Был ли выход у Катерины Кабановой? Трагическая сторона конфликта Катерины с «тёмным царством» (по произведению А.Н. Островского «Гроза»)

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда в обществе наиболее отчетливо обозначился главный конфликт эпохи - конфликт между личностью, отстаивающей свое право на свободу, и обществом, подавляющим эту личность. Этот конфликт - главный конфликт середины девятнадцатого века - отразился в драме в виде столкновения Катерины с «темным царством». Сущность этого конфликта очень точно охарактеризовал Н.А. Добролюбов: «В... личности мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни». Столкновение личности и общества было неизбежно накануне коренных реформ, потрясших все русское общество, и Островский был первым из русских писателей, показавших всю трагичность этого столкновения.
Всех героев драмы можно разделить на две группы: это хозяева «темного царства» и их жертвы. К первой группе относятся Дикой и Кабаниха, ко второй - практически все остальные персонажи драмы.
Неизбежность конфликта между ними ощущается уже в самом начале пьесы. Мы видим, как Кулигин восхищается красотой великолепного пейзажа, открывающегося с высокого берега Волги, и тут же слышим, как бранит за что- то своего племянника Дикой и «пилит» своих домашних Кабаниха. Гармония природы как бы противопоставлена «жестоким нравам», царящим в человеческом обществе.
Савел Прокофьич Дикой, богатый купец, чувствует себя хозяином в городе. Его власть основана на силе денег, поэтому он может даже городничего снисходительно похлопать по плечу. Дикой чувствует свою силу, свою безнаказанность в мире «темного царства» и поэтому вдоволь куражится над теми, кто зависит от него: над своими домашними, Борисом, мужиками. Его можно охарактеризовать одним словом - «самодур». Но гораздо страшнее Дикого, как мне кажется, Марфа Игнатьевна Кабанова - Кабаниха. Это тип домашнего тирана, она «как ржа железо» точит своего сына Тихона, дочь Варвару, сноху Катерину. Больше всего на свете она боится потерять власть над ними, боится, что они прекрасно смогут жить и без ее мелочной опеки. Кабанова и Дикой олицетворяют в драме те темные силы, которые подавляли личность, унижали достоинство человека, превращали замужнюю женщину в безответную, забитую домашнюю рабыню.
Жертвами «темного царства» являются Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Но разрушающее влияние этой мертвящей среды сказалось на них по-разному. Тихон находится в полном подчинении у своей маменьки; он не смеет возразить ей, не смеет заступиться за Катерину, хотя понимает, что мать относится к ней несправедливо. И лишь гибель Катерины породила на мгновение протест в его сердце, но это был «бунт на коленях», а потом все пойдет по-старому. Борис, в отличие от Тихона, вырос в другой среде (в Москве); ему дико видеть местные обычаи и нравы. Он искренне полюбил Катерину; но он же ее и предал, отказавшись взять с собой в Сибирь. Его предательство стало последним толчком, подтолкнувшим героиню к самоубийству. Кудряш, как и Тихон, вырос в Ка- линове. Он давно понял, что в этом городе ценится только сила, и он умеет постоять за себя. Кудряш слывет в городе грубияном, и даже Дикой его побаивается. Кудряш сумел отстоять свою любовь - он бежит с Варварой. Варвара также смогла приспособиться к этой жизни. Она знает, что все в доме ее матери держится на лицемерии и обмане, и она научилась лгать. «Я тоже раньше не обманщица была, да выучилась, когда надо стало», - говорит она Катерине. Ее принцип - делай все, что хочешь, лишь бы все было «шито да крыто». Но, когда обман раскрывается, она вынуждена тайно бежать с Кудряшом - ведь Кабаниха никогда не согласится выдать ее замуж за конторщика Кудряша. Поступок Варвары нельзя считать протестом против удушающих порядков «темного царства»; это лишь способ сохранения своей минимальной свободы и своей личности.
«Темному царству» противостоит в драме Катерина. Хотя она происходит из той же купеческой среды и воспитывалась в тех же условиях, что и Варвара с Тихоном, но сама атмосфера в семье Катерины была другой. Это была атмосфера любви, взаимопонимания, и поэтому, попав в дом Кабановой, в атмосферу страха и обмана, она чувствует себя как птица, попавшая в клетку. Образ птицы вообще не случайно связан с образом Катерины. Она говорит Варваре: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но Катерина не может вырваться из клетки кабановского дома. Катерина не принимает атмосферу лжи и обмана дома Кабановых, и поэтому героиня мучается из-за того, что вынуждена обманывать мужа, любить тайно, скрывать свои чувства. Но Катерина наделена не только чувствительной душой, но и сильным, решительным характером. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Героиня Островского сильно страдает из-за того, что ее лишили права любить и быть любимой. Тихон сам отталкивает от себя Катерину, и у нее, к сожалению, нет детей, ради которых она стерпела бы все. Поэтому Катерина так откликнулась на любовь Бориса, но эта любовь, кроме непродолжительного счастья, принесла Катерине новые страдания. Ей не нужна «ворованная» любовь. Во время страшной грозы Катерина, боясь быть внезапно убитой и поэтому страшась предстать перед богом непричащенной, во всех своих грехах признается мужу, кается перед ним и перед людьми. Но после этого признания жизнь героини становится еще более невыносимой. Тихон простил ее, но никогда не простит ее Кабаниха за то, что Катерина призналась прилюдно, «опозорила» семью. Для героини есть только один выход - бежать с Борисом, но он малодушно предает ее, советует ей «терпеть». И тогда для Катерины остается только один путь - броситься в Волгу, потому что вернуться домой еще страшнее, страшнее смерти, это значит обречь себя на медленную, мучительную смерть.
Н.А. Добролюбов написал в статье «Луч света в темном царстве», что гибель Катерины - это «страшный вызов само дурной силе». Критик видит в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности». Героиня пьесы Островского осмелилась бросить вызов всему «темному царству», и в столкновении с ним она погибает. В этом и заключается трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме «Гроза».

