Развитие византийской культуры. Культура Византии

Византия считала себя законной наследницей Рима. Ее жители называли себя ромеями, хотя как государство она имела неоднородную территориальную и этническую структуру с преобладанием греческого населения. Целостность Византии как культуры определяло православие. В самом названии этого направления в христианстве отразилась убежденность его приверженцев в правильности, изначальной истинности православного вероучения, провозгласившего верность древности. На первых вселенских соборах был принят «Символ веры» («собирание вместе» Священного Писания - Библии и Священного Предания - постановления Вселенских соборов и отцов Церкви), оставляемый в христианстве без изменений. Если дана истина, то в ней ничего нельзя менять, иначе она станет ложью. Отсюда ориентировка византийской культуры на прошлое, на старину, и соответственно, замедление темпов развития. Византийский мир стал результатом овосточивания античной традиции на базе ортодоксального христианства. Синтез, искусное соединение несоединимых, с точки зрения рациональности противоречащих друг другу начал (восточного - мифического и западного - логического), распространенное на все сферы жизни, стало характерной чертой византийской культуры, и до сих пор понимается под туманным термином «византийство».

Переживая мощные подъемы и жесточайшие кризисы, Византия просуществовала почти одиннадцать веков, в течение которых религиозное единство и мощное централизованное государство сохраняли ее целостность. Государственным строем Византии была военно-бюрократическая монархия. Вся полнота власти принадлежала императору, наделяемому священными качествами и опирающемуся на разветвленный бюрократический аппарат. Важная роль армии определялась тем, что власть не была наследственной. Императора провозглашали армия, Сенат и народ, хотя часто это было номинально - сильный император обеспечивал власть своему преемнику. Государство в соответствии с чисто восточной традицией вмешивалось и контролировало практически все сферы жизни. Взаимоотношения власти и общества стали строиться на принципах подданства, а не гражданства. Значимость человека определялась той ролью, которую он играл в иерархической системе. Единоличная, ничем не ограниченная власть освящалась церковью. Это противоречило античному представлению о свободе и частной собственности. Выход был найден в том, что свобода стала пониматься как добровольное посвящение себя духовным идеалам, а право собственности освящалось или нет императором, поскольку его власть имела божественное происхождение. Высшие права собственности стали принадлежать государству, но благодаря античному наследию развитие права, в том числе и имущественного, было необычайно высоким. В годы правления императора Юстиниана (527-565 гг.), когда Византия достигла вершин своего расцвета, был создан свод гражданского права, позволивший даже некоторым исследователям характеризовать ее как правовое государство (что сомнительно), но главное, оказавший значительное влияние на дальнейшее развитие права.

В начальный период существования Византии империя и церковь вступили в долгий спор за свое главенство, вылившийся в православную идею симфонии властей. Огромная роль церкви, ее воздействие на все средневековое общество определялось христианским постулатом о том, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может спастись без помощи церкви. Считалось, что наряду с единым богом и единой церковью должна существовать и единая империя, обретающая сакральные функции спасения всего человечества. Особая роль государственного начала в византийской культуре привела к тому, что император в соответствии с симфонией властей не мог вносить изменения в Символ Веры и совершать культовые действия, но, обладая правом назначать и смещать патриархов, стал подлинным главой церкви. Византийские императоры соединяли в своем лице роль законных наследников языческих римских цезарей и боголюбивых покровителей церкви.

Общественная система в Византии под влиянием восточных культур возвратила себе корпоративный характер, но на другой экономической основе. Рабовладельческие отношения постепенно сменились раннефеодальными, сформировался государственный феодализм. Крестьянская община, уплачивающая государству налоги, стала корпоративной структурой. К XI в. крестьяне рассматривались властью уже как государственные. К этому же времени ослабла роль крупных земельных латифундий, основанных на рабском труде. Ремесленники и торговцы также организуются в корпорации, находящиеся в полной зависимости от государственной власти. Церковь становится богатой организацией, строящейся по тому же корпоративному принципу.

Духовная жизнь в Византии была чрезвычайно богата, хотя и находилась под контролем церкви и государства. Важную роль играли идеалы монашества, мистицизм, распространены были традиции аскетизма - «жизни на началах духа». Идеи исихазма - особенно сурового аскетизма - обосновывали необходимость внутреннего самоуглубления, которое только и открывает путь к истине и создает состояние покоя. Но традиции грамотности, образования и развития наук, утвердившиеся в Античности, не были утрачены. Достижения византийской культуры в области математики, литературы, книжном деле, живописи, архитектуре оказали мощнейшее влияние на дальнейшее развитие славянского мира и Западной Европы. Византия сохранила достижения древности, создала величайшую православную культуру и погибла под натиском турок-мусульман в 1453 г.

И оно впервые приобрело законченную классическую форму в его ортодоксальной православной версии. Все специфические черты византийской культуры определило христианство. По силе выразительности и одухотворенности художественной культуры Византия многие столетия стояла впереди всех стран Средневековой Европы.

История Византии начинается с 330 г., когда Римский император Константин перенес столицу Римской империи в древнегреческое поселение Византий на берегу залива Золотой Рог и Мраморного моря, впоследствии переименованное в Константинополь. На Руси этот город известен как Царь-Град. По своим размерам Константинополь (который называли «вторым Римом») превзошел «первый» Рим, соперничал с ним по красоте. После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную последняя стала именоваться Византией.

Византия располагалась на стыке трех континентов: Европы, Африки и Азии, став связующим звеном между Востоком и Западом. Многоэтничность населения, смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философскую атмосферу, искусство византийского общества.

Наиболее важными чертами, отличающими византийскую культуру от культур Европы, Переднего и Ближнего Востока, являются следующие:

· языковая общность (основным языком был греческий);

· религиозная общность (христианство в форме православия);

· существование этнического ядра, состоявшего из греков

· устойчивая государственность и централизованное управление (самодержавная монархия с неограниченной властью императора - василевса)

· отсутствие экономической и административной автаркии (т.е. самостоятельности) церкви: в отличие от Рима православная церковь Византии подчинялась царской власти.

В истории культуры Византии выделяют три этапа:

· ранний (IV - середина VII века);

· средний (VII - IX века);

· поздний (X - XV века).

Греко-римское наследие сыграло огромную роль в формировании византийской культуры. Противостояние античной традиции и нового христианского мировоззрения сформировало культуру Византийской империи. Борьба с философскими, этическими, естественнонаучными, эстетическими воззрениями античного мира проявилась во всей истории византийской культуры. Но при этом происходил постоянный синтез христианства и многих греко-римских философских учений.


Последней античной философией , с которой соприкоснулась византийская культура, явился неоплатонизм , философско-мистическое направление III - VI вв., соединяющее восточные учения с греческой философией, и оказавшее влияние на ранневизантийскую патристику (труды «отцов церкви). В сочинениях Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста , где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, заметно сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием.

Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

Особенностью византийской культуры стало формирование новой эстетики , утверждающей, что источником красоты, превосходящим все прекрасное, является Бог. Материальный и духовный мир представляет собой систему образов, символов и знаков (знамений), указывающих на Бога. Так, все прекрасное в материальном мире и в творениях рук человеческих, а также свет, цвет и образы словесных, музыкальных и изобразительных искусств являются образами и символами Бога.

На основе этой эстетической концепции развивались основные виды изобразительного искусства - мозаика, фреска, иконопись. Здесь складывается строгий и суровый канон , диктующий композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения. Канон обусловливал и образный строй изображения. Так, например, тип Оранты (стоящей фигуры Богоматери с распростертыми руками) предопределял черты торжественности и величия, тип изображения Богоматери с прижавшимся к ней младенцем «Умиление» - ноту лирической углубленности и т. д.

Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека. Особенностью византийской архитектуры стала купольная базалика , соединяющая в себе базилику и центрический храм - круглую, прямоугольную или многоугольную постройку, покрытую куполом.

Воплощением этих идей стал знаменитый храм Святой Софии в Константинополе, строительство которого велось под руководством Исидора из Милета и Анфимия из Тралл и закончилось в 537 году. Он воплотил все лучшее, что было создано в архитектуре того времени, как на Западе, так и на Востоке. В нем воплотилась идея грандиозного центрического собора, увенчанного гигантским куполом. На вершине купола был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.

Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки античности.

На определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические элементы. Борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего этапа византийской культуры, в частности первые мозаики собора Святой Софии Константинопольской. Но все-таки окончательную победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического канона - строгих правил изображения всех сцен религиозного содержания.

Поздний период истории византийской культуры, продолжая традиции, знаменует собой новый этап во взаимодействии христианских и античных начал. В XI веке начинаются процессы постепенной рационализации христианского вероучения. С особенной силой новые веяния проявились в трудах Михаила Пселла и Иоанна Итала . Они явили новый тип ученого, который не желает опираться в своей деятельности только на богословские истины. Наука сама способна постичь истину, даже в сфере божественного.

Последним религиозно-философским учением, ставшим в Византии официальной формой православия, явился исихазм. Исихазм («исихия» в переводе с греческого означает «покой, безмолвие, отрешенность») в более общем смысле этого слова - это этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца»слезами и через сосредоточение сознания в себе самом, для чего была разработана особая техника молитвы и система приемов психофизического самоконтроля, имеющая некоторое внешнее сходство с методами йоги. Первоначально это учение появилось в Египте в IV веке, тогда как для нужд собственно православной церкви оно было переработано византийским богословом Григорием Паламой . Он учил о том, что аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворенное и невещественное излучение Бога, так называемый Фаворский Свет, в результате чего достигается такое «просветление» духа, которое будет способно «животворить» плоть.

После 1000-летней истории Византия прекратила свое существование. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам.

Основными достижениями средневековой культуры стали:

· образование жизнеспособных наций и государств;

· формирование современных европейских языков;

· складывание историко-культурного единства Европы;

· возникновение католицизма (Западная Европа) и православия (Византия);

· возникновение университетов;

· создание произведений искусства, достижение научных и технических успехов, обогативших мировую культуру.

Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.

Культура Византии кратко

Византийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.

В чем особенность Византийской культуры?

  1. Во-первых, в ее основе конфессиональной фактор, а не этнической или политической общности.
  2. Во-вторых, самообразующим фактором культуры является православие, на основе которого создалась система имперского самосознания. В целом Византийская культура за свое существование пережила 2 взлета: Македонское Возрождение и расцвет при династии Палеологов.

Основные достижения византийской культуры:

  • Сформировался монашеский подвиг аскетизма и идеал святости.
  • Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубокую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византийский храм отличался от классического античного храма.На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византийской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.
  • Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.
  • Развилась уникальная техника мозаика . В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.
  • Развитие декоративно-прикладного искусства находилось на высочайшем уровне развития. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.
  • Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи .

Какова роль Византийской культуры?

Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она былаисторическим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.

В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры. Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы:

  • 1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);
  • 2. В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);
  • 3. В Византии при всей много - этничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.
  • 4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.

Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными культурными внешними влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их "варварами").

Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена. Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогу новое, творческое начало.

Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода: 1.сер.IV-пер.пол.VII вв. - период разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества. 2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии. 3.XII-сер. XV вв. - последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов.

Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась его историческая обреченность. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только религиозных ближневосточных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один из центральных догматов христианского вероучения, - это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско- религиозной системой, важна компонентом которой являлись античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной философией, но и использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства со всем что несло клеимо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения: одно - радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходи процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния неоплатонической философии и христианского богословия, который завершается поглощением неоплатонизма христианством.

Наиболее образованные и дальновидные христиански богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций. В трудах Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение риторических идей с новым идейным содержанием. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают собственно фундамент византийской философии. Их философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека. Патриотическая литература, библейская космография, литургическая поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной культуре.

Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его отношение к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему символов. На смену античному представлению о героической личности, античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бесстрашно идущих на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не надеяться (очень симпатичная философия), приходит мир страждущего, раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Он бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в этом пытается найти утешение. Христианство с небывалой интенсивностью выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе истории: на смену замкнутым историческим циклам античных писателей, обусловленное волей Бога, библейское видение поступательного движения истории ранневизантийских историков и хронистов.

В ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей средневековья - идея союза христианской церкви и "христианской империи".

Духовная жизнь тогдашнего общества отличается драматической напряженностью; во всех сферах знания, литературе искусстве наблюдается удивительное смешение языческих и христианских идей, образов, представлений, колоритное соединение языческой мифологии с христианской мистикой. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых, порой отмеченных печатью гениальности мыслителей, писателей, поэтов. Индивидуальность художника еще не растворилась в церковно-догматическом мышлении.

Коренные изменения происходят в сфере изобразительного искусства и эстетических воззрений византийского общества. Византийская эстетика развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Она во многом опиралась на античные воззрения о сути прекрасного, однако, синтезировала и переосмысливала их в духе христианской идеологии.

Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм. Отдавая предпочтение духу перед телом, она вместе с тем пыталась снять дуализм земного и небесного, божественного и человеческого, духа и плоти. Не отрицая телесной красоты византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили много выше. Большое значение для установления византийского эстетического сознания имело раннехристианское осмысление мира как прекрасного творения божественного художника. Именно поэтому красота естественная ценилась выше, чем красота, созданная руками человека, как бы "вторичная" по своему происхождению.

Византийское искусство генетически восходило к эллинистическому и художественному восточно-христианскому искусству. В ранний период в византийском искусстве как бы слились рафинированная платоничность и трепетная чувственность позднеантичного импрессионизма наивной, порой грубоватой экспрессивностью народного искусства Востока. Эллинизм долгое время оставался главным, но не единственным, источником, откуда византийские мастера черпали изящество форм, правильность пропорций, чарующую прозрачность колористической гаммы, техническое совершенство своих произведений. Но эллинизм не мог в полной мере противостоять мощному потоку восточных влияний, нахлынувших на Византию в первые столетия ее существования. В Это время ощущается воздействие на византийское искусство египетских, сирийских, малазийских, иранских художественных традиций.

