В чем особенность византийской культуры. Доклад: Культура Византии

В средние века возникли и развились три культуры: византийская, арабская и западноевропейская, которые резко обособились одна от другой. В эпоху падения империи на Западе Византия оставалась главною хранительницею древней образованности, но мало-помалу сама эта культура сильно изменилась, и её классические предания пришли в забвение. В конце своего существования византийская образованность застыла в раз принятых формах и стала отличаться большим консерватизмом. Арабская культура, достигшая уже большого блеска в то время, когда Западная Европа была еще погружена в варварство (IX–X вв.), тоже выросла на почве древней греческой образованности, с остатками которой арабы познакомились в Сирии, Египте и Малой Азии. Но эпоха процветания арабской культуры была непродолжительна. Западноевропейская, романо‑германская образованность развилась позднее, чем византийская и арабская, и резче всего выразились её наиболее характерные средневековые черты лишь в эпоху крестовых походов. Духовная физиономия средних веков на Западе была полною противоположностью классической культуры, но зато здесь было больше движения вперед, чем в Византии, и само движение это оказалось более прочным, нежели у арабов. Тремя главными языками средневековой культуры были: греческий в Византии, арабский в мусульманском мире, латинский на Западе. Это были языки, так сказать, международные, и с ними по своему значению не мог сравняться ни один из новых народных языков. До какой степени эти три культуры иногда были разобщены между собою и какими окольными путями шли влияния одной на другую, лучше всего можно видеть из того, что на Западе сочинения греческого философа Аристотеля были известны не в подлиннике и не в переводах прямо с греческого, а в латинских переводах, сделанных с переводов арабских. До начала бегства византийских греков в Италию во время завоевания Балканского полуострова турками, в Италии почти невозможно было найти учителя греческого языка. Взаимному отчуждению трех культур немало содействовала, конечно, религиозная вражда, бывшая особенно сильною в эпоху крестовых походов.

262. Философия в Византии

Умственная деятельность в Византийской империи сосредоточивалась главным образом на решении религиозных вопросов. С появления арианства до падения иконоборства , т. е. с IV до середины IX в. здесь постоянно возникали разные ереси, которые вызывали богословские споры и в обществе, и в литературе. Едва окончилась борьба с иконоборством, как началось разделение церквей , породившее целую обличительную литературу против латинян. Во всех своих богословских занятиях византийцы пользовались греческой философией, стремясь приспособить ее к пониманию христианских истин. (То, что на Западе получило название схоластики, зародилось, собственно говоря, в Византии). Так как, однако, в XI столетия обнаружилось несогласие некоторых представителей философии с установившимися учениями церкви, то против свободного философского мышления при Комнинах были приняты очень строгие меры. Только при Палеологах произошло в Византии некоторое возрождение философских занятий, и в XIV и XV вв. здесь явились последователи Платона и Аристотеля , ведшие между собою споры. Но непосредственными преемниками византийских платоников и аристотеликов были уже итальянцы XV–XVI вв.

263. Научная деятельность византийцев

В других отраслях знания византийцы были более собирателями, компиляторами и толкователями старого материала, чем самостоятельными исследователями и творцами новых идей. Многие византийцы отличались большою ученостью при совершенном, однако, отсутствии оригинальности. Таков был в середине IX в. патриарх Фотий, который составил большой энциклопедический сборник, заключающий в себе богатый материал из сочинений древних авторов. В X в. на том же поприще собирания разнородных сведений прославил себя император Константин Багрянородный, а в XI в. очень большим ученым, но без всякого идейного творчества был Михаил Пселл. Средневековая византийская наука была вообще чисто книжною, и в изучении природы византийцы не только не подвинули вперед знаний древнего мира, но даже прямо от него отстали,

