в магазин, выгулять собаку или, например, полить цветы, напомните ему об этом в сообщении с соответствующим смайликом.

Смайлы-животные

Отдельную категорию представляют смайлики-животные. Они нужны не только для того, чтобы показывать собеседнику изображение зверя. Каждое животное выражает определенное настроение. Так, с помощью "собаки" можно выразить преданность, с помощью "лисы" - хитрость, а с помощью "улитки" - медлительность. Но многим из нас приходилось замечать три иконки с изображением обезьянок, что стоят к ряду. Почему же именно обезьянки, и в чем тут суть? Что означает смайл "обезьянка с закрытыми глазами" и ее "товарищи"? Читайте далее.

Значение смайла "обезьянка с закрытыми глазами"

Для того чтобы понять значение этого смайла, нужно углубиться в историю. Три смайла обезьянок расположены вместе неспроста. Три обезьяны, одна из которых закрывает глаза, другая - уши, а третья - рот, символизируют древнюю буддистскую идею. Учение говорит нам о том, чтобы мы не совершали зла, и было распространено в Древней Индии, Японии и Китае. Приматы указывают "не видеть зла, не слышать зла и не говорить о зле". Многие люди неоднократно задавались вопросом: а почему именно обезьяны? Историки поговаривают, что в качестве изображения идеи недеяния зла были именно эти животные, потому что в японском языке происходит забавная игра слов. "Не вижу, не слышу, не говорю" по-японски означает "мидзару, ивадзару, кикадзару". А слово "обезьяна" переводится как "дзару". Возможно, древние буддисты вкладывали в изображение обезьян и иной смысл, но нам с вами об этом можно лишь догадываться. И вот когда мы уже понимаем, что значит "обезьянка с закрытыми глазами" (смайл), можно рассуждать, как его применить в переписке. К слову, в разных приложениях смайлы-обезьяны могут выглядеть немного по-разному.

Когда использовать смайл "обезьянка с закрытыми глазами"

Милый примат, прикрывающий глаза, сулит нам "не видеть зла". Поэтому прямое предназначение такой пиктограммы - показать собеседнику, что то, что он говорит или показываем вам - плохо. Например, он рассказывает вам историю, где вы осуждаете кого-то или непосредственно его самого. Быть может, он переслал вам изображение или какие-то материалы, где изображено то, что вы считаете "злым" или отвратительным.

Когда применять смайл "обезьянка с закрытыми глазами" еще? Вы можете показать человеку, с которым вы ведете беседу, что вам категорически не нравится ход вашего диалога. Что вы просто не желаете видеть, читать и терпеть то, что он вам пишет.

Еще один способ применить смайлик - показать, что вы прячетесь от чего-либо или уже спрятались. Мол, вам что-то показывают или от вас чего-то хотят, а вы, как говорили в детстве, "в домике".

"Обезьянки" в "Скайпе"

Мы разобрались, что означает смайл "обезьянка с закрытыми глазами". Интересно, что в программе "Скайп" есть еще несколько разновидностей подобных смайликов. Обезьянка, на которой надета китайская одежда, может символизировать год Обезьяны по восточному календарю. Есть тут и маленький примат, который лежит на снегу. Можно отправить собеседнику, например, когда идет первый снег, и вы этому очень рады. Найдется в "Скайпе" и смайл с изображением танцующей обезьянки. Он наиболее универсален. Так можно показать, что вы так счастливы, что готовы пуститься в пляс. Некоторые пользователи называют это "победным танцем". Например, можно отправить смайлик, когда у вас что-то получилось или то, что вы загадывали, сбылось.

В заключение

Хотелось бы отметить, что если вам надоели встроенные "эмодзи", то существует масса приложений и дополнений для компьютера или гаджета, позволяющих использовать и другие смайлики.

Теперь вы знаете, что означает смайл "обезьянка с закрытыми глазами". Применяйте его с умом.

Ничего не вижу, ничего не слышу,
Ничего не знаю, ничего никому не скажу...
«Ничего не вижу», слова Л. Ошанина , музыка О. Фельцмана , популярные исполнители: Эдита Пьеха и Тамара Миансарова

Многим известен древний восточный символ - три обезьянки , одна из которых старательно закрывает лапами глаза, вторая - уши, а третья - рот. Но откуда они происходят, с чем связаны и что означают известно меньше.

Место происхождения трех обезьян

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай , и Индию , и даже Африку , но родина трех обезьян - все-таки Япония . Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару , кикадзару , ивадзару). Суффикс, придающий отрицание «-дзару » созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару » (猿). Получается, что изображение трех обезьян - своего рода каламбур или ребус , игра слов, понятная только японцу.

Религиозные корни

Несомненно первоначальное религиозное значение обезьяньей группы. Часто ее прямо называют буддистским символом, но не все так просто. Да, буддизм принял трех обезьян, но не он, вернее, не он один был колыбелью трех обезьян.

Религия в Японии обладает особыми свойствами: она необычайно податлива и при этом упруга: на протяжении истории японцы встречали многие религиозно-философские учения, принимали и перерабатывали их, соединяя, порой несоединяемое в сложные системы и синкретические культы.

Культ Косин

Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований - Косин . Имея в своей основе китайский даосизм , вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя») , собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке . Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Когда появились три обезьяны

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то ). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники вряд ли возможно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко ».

Три обезьяны из Никко

Биологический вид трех обезьян

Существует множество вариантов композиции с изображением разных обезьян (и не только обезьян), часты, к примеру, шимпанзе, закрывающие глаза, уши и рот. Очевидно, что в Японии должен был быть иной исходный источник образа. Вероятнее всего, в качестве трех обезьян должны были изображаться японские макаки (лат. macaca fuscata ), ставшие знаменитыми в последнее время «снежные обезьяны », греющиеся зимой в геотермальных источниках в Адской долине в префектуре Нагано .

Изображение трех обезьян

Три обезьяны ныне разошлись практически по всему миру, они изображаются в сувенирной продукции и на бытовых предметах, используются в виде украшения интерьеров и в садовой скульптуре, во многих населенных пунктах мира есть памятники трем обезьянам, их используют уличные художники в граффити и карикатуристы в политической сатире, из можно встретить на монетах Сомали и авторских русских матрешках. Невозможно описать все варианты, поэтому попытаемся ограничиться лишь некоторыми классическими решениями.

Варианты композиции

Разрозненные фигуры

Начиная с классических обезьян из Никко художники могут изображать обезьян отдельно, не ограничивая общей позой или расположением. Такое решение оставляет много свободы, позволяет разместить фигуры живее и непринужденнее.

Тесная группа

Три обособленных фигуры слишком разобщены, поэтому художникам зачастую хочется показать более тесную связь, общность трех принципов-отрицаний. Один из возможных способов взаимодеиствия - при котором обезьянки друг другу закрывают уши, рот и глаза. Один из факторов, толкнувших композицию к центростремительному объединению - использование трех обезьян в виде нэцкэ . Нэцкэ (нэцукэ ) - деталь одежды, брелок, позволяющий к поясу кимоно на шнуре подвешивать носимые вещи, например, кошелек или письменные принадлежностей (карманов-то у кимоно нет). Функциональное назначение определяет габариты и требования к форме нэцкэ: брелок должен быть округлым и умещаться в кулаке. Три отдельные фигуры укладываются в такие требования плохо. Обезьян и сажают друг на друга, и прижимают друг к другу спинами, и заставляют скататься в единый комок.