В IV-V вв. в искусстве Византии были еще сильны позднеантичные традиции. Если классическое античное искусство отличалось умиротворенным монизмом, если оно не знало борьбы духа и тела, а его эстетический идеал воплощал гармоническое единство телесной и духовной красоты, то уже в художественном позднеантичном творчестве намечается трагический конфликт духа и плоти. Монистическая гармония сменяется столкновением противоположных начал, "дух как бы пытается сбросить оковы телесной оболочки". В дальнейшем византийское искусство преодолело конфликт духа и тела, его сменила спокойная созерцательность, призванная увести человека от бурь земной жизни в сверхчувственный мир чистого духа. Это "умиротворение" происходит в результате признания превосходства духовного начала над телесным, победы духа над плотью. Основной эстетической задачей византийского искусства отныне становится стремление художника воплотить в художественном образе трансцендентную идею.

В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.

Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в то время воздвигаются великолепные дворцы и храмы. Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 30-х годах VI в. храм св. Софии. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали иллюзию беспредельности пространства собора, превращали его в подобие макрокосмоса, символически приближали к образу Вселенной. Недаром он всегда оставался главной святыней Византии.

Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.

Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не только чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной силы.

Церковное богослужение превратилось в Византии своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.

В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и живописи, определилась ведущая линия развития византийского искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания.

Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие варварского мира.

Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно- музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.

В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаньями, пользующимися огромной популярностью.

Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта другим культурным влияниям получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синте-зировались главной, ведущей греко-римской культурой.

Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности.

Борьба светской и церковной культур особенно характерна для первого периода истории Византии. В истории Византийской культуры первые века существования Византии были временем острой идеологической борьбы, столкновения противоречивых тенденций, сложных идейных коллизий, но и временем плодотворных исканий, интенсивного духовного творчества, позитивного развития науки и искусства. Это были века, когда в муках борьбы старого с новым рождалась культура будущего средневекового общества.

Во втором этапе развития культуры, который пришелся на время со второй половины VII в. до XIIв., выделяют время иконоборчества (вторая четверть VIII - 40-е годы IXв., время правления императоров Македонской династии (так называемое "Македонское возрождение" : 867-1056гг., и время царствования Комнинов ("Комниновское возрождение" : 1081-1185 гг.).

Определяющей чертой духовной жизни империи к середине VII столетия стало безраздельное господство христианского мировоззрения. Глубокую религиозность симулировали теперь не столько догматические споры, сколько наступление ислама, которое вели арабы, вдохновляясь "священной войной" и борьбой с язычниками - славянами и проболгарами. Еще более возросла роль церкви. Нестабильность жизненных устоев, хозяйственная и бытовая неустроенность масс населения, нищета и постоянная опасность со стороны внешнего врага обострили религиозное чувство поданных империи: утверждались дух смирения перед превратностями "мира сего", безропотного подчинения "духовным пастырям", безграничная вера в чудеса и знамения, в спасение через самоотречение и молитву. Стремительно увеличивалось сословие монахов, множилось число монастырей. Как никогда ранее, расцвел культ святых, в особенности поклонение известным лишь в данной местности, округе, городе; на них как на "собственных" небесных заступников возлагались все надежды.

Широкое распространение суеверий помогало церкви властвовать над умами прихожан, умножать свои богатства и упрочивать свое положение. Этому способствовало и снижение уровня грамотности населения, крайнее сужение светского знания.

Однако торжество теологии, утверждение ее господства с помощью насилия таили серьезную опасность - богословие могло оказаться бессильным перед критикой иноверцев и еретиков. Как всякая идеологическая система христианство нуждалось в развитии. Необходимость этого осознавалась в узких кругах церковной элиты, сохранившей традиции высокой религиозной и светской образованности. Систематизация богословия становилась первейшей задачей, а для этого предстояло снова прибегнуть к духовным сокровищам античности - без ее идеалистических теорий и формальной логики новые задачи теологов были невыполнимы.

Поиски оригинальных философских и богословских решений предпринимались уже во второй половине VII в., хотя наиболее выдающиеся труды в этой сфере были созданы в следующем столетии. Характерен в данной связи тот факт, что на общем фоне упадка культуры в середине VII в., в сущности лишь теология испытывала определенный подъем: этого требовали насущные интересы правящей элиты, выдаваемые за острую потребность самых широких слоев общества.

Независимо от того, что Максима Исповедника подверг гонениям сам император Констант II, теоретические искания этого теолога отвечали потребностям господствующего класса; без них, кстати говоря, было бы невозможно проявление и "Источника знания" Дамаскина.

Основой богословских построений Максима составляет идея воссоединения человека с богом (через преодоление пропасти между духовным и плотским) как воссоединение первопричины всего сущего, целого с его частью. В восхождении к духовному активную роль Максим отводил самому человеку, его свободной воле.

Иоанн Дамаскин поставил перед собой и выполнил две основные задачи: он подверг острой критике врагов правоверия (несториан, манихеев, иконоборцев) и систематизировал богословие как миросозерцание, как особую систему идей о боге, сотворении мира и человеке, определив его место в посюстороннем и потустороннем мирах. Компиляция (в соответствии с девиз Дамаскина "Не люблю ничего своего") на основе аристотелевской логики представляла основной метод его работы. Он использовал и естественнонаучные представления древних, но тщательно отобрал из них, как и из догматов своих предшественников- богословов, лишь то, что ни вру коей мере не противоречило канонам вселенских соборов.

В сущности творчество Дамаскина даже по средневековым меркам лишено оригинальности. Его труды сыграли крупную роль в идейной борьбе с иконоборчеством, но не потому, что содержали новые доводы в защиту традиционных представлений и религиозных обрядов, а благодаря устранению из церковных догматов противоречий, приведению их в стройную систему.

Значительный шаг вперед в развитии богословской науки, в разработке новых идей, касающихся проблем соотношения духа и материи, выражения мысли и ее восприятия, отношения бога и человека, был сделан во время ожесточенных споров между иконоборцами и иконопочитателями.

Но в целом вплоть до середины IX в. философы и богословы оставались в кругу традиционных идей позднеантичного христианства.

Идейная борьба эпохи иконоборчества, принявшая острую политическую форму, распространение павликанской ереси сделали совершенно очевидной необходимость повышения образованности духовенства и представителей высших слоев общества. В обстановке общего подъема духовной культуры новое направление в научной и философской мысли Византии обозначилось в творчестве патриарха Фотия, сделавшего больше, чем кто-либо иной до него, для возрождения и развития наук в империи. Фотий произвел новую оценку и отбор научных и литературных трудов предшествующей эпохи и современности, основываясь при этом не только на церковном вероучении, но и на соображениях рационализма и практической пользы и стараясь посредством естественнонаучных знаний объяснить причины природных явлений. Подъем рационалистической мысли в эпоху Фотия, сопровождающийся новым нарастанием интереса к античности, стал еще более ощутимым в XI-XIIвв.