264. Византийская историография

Гораздо большее значение имеет византийская литература исторического, этнографического и политического содержания. Современный события, образ жизни и нравы чуждых народов, состояние империи и её управления, все это служило предметом подробных повествований и обстоятельных описаний. Царствование Юстиниана Великого нашло своего историка в современнике его Прокопии, секретаре и юрисконсульте Велисария. Он описал историю тогдашних войск, и оставил еще сочинение под заглавием «Тайной истории» (Ανέκδοτα или Historia arcana), где изобразил в самом мрачном виде деспотизм Юстиниана и развращенность Феодоры. В его сочинениях есть также известия о древнейшем быте славян. Тогда же стали писаться всемирные хроники, которые сделались образцом и для русских летописей, так как переводились по‑славянски (хроники Иоанна Малалы в VI в. и Георгия Амартола в IX в.). Этот вид бытописания развивался преимущественно в монастырях, где процветала также агиография, т. е. литература житий святых. В X в. император Константин Багрянородный отчасти написал сам, отчасти вызвал несколько сочинений исторического и описательного характера. Он составил труды о государственном управлении, о византийских фемах (областях) и придворных церемониях, и в его сочинениях тоже имеются сведения о славянах. В эпоху Комнинов византийская историография выставила талантливых писателей в лице Анны Комнины, дочери императора Алексея I, время которого она и описала, и в лице Никиты Акомината, доведшего историю Византии при Комнинах до завоевания Константинополя крестоносцами. При Палеологах византийская историография находилась уже в упадке.

265. Византийское правоведение

До возрождения ученого правоведения в западноевропейских университетах, – что произошло лишь в эпоху крестовых походов, – Византия была единственной хранительницей традиции римского права. Законодательная деятельность времен Юстиниана (Corpus juris), императоров‑иконоборцев (законы Льва Исавра и его сына Константина) и Македонской династии (Василики) требовала недюжинных умственных сил и большой учености. Но и в этой области дают себя знать общие черты византинизма. Уже Юстиниан Великий хотел заключить науку права в строго определенные границы и потому под страхом наказания запретил составлять какие‑либо толкования к своему своду. Это запрещение стало, однако, нарушаться еще в царствование самого Юстиниана; но вся византийская юридическая литература и состоит главным образом из простого комментаторства и компиляторства. По образцу Юстинианова свода в VI же веке стали составляться сборники церковного (канонического) права, т. е. главным образом постановлений (канонов) вселенских соборов и императорских законов (νόμοι) по церковным делам. Из слияния тех и других составился один Номоканон, который оказал свое влияние и на право славянских народов.

266. Поэтическая литература в Византии

Еще в первые века нашей эры христианские писатели делали попытки пользоваться античными поэтическими формами, для передачи библейских сюжетов . Например, Григорию Назианзину приписывают драму «Страждущий Христос», в которой даже находят много стихов, взятых целиком у греческого трагика Еврипида. Лишь некоторые роды поэтического творчества получили в Византии самостоятельное развитие. Главным образом это была область церковных гимнов, в которой прославились преимущественно Роман Сладкопевец (VI в.) и Иоанн Дамаскин (VIII в.). В светской поэзии Византия не создала ничего великого.

267. Византийское искусство

В то время как варварское нашествие на Запад сопровождалось упадком культуры и в художественном отношении, Византия опять‑таки оставалась хранительницею и эстетических идеалов. Византийское искусство служило преимущественно религиозным целям, архитектура – храмоздательству, а живопись – украшению церквей священными изображениями. В архитектуре выработался особый византийский стиль (крестообразный план и купол, увенчивающий здание). Развитие византийского зодчества открывается храмом св. Софии, построенным Юстинианом Великим. Стиль этот распространился не только в Армении, Грузии и России, но отчасти и на Западе. Скульптура не могла развиться в Византии, потому что восточная церковь всегда относилась неблагоприятно к статуям, напоминающим собою языческих идолов, а в эпоху восстановления иконопочитания статуи и совсем были запрещены. Зато живопись нашла в религиозной жизни Византии широкое применение в украшении храмов стенными изображениями, исполненными кистью или мозаикою, в изготовлении переносных икон и в иллюстрировании рукописей миниатюрами. И в живописи выработался свой особый византийский стиль, но с середины IX в., когда одержана была окончательная победа над иконоборством, художественное творчество стало стесняться необходимостью неизменно следовать старым образцам, а лет через двести установился даже обязательный канон, как нужно писать те или другие иконы (подлинники). Мало-помалу иконописью стали заниматься исключительно монахи, которые старались придать изображениям святых преувеличенные черты аскетизма, т. е. писали их непременно худощавыми и изможденными.

