Время написания произведения петр 1. Пётр I в русской литературе

Петр I, за свои заслуги перед Россией получивший прозвище Петр Великий, – фигура для российской истории не просто знаковая, а ключевая. Петр 1 создал Российскую империю, поэтому оказался последним царем всея Руси и, соответственно, первым Императором Всероссийским. Сын царя, крестник царя, брат царя - Петр и сам был провозглашен главой страны, причем на тот момент мальчику едва исполнилось 10 лет. Изначально у него был формальный соправитель Иван V, но с 17 лет уже правил самостоятельно, а в 1721 году Петр I стал императором.

Царь Петр Первый | Haiku Deck

Для России годы правления Петра I явились временем масштабных реформ. Он значительно расширил территорию государства, построил прекрасный город Санкт-Петербург, невероятно поднял экономику, основав целую сеть металлургических и стекольных заводов, а также понизив до минимума импорт заграничных товаров. Кроме того, Петр Великий первым из российских правителей стал перенимать у западных стран их лучшие идеи. Но так как все реформы Петра Первого достигались за счет насилия над населением и искоренения всякого инакомыслия, личность Петра 1 у историков до сих пор вызывает диаметрально противоположные оценки.

Детство и юность Петра I

Биография Петра I изначально подразумевала его будущее царствование, так как он родился в семье царя Алексея Михайловича Романова и его супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной. Примечательно, что Петр Первый оказался 14-м ребенком у своего отца, но первенцем для матери. Также стоит заметить, что имя Петр было совершенно нетрадиционным для обеих династий его предков, поэтому историки до сих пор не могут выяснить, откуда же он получил это имя.


Детство Петра Первого | Academic Dictionaries and Encyclopedias

Мальчику было всего четыре года, когда скончался царь-отец. На престол взошел его старший брат и крестный Федор III Алексеевич, который взял опекунство над братом и приказал дать тому максимально хорошее образование. Впрочем, с этим у Петра Первого оказались большие проблемы. Он всегда был очень любознательным, но как раз в тот момент Православная церковь затеяла войну против иноземного влияния, а все преподаватели-латинисты были от двора отстранены. Поэтому царевича обучали русские дьяки, которые и сами не имели глубоких знаний, а русскоязычных книг должного уровня еще не существовало. В итоге Петр Первый имел скудный словарный запас и до конца жизни писал с ошибками.


Детство Петра Первого | View Map

Царь Федор III правил всего шесть лет и скончался из-за слабого здоровья в молодом возрасте. По традиции престол должен был занять еще один отпрыск царя Алексея, Иван, но он был очень болезненным, поэтому семья Нарышкиных организовала фактически дворцовый переворот и объявила наследником Петра I. Им это было выгодно, так как мальчик являлся потомком их рода, но Нарышкины не учли, что семья Милославских поднимет восстание из-за ущемления интересов царевича Ивана. Состоялся знаменитый Стрелецкий бунт 1682 года, итогом которого стало признание одновременно двух царей – Ивана и Петра. В Оружейной палате Кремля до сих пор сохранился двухместный трон для братьев-царей.


Детство и юность Петра Первого | Русский музей

Любимой игрой юного Петра I стали занятия со своим войском. Причем солдатики у царевича были вовсе не игрушечными. Его сверстники одевались в униформу и маршировали по улицам города, а сам Петр Первый «служил» в своем полку барабанщиком. Позднее он даже завел собственную артиллерию, тоже настоящую. Потешное войско Петра I называлось Преображенским полком, к которому позднее добавился Семеновский полк, а, кроме них, царь организовал потешный флот.

Царь Петр I

Когда юный царь был еще несовершеннолетним, за его спиной стояла старшая сестра, царевна Софья, а позднее мать Наталья Кирилловна и ее родственники Нарышкины. В 1689 году брат-соправитель Иван V окончательно отдал Петру всю власть, хотя номинально оставался со-царем, пока скоропостижно не умер в возрасте 30 лет. После смерти матери царь Петр Великий освободился от тяготившего опекунства князей Нарышкиных и именно с той поры можно говорить о Петре Первом как о самостоятельном правителе.