Примечательно, однако, одновременно с этой тенденцией, как это весьма часто бывало в Византии, разрабатывались и углублялись сугубо мистические богословские теории. Одной из таких теорий, созданной на рубеже X-XI вв. и не получившей широкого признания в XI-XII вв., была определена крупная идейная и политическая роль в последующем: она легла в основу могущественного течения в православной церкви в XIV-XVI вв. - исихазма. Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова, развившего тезис о возможности для человека реального единения с божеством, соединения чувственного и умственного (духовного) мира путем мистического самосозерцания, глубокого смирения и "умной молитвы".

Еще во времена Фотия ясно обнаружились противоречия в интерпретации идеалистических концепций античности между приверженцами Аристотеля и Платона. После эпохи длительного предпочтения, отдававшегося византийскими теологами учению Аристотеля, с XI в. в развитии философской мысли наметился поворот к платонизму и неоплатонизму. Ярким представителем именно этого направления был Михаил Пселл. При всем своем преклонении перед античными мыслителями и при всей своей зависимости от цитируемых им положений классиков древности Пселл оставался тем не менее весьма самобытным ("артистическим") философом, умея, как никто другой, соединять и примирять тезисы античной философии и христианского спиритуализма, подчинять ортодоксальной догматике даже таинственные прорицания оккультных наук.

Однако, сколь ни осторожны и искусны были попытки интеллектуальной византийской элиты уберечь и культивировать рационалистические элементы античной науки, острое столкновение оказалось неизбежным: пример тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселла философа Иоанна Итала. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии. Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут теперь не скоро, лишь в обстановке нарастающего кризиса XIII-XV вв., в особенности в условиях ожесточенной борьбы с мистиками - исихастами.

Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой силой отразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация, отсутствие литературного вкуса, "темный" стиль, шаблонные характеристики и ситуации - все это утвердилось надолго как господствующие черты произведений литературы, созданных во второй половине VII- первой половине IX столетия. Подражание античным образцам уже не находило отзвука в обществе. Главным заказчиком и ценителем литературного труда стало черное духовенство. Монахи были сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическая поэзия вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на чудо и потусторонен воздаяние, воспевание религиозного подвига - главное идейное содержание литературы этого рода.

Особых высот византийская агиография достигла в IX столетии. В середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были обработаны и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом (Логофетом). Упадок жанра обозначился в следующем, XI в.: вместо наивных, но живых описаний стали господствовать сухая схема, шаблонные образы, трафаретные сцены жизни святых.

Вместе с тем житийный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на развитие византийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация нередко сочеталась с яркой образностью, реалистичностью описаний, жизненностью деталей, динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко оказывались неимущие и обиженные, которые совершая мученический подвиг во славу бога, смело вступали в борьбу с сильными и богатыми, с несправедливостью, неправдой и злом. Нота гуманизма и милосердия - неотъемлемый элемент множества византийских житий.

Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтических произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической поэзии (церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и агиография, прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит стремился опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок монастырской жизни.

Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на шедевры античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в XI-XII вв., что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и художественных форм. Как во времена античности, эпистолография, изобиловавшая реминисценциями из древней греко-римской мифологии, стала средством ярко эмоционального повествования, самовыражения автора, поднимаясь до уровня изысканной прозы. Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы и восточной и западной литературы.

Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Появляются опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке. Впервые за всю историю Византии начиная с IV в. оформился и стал постепенно расширяться с XII в. цикл народоязычной литературы. Обогащение идейного и художественного содержания литературы за счет усиления народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее наглядно предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на основе цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.

На второй период приходится также и расцвет византийской эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось подытожить главные христианские концепции образа и на их основе разработать торию соотношения образа и архетипа, прежде всего применительно к изобразительному искусству. Были изучены функции образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ образов символических и мистических (подражательных), - по-новому осмысленно отношение образа к слову, поставлена проблема приоритета живописи в религиозной культуре.

Наиболее полное развитие получило в ту эпоху антиквизируещее направление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии прекрасного. Возрождался интерес к физической (телесной) красоте человека; получала новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами эстетика эротизма; вновь пользовалось особым вниманием светское искусство. Новые импульсы обрела также теория символизма, особенно концепция аллегории; стало цениться садово-парковое искусство; возрождение коснулось и драматического искусства, осмыслению которого посвящались специальные труды.

В целом эстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла, пожалуй, высшей точки своего развития, оказывая сильной влияние на художественную практику ряда других стран Европы и Азии.

Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи) возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания.

Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно возросло воздействие античной традиции, а с другой - все более устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать византийские художники. Создание живописного трафарета сопровождалось усилением стилизации, призванной служить целям передачи через зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в этом образе религиозной идеи.

Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на

XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.

В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийского культурного круга господствовала та же крестово- купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение декор фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было связано с расцветом городов, усилением общественной роли церкви, изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как образ мира).Возводилось много новых храмов, строилось большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.

Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки. Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. Например в Греции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой архаичности архитектурных форм (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесь также все шире использовались узорный кирпичный декор и полихромная пластика.

В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое церковное искусство. Благодаря его высоким художественным достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной, мелодии которой ранее проникали ранее даже в литургию. В целях еще большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий была проведена канонизация ладотональной системы - "октоиха" (восьмигласия). Икосы представляли собой некие мелодические формулы. Однако музыкально-теоретические памятники позволяют заключить, что система икосов не исключала звукорядного понимания. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали канон (музыкально- поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли не основная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялись ко всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам.

Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией).

Общественная жизнь также не обходилась без музыки. В книге "О церемониях византийского двора" сообщается почти о 400 песнопениях. Это и песни-шествия, и песни во время конных процессий, и песни при императорском застолье, и песни-аккламации, и т.п.

С IX в. в кругах интеллектуальной элиты нарастал интерес к античной музыкальной культуре, хотя этот интерес и имел по преимуществу теоретический характер: внимание привлекала не столько сама музыка, сколько сочинения древнегреческих музыкальных теоретиков.

Как итог ко второму периоду я хотел бы сказать, что Византия в это время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным положением между Востоком и Западом.

Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи. Ввиду недостатка материала по данному периоду скажу лишь, что, несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше

Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

культура Византии (4-15 вв.). В отличие от западноевропейской, В. к. испытала сравнительно слабое воздействие культурных влияний варварских племен. Вместе с тем В. к. многое черпала из антич. наследия, а также из культуры населявших Византию народов (сирийцы, армяне, славяне и др.); она испытала влияние араб. культуры. Образование зиждилось не только на свящ. писании, но и на поэмах Гомера; антич. авторов переписывали и изучали. Однако освоение антич. традиций было, как правило, схоластичным: они приобретали силу беспрекословного авторитета; отсюда - появление различных компиляций и словарей, подражание художеств. приемам древних авторов, сохранение классич. греч. яз. Как и повсюду, идеология, отражавшая интересы господств. класса, существовала в Византии наряду с идеологией оппозиц. кругов и идеологией нар. масс. Идеология господств. класса, хотя и сохраняла внешне антич. традиции, отвергла антич. идеал гармонич. развития свободной личности; в ее основе лежал церк. аскетич. идеал принижения плоти перед духом, выражающий в конечном счете идею смирения. Деспотич. характер визант. гос-ва имел своим следствием установление строгого контроля за идейной жизнью, порождавшего сервилизм перед власть имущими и безудержное восхваление правящего императора, господство трафаретных образов и словосочетаний, боязнь смелой мысли. Важнейшим центром офиц. В. к. был до 12 в. Константинополь, с 12 в. гл. очагами В.. к. стали провинц. центры, монастыри и феод. поместья. Оппозиц. элементы (гор. круги, нек-рые слои класса феодалов) стремились противопоставить апологии самодержавия учение (хотя и непоследовательное) о свободе человеч. личности, а также критику "тирании". Нар. культура находила свое выражение в эпосе и баснях, в песнях на разговорном яз. (отличавшемся от литературного), где подчас высмеивались императоры, в празднествах, сохранявших языч. формы, в выступлениях вожаков медведей, представления к-рых были пародией на судей и богачей, и т. д.

Историю развития В. к. можно разделить на след. периоды: 1) 4-кон. 7 вв. - период, характеризующийся борьбой отживающей цивилизации разлагающегося рабовладельч. об-ва, внутри к-рого уже зарождаются элементы феодализма, с новой идеологией; христ. церковь не только ведет борьбу против антич. культуры, но и стремится придать классич. наследию богослов. окраску, переработав его в духе христ. богословия (упадок позднеантич. полиса в 6-7 вв. и вторжения варваров неблагоприятно отразились на состоянии В. к.). 2) Кон. 7-сер. 9 вв. - период культурного спада в связи с сокращением ремесл. произ-ва и торговли, общей аграризацией, экономич. упадком. 3) Сер. 9-10 вв. - новый культурный подъем в Константинополе, распространившийся в 10 в. на провинц. города; 4) 11-12 вв. - период наивысшего развития В. к., обусловленного расцветом визант. городов. 5) Кон. 12-13 вв. - полоса культурного спада, связанного с экономич. и политич. упадком империи в кон. 12 в., усугубленным захватом и варварским разграблением Константинополя крестоносцами в 1204. 6) 14 - нач. 15 вв. - новый подъем В. к. в условиях зарождения гуманистич. идеологии и ожесточ. борьбы реакции против ростков визант. гуманизма, к-рый оставался ограниченным: главным в нем была не борьба за свободу мысли, а формальное восстановление антич. образованности. Слабость визант. гуманизма коренилась в ограниченности раннекапиталистич. развития в Византии.

Техника. В с.-х. технике сохранялись бесколесный плуг, молотьба с помощью запряженных в деревянные сани быков и ослов. Земледелие было двухпольным, важную роль играло виноградарство, садоводство и разведение оливы. Применялось искусств. орошение. Ручная или приводимая в движение скотом мельница с 11 в. вытесняется водяной; позднее появляется ветряная мельница. В 10 в. в монастырском х-ве делались попытки применить приводимую в движение быками "машину" для замешивания теста. Подъем ремесла заметен с сер. 9 в. в столице, с 10 в. - в провинции. С 9 в. широко распространяется поливная керамика, стеклоделие на антич. рецептах и др. Автоматич. механизмы, как и в древности, изготовлялись лишь для увеселений. В ювелирном и шелкоткацком произ-ве Византия до кон. 12 в. занимала первое место в Европе; в кораблестроении - первоначально обгоняла Зап. Европу (с 9 в. применялся косой парус).

Образование. В 4-7 вв. поддерживались традиции антич. образованности, сохранялись старые науч. центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа), возник новый - Константинополь. С кон. 7 в. высшее образование практически исчезло; возродилось лишь с 9 в. (Магнаврская школа в Константинополе). В 1045 был осн. Константинопольский ун-т с 2 ф-тами: юридическим и философским. При церкви св. Апостолов была создана высшая мед. школа. В кон. 13 в. крупным центром В. к. становится Мистра. Элементарные школы (частные или церк.-монастырские) существовали преим. в городах. Антич. обществ. б-ки с победой христианства были уничтожены (Константинопольская б-ка в 120 тыс. книг погибла в кон. 5 в.). Несмотря на распространение бомбициновой бумаги (уже в 11 в.), книги (до 14 в.) переписывались преим. на пергамене и были очень дороги, б-ки монастырей и частных лиц - невелики.

Математика. В математике широкое распространение получило комментирование соч. антич. авторов, в первую очередь Эвклида и Архимеда (Феон Александрийский (4 в.) и философ-неоплатоник Прокл Диадох (ок. 412-485); последнему принадлежит комментарий к первой кн. "Начал" Эвклида с рассмотрением постулата о параллельных линиях). В 6 в. Евтокий Аскалонский комментировал Архимеда и Аполлония. Из самостоят. произв. интересны исследования сечения конуса и цилиндра Сереном Антинейским (4 в.) и трактат по арифметике Домнина (515-585). Математич. знания применялись на практике: Синесий Киренский (ок. 370 - ок. 413) усовершенствовал астролябию, что способствовало развитию навигац. дела. Анфимий Тралльский оставил соч. "Об удивит. механизмах", где дал объяснение оптич. свойств зажигательных зеркал. В 1-й пол. 7 в. Стефан Александрийский написал трактат об устройстве астролябии. Хотя в дальнейшем математика в основном свелась к комментированию антич. образцов (прежде всего Герона), однако кое-какие новые моменты были внесены: в 9-11 вв. начинается применение индийских цифр в араб. написании, не получившее, однако, широкого распространения; в 9 в. Лев Математик использовал букв. обозначения в качестве символов, заложив основы алгебры. С кон. 13 в. интерес к математике усилился: математич. проблемы рассматриваются в спец. трудах Иоанна Педиасима, Максима Плануда, Мануила Мосхопула, Исаака Аргира. Несмотря на компилятивный в целом характер этих работ, наличие интереса к точным наукам показательно для последнего ("гуманистич.") периода В. к.

География. В сер. 4 в. Касторий составил карту дорог Рим. империи (от Британских островов до Цейлона), свидетельствующую о сравнительно высоком уровне географич. знаний. Анонимным автором, сирийцем по происхождению, было составлено "Полное описание мира и народов", где давалась обстоят. характеристика экономики и культуры стран Востока, обычаев и нравов вост. народов, а также описание торг. путей и важнейших экономич. центров Рим. империи. В 6 в. Гиерокл в "Синекдеме" дал перечисление провинций и городов Визант. империи, послужившее образцом для ряда поздних гос. и церк. справочников. Вся последующая географич. лит-ра вплоть до 13 в. сводится к небольшому количеству описаний путешествий, гл. обр. паломников.