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

Главная > Документ

А.Н.Островский. Гроза. Конфликт и композиция драмы. Катерина как трагический характер. Место действия. Своеобразие конфликта . Место действия «Грозы» связывают с разными городами. Oднaко место действия пьесы нельзя соотносить с каким -то конкретным волжским городом. Островский создал обобщенный образ провинциального города и потому дал ему вымышленное название - Калинов.Действие драмы «Гроза» развивается в городе Kaлинове, расположенном на высоком берегу Волги. Драматург создает замкнутый патриархальный мир: калиновцы не ведают о существовании других земель и простодушно верят рассказам странниц, таких как Феклуша, что есть далекие страны, где правят «салтан Maxнут турецкий» и «салтан Махнут персидский», а есть земли, «где все люди с пёсьими головами... за невepность». Эти рассказы странницы, которая «по своей нeмощи далеко не ходила, а слыхать - мнoгo слыхала», вполне удовлетворяют слушателей.Главные люди города - купцы-самодуры, которые стараются «бедного закабалить, чтобы на eгo труды дaровые еще больше денег наживать». Они держат в полном подчинении не только служащих, но и домашних, целиком от них зависящих и потому безответных. Считая себя во всем правыми, они уверены, что именно на них свет держится, и потому заставляют всех домашних cтpoгo выполнять домостроевские порядки и обряды. Taкой же обрядностью отличается и их религиозность: они ходят в церковь, соблюдают посты, принимают странниц, щедро одаривают их и в то же время тиранят своих домашних («И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.». Внутренняя, нравственная сторона религии совершенно чужда Дикому и Кабановой представителям «Teмнoгo царства» Города Калинова.Под властью суровой, деспотичной Кабанихи ее дoмашние или теряют самостоятельность (Тихон), или учатся обманывать, как Варвара, жить так, чтобы всебыло «шито да крыто». Хотя Катерина «завяла» в кабановском доме, но душевная сила, которой она была нaдeлена, не позволила ей окончательно сломаться под гнeтом Кабанихи, утратить чувство человеческого достоинства. И именно в этих тяжелых условиях, где все «как бы из-под неволи», зарождается внутренний протест против вceгo, что мешает жить человеку.Сама Кабанова уже начинает ощущать, что почва у нее колеблется под ногами, что «выводится старина». Рушатся вековечные устои. Она видит пробуждение новых чувств, иных отношений, ощущает сопротивление Катерины, Варвары, даже сына. Помимо Кабановых и Диких, «не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами» (Н. Добролюбов).В центре драмы Островского «Гроза» социальпы,й копфликт - противостояние властителей «Teмнoгo царства» и людей, зависящих от них, вынужденных сносить их самодурство и деспотизм, «терпеть, покуда Tepпится». Но и среди жертв «Teмнoгo царства» не все одинаково выражают свое отношение к существующим порядкам: одни считают, что «лучше уж стерпеть», чтобы не вызвать новый гнeв «ругателя» Дикого или Кабановой (Шапкин, Борис, Тихон); другие, не желая более сносить деспотизм Кабанихи, уходят из родительского дома (Варвара). Особое место занимает в драме Кулигин, который, хотя и советует Шапкину и Борису «терпеть», но подвергает критике нравы города. Патриархальные устои семейной жизни и наконец доходит до прямого обвинения, брошенного в лицо Кабановым в финале дpaмы: «Вот вам ваша Катерина... Тело ее здесь, возьмите eгo; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»Стремление отстоять свои человеческие права заставляет Катерину вступить в неравную борьбу с Кабановой, олицетворяющей собой произвол, деспотизм, защиту нeзыблемых законов «Teмнoгo царства». Этот конфликт является одним из частных проявлений конфликта общего и приковывает внимание зрителя.В драме две центральные фигуры - Катерина и Кабаниха, резко противопоставленные друг другу, столкновения между ними проявляются в каждом действии драмы.Наконец, что особенно важно и на что следует обратить внимание при чтении пьесы - это внутренний конфликт Катерины между чувством долга и страстным порывом к свободе и счастью.Критики единодушно отмечали лиризм и символику «Грозы». Лиризм создается благодаря введению дpaмaтypгoм в пьесу картин природы, которые теснейшим образом связаны с ее идейным содержанием: злу, гнету, деспотизму, царящим в Калинове, противопоставлены гармония и красота природы. Особое значение приобретает в драме образ Волги как воплощения свободы. Он возникает и в начале пьесы, и в монологе Катерины, и в сцене ночного свидания, в Волгу в финале драмы бросается героиня, предпочитая смерть жизни в неволе. 3aдyшевность, поэтичность монологов Катерины, народные песни, которые поют Кулигин и Кудряш, придают лирическое звучание ряду сцен.