Один за всех

В любом случае композиция иэ трех обезьян оказывается визуально перегруженной для формата нэцкэ, но резчики выработали «облегченный» вариант: всего одна обезьянка использует все свои четыре лапы, чтобы прикрыть глаза, уши и рот (глаза и рот передними, а уши задними конечностями).

Для единственной обезьяны, замещающей сразу трех, известно имя автора-изобретателя композиции. С достаточной долей уверенности можно назвать мастера Масацугу Кайгёкусая (懐玉斎正次) из Осаки, творившего в XIX в. Любопытно, что такая композиция, вроде бы, повторялась и в России в мастерских Карла Фаберже.

Четвертый лишний

Довольно часто можно встретить группы обезьян, расширенные за счет четвертой, а то и пятой фигурки. «Лишняя» обезьянка или прикрывает промежность и называетя либо «не делать» (зла), либо «не получать удовольствия». Или обезьяна сидит спокойно, не от чего не загораживаясь (встречается название «не думать»). Сложно сказать, когда и где произошла добавка, но, вряд ли давно и вряд ли в Японии.

Собезьянничать

В Японии появились композиции, повторяющие трех обезьян, но без обезьян, например, картинки с гейшами «не вижу, не слышу, не произношу». И в настоящее время принято «обезьянничать»: достаточно в крупных интернет-сервисах хранения фотографий (вроде Flickr) задать запрос «three wise monkeys» или «see no evil», чтобы увидеть лица сотен и сотен людей. А сувенирная промышленность в позы обезьян сажает кого угодно, можно найти «обезьяньи» группы чуть ли ни всех представителей фауны или персонажей массовой культуры.

Порядок следования

Не существует какого-то одного принятого порядка следования обезьян в композиции. Достаточно посмотреть на обезьян из Никко и сравнить их со стелой косин-то или приведенными фотографиями современных работ.

Культурное влияние трех обезьян

Прежде всего, несомненно вхождение символа трех обезьян в мировую массовую культуру. Композиция если не популярна, то узнаваема практически во всех уголках Земли.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди), борец за независимость Индии, учитель индийского народа и идеолог ненасилия не расставался с любимыми тремя обезьянками, пожалуй, единственной роскошью, которой он мог себе позволить. Сейчас обезьянки Ганди остаются одной из главных реликвий в бывшей резиденции Бапу Кути в ашраме, находящемся в образцовой деревне Севаграм сельской местности Махараштры .

Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг Сомали 2006 г.

Три обезьяны изображались на почтовых марках Таджикистана и Новой Каледонии .

В популярном анимационном сериале «Гриффины» (Family Guy ) существует второстепенный персонаж Evil Monkey (англ. «обезьяна зла» или «злая (порочная) обезьяна»). Воплощая детские страхи одного из героев мультфильма, Evil Monkey живет в шкафу, пугает и мучает своего хозяина. В имени обезьяны явна аллюзия-противопоставление английскому названию трех обезьян «no evil monkeys»: если есть «обезьяны без зла», то должна быть и «обезьяна со злом».

Фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана (Nuri Bilge Ceylan ), получивший премию Каннского фестиваля 2008 г. за лучшую режиссуру, называется «Üç Maymun» (тур. «три обезьяны»). По сюжету герои пытаются уйти от своих семейных проблем, пытаясь не замечать и замалчивать их. То есть «три обезьяны» рассматриваются авторами, как синоним «позиции страуса».

Целый ряд англоязычных книг и фильмов используют в названии игру с фразой «не вижу - не слышу...», например, американский фильм ужасов 2006 г. «See No Evil» (в русском прокате «Не вижу зла»), кинокомедия 1989 г. «See No Evil, Hear No Evil» («Ничего не вижу, ничего не слышу»), автобиографическая книга бывшего агента ЦРУ Роберта Бэра «See No Evil» («Не видя зла») и т. д.

В детективе Эрла Стенли Гарднера «Дело мифических обезьян» (Erle Stanley Gardner, «The Case Of The Mythical Monkeys», 1959) шелковый шарф с изображением трех обезьян служит центральной уликой. Три обезьяны часто изображаются на обложках разных изданий этой книги.

В репертуаре американской группы Sparks существует песня «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil».

[...]
Hear no evil (Monkey 1 says you shouldn"t hear it)
See no evil (Monkey 2 says you shouldn"t see it)
Speak no evil (Monkey 3 says you shouldn"t speak it)
[...]

Скелетоподобный персонаж, талисман-маскот, украшающий обложки дисков и афиши американской трэш-метал группы Megadeth , с собственным именем Вик Рэттлхэд (Vic Rattlehead ) изображается с глазами, закрытыми стальной пластиной, заткнутыми некими металлическими предметами ушами и ртом, стянутым стальными крючьями.

Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу», вынесенной в эпиграф этой статьи. Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой (Madeleine Albright ), известная тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории, надевала на встречу с Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.

В виде трех обезьян весьма часто изображаются политики разных стран на карикатурах: власти глухи и слепы к чаяниям народа и склонны к замалчиванию проблем.

Литература

  • О трех обезьянах на японском языке:
    中牧弘允 『世界の三猿―見ざる、聞かざる、言わざる』 東方出版 、1997.12、 ISBN 4885915449
  • О параллелях с тремя обезьянами в мировых религиозно-философских учениях:
    virgo_splendens Лекции о трех обезьянах . Кон. октября - нач. ноября 2012 г.
  • О трех обезьянах в нэцкэ:
    Все о нэцкэ. Мифологические сюжеты/Сост. С. Ю. Афонькин . Спб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006.-160 с., ил. ISBN 5-9603-0057-5
  • О трех обезьянах в оформлении традиционного японского холодного оружия:
    Скраливецкий Е. Б . Цуба - легенды на металле. -Спб.: ООО «Издательство Атлант», 2005.-328 с.: ил. ISBN 5-98655-015-3
  • О даосском влиянии на японские веровния и искусство, в т. ч. о происхождении культа Косин и связи с ним трех обезьян
    Успенский М. В. К вопросу о роли даосизма в японских народных верованиях (по материалам миниатюрной японской скульптуры XVII-XIX вв.) . Сб. Искусство и религия. Научные труды ГЭ. – Л.: Искусство, 1981, с. 59-75
  • Об учении Конфуция: любое издание Лунь Юй (существует во множестве переводов), например:
    Конфуций . Афоризмы и изречения.-М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2

Любимица на Востоке

Изгой в Средневековой Европе

Давид Тенирс Младший. Обезьяны

Обезьяны — экзотические животные из далеких краев, —
были распространены в Западной Европе уже с раннего средневековья.

Об этом свидетельствуют документы,да и в изобразительном искусстве обезьяны
встречаются довольно часто. Что же так привлекало людей и художников в этих
животных? Какое место они занимают в ряду символов и о чем говорят
поклонникам искусства?

