Свадьба динары аваз. Динара Аваз: Казанские татары и Крымские татары единая нация! Почему именно эта роль

Трудно поверить в то, что наши чувства и логика отношений в паре генетически запрограммированы. Но характерное для влюбленных поведение вырабатывалось в течение миллионов лет эволюции. «Это действительно так, - утверждает доктор биологических наук, автор книги «Происхождение мозга» Сергей Савельев. - На романтику у наших далеких предков просто не оставалось времени: главной целью было выжить и продолжить свой род».

Именно эта потребность заставляла людей объединяться в пары: в одиночестве трудно оберегать ребенка, добывать ему пищу и одновременно защищать себя и его от хищников. Но было необходимо что-то еще, что заставило бы мужчину и женщину держаться вместе.

«Можно сказать, что именно так возникла влюбленность. Благодаря этому чувству два взрослых человека были способны восхищаться друг другом, причем настолько, что хотели жить вместе, и страдали, когда расставались, - рассказывает французский нейробиолог Люси Винсан. - Химические процессы, которые происходили в мозге, словно ослепляли их: они не замечали недостатков друг друга, ощущали целостность и полноту и эмоционально зависели от партнера».

Сила этого чувства позволяла паре оставаться вместе ради выживания ребенка, а спустя примерно три года, когда он подрастал и многое мог делать самостоятельно, оно угасало. «Для выживания теперь было достаточно одного родителя, - продолжает Сергей Савельев. - Зачем оставаться вместе, если задача продолжения рода выполнена? С эволюционной точки зрения такой вопрос вполне логичен».

Власть гормонов

«Как и в далекие времена, любовным чувством современного человека управляет его мозг, - говорит Сергей Савельев. - И все для того, чтобы помочь сохранить геном человека: мы должны продолжить свой род, и мозг заставляет нас вести себя так, чтобы добиться этой цели наилучшим образом».

Профессор антропологии Университета Рутгерс в США Хелен Фишер в течение 30 лет проводила исследования природы и химии любви. Они показали, что различные ее стадии - романтическая любовь и длительная привязанность - по нейрологическим и биохимическим признакам отличаются друг от друга.

Но каждая сопровождается повышением гормонального фона. Чувство влюбленности связано с андрогенами и эстрогенами, устойчивые любовные отношения - с дофамином, норадреналином и серотонином, ощущение привязанности - с окситоцином и вазопрессином.

Когда работа мозга нормализуется и он возвращается к своему обычному ритму, гормоны прекращают стимулировать эмоциональную зависимость партнеров друг от друга. В этот момент особое значение начинает играть гормон окситоцин. Он словно помогает паре преодолеть возникающий кризисный момент в отношениях. Его уровень в крови повышается, когда двое ласкают друг друга, целуются, занимаются любовью и даже когда они мирно беседуют за ужином.

Окситоцин стимулирует иммунную систему, замедляет сердцебиение, благодаря ему наше тело расслабляется. И мы ощущаем глубинное чувство единения и привязанности. «Влюбленность заставляет нас фокусировать внимание на одном конкретном человеке - так мы экономим время и энергию, - рассказывает Хелен Фишер. - А привязанность побуждает нас жить с одним партнером достаточно долго».

Возможно, поэтому те пары, которые сохраняют теплые, нежные отношения и спустя три года после первой встречи, долго живут вместе. Партнеры отдают себе отчет в том, что больше эмоционально не зависят друг от друга, у них нет потребности быть вместе каждую минуту. И при этом они счастливы.

«Возможно, с этого момента и начинается подлинная любовь, - предполагает юнгианский аналитик Роберт Джонсон. - Партнеры стремятся узнать, понять другого как обыкновенного, реального человека, начинают любить его именно в этом качестве и заботиться о нем».

Стоит ли расстаться?

Влюбленным трудно представить, что возбуждение, сильная эмоциональная зависимость друг от друга примерно через три года пройдут, а в семейных отношениях может возникнуть кризис.