Космография. Астрономия. В сер. 6 в. Косма Индикоплов написал "Христианскую топографию". Ставя своей задачей опровергнуть систему Птолемея, как противоречащую Библии, Косма утверждал, что земля имеет форму плоского четырехугольника, наподобие ковчега, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Это соч. означало шаг назад в представлениях о строении Вселенной. Однако в нем содержались ценные сведения о природе и животном мире, о быте и нравах населения Аравии и Вост. Африки, к-рые Косма посетил сам, и Индии, о крой он писал со слов очевидцев. В Византии антич. космогонич. представления сохранялись, и в 9 в. Фотий полемизировал против наивной космогонии Космы. Астрономич. наблюдения были подчинены интересам астрологии, к-рая часто становилась оружием в политич. борьбе. В 12 в. развернулась дискуссия об астрологии, достоинства к-рой защищал Мануил Комнин. В 14 в. появились соч. по астрономии, учитывавшие достижения араб. ученых ("Осн. начала астрономия, науки" Феодора Метохита).

Химия и ее спутница алхимия были неразрывно связаны с потребностями ремесл. произ-ва. Значит. уровня достигло в 4-7 вв. изготовление красок и стекла. Химия обслуживала художеств. ремесла - изготовление керамич. изделий, мозаичной смальты, эмалей. Большую роль она играла в медицине. Известны рецепты нек-рых красителей и лекарств, а также спец. руководства по их изготовлению. Стефан Александрийский создал трактат по алхимии, где ставил вопрос о производстве золота. Ученые-химики в ранней Византии, по-видимому, уже применяли спец. обозначения химия, веществ, являющиеся предшественниками обозначения элементов. Огромное практич. значение имело изобретение в Византии в 7 в. греч. огня. В 678 сирийский архитектор Калинник впервые предложил применить в морском бою против араб. кораблей зажигат. смесь, дающую не гасимое водой пламя и даже воспламеняющуюся при соприкосновении с водой. Состав греч. огня долгое время хранился в глубокой тайне; позднее было установлено, что он состоял из нефти, смешанной с асфальтом, смолами, негашеной известью и др. горючими веществами. Изобретение греч. огня на долгое время обеспечило Византии перевес в морских сражениях.

Медицина. В медицине наряду с изучением соч. Галена и Гиппократа создавались самостоят. труды, обобщающие врачебный опыт. Крупным мед. центром была Александрия, где изучалась анатомия. Врач Орибасий из Пергама (326-403) составил мед. энциклопедию в 76 кн. (сб. извлечений из произв. древних медиков и обобщение личного опыта автора). Ко 2-й пол. 4 в. относится деятельность врача Филагрия (диагностика и терапия болезней печени и селезенки) и Посидония (попытка локализовать психич. способности в различ. участках мозга). В 6 в. врач Аэций из Амиды составил руководство по медицине в 16 кн., Александр Тралльский - труд по патологии и терапии внутр. болезней, переведенный впоследствии на лат., сирийский, араб. и евр. яз. Павел Эгинский (7 в.) был автором руководства по хирургии и акушерству, получившего затем известность у арабов. В последующий период византийцы использовали не только антич. наследие, но и произведения араб. медиков: уже в 10 в. было переведено соч. Абу Джафар Ахмеда; позднее Симеон Сиф в кн."О воздействии пищи" использовал не только Галена, но и совр. араб. рецепты. Араб. традиции были использованы и поздними визант. анатомами и фармакологами, в т. я. Николаем Миренсом (кон. 13 в.), соч. к-рого по фармакопее пользовалось авторитетом на З. вплоть до 17 в. Мед. обслуживание стояло на сравнительно высоком уровне: так, в Константинополе в 12 в. была создана больница из 5 отделений со спец. штатом врачей.

Естествознание. Ранневизант. период не богат серьезными науч. трудами; зоология и ботаника носили чисто прикладной, описат. характер. В 5-6 вв. Тимофеем из Газы был написан трактат о животных Индии (извлечение из произведений древних авторов). Своеобразными христ. энциклопедиями естествознания стали т. н. "Шестодневы", основанные на библ. сказании о "сотворении мира" в 6 дней. Наибольшей известностью пользовались "Шестодневы" Василия Кесарийского и Григория Нисского, в к-рых делалась попытка переосмыслить антич. представления о мире с т. зр. христ. богословия. Наряду с этим в них содержались сведения о животном и растит, мире, основанные на наблюдениях живой природы. Широко были распространены созданные еще в первых веках н. э. сборники естественноисторич. сведений о животных, т. н. "Физиологи", приобретшие теперь церк. окраску и богословско-аллегорич. истолкование. Потребности с. х-ва настоятельно требовали расширения и систематизации агротехнич. знаний. В 4 в. Анатолий из Бейрута и Дидимий из Александрии создали трактаты по агрономии, обобщающие накопленный агротехнич. опыт. В 10 в. их трактаты были положены в основу компилятивного сб. "Геопоники".

Философия и богословие. Философия в Византии была подчинена богословию. Материалистич. элементы в философии преследовались. Однако в 12 в. они вновь усилились: напр., в речи Михаила Анхиала, философа при дворе Мануила Комнина, содержится полемика против тех, кто утверждал, что мир не сотворен и не имеет начала. Возникали также споры богословов с последователями Эпикура, утверждавшими, что не бог, а судьба управляет жизнью людей. Большим влиянием пользовалось идеалистич. филос. направление. В 4-7 вв. неоплатонизм, с одной стороны, был использован для выработки христ. вероучения (Псевдо-Дионисий Ареопагит), а с другой - послужил идейным источником арианства и нек-рых др. еретич. учений. Позднее, в 11 в., платоновский идеализм был использован Михаилом Пселлом и особенно Иоанном Италом для отстаивания права на критич. отношение к богослов. авторитетам; у философов 14-15 вв., особенно у Георгия Гемиста Плифона, учение Платона выступает как идейное обоснование гуманистич. тенденций. Важнейшим для визант. социологов был вопрос о природе императорской власти; если Валсамон отстаивал принципы автократии, то у ряда авторов мы находим осуждение императорского произвола и прославление абстрактной гуманности (Михаил Пселл, Никита Хониат, Никифор Влеммид). С завершением христологич. споров в 7 в. (монофелиты) наступил период систематизации визант. богословия, что было выполнено Иоанном Дамаскином, опиравшимся, помимо "отцов церкви", на систему Аристотеля, отвергнув ее диалектич. элементы; систематизация богословия протекала в борьбе с иконоборчеством. В дальнейшем господств. направление в визант. богословии сосредоточивает свои усилия на полемике с еретиками: павликианами и богомилами, и с латинянами (см. "Разделение церквей"). С 11 в. в Византии распространяется мистика (Симеон Новый Богослов), пытавшаяся увести возрождавшуюся пытливость человеч. ума в дебри сверхъестественного. В борьбе с элементами визант. гуманизма и рационализма (Варлаам) распространяются особенно в 14-15 вв. мистич. учения (Григорий Палама и др.).