Давид Тенирс Младший Фестиваль обезьян

Европа была захвачена приматами — такой вывод напрашивается, когда рассматриваешь
иллюстрации древних манускриптов и картины старых мастеров. И отчасти это верно.
В тринадцатом веке обезьяны обитали даже при соборе Нотр-Дам в Париже! Обученных
«куртуазным манерам» и искусству турнирного боя зверей часто водили гистрионы
(бродячие скоморохи) на потеху простому народу.

В Средневековой Европе одомашненных обезьян содержали при королевских дворах и в
богатых домах как атрибут достатка. Зверьки жили в монастырях, и, даже, церквях.

По дороге в преисподню

Франс Франкен Младший Человек делает выбор между Добродетелью и Грехом

При всей популярности этих забавных животных, церковь не питала к ним пиетета.
Корни столь негативного отношения уходят в раннее христианство, когда в Древнем
Египте(«стране тьмы», из которой, согласно Ветхому завету, бежал Моисей)
поклонялись богу Тоту в образе павиана.
В 391 г. в Александрии после погрома язычников христиане оставили лишь одну статую
священного павиана, дабы иметь возможность демонстрировать всему миру идолов«неверных».
С утверждением же христианства обезьяна стала признанным врагом церкви,и в
проповедях слова «дьявол» и «обезьяна» подчас употреблялись как синонимы.

Средневековая мораль на столетия заклеймила ни в чем не повинных животных, определив
им четкое амплуа. Например, в одной из ранних европейских миниатюр (XV в.) в сюжете
сотворения Богом животных только обезьяну оставили справа от Создателя как антагониста
единорога. Так противопоставили силы добра и зла!
В картине Лукаса Мозера «Мария с младенцем», как и в его же «Последнее общение Марии
Магдалины» (алтарь), обезьяна также специально введена как антипод образа Христа.

Альбрехт Дюрер Мадонна с мартышкой 1497

Таков же смысл «Мадонны с обезьяной» великого Альбрехта Дюрера: младенец сидит на руках
с птичкой, обезьяна расположена с другой стороны, конечно, у ног Богоматери,опять же,
как противопоставление. На картине Израэля фон Меккенема «Явление Христа народу»
обезьяна прикована цепью к решетке окна тюрьмы и размещена на переднем плане на
одной линии с Христом, но напротив него.

Израэль фон Меккенем Ecce Homo XV

Змей или обезьяна? Кто все-таки виноват в грехопадении?

Еще Августин Блаженный в IV в. от Рождества Христового проповедовал, что дьявол —
это «божья обезьяна»: коварен, жесток, беспощаден и похотлив. Особенную популярность
обрело последнее свойство приматов. Даже Сонники, выходившиев IX—XIII вв.,
толковали явление обезьяны во сне как знак предстоящей «Приятности».
Аллегория изображения обезьяны — воплощения греха похотливости, прослеживается
во многих сюжетах.

Джованни Стефано Ди Поклонение волхвов 1432

Так, на картине Стефано ди Джованни «Путешествие волхвов» перед караваном с дарами
Гаспара, Мельхиора и Бальтазара на спине одной из лошадей восседает обезьянка.
Не исключено, что, автор хотел подчеркнуть экзотичность подношения младенцу Христу.
Но,учитывая активное использование языка символов в сакральной живописи, наиболее
вероятно, что беззащитная мартышка означает чувственную, животную природу человека,
которой теперь, с рождением Спасителя, суждено склониться перед Ним.

Этот тезис легко распознается в центральной панели триптиха в церкви Гуммаруса в
Лире(Бельгия) кисти Госсена ван дер Вейдена (1516). В сцене бракосочетания девы
Марии в левом нижнем углу изображена обезьянка обнимающая собачку
В XVI в. обезьяна стала часто появляться в сцене грехопадения Адама и Евы, хотя по
Библии в этом эпизоде ее присутствие не предусматривается. Впрочем, если логично
рассудить: кому ж, как не бесцеремонной обезьяне с ее похотливостью, пристрастием
к фруктам, кому же еще, как не ей, провоцировать перволюдей вкусить запретный плод!
Откровенная плодовитость павиана, столь ценимая древними, теперь стала одним из
«доказательств» греховности, исходящей от дьявола.

Корнелис ван Харлем Грехопадение 1592

Неудивительно, что в сцене грехопадения кисти Яна Госсарта (Ок. 1525) мы находим
обезьянку, сидящую у подножия Древа познания за спиной Адама. Правда, она поедает
грушу, как бы пародируя нарушение запрета вкушать от Плода Познания добра и зла.

С наступлением эпохи Возрождения, в XVI в., официальное преследование обезьян
церковниками ослабилось. То ли сексуальность уже перестала быть смертельным грехом,
то ли животворный дух Ренессанса смог нанести сокрушительный удар по мракобесию,
но изображения обезьян появились даже в соборах (правда, крайне редко) в Кельне,
Лондоне, Монсе. Именно с этих времен обезьяна все чаще не дьявол,но его жертва,
грешник, падший ангел. А в мистериях уже и вовсе обезьяна являла собой состояние
человека перед тем, как в него вошла душа.

Скованные одной цепью

Беспокойный нрав мартышек приносил их владельцам немало хлопот. Французы надолго
запомнили, как в 1288 веке в здание суда герцогства Бургундия забрались обезьяны
и уничтожили весь архив. Во избежание подобных случаев «разбойников» стали просто
держать на цепях. Даже обезьяна королевы Изабеллы Баварской была прикована к
деревянной миске. А вот художники усмотрели в этом образе дидактический потенциал.
И вот уже деревянная колода означает мирские удовольствия, а лишенный свободы
неповинный зверек — «укрощенный грех».

Питер Брейгель Старший Две обезьяны

Именно в этом ключе трактуется один из самых популярных сюжетов
Питера Брейгеля Старшего — «Две обезьянки» (1562)
Большинство искусствоведов склонны, интерпретировать картину как аллегорию
человека, порабощенного страстями, уже даже не стремящегося к свободе,а
довольствующегося «жалким пиршеством из трех орехов», воплощающих в себе
земные блага.

Исходя из вышесказанного, не трудно расшифровать смысл, заключенный в «Портрете
принца Эдуарда» Ганса Гольбейна (1541- 1542): мартышка на руках юного принца
Уэльского указывает на то, что тот прекрасно владеет своими страстями, хотя он
почти еще ребенок.

Да и Инфанта Изабелла, дочь Филиппа II, по всей вероятности, тоже
демонстрирует умение сдерживать эмоции и желания.

Алонсо Санчес Коэльо Инфанта Изабелла Клара Евгения и Магдалена Руиз 1586

Мартышку, как укрощенную греховность, можно обнаружить и на картине Хальса Дирка
«Fete Champetre» («Праздник на природе», 1628). Веселая компания отдыхает, сидя
за столом и музицируя. Однако центром всей этой живописной группы является…
обезьянка, прикованная к стулу — несомненное олицетворение обузданной чувственности.