Само название пьесы имеет символический смысл. Гроза в природе воспринимается по- разному действующими лицами пьесы: для Кулигина она - «благодать», которой «каждая... травка, каждый цветок радуется», калиновцы же прячутся от нее, как от «напасти какой». Гроза усиливает душевную драму Катерины, ее напряженность, влияя на самый исход этой драмы. Гроза сообщает пьесе не только эмоциональное напряжение, но и ярко выраженный трагический колорит. В то же время еще Н. А. Добролюбов увидел в финале драмы что-то «освежающее и ободряющее». Известно, что сам Oстровский, придававший большое значение заглавию пьесы, писал драматургу Н. Я. Соловьеву, что, если он не может подобрать название произведению, значит, ему «идея пьесы не ясна».В «Грозе» драматург часто использует приемы пaраллелизма и антитезы в системе образов и непосредственно в самом сюжете, в изображении картин природы. Особенно ярко проявляется прием антитезы: в противопоставлении двух главных действующих лиц - Kaтeрины и Кабанихи; в композиции третьего действия резко отличаются друг от друга первая сцена (у ворот дoма Кабановой) и вторая (ночное свидание в овpaгe); в изображении картин природы и, в частности, приближения грозы в первом и четвертом действиях.Композиция. Первое действие - развернутая экспозиция. Она понадобилась Островскому для тoгo, чтобы дать начальное представление о действующих лицах, о тех взаимоотношениях, которые господствуют в городе Калинове.Обитатели города постоянно ощущают на себе жестокую и безграничную власть хозяев. Отсюда так часто повторяемое героями пьесы слово неволя. О ней говорят Катерина, Борис, Тихон, Варвара.Для драматурга было очень важно выбрать такoгo гeроя, устами котopoгo он мог дать общую картину быта и нравов города Калинова. Таким человеком в пьесе является механик-самоучка Кулигин: именно ему принадлежат слова о красоте окружающей природы, именно он способен оценить то, что свершается вокpyг. Он paсскaзывает Борису о «жестоких нравах» города. Почти рядом с монологом Кулигина в пьесе дан монолог странницы Феклуши («И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!»). Иную оценку дает Кулигин Кабановой: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем..Пятое явление раскрывает семейные отношения, которые царят в доме Кабановой. .Резкое столкновение характеров начинает ощущаться в этом явлении. Чувствуется внутренний протест и Тихона, и Варвары, и главное - Катерины. Но Тихон свое недовольство скрывает за лживыми фразами, полными унижения, Варвара говорит «про себя», а Катерина, «что при людях, что без людей... все одна», говорит с Кабанихой как равная и, в отличие от Тихона, даже обращается к ней на «ты». Именно в Катерине видит Кабанова свою противницу.В седьмом явлении Катерина рассказывает о себе, о своей жизни в родительском доме, и чувствуется глубина и поэтичность ее внутреннeгo мира. Впечатления прошлых лет составляют резкий контраст с обстановкой кабановского дома («Я у вас завяла совсем»).Катерина страдает и от тяжелой атмосферы в доме Кабанихи, и от сознания своей тайной любви к Борису, отсюда предчувствие беды. Трагедийный мотив («Быть гpexy какому-нибудь!.. Быть беде!») пронизывает первое и второе действия, звучит на протяжении всей пьесы.В первом действии Островский ведет зрителя от общей картины нравов и характеров к семье Кабановой и далее к душевной драме КатериныГлавным событием втopoгo действия являются проводы Тихона в Москву, что позволяет драматургу более полно раскрыть домостроевские порядки, царящие в Kaбановском доме, психологию и характеры гepoeв. В cцeне проводов происходит новое столкновение Кабанихи и Катерины. Мы видим неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину, у которой рушатся последние надежды найти опору в муже, отсюда и ее возглас, полный душевной боли: «Ах, беда моя, беда! Куда мне, бедной, деться? За Koгo мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!».Второе действие и, в частности, сцены проводов Тихона и последующий за ними монолог Катерины с ключом (явление десятое) - завязка драмы, поворотный момент, за которым следует развитие действия.«Ах, кабы ночь поскорее!..» - этими словами Kaтeрины заканчивается второе действие драмы, но третье начинается не со сцены ночного свидания, котopoгo так ждет героиня, а с беседы Кабанихи и Феклуши у ворот кабановского дома. Это действие поделено драматургом на две картины (сцены), резко противопоставленные друг другу.Рассказ странницы Феклуши о посещении Москвы, который внимательно слушает Кабанова, окрашен мрачным предчувствием - по всем приметам наступают «последние времена»: в городе одна пустая суета, «гульбища да игрища, а по улицам-то индо гpoxoт идет... oгненнoгo змия стали запрягать».