Лит.ратура. В 4-6 вв. господствуют унаследов. от античности лит. формы: речи, письма, эпиграммы, эротич. повесть; под сильным влиянием антич. риторики находятся и церк. писатели (Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Зарождаются и новые лит. формы - церк. поэзия (Роман Сладкопевец), агиография, частично использующие нар. язык и нар. сказания. Эти лит. формы становятся ведущими в 7-1-й пол. 9 вв.; во 2-й пол. 9-10 вв. происходит активное собирание и переработка антич. памятников (Фотий, Арефа Кесарийский, Лев Хиросфакт, Константин VII Багрянородный), в лит-ру широко проникают светские темы, особенно популярным становится образ воина ("Дигенис Акрит"). С 11 в. осн. жанрами становятся речь и письмо, представляющие гораздо большие возможности для обсуждения обществ. проблем (Михаил Пселл, Иоанн Мавропод, Феофилакт Болгарский, Евстафий Солунский, Михаил Хониат и др.). С развитием критич. отношения к господств. идеологии особое внимание привлекает такой атеистич. писатель, как Лукиан, к-рому много подражают (напр., "Тимарион"). В поэзии 11-12 вв. можно встретить не только многословные панегирики и псевдоученые комментарии (Иоанн Цеца), но и полные юмора зарисовки живых сцен (Христофор Митиленский, Феодор Продром). В отличие от свойственного антич. лит-ре героизированного образа, визант. лит-ра стремится создать сложный образ противоречивого человека, греховного, но стремящегося к добру. С 12 в. живой яз. пробивает себе путь в поэзию. По-видимому, с укреплением феод. порядков связано распространение "куртуазного" романа. В лит-ре 14-15 вв. обществ. проблемы ставятся очень остро (Алексей Макремволит, Георгий Гемист Плифон, стихотворные басни), однако свойственные гуманистической литературе жанры развиты еще слабо (автобиографич. повесть Мануила Фила), антич. формы (письмо и речь) по-прежнему привлекают крупнейших прозаиков (Никифор Григора, Димитрий Кидонис). К чисто ср.-век. жанрам восходят как сатирич. повести, где героями выступают птицы, рыбы или плоды, так и "плачи".

Историч. наука. Соч. историков - один из интереснейших жанров визант. лит-ры. В 4-7 вв. были еще живы традиции антич. историч. науки. Наиболее крупный историк - идеолог аристократии Прокопий Кесарийский, критически оценивающий политику Юстиниана. Церк. историография (Евсевий Кесарийский, Сократ, Созомен) откровенно апологетична и лишена критич. отношения к источникам. В 8-9 вв. осн. вид историч. соч. - всемирные хроники, где большое внимание уделяется церк. событиям (Феофан Исповедник, Георгий Амартол). С 10 в. появляются произведения, авторы к-рых самостоятельно оценивают события и ставят своей задачей выяснение причины (Феофана Продолжатели). Расцвет историч. науки - 11-12 вв. (Михаил Пселл, Михаил Атталиат, Анна Комнина, Иоанн Киннам, Никита Хониат): образы действующих лиц становятся полнокровными, оценки событий - индивидуальными, сообщается много подробностей, внимание сосредоточивается на событиях, современниками к-рых были авторы. В историч. науке 13 в. наблюдается нек-рый спад (крупнейший историк - Георгий Акрополит). В 14 в. наряду с историч. соч., где богослов. проблемы занимают главенствующее место (Никифор Григора), зарождается характерный для гуманистич. лит-ры жанр субъективных история, мемуаров (Иоанн Кантакузин). Обширная историография 15 в. (Лаоник Халкокондил, Георгий Сфрандзи, Дука, Критовул), стремясь сохранить культурное наследие перед натиском турок, поднимает вопрос о величии визант. цивилизации.

Юриспруденция. Крупнейшее ее достижение - составление "Свода законов" (Corpus iuris) Юстиниана, где использованы рим. законы и соч. юристов, исходивших из норм рабовладельч. права. Компилятивный по существу сборник отличается образцовой структурой и сохраняет четкость формулировок рим. права. Юстиниан запретил дальнейшее самостоят. творчество юристов, ограничив его лишь переводами и комментариями "Свода". Предпринятые в 8 в. попытки использовать нормы действующего права (Земледельческий закон, отчасти Эклога законов) были затем оставлены, и визант. правовые соч. с 9 в. (Василики) и до 14 в. (Арменопул) - компиляции ранневизант. переводов рим. права. Однако в практич. судопроизводстве постоянно разбирались казусы и вырабатывались нормы, отличавшиеся от норм рим. права; изучать их можно по Пире (11 в.) и деловым актам.

Изобразит. искусство. В ранний период искусство сохраняло антич. традиции и мотивы, вытеснявшиеся ср.-век. системой художеств. творчества. Последняя окончательно сложилась к 9-10 вв., отчасти в результате победы учения иконопочитателей (полагавших, что священное изображение должно являться отражением отвлечен, божественного "архетипа") над иконоборцами (отрицавшими священные изображения). Ведущую роль в изобразит. иск-ве Византии играла живопись, достигавшая острой эмоциональной выразительности гл. обр. путем сочетаний плоских цветовых силуэтов, ритмики линий. В Византии развилось иск-во настенной росписи (мозаика, использующая смальту, в т. ч. золотую, и фреска, к-рую обычно заканчивали темперой), в к-рой в 6 в. четко определилось отвлеченное духовное начало (мозаики церкви св. Виталия в Равенне), а к 10 в. сложилась строгая система расположения сюжетов на стенах и сводах храма, связанная с композицией крестово-купольной церкви. Выдающиеся мозаики сохранились в соборе св. Софии в Константинополе (9-12 вв.), церкви монастыря в Дафни около Афин (11 в.), церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе (14 в.). Гл. видом станковой живописи стала иконопись, обычно выполнявшаяся на досках темперой, а в ранний период восковыми красками (наиболее ранние памятники - ок. 6 в.). Книжная миниатюра представлена церковными и светскими произведениями: сначала на свитках ("Свиток Иисуса Навина", копия 7 или 10 вв. с более раннего оригинала), затем в кодексах ("Венская книга бытия", 6 в., "Хлудовская псалтырь", 9 в., "Парижская псалтырь", 10 в.). В скульптуре со времени иконоборчества исчезает круглая статуя; продолжает развиваться иск-во рельефа и мелкая пластика. Большую роль играло декоративно-прикладное искусство (эмаль, ювелирное дело, резьба по слоновой кости, ткани, стекло), долго хранившее традиции антич. художеств. ремесла.