Дирк Халс Fete Champetre 1627

Правда, в зависимости от контекста, этому образу подчас придают прямо
противоположное значение — «добровольная приверженность к греху».
Немудрено, что в XV веке даже слово«обезьяна» в Европе использовали как
синоним «распутной женщины», а сами зверьки стали традиционной
принадлежностью итальянских куртизанок. Короли и герцоги дарили своим
фавориткам мартышек — сувенир не без подтекста!

Изображение обезьяны как воплощение греха вожделения, чувственной распущенности
обрело популярность в нидерландской и голландской живописи XVI — XVII вв.
Подтверждение этому можно увидеть на картинах Петера Герритса ван Ройстратена
(«Распущенные повара», «Предложение»): бесцеремонная обезьянка заглядывает под
юбку молодой женщины.

Петер Герритс ван Ройстратен Предложение VIII

Даже одетая в пурпур обезьяна останется обезьяной

Человек всегда страдал завышенной самооценкой, и обожествляемые на Востоке зверьки
пугали европейцев своим очевидным с ними сходством. Что неудивительно, поскольку
мы относимся к одному и тому же отряду млекопитающих! Но это маленькое вертлявое
создание еще и ведет себя, как пародия на человека: корчит рожицы и мастерски
передразнивает. В Европе (в отличие от Востока) никому и никогда не приходило в
голову сравнение: ты умен, как обезьяна или же красив. Вместо этого ее сделали
главным персонажем язвительных басен, уродливой карикатурой, олицетворением
человеческих пороков — таких, как глупость, тщеславие, жадность и лень, плюс еще
и кокетство,любопытство, легкомыслие и болтливость, если речь идет о женщине.

А если о художнике? Мартышкины способности передразнивать, начиная с эпохи
Средневековья, дали основания сделать ее своеобразным символом живописи и
скульптуры. Дело в том, что искусство художника издавна воспринималось как
мастерство копирования окружающего мира.

Жан Батист Симеон Шарден Обезьяна-художник XVIII

Латинский афоризм «Ars simia naturae» («Искусство — обезьяна природы») особенно
пришелся по душе художникам XVII века. Программным в этом смысле можно назвать
картину Жана Батиста Симеона Шардена. Главное действующее лицо — лукавая
обезьяна,пытающаяся нарисовать разбитую статуэтку Амура.

Франс Франкен Младший Без названия

В антропоморфных сюжетах художники увидели безопасную возможность высмеивать
человека. Обезьяны стали изображаться уже не только рисующими, будто художники,
но и сидящими за обеденным столом, играющими в карты или на музыкальных
инструментах, кутящими, пляшущими, катающимися на коньках и т. д.

Обезьяна стала alter ego человека, воплощением его наихудших грешных качеств и
в лучшем случае — его невинных слабостей. Фламандские мастера в XVII в. даже
создали особый жанр так называемых «обезьяньих пиров» (Simmenfeest). У его
истоков стоял, в том числе, и Ян Брейгель Старший (Бархатный). Много работал с
рассматриваемым сюжетом Франс Франкен (заглавная иллюстрация) и Давид Тенирс Младший. Например, на картине «Обезьяны в кухне» как в сатирическом слепке с жизни людей
просматривается четкая иерархическая лестница. Главарь — восседает на табурете,
возвышаясь над соплеменниками. За ним притаились заговорщики.
Все у них как-то совсем по человечески!

Франс Франкен Младший Обезьяны играют в триктрак XVII

Что обезьяна может сказать о вкусе имбиря?

Суетность мартышки также стала пресловутой, особенно в контексте скептического
отношения к человеческому стремлению все познать. В картине неизвестного художника
фламандской школы «Ценители в комнате с картинами» (1620) изображена вымышленная
частная галерея. Богатые покупатели внимательно рассматривают картины. Но откуда
и зачем в окне появилась мартышка? Мартышка — символ глупости человеческих
стараний, тщетности стремления к земным знаниям: вместо того, чтобы праздно
разглядывать диковинки, людям бы следовало проводить время в молитвах и
подготовке к вечной жизни — считает автор.

Начиная с эпохи Возрождения, с появлением моды на аллегории пяти чувств в
гуманистических кругах, обезьяна нередко выступала атрибутом… вкуса!

Ян Брейгель Старший Аллегория пяти чувств

К концу XVIII века, с утверждением в живописи величественного академического
стиля,мода на картины с очеловеченными обезьянами прошла.
Однако символика этих образов хорошо укладывается в традиционные представления
о человеке и его грехах и в последующие столетия. Поэтому нет ничего удивительного
в том, что для своих полотен Уильям Холбрук Бёрд выбрал именно эти создания.

Любимица Востока или изгой Средневековой Европы: обезьяна - символ в искусстве

8 февраля 2016 года вступает в свои права год Обезьяны.

Мнения относительно обезьяны довольно резко и четко разделяются по мысленной линии Восток — Запад. В странах Востока, особенно в Египте, Индии и Китае, обезьяна символизирует мудрость, храбрость, ловкость и самоотверженность.В религии многих народов Востока обезьяна почиталась в качестве священного животного. В Египте бабуин рассматривался как символ мудрости, в Китае самка гиббона олицетворяла материнскую заботливость, а в Японии игрушечная обезьянка до сих пор считается детским оберегом.

Иное дело — Запад, где обезьяна сделалась главным персонажем язвительных басен и уродливой карикатурой на человека. Для европейцев обезьяна олицетворяла такие порочные человеческие качества, как глупость, тщеславие, неуравновешенность, жадность, лень и похоть, а применительно к женщине — еще и кокетство, любопытство, легкомыслие и болтливость.

Давид Тенирс Младший (1610, Антверпен — 1690, Брюссель) Guardroom with Monkeys

Обезьяны — экзотические животные из далеких краев, — были распространены в Западной Европе уже с раннего средневековья. Об этом свидетельствуют документы, да и в изобразительном искусстве обезьяны встречаются довольно часто. Что же так привлекало людей и художников в этих животных? Какое место они занимают в ряду символов и о чем говорят поклонникам искусства?


Давид Тенирс Младший. Фестиваль обезьян

Европа была захвачена приматами — такой вывод напрашивается, когда рассматриваешь иллюстрации древних манускриптов и картины старых мастеров. И отчасти это верно. В тринадцатом веке обезьяны обитали даже при соборе Нотр-Дам в Париже! Обученных «куртуазным манерам» и искусству турнирного боя зверей часто водили гистрионы (бродячие скоморохи) на потеху простому народу.

В Средневековой Европе одомашненных обезьян содержали при королевских дворах и в богатых домах как атрибут достатка. Зверьки жили в монастырях, и, даже, церквях.

При всей популярности этих забавных животных, церковь не питала к ним пиетета. Корни столь негативного отношения уходят в раннее христианство, когда в Древнем Египте («стране тьмы», из которой, согласно Ветхому завету, бежал Моисей) поклонялись богу Тоту в образе павиана.

В 391 г. в Александрии после погрома язычников христиане оставили лишь одну статую священного павиана, дабы иметь возможность демонстрировать всему миру идолов «неверных». С утверждением же христианства обезьяна стала признанным врагом церкви, и в проповедях слова «дьявол» и «обезьяна» подчас употреблялись как синонимы.