«У меня словно глаза открылись, - рассказывает 26-летняя Лиля. - Я поняла, что мой муж совершенно мне не подходит, мы - разные люди. И вести себя со мной он начал по-другому, стал поучать, предъявлять претензии. Я поняла, что перестала ему нравиться».

Начиная новые отношения и переживая новые влюбленности, они могут так никогда и не испытать настоящей любви

«В конце фазы безумной любви, когда мы не получаем «поддерживающих» это чувство сигналов мозга, наступает момент пробуждения, - комментирует Люси Винсан. - Наш спутник больше не кажется нам неотразимым, наоборот, «неожиданно» мы обнаруживаем у него множество недостатков. Возникает ощущение, что нас обманули. И мы задумываемся о том, что, возможно, просто ошиблись в выборе». Поскольку партнер в этот момент переживает примерно то же самое, появляется опасность реального разрыва отношений.

Те из нас, кто реагирует на охлаждение чувств слишком бурно и быстро и считает расставание единственно возможной реакцией на происходящее, рискуют попасть в замкнутый круг. Начиная новые отношения и переживая новые влюбленности, они могут так никогда и не испытать настоящей любви.

Ученые медицинского колледжа Лондонского университета Андреас Бартлз и Семир Зеки провели сканирование мозга влюбленных студентов и обнаружили, что любовь приводит в действие механизмы, аналогичные тем, что порождают состояние эйфории от наркотиков.

«Более того, «любовная привязанность» формируется по тому же алгоритму, что и наркотическая зависимость, - рассказывает психофизиолог Александр Черноризов. - Человек вновь и вновь стремится воспроизводить формы поведения, которые уже приводили к чувству удовольствия, в широком смысле - к успеху. И это биологически оправданный алгоритм».

«У влюбленных всегда приподнятое настроение, им не спится, не хочется есть, - говорит психолог Екатерина Вашукова. - Провоцирующие эйфорию химические вещества также способны вызвать привыкание». Заводя новые романы, некоторые из нас всеми силами стремятся вернуться в это опьяняющее состояние.

Но у таких людей быстро вырабатывается толерантность к «наркотикам любви», поэтому их романы столь краткосрочны. Физическое влечение, не подкрепленное чувствами, тоже приводит к выработке «эйфорических» веществ, но на гораздо более короткий срок и в меньших количествах.

Больше чем химия

«Мозг и происходящие в нем химические процессы, безусловно, влияют на наше поведение, но любовь никогда не бывает полностью запрограммированной, - считает Александр Черноризов. - Конечно, мы зависим и от «гормональной компоненты» любовного влечения - это древняя движущая сила нашего выживания.

Но одной лишь химии гормонов недостаточно для объяснения успеха или неудачи в отношениях. Власть гормонов велика, но велика и власть личного, социального опыта. В реальной жизни эти факторы действуют совместно, и нельзя утверждать, что какой-то из них берет верх».

Когда Хелен Фишер спросили, как она относится к любви после того, как получила результаты своих исследований, она ответила: «Я изучила механизм любви, но это нисколько не снизило ее очарования в моих глазах. Вы ведь продолжаете получать удовольствие от десерта, даже если вам подробно опишут его состав?»

Знание того, что записанная в генах информация влияет на наши чувства и поведение, что в какой-то момент гормоны оказывают на нас влияние, не умаляет счастья, которое мы испытываем рядом с любимым человеком. И нашего желания сохранить и продолжить отношения с ним. Наоборот, теперь мы имеем возможность рассуждать иначе: зависимость закончилась - есть время подумать о развитии наших отношений.

Корни мифа

Французский писатель Фредерик Бегбедер немало способствовал популяризации мифа об изначальной обреченности любой привязанности. Герой его известного романа «Любовь живет три года» Марк Маронье после трех лет брака страстно влюбляется в другую. Но стереотип, что «вечной любви» не существует, заставляет Маронье относиться к этим отношениям скептически. Едва в них вступив, он уже предвидит скорый разрыв.