268. Общие черты византийской культуры

Византийская культура выросла на греческой основе ,но в ней античный элемент все более и более уступал место церковным началам, как это было, впрочем, и на Западе в средние века. Другая черта византинизма – отсутствие личной оригинальности, которая и в области отвлеченного мышления, и в области художественного творчества стеснялась установленными формами, поддерживавшимися и властями (как государственною, так и церковною), и общественным мнением, и всем складом жизни с преобладанием в ней традиции и обычаев.

269. Сфера распространения и судьбы византийской культуры

Главной сферой распространения византийской культуры были страны, в которых господствовала восточная церковь (Балканский полуостров, древняя Русь, Грузия), или страны соседние (Италия в Европе, Армения в Азии). Восточная церковь не навязывала принадлежавшим к ней народам греческого языка, как это делала западная церковь по отношению к языку латинскому. Уже в IX в. вскоре после принятия христианства Болгарией в этой стране развилась широкая литературная деятельность, заключавшаяся преимущественно в переводах греческих книг на славянский язык. Болгары были и главными посредниками при передаче византийской культуры в тогдашнюю Русь. Вся древняя русская образованность имела свой источник в византийской культуре второй половины средних веков, когда эта культура уже получила вполне законченный вид. Влияние византийской образованности на Западе стало ощутительным лишь в эпоху падения Константинополя, но оно касалось более форм, а не умственного содержания. В конце средних веков византийская культура не обнаруживала способности к дальнейшему развитию. Одною из причин этого была печальная судьба самой Византии и народов, развивавшихся под её влиянием. Два с половиною века (XIII–XV) Русь находилась под татарским игом, в XIV в. завоеваны были турками южнославянские царства, в XV в. пала и сама Византийская империя. Завоеватели государств Восточной Европы были настоящими варварами, стоявшими в культурном отношении неизмеримо ниже побежденных; в то же время сами они оказались малоспособными к усвоению высшей культуры.

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:

1-й период (IV - сер. VII вв.) -- Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) -- происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, "золотыми воротами" между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь.

3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства - Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим.

В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и философской мысли, серьезные успехи в области образования. В период Х--ХI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Первые византийские концепции в сфере культуры и эстетики сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник "абсолютной красоты". В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневекового христианского богословия и философии. В центре философских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов - Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др. -- вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.

Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII - IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира - изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческое тело и физическое совершенство, эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления проложили дорогу глубоко спиритуалистическому искусству X - XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков.

Особенности византийской культуры включают:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации;

3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы. Позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Среди ученых энциклопедического характера, пишущих по широкому кругу проблем - от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоанна Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влеммида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).

Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых - Кодификация Юстиниана.

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала "золотым мостом" между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым -- все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

Историческая справка

История Византии как самостоятельного гос-ва начинается с 305г. (с раздела Римской империи на восточную и зап.части.) – после нашествия варварских племен в 476г. западная империя прекратила свое существование и Византия стала ее преемницей.

Сущность культуры – смешение греко-римской и восточных традиций, свой исторический путь. Во многом отличный от стран Запада и Востока. Различные этнические группы, сохранявшие свою самобытность, культуру, язык. Центральное ядро – греки (самая многочисленная народность империи), гос.язык до 7в. – латинский, затем – греческий.