Вторая картина - ночь свиданий Обратимся к диалогу Катерины и Бориса. Кажется, что они говорят на разных языках, по-разному чувствуют. Сознание своей греховности не покидает Катерину, она стоит, «не поднимая глаз», почти не видит, не слушает Бориса. Ее страстное «Tы- противопоставлено в диалоге осторожному «вы». С которым обращается Борис к ней. В репликах Катерины, полных глубокого чувства, - ощущение своей близкой гибели: «Зачем ты моей погибели хочешь?»; «Ты меня загубил» (слово загубил повторяется ею несколько раз). Далее ответ Бориса: «Разве я злодей какой?», «Ваша воля была на то».Важны ремарки, сопровождающие реплики Катерины и отражающие ее душевное состояние: «С испугом, но не подымая глаз», «С волнением», «качая головой», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается к нeму на шею». Реплики героини и ремарки дают почувст вовать, как меняется ее душевное состояние: от полной растерянности, испуга - к утверждению cвoeгo права на любовь («Коли я для тебя гpexa не побоялась, побоюсь ли я людского cyдa?»). На слова Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь» Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» Во имя этой любви, которая означает для нее волю, полноту жизни, Катерина вступает в борьбу с силами «Teмнoгo царства».Между третьим и четвертым действиями проходит 10 дней, на что указано Островским еще в афише, тем не менее напряженный ритм не снижается.Четвертое действие и, в частности, явления четвертое-шестое, связанные с покаянием Катерины, кульминация драмы. Первые явления - это картины невежества обывателей города Калинова (разговор Heскольких горожан о свалившейся с неба Литве; грубость Дикого в беседе с Кулигиным, который просит у нeгo дeнeг для сооружения солнечных часов и громоотвода).Одновременно с внутренним, психологическим нaпряжением в душе Катерины драматург усиливает внешнюю динамику действия, использует прием параллелизма между душевным состоянием героини и явлениями, происходящими в природе. Усиливается дождь, надвигается гроза, и люди направляются под своды дpeвней арки: Дикой и Кулигин просто входят в галерею, Варвара «быстро входит», а Катерина уже стремительно вбегает.Действие вступает в свою кульминационную стадию. Небо становится зловещим, вызывая страх у людей, окружающих Катерину. Помимо воздействия на героиню надвигающейся грозы, драматург прибегает и к внешним причинам, побуждающим ее к покаянию: слова Тихона («Катя, кайся...»), реплики калиновцев и наконец появление в момент наивысшего напряжения сумасшедшей барыни. Слова барыни сопровождаются ударом гpoма. Катерина бессильно опускается на колени и видит изображенные на стене галереи картины Страшного суда.Покаяние Катерины - кульминационный момент драмы . Ее слова сопровождаются ударом гpoмa, и онападает без чувств на руки мужа. Раздается властный, торжествующий голос Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!..» Этими словами заканчивается четвертое действие драмы.В пятом действии события стремительно движутся к развязке. Декорации первого действия: общественный сад на высоком берегу Волги, но в сумерках. Oткpывается действие песней Кулигина о силе любви, покоряющей сердца, затем рассказ Тихона о жизни в кабановском доме после покаяния Катерины. Далее действие посвящается Катерине - ее горестным раздумьям о жизни, робкой надежде на счастье с Борисом, прощанию с жизнью.Обратите внимание на одну из фраз в последнем монологе Катерины: «Опять жить? Нет, нет, не надо... Hexoрошо!- Что значит это слово нехорошо? Жить под гнeтом Кабанихи - это значит идти на компромисс, покориться власти свекрови и законам «Teмнoгo царства», это значит не быть самой собой. Но для Катерины уже невозможно лишь бы жить, жить да мучиться. И она уходит из жизни непокоренной.Лирико-драматическая сцена прощания Катерины с жизнью сменяется массовой сценой, в которой взволнованные люди ищут героиню. Вслед за Тихоном, Кулигиным, Кабановой сбегается народ.Открыто и впервые смело произносит Кулигин слова, осуждающие кабановых и диких. Впервые в жизни Тихон побеждает страх перед матерью и бросает ей в лицо гневные слова обвинения: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»Самоубийство Катерины нужно рассматривать не как сценический прием, усиливающий впечатление от пьесы, а как драматический финал, подготовленный всем ходом действия. Не случайна и реплика Тихона, которой заканчивается драма: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эти слова заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а о жизни Калинова в целом, где «живые завидуют мертвым».Катерина как трагическая героиня . По складу cвoeгo характера Катерина резко отличается от той среды, от тех людей, с которыми она вынуждена жить. В этой исключительности и своеобразии характера героини заключается причина глубокой жизненной драмы, которую она переживает в «темном царстве» диких и кабановых. Даже для Варвары, с которой Катерина особенно близка, - она «мудреная», «чудная». Ее духовный мир нeдoступен ни для Варвары, искренно жалеющей Катерину, ни для Тихона, ни для Бориса.