Бегбедер как-то признался, что берется за перо исключительно с целью «с чем-нибудь покончить». И он убежден: идея устойчивых отношений в паре изжила себя. Не ощущая границы между влюбленностью и долговременной привязанностью, герои Бегбедера призывают предать забвению саму концепцию «вечной любви». И демонстрируют при этом инфантильную неготовность воспринимать отношения в паре как результат постоянной и содержательной внутренней работы.

«Не замыкаться на отношениях»

Почему опасно заранее ставить срок годности отношениям? В чем все-таки привлекательность такого подхода? И как преодолеть кризис трех лет? Об этом мы поговорили с психотерапевтом, доктором психологических наук, автором книги «Психология личности и сущности человека» Александром Орловым.

Psychologies: «Любовь живет лишь три года» - отчего эта установка так востребованна?

Александр Орлов:

Свадьба как разовое событие, верность как бесспорная ценность - такова многовековая позиция христианского общества. Современный мир использует другие идеи, в частности - что любовь длится три года. Это очень рыночная установка. Она не то чтобы разрешает бросить своего партнера через три года, она просто обязывает это сделать!

Мы и так участвуем в конвейере постоянных перемен. Под давлением общества меняем машины, жилье, одежду на более модные и престижные. И в последнее время делаем это все чаще. Теперь в это движение втянуты и наши отношения.

Обыденная жизнь может подталкивать к решению расстаться с партнером: в любых отношениях есть периоды влюбленности, рутины, сложностей, конфликтов. И в какой-то момент может показаться, что любовь прошла. Социум предлагает способы не решения, но отвлечения от этих проблем.

Проблемы при этом лишь усугубляются, что в конце концов приводит к разрыву. И к поиску новых партнеров и отношений, в которых возникают все те же трудности. Такое положение создает ситуацию адюльтеров, взаимных измен, делает ее нормой жизни.

Когда период влюбленности проходит и сцены выяснения отношений начинают повторяться, как заезженная пластинка, надо приложить усилия и вырваться из этого круга, чтобы изменить собственную жизнь. Только тогда появляется перспектива новых отношений, новых встреч внутри прежней семьи, в которой живут не домохозяйка и кормилец или, скажем, матрона и подкаблучник, а два полноправных партнера, у каждого из которых есть своя жизнь.

Они не замыкаются на семейных отношениях, живут динамично, меняются, но вместе с тем взаимодействуют. Проблемы в таком браке тоже есть. Но они становятся стимулом для изменения, развития каждого из партнеров, а не поводом для однообразных конфликтов, которые приводят к мысли: «Хватит, сколько можно, надо расходиться!»

Развитие каждого из партнеров и их совместное развитие как пары помогает им понять и почувствовать, что любовь через три года не умирает - она продолжает жить, обретая все новые облики.

29 мая в Крымскотатарском академическом музыкально-драматическом театре состоялось празднование Дня крымскотатарской молодежи (Къырымтатар яшлар куню). Мероприятие организовал Крымскотатарский молодежный центр. В рамках программы состоялось награждение одаренной молодежи в разных номинациях. Ранее на сайте Центра (http://kmc.in.ua) проходило голосование за лучшего представителя молодежи в определенной области. Победительницей в номинации «Искусство» стала крымская актриса и телеведущая Динара Аваз.

Динара Аваз сыграла роль невесты (Фериде) главного героя (Амет-хана) в первом крымскотатарском фильме «Хайтарма». Также она работала на радио «Мейдан», вела передачу «Леззетли софра», сейчас ведет утреннюю передачу «Саба эрте АТРде» на телеканале АТР.

«Это моя первая награда. За меня проголосовали люди. Но на самом деле первая награда - это работа на АТР. А если бы победил другой номинант, я только порадовалась бы за него, потому что я их всех знаю и хорошо к ним отношусь», - отозвалась Динара о своей награде.