Архитектура. От поздней античности Византия восприняла традиции градостроительства; сохранялась рим. планировка с прямоугольной сеткой улиц. Однако уже в 5 в. в Константинополе определяется средневековая по типу планировка с центр. площадью и собором, куда сходятся гл. улицы. Для позднего периода характерна живописная планировка города, подчиненная рельефу местности (Мистра, 13-15 вв.). Города и монастыри были укрепленными. Архитектура жилища изучена слабо; известно, что дома в Константинополе достигали неск. этажей и имели в нижнем этаже аркады; домам в Мистре свойствен крепостной облик. Размерами и великолепием выделялись дворцовые постройки Константинополя (части Большого дворца императоров, 5 в.; т. н. Текфур-Серай, 14 в.). Сел. поселения известны, за исключением сирийских, плохо; в архитектуре поместий, вероятно, долго держались антич. традиции. Единый тип и стилевые особенности архитектуры Византии сложились в результате сочетания традиций, бытовавших в разных областях империи. Однако отличия местных школ сохранились, выражаясь, в частности, в использовании разных материалов: для зодчества столицы был характерен кирпич, для греч. школы - кирпич в сочетании с камнем, для вост. обл. Византии - камень. Ведущим в Византии было культовое зодчество, уже в ранних памятниках которого (базилики и центрич. купольные здания 4-5 вв.) внимание уделялось гл. обр. интерьеру, создававшему особый эмоциональный мир, резко отличный от окружающей среды. В течение 4-6 вв. пропорции церк. здания теряют свойственную античной архитектуре соразмерность с человеком; унаследованная от античности ордерная система начинает играть второстепенную, декоративную роль, а в развитой ср.-век. архитектуре исчезает вовсе. Крупнейший памятник раннего визант. зодчества собор св. Софии в Константинополе (532-537, арх. Анфимий из Тралл, Исидор из Милета) - трехнефная базилика, покрытая грандиозным куполом, укрепленным на парусах. С 6 в., наряду с купольной базиликой, разрабатывается тип крестовокупольного здания, сложившийся в 9-10 вв. и ставший характерным для ср.-век. зодчества Византии; его особенности: купол в центре здания (близкого в плане к квадрату), укрепленный на четырех опорах с помощью парусов; расходящиеся крестом от купола сводчатые проходы; купола по углам, между рукавами креста. Этот тип обеспечивал более надежную конструкцию здания, чем купольная базилика: распор гл. купола равномерно передается во все четыре стороны, а угловые купола создают противодействующее, погашающее давление на его четыре опоры (церкви Феодора, 11 в., Пантократора, 12 в., в Константинополе). Для Греции более характерен вариант, отличающийся тем, что купол крепится на торцах стен с помощью тромпов (церковь монастыря в Дафни, 11 в., и др.). Крестовокупольная конструкция получает выражение во внешнем облике храма, к-рому в отличие от ранних зданий придается большее значение (членение арками и колонками стен и барабанов куполов, узорная кладка и т. п.). Крестовокупольный тип храма, оказавший огромное влияние на зодчество соседних с Византией стран, просуществовал до гибели Византии, претерпевая лишь отдельные изменения (напр., двухъярусные храмы, базиликальные в первом и крестовокупольные во втором ярусе, в Мистре).

Музыка. В светской музыке, возвеличивавшей "дворцовый деспотизм", были распространены хоровые возгласы - славословия (эвфемии) и застольные величальные песни, часто в сопровождении органа и труб; в культовой музыке - молитвенное чтение нараспев (речитирование), псалмодия, позднее - тропари. Широкое распространение получила гимнография, виднейшими представителями к-рой были Роман Сладкопевец (6 в.), Андрей Критский (7-8 вв.), Иоанн Дамаскин (8 в.), Косма Иерусалимский (8 в.). Крупным центром гимнографии был Студийский монастырь (Феодор Студит, 8-9 вв). Музыка Византии, игравшая до 9 в. видную роль в Европе, позднее пришла в упадок.

Значение византийской культуры. В. к., являвшаяся частью ср.-век. культуры, сохранила многие антич. традиции. Вместе с тем в ряде обл. науки и техники были сделаны известные шаги вперед. Гуманитарные науки, дифференциация к-рых была крайне нечеткой, несмотря на сковывавшее влияние богословия и господство традиций, поднимали актуальные вопросы, хотя и в завуалированной форме. Лит-ра способствовала выработке нового эстетич. идеала: в противовес античному идеалу героизированного, гармонически развитого человека выдвигался образ человека маленького, слабого, греховного, но страстно жаждущего спасения. В визант. изобразит. иск-ве особенно четко были сформулированы принципы ср.-век. художеств. творчества. Будучи, по крайней мере до 12 в., наиболее культурным гос-вом Европы, Византия влияла на соседние страны (особенно на южнослав. гос-ва, Русь, Кавказ, а также на Италию и страны Центр. Европы). Через Византию дошли до нас памятники античной цивилизации: переписанные ср.-век. писцами рукописи греч. поэтов и сборники рим. права; визант. писатели (Фотий, Иоанн Зонара и др.) сохранили множество фрагментов из утерянных ныне сочинений. Визант. ремесл. техника, архитектура, живопись, гражд. и канонич. право, естествознание и лит-ра содействовали оформлению ср.-век. культуры соседних народов, многому научившихся у Византии. Особую роль сыграла В. к. в подготовке гуманистич. движения 14-15 вв.: переселившиеся из Греции в Италию и на Русь люди приносили с собой "греч. мудрость", греч. ученые (Георгий Гемист Плифон) и художники (Феофан Грек, Эль Греко) нашли свое место в культуре Возрождения. Вместе с тем присущее В. к. преклонение перед традицией нередко сковывало в находившихся под визант. влиянием странах свободное развитие науки, иск-ва и лит-ры.

Источн.: Byzantinische Geisteswelt. Von Konstantin dem Grossen bis zum Fall Konstantinopols, hrsg. v. H. Hunger, Baden-Baden, Halle, 1958.

Лит.: Успенский Ф. И.. Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; Соколов И., О народных школах в Византии с половины IX до половины XV в., "Церковные ведомости", 1897, No 7, 8; Рудаков А. П., Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Каждан А. П., Литаврин Г. Г., Очерки истории Византии и южных славян, М., 1958, с. 125-141; Банк А. В. Иск-во Византии в собрании Гос. Эрмитажа, Л.,1960; Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - пер. половина IX в., М.-Л., 1961; Шангин М. A., О роли греч. астрологич. рукописей в истории знаний, "ИАН СССР", Отд. гуманитарных наук, 1930, No 5; Лазарев В. Н., История визант. живописи, т. 1-2, М., 1947-48; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 2, М.-Л., 1935; Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Münch., 1897; Fuchs F., Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz. - В., 1926; Hussey J. M., Church and learning in the Byzantine Empire, L., 1937; Vogel K., Buchstabenrechnung und indische Ziffern in Byzanz (Akten des XI Internationalen Byzantinisten-Kongresses, München, 1958), Münch., 1960; Haussig H. W., Kulturgeschichte von Byzanz, Stuttg., 1959; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959; Seidler G. L., Soziale Ideen in Byzanz, В., i960; Tatakis B., La philosophie byzantine, P., 1949 (Histoire de la philosophie, (ed.) par E. Bréhier, Suppl. fasc. 2); Schreiber G., Bysantinisches und abendländisches Hospital, BZ, 1943-49, No 42; Grabar A., La peinture byzantine, Genève, 1953.




Top