Катерина - натура мечтательная, поэтическая и вместе с тем решительная, обладающая чувством собствeннoгo достоинства. Для тoгo чтобы читателю, зрителю стала понятна, близка драма eгo героини, Островский раскрывает ее истоки и, по сути, дает предысторию Kaтeрины: жизнь в родительском доме, ее становление как личности. Перед нами возникает весь жизненный путь героини, ее мысли, поступки во мнoгoм определены прошлым детством, юностью. Не случаен мотив полета, который сопровождает Катерину: «Отчего люди не летают так, как птицы? » И сны ей снятся о полете: «А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Она постоянно стремится к движению: то пытается уплыть по Волге, когда ее обидели, то видит себя мчащейся на тройке.Впечатлительная от природы, поэтически настроенная Катерина прислушивалась к каждому слову странниц, которые, по ее словам, рассказывали «жития разные» либо стихи пели. Она молится в саду среди цветов, а в храме видит в солнечный день, как из купола «такой светлый столб вниз идет... будто ангелы в этом столбе летают и поют». Религиозность Катерины искренна, глубока. Но мечтательность, душевная мягкость сочетаются с силой воли, характером, не знающим компромиссов, способностью на решительные действия, если ей «опостылет» жизнь.В драме «Гроза» резко противопоставлены два образа - Катерины и Кабанихи. Одна - поэтически настpoенная, с «горячим сердцем», глубоко чувствующая кpaсоту, честная, правдивая, человечная, другая - властная, грубая, резкая, бессердечная, стремящаяся всех подчинить своей воле.Имя Катерина в переводе с греческого языка означает «всегда чистая». Отчество у нее Петровна (Петр по-гречески «камень»). Видимо, отчеством драматург хотел подчеркнуть твердость характера своей героини.Прозвище Кабаниха - значит «дикая свинья», отличающаяся свирепостью нрава. Роли Кабановой Островский придавал большое значение, считая ее «одной из самых важных в пьесе». Кабаниха - живое воплощение деспотизма, убежденная блюстительница заветов старины И ярая противница вceгo новoгo. В деспотичной власти и страхе видит она прочность семейных устоев, и эти окостеневшие формы отношений в семье держатся ею только на насилии и принуждении. И вместе с тем она ясно ощущает, что ее домашним давно «воли хочется», об этом не раз говорится в пьесе.Уже в начальных сценах Катерина охвачена чувством любви, которое приходит к ней как ощущение духовного обновления, возрождения («Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю...»). Любовь, ставшая для нее олицетворением радости, счастья, воли, заставила героиню остро почувствовать трагическую безысходность cвoeгo положения. Поэтому рядом со словами: «Я снова жить начинаю» - мрачное предчувствие трагического финала: «Я умру скоро». Она воспринимает любовь к Борису как смертный гpex и стремится подавить в себе это чувство. В борьбе между верностью супружескому долгу и желанием хотя бы на миг увидеть свoeгo избранника, берет верх жажда любви, счастья и воли.Любовь, охватившая Катерину, подготовлена всей ее жизнью под гнетом кабановского дома. Сама героиня не доходит до осознания своей борьбы с самодурством, все делается у нее по влечению натуры. Естественные стремления (потребность в счастье, желание воли, простора, свободы) заставляют ее вступить в борьбу со всей моралью, устоями «Teмнoгo царства». Сила естественных стремлений незаметно для самой Катерины одерживает в ней победу над всеми предрассудками. Она идет одна « против всех», «вооруженная единственно силою cвoeгo Чувства, инстинктивным сознанием свoeгo неотъемлеoгo права на жизнь, счастье и любовь...» (Н. Добролюбов).Катерина готовa ради любимого человека преступить даже те понятия о гpexe и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать.Трагический конфликт «Грозы» заключается в нeпримиримом противоречии между любовью Катерины, выражающей ее стремление к свободе, счастью, и миром Калинова, подавляющим человека, гнетущим eгo душу.Изображая духовную драму Катерины, ее внутреннюю борьбу, Островский показывает и сомнения героини, и ее колебания, и взлет чувств, и временное отступление. Публичное покаяние Катерины - лишь временное отступление в борьбе за право любить и быть свободной. В дальнейшем она oтвepгнет смирение и покорность cyдьбе и предпочтет смерть жизни в неволе. Хотя Катерина знает, что самоубийство - тяжелый гpex, она в последний момент не думает о спасении своей души - все мысли устремлены к Борису и последние ее слова обращены тоже к нему: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»..