«День» в тот же вечер решил ближе познакомиться с молодой и перспективной украинской актрисой.

- Динара, чем вас заинтересовал проект «Хайтарма»? Каким образом вы попали на съемочную площадку?

Я проходила кастинг, конечно же. И через несколько дней меня пригласил наш руководитель (телеканала АТР. - Авт.), генеральный продюсер фильма Ленур Ислямов. Вначале было даже страшно - такая серьезная роль. Я согласилась, наверное, в первую очередь из-за того, что это история моего народа, в частности, моей бабушки, потому что ее и моего дедушку именно с этой станции депортировали (станция «Сирень». - Авт.). Поэтому эта тема мне очень близка. Это первый крымскотатарский фильм о депортации. Сниматься в таком фильме для меня было честью.

- Почему именно эта роль?

Моя задача была войти в образ. Организаторы сказали, что я подхожу именно под эту роль. Но даже если бы не взяли на нее, хотела бы все равно сняться в каком-то эпизоде, массовых сценах, с народом, для поддержки...

Как вы относитесь к заявлению консула РФ в Симферополе Владимира Андреева о запрете летчикам, проживающим на территории России, посещать премьеру фильма?

На самом деле их пригласил АТР, и это личное мнение отдельного человека. Не посмотрев фильм, не зная истории, нельзя так поступать с целым народом, обобщать и говорить, что это позиция России. Это оскорбительно, обидно, но все равно я думаю, что он посмотрит фильм. Я не надеюсь, что этот человек изменит свое мнение, но хотелось бы, чтобы он не раз посмотрел его, изучил историю крымскотатарского народа, и не только нашу, но и историю своего народа.

- Ваш опыт на телевидении как-то повлиял на работу в кино?

На самом деле повлиял, и иногда он даже мешал. Я привыкла работать в прямом эфире. Ты постоянно свободно общаешься со зрителем, хотя и стоит камера, но ты чувствуешь, что зритель смотрит прямо сейчас. Ты можешь принимать звонки и давать ответы, выражать эмоции в ту же секунду. А в фильме - ответственная серьезная роль, и это надо было показывать не только словами, но и мимикой, игрой. Сначала нужно почувствовать, войти в это.

- И на АТР, тем более, у вас главная роль?

Да, ведущая (улыбается. - Авт.). Но там тоже были похожие моменты, я тоже там как бы ведущая, в кадре успокаивала детей. Когда мне бабушка рассказывала о пережитом, я чувствовала, что это было тяжело, но когда я попала в первый день на площадку - поняла, что бабушка мне не рассказала и одного процента от всего, что происходило. Я очень надеюсь, что у фильма будет продолжение. На эту тему можно говорить часами и снять еще миллион фильмов.

- Вы готовы сниматься в сиквеле, может, это будет целая сага?

На самом деле, не могу сказать, что готова, так как когда снималась, поняла, что это очень тяжело. Прочувствовать и сыграть так, чтобы тебе поверили люди, - это очень сложно. Но я сомневаюсь не потому, что у меня возникали трудности. Я сомневаюсь в том, что могу оправдать доверие как актриса. Я бы хотела, чтобы это делали профессионалы. Я очень благодарна за доверие режиссера и продюсера ко мне. А если честно, в дальнейшем я свою роль еще не представляла.

Кстати, в разговоре Динара очень позитивно отозвалась о «Дне». «Познакомившись с вашей газетой, я поняла, что есть такие замечательные люди, которые нас поддерживают, интересуются нашей культурой, надеюсь, будем сотрудничать», - сказала девушка.



Для меня все что она говорит понятно - без перевода слово в слово...