Средневековая мораль на столетия заклеймила ни в чем не повинных животных, определив им четкое амплуа. Среди ранних европейских миниатюр (XV в.) известен сюжет сотворения богом: животных. Все звери обычно расположены по левую, сторону от господа. Причем, первым всегда изображался мифический единорог - любимец всевышнего, который держит это стройное благостное животное за рот (есть мнение, что единорог олицетворял Христа, а его рог - крест, жертвенную смерть спасителя). Далее стоят слева же другие животные. И только одна обезьяна находится справа от бога. При этом единорог и обезьяна пространственно размещены на одном плане, олицетворяя, таким образом, антагонизм сил добра и зла.

В картину Лукасу Мозера "Мария с младенцем", как и в его же "Последнее общение Марии Магдалины" (алтарь), специально введена обезьяна как антипод светлого и чистого образа Христа.


ЛУКАС МОЗЕР. Путешествие Марии Магдалины. Внешняя створка алтаря Св. Марии Магдалины. 1431. Церковь Св. Марии Магдалины, Тифенборн (Германия)

Таков же смысл "Мадонны с обезьяной" великого Альбрехта Дюрера: младенец сидит на руках с птичкой, обезьяна расположена с другой стороны, конечно, у ног богоматери, опять же, как противопоставление.


Альбрехт Дюрер. Мадонна с мартышкой


Ханс Бальдунг. Богоматерь с младенцем

На картине И. Меккенема "Ecce Homo" обезьяна прикована цепью к решетке окна тюрьмы и размещена на переднем плане на одной линии с Христом, но напротив него. Здесь она - не только греховная его противоположность, но и некая причастность к трону языческого тирана Понтия Пилата.


Израэль фон Меккенем. Ecce Homo

Еще Августин Блаженный в IV в. от Рождества Христова проповедовал, что дьявол — это «божья обезьяна»: коварен, жесток, беспощаден и похотлив. Особенную популярность обрело последнее свойство приматов. Даже Сонники, выходившие в IX—XIII вв., толковали явление обезьяны во сне как знак предстоящей «Приятности».

Аллегория изображения обезьяны — воплощения греха похотливости, прослеживается во многих сюжетах.



Франс Франкен Младший. Человек делает выбор между Добродетелью и Грехом

Ренессансу свойственно стремление к умножению смыслов и сопряжению достаточно далеких уровней восприятия. Вкус к символике Возрождение унаследовало от позднего Средневековья, но при этом произошла определенная трансформация восприятия: Средневековье стремилось выстроить иерархию смыслов, восходя от буквального значения через аллегорию к моральному, а потом анагогическому смыслу, который, пользуясь формулой Данте, "через вещи означенные выражает вещи наивысшие, причастные вечной славе", тогда как Возрождение предпочитало соположение смыслов. Средневековое восприятие стремилось организоваться как храм, ренессансное - как кунсткамера, где объекты взаимодействуют друг с другом, друг на друга "кивают", но при том остаются достаточно автономны.

Насколько неоднозначны животные символы, встречающиеся на полотнах ренессансных художников, показывает сюжет, связанный с изображениями обезьянки.

На картине Стефано ди Джованни «Путешествие волхвов» перед караваном с дарами Гаспара, Мельхиора и Бальтазара на спине одной из лошадей восседает обезьянка. Не исключено, что, автор хотел подчеркнуть экзотичность подношения младенцу Христу. Но, учитывая активное использование языка символов в сакральной живописи, наиболее вероятно, что беззащитная мартышка означает чувственную, животную природу человека, которой теперь, с рождением Спасителя, суждено склониться перед Ним.


Стефано ди Джованни. Путешествие волхвов (Ок 1435)

Этот тезис легко распознается в центральной панели триптиха в церкви Гуммаруса в Лире (Бельгия) кисти Госсена ван дер Вейдена (1516). В сцене бракосочетания девы Марии в левом нижнем углу изображена обезьянка обнимающая собачку,


Госсен Ван Ден Вейден «Бракосочетание Девы Марии»

Подтверждением тому может служить "Распятие" (ок. 1480-1495, галерея Уффици), созданное Мастером Девы среди дев (Virgo inter Virgines). В традиционную иконографию Распятия здесь вплетена необычная деталь: рядом с черепом у подножия Креста сидит обезьянка.


Мастер Девы среди дев (Virgo inter Virgines). Распятие.(Ок. 1480-1495. Галерея Уффици)

Традиционная иконография призвана напомнить зрителю: кровь из ран Спасителя изливается на череп Адама, смывая Первородный грех. Мастер Девы среди дев делает еще один шаг на пути предельной визуализации учения о Спасении: искупление Первородного греха дает человеку возможность освободиться от искушений мира сего, где он был не более, чем игралищем страстей, заложником своей падшей природы, которая помыкала им, подобно изображенной художником обезьянке, перекатывающей череп Праотца человечества.

В XVI в. обезьяна стала часто появляться в сцене грехопадения Адама и Евы, хотя по Библии в этом эпизоде ее присутствие не предусматривается. Впрочем, если логично рассудить: кому ж, как не бесцеремонной обезьяне с ее похотливостью, пристрастием к фруктам, кому же еще, как не ей, провоцировать перволюдей вкусить запретный плод! Откровенная плодовитость павиана, столь ценимая древними, теперь стала одним из «доказательств» греховности, исходящей от дьявола.


Корнелис ван Харлем. Грехопадение (1592, Государственный музей, Амстердам)

Неудивительно, что в сцене грехопадения кисти Яна Госсарта (Ок. 1525) мы находим обезьянку, сидящую у подножия Древа познания за спиной Адама. Правда, она поедает грушу, как бы пародируя нарушение запрета вкушать от Плода Познания добра и зла.


Адам и Ева (ок. 1525, Staatliche Museen, Berlin)

Таким образов, наступлением эпохи Возрождения, в XVI в., официальное преследование обезьян церковниками ослабилось. То ли сексуальность уже перестала быть смертельным грехом, то ли животворный дух Ренессанса смог нанести сокрушительный удар по мракобесию, но изображения обезьян появились даже в соборах (правда, крайне редко) в Кельне, Лондоне, Монсе. Именно с этих времен обезьяна все чаще не дьявол, но его жертва, грешник, падший ангел. А в мистериях уже и вовсе обезьяна являла собой состояние человека перед тем, как в него вошла душа.

Беспокойный нрав мартышек приносил их владельцам немало хлопот. Французы надолго запомнили, как в 1288 веке в здание суда герцогства Бургундия забрались обезьяны и уничтожили весь архив. Во избежание подобных случаев «разбойников» стали просто держать на цепях. Даже обезьяна королевы Изабеллы Баварской была прикована к деревянной миске. А вот художники усмотрели в этом образе дидактический потенциал. И вот уже деревянная колода означает мирские удовольствия, а лишенный свободы неповинный зверек — «укрощенный грех». Прикованная же к колоде обезьянка у Госсена ван дер Вейдена, олицетворяет тогда "грех, скованный добродетелью".