Царь Петр Первый | Культурология

Он продолжил военные действия в Крыму против Османской империи, провел серию Азовских походов, результатом которых оказалось взятие крепости Азов. Для усиления южных границ царь построил порт Таганрог, но полноценного флота Россия все еще не имела, поэтому окончательной победы не достигла. Начинается масштабное строительство судов и обучение молодых дворян за границей корабельному делу. И сам царь учился искусству постройки флота, даже поработав плотником на строительстве корабля «Пётр и Павел».


Император Петр Первый | Книгоголик

Пока Петр Великий готовился реформировать страну и лично изучал технический и экономический прогресс ведущих европейских государств, против него был задуман заговор, причем во главе стояла первая жена царя. Подавив стрелецкий бунт, Петр Первый решил переориентировать военные действия. Он заключает мирное соглашение с Османской империей и начинает войну со Швецией. Его войска захватили крепости Нотебург и Ниеншанц в устье Невы, где царь решил основать город Санкт-Петербург, а на близлежащем острове Кронштадт поместил базу русского флота.

Войны Петра Великого

Вышеперечисленные завоевания позволили открыть выход к Балтийскому морю, получивший позднее символическое название «Окно в Европу». Позднее к России присоединились территории Восточной Прибалтики, а в 1709 году в ходе легендарной Полтавской битвы шведы были разгромлены полностью. Причем важно заметить: Петр Первый в отличие от многих царей не отсиживался в крепостях, а лично руководил войсками на поле боя. В Полтавской битве Петру I даже прострелили шляпу, то есть он действительно рисковал собственной жизнью.


Петр Первый при Полтавской битве | X-digest

После поражения шведов под Полтавой король Карл XII укрылся под покровительством турок в городе Бендеры, который тогда входил в состав Османской империи, а сегодня расположен в Молдавии. При помощи крымских татар и запорожского казачества он стал нагнетать обстановку на южной границе России. Добиваясь высылки Карла, Петр Первый, наоборот, вынудил османского султана вновь развязать русско-турецкую войну. Русь оказалась в ситуации, когда нужно вести войну на три фронта. На границе с Молдавией царь попал в окружение и согласился подписать мир с турками, отдав им назад крепость Азов и выход к Азовскому морю.


Фрагмент картины Ивана Айвазовского "Петр I при Красной горке" | Pусский музей

Помимо русско-турецкой и северной войн Петр Великий нагнетал обстановку на востоке. Благодаря его экспедициям были основаны города Омск, Усть-Каменогорск и Семипалатинск, позднее к России присоединилась Камчатка. Царь хотел осуществить походы в Северную Америку и Индию, но воплотить в жизнь эти задумки не сумел. Зато он провел так называемый Каспийский поход на Персию, в ходе которого завоевал Баку, Решт, Астрабад, Дербент, а также другие иранские и кавказские крепости. Но после смерти Петра Великого большинство этих территорий оказались утерянными, так как новое правление посчитало регион не перспективным, а содержание гарнизона в тех условиях было слишком дорогостоящим.

Реформы Петра I

Благодаря тому, что территория России значительно расширилась, Петру удалось реорганизовать страну из царства в империю, и начиная с 1721 года Петр I стал императором. Из многочисленных реформ Петра I явно выделялись преобразования в армии, которые позволили ему достигнуть больших военных побед. Но не менее важными были такие новшества, как переход церкви под подчинение императору, а также развитие промышленности и торговли. Император Петр Первый отлично осознавал необходимость просвещения и борьбы с устаревшим образом жизни. С одной стороны, как самодурство воспринимался его налог на ношение бороды, но в то же время появилась прямая зависимость продвижения дворян по службе от уровня их образованности.


Петр Первый рубит бороды боярам | VistaNews

При Петре основана первая русская газета и появилось много переводов иностранных книг. Были открыты артиллерийские, инженерные, медицинские, морские и горные школы, а также первая в стране гимназия. Причем теперь общеобразовательные школы могли посещать не только дети знатных особ, но и отпрыски солдат. Он очень хотел создать обязательную для всех начальную школу, но осуществить этот замысел не успел. Важно заметить, что реформы Петра Первого затронули не только экономику и политику. Он финансировал образование талантливых художников, ввел новый юлианский календарь, пытался изменить положение женщины, запретив насильственную женитьбу. Также поднимал достоинство подданных, обязав их не становиться на колени даже перед царем и использовать полные имена, а не называть себя как раньше «Сенькой» или «Ивашкой».