Общество
В Казанский кинофестиваль вмешалась большая политика
11.09.2013
КАК ТАЙНЫЕ СТАЛИНИСТЫ ИЗ МОСКВЫ И КАЗАНИ «РУЛЯТ» МУСУЛЬМАНСКИМ КИНОФЕСТИВАЛЕМ

Резонансный фильм «Хайтарма» о сталинской депортации крымских татар не был включен в конкурсный показ Казанского международного фестиваля мусульманского кино по звонку из российского МИДа – такое сенсационое заявление прозвучало сегодя из уст председателя отборочной комиссии Сергея Лаврентьева. Тем временем изначально планировалось этой лентой открыть кинофестиваль. Причины, по которым спровоцировавший скандал во время показа в Симферополе фильм не стали оценивать в Казани, вместе с экспертами попыталась выяснить корреспондент «БИЗНЕС Online».



Сергей Лаврентьев: «Если бы «Хайтарма» попала в конкурсный присмотр, она могла бы и не получить главный приз фестиваля»

«И ТОГДА КТО-ТО МОГ РЕШИТЬ, ЧТО ТУТ ЗАМЕШАНА ПОЛИТИКА...»

Приглашать на итоговую пресс-конференцию председателя отборочной комиссии – таких прецедентов на Казанском фестивале еще не было. Но случай неординарный. Пожалуй, самый ожидаемый фестивальный фильм «Хайтарма» о депортации крымских татар не попал в конкурсный показ. Как стало известно из источников, визит председателя отборочной комиссии Сергея Лаврентьева на пресс-конференцию был вызван еще и в нашем издании, где от имени общественности задавались конкретные вопросы устроителям фестиваля.

Лаврентьев рассказал, что поначалу его известили, что «Хайтарма» откроет Казанский кинофестиваль. Посмотрев фильм на диске, эксперт вынес вердикт: фильм действительно достойный. Более того, ленту о трагическом историческом моменте, которому до сих пор не дана внятная оценка, не стоит замалчивать.

Но, приехав в начале августа в Казань, Лаврентьев с удивлением узнал, что «Хайтарма» в конкурсный показа не попала. Как объяснили ему устроители фестиваля, в Казань последовал звонок из МИД РФ. Вроде как «Хайтарму» было не рекомендовано показывать в конкурсном просмотре. Как предположил киновед, это случилось из-за того, что во время показа фильма на фестивале в Симферополе произошел скандал. На «Хайтарму» было «не рекомендовано» приходить российским летчикам. Дело в том, что сюжет фильма связан с летчиком-героем Великой Отечественной войны Амет-ханом Султаном, семья которого была депортирована из Крыма. В нашем же случае, по мнению Лаврентьева, МИД РФ перестраховался. Впрочем, в минкульте факт обращения из ведомства Сергея Лаврова не подтвердили.

Возможно, что это и лучше. Если бы «Хайтарма» попала в конкурсный присмотр, она могла бы и не получить главный приз фестиваля. В конкурсном показе были фильмы и посильнее. И тогда кто-то мог решить, что тут замешана политика. А так фильм вызвал ажиотаж, вчера всех желающих не могли вместить два зала, – сообщил Лаврентьев.

Оставим за уважаемым жюри право судить, кто же достоин главного приза. Но на Казанском кинофестивале есть еще и приз президента РТ, который присуждается за гуманизм в киноискусстве. У «Хайтармы» были все шансы его получить.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о шансах «Хайтармы» на приз президента РТ, Лаврентьев ответил утвердительно.



Самый ожидаемый фестивальный фильм «Хайтарма» о депортации крымских татар не попал в конкурсный показ

ЗАЛЫ НЕ ВМЕЩАЛИ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ

Фестиваль этого года, пожалуй, можно назвать самым посещаемым со времен его учреждения. Залы практически ни на одном просмотре не вмещали всех желающих. Один из членов жюри даже предложил на пресс-конференции на будущем фестивале найти залы попросторнее и выделить специальный зал для жюри, которому приходилось работать в тесноте, когда в проходах стояли люди.