Территория – изначально огромна (Малая Азия, Балканский п-ов, часть Месопотамии и Армении, Сирия, Палестина, Египет, О.Кипр и Крит и т.д. Здесь пролегали важнейшие торговые пути («шелковый путь» в Китай, «путь благовоний» – к портам Красного моря, Персидскому заливу); обеспечены сырьем, продуктами питания, развитие ремесла (производство ювелирных изделий, стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей)

Города – Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир (Бейрут), эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники, Коринф. В целом, сохранили внешний облик античного города (четкая внешняя планировка улиц, площадей, украшены скульптурами). Главный город – Константинополь (столица - Константинополь (ныне Стамбул), основан имп. Константином в 324г. – на месте древней греческой колонии Византии; крупнейший торгово-экономический центр, его называли «мастерская роскоши». Торговля со всеми странами, культурный и религиозный центр. Широкое культурное строительство – светские здания, зрелищные сооружения, храмы, к началу 6в. н.э. здесь проживало 375 тыс. чел-к.)

Этапы развития гос-ва:

    4-6в. – ранний период: становление феодальных отношений, но сохранялось и рабовладение (постепенно меняется положение рабов, т.к. разрешено иметь семью, собств. Хоз-во)

    7 – 9в.: расселение славян. Сельские общины, труд рабов заменяется трудом зависимых крестьян. Нападения готов, слав.племен (еще с 5в.), болгарского царства, территориальные претензии со стороны Востока (Ирана). В 7в. арабские племена захватили Сирию, Палестину, Сев. Африку (с этого периода они не входят в состав империи).

    10 – 12в.: период утверждения феодальной собствености. В отличие от зап.феодализма решающую роль здесь иг8рало гос-во. Оно контролировало кол-во земли в собственности феодала, имело право ее конфискации, регулировало налоги, визант.феодаллы не обладали судебной функцией. Само гос-во владело огромными землями, которые обслуживали «гос.крестьяне». Период расцвета империи

    13 – 15 в.: распадение на части. Мощь гос-ва подорвана, укрепились позиции крупной земельной знати. В 1204г. Константинополь захвачен и разгромлен крестоносцами. В 1453г. турки разгромили Константинополь, захватив при этом всю империю.

Государственное устройство

Государство – империя. Столица – центр (здесь составлялись списки налогов, отсюда направлялись сборщики податей, сюда направлялись жалобы на решения местных судов).

Культ императорской власти (но император не обожествлялся – смертный человек, но его роль в обществе – наподобие отца небесного на небе). Внешние атрибуты царя – подражание богу (трон на возвышении, на троне – 2 места, одно «для Христа», в качестве символа последнего на сидение - крест) С 10в. венчают на царство императора как божьего избранника в главном храме Софии – нарекался царем, басилевсом, автократором (самодержцем). Власть его почти не ограничена (законодательная, судебная, руководство армией, определял внешнюю политику), контроль за жизнью страны осуществляли сановники императора.

Роль церкви в государстве: крупнейшая сила в гос-ве. С 4в. признано христианство гос-религией. Правда, в деревнях продолжали сохраняться языческие (политеистические) верования – напр., культ Диониса. Юлиан – попытка языческие верования сделать «узаконенными» в гос-ве, за что церковью провозглашен отступником.

Церковные соборы – проблема ересей, споры о правомерности или неправомерности религ.толкований Священного писания. По мнению церкви, нужно постичь содержание священного писания в неприкосновенности. Божественные истины нельзя изменять и нельзя изобретать новые.

Главные спорные вопросы – о единой и неделимой Троице (Бог-Отец, Бог-сын и Бог-святой дух) и о природе Христа (бог или человек) – эти вопросы и их различное решение и стали в последующем причиной разногласий западной и восточной церкви. Философско-религиозный конфликт – иконоборцы и иконопочитатели , вылившийся в религиозное движение 8 – 9в.(иконоборчество направлено против культа икон. В искусстве это выразилось как отрицание правомочности священных изображений, уничтожение иконоборцами памятников церковного искусства). Победа иконопочитателей, закрепленная на 7-м Вселенском Соборе в Никее (787г.). – провозглашен догмат об иконопочитании.

В 9в. восточная церковь обособилась от западной – раскол (схизма), вследствие чего образовались 2 ответвления христ-ва (православие и католичество). С этого периода Византия – мировой центр православной веры.