Hendrik Goltzius. Monkey on a chain, seated. (Amsterdam, 1597)

Своего рода параллелью к описанному кругу символических значений, которыми наделялась обезьянка в живописи Возрождения, может служить эмблема из сборника Якоба Типотия "Symbola divina et humana..." ("Символы божественные и человеческие...", 1601). У Типотия изображена сидящая на цепочке мартышка, приписанный эмблеме девиз гласит: "Exacverant dentas suos" ("Точат свои зубы"),



Якоб Типотий. Symbola divina et humana pontificum, imperatorum, regum (Символы божественные и человеческие…). Прага, 1601

а пояснительная надпись сообщает - "Simiae immundi animalis, qua capitur Genius Luxuriae" ("Обезьяны, животные нечистые, которых пленяет Дух Похоти"). Но если у Дюрера скованная обезьянка символизировала "укрощенный грех", то у Типотия этому образу придано прямо противоположное значение, и он олицетворяет "привязанность к греху".

Заметим: наполнение символа очень сильно зависит от контекста, и чем четче он задан, чем больше присутствует в этом контексте деталей, тем жестче поле для однозначной интерпретации. Символы не поддаются "алфавитному чтению", но подчиняются правилам определенного "смыслового синтаксиса". Пример тому - гравюра на титульном листе сочинения английского философа Роберта Фладда (1574 - 1637) "Tractatus secundus de naturae simia seu macrocosmi historia" (Второй трактат о природной обезьяне, или история макрокосма. - лат.), изданного в Оппенгейме в 1618 г. .


Fludd Robert, Tractatus secundus de naturae simia seu technica macrocosmi historia in partes undicis divisa...Francofurti: sumptibus haeredum Johannis Theodori de Bry, Typis Caspari Rötelii, 1624

На гравюре мы видим круг, расчерченный на 11 секторов, символические изображения в которых соответствует одной из книг первой части трактата, посвященных применению математики к различным сферам знания: "De Arithmetica Militari" (О математике войны". - лат.), "De Arithmetica Musica" (О математике музыки. - лат.), "De Arithmetica Astronomica et Astrologica" (О математике астрономии и астрологии. - лат.), "De Arithmetica Memoriali" (О математике памяти. - лат.). В центре круга изображена обезьяна с указкой. Это изображение отсылает к чувственному характеру познания, отстаиваемому Фладдом, а сама гравюра является чем-то вроде изобразительной аннотации к трактату.

Лаконичность же композиции позволяет ей стать вместилищем самых разных значений. Яркий тому пример - знаменитые "Две обезьянки" Питера Брейгеля Старшего (1562) из собрания галереи Далем в Берлине.

Большинство искусствоведов склонны, интерпретировать картину как аллегорию человека, порабощенного страстями, уже даже не стремящегося к свободе, а довольствующегося «жалким пиршеством из трех орехов», воплощающих в себе земные блага.



П. Брейгель. Две обезьянки» (1562)

Два зверька, прикованные цепочками к одному кольцу, сидят, отвернувшись друг от друга, в арке окна, выходящего на морской залив с судами. Пара птиц, что парят в воздухе над морем, являют подчеркнутый контраст обреченным несвободе обезьянкам. Одна из обезьянок развернута мордочкой к зрителю, но взгляд ее устремлен куда-то мимо: чуть вбок и вниз, другая, сидит, обратившись в сторону моря, но смотрит не на него, а себе под ноги, и ее сгорбленная поза выражает апатию и безнадежность. Рядом с обезьянками, в проеме окна, валяются пустые скорлупки, из которых вышелушены орехи. Эта работа Брейгеля вызывала массу интерпретаций: ее трактовали и как отражения противоречия между свободной гармонией природы и трагическим себялюбием человека, и как противопоставление низменной и духовной стороны человеческой натуры, и как отражение ограниченности человеческого бытия. Возможно, ближе всех к истолкованию "Обезьянок" подошел Хорст Вольдемар Янсон, рассматривающий картину как символ положения человека в этом мире, когда, порабощенный страстями, он уже даже не стремится к свободе, а довольствуется "жалким пиршеством из трех орехов", воплощающих в себе земные блага. Это создание, приверженное скудным отрадам мира сего, может вызывать лишь жалость: речь идет уже не о греховности, но о внутренней обреченности и тоске - и полном забвении того, что же есть свобода.

Мотив свободы, отданной обезьянкой за ореховую скорлупку обыгрывается в одной из эмблем в книге "Silenus Alcibiadis, sive Proteus" (Алкивиадов Силен, сиречь Протей. - лат.), изданной голландским поэтом и дипломатом Якобом Катцем и гравером Адрианом ван де Венне в 1618 г. Для каждой эмблемы читателю предлагались три типа истолковывающих пояснений: любовная интерпретация, моральная и религиозная. Интересующая нас XLI эмблема изображает четырех обезьян, водящих хоровод под дудку волынщика, и при этом отвлекающихся от танца, чтобы поднять с земли орехи, которые сыплет им с неба, из облака, "рука Провидения".


Якоб Катц. Silenus Alcibiadis, sive Proteus (Алкивиадов Силен, сиречь Протей). Мидельбург, 1618. Эмбл. XLI.

Эмблеме предпослан девиз: "Furentem quid delubra avant?" (Что безумице пользы в мольбах? - лат.).

В "любовной части" в качестве пояснения к эмблеме приведен стих из "Федры" Сенеки: Amor per coelum volat Regnumque tantum minimus in superos habet (Любовь из поднебесья шлет, Столь малый, что великими правит), взятый из следующего контекста:

Да, чтобы волю дать пороку гнусному,
Любовь назвало богом сладострастие,
Придав безумью мнимую божественность.
Так, значит, сына по земле скитаться всей
Шлет Эрицина, чтоб из поднебесья он
Рукою нежной сыпал стрелы дерзкие,
И наименьший всех богов сильнее бог!
Все, все безумных душ пустые помыслы:
Лук сына, мощь божественная матери.

Сенека. Федра. 195 - 203 Пер. С. Ошерова

За этими строками следует стихотворение самого Якоба Катца на голландском, рассказывающее о юноше, который спешил в церковь возблагодарить Бога за то, что избавил его от стрел Амура, заставлявших беднягу страдать, - но встретил по пути милейшую девицу, и так увлекся ей, что позабыл о благих намерениях, подобно "обезьяне, забывающей ритм танца всякий раз, когда та видит брошенные ей под ноги орехи". В "моральной части" приводится стих из 2-й Сатиры Персия: "O curvae in terris animae " (О души, погрязшие в земном и неспособные к небесному!), вслед за чем дана цитата из "Послания к евреям", призывающая: "чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства" (Евр. 12, 16). И, наконец, в "религиозной части" приведены стихи из "Книги Иова": "Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев" (Иов 8, 20) и из Евангелия от Матфея: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33). Тем самым эмблема резко противопоставляет приверженость земным - любовным - утехам и праведность и уподобляет любострастников обезьянкам, подчеркивая животную природу страсти.

Исходя из вышесказанного, не трудно расшифровать смысл, заключенный в «Портрете принца Эдуарда» Ганса Гольбейна (1541- 1542): мартышка на руках юного принца Уэльского указывает на то, что тот прекрасно владеет своими страстями, хотя он почти еще ребенок.