Возможно, устроителям феста стоит подумать и об аккредитованных журналистах, потому что многие из них, имея аккредитацию, не попадали на часть просмотров. На международный фестивалях вообще-то существует практика – несколько рядов бронируются для прессы, которая приходит в кинозал работать. Нашему фестивалю стоит подумать об этой традиции...

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор «Татаркино» Владимир Батраков, по предварительным подсчетам, показы фестиваля этого года посетили более 20 тыс. зрителей.

«РЕШЕНИЯ ВЫНОСИЛИ ЕДИНОГЛАСНО»

По словам председателя жюри, кинорежиссера и продюсера, возглавляющего киноконцерн «Мосфильм», Карена Шахназарова, жюри работало слажено, и все важные решения выносились единогласно.

Надо сказать спасибо отборочной комиссии, они выбрали такие фильмы, которые могли бы стать украшением многих международных фестивалей. Зрители ходили на фильмы, их было огромное количество. Я иногда задумываюсь: а ту ли профессию я выбрал? Но, видя интерес публики, битком набитые залы, понимаю, что есть что-то в этом странном искусстве – кино, – сказал Шахназаров.

Член жюри от Татарстана, поэт и общественный деятель Разиль Валеев подчеркнул, что фестивали в Казани помогают развтию профессионального киноискусства в республике.

Смотреть хорошие фильмы – это уже школа, – прокомментировал Валеев.

Эту же тему затронула Вера Лангерова – член жюри из Чехии. По ее словам, во-первых, стоит работать над тем, чтобы повысить класс нашего кинофестиваля, соблюдая определенные критерии. Напомним, что все кинофестивали в мире разбиты по группам – классифиицрованы в смысле престижности. И во-вторых, для стимула татарстанских кинематографистов, возможно, в рамках феста стоит учредить специальный конкурс только для татарстанских фильмов.

Главный вопрос журналистов, кто же получил призы фестиваля, остался без ответа. Жюри решило сохранить интригу до вечера, до церемонии награждения. Но члены комиссии заверили: главным критерием при присуждении наград был серьезный анализ в фильме и глубокие характеры.

Общество
«Хайтарма» – неутихающая боль
11.09.2013
КАРТИНУ, КОТОРАЯ МОГЛА БЫ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ГЛАВНЫЙ ПРИЗ КАЗАНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ, «УПРЯТАЛИ» ВО ВНЕКОНКУРСНЫЙ ПОКАЗ

В рамках Казанского международного кинофестиваля мусульманского кино был показан фильм «Хайтарма». Когда публика шла на фестивальный просмотр, все понимали, что фильм предстоит тяжелый, но не понимали, до какой степени дойдет эта тяжесть. Страшную картину о депортации крымских татар, боль от которой не проходит до сих пор, посмотрела и корреспондент «БИЗНЕС Online».


ТАНЕЦ СО СМЕРТЬЮ

Режиссер Ахтем Саиталбаев снял страшный фильм. «Хайтарма» – это танец крымских татар, танец, который танцуют все. Это радость, которая переполняет людей, и она воплощается в общем танце – нежном и страстном. В фильме этот танец танцует целая улица, в честь возвращения на три дня Героя Советского Союза, летчика-аса Амет-хана Султана.

Саиталбаев показал нам, что в его душе есть боль и есть тема. Улица танцует, поднимает бокалы в честь товарища Сталина, а через пару часов органы НКВД, органы, которые выполняют приказ товарища Сталина, врываются в дома и депортируют всех.

Расстреливают стариков, запирают в домах младенцев в люльках, обрекая их на голодную смерть и смерть от жажды, унижают и уничтожают все вокруг. Сидя в зале, когда до предела сжимается сердце, готовое вот-вот разорваться, думаешь только об одном: «За что?»

В фильме есть сцена, когда на станции депортированных крымских татар сажают в вагоны, чтобы увезти в места не столь отдаленные. Есть конвоиры, есть собаки, готовые броситься на любого. Чем эти кадры отличаются от тех, когда фашисты угоняют россиян в лагеря? Да ничем. Тоталитарный режим, он всегда одинаков.