Памятник «Царь-плотник» в г. Санкт-Петербург | Русский музей

В целом, реформы Петра Первого меняли у дворян систему ценностей, что можно считать огромным плюсом, но при этом пропасть между знатью и народом возросла многократно и теперь не ограничивалась только финансами и титулом. Главным минусом царских преобразований считается насильственный метод их воплощения. Фактически это была борьба деспотизма с необразованными людьми, и Петр рассчитывал кнутом привить народу сознательность. Показательным в этом плане является постройка Санкт-Петербурга, которая велась в тяжелейших условиях. Многие мастеровые бросались от каторжной работы в бега, а царь приказывал всю их семью сажать в тюрьмы, пока беглецы не вернутся с повинной.


Комсомольская правда

Так как методика управления государством при Петре Первом нравилась далеко не всем, царь основал орган политического сыска и суда Преображенский приказ, который позднее перерос в печально известную Тайную канцелярию. Самыми непопулярными указами в этом контексте был запрет на ведение записей в закрытой от посторонних комнате, а также запрет недоносительства. Нарушение обоих этих указов каралось смертной казнью. Таким способом Петр Великий боролся с заговорами и дворцовыми переворотами.

Личная жизнь Петра I

В юношестве царь Петр I любил бывать в Немецкой слободе, где не только увлекся иноземной жизнью, например, научился танцевать, курить и общаться на западный манер, но и влюбился в немецкую девушку Анну Монс. Его мать была очень встревожена подобными отношениями, поэтому по достижении Петром 17-летия настояла на его свадьбе с Евдокией Лопухиной. Впрочем, нормальной семейной жизни у них не было: вскоре после свадьбы Петр Первый покинул жену и наведывался к ней только ради предотвращения слухов определенного рода.


Евдокия Лопухина, первая жена Петра Первого | Воскресный день

У царя Петра I и его жены было трое сыновей: Алексей, Александр и Павел, но двое последних умерли в младенчестве. Старший сын Петра Первого должен был стать его наследником, но так как Евдокия в 1698 году неудачно попыталась свергнуть мужа с престола ради передачи короны сыну и была заключена в монастырь, Алексей оказался вынужден бежать заграницу. Он никогда не одобрял реформ своего отца, считал того тираном и планировал низвергнуть родителя. Впрочем, в 1717 году молодого человека арестовали и заключили под стражу в Петропавловской крепости, а будущим летом вынесли смертный приговор. До казни дело не дошло, так как вскоре Алексей умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах.

Через несколько лет после расторжения брака с первой женой Петр Первый взял в любовницы 19-летнюю Марту Скавронскую, которую русские войска захватили как военную добычу. Она родила от царя одиннадцать детей, причем половину – еще до законного венчания. Свадьба состоялась в феврале 1712 года после принятия женщиной православия, благодаря которому она стала Екатериной Алексеевной, впоследствии известной как императрица Екатерина I. Среди детей Петра и Екатерины - будущая императрица Елизавета I и Анна, мать , остальные погибли еще в детстве. Интересно, что вторая жена Петра Первого была единственным человеком в его жизни, кто умел успокоить его буйный характер даже в моменты бешенства и припадков гнева.


Мария Кантемир, фаворитка Петра Первого | Википедия

Несмотря на то, что жена сопровождала императора во всех походах, он смог увлечься молодой Марией Кантемир, дочерью бывшего молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича. Мария оставалась фавориткой Петра Первого до конца его жизни. Отдельно стоит упомянуть про рост Петра I. Даже для наших современников более чем двухметровый мужчина кажется весьма высоким. Но во времена Петра I его 203 сантиметра казались совершенно невероятными. Судя по летописям очевидцев, когда царь и император Петр Великий шел через толпу, его голова возвышалась над морем людей.

По сравнению со своими старшими братьями, рожденными другой матерью от их общего отца, Петр Первый казался довольно здоровым. Но на самом деле его почти всю жизнь мучили сильнейшие головные боли, а в последние годы правления Петр Первый страдал от почечнокаменной болезни. Приступы еще больше усилились после того, как император вместе с рядовыми солдатами вытаскивал севший на мель бот, но он старался не обращать на недуг внимания.