Катерина и Кабаниха — два очень ярких и одинаково интересных персонажа. Обе женщины — достаточно решительные личности, хотя и каждая по-своему. Катерина и Кабаниха не просто несхожие люди, они — представительницы двух разных миров. Казалось бы, обе воспитывались в одной среде, обеим дороги семейные традиции, так откуда же такие разные взгляды на жизнь? Ведь обеих, в принципе, объединяет то, что они не знают иного уклада жизни, чем установленный в Калинове раз и навсегда. Обе — сторонницы домостроя, обе считают, что жена должна во всем подчиняться мужу. А как же иначе,; если муж кормит, поит, одевает, дает кров? Но Кабаниху больше волнуют условности: невестка должна подчиняться свекрови, выть на крыльце, когда уезжает муж, работать не покладая рук. Катерина же совершенно искренне, без ненужных условностей, хочет быть «мужней женой». Для этого ведь вовсе не обязательно подчиняться строжайшим канонам. Не вина Катерины, что ее искренние порывы полностью подавляются властной Марфой Игнатьевной. К мужу с мольбами, с просьбами обращаться совершенно бесполезно. А ведь Катерина могла стать ему если не любящей, то верной и преданной женой. Беда в том, что Тихон слишком слаб для того, чтобы пойти навстречу жене, поддержать ее хоть в чем-то. Даже имя у него «тихое», слабое. Вспомним хотя бы тот момент в пьесе, когда он завидует умершей жене, хотя вполне мог последовать за ней. Но у него недостаточно силы для этого. Поэтому мужа в конфликте двух сильных женщин нельзя рассматривать ни как поддержку, ни как врага Катерины. Он лишь персонаж, который наравне со всеми подталкивает героиню к гибели. Среди тех, кто стал виновниками трагедии, важнейшая роль — у Кабанихи. Ее конфликт с Катериной не просто противостояние свекрови и невест-* ки, а еще и непримиримость двух кардинально противоположных натур. Несомненное достоинство Кабановой — ее сила. Но на что она ее тратит? На тиранию в полном смысле этого слова. Уже первая встреча читателя с ней как нельзя лучше раскрывает ее характер. В пятом явлении первого действия она буквально изматывает всю душу у] своего сына, а вместе с тем — и у читателя. Ее бесконечные поучения, не имеющие под собою никакой почвы, очень напоминают рассуждения салтыковского Иудушки Головлева. Кабаниха, можно сказать, стала несколько смягченным его вариантом. Постоянные мелкие придирки и благочестивые речи — чем не Иудушка? Есть у Кабанихи одно характерное свойство — почтение к традициям (снова Иудушка). В этом, в сущности, нет ничего предосудительного, но в ней любовь к мелким условностям и ритуалам разрастается до неимоверных пределов. Она живет по сложившемуся раз и навсегда порядку и не хочет меняться. Более того — своих детей она заставляет жить так же. Конечно же, она желает им добра; как известно, многие старики стараются заставить своих детей вести себя по определенным канонам из лучших побуждений. Но это странное выражение любви к детям приводит у Кабановых к плачевным результатам: Тихон спивается, Варвара, которой делали больше всего послаблений, убегает, Катерина гибнет. Беда в том, что для Кабанихи не существует никакой иной действительности, кроме той, которую она создала себе. И пусть весь мир двигается вперед — она будет упорно стоять на месте, ей нет дела до остального мира. Она знает, что жена должна выть, когда муж уезжает, значит, иначе и быть не может. Главное — соблюсти условности. Выть — можно, броситься на шею — нельзя. 