Пересказывать ленту нет смысла, ее надо смотреть, смотреть, набравшись мужества. Уровень ее откровенности так высок, что просто зашкаливает все возможные варианты. По сути, нам предложили документальное кино в его художественном варианте.

Если говорить о фабуле, она проста. Герой Советского Союза, летчик Амет-хан Султан, уроженец Алупки, освобождая Крым, получает три дня отпуска. И именно в эти три дня происходит депортация его народа. Его родителей, его сестры и невесты. Он спасает всех (кроме любимой девушки), но какой ценой…

ДЛЯ КОНКУРСНОГО ПОКАЗА НЕ ГОДИТСЯ?

С фильмом «Хайтарма» на фестивале творилось странное. Безусловно, по формату он годился для конкурсного показа, потому что его художественные достоинства не стоит подвергать сомнению. Но показывали его только во внеконкурсном показе.

Зал, в котором фильм должен был идти, переполнен, в нем не осталось даже свободных стоячих мест. Пришлось открывать еще соседний зал. После того как фильм был показан, публика ждала общения со съемочной группой, но всех быстренько выпроводили из зала. Почему? Вопрос повис в воздухе.

После просмотра удалось пообщаться с продюсером картины, который рассказал, что Амет-хан Султан – реальное лицо, дважды Герой Советского Союза. После войны он жил в Москве и странным образом погиб в 1966 году. А до этого боролся за право крымских татар вернуться на родину, даже выходил с плакатами на Красную площадь. И вдруг в 1966 году – автокатастрофа. Пафосные похороны на Новодевичьем кладбище. Странно все это и наталкивает на размышления.


Пожалуй, «Хайтарма» с ее поэтичным видеорядом, обилием прекрасных лиц, с ее трагическим сюжетом, основанным на реальных событиях, с ее мощной режиссурой, за которой стоит не желание прославиться, а искренняя боль, могла бы быть претенденткой на главный приз нашего кинофестиваля. Не случилось. Странно все это. Неужели мы до сих пор боимся правды?

В фильме приводятся страшные цифры. Из Крыма было депортировано почти 200 тыс. татар. Половина из них погибли в дороге. Их пепел стучится в наши сердца, подобно пеплу Клааса?

Татьяна Мамаева


Накануне демонстрации на казанском экране первого крымскотатарского фильма «Хайтарма» - одного из самых ожидаемых показов в рамках IX Международного фестиваля мусульманского кино редакцию Islam - today . ru посетили члены съёмочной группы киноленты. В гостях у нас побывали актриса, телеведущая Динара Аваз и продюсер, креативный директор канала АТР Айдер Мурадосилов .

Islam - today : Каким образом зародилась идея создания фильма и как это стало возможным?

Айдер Мурадосилов : Идея создания этого исторического фильма давно назрела в Крыму. С одной стороны, у руководства телеканала «АТР» не было сомнений, что первый крымскотатарский фильм нужно снять на тему депортации, как бы нам ни было тяжело, хотим мы или не хотим вспоминать это, но мы должны отдать долг памяти истории и нашим предкам. А с другой стороны, идея назрела и у режиссера Ахтема Сеитаблаева, который снял уже порядка десятка фильмов. И произошла встреча этих сторон, а также генерального продюсера фильма Ленура Ислямова, выделившего деньги на создание кинокартины. Подготовка к съёмкам и написание сценария заняли около года. Это достаточно быстро, материала было с избытком, и те многочисленные истории очевидцев мы, словно дрова, подкидывали в печь сценарной работы.

Islam - today : Динара, расскажите, пожалуйста, о своей роли в «Хайтарме».