HOLBEIN, Hans the Younger. Edward, Prince of Wales, with Monkey (1541-42, Kunstmuseum, Öffentliche Kunstsammlung, Basle)

Да и Катерина Арагонская, по всей вероятности, тоже демонстрирует умение сдерживать эмоции и желания.


Anglo-Flemish School, (16th century). Portrait of Queen Catherine of Aragon, early 1530s


Portrait of a Young Nobleman with a Monkey and a Dog (c.1615 Flemish School)

Мартышку, как укрощенную греховность, можно обнаружить и на картине Хальса Дирка «Fete Champetre» («Праздник на природе», 1627). Веселая компания отдыхает, сидя за столом и музицируя. Однако центром всей этой живописной группы является… обезьянка, прикованная к стулу — несомненное олицетворение обузданной чувственности.


Дирк Халс. Fete Champetre (1627)


Франс Франкен Младший


BERCHEM, Nicolaes. Merchant Receiving a Moor in the Harbour (Gemäldegalerie, Dresden)


Давид Тенирс Младший (1610, Антверпен — 1690, Брюссель) Die fünf Sinne

Примечательно также, что образ обезьянки в цепях, в качестве символа греха, скованного добродетелью, присутствует во многих средневековых полотнах, так или иначе связанных с темой брака. В них также изображена и собака, как символ верности.


Ян Минзе Моленар. Аллегория супружеской верности. (1633. Вирджинский музей изящных искусств, Ричмонд)



Тенирс Давид Младший (1610-1690) Der Maler mit seiner Familie

Правда, в зависимости от контекста, этому образу подчас придают прямо противоположное значение — «добровольная приверженность к греху». Немудрено, что в XV веке даже слово «обезьяна» в Европе использовали как синоним «распутной женщины», а сами зверьки стали традиционной принадлежностью итальянских куртизанок. Короли и герцоги дарили своим фавориткам мартышек — сувенир не без подтекста!

Изображение обезьяны как воплощение греха вожделения, чувственной распущенности обрело популярность в нидерландской и голландской живописи XVI — XVII вв. Подтверждение этому можно увидеть на картинах Петера Герритса ван Ройстратена («Распущенные повара», «Предложение»): бесцеремонная обезьянка заглядывает под юбку молодой женщины.


Pieter Gerritsz Roestraten. The Sleeping Kitchen Maid, (c. 1665)


Петер Герритс ван Ройстратен. Предложение


Brugghen, Hendrick Ter (1588-1629). Bacchante with an Ape, 1627 (oil on canvas 102.9x89.2 cm). J. Paul Getty Museum, Los Angeles


Huysmans, Jacob (c.1633-96) (attr. to). John Wilmot (1647-80) 2nd Earl of Rochester (c.1665-70.Warwick Castle, Warwickshire)
На портрете знаменитого поэта периода Реставрации, героя-любовника, шута и театрального мецената, воина и убийцы, труса и сифилитика , или Джона Уилмота, второго графа Рочестера, всю жизнь боровшегося со своими страстями, обезъянка более чем уместна

Человек всегда страдал завышенной самооценкой, и обожествляемые на Востоке зверьки пугали европейцев своим очевидным с ними сходством. Что неудивительно, поскольку мы относимся к одному и тому же отряду млекопитающих! Но это маленькое вертлявое создание еще и ведет себя, как пародия на человека: корчит рожицы и мастерски передразнивает. В Европе (в отличие от Востока) никому и никогда не приходило в голову сравнение: ты умен, как обезьяна или же красив. Вместо этого ее сделали главным персонажем язвительных басен, уродливой карикатурой, олицетворением человеческих пороков — таких, как глупость, тщеславие, жадность и лень, плюс еще и кокетство, любопытство, легкомыслие и болтливость, если речь идет о женщине.

А если о художнике? Мартышкины способности передразнивать, начиная с эпохи Средневековья, дали основания сделать ее своеобразным символом живописи и скульптуры. Дело в том, что искусство художника издавна воспринималось как мастерство копирования окружающего мира. Латинский афоризм «Ars simia naturae» («Искусство — обезьяна природы») особенно пришелся по душе художникам XVII века.


Тенирс Давид Младший (1610-1690) Обезьяна-художник (1660, Музей Прадо, Мадрид)


Follower of Ferdinand van Kessel (1648-1696) Le singe peintre

В антропоморфных сюжетах художники увидели безопасную возможность высмеивать человека. Да и в политической сатире животные, и обезьяна, в частности, стали играть заметную роль.



Brueghel, Jan the Younger (1601-78). A Satire of the Folly of Tulip Mania (Тюльпановая лихорадка)


College of Animals (Школа животных) (Dallas Museum of Art , Texas)



Корнелис Сафтлевен (1607, Горинхем — 1681, Роттердам) Сатира на суд над Johan van Oldenbarneveldt (1663, Rijksmuseum, Amsterdam)



Корнелис Сафтлевен (1607, Горинхем — 1681, Роттердам) An Enchanted Cellar with Animals (1663, J. Paul Getty Museum, Los Angeles)

Обезьяна стала alter ego человека, воплощением его наихудших грешных качеств и в лучшем случае — его невинных слабостей. Фламандские мастера в XVII в. даже создали особый жанр так называемых «обезьяньих пиров» (Simmenfeest). У его истоков стоял, в том числе, и Ян Брейгель Старший (Бархатный). Много работал с рассматриваемым сюжетом Франс Франкен


Франс Франкен Младший. Обезьяны играют в триктрак

и Давид Тенирс Младший. Например, на картине «Обезьяны в кухне» как в сатирическом слепке с жизни людей просматривается четкая иерархическая лестница. Главарь — восседает на табурете, возвышаясь над соплеменниками. За ним притаились заговорщики. Все у них как-то совсем по человечески!


Тенирс Давид Младший (1610-1690). Обезьяны на кухне (с. 1645, Эрмитаж, С.-Петербург)


Kessel, Ferdinand van (1648-96). A monkey smoking and drinking with an owl (c 1685)


Kessel, Ferdinand van (1648-96). A Tavern Interior with Monkeys drinking and smoking


Teniers, Abraham (1629-70). The Smoking Room with Monkeys (Kunsthistorisches Museum, Vienna)


Teniers, Abraham (1629-70) . Barber"s shop with Monkeys and Cats (Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria)

Суетность мартышки также стала пресловутой, особенно в контексте скептического отношения к человеческому стремлению все познать. В картине неизвестного художника фламандской школы «Ценители в комнате с картинами» (1620) изображена вымышленная частная галерея. Богатые покупатели внимательно рассматривают картины. Но откуда и зачем в окне появилась мартышка? Мартышка — символ глупости человеческих стараний, тщетности стремления к земным знаниям: вместо того, чтобы праздно разглядывать диковинки, людям бы следовало проводить время в молитвах и подготовке к вечной жизни — считает автор.

FRANCKEN Frans II. An Antique Dealers Gallery

Начиная с эпохи Возрождения, с появлением моды на аллегории пяти чувств в гуманистических кругах, обезьяна нередко выступала атрибутом… вкуса!