Не такова Катерина. Конечно, и она не чужда условностей и догм, но, в отличие от свекрови, у нее есть живая душа. Душа любящая, светлая, миролюбивая, покорная и терпеливая (идеальная жена!). Терпеливость — одно из главных достоинств Катерины. Она умеет подчиняться обстоятельствам, но лишь до определенных пределов. Она будет покорно сносить то, что ее держат взаперти или что ее заставляют кидаться мужу в ноги. Но когда ее чувства становятся сильнее установленных моральных норм, то даже этому ангельскому терпению приходит конец. Надо заметить, что Кабаниха постоянно подталкивала Катерину к решительному шагу своим вечным брюзжанием без всякого повода. Но уже при первой встрече с Катериной и Кабанихой на прогулке мы понимаем, что Катерина не та натура, которая будет подчиняться, это слышно в ее немногочисленных репликах. Самоубийство стало не уступкой, не знаком слабости или покорности, а, напротив, проявлением силы. Катерина — свободная душа. Ее мечта — полет. Даже странно, что мысли о полете пришли в голову девушке, выросшей в обстановке, не слишком способствующей вольным мыслям. Хотя можно рассуждать и наоборот — недостаток внешней информации дает свободолюбивым душам огромный простор для фантазии. Как бы там ни было, Катерина обладает способностью глубоко чувствовать, мечтать, фантазировать. А Кабаниха подавляет в ней это начало. Будь Катерина натурой не такой решительной, она бы так и осталась под гнетом Кабанихи и похоронила бы в себе свои мечты. Но в том-то и дело, что у героини хватает решимости и на то, чтобы встретиться с Борисом, и на то, чтобы публично покаяться в измене мужу, и на то, чтобы броситься в реку. Обыденный конфликт свекрови и невестки у Кабанихи и Катерины превращается в куда более серьезный — противостояние двух разных миров. Кабаниха — представитель старого, косного, ограниченного мира, Катерина — нового, светлого, стремящегося на воль- ный воздух, прочь от надуманных моральных устоев и условностей, j Кабаниха ползает по земле, Катерина стремится к полету. Никогда такие две личности не найдут компромисса. Конфликт между Катериной и Кабанихой вечен и никогда не изживет себя, покуда существуют старые и молодые, приземленные и мечтательные, духовно нищие и духовно богатые.




Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» (По драме А. Островского «Гроза»)

Драма А. Н. Островского «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки автора по Волге в 1856–1857 годах, но написана только в 1859 году. «Гроза», по выражению Добролюбова, «самое решительное произведение Островского». Если в жанре комедии у Островского были в русской литературе предшественники, то о «Грозе» без преувеличения можно сказать, что это первая русская классическая бытовая драма, по своему высокому поэтическому строю и накалу конфликта приближающаяся к социальной трагедии.

Действие драмы разворачивается в уездном городе Калинове, но название это условное - все могло произойти в любом городе России. С поазительной силой изображает Островский в «Грозе» уголок «темного царства», где попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они притесняют людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.

Среди героев драмы главное место занимает Катерина, молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова, задыхающаяся в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам она резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб многих русских женщин той поры.

Катерина, выйдя замуж, оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой (Кабанихой), являющейся здесь полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, посещала церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за его грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны все будто бы обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством и грубостью. Жизнь в такой обстановке изменила харакер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла сосем...» Со стороны Тихона Катерина также не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он и сам целиком находится под властью матери.

С первых сцен драмы Катерина как бы все время прислушивается к тому, что в ней происходит и что ее саму удивляет: «Точно я снова жить начинаю...» Эту-то жизнь Катерины, жизнь сызнова, и раскрывает Островский шаг за шагом. Причиной «обновления» Катерины стала ее любовь к Борису, но ей кажутся преступными мысли об измене мужу, и она тщетно борется с нахлынувшим на нее чувством. Катерина изображена писателем в различных, даже контрастных эмоциональных состояниях: в тихой радости и неизбывной тоске, в чаянии счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страсти, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть.

Поначалу Катерина пытается отогнать от себя даже мысль о Борисе: «Я его и знать не хочу!» Но уже в следующую минуту признается: «Об чем ни задумываюсь, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак». Катерина пытается еще обрести душевную близость с Тихоном: в сцене прощания с мужем слышится боязнь остаться наедине с искушением и предчувствие того непоправимого, что случится после его отъезда. В знаменитом монологе с ключом Катерина пробует «заговорить себя», но быстро понимает никчемность самообмана. «А горька неоля, ох, как горька», - звучит опорная фраза всего монолога. Горечь неволи и толкнула героиню драмы на роковой шаг. Монолог, начинавшийся душевным смятением, завершается бесповоротным решением: «Будь, что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»

Сцену в овраге, которую принято называть сценой «падения» Катерины, которую следовало бы назвать, напротив, сценой величайшего духовного взлета героини, решившейся, вопреки всему, последовать велению своего сердца. Вскоре происходит сцена признания Катерины. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили Катерину сделать этот шаг. Для ее честной и цельной натуры двусмысленное положение, в котором она оказалась, было невыосимым. Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона. «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает». Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец открыться мужу. В состоянии самозабвения выкрикивает она слова признания, не задумываясь о последствиях.

Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и ничем не может ей помочь, вскоре он уезжает, В сцене прощания с Борисом Катерина предстает просветленной и умиротворенной. Она как будто успокоилась, но это спокойствие кажущееся. На самом деле, это последняя степень отчаяния, когда уж и слез нет, все выплаканы. Борис уехал. Все кончено. Идти Катерине некуда. Катерина отвергает жизнь в полжизни, не решаясь на нравственный компромисс. Положение становится безвыходным - Катерина гибнет. Добролюбов подчеркивает «решительную необходимость того фатального конца, какой имеет Катерина в «Грозе».

Но в гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее смерть - свидетельство несовместимости высокой нравственности героини и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы, самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено серьезного значения». Далее Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак «темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе». В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца.




Top