Византия до 10 века (раннее средневековье):

Наука и образование – уцелели старые центры науки и образования - Бейрут, Александрия, Афины и т.д. (поскольку не подверглись нашествиям варваров). Много образованных людей. Городские школы – чтение, письмо, счет; изучение поэм Гомера, трагедии Эсхила и Софокла (но обучали в них только детей богатых и знатных). Первая в мире высшая школа в Византии – 9в. в Константинополе, здесь же создано медицинское училище. Продумана система мед.обслуживания города – за каждым врачом столицы закреплялся определенный район города, в котором он лечил больных.

В целом, после утверждения христианства подвергаются гонениям лучшие представители науки, уничтожались научные центры, в к. 4 в. монахи уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. Наука в целом носит богословский характер, что особенно проявляется в области естественных наук (монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию» – система Птолемея неправильна, земля – плоский четырехугольник, окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где помещается рай). Изобретение «греческого огня» (смесь, которая могла гореть на воде) – состоит их пороха, селитры, молы, широко применялась в военном деле. Лев Математик усовершенствовал световой телеграф.

В 6-7в. господствовала алхимия, поиски божественного эликсира (с помощью которого можно излечивать любые болезни, камни превращать в золото и т.д.). Попутно начала развиваться химия – изготовление красок для крашения ткани, керамических изделий, мозаик и эмалей.

Медицина – врач Орибазий составил мед.энциклопедию, включавшую 70 книг (выписки из древних трудов медиков, собственные исследования и выводы). Александр Тралльский – изучение патологии и терапии внутренних болезней (впоследствии его работы переведены на латинский, сирийский, арабский и еврейский языки). Павел Эгинский – составитель энциклопедии по хирургии и акушерству. Сборник Никиты по хирургии.

Философия – сохранение античных традиций в византийской традиции. Распространен неоплатонизм. Неоплатонизм (Иоанн Грамматик) – сочетание античной философии свободного рационализма с христианскими идеями, использовали для обоснования христианства. Распространение мистических учений – Максим Исповедник.

Один из вождей иконопочитателей – Иоанн Дамаскин, первая часть его «Диалектики» стала основой средневековой схоластики.

Литература и искусство

Литература – сильна античная традиция: античные сюжеты, античные принципы стихосложения; вместе с тем поэты отдают дань евангельским сюжетам. В основном распространена церковная литература. Роман Сладкопевец (писал народным языком, новый стихотворный размер,получивший название народного стиха). Богословская лимтература: Косма Магомский (8в.) – крупнейший церковный песнопевец, Иоанн Дамаскин – приобрел славу канонами (вид религиозного гимна, состоящего изт 9 песен), Федор Студит – «столп» иконопочитателей, автор канонов, гимнов, эпиграмм из монашеской жизни.

Светская литература – «Мириобибилон» (своего рода аннотации к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями). Автор – патриарх Фотий . Служение церкви сочетал с плодотворной деятельностью мецената. покровитель наук и искусств, сторонник изучения и сохранения античного наследия. многие утраченные произведения античных авторов дошли до нас только в виде «пересказа» этим трудом Фотия. Критические оценки Фотия – первый пример литературной критики

Народное творчество этого периода испытывает влияние зарождавшейся славянской культуры: в рез-те славянской колонизации ряд пословиц, поговорок из славянского быта прочно входят в жизнь византийцев.

Изобразительное искусство и архитектура: подавляющее главенство религиозной тематики, отвлеченный характер искусства. В то же время распространение греко-римских художественных традиций.

Наивысший расцвет искусства – период правления Юлиана (482 – 565, 5-6в. н.э.), когда империя достигает размеров почти равных старому римскому гос-ву. Своеобразие искусства этого периода – показ дворцовой жизни как пышного церемониала.

Преимущественные архитектурные формы – базилика (хорошо вписывалось и христианское богослужение. Весь ансамбль не только ориентирован по продольной оси, но и пронизан идущим к алтарю движением).