Гравюра "Смерть Петра Первого" | АртПолитИнфо

В конце января 1725 года правитель уже не мог терпеть боли и слег в своём Зимнем дворце. После того как сил кричать у императора не осталось, он только стонал, а все окружение поняло, что Петр Первый умирает. Смерть Петр Первый принял в страшных муках. Официальной причиной его смерти врачи назвали воспаление легких, но позднее у докторов возникли сильные сомнения на счет такого вердикта. Было проведено вскрытие, которое показало страшное воспаление мочевого пузыря, которое уже переросло в гангрену. Похоронили Петра Великого в соборе при Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а наследницей трона стала его супруга, императрица Екатерина I.

Алексей Толстой

Петр Первый

Роман

Книга первая

Глава первая

1

Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка: вдруг все захотели пить, — вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Чуть голубоватый свет брезжил в окошечко сквозь снег. Студено. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик. Чада прыгали с ноги на ногу, — все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка. — Дверь, оглашенные! — закричала мать из избы. Мать стояла у печи. На шестке ярко загорелись лучины. Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, — как на иконе. Санька отчего-то забоялась, захлопнула дверь изо всей силы. Потом зачерпнула пахучую воду, хлебнула, укусила льдинку и дала напиться братикам. Прошептала: — Озябли? А то на двор сбегаем, посмотрим, — батя коня запрягает... На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студено, как в сенях. На бате, Иване Артемьиче, — так звала его мать, а люди и сам он себя на людях — Ивашкой, по прозвищу Бровкиным, — высокий колпак надвинут на сердитые брови. Рыжая борода не чесана с самого Покрова... Рукавицы торчали за пазухой сермяжного кафтана, подпоясанного низко лыком, лапти зло визжали по навозному снегу: у бати со сбруей не ладилось... Гнилая была сбруя, одни узлы. С досады он кричал на вороную лошаденку, такую же, как батя, коротконогую, с раздутым пузом. — Балуй, нечистый дух! Чада справили у крыльца малую надобность и жались на обледенелом пороге, хотя мороз и прохватывал. Артамошка, самый маленький, едва выговорил: — Ничаво, на печке отогреемся... Иван Артемьич запряг и стал поить коня из бадьи. Конь пил долго, раздувая косматые бока: — «Что ж, кормите впроголодь, уж попью вдоволь...» Батя надел рукавицы, взял из саней, из-под соломы, кнут. — Бегите в избу, я вас! — крикнул он чадам. Упал боком на сани и, раскатившись за воротами, рысцой поехал мимо осыпанных снегом высоких елей на усадьбу сына дворянского Волкова. — Ой, студено, люто, — сказала Санька. Чада кинулись в темную избу, полезли на печь, стучали зубами. Под черным потолком клубился теплый, сухой дым, уходил в волоковое окошечко над дверью: избу топили по-черному. Мать творила тесто. Двор все-таки был зажиточный: — конь, корова, четыре курицы. Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий. Падали со светца в воду, шипели угольки лучины. Санька натянула на себя, на братиков бараний тулуп и под тулупом опять начала шептать про разные страсти: про тех, не будь помянуты, кто по ночам шуршит в подпольи... — Давеча, лопни мои глаза, вот напужалась... У порога — сор, а на сору — веник... Я гляжу с печки, — с нами крестная сила! Из-под веника — лохматый, с кошачьими усами... — Ой, ой, ой, — боялись под тулупом маленькие.

Петр I - младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной - родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана - и родственники первой жены Алексея Михайловича - Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр - "младшим" царем при правительнице Софье.

При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" - будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии стал "правой рукой" императора.

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.

После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем .

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии .

По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.

Петр I содействовал подъему производительных сил страны, поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней торговли.

Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия XVII века в чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала "фискалы" (1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем правительства. Большое значение имела административная реформа. В 1708-1709 вместо уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 8 (затем 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 году губернии были разделены на 47 провинций.

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695- 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.

Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения. Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей - Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от "Рождества Христова", а не от "Сотворения мира".

По распоряжению Петра I были проведены различные экспедиции, в том числе в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

Петр I был дважды женат : на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея и от второго - дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).

Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Краткое содержание

Роман Пётр Первый охватывает время после смерти Фёдора Алексеевича - сына Алексея Михайловича и практически до взятия русскими войсками Нарвы. Роман максимально приближен к реальным историческим событиям. Стрелецкий бунт , коварная царевна Софья , её любовник, князь Василий Голицын , Лефорт , Меншиков , Карл XII , Анна Монс - все эти исторические личности присутствуют здесь. Пётр Первый обладает упорным характером и бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми военачальниками.

С трудом, с помощью флота был взят Азов , что привело Россию к столкновению с могущественной Турецкой империей .

Смысл романа

Толстой писал: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Скука Преображенского дворца приводит Петра Первого в слободу, к простым людям.

Роман Алексея Толстого показывает всю бытность того времени. Особенно ярко изображаются простые люди - современники Петра. Они спорят, соглашаются, участвуют в исторических событиях. На них, именно на них Алексей Толстой показывает мнение народа о реформах Петра Первого, о его политике и прочих деяниях.

Изображается труд народа. Первая армия Петра была разбита в войне со шведами, но будущий император не сдался - он стал создавать новую армию и создав её, разбил шведов и победил в войне.

Кульминацией и концом романа - результатом усилий и мечтой всего народа, выстрадавшего победу стало взятие Нарвы. В самом конце романа, на последней странице - Пётр Первый подходит к коменданту Нарвы - генералу Горну, взятому в плен и произносит: «Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих…».

Особенный стиль повествования А. Толстого позволяет читателю прочесть этот роман одним махом, без особых усилий, вникая в смысл на ходу. От этого сам роман становится интереснее и увлекательнее.....

Персонажи

  • Артамон Сергеевич Матвеев - боярин
  • Патриарх Иоаким - патриарх
  • Наталья Кирилловна Нарышкина - царица
  • Иван Кириллович Нарышкин - брат царицы
  • Карлик - служивый Ивана Кирилловича
  • Алексей Иванович Бровкин (Алёшка) - сын Ивашки Бровкина, друг Алексашки
  • Иван Артемич Бровкин (Ивашка Бровкин) - крепостной, позже - богатый купец, отец Алёшки
  • Пётр Алексеевич Романов - царь

Материалы и документы, лёгшие в основу написания романа

Пыточные записи конца XVII века, собранные профессором

«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнего дня, к исследованию лишь нарождающихся конфликтов, формирующихся характеров и литературных типов, исторический роман принципиально обращен к предшествующим эпохам. В этом и заключается специфика положения историческою романиста: в отличие от писателя, воссоздающего современность, он знает о том, как в реальной исторической ретроспективе разрешились конфликты, описанные им, как сложилась судьба людей, ставших конкретными историческими прототипами его героев.

Однако наличие временной дистанции и принципиальная обращенность к прошлому вовсе не лишают исторического романиста интереса к современности. Напротив, чаще всего интерес к прошлому продиктован потребностью прочитать в нем ответы на вопросы сегодняшнего дня, найти аналогии, параллели между логикой двух исторических моментов, соединенных временной дистанцией исторического романа. Таким образом, та или иная трактовка исторических событий не бывает вполне «бескорыстной», а подчинена, скорее, потребности познания настоящего и стремлением заглянуть в будущее.

Алексей Толстой своим историческим романом «Петр Первый», анализ которого мы проведем, сопоставляет две эпохи русской жизни, в которых находит общие импульсы, общие конфликты, общий национально-исторический пафос: это рубеж XVII—XVIII веков и 30-е годы XX века. Писатель сам говорил о совпадении исторического пафоса обеих эпох: «Несмотря на различие целей, — писал он, — эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».

Это совпадение, которое мыслилось Толстым как программное в момент создания романа, предопределяет и художественную концепцию произведения, и концепцию личности главного его героя.

Для того чтобы это показать, необходимо обратиться к центральному конфликту исторического романа. Идеологическую и сюжетно-композиционную структуру произведения формирует конфликт между Петром, с его устремленностью к обновлению, реформированию России, с потребностью направить страну по западному пути экономического, научно-технического, культурного развития, и исторической неподатливостью русского народа, силой древней традиции, сопротивлением боярства, словом, всем тем, что воспринимается автором и героем как косность, вековой сон народа и власти. Победить в этом конфликте Петру помогают качества его личности: целеустремленность, способность к огромному волевому усилию, бескомпромиссность, умение идти до конца. Его цель — убыстрение хода исторического времени, которое может дать возможность России настигнуть упущенное за время векового сна. Петр буквально «хватает за волосы Фортуну», насильно заставляет ее повернуться к себе лицом. Победа достигается невероятным волевым усилием царя и его сподвижников.