Ян Брейгель Старший: Аллегория пяти чувств (фигуры Хендрика I ван Балена) (1617-18)

К концу XVIII века, с утверждением в живописи величественного академического стиля, мода на картины с очеловеченными обезьянами прошла.

Антон Нестеров. Фрагмент статьи "Век мой, зверь мой...", или о символическом мышлении и анималистических кодах в связи с портретами XVI - XVII вв.

Мнения относительно обезьяны довольно резко и четко разделяются по мысленной линии Восток - Запад. В странах Востока, особенно в Египте, Индии и Китае, обезьяна символизирует мудрость, храбрость, ловкость и самоотверженность. Иное дело - Запад, где наши героиня сделалась главным персонажем язвительных басен и уродливой карикатурой на человека. Для европейцев обезьяна олицетворяет такие порочные человеческие качества, как глупость, тщеславие, неуравновешенность, жадность, лень и похоть, а применительно к женщине - еще и жеманное кокетство, назойливое любопытство, легкомыслие и болтливость.

Причину такого негативного отношения европейца к обезьяне, вертлявому и визгливому существу из далекого и чуждого ему мира, понять несложно. Смешные ужимки и кривлянье обезьяны, подражающей человеку, часто воспринимаются как злая пародия на него самого. Однако действиям обезьяны не хватает осмысленности, и все ее потуги сравниться с человеком совершенно напрасны, это «мартышкин труд», осмеянный в баснях.

В мифологии индийцев и китайцев божественные обезьяны часто играют роль умных и ловких героев. Наибольшую славу стяжал индийский обезьяний бог Хануман - отважный воин и верный спутник бога - героя Рамы. Хануман наделен чудесными способностями: он летает по воздуху, меняет свой облик и размеры, а сила его такова, что позволяет ему вырывать из земли горы. Будучи еще несмышленым младенцем, Хануман попытался проглотить солнце, приняв его за аппетитный фрукт, но бог грозы Индра, защищая небесное светило, метнул в него свой перун и сломал обезьяньему богу челюсть. С тех пор его и прозвали Ханума-ном, т.е. «имеющим разбитую челюсть».

Индийцы очень гордятся своим мифологическим героем, а представители племени джайтвас, проживающие на территории штата Раджастхан, что на северо-западе Индии, даже уверяли, что ведут свое происхождение именно от Ханума-на, поскольку у их князей сохранился более длинный, чем у всех прочих людей, позвоночник, похожий на обезьяний хвост.

Как это ни странно, но во многих мифах разных народов утверждается, что обезьяны произошли от... людей. Так считали и индейцы Центральной Америки, высказывавшие мысль, что обезьяны были некогда человеческим племенем, и жители Юго-Восточной Африки, называвшие их «первым народом». Что же касается причин превращения части людей в обезьян, то здесь мнения расходятся.
В некоторых индийских мифах повествуется о племени кровожадных людоедов, побежденных людьми и оттесненных ими в глухие леса. Там каннибалы совершенно одичали и со временем превратились в обезьян. С этими мифами перекликаются предания африканских племен бамбути и эфе, гласящие о том, что шимпанзе - это древнее племя людей, изгнанное в дремучие леса другими племенами за свой злобный и неуживчивый нрав.

В древнегреческой мифологии есть упоминание о племени керкопов, населявших остров Питекуса (букв, «обезьяний остров») и превращенных Зевсом в обезьян за их постоянную гнусную ложь.
Южноафриканские зулусы усматривали причину деградации людей в их чудовищной лени. Согласно мифу зулусов, люди африканского племени амафен, совершенно обленившись, прекратили обрабатывать землю. Решив кормиться за счет труда других людей, они привязали к спине рукоятки ставших для них бесполезными мотыг. Со временем эти рукоятки приросли к телу амафенов и обратились в хвосты, все тело их покрылось шерстью, лбы нависли, и амафены превратились в павианов.

По свидетельству многих христианских миссионеров, проповедовавших неграм, их подопечные были абсолютно уверены в том, что обезьяны умеют говорить, но благоразумно помалкивают, чтобы их не заставили работать.

Итак, если принять все вышеизложенное за чистую монету, то вопреки общепринятой теории эволюции выходит, что не человек произошел от обезьяны, а как раз наоборот! Разумеется, миф - это еще не научный факт, но, как известно, под причудливыми напластованиями человеческой фантазии всегда скрывается некое рациональное зерно, нужно лишь суметь извлечь его, не повредив. Кроме того, многочисленные эксперименты, проведенные учеными над человекообразными приматами, убедительно доказывают, что никакое обучение и воспитание не способно помочь обезьяне стать человеком. С другой стороны, человек, надолго оторванный от цивилизованного общества, легко приходит в дикое состояние, если только он не обладает большой силой воли и поразительным трудолюбием. Примеров тому, как изолированный от благ цивилизации человек опускался до уровня животного, в истории имеется великое множество. Вот это уже научные факты! Интересно, что сказал бы на все это Чарльз Дарвин?

В религии многих народов Востока обезьяна почиталась в качестве священного животного. В Египте бабуин рассматривался как символ мудрости, в Китае самка гиббона олицетворяла материнскую заботливость, а в Японии игрушечная обезьянка до сих пор считается детским оберегом. Однако настоящее раздолье обезьянам в Индии. Там и поныне существуют посвященные им храмы, где обезьяны беззаботно проживают на полном казенном обеспечении. Несмотря на то что макаки резус, буквально наводняющие штаты Индии, наносят серьезный ущерб сельскому хозяйству страны, забираются в дома, воруют и портят вещи, а иногда даже похищают детей, они тем не менее пользуются полной неприкосновенностью, их даже нельзя прогонять. Совсем недавно в Индии произошел весьма курьезный случай: какая-то злокозненная макака ухитрилась выкрасть из охраняемого кабинета некоего высокого чина папку с секретными документами. Интересно, будет ли предъявлено божественной обезьяне обвинение в шпионаже? А может быть, ей предложат сотрудничать со спецслужбами?

В тибетском буддизме нашей героине выпала еще более высокая честь. Там священная обезьяна произвела на свет шестерых родоначальников тибетского народа, после чего взяла и воплотилась в бодхисат-ву (святого) Авалокитешвару, который, в свою очередь, каждый раз воплощается в очередного далай-ламу - духовного отца тибетцев. Такая тибетская «матрешка» не подвластна нашему разумению, но Восток - дело тонкое.
В христианстве обезьяне не дозволены подобные вольности, поскольку церковь заклеймила ее как олицетворение порочных страстей, как символ идолопоклонства и дьявольских ересей.

В изобразительном искусстве, начиная с эпохи Средневековья, обезьяна сделалась аллегорией самого искусства, так как художники якобы лишь подражают тому, что уже создано природой. Изображая художника в виде обезьяны, пишущей женский портрет, самокритичные фламандские живописцы философски изрекали: «Искусство - обезьяна природы!» Что же касается обезьяны как таковой, то она в основном «блистала» в карикатурном жанре. В христианской живописи обезьяна с яблоком в зубах олицетворяла грехопадение Адама и Евы.




Top