-мозаики дворца Халкэ в Константинополе, где изображены триумфы византийских полководцев.

-конная статуя императора Юлиана установлена на одной из площадей столицы

- мавзолей Галлы Плакидии в Равенне – усыпальница византийской пр нцессы, дочери императора Феодосия. Строение по архитектурным признакам относят скорее к восточному типу: купол, массивные формы, непроницаемые стены, низкие своды. Стены украшает мраморная облицовка. Верхняя часть стен украшена мозаиками с пышными растительными орнаментами. Над входом в усыпальницу – мозаика с изображением Христа в виде пастуха среди овец на фоне пейзажа. В центре купола – символический крест. На стенах – фигуры мучеников.

-в Константинополе оформляется единый архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец (с полом, выложенным мозаиками), храм Святой Софии (центр. здание города)

Храм Святиой Софии – архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. (здание было уничтожено пожаром, но затем вновь отстроено). По форме – купольная базилика, представляющая собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы парящим в воздухе куполом.Слиты воедино 2 типа раннехристианской архитектуры – купольный и продольный Диаметр купола – 31, 4 м. К этому куполу примыкают повышающиеся постепенно полукупола.Купол – космическое значение подобия мира. Купол – центр композиции. Все развитие идет отнего сверху низ. Масса здания не должна вызывать чувства тяжести и должна казаться висящей, не оказывающей давления на опоры. Храм наполнен светом – «начало творения есть свет». Стены облицованы мраморными плитами и мозаиками. Смелость архитектурного решения, ощущение безграничного пространства. 27дек. 537г., открывая великий собор имп.Юстиниан воскликнул: «Хвала Господу, который удостоил меня чести создать такое творение. О, Соломон, я победил тебя!»

Мир как храм, созданный богом, храм, созданный зодчими – как мир.

Мозаики и фрески:

Фигуры застывшие, лишенные подвижности, но лица исполнены огромной выразительности, обаяния. Неподвижная застывшая композиция, симметрия композиции.

В Никее фреска «Никейские ангелы»: образ ангела – полубога-получеловека, изумительное по красоте и жизненности лицо

Мозаики церкви Св. Дмитрия в Солуни (Солоники) – персонажи (юный святой, епископ, префект) лишены лирического подъема, они почти идолы.

Иконоборчество и иконопочитатели: иконоборцы против изображений свтых и Христа, изображают в храмовых росписях птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы. В светских зданиях они изображают сюжеты, прославляющие императора и его победы.

-мозаика Святой Софии Константинопольской : огромная величественная фигура Марии с младенцем на руках – воплощение возвышенной одухотворенности. Рядом – стоит архангел Гавриил, воплощение одновременно земной и небесной красоты.

Декоративно-прикладное искусство резьба, украшавшая капители колонн (Равенна), скульптуры из слоновой кости (консульские диптихи, часто на них изображены цирковые сцены) – малая пластика. Кипрское блюдо «Обручение Давида» - композиция (Давид, свщенник, невеста, 2 флейтиста)прекрасно вписана в круглое обрамление

Музыка – восходит к еврейской, персидской, и т.д. песенности, а так же к мелодиям римским и греческим. Так же проникают элементы напевов, мелодий славян, сирийцев, арабов – эклектика.

Большое развитие приветственные возгласы-славословия на стихотворные тексты

    застольные величальные песни в исполнении хоров. .

    инструментальная музыка (в основном, ансамбли цимбалистов и трубачей)

    церковная музыка: записана нотами – прежде всего, включала культовые гимны.

В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

1. Развитие образования. В VII-VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Οʜᴎ должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.

Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селœениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. По этой причине даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинœения византийских ученых и писателœей; решали довольно сложные арифметические задачи.

В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

2. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для расчёта размеров налога, в астрономии, в строительстве. Οʜᴎ также широко использовали изобретения и сочинœения великих арабских ученых - медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, - они должны были поражать воображение иноземных послов.