Такое историческое мироощущение характеризует не только Петровскую эпоху, оно оказывается в высшей степени созвучно 30-м годам, толстовскому времени. Создавая роман «Петр Первый», он соотносил петровские преобразования со сталинскими, находя в них много общего. В первую очередь эта общность заключалась в масштабности воистину глобальных свершений двух эпох и тех неимоверных затрат народной энергии, сил, жизней, которых требовали эти преобразования. Ни в ту, ни в другую эпоху не задумывались о цене исторических свершений, которые были способны сделать Россию сильнейшей и мощнейшей в военном отношении державой Европы. Для достижения своих целей обе исторические эпохи выбрали сильную, жесткую централизованную власть. Петр, изображенный в романе Толстого, не считающийся с человеческими тратами и достигающий невероятным волевым усилием своих целей, как бы санкционировал деяния современной Толстому власти, оправдывал чудовищную растрату народных ресурсов, высвобожденных коллективизацией и направленных на индустриализацию страны.

Образ Петра в романе Толстого «Петр Первый»

Для того чтобы понять личность Петра Первого, как она представлена в романе Толстого, нужно помнить, что во второй половине 20-х — 30-е годы складывается концепция героической личности, характерная для литературы социалистического реализма. Она утверждает личность исключительную, жертвенную, способную на самоограничение, на отказ от естественных человеческих потребностей, на полное подчинение себя делу и долгу. Именно такой тип героической личности утверждается романом Н. Островского «Как закалялась сталь» (образ Павла Корчагина), романом А. Фадеева «Разгром» (образ Левинсона). И в том, и в другом случае герой обнаруживает способность преодолеть естественную человеческую слабость, властвовать над своим телом (Левинсон), ибо сила духа дает возможность победить немощь, встать над болезнью, остаться в строю, даже будучи прикованным к постели (Корчагин). Герой, сталкиваясь с болезнью, ощущая физическую слабость, укрепляется духовно, преодолевает противоречия собственного сознания, обретает внутреннюю цельность.

В формирование общелитературной концепции личности вносит свой вклад и Толстой, создавая образ Петра в романе «Петр Первый». Однако противоречия, с которыми ему приходится сталкиваться, носят несколько иной характер. Обладая недюжинной физической силой и здоровьем, Петр не знает, что такое болезнь, и героическое начало его характера проявляется не в борьбе с ней. Его героизм — в способности взвалить на свои плечи весь груз ответственности за реформирование страны, отбросив естественную человеческую слабость, робость, сомнения.

Героическая концепция личности, сложившаяся в литературе 30-х годов, утверждала деятельного человека, способного преодолеть сомнения и рефлексию и вступить в прямое взаимодействие с реальностью с целью ее преобразования в соответствии с принятыми замыслами. Создавая именно такой характер, Толстой прибегает к приему антитезы. В системе персонажей романа оказываются противопоставлены Петр и князь Василий Голицын, фаворит Софьи, державший на протяжении ее правления в своих руках все рычаги государственной власти. Человек грамотный, мыслящий, европейски образованный, он прекрасно осознает историческую необходимость реформирования русской жизни. В течение нескольких лет он составляет свои «прожекты» — планы социально-политических государственных реформ, носящих безусловно прогрессивный характер и идущих дальше петровских преобразований. Одним из пунктов его «прожектов» значилось даже освобождение крестьян из крепостной зависимости. Однако дальше «прожектов», записей дело не пошло: планы Голицына по сугубо русской традиции так и остались на бумаге. Петр же именно действует, поэтому и выигрывает в борьбе с Софьей за власть. Действие, эмоциональное и импульсивное, часто необдуманное, идет ли речь о государственной политике или же об отношениях с самыми близкими и преданными людьми, становится главной доминантой созданного Толстым характера. Он может поколотить Алексашку Меншикова, дать локтем в нос Лефорту, повинуясь вспышкам гнева или столь же неожиданным приливам великодушия, казнить и миловать. Но это именно человек активного деяния, что, с одной стороны, обеспечивает успех всем его государственным планам, с другой — формирует главное противоречие в его характере.