Динара Аваз: Это мой дебют в кинематографе, и я играю Фериде - невесту Амет-хана Султана. В сюжете она появляется как некая муза, всего несколько раз, и героиню можно назвать собирательным образом. Предполагается, что главный герой и Фериде были знакомы с раннего детства, а вступив во взрослую жизнь, полюбили друг друга. Надо сказать, что придя на кастинг, я не ожидала, что роль достанется именно мне. А когда мне сообщили, что я прошла, признаюсь честно, я немного испугалась, потому что участвовать в первом крымскотатарском фильме в истории, тем более на тему депортации, это, безусловно, огромная ответственность. Конечно, для меня огромная честь принять участие в этом проекте. Когда я работала, я представляла не столько саму героиню Фериде, сколько свою бабушку, которая также была депортирована в ту ночь и которая не раз делилась со мной воспоминаниями об этих трагических событиях.

Islam - today : Какая складывалась атмосфера на съемках фильма, ведь в работе участвовали и пожилые люди, которые сами пережили описываемые события?

Динара Аваз : Обстановка была действительно очень не простая в психологическом плане. Из полутора тысяч человек, участвовавших в съёмках, более половины были наши старики, которые пережили депортацию в реальной жизни. Иногда они забывались о том, что происходящее - лишь съёмки. Я помню, как один дедушка стал сопротивляться и даже ударил актёра, игравшего роль толкавшего людей в вагоны солдата, со словами: «Второй раз вам меня в этот вагон не запихнуть! Ничего у вас не выйдет!». Тем не менее, у них у всех было огромное желание принять участие в проекте, и они отказывались от отдыха, даже, например, во время дождя. Когда были перерывы, каждый рассказывал историю своей жизни. Кстати, все имена участников массовки указаны в титрах по окончании фильма.

Islam - today : В съёмках принимали участие и российские актёры, какой опыт они получили?

Айдер Мурадосилов : Да, на съёмки мы пригласили несколько российских звезд, в числе которых актер Алексей Горбунов, который в нашем фильме сыграл роль нквдэшника майора Кротова. Это серьезная, ответственная роль отрицательного персонажа, который, казалось бы, пытается уничтожить главного героя Амет-хана и в то же время пытается его как-то предостеречь. И Горбунов с ней прекрасно справился. В съёмках принимали участие Юрий Цурило и Гурам Баблишвили, а также такие «топовые» молодые актеры, как Дмитрий Суржиков, Андрей Саминин, Леся Самаева и другие. Конечно, многим было тяжело играть жестоких персонажей, и это стоило актерам колоссальных усилий и ещё раз подтвердило их профессионализм. А играть ведь приходилось реальность - отмечу, что за каждой историей в фильме стоят реальные, письменно зафиксированные факты.

Стоит особо отметить, что роль отца Амет-хана сыграл Валерий Викторович Шитовалов - заслуженный артист России и Украины, преподаватель крымских театральных вузов, а полтора месяца назад, к сожалению, его не стало. Он настолько органично сыграл свою роль в «Хайтарме», что после выхода на нашем канале АТР сюжета о его кончине, многие удивились, узнав тот факт, что актер не был крымским татарином. Валерий Викторович вырос в Крыму, и также в какой-то степени помнит описываемые в фильме события.

Islam - today : Отражена ли в фильме как-то тема веры, ислама?

Айдер Мурадосилов : Прежде всего, естественно, семья Амет-хана - крымскотатарская мусульманская семья. В самом начале фильма есть эпизод, когда старый человек хоронит свою жену, и, разумеется, похороны происходят по исламским традициям.

Динара Аваз : В фильме есть очень яркая сцена, когда солдат ночью врывается в дом к бабушке и сообщает ей о том, что на сборы даётся 15 минут (как и было по истории). Тогда люди хватались кто за что - кто за хлеб, кто за тёплую одежду… Описываемая же бабушка первым делом взяла Коран и тасбих, завернув это в крошечный узелок вместе с куском хлеба.

Islam - today : С каким посылом вы приехали в Казань и чего ожидаете от татарстанского зрителя?




Top