Составлялись учебные пособия по медицинœе. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен ʼʼгреческий огоньʼʼ - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью ʼʼгреческого огняʼʼ византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Οʜᴎ умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинœения историков создавались на базе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. По этой причине внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор - помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) - вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами - полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой - местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать данный храм главной и самой большой церковью всœего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Храм Святой Софии называли ʼʼчудом из чудесʼʼ, воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посœерединœе, установленным на круглом возвышении - барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

4. Живопись. В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой - изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла - смальты. Смальту

укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками - картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон - строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всœего к куполу: его представляли как небесный свод - обитель божества. По этой причине часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах - треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле - Палестинœе. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы - его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлинœенный овал лица - всœе говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Οʜᴎ кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц - торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания - меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

В храмах и жилищах помещали иконы - живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон - ʼʼВладимирская Богоматерьʼʼ - была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли ʼʼБиблией для неграмотныхʼʼ: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всœего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принœесли учившиеся у греков болгары (см. ниже). С греческого языка на славянские было переведено много книᴦ. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателœей.

Культура Византии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура Византии" 2017, 2018.

1. Введение 3

2. Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв. 4

3. Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв. 7

4 Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв. 9

5. Заключение 13

6. Используемая литература 14

1. ВВЕДЕНИЕ

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох - крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке - в Византийской империи.

На берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы:

· В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);

· В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);

· В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.

· Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.

Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их "варварами").

Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

Поэтому культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

В истории культуры Византии выделяют три этапа:

* ранний (IV - середина VII века);

* средний (VII - IX века);

* поздний (X - XV века).

Как известно, Византия образовалась из восточной части Римской империи. Центром нового государства стал город Византия, который был перестроен и получил название Константинополь.

В истории европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место, для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

2. РАННИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ IV - VII вв.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий, Ареопагит.

Формирование неоплатонизма совпадает с зарождением христианства, с разложением и упадком Риской империи. В целом для него характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы.

Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько направлений богословской мысли той эпохи:

* Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.

* Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.

* Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.

* Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.

Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один из центральных догматов христианского вероучения, - это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной философией, но и использовало ее в своих целях. На смену непримиримости христианства со всем что несло клеймо язычества, приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения: одно - радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходи процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния неоплатонической философии и христианского богословия, который завершается поглощением неоплатонизма христианством.

В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппа-Докийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы.

Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.

Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов. Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей. Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6 в.). На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры со свитами.

Художник помещает персонажи на нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости византийского императора.

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.

Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.

В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и живописи, определилась ведущая линия развития византийского искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие варварского мира.

Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время, обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.

Система образования также наследует греко-римские традиции, основываясь на принципе (семи свободных искусств. Два уровня образования:

* Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.

* Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися огромной популярностью.

Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта другим культурным влияниям, получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синтезировались главной, ведущей греко-римской культурой.

Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности.

3. СРЕДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ VII - IX ВВ.

Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. А поэтому их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с изображениями животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по образному выражению одного из современников, в "огороды и птичники". В период иконоборчества (726-843) была сделана попытка официального запрещения икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией, отражающей природу и сущность божества.

На определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические элементы. Однако борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего этапа византийской культуры, в частности первые мозаики собора Святой Софии Константинопольской. Но все-таки окончательную победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического канона - строгих правил изображения всех сцен религиозного содержания.

Необходимо отметить и тот существенный момент, что иконоборческое движение послужило стимулом к новому взлету светского изобразительного искусства и архитектуры Византии. При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Так, один из константинопольских дворцов Вриас - был построен по плану дворцов Багдада. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. В Константинополе, Никее и других городах Греции и Малой Азии возводились городские стены, общественные здания, частные строения. В светском искусстве иконоборческого периода победили принципы репрезентативной торжественности, архитектурной монументальности и красочной многофигурной декоративности, послужившие в дальнейшем основой развития светского художественного творчества.