Важнейшее противоречие в характере своего героя Толстой видит в том, что Петр борется с исторической отсталостью России (как он понимает состояние своей страны на тот момент) варварскими средствами, чудовищной жестокостью и насилием подавляя сопротивление и заставляя народ подниматься на исторические свершения кнутом, батогами, дыбой и виселицей.

Таким образом, основное противоречие в образе Петра — это противоречие между благой и исторически обоснованной целью и путями и средствами ее достижения.

Авторская позиция выражается в том, что высшим критерием оценки деятельности царя оказывается восприятие его политики народной средой. Если Петру удастся, сломив боярское сопротивление п подавив московские стрелецкие бунты, заручиться поддержкой людей из народа, сломав сложившуюся патриархальную социальную иерархию, то такая поддержка будет высшим и абсолютным доказательством исторической перспективности петровских реформ.

Система персонажей в романе Толстого «Петр Первый»

Исследованием этого вопроса обусловлена система персонажей романа. Она построена таким образом, чтобы оценить деяния Петра с различных социальных и культурных точек зрения. Эти точки зрения формируются и людьми из народа, способными наиболее точно и концентрированно выразить общее восприятие происходящего, и боярской средой, и раскольниками, и людьми из иностранных посольств.

Система персонажей в романе «Петр Первый» построена по «гелиоцентрическому» принципу: в центре — образ главного героя, именем которого назван роман, остальные персонажи важны постольку, поскольку они близки к нему, выражают ту или иную точку зрения на Петра или же отношение к историческим процессам, предопределенным его политикой. Система персонажей включает в себя несколько групп, каждая из которых объединяется общим отношением к личности Петра и к его реформам. Традиционно для жанра исторического романа совмещение реальных исторических персонажей с вымышленными.

Судьба семьи Бровкиных, персонажей вымышленных, отражает типическое явление петровского времени: выдвиженцы из народной среды занимают важные государственные посты. Ивашка Бровкин, как его звали соседи, кабальный задворовый крестьянин, превращается в Ивана Артемьевича, богатого купца, поставщика двора его императорского величества, которому доверена поставка амуниции на войско новой России.

Язык романа «Петр Первый»

Можно ли повествовать о событиях достаточно отдаленной истории современным языком? Не вступит ли исторический материал в некоторое комическое противоречие, если повествовать о нем современным языком? Или же писать роман на языке той эпохи, на русском языке конца XVII века? Но будет ли он тогда понятен современному читателю? Кроме того, в Петровскую эпоху еще не сформировалась традиция литературного языка: времена классицизма, Фонвизина, Державина, Сумарокова, Ломоносова, пушкинская эпоха, создавшая русский литературный язык, еще впереди.

Толстой решает эту проблему иным способом: он стилизует свое повествование под язык рубежа XVII—XVIII веков, создавая в языковой стихии своего романа иллюзию погруженности читателя в ту эпоху. Резкий поворот, осуществленный Петром в сфере внутренней и внешней государственной политики, привел к коренной ломке всей национальной жизни. Эпоха Петра — эпоха коренных ее перемен, которые не могли не отразиться в речевой сфере. Язык отражает время лучше любого летописца и историка. В речевой стихии романа Толстого сталкиваются, перемешиваясь и сосуществуя, слова и лексические группы, встреча которых в иную эпоху была бы попросту невозможна: это и старославянская лексика, принадлежащая прежним, патриархальным формам жизни; и множество заимствований из европейских языков, немецкого и голландского в первую очередь; и просторечия, всегда характеризующие речевую картину языка в переломные моменты национальной жизни. Таким образом, стилистическими средствами Толстому удается показать время и запечатлеть переломную эпоху, совместившую разные культурные пласты, перемешавшую исторические традиции, вместившую в себя Византию и Европу.