Достигает в этот период нового расцвета искусство цветного мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.

В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийского культурного круга господствовала та же крестово-купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение декор фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было связано с расцветом городов, усилением общественной роли церкви, изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как образ мира).Возводилось много новых храмов, строилось большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.

Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки.

Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. Например в Греции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой архаичности архитектурных форм (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесь также все шире использовались узорный кирпичный декор и полихромная пластика.

В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое церковное искусство. Благодаря его высоким художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной, мелодии которой ранее проникали ранее даже в литургию. В целях еще большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была проведена канонизация лаотональной системы - "октоиха" (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы. Однако музыкально-теоретические памятники позволяют заключить, что система ихосов не исключала звукорядного понимания. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали канон (музыкально- поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли не основная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялись ко всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам.

Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией).

Общественная жизнь также не обходилась без музыки. В книге "О церемониях византийского двора" сообщается почти о 400 песнопениях. Это и песни-шествия, и песни во время конных процессий, и песни при императорском застолье, и песни-аккламации, и т.п.

С IX в. в кругах интеллектуальной элиты нарастал интерес к античной музыкальной культуре, хотя этот интерес и имел по преимуществу теоретический характер: внимание привлекала не столько сама музыка, сколько сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков.

Как итог ко второму периоду можно отметить, что Византия в это время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным положением между Востоком и Западом.

4. ПОЗДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ X - XV ВВ.

С Х в. наступает новый этап истории Византийской культуры - происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот век связан с созданием произведений обобщающего характера - составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) "Об управлении государством", "О фемах", "О церемониях византийского двора" - обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В то же время здесь собран красочный материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей странах и народах, в том числе и о славянах.

В культуре полностью торжествуют обобщенно-спиритуалистические принципы; общественная мысль, литература и искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. Окончательно складываются и основные принципы византийской эстетики. Идеальный эстетический объект переносится в духовную сферу, и она теперь описывается с помощью таких эстетических категорий, как прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ. Эти категории помогают освещению глобальных проблем искусства и других сфер культуры.

В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им. Однако двойственность византийской культуры, противоборство в ней аристократического и народного направлений не исчезают даже в периоды наиболее полного господства догматизированной церковной идеологии.

В XI-XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, кристаллизация политического и интеллектуального самосознания горожан, феодальная консолидация господствующего класса при сохранении централизованного государства, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных наук, расширение представлений человека о Земле и вселенной, потребности мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. Это было время подъема научных знаний и зарождения рационализма в философской мысли Византии.

Рационалистические тенденции у византийских философов и богословов так же, как и у западноевропейских схоластов XI-XII вв., проявлялись прежде всего в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важнейшей предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI-XII вв. воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI-XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было на Западе. Выразителями рационалистических веяний в византийской философии были "Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи.

Однако все эти представители рационализма и религиозного свободомыслия были осуждены церковью, а их труды преданы сожжению. Но их деятельность не пропала даром - она подготовила почву для появления гуманистических идей в Византии.

В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции; в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство.

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду византийской империи и кратковременному существованию латинской империи (1204-1261) и владений латинских баронов на земле Византии. В сфере культуры этот эпизод знаменует культурное взаимодействие греческой и западной цивилизаций. Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков латинской культуры и католического вероучения. Уже в 1205 г. была сделана попытка основать в Константинополе католический университет, а центром распространения католицизма в Латинской империи стал монастырь св. Доминика в Константинополе, где в 1252 г. монахом Барто-ломеем было составлено полемическое произведение "Против ошибок греков". Одновременно византийская культура стала оказывать влияние и на просвещенных людей, прибывающих с Запада. Так, католический архиепископ Коринара Гийом де Мэрбеке, человек широко образованный, сведущий в латинской и греческой философии, переводил на латынь труды Аристотеля, Гиппократа, Архимеда и Прокла. Эти переводы, по-видимому, оказали влияние на формирование философских взглядов Фомы Аквинского.




Top