Трагическое и своеобразие комического

Петровская эпоха, как и любое переломное время, с неизбежностью совмещает в себе осколки прошлого и еще не всегда реализовавшиеся приметы будущего. Такое совмещение всегда чревато противоречиями, которые могут поворачиваться как комической, так и трагической своей стороной. Россия, поворачиваемая железной рукой Петра на новый путь развития, осваивает новые формы исторического бытия, строит флот, созидает регулярную армию, льет пушки, но несет при этом огромные людские потери. Толстой вовсе не закрывает на это глаза, напротив, вводит в роман отчетливо слышимые голоса, доносящиеся с дыбы или из-под кнута, стоны ужаса и боли, раздающиеся из прокопченных изб пыточного следствия, где заправляют князь-кесарь Ромодановский да сам Петр. Уход старой, византийской, патриархальной Руси не может не окрашиваться в трагические тона. Обратитесь к последним главам первого тома, к описаниям стрелецкого сыска и массовых стрелецких казней. Покажите, в чем состоит суть трагического в исторических событиях, с почти документальной точностью воспроизведенных писателем.

Гибель любого значительного явления всегда несет в себе трагическое начало, даже если очевидна его историческая исчерпанность. Трагическое — в неизбежных потерях, в прощании с традицией, созданной предшествующими поколениями. Трагическое в романе «Петр Первый» состоит в том, что православная византийская Русь, на которую поднял руку Петр, обретает множество защитников, готовых жертвовать собой, восстающих на бунт с целью возвести на престол Софью, даже под страшными пытками не называющих зачинщиков: «Стрельцы лишь признавали вину в вооруженном бунте, но не в замыслах... В этом смертном упорстве Петр чувствовал всю силу злобы против него...» Перед этим упорством царь действительно оказывается бессильным. Подозревая везде измену, устраивая пытки и казни, царь может физически уничтожить своих оппонентов, но не может заставить их раскаяться, привлечь на свою сторону, убедить в перспективности избранного пути. Показывая трагические стороны переломного времени, Толстой приводит исторические документы: дневник одного из иностранных дипломатов, бывшего свидетелем расправ над стрельцами: «Мне рассказывали, что царь в тот день жаловался генералу Гордону на упорство стрельцов, даже под топором не желающих сознавать своей вины. Действительно, русские чрезвычайно упрямы». Как показывается мужество и бескомпромиссность людей, вставших на защиту прежнего порядка? Как ведут себя осужденные на казнь? Как выражают свое пренебрежение к царю? Презрение к палачам? Трагическое состоит не просто в изображении массовых пыток и казней; оно выражается в позиции казнимых, своею смертью утверждающих национальные идеалы патриархальной Руси.

Однако Толстой, не закрывая глаза на трагический характер переломного времени, показывает преходящий характер трагического. Для этого он переводит то же самое историческое противоречие, которое только что повернулось трагической стороной, в комическое русло. Утверждение нового исторического уклада оборачивается не только казнями защитников патриархального быта, но и... стрижкой боярских бород. Прочитайте 18-ю часть седьмой главы первого тома. Как ведут себя бояре, когда слышат, что государь весел? Как реагируют, увиден, что царская большая, заново отделанная палата превращена а цирюльню? Что чувствуют, увидев «у ног Петра двух богопротивных карлов, Томоса и Секу, с овечьими ножницами»? Покажите, в чем состоит комическое этой сцены.

Неиссякаемым источником комического являются в романе столкновения элементов старого быта с новым. Князь Буйносов, с трудом переживающий вторжение в свой быт элементов новой жизни, мечтает о том, как бы отказаться от «кофея», сделав это таким образом, чтобы не уронить себя в глазах дочерей, «дотошных до политеса», никак не вписывающегося в привычные бытовые навыки. Приезд боярыни Волковой, заставляющий князя прервать трапезу, за которой, правда, не было ни чесночка, «ни капусты с брусникой на столе, ни рыжичков соленых рубленых, с лучком», но лишь «пирожок маленький, — черт те с чем», наводит его на совсем грустные мысли: «С неохотой Роман Борисович вылез из-за стола — делать галант гостье: трясти перед собой шляпой, лягать ногами».

Толстой в романе «Петр Первый», анализ которого мы провели, показывает позитивный вариант взаимодействия личности и исторического времени. Требующее полной самоотдачи от главного героя и его соратников и единомышленников, это взаимодействие оборачивается благом для государства и наполняет истинным смыслом жизни людей, способных увидеть и почувствовать глобальные исторические перспективы России.




Top